Имеют ли архаизмы синонимы

Устаревшие слова: чем архаизм отличается от историзма?

Устаревшие слова

Устаревшие слова — это те слова, которые не используются в повседневной речи человека, потому что предметы или понятия, которые они означали вышли из употребления или у данных предметов появились современные синонимы.

Устаревшие слова делятся на две группы:

  • Архаизмы;
  • Историзмы.

Архаизмы

Архаизмы — это те слова которые вышли из употребления благодаря появлению их современных аналогов. Мы и сегодня употребляем их, но обозначаем другим словом. Так ланиты превратились в «щёки», а чресла стали «поясницей». Важно отметить, что некоторые архаизмы имеют отличия от современных слов-синонимов. Слово живот раньше обозначало «жизнь», а не часть тела. А гостем называли купца.

Существуют и грамматические архаизмы. Раньше принято было говорить на бале, теперь грамотно сказать «на балу». Некоторые слова полностью выходят из употребления, например слово дабы, но у нас есть сходное по значению «чтобы». Ошибок в употреблении архаизмов поможет избежать толковый словарь.

Историзмы

Историзмы — это слова, которые обозначают вещи, полностью исчезнувшие, переставшие существовать в ходе развития общества. Историзмы связаны с понятиями прошлого, с ушедшей культурой. Зачастую мы можем встретить их лишь в художественных и исторических текстах. Например, полностью исчезло из повседневной речи слово кольчуга, и такой предмет тоже не в обиходе у современного человека. Некоторые историзмы используются в пословицах и поговорках. Попасть впросак (оказаться в неприятном и невыгодном положении). Наречие «впросак» произошло через слияние предлога «в» и существительного «просак», обозначающего станок для плетения канатов и веревок. При работе станок сильно скручивал веревки, и попадание в него одежды или волос могло травмировать человека. Предмета просак больше не существует, как не существует ряда историзмов — профессий. Мы не называем никого бурлаком, лакеем или лудильщиком.

Культурные традиции могут возрождаться, а слова переставать быть историзмами. Если мы говорим об исторических фестивалях или о предметах народного творчества, мы снова употребляем слова, признанные историзмами. В случае сомнений в правильном употреблении слов, можно обратиться к словарю или посоветоваться с филологом.

Словарь

Абие – тотчас, с тех пор как, когда.

Агнец – ягненок, барашек.

Аз – местоимение «я» или наименование первой буквы алфавита.

Аз, буки, веди – названия первых букв славянского алфавита.

Аки – как, так как, подобно, словно, как бы.

Алтын – старинная серебряная монета достоинством в три копейки.

Алчешь – от слова «алкать» – жадно хотеть.

Ан, аже – если же, между тем, ведь.

Бабка – четыре снопа овса – колосьями вверх, накрытые пятым – колосьями вниз – от дождя.

Бадог – батог, палка, посох, хлыст.

Баженый – любимый, от слова «бажать» – любить, желать, иметь склонность.

Базланить – реветь, кричать.

Барбер – брадобрей, парикмахер.

Барда – гуща, остатки от перегона хлебного вина, используемые на откорм скоту.

Вадить – манить, привлекать, приучать.

Важно – тяжело, тяжко.

Вандыш – снеток, сушеная рыбка вроде ерша

Варган («на кургане, на варгане») – может быть, от «ворга» – поляна, заросшая высокой травой; покосное, открытое место в лесу.

Варюха, Варвара – христианская святая, день которой отмечался 4 декабря по ст. ст.

Вахмистр – старший унтер-офицер в кавалерийском эскадроне.

Гай – дубрава, роща, небольшой лиственный лес.

Галун – золотая или серебряная мишурная тесьма.

Гарнизон – войсковые части, расположенные в городе или крепости.

Гарчик – горшок, кринка.

Гатки, гать – настил из бревен или хвороста на топком месте. Нагатить – настлать гать.

Гашник – пояс, ремень, шнурок для завязки штанов.

Гвардия – отборные привилегированные войска; воинские части, служащие охраной при государях или военачальниках.

Дворница – хозяйка постоялого двора.

Девичья – комната в помещичьих домах, где жили и работали крепостные дворовые девушки.

Девятина – срок в девять дней.

Дежа – опара для теста, квашня; кадка, в которой месят тесто для хлеба.

Евдокеи – христианская св. Евдокия, день которой отмечался 1 марта по ст. ст.

Единочадый – единственный сын у родителей.

Ежеден – ежедневно, каждодневно.

Елей – оливковое масло, которое употребляли в церковной службе.

Жальник – кладбище, могилы, погост.

Железа – оковы, цепи, кандалы.

Жеманство – отсутствие простоты и естественности; манерность.

Живот – жизнь, имущество; душа; скот.

Животы – живность, достаток, богатство.

Забедовать – жаловаться, плакаться.

Забел(к)а-сметана; в широком смысле кушанье, заправленное молоком или сметаной.

Завертка – веревочная привязь оглобли к повозке.

Загнета (загнетка) – зольник русской печи.

Загнетка – площадка печи между утьем и топкой, заулок на шестке русской печи, куда сгребают жар.

Заговенье – последний день перед постом, когда можно употреблять скромную пищу.

Иванов день, Иван Купала – день летнего солнцестояния, 24 июня по ст. ст.

Иже – что, кто, который.

Избыть – погубить, извести, сбыть.

Извадиться – приучиться к дурным привычкам.

Извары, звары – специальные сосуды типа ушат для приготовления напитков

Извет – донос, сообщение о чем-нибудь властям; здесь: наговор, клевета.

Кабала – письменное кабальное обязательство.

Казак, казачиха – работник. (работница), батрак, наемный работник.

Казнь – наказание, возмездие.

Кайка – каяние, от слова «каяться», признавать, сознавать проступок, грех.

Калика – паломник, странник, нищий.

Камер-лакей – старший лакей при царском дворе.

