Искушение синоним в православии

    

В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос читателя:

Я начал ходить в церковь не так давно. Много еще вещей непонятных, и я стараюсь сам разобраться. Но есть слова, смысл которых и разницу между ними я, как ни пытался, уловить не могу, хотя слышу их очень часто от священников и других верующих, еще их много в духовной литературе. Это слова искушение, соблазн и прелесть. Помогите, пожалуйста, в них разобраться и понять, какие именно явления в нашей жизни они описывают.

Андрей, Томск

На вопрос читателя отвечает Александр Ткаченко:

Чтобы прийти в нужное тебе место, нужно соблюдать как минимум два условия.

Во-первых, знать ориентиры, по которым можно туда добраться.

Во-вторых, внимательно смотреть под ноги, чтобы не споткнуться о какое-нибудь препятствие и вместо достижения поставленной цели не оказаться в хирургическом отделении с переломом ноги.

Цель христианина — Царствие Божие. Ориентиры, по которым он туда идет, — заповеди Евангелия, не позволяющие сбиться с маршрута. А искушения, соблазны и прелесть — те самые препятствия, которые встречаются на этом пути.

    

Происхождение многих слов бывает сродни увлекательному приключению, во время которого исходный корень обрастает новыми смыслами, все дальше уходя от первоначального значения. Как это ни странно, предком слова «искушение» является глагол «кусать». Логика развития смыслов здесь примерно следующая. Кусать — значит не только отрывать зубами кусок от целого, но еще и, что называется, попробовать на зуб, проверить, можно ли это разгрызть. Соответственно, слово «искус» означает некое испытание, проверку на прочность или другие важные качества.

Искушение — некий процесс, позволяющий человеку выявить в себе нечто до поры скрытое, как хорошее, так и плохое. Это всего лишь набор обстоятельств, в которых мы оказываемся перед необходимостью выбирать между правдой и ложью, честью и низостью, верностью и изменой.

И в зависимости от того, что мы выбираем, искушение может закончиться как нашим поражением, так и нашей победой. Причем одни и те же обстоятельства могут для кого-то стать искушением, а для кого-то остаться рядовым фактом его повседневной жизни.

Например, человек во время прогулки в парке находит кошелек. В нем — приличная сумма денег и набор визиток с номером телефона хозяина кошелька. Если человек тут же, не задумываясь, звонит по указанному на визитке номеру, сообщает о своей находке и договаривается о времени и месте, чтобы вернуть кошелек, то никакого искушения в этой ситуации для него нет. Он не стоял перед выбором: возвращать найденные деньги или оставить их себе.

А вот другой вариант. Человек нашел кошелек с деньгами и визитками и не может принять решение сразу. С одной стороны, он понимает, что владелец кошелька сейчас страдает от этой потери. А с другой — у него самого дома дочка больная, которую нужно в платную клинику устраивать, просрочка по кредиту, штраф за неоплаченную парковку, жена постоянно пилит из-за маленькой зарплаты… Вот в этом случае ситуация оказывается для него искушением. Она словно бы пробует его на зуб, проверяя, насколько он прочен, готов ли устоять перед внезапной возможностью решить свои проблемы ценой присвоения чужих денег. И если человек устоит, то выйдет из этого искушения с новыми духовными силами, которые он обретет в результате этого опыта. А если не выдержит, искушение окажется для него духовной катастрофой, которую в христианской традиции принято называть грехом.

Поэтому, когда у церковных людей в сложной ситуации вырывается досадливая реплика «Вот искушение-то!», важно понимать, что на самом деле в искушении мы стоим на развилке между возможностью роста и возможностью падения. Искушение — это не только кризис, но еще и потенциальное развитие, приобретение опыта, который потом будет давать знание и силу для преодоления своих слабостей и помощи другим людям.

К слову говоря, слово «искусство» имеет тот же корень, что и «искушение». И стать искусным в борьбе с грехом без опыта прохождения через искушения вряд ли возможно.

Конечно же, специально проверять себя на прочность и ставить себя в ситуацию подобного выбора не стоит. Не случайно в главной молитве христиан «Отче наш» звучит прошение к Богу «…и не введи нас во искушение». Однако и чрезмерный страх перед искушениями тоже не является признаком христианского благочестия. Сам Господь Иисус Христос проходил через различные искушения в Своей земной жизни. Он хорошо знает человеческую слабость, страх, сомнение, и потому всегда готов прийти на помощь к тем, кто Его об этой помощи просит: …Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр 2:18).

Преподобный Ефрем Сирин пишет об этом так: «Ибо в том, что соизволил Сам (претерпеть) страдания и искушения, то есть в чем искушен был по одинаковости природы Своей с нашею, в том Он помогает и тем, которые страдают немощью плоти и подвергаются искушениям, — Он сможет помочь им, как знающий немощь плоти, — именно теперь, после того как восприял плоть».

    

В отличие от искушения соблазн — это не процесс, а скорее некий предмет, который манит к себе человека в тех случаях, когда ценой приобретения желаемого становится нарушение Божьих заповедей.

Таким предметом может стать богатство, слава, успех у противоположного пола, власть и вообще все что угодно — от игрушечной лошадки до президентского кресла.

Искушение — это процесс, а соблазн — то, чем человек в этом процессе искушается. Так, сатана искушал Иисуса Христа тремя соблазнами — сытостью, славой и властью.

Само слово «соблазн» происходит от устаревшей формы «блазнь». По смыслу это синоним искушения. Однако есть у этого слова и еще одно значение, которое в разговоре о духовной жизни представляется весьма важным. Блазнь — это морок, обман чувств, призрачное явление. Блазнить — чудиться, манить, мерещиться, казаться, морочить, обманывать. Соответственно, соблазн — это кажущееся благо, обман, иллюзия счастья, которая развеется тут же, как только человек нарушит ради него заповедь.

Собственно, грех — это и есть движение души в сторону соблазна, прыжок с обрыва навстречу призраку, сотканному из утреннего тумана.

Если мы попытаемся определить сущность зла, то с удивлением обнаружим, что у него нет сущности, оно лишь паразитирует на добре, искажая его до неузнаваемости. Так, образование ржавчины возможно лишь при наличии железа.

