В заданиях 24-26 ЕГЭ по русскому языку могут встречаться одни и те же языковые явления. В задании 24 они выступают в роли лексических средств выразительности. Мы представляем вам эти лексические средства с большим количеством примеров их употребления в речи.
Формулировка задания:
Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).
(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.
Чтобы выполнить задание 24, надо знать лексические средства выразительности и находить их в тексте.
Синонимы– слова одной части речи, близкие по значению: чуткий и отзывчивый, жалость и сострадание, спешить и торопиться и т. д.
Антонимы — слова одной части речи, противоположные по значению: начинаться – завершаться, отчётливо – расплывчато, добровольный – принудительный и т. д. Не являются антонимами однокоренные слова: красивый – некрасивый.
Примечание: синонимы и антонимы в тексте могут стоять в разных формах: хороший – плохого, завершился – начнется. Не обращайте внимания на форму (окончание) – вас интересует лексическое значение слова.
Труднее находить в тексте контекстные синонимы и антонимы.
КОНТЕКСТ — относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Общий смысл контекста складывается из значений отдельных слов; в свою очередь, сам контекст помогает прояснить значение каждого слова. То есть, слова живут в контексте, приобретая в нем конкретное значение.
Сравните предложения:
1) Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.
2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.
В предложении 2 встретились синонимы чуткость – внимательность. Взятые вне контекста, они все равно остаются близкими по значению, их можно найти в словаре синонимов.
В предложении 1 есть контекстные синонимы: понять – ощутить.
Представьте, что вы не знаете контекста. Эти слова не воспринимаются как синонимы, в другом контексте они приобретут другие значения: понять ближнего – ощутить холод.
Видите, между этими словами не осталось ничего общего. У каждого из них свой ряд синонимов. У слова ощутить синонимы – испытать, почувствовать, пережить, почуять.
У слова понять – постигнуть, уяснить, осмыслить, осознать и др.
Контекстные синонимы помогают избежать повтора слов (писатель – автор, жилище – квартира) или делают текст выразительнее. В таком случае контекстные синонимы создаются так: прямое значение слова – переносное значение (гордый – орлиный взгляд, плыть – скользить по воде).
Примеры предложений с контекстными синонимами:
1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко. (тропа – ниточка)
2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.
(пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают) Все эти глаголы описывают одно действие – пробуждение цветов утром.
Примеры предложений с контекстными антонимами.
1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
Находим контекстные антонимы: загубить – возвысить. У каждого из них есть свой прямой антоним: загубить – спасти, возвысить – унизить, понизить. Антонимами эти слова стали только в данном контексте.
2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал. (соловьем – медведем)
Как видите, контекстные антонимы тоже придают тексту выразительность, дают образную характеристику.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле. Фразеологизмы не создаются каждый раз заново, они живут в языке в готовом виде, закреплены в нашей памяти и в словарях. Как правило, они равны по смыслу одному слову, но обладают особой выразительностью. Фразеологизмы устойчивы, в них нельзя менять, переставлять слова.
Примеры фразеологизмов: яблоку негде упасть, куры не клюют, на краю света, болеть душой, одним духом, вывести в люди, проливать свет, стоять горой, терять голову, в порядке вещей и др.
Устаревшие слова – слова, вышедшие из употребления. Используемые в современных текстах, они помогают воссоздать колорит исторической эпохи. Часто имеют яркую стилистическую, эмоциональную окраску.
Примеры: уповать на случай, виждь и внемли, благолепие, дерзновенный, злонравие и др.
Неологизмы – новые слова, созданные, чтобы дать имя новым предметам, явлениям жизни. Очень подвижная группа: одни неологизмы приживаются в языке и перестают быть неологизмами, другие становятся избыточными и вытесняются: копирайтер, клинер, ритейлер, мультиплекс, кластер, хедлайнер, креатив, тренд, омбудсмен, дресс-код, мессидж, инновация, мониторинг…
Неологизмы могут быть индивидуальными, авторскими (вспомните Маяковского).
Просторечные слова
Языковое пространство, где обитают просторечные слова, — разговорная речь. В экзаменационном тексте они могут появиться по воле автора, если он воспроизводит чужую речь (это будет средство характеристики человека) или использует просторечное слово в ироническом значении, подчеркивая авторское отношение к предмету разговора.
Не всегда просторечия – грубые слова низкого стиля. Это могут быть слова, неправильно образованные, имеющие отклонение от нормы по своим грамматическим признакам: пригодиться – сгодиться, внутрь – вовнутрь, их – ихний, класть – ложить, даром – задаром. У просторечного слова есть общеупотребительные стилистически нейтральные синонимы: газетчик – журналист, толчея – толпа, уйма – много, вкалывать – трудиться, вопить – кричать, долговязый – высокий, башковитый – умный.
Выполним задание:
Антонимы: плохое – хорошее
Обратите внимание! Появилась ещё одна формулировка задания 24: вас могут попросить найти в тексте слово, имеющее определённое значение.
(19)Трудный путь это был! (20)Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной.
(21)Долго шли они… (22)Всё гуще становился лес, всё меньше было сил! (23)И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда-то. (24)А он шел впереди их и был бодр и ясен.
Из предложений 19–24 выпишите слово, имеющее значение «не вполне открыто выражать недовольство, протест».
В данном примере правильным ответом будет слово «роптать».
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Задание 24 ЕГЭ по русскому языку» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из данного раздела.
Публикация обновлена:
07.04.2023
Языковые и контекстуальные синонимы
Синонимы – это слова, которые близки или тождественны по значению и различаются экспрессивностью и стилистическими особенностями. Они бывают разных видов, например, языковые, стилистические. Существуют также и контекстуальные синонимы.
В более широком определении это слова, имеющие близкие или тождественные значения, выражающие одно понятие, подчёркивающие различные его признаки, различающиеся при этом экспрессивными стилистическими особенностями, сочетаемостью. Это понимание свойственно современным лингвистам и сложилось почти во всех европейских языках.
Синонимы и части речи
Языковые и контекстуальные синонимы характеризуются ещё и тем, что они всегда относятся к одной и той же части речи. Условия морфологической общности необходимо в их определении. Таким образом, в русском языке к ним можно отнесли слова миг и мгновение, студень и холодец, громадный и огромный, врать и лгать, словно и будто и так далее.
Виды синонимов
В русском языке насчитывается больше десяти тысяч синонимических рядов, а различные виды выделяются на основании содержательного критерия.