Ладер – ток (от: плоский как ладонь).

Ладка – маленькая пышка.

Ладом – хорошо, как следует.

Ладыга – лодыжка, щиколотка.

Лазутчик – разведчик, преимущественно в тылу противника; шпион.

Лал – благородная шпинель, драгоценный камень, по цвету близкий к рубину

Лалы – болтовня, пустословие.

Ланской – летошний, прошлогодний.

Ластки – цветные четырехугольные вставки под мышками рукавах рубахи.

Мазуни – сладкая масса из редьки с патокой с добавлением пряностей.

Малариуз (в других списках – балагиус) – черный гранат.

Мамка – нянька, кормилица.

Мана – от манить, обманывать, дурачить.

Мандрагора – в русских травниках адамова голова, сонное зелье.

Маркер – лицо, прислуживающее при бильярде и ведущее счет во время игры.

Марья, Мария Египетская – христианская святая, день памяти которой отмечался церковью 1 апреля по ст. ст.

Наветки – клевета, наговор, намек.

Нагольные шубы – не покрытые тканью, состоящие из одного меха.

Надолба – столбик, тумба, вкопанные в землю.

Назола – тоска, грусть, досада, огорчение.

Накопыльник – продольный брус у саней, в который вставлены верхние концы копыльев (см. копыл)

Обабок – гриб, подберезовик.

Обаять (обаить) – оговорить, сглазить.

Обельный – крестьянин, освобожденный от податей и повинностей.

Обер-секретарь – старший секретарь в Синоде или правительствующем сенате. В речи Пугачева – о его секретаре, писаре (и о нем же, – в ироническом употреблении, в повествовании Гринева).

Обжирство – обжорство, чревоугодие.

Обильность – богатство, сокровища.

Обиход – привычный, установленный уклад жизни.

Облоухий – долгоухий, ушастый, длинноухий.

Паголенки – чулок без ступни, охватывающий только голень ноги.

Пажить – пастбище, место выгона скота.

Паленица – богатырь, наездник; женщина – воительница, богатырша.

Панагия – нагрудное украшение с изображением Богородицы.

Парапет – прикрытие, защищающее от поражения пулями, бруствер.

Пароль – секретное, условленное слово или фраза; применяется для опознавания своих людей на военной службе или в конспиративных организациях.

Паска – пасха, христианский весенний праздник в честь воскресения Иисуса Христа.

Пасма – моток льняных или пеньковых ниток.

Радеть – стараться, заботиться, оказывать содействие. Разболокаться – раздеваться.

Радуница – день поминовения умерших на первой неделе после пасхи.

Раменье – большой дремучий лес, окружающий поле; опушка леса.

Рамон масло – аптечная (римская) ромашка

Раскат – гладкое место, по которому удобно катиться; помост, на котором ставились пушки на крепостных стенах.

Распятие – здесь: крест с изображением распятого Христа.

Расшиперить – растопырить, раскорячить, расколоть оскалить зубы.

Ратай – крестьянин, пахарь.

Саадак – расшитый чехол для лука и стрел.

Садовина – все, что растет в саду: ягоды, фрукты.

Саженье – нанизанное камнями головное украшение или камешки на ожерелье «низанье»), пришитые на картон: ожерелье крепилось к платью с помощью мутовоза.

Сайдак – оружие, состоящее из лука со стрелами.

Сало – мелкие пластинки, кусочки льда на поверхности воды перед ледоставом.

Сан – облачение, соответствующее положению человека.

Сандрик – можжевеловая смола.

Сарафан – длинная нарядная мужская одежда.

Сарынь – толпа, ватага, сброд.

Тавранчуг (тавранчус) – похлебка из разных сортов рыбы.

Таган – железная с ножками подставка под кухонную посуду.

Талан – судьба, удача, счастье.

Талина – талая земля, проталина.

Убо – ибо, так как, поэтому.

Убогий – бедный, неимущий, нищий.

Уброд – рыхлый глубокий снег.

Убрус – нарядный головной убор, свадебная фата.

Убрус – тонкое полотно, полотенце.

Фамилия – здесь: род, ряд поколений, имеющий одного предка.

Фата – покров из легкой прозрачпои ткани: большой четырехугольный платок.

Фельдмаршал – точнее, генерал-фельдмаршал – высший чин (1-го класса) в сухопутных войсках.

Ферязи – верхняя одежда без пояса и воротника с длиннымн рукавами, распашная с рядом пуговиц.

Ферязь – мужское долгое платье с длинными рукавами, без воротника; женское платье, праздничный сарафан.

Хайка – осуждение, порицание – от слова «хаять», осуждать, порицать.

Хвальный – достойный похвал.

Хвилый – слабый, хилый.

Хлопчатая бумага – волна хлопка, вата.

Целовальник (цаловальник) – продавец вина в питейных домах, кабаках.

Цеп – молотило, длинная палка держала, короткая – било, соединены ремнем.

Циновка – плотная плетеная рогожа из сученых мочал, соломы, тростника и т. п.

Чало – чаялось, казалось.

Чаятельно – вероятно, по-видимому.

Шабала, шебала – баклуша, осиновый чурбан, из которого точат деревянную посуду.

Шабур – сермяжина, домотканая оджда из грубого домотканого материала; плохая, грубая одежда.

Шайка – скопище людей, ватага; деревянная посудина с ручкой для зачерпываняя и носки воды.

Шалыга (шелыга) – плетеный мяч; деревянный шар; плеть, кнут, погонялка.

Щедровитый – рябой, от слова «щедрина» (или «шадрина») – следы от оспы на лице.

Щепа – деревянная посуда.

Щи двои – вообще похлебка, всякий суп с приправами, но без мяса, дичи или рыбы.

Щи кислые – овощной напиток вроде кваса, который можно было заправлять крупой или овощами.

Элегия – род стихотворения, в котором выражается грустное или меланхолическое чувство.