    

Болезнь возможна лишь при наличии здоровья. А зло паразитирует на здоровых импульсах человеческой природы. Все наши природные влечения полезны, добры и заложены в нас Господом. А грех рождается как не вовремя и невпопад реализованный природный импульс.

Простой пример: человек хочет есть. Простая и вполне естественная потребность. Но можно просто пожарить себе яичницу, а можно отобрать завтрак у первоклассника. Можно взять деньги и пойти в хороший ресторан, а можно пообедать в этом ресторане и сбежать, не заплатив по счету. Можно утолить свой голод, а можно объесться и умереть от заворота кишок. Таким образом, грех рождается не в богоданной природе человека, а в тумане его личного выбора, как неверно выбранное направление действия воли.

Греческое слово «амартиа», означающее «грех», буквально переводится на русский язык как «мимо цели», «промах». Совершая грех, человек нацеливается на что-то, попадает, но потом оказывается, что сама цель изначально была иллюзорной и, кроме вреда, ничего не принесла. Эта ложная цель и есть — соблазн.

    

Это слово обычно употребляется в положительном смысле, подчеркивая красоту и совершенство чего-либо. «Чистейшей прелести чистейший образец» — так накануне свадьбы восторженно писал Пушкин о знаменитой «Сикстинской Мадонне» Рафаэля, находя в изображении Богоматери черты сходства со своей избранницей Натальей Гончаровой. Более близкий к нам по времени пример — трилогия Толкиена «Властелин колец». Там Горлум тоже с восхищением обращается к случайно попавшему в его руки кольцу всевластия — «моя прелессссть».

Казалось бы, все очевидно: прелесть — это высшая степень изящества, то, что радует глаз и согревает сердце. Но не торопитесь с выводами. По своему происхождению слово «прелесть» — старославянское. А вот корневая основа его «-лесть» заимствована из древнегерманского языка, где слово «lists» значило «козни», «хитрости». Странное дело: прелесть — и вдруг козни! Какая же связь? Но во времена того же Пушкина «прелестный» значило также — «соблазнительный», «прельщающий», а еще столетием раньше «прелестными» назывались, скажем, прокламации бунтовщиков или подкидные письма иностранных агентов, склоняющие к измене.

В православной традиции прелестью называют усвоение человеком лжи, принятой за истину.

В узком смысле это относится к аскетическим упражнениям, когда человек во время молитвы вдруг начинает чувствовать какие-то необычные состояния в теле (тепло в груди, сладость во рту) и принимает их за действие благодати. Сами по себе эти состояния вполне нормальны — движение крови в той или иной части тела или вкус содержащейся в слюне глюкозы мы обычно не ощущаем, потому что не концентрируем на этом внимание. Но бывает и так, что эти физиологические явления человек начинает наполнять духовным смыслом. Например, считает вкус сахара в собственной слюне — божественной сладостью произносимых им молитвословий, а теплоту в груди — стяжанием особой «теплой» молитвы, признаком духовного преуспеяния. Ну а что обычно происходит с духовно преуспевшими людьми? Конечно же, чудеса, недоступные простым смертным. И начинает такой человек чудесить разнообразными способами. Например, стоя на остановке, молитвой вызывать запаздывающий троллейбус. А когда тот наконец покажется из-за поворота, с удовлетворением вздыхать: «Бог меня слышит, моя молитва действенна!» Или же, доведя себя постоянным внутренним напряжением до нервного истощения, начинает плакать по любому поводу и считать эти слезы благодатным даром.

    

У кого-то может «открыться» дар исцелений: они будут ощущать исходящую из них силу, способную лечить разные болезни. Кто-то может начать «пророчествовать», принимая свой обычный внутренний поток мыслей за некое откровение свыше. А самым «продвинутым» могут даже начать являться «ангелы» или же они начнут слышать их голоса у себя в голове. Финал такого «духовного преуспеяния» может оказаться очень печальным. Дело в том, что на определенном этапе к этому процессу самообмана подключается еще один участник. Тот самый, который предлагал Иисусу броситься вниз с тридцатиметровой высоты крыла Иерусалимского храма. Евангелие говорит, что диавол …повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Лк 4:9–11).

Прелесть — состояние, в котором человек сначала обольщает себя сам мыслями о собственной духовной исключительности. Тем самым он открывает доступ к своей душе для врага человеческого рода. Далее прельщать человека начинает уже дьявол.

В широком смысле прелестью можно считать любое состояние человека, когда он творит грех и идет в погибель, но убежден, будто у него все в порядке. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Неверный учению Христову, последующий своей воле и разуму, подчиняется врагу, и из состояния самообольщения переходит к состоянию бесовской прелести, теряет остаток своей свободы, вступает в полное подчинение диаволу. Состояние людей в бесовской прелести бывает очень разнообразно, соответствуя той страсти, которою человек обольщен и порабощен, соответствуя той степени, в которой человек порабощен страсти. Но все, впавшие в бесовскую прелесть, то есть чрез развитие собственного самообольщения вступившие в общение с диаволом и в порабощение ему, — находятся в прелести, суть храмы и орудия бесов, жертвы вечной смерти, жизни в темницах ада».

* * *

Искушение, соблазн, прелесть… Все эти понятия, несмотря на их разнообразие, можно объединить в общую систему, где у каждого из них будет своя роль и функция:

Искушение — это процесс, в котором человек проверяется на духовную прочность.

Соблазн — это предмет искушения, то, что прельщает человека, манит к себе ценой нарушения евангельских заповедей.

Прелесть — это состояние, в котором оказывается человек, не устоявший перед соблазном, но при этом упорно не желающий каяться, объясняющий самому себе и миру, что он все сделал правильно.