— Дублеты – абсолютные синонимы, то есть слова, полностью тождественные по значению (бегемот и гиппопотам, лингвистика и языкознание).
Чистых дублетов в языке мало. Слова бегемот и гиппопотам различаются по признаку научный и ненаучный, свой и чужой. Проблема возникает, когда понятия близки по значению. Носители языка достаточно легко определяют стилистическое различие между ними интуитивно. Сложнее, когда речь идёт о смысловых синонимах: дом и здание – единица «дом» используется только при разговоре о том, где живут люди. Это родовидовые отношения включения.
— Понятийные, идеографические или семантические синонимы – слова, которые характеризуют разные степени проявления признака. Например: красивый и прекрасный.
— Стилистические синонимы – слова, которые дают разную эмоционально-оценочную характеристику обозначаемого: убежать, удрать или смыться; очи, глаза или зенки.
— смешанный тип – семантико-стилистические синонимы, которые различаются и частью концептуального значения, и коннотациями. Например: боязливый, пугливый, трусливый.
Языковые и контекстуальные синонимы
Синонимы, закреплённые в языковой практике, и имеющие в составе понятийного макрокомпонента общие семы вне зависимости от контекста, называются языковыми: алый, ярко-красный, багровый и так далее. Такие слова остаются синонимами всегда, независимо от контекста, в котором употребляются. Для них составляются специальные словари.
Речевые или контекстуальные синонимы обнаруживают близость значений только в конкретном тексте и не имеют общих сем в языке. Для их сближения достаточно понятийной соотнесённости, то есть ими могут становиться слова, вызывающие в сознании говорящего или пишущего определённые ассоциации. Абсолютно разные понятия могут вступать в синонимические отношения, означать одно и то же и свободно заменять друг друга в определённом контексте, но только в его пределах. В словарях они не фиксируются.
Контекстные синонимы: что такое, примеры — ЕГЭ
Содержание:
Синонимические отношения в языке — проявление структуры лексической системы. Связи между словами возникают на основе сопоставления, тематической и профессиональной общности, противопоставления и т.д. Лексические и контекстные синонимы — большой пласт словаря русского языка.
Синонимы — слова, объединенные общностью значений, относящиеся к одной части речи и различающиеся оттенками смысла или сферой речевого использования. Например: горе — несчастье, языкознание — лингвистика, антитеза — противопоставление.
Контекстные — или контекстуальные — синонимы обладают особыми признаками.
Контекстные синонимы — это слова, синонимия которых проявляется исключительно в данном тексте.
Языковое окружение слова называется контекстом. Наиболее полно смысл языковых единиц выявляется именно в той лексике, которая с ними связана в предложении.
Контекстные синонимы это подтверждают. Общность значений этих слов становится понятной только из сопоставления с окружающим их текстом. В словарях такие отношения не фиксируются, потому что относятся к сфере авторского употребления, индивидуального отбора слов. Например, в предложении «заставить человека считать свою единственную, неповторимую жизнь бессмысленной невозможно» слова единственную, неповторимую сближаются по смыслу. В обычных же условиях они синонимами не являются.
Контекстные синонимы могут показывать примеры близких значений на протяжении всего текста или в конкретном предложении. На этом основано задание ЕГЭ.
Как определить контекстные синонимы
Знать, что такое контекстные синонимы, необходимо, чтобы найти их в тексте. Запомним, что они должны принадлежать к одной и той же части речи. Чаще всего это имена существительные, прилагательные, глаголы или наречия:
- Мы увидели лодку, пришвартованную к берегу. Артем помог нам разместиться в ней, взял весла, и мы отправились в путь. Наше утлое суденышко покачивало на волнах.
- Нет, мое первое, нежное, удивительное чувство любви я никогда не забуду.
- Максим несся по улице, стремясь догнать ускользающее время. Он всем телом рассекал воздух, упорно останавливавший его силой сопротивления.
- Мутно, сурово, неприветливо взглянула на него жизнь при самом его рождении.
Найти примеры контекстуальных синонимов в определенном фрагменте текста — экзаменационное задание, которое встречается в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Примеры для ЕГЭ
Контекстные синонимы — это примеры авторского отбора языкового материала. Внимательное чтение текста поможет их отыскать.
Посмотрим на пример задания из ЕГЭ. Найдите в тексте контекстные синонимы:
Задание:
- Гарри с усмешкой наблюдал за своим знакомым.
- Он понимал, что ему не следует сейчас говорить — не тот случай.
- Джакомо интересовал его как личность и как объект наблюдений.
- Гарри сам удивлялся тому, как повлияли на этого неуверенного в себе юношу его слова.
- Однако он с азартом опытного игрока хотел дождаться финала представления. (контекстные синонимы: Джакомо — юноша)
Задание:
- Бывали дни, когда жители поместья желали всей душой отдаться музыке — и тогда в усадебном доме начиналось действо.
- Раскрывались окна в гостиной, впуская аромат садовых цветов в дом.
- Снимался чехол со старого рояля.
- Приглашенные чинно рассаживались на венских стульях вокруг инструмента — и лились, лились из растворенных окон в парк удивительные, завораживающие звуки.
- И таяли сердца слушающих, и так хотелось любить, обнять весь мир. (контекстуальные синонимы: музыка — звуки, любить — обнять)
Урок на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Разработка урока по русскому языку в 10 классе + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте | 65.5 КБ |
Приложение к уроку на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте | 51 КБ |
Презентация к уроку русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте | 78 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема: «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»
Русский язык – настоящий, сильный,
где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.
— повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;
— дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;
— познакомить с градацией как средством выразительности речи.
— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);
— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.
— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;
— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.
- Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
- Этап усвоения новых знаний:
- Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
- Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
- Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
- Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
- Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
- Этап информирования учащихся о домашнем задании.
- Работа с памяткой «Средства связи предложений в тексте»
- и Алгоритмом выполнения заданий ЕГЭ А7, А8, В7.
(См. приложения к уроку)
Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.
Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? ( лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.
Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы ? Синонимы – это…
Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.
Подберите синонимы к данным словам:
В какой строке слова близки по своему лексическому значению?
- карандаш, стол, лампа
- ученик, школа, портфель
- сад, лес, берёза
- дом, изба, лачуга
Какие слова НЕ являются синонимами?
- печально – грустно
- советовать – рекомендовать
- эффектный – эффективный
- отличный – великолепный
Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.
Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.
Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении.