Эпитафия – надпись на надгробном памятнике.

Эпитимия – духовное наказание (пост, длительные молитвы и т. д.).

Эскадрон – часть или отряд конного полка.

Эфесиянцы – жители Эфеса.

Яглы – общее название некоторых крупяных продуктов, получаемых из остролистных растений, например – просо (ягль – ячная крупа).

Ядение – еда, пища, процесс еды.

Якши (тат.) – хорошо, ладно.

Читайте также

Источник статьи: http://www.pravmir.ru/ustarevshie-slova/

Обновлено: 02.05.2023

Ученик Мицук М.Р.

Преподаватель Воронина Н.Б.

Глава 1. Почему появились архаизмы?

Главная причина появления архаизмов — развитие языка: на смену одним словам приходят другие, наполняясь новым, более современным, смыслом. Лексика русского языка постоянно изменяется, беспрерывно обогащается. Одни слова живут на протяжении веков, другие — отмирают, не успев родиться, или находят себе другое применение, другой смысл существования. Язык — живой организм, он сам регулирует набор слов, нужный данному поколению в данное время. Искусственно изменить набор слов языка не возможно.

Глава 2. Виды архаизмов

В русском языке различают 2 группы архаизмов. Они похожи тем, что уже вышли из повседневного общения, но продолжают оставаться в самом языке в той или иной форме. Группа лексических и грамматических архаизмов.

· Лексические архаизмы — это устаревшие слова, полностью изменившие свою структуру, но имеющие соответствующий синоним в современной речи. Лексические архаизмы, в свою очередь, делятся на 3 подгруппы:

. Лексико-фонетические архаизмы — это слова, сохранившие свое значение, но имеющие другое произношение вместо устаревшего ( глад — голод;

пиит — поэт; зерцало — зеркало).

. Лексико-словообразовательные архаизмы — это слова, сохранившие свое значение, но имеющие другое строение слова вместо устаревшего (действо — бедствие; ответствовать — отвечать; пастырь — пастух).

Глава 3. Зачем нужны архаизмы?

Также, огромное количество людей, особенно проживших уже долгую жизнь, используют в своей речи устаревшие слова, сами не подозревая об этом. То, что мы сейчас называем архаизмами, для них самые обычные слова. Эти люди используют архаизмы по привычке, для них они незаменимы. 3 стр.

архаизм слово устаревший

Многие находят архаизмы в литературе и понимают, что в современной речи их использовать вполне уместно. Тем не менее, чаще всего архаизмы приобретают статус окончательного вымирания. Я думаю, что язык должен идти естественным путем, и архаизмы возрождать не стоит. Стоит отдавать дань традициям, но жить прошлым не позволительно, нужно искать новые пути развития. Это относится и к языку и к речи людей. Я считаю, что через несколько десятков лет, слова, которыми мы пользуемся сейчас, тоже станут архаизмами, для людей следующих поколений.

[1] Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) — русский поэт, драматург и прозаик. Автор многих произведений, ценящихся во всем мире.

1.Википедия — свободная интернет-энциклопедия.

.БСЭ (Большая Советская Энциклопедия) — 3-е издание, произведение в 30 томах, 1970 года.

Архаизмы в современной речи: новая жизнь старых слов

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Общество в современном мире бурно развивается и огромными шагами движется вперед. Это не удивительно, так как каждый день профессионалы преодолевают новые рубежи в сферах их деятельностей. Подобное развитие влечет за собой изменения структуры нашего мира в целом, что так же сказывается и на языках различных народов, проживающих на нашей планете. Язык, как и общество, постоянно изменяется. Появляются новые слова и фразеологизмы, в следствии чего более старые их аналоги уходят в пассивный словарь языка. Слова, оставшиеся в прошлом принято называть историзмами и архаизмами. Различие между ними заключается в том, что историзмы совсем вышли из языкового оборота в связи со своей ненадобностью (пример: боярин, стольник, алтын и т.д.), а архаизмы получили более современные синонимы, в следствии чего были вытеснены из оборота (пример: очи – глаза, чело – лоб, перст – палец и т.д.). Такие слова активно исследуются филологами, и чем они старше, тем больший интерес они представляют для языковых историков. В русском языке как ни в каком другом содержится огромное, даже по современным меркам, количество архаизмов. Они придают величие нашему языку, так как являются его историей. В этом, на мой взгляд, и заключается актуальность моей темы. Цель – рассмотреть архаизмы, их новые значения и понять, как они используются в наше время. Объект исследования – слова русского языка, получившие более современные синонимы, в следствии чего вышли из оборота. В написании работы были использованы методы: анализ литературы, аналогия и классификация. Чтобы достичь цели, необходимо было решить такие задачи, как: 1) дать определение архаизмам, 2) рассмотреть виды, 3) привести примеры архаизмов. В данной работе рассмотрены архаизмы, их употребление в современных реалиях и более старом варианте русского языка.

Архаизмы – устаревшие слова языка, вытесненные из употребления в связи с появление более современных синонимов.

Архаизмы в современном языке имеют несколько видов:

Лексические

Грамматические

Лексико–словообразовательные

Лексико-семантические

Лексико-фонетические

Лексические архаизмы имеют корень и являются полностью устаревшими, не встречаясь нам в современной ре чи. Примерами таких слов являются: дабы, упование, говенье, заговенье.

Грамматические ранее употреблялись в звательном (упразднённом) падеже и считаются самыми древними. Примерами можно считать: отче, дево, человече.

Отличительной особенностью лексико–словообразовательных архаизмов является наличие суффиксов, приставок и окончаний. Примеры: кофей, содейство.

На смену лексико-семантическим архаизмам пришли новые слова, полностью изменившие форму слова. В качестве примеров можно привести: гость — заморский купец, вор — государственный изменник, живот — жизнь, ветрило — парус.

Отличительной чертой лексико-фонетической группы архаизмов является замена буквы внутри слова. Примеры: нумера — номера, токмо — только, зерцало — зеркало, прожект — проект, снурок — шнурок.