Все это вещи неприятные и даже опасные. Но не зря говорят: предупрежден — значит, вооружен. Тот, кто знает об опасности, сможет ее опознать, вооружиться против нее и эффективно ей противостоять. А оружие против всех видов греха у христиан во все времена было одно и то же — молитвенное обращение к Богу за помощью. И там, где, казалось бы, уже нет никаких сил противостоять искушению и соблазну, всегда остается возможность сказать в глубине души: «Господи! Ты видишь, как я слаб, но я не хочу грешить. Прошу Тебя — помоги!» И помощь обязательно придет. Правда, для этого необходимо одно условие: нужно действительно не хотеть грешить. И тут уже решение остается только за нами. Даже Бог не может помочь человеку там, где он сам не хочет этой помощи.

Иллюстрации Марии Сосниной

Когда речь заходит об искушениях, первая глава послания Иакова обычно вызывает массу споров. Это связано со словами, записанными в 13 стихе: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого». Многими христианами сразу вспоминается история с искушением Авраама (Быт.22:1) и предпринимаются различные попытки интерпретации и согласования этих на первый взгляд противоречивых отрывков.

В этой небольшой статье мы также предприняли попытку осмысления понятия искушения/испытания в контексте отрывка Иак.1:1-18. Для этого нам, прежде всего, было необходимо обратиться к языку оригинала.

В греческом языке Нового завета для обозначения искушения и испытания используются два синонима – «πειράζω» и «δοκιμάζω». Как любые синонимы, они имеют в чем-то общее лексическое значение, а в чем-то – разное. Понимание этих оттенков поможет нам разобраться в понятии искушения.

«πειράζω»
Слово «πεῖρα» (гл. «πειράω») означает попытку, пробу. Использование однокоренных ему существительного «πειρασμός» и глагола «πειράζω», более многозначно. Здесь стоит подчеркнуть четыре основных употребления этих слов:

1. Пробовать, пытаться, делать попытку (например: Деян.9:26, 16:7, 24:6; «убедившись сам, я пытаюсь убедить и других», Платон; «кто хочет жить, пусть попытается победить» Ксенофонт);

2. Испытывать, пробовать с позитивной целью: понять, узнать (например: Иоан.6:6, 2Кор.13:5, Откр.2:2; «они испытали себя в беге», Гомер; «посмотрим, говоришь ли ты дело», Платон);

3. Искушать, пробовать с негативной целью: соблазнить, совратить или уловить (например: Мат.6:13, 16:1, 22:18, 26:41, Лук.4:13, 8:13, Гал.6:1);

4. Искушение Бога – попытка вызвать Бога на доказательства Своего присутствия, силы или благости (например: 1Кор.9:10, Деян.5:9, Евр.3:9).

Отметим также, что иногда акцент делается на проблемах и сложных ситуациях, а не на их негативной или позитивной цели (например: 1Кор.10:13, Лук.8:13, Лук.22:28, Деян.20:19, Гал.4:14, 1Пет.1:6).

«δοκιμάζω»
Теперь поговорим об употреблении второго слова – «δοκιμάζω». Для этого рассмотрим ряд однокоренных ему слов:

«δοκέω» – полагать, думать, мнить.

«δόκιμος» – проверенный, считающийся хорошим, неподдельным на основе испытания, испытанный, достойный (Рим.14:18, 16:10, 1Кор.11:19 «среди вас должны быть и разногласия, чтобы выяснилось, кто из вас выдержал испытание»*, 2Кор.10:18, 13:7 «Но мы молим Бога, чтобы вы не совершили ничего дурного. И вовсе не для того, чтобы показать себя успешно выдержавшими испытание. Лишь бы вы делали добро, даже если мы покажемся «неуспевающими»!»* , 2Тим.2:15, Иак.1:12).

«δοκίμιον» – считающийся ценным, испытанным, подлинным; а также сам акт испытания (Иак.1:3, 1Пет.1:7, Пс.11:7 «Слова Господни – слова чистыя, серебро расплавленное, испытанное въ землѣ**, седмикратно очищенное»***, Пс.27:21 «Какъ плавильней (δοκίμιον) серебро, горниломъ золото, такъ человѣкъ испытывается (δοκιμάζω) устами, которыя хвалятъ его»***).

«δοκιμάζω» – попытка понять истинность, ценность чего-то с помощью проверки, испытывать, проверять, одобрять (находить выдержавшим испытание) (например, Лук.12:56, 14:9, Рим.1:28 «И поскольку они не рассудили иметь познание Бога, предал их Бог …»****, 1Кор.3:13, 11:28, 16:3, 2Кор.8:8,22, 13:5, Гал.6:4, Еф.5:10, Фил.1:10, 1Фес.2:4, 5:21, 1Тим.3:10, 1Иоан.4:1).

Таким образом, сравнивая эти синонимы можно сказать, что их значения сходятся в области, где речь идет о проверке и испытании вообще или когда говорится об испытании с положительной целью, т.е. о стремлении узнать, понять качество, ценность или истинность чего-либо. Когда же речь идет о желании совратить или соблазнить кого-либо с помощью искушения, тогда используется только слово «πειράζω».

Возвращаясь к первой главе послания Иакова надо сказать, что автор использует оба слова:
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (πειρασμοῖς), зная, что испытание (δοκίμιον) вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. … Блажен человек, который переносит искушение (πειρασμόν), потому что, быв испытан (δόκιμος), он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении (πειραζόμενος) никто не говори: Бог меня искушает (πειράζομαι); потому что Бог не искушается (ἀπείραστός) злом и Сам не искушает (πειράζει) никого, но каждый искушается (πειράζεται), увлекаясь и обольщаясь собственною похотью…»

Мы видим здесь, что те же самые ситуации в жизни христианина дважды (2-3 и 12 ст.) названы сначала искушением (πειρασμός) потом испытанием (δοκίμιον), т.е. нельзя говорить о разнице между искушением (πειρασμός) и испытанием (δοκίμιον) обусловленной разными условиями. Иными словами не стоит думать, что определенные ситуации, в зависимости от силы, природы, источника и т.п., являются искушением, а другие – испытанием.

Еще одним аргументом в пользу этого являются слова Иакова о том, что Бог не искушает (πειράζω) никого, а мы знаем, что все жизненные ситуации связаны с Божьим провидением. Итак, если искушение (πειρασμός) это не какая-то особенная ситуация или условия в которые попал человек, то что это и, соответственно, что не делает Бог.