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
Из рассказа В.П. Астафьева
О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.
В точном подборе синонимов — мастерство писателя . Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот « массив деревьев»? ( величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, ( Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ)
Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. ( шорох, шуршание, шелест) К акова их роль?
Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?
Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.
Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?
Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:
источники:
http://bingoschool.ru/manual/kontekstnyie-sinonimyi-chto-takoe-primeryi-%E2%80%94-ege/
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/12/urok-na-temu-leksicheskie-stilisticheskie-kontekstnye
Что такое контекстный синоним: способы определения и толкования
Личные местоимения и контекстные синонимы. Что такое контекстный синоним: способы определения и толкования Вас спрашивают, хорошо ли ваш друг сын и т.
Что такое контекстный синоним: способы определения и толкования
Многие из нас даже не задумываются над тем, что такое контекстный синоним. А между тем ответ на этот вопрос очень прост. Постараемся в этой статье осветить проблему выделения данных видов синонимов и особенностей их изучения и понимания.
Определение
Самое простое определение звучит таким образом: данный синоним употребляется в конкретном предложении только в определенном контексте. Например, если мы говорим об источнике воды и рядом в предложении ставим слово «ключ» в значении родника, то эти слова будут называться контекстными синонимами.
Приведем еще одно толкование. Данные синонимы образуются для того, чтобы дать наиболее полное определение тому или иному явлению.
Какие же это — контекстные синонимы? Примеры приведем ниже: «Сонечка стояла на земле и смотрела на эту черную, мертвящую глубину могилы». В данном случае прилагательные «черный» и «мертвящий» являются синонимами.
Таким образом, краткий ответ на вопрос о том, что такое контекстный синоним, мы представили. Теперь оценим данный феномен с научной точки зрения.
Научное толкование
Вопрос о тождестве или не тождестве значений так называемых контекстных синонимов обусловливает постановку проблемы степени дискретности их значений. Считается, что для содержания таких синонимов характерен одинаковый семный состав.
Однако, как правило, в значениях многих слов, относимых лексикологами к абсолютным синонимам, можно наблюдать несовпадения, то есть толкование одного синонима не совпадает с дефиницией другого. А в разных словарях степень полноты семного состава синонимических значений не совпадает, что связано с лексикографической лакунарностью.
Проблема дискретирования семантики лексических единиц всегда так или иначе отражалась в работах лингвистов, однако именно в настоящее время интерес к ней возрос.
В данном случае можно говорить о том, что значения внутри семантической структуры слова являются выделимыми и каждое из них может вводить слово в разные системные парадигмы; само значение состоит из выделимых частей (сем), которые могут быть основой ЛСГ, синонимических рядов. Это явления помогают увидеть предложения с контекстными синонимами.
Примеры данного вида синонимии
Остановимся на паре контекстных синонимов, которые мы находим в предложении «Ломоносов – гений русской нации». Данные контекстные синонимы успешно поддаются дискретизации, их лексикографический и контекстный анализ может стать прецедентным для выявления тенденций существования синонимов в современном русском языке.
В данном случае мы можем объяснить, что такое контекстный синоним. Ведь сами по себе слова «Ломоносов» и «гений» не являются синонимами в чистом виде, однако в данном контексте в предложении данные слова являются синонимами.
В другом предложении, например, «Его гений звал его покорять вершины науки, тогда еще молодой Ломоносов не знал о том, какая слава ждет его при жизни и после смерти», слова «Ломоносов» и «гений» синонимами уже не являются, потому что употреблены в ином контексте.
Таким образом, в словарных дефинициях изучаемых синонимов мы наблюдаем разные способы отражения дискретности их значений. Лексикографические данные всегда можно дополнить исследованием контекстуального «поведения» синонимов. Обратимся к особенностям употребления рассматриваемых синонимов, приведя соответствующие контексты.
Контекстные синонимы: примеры из литературы и их толкование
Зададимся вопросом о том, почему в речи используются данного вида синонимы.
Они нужны нам для усиления выразительности речи. Например, остановимся на паре синонимов: морской, бурный, которые употреблены в контексте следующего предложения: «Морской бурный ветер бился о борт тонущего корабля».
В данном предложении подчеркивается значение образа ветра, который причинял боль израненному бурей кораблю. В другом контексте данные слова уже не будут синонимами.
Таким образом, можно говорить не только о степени семантической дискретности рассматриваемых синонимов, но и о степени континуальности их контекстного окружения: оно по-разному диагностирует особенности семантической модификации изучаемых единиц.
Подведем итоги
Семантическая дискретность словарных дефиниций позволяет ответить на вопрос о том, что такое контекстный синоним. Это обусловлено особенностями репрезентирования информации о синонимах в толковых и синонимических словарях. Анализ словарных толкований в соединении с описанием дистрибутивной специфики рассматриваемых единиц (с учетом степени диагностичности контекста) позволяет не считать их в полной мере синонимами. Об этом свидетельствует и развитие семантических модификаций анализируемых единиц, например, проявление переносных значений, которые не отмечены словарями. Это ограничивает возможность их взаимозаменяемости в других предложениях с качественно иным контекстом.
Местоимения
Перейти
Покупай всё для скетчинга на 100trendov.com
План урока:
Значение местоимений
Местоимение отличается от других частей речи тем, что указывает на людей, предметы, их количество и признаки, но конкретно их не называет. Роль местоимений – замещение других имён (существительных, прилагательных, числительных):
- Маша положила в корзину ягоды. – Она положила в корзину ягоды.
- Это папина куртка. – Это его куртка.
- На столе лежало 3 конфеты. – На столе лежало несколько конфет.
Определяющие вопросы местоимение заимствует у частей речи, которые заменяет:
- Я (кто?) сяду на диван. Ничто (что?) не помешает празднику.
- Её (чья?) картина очень красивая. Некоторый (какой?) человек вами интересуется.
- Возьмите вот столько (сколько?) карандашей. Сколько (сколько?) раз можно повторять?
- Там (где?) много цветов. Туда (куда?) не ходите.
В первом примере вопросы заимствованы у существительного, во втором – у прилагательного, в третьем – у числительного, в четвёртом – у наречия.
В предложении местоимение выполняете такую же синтаксическую роль, как и часть речи, которую заменяет. Мы завели собаку. Местоимение мы в предложении указывает на предмет, заменяет существительное, является подлежащим. Их кот пушистый и ласковый. Местоимений их отвечает на вопрос чей? Заменяет прилагательное, в предложении является определением.