Так же филологи различают ещё одну, более узкую группу архаизмов. Её представляются религиозные архаизмы, т.е. слова, приобрётшие новые формы под действием религиозного фактора. Примерами таких архаизмом являются: Враг — дьявол (бес), лукавый — то же самое: дьявол или бес, прелесть — соблазн (бесовская прелесть) и т. д.

В заключение можно отметить, что избежать появления новых архаизмов нельзя, так как язык постоянно развивается вместе с своим народом-носителем. Ничего плохого в них нет. Наоборот, со временем они становятся украшением языка, делая его историю интереснее, красивее и более почтенной.

1. Фомина, М.И. Современный русский язык. Лексикология [Текст]/ М.И.Фомина — М.:Академия, 2012.

2. Люстрова, З.Н., Скварцов, Л.И., Дерягин, В.Я. Беседы о русском слове [Текст] / З.Н. Люстрова, Л.И. Скварцов, В.Я.Дерягин. – М.: Знание, 1978.

3. Новиков, Л. А. Семантика русского языка [Текст]/ Л. А. Новиков. – М.: Высшая школа, 1982.

6. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] / Т. Ф. Ефремова. – М.: Дрофа, 2000.

Ну, например, еще лет 30 назад многие из нас не знали такие слова, как смартфон, роуминг, криптовалюта, блокбастер и так далее.

Архаизм

Определение — что это такое

Архаизм – это устаревшие названия предметов, явлений или действий, которые потеряли свою уникальность и были вытеснены другими словами, обозначающими то же самое (синонимами).

У архаизмов есть две особенности, которые их характеризуют.

Примеры архаизмов

  1. Во-первых, у них обязательно должны быть современные синонимы (что это такое?).
  2. А во-вторых, эти слова не исчезают совсем. Они уходят из повседневной речи, но сохраняются на страницах книг, в виде цитат из фильмов и в пословицах (это как?).

Примеры архаизмов

Так вот ОЧИ – это и есть архаизм, а ГЛАЗА – современный синоним.

Кстати, именно в обозначении частей тел человека встречается много архаизмов. Практически все, из чего мы состоим, раньше называлось по-другому. Некоторые слова нам по-прежнему хорошо знакомы, а другие и на страницах книг встретишь не часто.

Части тела человека

Стоит добавить, что архаизмами могут быть любые части речи. Мы привели примеры существительных.

А есть архаизмы:

  1. глаголы (ГЛАГОЛИТЬ – ГОВОРИТЬ)
  2. прилагательные (ЧЕРВОННЫЙ -КРАСНЫЙ)
  3. местоимения (АЗ – Я)
  4. числительное (ОСЬМНАДЦАТЬ – ВОСЕМНАДЦАТЬ
  5. наречие (ДОСЕЛЕ – ДО ТЕХ ПОР).

Разновидности архаизмов

Все устаревшие слова можно разделить на несколько категорий – в зависимости от того, как их воспринимают в русском языке, и как они соотносятся с современными синонимами.

Лексические архаизмы

  1. ВЕТРИЛО – ПАРУС
  2. ТОЛМАЧ – ПЕРЕВОДЧИК
  3. БРАДОБРЕЙ – ПАРИКМАХЕР

Словообразовательные

Слова, у которых произошла лишь частичная замена. Например, остался единый корень, но добавился/убрался суффикс или окончание. Эти архаизмы не требуют проверки в словаре, они интуитивно понятны.

  1. ЗНАКОМЕЦ – ЗНАКОМЫЙ
  2. РЫБАРЬ – РЫБАК
  3. ДУШЕГУБЕЦ – ДУШЕГУБ
  4. ДРУЖЕСТВО – ДРУЖБА
  5. КОФЕЙ – КОФЕ

Фонетические архаизмы

Слова, которые со временем изменили свое звучание. Как правило, благодаря замене всего одной буквы. Такие архаизмы очень похожи на свои современные аналоги, и они также не требуют отдельного уточнения в словаре.

  1. ЗЕРЦАЛО – ЗЕРКАЛО
  2. СТОРА – ШТОРА
  3. НУМЕР – НОМЕР
  4. ФИЛОЗОФИЯ – ФИЛОСОФИЯ
  5. НОЩЬ – НОЧЬ
  6. ПРОЖЕКТ – ПРОЕКТ

Семантические

Архаизмы

Архаизмы в литературе

Как мы уже говорили, архаизмы часто встречаются на страницах книг. Авторы пишут на том языке, который использовался в их время. То есть сегодня нам некоторые слова могут быть непонятны, а тогда ни у кого из читателей не возникло бы вопросов.

Но с другой стороны – устаревшие термины делают текст более выразительным, они помогают читателю мысленно перенестись именно в то время, которому соответствует повествование.

Классик

Вместо заключения

Есть у устаревших слов особая разновидность, в которую входят различные названия вещей или понятий, которые в современном мире уже не используются — это историзмы. Например, это могут быть предметы одежды (камзол, лапти), ремесла (скобарь, скоморох), меры измерений (аршин, пуд) и так далее.

Правда, некоторые лингвисты считают, что это совершенно отдельная группа слов. И они не могут считаться архаизмами. Дело в том, что у этих терминов нет современных синонимов. А это, как мы писали в самом начале, одно из базовых определений архаизма.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

В статье обсуждаются вопросы, которые касаются устаревшей лексики в современном русском языке.

Ключевые слова: термины историзм и архаизм, устаревшая лексика, современный русский язык.

Архаическая и историческая лексика изучалась языковедами в различных аспектах, среди которых можно указать функциональный, социолингвистический, психолингвистический и собственно лингвистический. Необходимо отметить, что в состав устарелой лексики входят старославянизмы, исконно русские слова, а также заимствования из других языков, поэтому по своему происхождению такая лексика является неоднозначной. Шанский Н. М. подчеркивал, что причины ухода слов из активного употребления языка совершенно ясны и для этого не нужны особые объяснения [6].