Учитывая слова Иакова: «Каждый искушается (πειράζεται), увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (14 ст.), правильно будет предположить, что он хочет подчеркнуть внутренние переживания христианина. Другими словами, в процессе искушения/испытания можно условно выделить две составляющие: условия, в которые мы попадаем по воле Творца на протяжении всей нашей жизни, будь то проблемы физические, материальные, социальные и т.п., и последующая внутренняя борьба, инициатором которой никогда не является Бог, хотя Он, конечно, понимает последствия той или иной ситуации.

Яркой иллюстрацией этого является Божье повеление Аврааму принести в жертву Исаака. О самих событиях повествует книга Бытие (22:1-14), о последующей внутренней борьбе между невообразимыми переживаниями и верой в Божье обетование «в Исааке наречется тебе семя» кратко говорит послание к Евреям (11:17-19). Бог поставил Авраама в эту ситуацию, но Он не инициировал и не подогревал сам внутренний конфликт, наоборот Господь дал Аврааму четкие обетования об Исааке, чтобы он смог преодолеть все возможные сомнения.

Еще одним примером могут стать искушения Христа в пустыне. Бог направил Иисуса в пустыню (Лук.4:1), где Он спустя сорок дней оказался уставшим и голодным. Сатана попытался воспользоваться этой ситуацией и предложил Христу несколько «решений» сложившейся ситуации – хлеб, власть, вмешательство ангелов. Христос отверг предложения сатаны. Мы не знаем, насколько тяжело далась Ему победа над этими искушениями, но мы видим Его внутреннюю борьбу в другой ситуации – в Гевсимании – где Он отверг Свои желания и принял предначертанный Ему Богом путь на крест.

Конечно, наши искушения не являются столь критичными, кроме того, мы столь ясно не осознаем Божьи повеления, обетования или источники наших соблазнов, и тем ни менее эти примеры помогают понять суть происходящего при искушении/испытании. Проблемные события вызывают плотскую реакцию, далее следует конфликт с духовным отношением к ним, который может привести к двум возможным результатам. Либо человек поддается возникающим плотским чувствам и желаниям – искушениям – и поступает в соответствии со старой природой, и тогда «рождается грех» (15 ст.). Либо в возникшей внутренней борьбе – искушении – между плотскими и духовными мыслями и желаниями побеждает дух, и, как следствие, христианин становится совершеннее (4 ст.). Интересно, что у Бога подобных внутренних конфликтов не бывает: «Бог не искушается (ἀπείραστός) злом» (14 ст.).

Итак, разобравшись с процессом искушения/испытания, нам стоит более четко определить слова «искушение» (πειρασμός) и «испытание» (δοκίμιον) в контексте нашего отрывка. Бог посылает своим детям испытания с целью их очищения, утверждения, совершенствования, т.е. слово «испытание» (δοκίμιον) используется в описанном выше значении проверки с положительной целью. Однако, учитывая то, что речь идет о человеке – создании обладающем волей – испытание содержит именно её проверку. Другими словами испытание человека подразумевает не столько сами условия, в которые он попадает, сколько решения, которые он принимает в них при давлении «ветхого человека»*****. «Искушение» (πειρασμός), таким образом, подразумевает именно это давление ветхого человека, возникающее в проблемных ситуациях, и стремящееся совратить христианина, т.е. описанный выше третий вид употребления слова «πειρασμός» — проверка с негативной целью.

Таким образом, можно сказать, что искушение есть часть общего испытания. О чем, на наш взгляд, также свидетельствуют предложения 2-3 и 12 стихов. Итак, Бог испытывает нас, ставя в различные условия, сатана, мир и ветхая природа искушают христианина, пытаясь соблазнить, а человек в этой борьбе принимает какое-то решение, выдерживая испытание или нет. Практически все так же, как и при первом искушении человека в эдемском саду: Бог посадил дерево и дал заповедь, сатана представил человеку своё (ложное) описание ситуации, человек принял решение. Только у нас все это, в большинстве случаев, происходит на невидимом фронте.

Так что если в какой-то ситуации, неважно насколько тяжелой, у нас начинают возникать сомнения в Божьей благости, мудрости или силе (Быт.3:5); если нам вдруг начинает казать все бессмысленным и бесполезным, настоящее христианство – вымирающим, так что хочется оставить все и … подумать о себе (3Цар.19, 1Кор.15:58); если мы перестаем видеть разницу между посвященными Богу и нечестивыми людьми, и в сердце закрадывается разочарование, гнев или зависть (Пс.72, Мал.3:13-18); если нас захлестывают эмоции, так что мы забываем кто мы (Лук.9:51-56), значить мы испытываемся искушением, значиться под влиянием ситуации ветхий человек начал наступление и самое время твердо противостать ему верой, а именно знанием Бога, надеждой на Его обетования и доверием Его провидению.

* Библия в современном русском переводе РБО,
** Гдѣ устраивается горнъ и очищаются металлы отъ всякихъ примѣсей.
*** Перевод проф. П. А. Юнгерова (с греческого текста LXX), http://biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.jung
**** Новый Завет, перевод Кассиана.
***** Библейский термин, означающий внутреннюю греховную сущность человека (Рим.6:6; Ефес.4:22; Кол.3:9).

При исследовании греческого текста использовалась программа BibleWorks 9, GreekNT Explorer, а также Древнегреческо-русский учебный словарь, Т. Майер, Г. Штайнталь, перевод А.К. Гаврилова.