Все местоимения по значению делятся на 9 групп, они называются разрядами. Распределение по разрядам представлено в таблице ниже. В левой графе вы видите названия разрядов, в правой – перечень местоимений.
Изменение личных местоимений по падежам
Сегодня мы рассмотрим личные местоимения.
В тексте и речи личными местоимениями чаще всего заменяются существительные. Они указывают на объекты, явления, ни одно из них не называя. К личным местоимениям задаются вопросы: Кто? Что? Посмотрите в таблице список личных местоимений.
Разберём значения личных местоимений.
- Я, мы указывают на одного человека или несколько людей, которые совершают действие и сообщают об этом. Я вышью фрукты. Мы помоем полы.
- Ты, вы указывают на одно лицо или группу людей, с которыми ведётся диалог. Ты хорошо вышиваешь! Вы не обращайте внимание на других.
- Он, она, оно, они указывают на одного человека или несколько человек, про которых сообщается информация. Он не выспался вчера. Она выступает на концерте. Оно было красным. Они весело смеялись.
К постоянным характеристикам личных местоимений относятся категории лица и числа. Это Я (1-е лицо, ед.ч.) решила задачку. Мы (1-е лицо, мн.ч.) ходили в кино. Ты (2-е лицо, ед.ч.) пробежал стометровку? Вы (2-е лицо, мн.ч.) пойдёте в кино? Он (3-е лицо, ед.ч.) решил задачку. Она (3-е лицо, ед.ч.) пошла в кино. Оно (3-е лицо, ед.ч.) закатилось под кресло. Они (3-е лицо, мн.ч.) не хотят читать.
В таблице вы можете увидеть: в 3-м лице в единственном числе у личных местоимений появляется категория рода. Она (ж.р.) видела дельфинов. Он (м.р.) видел кашалота. Оно (с.р.) светило ярко.
Непостоянный признак у личного местоимения – один. Это падеж. Изучим таблицу со склонениями личных местоимений.
Склонение по падежам личных местоимений приводит к образованию других слов: я – меня, мы – нас, вы – вас, ей – им. Меняется не только окончание, но и основа слова. Такие формы называются супплетивными, то есть образованные необычным способом.
Также вы можете увидеть в таблице ещё одну особенность: у местоимений в единственном числе в Р.п. и В.п. получаются одинаковые падежные формы.
Перейдём к практической части урока. Предлагаю выполнить упражнения.
Задание 1.
Напишите местоимения в соответствующей падежной форме.
- Возле (вы) стоит стол. 2. Дети гордятся (вы).3. У (я) есть Большая энциклопедия. 4. Мама пойдёт с (я) в магазин. 5. Максим спрашивал о (ты). 6. (Он) нет в комнате. 7. (Они) увезли на дачу. 8. Передай (она) хлеб.
Задание 2.
Укажите падеж личных местоимений.
Меня забыли предупредить о празднике. Тебе всё скажут. Ему не надо играть допоздна. Её положили на полку. О вас никто ничего не говорил. Им родители гордились.
ВНИМАНИЕ! Правильные ответы на задания вы найдёте в конце урока.
Правописание личных местоимений с предлогами
Личные местоимения не имеют приставок. С предлогами пишутся раздельно. Есть особые условия при употреблении местоимения я в косвенных падежах с предлогами: над, под, перед, с, к, в, об. В конце перечисленных предлогов добавляется гласная о для удобного произношения: Надо мной кружились листья. Подо мной раскинулась зелёная долина. Передо мной стоят два человека. Со мной не пропадёте. Ко мне приехала подруга. Во мне бродят противоречивые чувства. Обо мне сняли видеоролик.
Местоимения 3-го лица после предлога пишутся с начальной буквой н:
- он– У него в квартире живёт собака. К нему можно обратиться за помощью. Возле него всегда много ребят.
- она— У неё спросим про работу. К ней пришли родители. Мимо неё пролетели птицы.
- оно— С ним ребятам по пути. Перед ним проходила граница. Около него кружился щенок.
- они— С ними подойдём к учителю. К ним обратимся за помощью. Возле них разместим коробки с книгами.
Буква н пропадает, если рядом с личными местоимениями 3-го лица в предложении стоят предлоги: благодаря, наперекор, вопреки. Благодаря ей, Катю взяли на конкурс. Наперекор им, Саша выиграл матч. Вопреки ему, Антон поехал за город.
Личные местоимения в Р.п. могут совпадать по написанию с притяжательными местоимениями:его, её, их. У притяжательных местоимений предлог относится не к самому местоимению, а к относящемуся к нему существительному. Поэтому в начале притяжательных местоимений буква н не пишется. Сравните: Вася подошёл к его (притяж. мест.) парте. У него (лич. мест.) испачкалась куртка. К её (притяж. мест.) планам я не имею отношения. У неё (лич. мест.) красивый голос. Около них (лич. мест.) сидели знакомые. У их (притяж. мест.) друзей хороший автомобиль.
Ребята, запомните нормативные формы личных местоимений: у неё, от неё, их. Неграмотно употреблять в речи: у ней, ихняя.
Потренируемся в умении различать личные и притяжательные местоимения.
Задание 3.
Подчеркните в предложениях личные местоимения одной чертой, притяжательные – двумя чертами.
- У него хорошо получается рисовать портреты. 2) У его дома расцвела сирень. 3) Возле неё всегда много детей. 4) Возле её стола собрались ученики. 5) У них нет доказательств. 6) У их велосипеда спущены колёса.
Ответы на задания
Задание 1.
1.Возле вас. 2. Вами. 3. У меня. 4. Со мной. 5. О тебе. 6. Его. 7.Их. 8. Передай ей хлеб.
Задание 2.
Меня (Р.п.). Тебе (Д.п.). Ему (Д.п.). Её (Р.п.). О вас (П.п.). Им (Т.п.).
https://fb.ru/article/341374/chto-takoe-kontekstnyiy-sinonim-sposobyi-opredeleniya-i-tolkovaniya
https://100urokov.ru/predmety/mestoimeniya
Обновлено: 02.05.2023
— познакомить с градацией как средством выразительности речи.
— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);
— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.
— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;
— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.
- Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
- Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
- Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
- Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
- Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
- Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
- Этап информирования учащихся о домашнем задании.
(См. приложения к уроку)
Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.
Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? ( лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.
Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы ? Синонимы – это…
Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.
Подберите синонимы к данным словам:
В какой строке слова близки по своему лексическому значению?