Историзмы — это слова, которые устарели вместе с определенными явлениями действительности, понятиями и предметами, которые были утрачены со временем, поэтому у них нет синонимов в активном словаре русского языка, например: наименования денег (алтын, катеньки, полушка, грош), устаревших мер (золотник, аршин), средств передвижения (шарабан, дилижанс, линейка), одежды (сюртук, армяк), сословий, званий, должностей (курсистка, политбюро, кулак, урядник, городничий, пристав).

Историзмы большинство языковедов среди устаревших слов выделяют как особую группу. Их появление вызвано внеязыковыми причинами. Исследованию историзмов посвящено множество работ. Немало ценных идей по проблеме их понимания и применения содержится в трудах таких лингвистов: Шанский Н. М., Григорьевой А. Д., Рогожниковой Р. П., Касаткина Л. Л., Шнайдерман Л. А.

Необходимо отметить общие функции историзмов и архаизмов, таковыми являются: экспрессивная (часто рассматриваемая лексика употребляется для придания художественному тексту торжественную окраску или для снижения стиля речи, придавая ироническую окрашенность) и поэтическая, Артеменко Е. П. подчеркивала, что поэтизмы являются носителями испытанных эмоций и иногда могут употребляться в духе традиций XIX века [3].

Архаизмы и историзмы объединяет то, что они относятся к пассивному лексическому запасу и употребляются в современном русском языке только в специальных текстах или в произведениях художественной литературы и публицистики.

Вопрос о функционировании пассивного словаря в современном русском языке является открытым. Обусловлено это тем, что язык на протяжении всей своей истории проходит изменения ‒ появляются новые слова, но одновременно происходит обратный процесс ‒ устаревающие слова отходят в пассивный словарь. В связи с этим, изменения происходят и в словарях.

В наше время устаревшая лексика применяется, в основном, для создания низкого или высокого стиля, чаще всего это происходит в СМИ:

Таким образом, становится понятно, что архаизмы и историзмы в современном русском языке ‒ это явление нередкое. Их употребление становится оправданным, т. к. придается высокий или низкий стиль текста, благодаря этому придается определенный колорит и усиливается интерес читателей к материалу.

Основные термины (генерируются автоматически): современный русский язык, архаизм, историзм, устаревшая лексика, слово, номинативная функция, пассивный словарь, термин.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Жизнь устаревших слов в современном русском языке

Проект

Наумова Руслана Сергеевна

Даниелян Лилит Давидовна,

ученицы 5 класса МОУ СОШ №6

Тумакова Евгения Анатольевна,

учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ № 6

На уроках литературы мы изучали сказки Александра Сергеевича Пушкина. В них встречается немало слов, не понятных современному школьнику (инда, сочельник, молодица, ломлива, палати, сорочин и т.д.) Трудность в определении их лексического значения связанно с тем, что они являются устаревшими. Особый интерес вызвало слово перст , которое, как оказывается, обозначало палец и являлось основой слов перстень, напёрсток. В связи с этим мы захотели узнать, какие ещё устаревшие слова существуют, в частности, устаревшие названия частей тела. По — нашему мнению, каждому необходимо понимать смысл ушедших из языка слов, чтобы сохранить его своеобразие и колорит.

Мы пользуемся современным русским языком, но должны помнить, что существует язык наших предков, где много устаревших слов, которые также необходимо понимать.

В современном русском языке употребляется всё меньше устаревших слов, понимание их затруднено, но понимать такие слова необходимо.

Язык — это наша культура, наша история. Мы должны сохранить русскую речь вместе с устаревшими словами. Их должны знать наши сверстники, чтобы повышать уровень своей культуры. Материалы данной работы могут быть использованы на уроках словесности.

Исследование уровня восприятия значения устаревших слов современными школьниками.

Составить словарик устаревших слов, обозначающих части тела.

Провести анкетирование, чтобы выявить уровень понимания устаревших слов.

Познакомить одноклассников со значением устаревших слов и их производными в современном русском языке.

Провести повторное анкетирование, чтобы проверить, повысился ли уровень знаний наших одноклассников.

Придумать упражнения для зарядки, используя названия устаревших частей тела.

Донести до одноклассников необходимость сохранения устаревших слов.

Оформить результаты исследовательской работы.

Учащиеся 5 г класса.

Устаревшие слова, обозначающие части тела.

I .Основная часть

I . I . Теоретическая часть

Лексика современного русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса

В словарном составе языка существуют одновременно два пласта слов: активный словарный запас (он иначе иногда называется актуальной или современной лексикой), с одной стороны, и пассивный словарный запас – с другой.

К активному словарному запасу языка относится вся привычная и повседневно употребительная в той или иной сфере языкового общения лексика, не имеющая ни оттенка устарелости, ни оттенка новизны. Активный запас включает в себя как слова общенародного употребления, так и слова, в своем использовании ограниченные (термины, профессионализмы, книжные слова, эмоциональная лексика и т. д.), поэтому его нельзя отождествлять с активным запасом слов того или иного носителя языка.

К пассивному словарному запасу языка относится все то, что редко употребляется, что не стало еще или перестало уже быть необходимым, привычным и обязательным в той или иной сфере общения. Иначе говоря, в пассивный словарный запас языка в целом входят: 1) слова, которые уходят из языка (устаревшие слова), и 2) слова, которые окончательно не вошли еще в общелитературное употребление или только что в нем появились (неологизмы).

2. Устаревшие слова

Устаревшими называются слова, выходящие или вышедшие из активного употребления и в современном языке.

В зависимости от причин, вызывающих исчезновение слов из активной лексики, выделяется два разряда устаревших слов: историзмы и архаизмы.

Историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с уходом из жизни обозначаемых ими предметов и явлений.