  • Искушение Библейский словарь
  • Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может свт. Иоанн Златоуст
  • Современная практика православного благочестия. Искушения Н.Е. Пестов
  • Изречения Святых отцов и учителей Церкви. Искушения
  • Искушение или напасть? ответ свящ. К. Пархоменко
  • Искушения ведут к покаянию прот. Алексий Уминский
  • Искушения, связанные с причастием cвящ. Валерий Духанин
  • Повседневные искушения в жизни каждого человека архиеп. Димитрий (Муретов)
  • Искушения, связанные с духовным наставничеством свящ. Сергий Дергалев
  • Об искушениях, скорбях, болезнях и утешение в них прот. Валентин Мордасов
  • Оковы, у которых нет замка: об искушениях христианина игумен Нектарий (Морозов)
  • Как относиться к неприятностям? * Как относиться к искушениям? свящ. Георгий Максимов
  • Искушения Иисуса Христа сатаной свящ. Константин Пархоменко
  • Искушение Христа в пустыне Екатерина Прогнимак
  • Дьявол под видом Христа Сборник историй
  • Искушение Иисуса Христа в пустыне свящ. А. Левитский

Искуше́ние (с церковнославянского языка переводится как «испытание»):

1) соблазн;
2) действие Божье, направленное на испытание человеческого произволения, духовно-нравственного расположения (Быт.22:1);
3) внешний повод, провокация падших духов или людей, имеющее целью расположить человека ко греху;
4) действие человека, направленное против другого человека с целью выказать его в невыгодном свете (Мк.10:2);
5) внутренний помысл, мысль или желание, подталкивающие человека ко греху;
6) испытание долготерпения Божия со стороны человека (Исх.17:2).

iskushenie 2 1 - Искушение

Мозаики главного нефа собора в Монреале. Палермо. XII в.

Если человек согрешает по искушении его Богом, то не следует ли из этого, что Бог является Причиной греха?

Несмотря на то, что Священное Писание содержит указания на факты искушений праведников Господом, таких, например, как искушение Авраама (Быт.22:1), искушение всего Израильского народа (Суд.3:1-4), Бог никогда никого не искушал и не искушает с той целью, чтобы склонить ко греху (Иак.1:13).

Напротив, используя искушение для того, чтобы поставить людей перед возможностью или даже необходимостью нравственного выбора, Господь это делает исключительно из соображений добра, в частности для того, чтобы выявить, будут ли они держаться Его путей (Суд.2:22), любят ли они Его от всей души, от всего сердца (Втор.13:3). При этом Бог никогда не накладывает на человека бремени большего, чем тот сможет вынести.

Так, искушение Авраама обнаружило искренность его веры, жертвенность, ревность о Господе. Вера патриарха была вменена ему в праведность (Гал.3:6). Должное, богоугодное отношение Авраама к искушению способствовало низведению благословений не только на него самого, но и на его потомков, на его род (Быт.22:16-18).

Однако часто бывает и по-другому. Нередко случается, что люди, искушаемые Богом, не желают следовать Его требованиям, действуют вопреки голосу совести, используя предоставленную им свыше возможность для нравственного выбора не во благо, а на зло.

Так, искушая Израильский народ (Суд.3:1-4), Господь попустил, чтобы на территории Обетованной земли вместе с сынами Израиля жили и языческие народы. Такое Божественное определение дало народу Завета дополнительную возможность проявить верность Единому Богу, утвердиться в истинной вере, возрасти в святости, добродетели. Кроме того, пример их послушания Богу мог бы благотворно сказаться и на язычниках.

Вместо этого Израильтяне уклонились от веры и сами стали перенимать языческие культы, обряды, традиции, строить идольские капища, жертвенники. В силу непослушания они всё больше и больше отдалялись от Бога, переполняя чашу Его священного гнева.

Для того, чтобы вразумить Свой народ, Господь посылал к ним судей, пророков. Но по упрямству и жестокосердию этот народ, в основной своей массе, неохотно прислушивался к Божьим посланникам. В результате, со временем он был разделен, пленен и рассеян.

Большим искушением для многих, как это ни странно, стало Благовестие Христа. Ведь и оно требовало от человека выбора: последовать за Спасителем или отвергнуть Его (1Кор.1:23). В этом отношении Господь ещё во времена Ветхого Завета был назван, камнем преткновения, скалою соблазна и даже петлею и сетью для жителей Иерусалима (Ис.8:14).

Что означает в молитве Господней «Отче наш» прошение “и не введи нас во искушение”?

Святитель Кирилл Иерусалимский так отвечает на этот вопрос: «Неужели Господь научает нас молиться о том, чтобы вовсе не быть искушаемыми? Как же сказано в другом месте: «кто не был искушен, тот мало знает» (Сир.34:10), — и еще: «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак.1:2) — Но, может быть, войти в искушение значить погрязнуть в искушении? Ибо искушение как бы подобно некоему потоку, через который трудно перейти. Посему одни, не погрязая в искушениях, минуют их, как бы сделавшись некими искусными пловцами, и ни мало не увлекаясь ими. А другие не таковы, – входят и погрязают. Как, например, Иуда, вошедши в искушение сребролюбия, не переплыл пучины, но погряз и погиб телесно и духовно. Петр же вошел в искушение отречения, но, вошедши не погряз, а мужественно переплыв пучину, избавился от искушения. Послушай еще, как в другом месте лик дошедших до совершенства святых благодарит за избавление от искушения: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил скорби на хребте нашем, посадил человека на главу нашу. Мы прошли через огонь и воду, и Ты вывел нас в покой» (Пс.65:10–12). Видишь, с каким дерзновением говорят, что перешли искушения и не изнемогли. Сказано: «и Ты вывел нас в покой». Войти же в покой значит избавиться от искушения».

Цитаты о искушении

«Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу,— в горниле уничижения».
Сир.2:1-5

«Искушение – это предложение совершить грех. Оно может прийти на мысленном уровне, в чувственной сфере, на вполне материальном плане, когда кто-то конкретно искушает… Но ты можешь совершить грех, а можешь его и не совершать».
протоиерей Игорь Филин

«Что умножает в нас духовную силу? Преодолённое искушение».
священник Александр Ельчанинов

«Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твёрдым, если не будет испытано искушением.
Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей – искушения, ибо никто, сказал Великий Антоний, не войдет в Царство Небесное без искушений. Итак, не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своём, ты встречаешь искушения и скорби. Но терпи без смущения и молись, благодаря, что ты, за исполнение заповеди, сподобляешься быть в искушении, для обучения и испытания души твоей. Благий Бог да подаст тебе во время искушения внимание и терпение».
прп. авва Дорофей

«Плод искушения — самопознание: “А вот здесь, оказывается, я слаб; вот здесь у меня нет сил, здесь я ничего не понимаю”. И всё это узнаётся для того, чтобы деятельно исправляться».
прот. Андрей Ткачев

«По мере воцерковления кажется, что избавление от внешних обстоятельств сможет коренным образом изменить жизнь. Увы, на месте одних внешних причин незамедлительно появляются другие. По мере духовного роста приходит осознание, что главные наши враги – внутри нас, это тщеславие, раздражительность, суетливость, осуждение и т.п., а внешние трудности лишь выявляют их».