- карандаш, стол, лампа
- ученик, школа, портфель
- сад, лес, берёза
- дом, изба, лачуга
Какие слова НЕ являются синонимами?
- печально – грустно
- советовать – рекомендовать
- эффектный – эффективный
- отличный – великолепный
Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.
Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
Из рассказа В.П. Астафьева
О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.
Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. ( шорох, шуршание, шелест) К акова их роль?
Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?
Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.
Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?
Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:
Синонимические отношения в языке — проявление структуры лексической системы. Связи между словами возникают на основе сопоставления, тематической и профессиональной общности, противопоставления и т.д. Лексические и контекстные синонимы — большой пласт словаря русского языка.
Синонимы — слова, объединенные общностью значений, относящиеся к одной части речи и различающиеся оттенками смысла или сферой речевого использования. Например: горе — несчастье, языкознание — лингвистика, антитеза — противопоставление.
Контекстные — или контекстуальные — синонимы обладают особыми признаками.
Контекстные синонимы — это слова, синонимия которых проявляется исключительно в данном тексте.
Языковое окружение слова называется контекстом. Наиболее полно смысл языковых единиц выявляется именно в той лексике, которая с ними связана в предложении.
Контекстные синонимы могут показывать примеры близких значений на протяжении всего текста или в конкретном предложении. На этом основано задание ЕГЭ.
Как определить контекстные синонимы
Знать, что такое контекстные синонимы, необходимо, чтобы найти их в тексте. Запомним, что они должны принадлежать к одной и той же части речи. Чаще всего это имена существительные, прилагательные, глаголы или наречия:
- Мы увидели лодку, пришвартованную к берегу. Артем помог нам разместиться в ней, взял весла, и мы отправились в путь. Наше утлое суденышко покачивало на волнах.
- Нет, мое первое, нежное, удивительное чувство любви я никогда не забуду.
- Максим несся по улице, стремясь догнать ускользающее время. Он всем телом рассекал воздух, упорно останавливавший его силой сопротивления.
- Мутно, сурово, неприветливо взглянула на него жизнь при самом его рождении.
Найти примеры контекстуальных синонимов в определенном фрагменте текста — экзаменационное задание, которое встречается в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Примеры для ЕГЭ
Контекстные синонимы — это примеры авторского отбора языкового материала. Внимательное чтение текста поможет их отыскать.
Посмотрим на пример задания из ЕГЭ. Найдите в тексте контекстные синонимы:
Синонимы, которые полностью совпадают по значению, называются абсолютными: лингвистика – языкознание, орфография – правописание, азбука – алфавит; осьминог – спрут.
Однако чаще всего синонимы различаются:
1) оттенками лексического значения: красный, алый, пурпурный, багровый (различные оттенки красного цвета); хороший, отличный (разная степень обозначаемого признака);
2) принадлежностью к разным стилям речи, например: слово лицо употребляется в нейтральном стиле, физиономия – в разговорном, лик – в книжном;
3) эмоционально-экспрессивной окраской, например синонимы лицо, физиономия, лик не только употребляются в разных стилях речи, но и имеют разную эмоционально-экспрессивную окраску: лицо – нейтральную, физиономия – неодобрительную, лик – возвышенную.
Синонимы | Общее лексическое значение | Оттенки значений | Эмоционально- экспрессивная окраска | Сфера употребления |
Смеяться | «издавать смех» | — | — | нейтральная |
Посмеиваться | «время от времени» | — | нейтральная | |
Хихикать | «исподтишка» | неодобрительная | разговорная | |
Хохотать | «громко» | — | нейтральная | |
Ржать | «очень громко» | неодобрительная | просторечная |
Контекстуальные (авторские) синонимы –слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте:Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его (И. Гончаров); …А по вечерам вступал он в очаровательный, пахучий, светлый мир, весь населенный молодыми веселыми лицами (И. Тургенев). Вне такого контекста подобные слова синонимами не являются.
В тексте синонимы могут выполнять различные стилистические функции:
Что такое
Чтобы убедиться в том, насколько необходимыми и ценными являются для нашей речи синонимы, достаточно попытаться рассказать о чем-нибудь. Грамотный человек с большим лексическим запасом даже не задумывается об этом – использует десятки синонимов ежедневно и интуитивно чувствует, какое слово можно употребить, а какое – нет.
Что такое синонимы?
Синонимами называются слова, относящиеся к одной части речи, значения которых совпадают полностью либо частично. Основное предназначение их заключается в обогащении речи, повышении ее разнообразия, выразительности. Например: смеяться – хохотать – заливаться и т.п.
Определение синонимов
Если говорить о синонимах в широком понимании данного термина, то в их роли могут выступать другие ярусы языковой системы. К ним принадлежат морфемы, фразеологизмы и синтаксические конструкции. Также у каждого синонима имеется собственный оттенок значения. Благодаря этому слова отличаются друг от друга. Например: алый – багряный – красный.
Понятие о синонимах
С синонимами связано несколько законов, действующих в языке:
Примеры синонимов к слову “еда”
Третий закон предполагает, что дублеты (полные синонимы) держатся в языке относительно недолго, поскольку они не обогащают его. Например, купец – гость уже не заменяют друг друга по значению, а град – город имеют разную стилистическую окраску.
Классификация. Виды синонимов
В русском языке используется несколько классификаций синонимов. Прежде всего, их различают по способу словообразования на два вида:
- однокорневые – расследование и следствие;
- разнокорневые – незрячий и слепой.
Разница между синонимами:
Основные виды синонимов в лексике:
- семантические;
- стилевые;
- семантико-стилистические;
- абсолютные;
- контекстуальные.
Семантические
Стилевые (стилистические)
Синонимы, которые указывают на один и тот же объект либо явление, но при этом используются в разных сферах, поскольку имеют разную эмоциональную и экспрессивную окраску. Они принадлежат к разным стилям речи (книжному, разговорному, устаревшему, деловому и др.) и не могут заменять друг друга. Например: ходить – слоняться – бродить или узнать – испытать – испить чашу до дна.
Абсолютные (полные, дублеты)
Относительно небольшая группа синонимов, которые при разном написании и звучании не несут в себе особой стилистической окраски, а также не имеют семантических отличий. Эти слова могут заменять друг друга в любом контексте, никак не влияя на общую суть. Большинство полных синонимов являются существительными.