Историзмы можно разделить на ряд семантических групп:

1) названия явлений общественно-политического характера, представителей сословий: самодержавие, монархия, смерд, юнкер;

2) названия воинских чинов , видов оружия и доспехов: стрелец, опричник, гусар, денщик, сотник, мушкет, гаковница;

3) названия административных учреждений , заведений, должностей и лиц по роду их занятий: земство, дума, приказ, губернатор, наместник, городовой, ключница;

4) названия мер длины, площади, веса , денежных единиц: гак, пятина, четь, шнур, сажень, верста, фунт, золотник, грош;

5) названия предметов быта, видов одежды , еды, напитков, средств передвижения и т. п.: гусли, зернь, парсуна , пяльцы, берендейка, сбитень.

Архаизмы (от греч. archaios древний) – слова, обозначающие предметы и явления, существующие в настоящее время.

В зависимости от того, устарело все слово или только его значение, фонетическое оформление или морфемный состав, архаизмы делятся на:

1. Собственно лексические архаизмы – это слова, вытесненные из активного запаса словами с другим корнем: послух – свидетель, фортуна – судьба , чадо – дитя, понеже – потому что, ассигнации- деньги

2. Лексико-семантические архаизмы – слова активного запаса, у которых устарело одно или несколько значений: живот, жизнь, негодяй, негодный к воинской службе.

3. Лексико — фонетические архаизмы – слова с несколько иным, устаревшим звучанием: длань – ладонь, ведунья – вещунья, вран – ворон, воспа – оспа, осьмой – восьмой.

4. Лексико – словообразовательные архаизмы – слова, в структуре которых произошли изменения словообразовательного характера: тихость – тишина, резинный – резиновый, стреляние – стрельба, зачинать – начинать.

5. Морфологические архаизмы – слова, которые отличаются от слов активной лексики своими устаревшими формами (род, число, падеж и пр.): облак (м.р.), укора (ж. р.), зала (ж. р.), комедь (III скл.), колена – колени, други – друзья, оне – они, нечаян (кр. форма), чего ради – ради чего, сквозь сна – сквозь сон.

Устаревшие слова способствуют воссозданию колорита определенной эпохи, а также являются ярким средством речевой характеристики действующих лиц. С это целью использовали историзмы и архаизмы А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В Шукшин.

В произведениях прошлого (и художественных, и деловых, и научных, и т. д.), даже если они написаны сравнительно недавно, мы встречаемся с историзмами и архаизмами, которые таковыми являются лишь для нас, но не были ими во время написания анализируемого произведения.

I . II Практическая часть

Проанализировав теоретические сведения, мы пришли к выводу, что устаревшие слова, обозначающие названия частей тела, являются архаизмами. А этимологический словарь помог нам понять значение многих привычных слов и выражений, где встречаются данные архаизмы.

В начале исследования данной темы мы составили словарик устаревших слов. В него вошли устаревшие слова, обозначающие названия частей тела. (Приложение 1)

С целью расширения знаний, связанных со значением архаизмов во время урока русского языка была проведена небольшая лекция, в ходе которой мы объясняли ребятам значение и происхождение устаревших слов. После этого было проведено повторное анкетирование. Результаты были следующими: из двадцати пяти учащихся двадцать улучшили свои результаты. (Приложение 5) Это доказывает, что существование устаревших слов в русском языке продолжается.

Чтобы проверить, насколько ребята усвоили значения устаревших слов, мы составили небольшую зарядку, заменив современные названия частей тела архаизмами ( Приложение 6). На этот раз ребята достаточно успешно справились с заданием: вращали шуйцей и десницей, надували ланиты, вытягивали выю (Приложение 7). Такая необычная зарядка принесла нашему классу немало положительных эмоций! Проводя данный эксперимент, мы убедились, что ребята с лёгкостью понимают значения архаизмов, потому что теперь связывают их с теми невидимыми следами, которые до сих пор существуют в современном русском языке.

Читайте также:

      

  • Все работающие на путях станции получив сообщение о следовании поезда с негабаритным грузом должны
  •   

  • Подготовь небольшое сообщение о солнце от имени астронома
  •   

  • Сообщение народы россии исповедующие ислам
  •   

  • Сообщение о тотальном диктанте
  •   

  • Какое сообщение icmpv6 отправляется если поле hop limit ipv6 пакета уменьшается до нуля



Скачать материал

Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лекс...



Скачать материал

аудиоформат

  • Сейчас обучается 47 человек из 20 регионов

  • Сейчас обучается 355 человек из 66 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лекс...

    1 слайд

    Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости

  • Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесняемые...

    2 слайд

    Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесняемые в совр. языке синонимами: лицедей – актёр, позорище – театр, виктория — победа, ведать – знать и т.д.

    Различают архаизмы разнокорневые и однокорневые. К разнокорневым относятся собственно лексические архаизмы, имеющие устарелый корень: рамена – плечи, длань – ладонь, десница – правая рука.

    В состав однокорневых архаизмов входят слова, могущие архаизироваться лишь частично, например, в своём суффиксальном оформлении, по своему звучанию, в отдельных своих значениях. Это даёт основание выделить в составе архаизмов несколько групп:

  • 1) лексико-семантические архаизмы - слова, утратившие отдельные значения мног...

    3 слайд

    1) лексико-семантические архаизмы — слова, утратившие отдельные значения многозначного слова, т.е. имеющие иное совр. название: оператор – хирург (совр.: специалист, производящий съёмку кино картины), глагол – слово; гость – заморский торговец, купец; красный – красивый; живот – жизнь и др.

    2) лексико-фонетические архаизмы – слова, отличающиеся от соответствующих современных вариантов звуками или ударением: пиит – поэт, зерцало – зеркало, ироизм – героизм, стора – штора, гошпиталь – госпиталь, осьмь – восемь, музы́ка – му́зыка, кладби́ще – кла́дбище и др.