«Часто мы подвергаемся опасностям, искушениям и немощам, причиной которых является не Бог и не диавол, а наша собственная неспособность правильного рассуждения и невнимательность, как это случается с теми, которые, видя изменение погоды к зиме, выводят, тем не менее, свой корабль из гавани, а также с теми, которые подвергают себя [ненужным] опасностям. Что же касается искушения от Бога, которое случается с человеком для его же пользы, то оно не отсекает от души благой надежды, как это было с Иовом. Поэтому он и сказал Богу: Потерплю, дóндеже буду, и вчинише мя время, в неже память сотвориши мя (Иов.14:13). А искушения, исходящие, по попущениию Божию, от диавола, наполняют душу отчаянием, гневом и безнадежностью».
прп. Анастасий Синаит

Все синонимы в одной строке

искус, испытание, обольщение, приманка, соблазн, ru.synonym.one, совращение, бесовское наваждение, блазнь, соблазнение, прельщение, прелесть, завлечение, мытарство, крещение, крест, хон, пагуба, разложение, отступление, внушение, труд, попытка.

Понравился сайт?

Этот поиск занял 0.0134 сек. Подумайте, как часто вы ищете, чем заменить слово? Наверное, часто. Добавьте в закладки synonym.one, чтобы быстро находить синонимы, антонимы и значения. (нажмите Ctrl + D на клавиатуре).

искушение

искушение
искушение

См. испытание, приманка, соблазн

вводить в искушение…

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,
1999.

искушение

испытание, приманка, соблазн; совращение, соблазнение, обольщение, искус

Словарь русских синонимов.

искушение

Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.
.
2011.

искушение
сущ.

, кол-во синонимов: 9

Словарь синонимов ASIS.
В.Н. Тришин.
2013.

.

Синонимы:

Полезное

Смотреть что такое «искушение» в других словарях:

  • Искушение Б. — Искушение Б. Жанр фантастика …   Википедия

  • ИСКУШЕНИЕ — ИСКУШЕНИЕ, искушения, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. искусить искушать (редк.). 2. Соблазн, желание чего нибудь запретного, недозволенного. Искушение было большое. Вводить кого нибудь в искушение. Много было искушений. Толковый словарь Ушакова …   Толковый словарь Ушакова

  • ИСКУШЕНИЕ — Я могу устоять против всего, кроме искушения. Оскар Уайльд Единственный способ отделаться от искушения поддаться ему. Оскар Уайльд Есть несколько способов справиться с искушением; самый верный из них трусость. Марк Твен Я никогда не противлюсь… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ИСКУШЕНИЕ — ИСКУШЕНИЕ, я, ср. 1. см. искушать. 2. Соблазн, желание чего н. запретного. Вводить кого н. в и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ИСКУШЕНИЕ Б. — «ИСКУШЕНИЕ Б.», СССР, ЛАТЕРНА, 1990, цв., 84 мин. Сатирическая фантастика. Писатель Феликс Снегирев становится потенциальным компаньоном владельцев «живой воды», поле действия которой распространяется только на пятерых. Он же шестой, и именно ему …   Энциклопедия кино

  • ИСКУШЕНИЕ — побуждение к нарушению религ., нравственного закона; соблазн. Производное от старослав. глагола (испытать, оценить, попробовать, узнать, соблазнить ЭССЯ. Вып. 9. С. 39 40), к рый восходит к праслав. kusiti, имевшему нейтральное в религ. отношении …   Православная энциклопедия

  • Искушение — У этого термина существуют и другие значения, см. Искушение (значения). Искушение Адама и Евы Искушение (испытание) стечение обстоятельств внутренней и внешней жизни верующего, при которых исп …   Википедия

  • искушение — • большое искушение • непреодолимое искушение • огромное искушение • страшное искушение …   Словарь русской идиоматики

  • Искушение — (лат. – мучение от вкушения) – влечение к какому либо запрещаемому Божиими законами действию, поддавшись которому можно обнаружить в себе скрытые, добрые и злые, свойства, наклонности. Искушение – повод, внешний или внутренний, к нарушению… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • искушение — ▲ побудительный мотив ↑ для (чего), нарушение искушение испытание совести или веры. искус. искуситель. искушать. завлекать. прельщать. соблазн (велик #). соблазнитель. соблазнить. ся. вводить в соблазн [в искушение. в грех]. соблазнительный.… …   Идеографический словарь русского языка

Как вести себя во время соблазнов?

Необходимо помнить, что искушение – не грех. Они приходят в нашу жизнь по попущению Божию и соответствуют слабостям людей: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое» (1 Кор. 10:13) – пишет ап. Павел.

Большинство людей считает, что искушений необходимо избегать. Но «совершенно избежать их невозможно» – пишет священник Александр Пархоменко. Однако человек может совершить грех, а может «умножить духовную силу, преодолев искушение» (священник Александр Ельчанинов). Так Самого Спасителя в пустыне и прародителей в раю искушал сатана.

Таким образом, когда мы сталкиваемся с этими соблазнами, то должны следовать примеру Господа, который был искушаем диаволом (Мф. 4:7-11), но одолел его. Иисус Христос прообразовал Собой истинного христианина, способного противостоять искушениям, вести борьбу с ними и побеждать.