Примеры дублетов
Контекстуальные
Особая группа слов, значения которых сближаются лишь в определенном контексте, а во всех остальных случаях они не являются синонимами. Большая часть таких слов отличается экспрессивной окраской. Их функция состоит в том, чтобы охарактеризовать процесс, явление или признак, а не просто назвать их.
Фразеологизмы-синонимы
Фразеологизмы-синонимы – обороты, значения которых совпадают полностью или частично. Это возможно, поскольку каждый фразеологизм представляет собой отдельную семантическую единицу. При использовании таких синонимов важно учитывать их грамматическую сочетаемость, а также уместность в том или ином контексте.
- добрая душа – прекрасной души человек – человек с большой буквы (про хорошего человека);
- кладезь премудрости – ходячая энциклопедия (про умного человека);
- как кошка с собакой – быть на ножах – на дух не переносить (про вражду).
Синонимия морфем
Морфема – это самая маленькая единица языка, которая несет в себе определенный смысл. Среди морфем встречаются многие языковые явления, в том числе – синонимия. Например, большое количество синонимов образовалось на основе одного корня, но с разными суффиксами. Такие слова хоть и похожи, но все же имеют разный стиль, семантику, а не просто дублируют друг друга. Примеры:
- абрикосный – абрикосовый (суффиксы -н, -ов);
- ананасовый – ананасный;
- учеба – учение;
- вражий – вражеский;
- волчица – волчиха (оба варианта верны, первый – литературный, второй – разговорный).
Синтаксические синонимы
Синтаксические синонимы – это параллельные конструкции, которые имеют похожее строение, а также близкое значение. Отличаются по стилю и смыслу. К параллельным конструкциям относятся следующие:
Примеры синонимов разных частей речи:
Интересный факт: русский язык считается одним из самых богатых по количеству синонимов. Большинство (особенно фразы) невозможно перевести на другой язык, чтобы не упустить точный смысл и оттенок.
Что такое синонимичный ряд? Примеры
Синонимичный ряд – это группа слов, состоящая из нескольких синонимов. Они могут быть как одно-, так и разнокоренными. Количество слов в ряду может быть разным – от 2-3 до 10 и более. В составе всегда присутствует доминанта – это главное слово, которое имеет стилистически нейтральный окрас, общее значение и может легко сочетаться с другими. Например: обманывать (доминанта) – хитрить – врать – жульничать – юлить.
Особенностью синонимичного ряда является то, что все слова принадлежат к одной части речи. При этом у них разный стиль и оттенок значения. Также ряд может состоять из фразеологизмов, например: много – куры не клюют – через край – тьма тьмущая.
Синонимы обычно являются представителями одной и той же части речи. Но у каждого из них имеются родственные слова, которые могут относиться к другим частям речи. Причем между ними тоже возникают синонимические связи. Например:
Красивый – неотразимый, очаровательный, обаятельный.
Красота – неотразимость, очарование, обаяние.
Мысли – помыслы, размышления, раздумья, думы.
Мыслить – помышлять, размышлять, раздумывать, думать.
Если речь идет о производных словах, то между ними тоже наблюдается устойчивая синонимия. Например:
Гармония – благозвучие; гармонично – благозвучно, гармоничный – благозвучный, гармоничность – благозвучность.
Данная закономерность лучше всего отображает системные связи, которые присутствуют между лексическими единицами.
Пример разбора синонимичного ряда
В русском языке очень много синонимов. Редко можно встретить синонимический ряд, состоящий всего из 2-3 членов – как правило, их намного больше. Тем не менее, при составлении словарей лексикографы пользуются разными критериями выделения синонимов. Именно по этой причине у разных авторов зачастую не совпадают ряды – каждый их них по своему воспринимает суть синонимии.
К примеру, один специалист уверен в том, что синонимы обязательно должны обозначать одно и то же понятие, и принимает это явление за ключевой признак. Другой же считает более важной способность синонимов заменять друг друга. А, согласно третьему мнению, решающее условие – близость слов по лексическому значению. Причем эта точка зрения может быть реализована в нескольких вариантах:
- тождественность лексических значений;
- тождественность или близость лексических значений;
- только близость лексических значений.
По мнению известного советского лингвиста Розенталя, автора множества учебных пособий по русскому языку, самым важным условием для слов-синонимов является их семантическая близость, в особых ситуациях – тождественность.
Синонимы чаще всего указываются на одно и то же явление объективной действительности. Постепенно у слов возникают новые значения, происходит развитие языка. Номинативная функция синонимов предоставляет возможность создавать из них незамкнутые ряды, которые иногда пополняются новыми словами.
Эти изменения влияют и на остальные уровни синонимии, нарушая или создавая новые системные связи родственных слов. Так появились синонимичные ряды с существительными: утонченность – щепетильность – деликатность и глаголами: мечтать – грезить.
Значение в речи и в тексте
В нашей речи синонимы помогают избежать повторений одних и тех же слов (тавтологии), ярче и точнее выразить мысль, придают сказанному эмоциональную окраску. Также они служат связующим звеном между предложениями.
Значение синонимов
Согласно известному российскому лингвисту Д. Э. Розенталю, синонимы в русском языке повышают выразительность речи. Составляя текст (или речь), мы с легкостью подбираем идеально подходящее контексту и стилю слово-синоним, чтобы не повторяться.
Функции синонимов в тексте:
- Замещения. Папа подарил дочери малахитовую шкатулку. Этот ларчик удивительно подходит к ее глазам.
- Уточнения. Человек это был простой, ничем не примечательный, обыкновенный.
- Усиления (с эффектом градации). Солдаты продемонстрировали в бою храбрость, отвагу, невероятную стойкость.
- Сопоставления. Он верил в добро, нет, скорее даже веровал в него.
- Противопоставления. Она не смеялась, а звонко хохотала. Он не говорил, а шептал.
Как появляются синонимы?
Новые элементы, обогащающие язык, появляются постоянно. Точно так же непрерывно синонимы меняют свое значение и даже теряют связь друг с другом. Существует несколько путей возникновения синонимов. Один из них – скрещение говоров. Каждому диалекту свойственен определенный запас слов. Когда говоры объединяются между собой, возникают полностью равноправные дублеты.
Еще один путь появления синонимов связан с развитием письменности. При этом слова на другом языке проникают из устной речи в письменную и наоборот. Так было, например, со старославянским языком: ворог – враг, злато – золото.
Чем отличаются синонимы от антонимов?