    3) лексико-словообразовательные архаизмы – слова однокоренные с современными русскими, но отличающиеся суффиксальными и префиксальными морфемами: безлюдство – безлюдие, воитель – воин, свирепство – свирепость, ответствовать – отвечать, позабывать – забывать и др.

    4) лексико-морфологические архаизмы – грамматические варианты слов, отличающиеся от современных устаревшими морфологическими категориями и формами слов: лебедь (ж.р.); зала (ж.р.); зало(с.р.); роѓи (мн.ч.).

  • По степени устарелости выделяются:
1) слова, которые являются в настоящее вре...

    4 слайд

    По степени устарелости выделяются:
    1) слова, которые являются в настоящее время совершенно неизвестными рядовым носителем современного русского языка и поэтому непонятны без соответствующих справок. Это так называемые старинные слова. Сюда относятся:
    а) слова, исчезнувшие из языка, не встречающиеся в настоящее время даже в составе производных слов (уй – дядя по матери; стрый – дядя по отцу; просинец – февраль; котора – ссора и т.д.);
    б) слова, не употребляющиеся в языке как отдельные слова, но встречающиеся в качестве корневых частей производных слов (худог (прилаг. из готск. языка) – умелый, искусный; художник, художественный; говядо (общ.слав. – бык) – скот: говядина, говяжий; скора – шкура: сорняк и т.п.);
    в) слова, исчезнувшие из языка как отдельные значимые слова, как отдельные значимые единицы, но употребляющиеся ещё в составе фразеологизмов (карачки – ноги: ползать на карачках; просак – прядильный верёвочный станок: попасть в просак; зга – дорога: ни зги не видно; жир – богатство: с жиру беситься и т.д.)
    Все эти слова совершенно выпали из лексики языка и в настоящее время прочно забыты. Они никакого отношения к лексической системе современного русского языка не имеют и не входят в его пассивный словарный запас, являются фактами предшествующих отдельных эпох развития русского языка.
    2) Старинным словам противостоят по степени устарелости устаревшие слова.
    Это уже реальные единицы языка, имеющие ограниченную сферу употребления и специфические стилистические свойства: брадобрей, токмо (только), городовой (в царской России: нижний чин городской полиции); верста (русская мера длинны, равная 1,06 км.) и т.д.
    Устаревшие слова в зависимости от причин, вызывающих их выпадения из активной лексики, делятся на историзмы и архаизмы.

  • Тест. Устаревшие слова1. Устаревшие названия предметов и явлений, у которых...

    5 слайд

    Тест. Устаревшие слова

    1. Устаревшие названия предметов и явлений, у которых есть другие, современные названия, называются:
                              а) неологизмы
                              б) архаизмы
                              в) омонимы
                              г) заимствованные
    2. Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех предметов и явлений, которые они обозначали, называются
                              а) неологизмы
                              б) архаизмы
                              в) омонимы
                              г) историзмы
    3. Какое из устаревших слов является историзмом?
                              а) чело
                              б) ветрило
                              в) очи
                              г) армяк
    4. Какое из устаревших слов является историзмом?
                              а) чело
                              б) длань
                              в) барщина
                              г) ланиты

    5. Какое из устаревших слов является архаизмом?
                              а) крепостник
                              б) перст
                              в) кольчуга
                              г) конка
    6. Какое из устаревших слов является архаизмом?
                              а) оброк
                              б) боярин
                              в) дщерь
                              г) воевода
    7. Определите, что позволяет отнести выделенное слово к устаревшим.
    Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы…… (А.Пушкин)
                              а) устарела одна из морфем слова;
                              б) устарело значение слова;
                              в) устарело все слово.
    8. Что такое десница?
                              а) посланник;
                              б) правая рука;
                              в) рулевой;
                              г) вестник.
    9. Укажите строку, в которой все слова являются устаревшими.
                              а)  редут, холоп, династия, пищаль
                              б)  боярин, фимиам, вратарь, пансион
                              в) армяк, шуйца, рыбарь, выя
                              г)  стрелец, сибирка, целовальник, спутник

  • Устаревшие словаСестриница, ратай, котора, башмачник, мережа, десница, зени...

    6 слайд

    Устаревшие слова

    Сестриница, ратай, котора, башмачник, мережа, десница, зеница, матица, сиречь, молодуха, раменье, сородич, редут, мир, суесловец, вирши, безмен, шуйца, вотще, стрый, прясло

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 234 961 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 01.03.2022
  • 104
  • 0
  • 01.03.2022
  • 54
  • 1
  • 01.03.2022
  • 95
  • 0
  • 01.03.2022
  • 199
  • 0
  • 01.03.2022
  • 77
  • 0
  • 01.03.2022
  • 64
  • 0
  • 01.03.2022
  • 64
  • 0
  • 01.03.2022
  • 94
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Содержание

  1. Конспект урока по русскому языку Тема Устаревшие слова
  2. Конспект открытого урока + прзентация по теме » Устаревшие слова» 7 класс
  3. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  4. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  5. Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
  6. Оставьте свой комментарий
  7. Подарочные сертификаты
  8. Тема урока: «Словарное богатство русского языка. Устаревшая лексика. Архаизмы. Историзмы». 7-й класс
  9. I. Организационный момент
  10. II. Мотивация. Актуализация опорных знаний
  11. III. Конкурс. Нарядите людей в историзмы
  12. IV. Самостоятельная работа
  13. V. Подведение итогов. Комментирование оценок
  14. VI. Этап информирования домашней работы
  15. Конспект урока по предмету родной (русский) язык на тему «Употребление устаревшей лексики в новом контексте»
  16. Урок родного языка (русского) в 7 классе «Типы архаизмов»
  17. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  18. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  19. Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
  20. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  21. Общая информация
  22. Похожие материалы
  23. КТП по родному языку ОВЗ 2 класс
  24. Рабочая программа родной язык ОВЗ 2 класс
  25. КТП по родному языку с ссылками на ДО
  26. Рабочая программа по родному языку ОВЗ 2 класс
  27. Перспективное планирование по развитию речи в средней группе
  28. Рабочая программа по родному русскому языку 6 класс
  29. Рабочая программа по родному русскому языку 7 класс
  30. Вам будут интересны эти курсы:
  31. Оставьте свой комментарий
  32. Подарочные сертификаты

Конспект урока по русскому языку Тема Устаревшие слова

Цель: 1. Познакомить учащихся с термином «Устаревшие слова», научить работать с ним на примере конкретных текстов.