Когда случается тебе впасть в искушение, не печалься, потому что это нехорошо. Печаль усугубляет искушение и помыслы. Сохраняй ясность ума и не позволяй искушению контролировать себя. Искушение не возникает случайно, но причиной его появления являются твои желания (старец Арсений Бока)

В культуре

Страшный и умный дух, дух самоуничтожения и небытия, — продолжает старик, — великий дух говорил с тобой в пустыне, и нам передано в книгах, что он будто бы «искушал» тебя. Так ли это? И можно ли было сказать хоть что-нибудь истиннее того, что он возвестил тебе в трёх вопросах, и что ты отверг, и что в книгах названо «искушениями»? А между тем, если было когда-нибудь на земле совершено настоящее, громовое чудо, то это в тот день, в день этих трёх искушений. Именно в появлении этих трёх вопросов и заключалось чудо.

Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы»

кинематограф

  • «Последнее искушение Христа» — против демонстрации этого фильма выступили Католическая церковь и РПЦ.
  • «Иисус из Монреаля» — герой, играющий Иисуса, на вершине небоскрёба получает от юристов предложение о выгодных контрактах при условии, что он станет служить им.
  • «Дни Искушения» (2015 год) — драма колумбийского режиссёра Родриго Гарсиа.

литература

  • Джон Мильтон. «Возвращённый рай» (1671), рассказывается история искушения Иисуса Христа духом зла.
  • Мей Л. А., стихотворение «Отойди от меня, сатана!» (1851).
  • Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы» (1874—1875), в притче о Великом инквизиторе приводятся рассуждения о значимости искушения Христа.
  • Фет А. А., стихотворение «Искушение в пустыне» (1876): «Признай лишь явное, пади к моим ногам, // Сдержи на мне порыв духовный, — // И всю эту красу, всю власть Тебе отдам // И покорись в борьбе неравной
    ».
  • Печёнкин А. И. «Искушение Христа в пустыне» (1999), литературный апокриф.
  • Достоевский Ф. М. «Бесы» (1871—1872), в первой главе второй части в диалоге между Шатовым и Ставрогиным упоминается искушение Христа в попытке обосновать, что «римский католицизм уже не есть христианство».

Три основных искушения

Искушение в Эдемском саду

Рассмотрим каждую уловку сатаны подробно.

Искушение славой

Искушение славой

Искушение прелюбодеянием

Немного иначе относится нынешняя общественность к греховным мыслям о прелюбодеянии. Современные люди относятся к сексу и сексуальным отношениям как к нормальному процессу. Искушение Евы в райском саду, в библии считаемое тяжелейшим грехом, ныне таковым не является. Более того, сегодня плотские утехи считаются одним из любимых занятий людей, состоящих в отношениях, в браке, связанных семейными узами и чувствами любви. Здесь, скорее, речь идет о физиологическом искушении, синонимом которого является соблазн. Соблазн предаться плотской любви, соблазн предаться страстному порыву.

Искушение плотскими утехами

Искушение богатством

Искушение богатством

Услышав термин «сребролюбие» многие люди полагают, что он означает любовь к деньгам. Но его значение гораздо шире. Сребролюбивый человек не только любит собственные ценности, боится их потерять, не желает делиться ими с другими, но привыкает надеяться только на них. Надежда на Господа, Промысл Божий у сребролюбца отсутствует. Грех заключается в том, что человек надеясь на знания, деньги, красоту, недвижимость и т.п. прилепляется к этим ценностям, а не к Богу своим сердцем.

Поэтому Иисус Христос говорил: «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23). Для многих людей богатство становится спусковым механизмом для грехопадения. У человека появляется жадность, зависть более успешному или богатому человеку, желание приумножить богатство, оградиться от других людей, развивается эгоизм.

Но существует и другой путь, когда богатый человек помогает окружающим его людям, используя свои ценности.

Кто нас искушает?

Вместе с тем было бы большой ошибкой считать, что искушает нас Бог. Апостол Иаков однозначно говорит о том, что Бог не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (см.: Иак. 1, 14). У святых отцов иногда можно встретить выражение «искушение от Бога», но нужно понимать, что это словесный оборот — на самом деле Господь попускает человеку искушаться, чтобы тот увидел самого себя. Самому же Богу не нужно нас испытывать, чтобы понять, что в нас есть, — Он и так это знает. Искушает нас враг нашего спасения. В Книге Иова мы видим, как диавол вступает в диалог с Богом и просит, чтобы Господь позволил ему искушать Иова. Конечно, этот диалог нужно рассматривать как некое отражение реальности — скорее как притчу, нежели буквально, но смысл тем не менее вполне понятен. Враг искушает человека, не зная о нем всего досконально, но зная, тем не менее, очень многое. А вот мы самих себя зачастую знаем гораздо хуже, чем тот, кто ищет нашей погибели. Собственно говоря, мы потому в искушениях и «нуждаемся».

Слово «искушение» связано не только со словом «испытание», оно имеет явную родственную связь и со словом «искусство». Есть такое святоотеческое выражение: «Муж не искушен — не искусен». Искусство, которым мы овладеваем, проходя через искушения, — это искусство перерастания, с Божией помощью, самих себя.

У кого-то может, наверное, вызвать недоумение тот факт, что в молитве «Отче наш», которую мы читаем ежедневно, есть прошение о том, чтобы Господь не ввел нас во искушение. Как примирить это с тем, что искушения нам необходимы? Дело в том, что когда мы просим: «и не введи нас во искушение», мы выражаем таким образом свое смирение. Мы говорим Богу о том, что не считаем себя способными к перенесению искушений, и молимся, чтобы Он, если возможно, нас от них освободил. Но поскольку мы понимаем, что искушения все равно могут прийти, то молимся и о том, чтобы Господь дал нам возможность в искушениях выстоять. Так что эти слова — «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» — это все-таки в первую очередь прошение о том, чтобы Господь помог нам в искушении не пасть, а устоять и явиться такими, какими мы явиться должны.

Искушение властью

Искушение властью

Но, как слава и богатство, так и власть может способствовать спасению души человека, а может привести его к погибели — говорит протоиерей Константин Пархоменко

Доcтигнуть дна

Почему же врагу так важно внушить человеку мысль, что никаких «волн» в жизни нет, а есть одно сплошное болото? Потому что самым губительным для него будет, если мы отнесемся к искушению как к экзамену, как к моменту краткосрочного, но необходимого напряжения сил. Ничто не обессиливает человека так, как мысль: «Это никогда не кончится!», но эта мысль — не для нас.