Синонимы имеют разное написание и произношение, но похожее значение. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они ориентированы главным образом на смысл, в то время как синонимы могут иметь разные оттенки и цель применения. Антонимов в языке гораздо меньше, они образуют пары, а не синонимичные ряды, и демонстрируют контраст.
Примеры антонимов
Как подобрать синонимы к слову?
Первым делом нужно определить значение главного слова, после чего нужно отыскать слова, которые максимально к нему приближены. Важно различать оттенки синонимов и возможность их применения в том или ином контексте, ситуации, стиле. Универсальными считаются лишь нейтральные слова, которые подходят и для разговорной, и для официальной/деловой речи. Облегчить поиск синонимов могут специальные словари – как бумажные издания, так и электронные форматы.
Интересный факт: программа Word для набора текста имеет полезную функцию, о которой многие не знают. Она подсказывает синонимы для выбранного слова. Достаточно нажать на него правой кнопкой мыши и выбрать соответствующий пункт в появившемся меню.
Синонимы – интересное видео
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка в 5 классе
Тип урока: УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ .
Цель: воспитывать личность,
имеющую знания о синонимах и синонимических рядах, контекстуальных синонимах;
умеющую подбирать синонимы и составлять синонимические ряды, использовать контекстуальные синонимы в речи; грамотно обогащать свой словарный запас.
Компетенции учащихся (формируются посредством обучения учащихся активным способам жизнедеятельности):
— умение задавать вопросы, формулировать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать;
— вдохновленность, раскованность мыслей, критичность, гибкость ума, фантазия;
— способность осознавать цели учебной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка;
— умение отыскивать и преобразовывать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, способность к толерантности.
Средообразо
вательные действия учителя
Способы жизнедеятельности учащихся
Сфера развития
личности учащегося
Эпиграф урока: Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.
Лев Успенский.
Направленного внимания, визуализации, акцентирования
Сосредоточение на основных смысловых элементах уроках
1Организационный
Организация совместной деятельности
Соблюдение правил поведения на учебном занятии
Ребята, как вы понимаете слова Успенского, взятые в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?
Коллективной работы, заинтересованности
Интеллектуальная, эмоционально — нравственная
Общаясь друг с другом или поверяя бумаге свои мысли и чувства, мы редко задумываемся над тем, каким неоценимым богатством одарила нас природа. Это богатство – человеческая речь, Слово, которое таит в себе огромные возможности.
Речь, звезды сиянье,
Похолоданье рос, вино.
И терпеливое молчанье,
Когда оно обречено…
Гул от лесосплава,
Иль след гусиный по волне,
Пришла по собственной вине?
Всегда ли мудро и верно распоряжаемся мы этим великим даром?
Иногда мы пренебрегаем простейшей истиной, о которой напоминает Н.М.Грибачёв:
Будь осторожен, выбирая слово:
Им осчастливить можно и убить.
Коллективной работы, заинтересованности
Соприкосновение с поэтическим творчеством
Интеллектуальная, эмоционально – нравственная
Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо — волевая
2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала
Внимание к слову, его значению, написанию, употреблению – цель наших уроков русского языка.
Сегодня мы проведём лингвистический эксперимент, сделаем вывод о роли синонимов в речи.
Наблюдательность – ценное свойство: она необходима моряку, охотнику, натуралисту, живописцу, писателю. Постарайтесь развить в себе наблюдательность.
3.Этап систематизации и обобщения изученного материала
Озадачивание в области решения учебных задач
Что вы знаете о синонимах?
Слова-синонимы всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество- Отчизна,
Как много в них священного для нас!
Познания, интеллектуального труда, заинтересованности, усовершенствования имеющихся знаний
Интеллектуальная, поведенческо – волевая, эмоционально — нравственная
Организация коллективной исследовательской деятельности.
Обобщение совместно с учащимися.
Озадачивание в области созидания и творчества.
Обобщение совместно с учащимися.
Лингвистические эксперименты.
Наблюдать – значит уметь так видеть, слышать, ощущать, чтобы заметить характерные и яркие признаки предметов.
Работа с технологической картой.
Первый эксперимент:
В утреннем лесу.
От сырости ёжится цапля,
Нахохлились кряквы, тихи.
Дрожит изумрудная капля
В зелёной ладошке ольхи.
Задания: Найти в этом тексте синонимы. Заменить слово изумрудная словом зелёная. Как от этого изменится текст?
Наблюдения детей:
1.Если вместо слова изумрудная ( капля) поставить его синоним зелёная, то капля сольётся с листом, её совсем не будет видно.
2.Не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта.
3. Изумрудный – от слова изумруд. А изумруд не просто зелёный камень, а ярко-зелёный, прозрачный, драгоценный. Изумрудная капля – переливающаяся в лучах солнца, а не просто зелёная.
Вывод из наблюдений: Синонимы передают тончайшие оттенки в характеристике предметов, их признаков, действий и благодаря этому позволяют выразить мысль наиболее точно.
Второй эксперимент.
Работа с текстом.
Я сидел во дворе на лавочке и смотрел на петуха. Петух разгуливал по молодой зелёной травке и клевал букашек. И алый гребень, и пёстрый хвост, и точёные шпоры на его жёлтых сапожках – всё горело, сверкало, переливалось.
Задания: 1. Найти в этом тексте синонимы.2. Понаблюдать, как изменятся смысл и звучание последнего предложения, если убрать сначала слово переливалось, а затем сверкало. 3. Проследить связь предложений в тексте.
Наблюдения детей: синонимы – глаголы гореть, сверкать, переливаться. По значению они очень близки.
Для чего же автор употребил их именно так, поставив рядом, один за другим?
Опускаем третий, затем второй синонимы – создаётся впечатление незавершённости текста, предложение делается неблагозвучным, и петуха мы представляем не так ярко, как по авторскому тексту.
Вывод: следовательно, употребляя два-три синонима рядом, можно усилить их основное общее значение, исчерпывающе полно охарактеризовать предмет, выразить мысль наиболее благозвучно, завершённо.
заинтересованности, иллюстрирования, всеобщего внимания,
Коллективной работы, заинтересованности.
Коллективной работы, заинтересованности.
Совершенствование полученных знаний и умений в области созидания и творчества
Соприкосновение с поэтическим творчеством.
Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо — волевая
Озадачивание в области созидания и творчества, расширяющее минимальный базовый уровень знаний учащихся.
Рассказ о художнике и его картине.