А самым чувствительным ударом для врага будет, если мы… полюбим искушения. Наверное, мало кто любил или любит в институте сдавать экзамены. Приходится меньше спать, откладывать дела, которыми хотелось бы заняться, а потом ожидать оценки и понимать, что она может не совпасть с нашей собственной оценкой своих способностей. Но можно изменить отношение к самому моменту экзамена и готовиться к нему не как к чему-то неприятному, трудному, а как к возможности узнать, чего мы на самом деле стОим. Это точка роста. И искушения — точки роста: проходя их, мы становимся более зрелыми. Особенно если после этого проводится разумная и серьезная работа над ошибками, без которой эффективно двигаться вперед невозможно.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 07 (579)

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев

Искушение, соблазн и прелесть: чем эти понятия различаются в христианской традиции

Православный писатель Александр Ткаченко считает, что объединяет эти три понятия одно – это препятствия, которые христианин должен преодолеть на пути в Царствие небесное. Но если некоторым кажется, что в принципе все эти понятия если не одно и то же, то по крайней мере, синонимы, то он ошибается, так как богословы совершенно четко и недвусмысленно дают понять, что слова эти имеют совершенно разный смысл.

Искушение

«Библейский словарь» определяет слово «искушение», как церковнославянское слово, обозначающее «испытание», причем, в разном контексте слово может иметь свои оттенки. Например, это может быть действие Бога, испытание, посланное от Него, направленное на проверку человеческой стойкости.

Это может быть провокация людей или бесов с целью заставить человека согрешить или выказать себя с нелицеприятной стороны; это может быть внутренний посыл человека, подталкивающий его к грехопадению, а может быть и испытание человеком Божьего терпения.

Например, в библейской Книге Исхода есть эпизод, когда евреи ругают Моисея, а он предостерегает их, указывая на то, что они искушают Господа: «И хулили люди Моисея, говоря: даждь нам воду, да пием. И отвечал им Моисей: что хулите меня? И что искушаете Господа? (Исх. 17:2).

Протоиерей Игорь Филин считает, что искушение – это предложение совершить грех, и исходить оно может от кого угодно: от самого человека, от бесов или от других людей. По сути, это проверка человека на прочность, поэтому неудивительно, что она может исходить и от Бога. Следует помнить, что даже Христос в пустыне, томимый жаждой, взалкал, и был тотчас искушаем дьяволом.

Преподобный авва Дорофей, живший в конце VI века указывал, что ежели человек совершит благое дело, то за этим обязательно последует искушение, проверяющее верующего на прочность. К этому необходимо быть готовым и этому не стоит удивляться, а следует терпеть, молиться и благодарить Бога, так как искушение не только испытывает, но и обучает душу. Следует лишь просить Бога о том, чтобы даровал внимание и терпение.

Таким образом, искушение – это процесс, который должен принести свой особый плод. Современный проповедник Андрей Ткачев говорит, что плод этот — самопознание, понимание своих слабостей, ведущее к их исправлению.

Соблазн

«Толковый словарь» Ожегова определяет слово «соблазн», как нечто, что «прельщает, увлекает», это некое «искушение». В отличие от филологов, богословы определяют это слово так: если искушение – это процесс, то соблазн – этот тот предмет, которым человек искушается. Например, сатана соблазнял Христа властью, богатством и яствами.

Для пьяницы главным соблазном будет бутылка, для тщеславного – слава, для сребролюбца – богатство. Соблазн – это предмет вожделения искушающегося им человека.

Православный проповедник Сергей Худиев указывает в своих лекциях, что соблазн тоже часто приходит через людей. Например, немецкий народ соблазнили фашисты, а православный русский – большевики. Евангелие предупреждает, что человек, ставший причиной соблазна других, испытает много горя: «…лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк. 9:42).

Но соблазн бывает и полезен – он тоже указывает на грехи человека, с которыми тот должен сражаться.

Прелесть

Когда современная женщина называет своего ребенка «прелестным», она даже не понимает, что именно она говорит. Слово это растиражировано рекламой, и нам кажется, что слова «прелесть», «прелестный» означают нечто прекрасное и изящное. Но церковнославянский язык вскрывает саму суть слова: согласно «Библейскому словарю» «прелесть» происходит от старославянского слова «лесть», что значит «обман», «ложь», а прельщение – это состояние помрачения человеческой души, которое появляется в результате работы злых сил – коварных людей или даже демонов. Есть еще два толкования слова: «прелесть» – это самообман или самообольщение. Или же «прелесть» – это очарование, то есть наведение на человека чар, из-за которых он впадает в помрачение

Писатель Александр Ткаченко указывает, что прелесть – это «усвоение человеком лжи, принятой за истину». По сути, в прелести оказывается человек, не устоявший перед искушением и протянувший руку к соблазну.

Русский святой Игнатий Брянчанинов, живший в XIX веке, называл «прелестью» состояние людей, которые живут во лжи, и указывал, что после грехопадения в прелести находится все человечество, считающее себя умным, знающим и способным управлять своей жизнью. «Величайшей из прелестей есть прелесть считать себя свободным от неё», – указывал святитель.

Прелесть бывает разной: от людей, навязывающих другим ложные учения (ереси); от бесов, которые приходят к молящимся монахам и внушают им мысли о собственной исключительности; от развращенного грехами человеческого ума, который превозносит себя превыше Бога.

Противостоять прелести без Божьей благодати невозможно; только христианская жизнь, неустанная молитва к Богу с просьбой дать силы преодолеть все напасти, следование заповедям Евангелия, покаяние и работа над исправлением своей греховной души, принятие Таинства Евхаристии могут помочь человеку, дать ему Божью благодать, дать силы для борьбы с прелестью, искушением и соблазном.

Читайте наши статьи
на Дзен

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Искушать судьбу синонимы
  • Искусство управления синоним
  • Искусство убеждать синоним
  • Искусство синонимы прилагательные
  • Искусство синонимы для сочинения