Художник вырыл в снегу траншею и, глядя на берёзу снизу вверх, как на хрустальный каскад, сотворённый природой, запечатлел это чудо, сидя под голубым зонтиком, который усиливал интенсивность красок.
— Что общего в этом описании с изображённым на картине художника?
-Какую задачу ставил перед собой художник?
-Он хотел изобразить всё ярким, светлым, воздушным, чтобы дать почувствовать первые признаки приближающейся весны.
— Какого цвета небо на переднем плане и на дальнем, т.е на горизонте?
1. Составьте синонимический ряд к этим оттенкам цвета.
2. А снег- какой он на солнце и в тени? Составьте синонимический ряд.
Работа со словарём синонимов.
Многие слова имеют не один синоним, а несколько. В этом случае они образуют синонимический ряд. Один из синонимов является основным, главным и помещается в словарях первым.
Есть волшебная страна,
Что распахнута перед вами,
Та, которая словами,
Как людьми, населена,
Правит ими государь
По прозванию СЛОВАРЬ.
Лазурь: 1. светло-синий цвет, синева ( устар. и высок.); 2.краска светло-синего цвета.
Небо: голубое, лазоревое, синее, бездонное, небесно-голубое.
Снег: искрится, блестит, сверкает, сияет.
Поиска, творчества, самосовершенствования, заинтересованности, всеобщего внимания.
Читайте также:
- Я духовная личность сочинение
- Мой папа работает слесарем ремонтником сочинение
- Как нужно относиться к окружающим сочинение
- Когда я стану родителем я буду строить свою семью на следующих основах сочинение мини
- Роль звуков в человеческой речи сочинение рассуждение
1
Как найти контекстуальные синонимы? Примеры контекстуальных синонимов?
Как найти и определить контекстные синонимы в тексте?
4 ответа:
1
0
Допустим я пишу статью о смартфонах:
«Айфон — чудо техники, хит 21 века, который никогда не утонет в топе продаж. Это антиутопное изобретение с каждым годом обновляет дизайн, технологии сенсора и качество цветопередачи.»
Я сделал во втором предложении синоним к слову Айфон — «антиутопное изобретение».
Синоним несложно найти, если уследить за моей мыслью. Я сначала написал «Айфон не утонет», а потом назвал его «антиутопным изобретением».
В поиске контекстуальных синонимов лучше использовать логику: определять к какому слову относится каждая часть предложения и как она связана с предыдущими предложениями.
0
0
Это такие синонимы, которые можно распознать лишь в контексте, т.е. вырванные из текста слова не похожи по значению. Например: Шарик крепко спал в своей будке, но когда пришла хозяйка, лежебока тут же вскочил на лапки.
0
0
Контекстуальными синонимами (или контекстными) называют такие слова, которые имеют значение синонимов только в данном тексте. Следовательно, искать и определять контекстуальные синонимы необходимо только в рамках одного конкретного текста.
Белозубая, доброжелательная, радостная улыбка.
0
0
Это не сложно, просто непонятное задание — найдите контекстные синонимы в тексте — может вызвать ступор. На самом деле, контекстные синонимы это слова, которые будут являться синонимами только для этого текста.
Пример — Прекрасная фигура: ровная спина и плоский живот.
Спина и живот — контекстные синонимы.
Читайте также
Прямых синонимов к слову «текст» немного, но в зависимости от того, какой именно текст, можно подобрать достаточное количество синонимов, которые будут верными именно в данном контексте.
Такие синонимы это — слова, рассказ, стихи, информация, надпись, сообщение, писанина, буквы, документ, стенограмма, писание, рассказ, сочинение, эссе, новелла, экспликация, письмо, свидетельство, подлинник, справка, бумага, протокол, предложение.
Слово «организация» может иметь разные значения в зависимости от контекста.
Организация в смысле юридического лица или какого-либо сообщества, тогда синонимы — предприятие, фирма, община, союз, фонд, учреждение, группа, ассоциация, федерация, объединение, блок, альянс, орган, организм, образование, сообщество, трест, кооператив, уния, режим, коалиция.
Организация в смысле действие по объединению и продвижению чего-либо — миссия, устроение, продвижение, деятельность, действие, объединение, устройство, налаживание, развертывание, подготовка, подготовление, формирование, сколачивание, координирование.
Данный текст можно озаглавить «Необычные и удивительные памятники», потому что в нем автор пишет о истории появления в разных местах двух совершенно неожиданных и необычных памятников.
Это например памятник букве Ё, которая не является человеком, но которая своим появлением обязана русскому писателю Карамзину. Поэтому этот необычный памятник прославляет не столько саму букву Ё, сколько Карамзина.
Или памятник зайцу, спасшему Пушкина. Это заяц просто перебегал дорогу, но поэт из-за дурной приметы вернулся в имение и не принял участие в восстании декабристов.
Основная мысль этого текста заключается в том, что люди ставят памятники не только людям, но и отдельным эпизодам их жизни или достижениям. А это значит, что память о человеке прежде всего сохраняется в его делах и поступках, а не в портретных изображениях.
Текст — объем материала, который нам нужно прочитат. Слово не русское. От слова текст образуется слово -текстУра-, которым и проверяем написание -т- в слове, а проверить согласный звук -к- невозможно, нужно просто запомнить.
Орфографические ошибки — ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание), например — учиник, правильно ученик(провер. слово — учёба).
Пунктуационные ошибки — ошибки в постановке знаков препинания.
Грамматические ошибки — ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах. Например: качель(правильно — качели)
Речевые ошибки — употребление не соответствующих смыслу слов или форм слова (непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.)
Стилистические ошибки — ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле (разговорные, жаргонные слова, просторечная лексика). Например: В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).
Логические ошибки — ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встречающиеся – отсутствие причинно-следственно<wbr />й связи. Например: Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.
К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла.
Фактические ошибки — ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении).
Нарушение абзацного членения — текст неверно разделен на микротемы, абзацы.
Отдельным видом ошибок можно выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.
Автор в тексте выражает своё восхищение природой и казалось бы, что его такого опытного наблюдателя за природой и птицами уже ничем удивить нельзя, но природа преподносит ему всё более удивительные моменты, ведь автор не смог сразу распознать голос сойки, который, как ему казалось, он так хорошо знал.
Смысл текста в том, что природа настолько разнообразна и удивительна, что познать её полностью не может даже опытный исследователь. Так автор — специалист по птицам, попался на удочку сойки, которая легко его обманула, изменив свой голос.