2. Формирование орфографической зоркости.

3. Воспитание поликультурной личности

2. Этап подготовки к активному восприятию материала

А) Фронтальный опрос

— Лексическое значение слова

— Грамматическое значение слова

-Общеупотребительная лексика, диалектная, профессиональная

Б) упр 213, 214 устно

1. Историзмы – это такие устаревшие слова, которые обозначают явления и предметы, ушедшие из жизни:

1). Названия старых мер длины, веса: аршин, вершок, сажень.

2). Старинной одежды и обуви: армяк, кафтан, камзол.

3). Названия учреждений и должностных лиц: вече, управа, воевода, исправник.

4). Лиц по профессии, занятию: стрелец, стражник, ратник, приказчик.

5). Старых учебных заведений и учащихся: бурса, институтка, курсистка.

6). Бытовые понятия: корчма, лабаз, алтын, целковый.

Задание № 1: перепишите; найдите в тексте «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина устаревшие слова и поясните значение:

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня

дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна»

Задание № 2: подберите к данным устаревшим словам современные (используйте слова для справок), запишите получившиеся пары:

(1) Внимать, (2) глагол, (3) глас, (4) грядущее, (5) десница, (6) днесь, (7) изречь, (8)лик, (9) око, (10) перст, (11) рок, (12) сей, (13) стезя, (14) трапеза, (15) токмо, (16)тщетно, (17) уповать, (18) уста, (19) чадо, (20) чета, (21) ваятель, (22) вопрошать,(23) ратник, (24) отколе, (25) сирый, (26) смута, (27) брадобрей, (28) водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан, слово, будущее, сегодня, сказать, глаз, палец, этот, путь, обед, напрасно, надеяться, губы, пара, слушать, голос, правая рука, лицо, судьба, только, ребенок.

Источник

Конспект открытого урока + прзентация по теме » Устаревшие слова» 7 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Опорные фразы: 1) Познакомиться с понятием… 2) научиться отличать…

Объясните слова : Князь- Княжество- Воевода- Вече-

Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить…

Очи Щеки Чело глаза Ланиты губы Уста лоб Перст кисть руки Пясть правая рука Вежды палец Десница шея Шуйца веки Выя плечо Рамена ладонь Длань левая рука

А зачем знать устаревшие слова, ведь они уже устарели, значит, уже не являются современными?

Портки (порты) Лапти

Распределите в 2 столбика историзмы и архаизмы: Злато, боярин, тиун, ведать, осьмнадцать, алтын, околоток, шелом, вече, лепота, молвить, волость.

А зачем знать устаревшие слова, ведь они уже устарели, значит, уже не являются современными?

Какова была тема нашего разговора на уроке? Какие вопросы мы поставили перед собой? На какие вопросы мы сумели ответить на этом уроке? Какие вопросы остались открытыми? Почему?

Домашнее задание. §42 рассказать об устаревших словах, упр. 336 (задания 1 (устаревшие слова и их толкования выписать в тетрадь),2). Для любознательных: 1.Сделайте словарик одного устаревшего слова. Оценивается оригинальность дизайна, научность, содержательность, полнота информации. (Тематика: одежда, еда, части тела, органы человека, обувь, строения, домашняя утварь, домашние принадлежности, орудия труда и т.п.) 2. Ответить на вопрос. От каких старинных слов ведут происхождение слова: НАПЕРСНИК, ТУЧНЫЙ, ВАЖНЫЙ, ПЕРСТЕНЬ, НАПЕРСТОК, ПЕРЧАТКА, ЧЁЛКА, УСТНЫЙ? Каким словарём вы воспользовались? (Название, автор.) Задание «Для любознательных» 1 по выбору учащегося. Для «теоретиков»: написать сочинение, составить таблицу, иллюстрированную схему на тему «Нужны ли нам сегодня устаревшие слова?»

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-231270

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тема урока: «Словарное богатство русского языка. Устаревшая лексика. Архаизмы. Историзмы». 7-й класс

Класс: 7

УМК: А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелева.

Цель: ознакомление обучающихся с понятием “устаревшие слова”, с причинами устаревания слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений обучающихся о различиях между архаизмами и историзмами.

Планируемые результаты в ходе урока:

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: интерактивная доска, учебники русского языка, словари устаревших слов.

Ход урока

I. Организационный момент

Психологически настраиваются. Учитель приветствует учащихся.

Работа с интерактивной доской.
«Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Ф.И.Тютчев.

Определите тему урока. Запишите тему в тетрадь.

Ответ: Устаревшие слова. Что же такое устаревшие слова?

Ответ: Каких только слов нет в русском языке! Есть слова, которые используются активно, а некоторые мало употребляются или не употребляются совсем. Слова переходят пассивный запас, то есть постепенно забываются и становятся невостребованными. Такие слова называются устаревшими. Устаревшие слова можно встретить в художественной литературе, пословицах и поговорках, исторических фильмах, научных статьях, описывающих быт людей в прошлом.

Проверка готовности к уроку.

II. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Учитель организует проверку домашнего задания. Класс делится на 3 команды.

У каждой команды было свое задание. Давайте посмотрим на ваши проектные работы.

В проверке домашней работы обратимся за помощью к одноклассникам. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями. Найдите самые лучшие работы и зачитайте их вслух.

Задание для команды №1. Найдите устаревшие слова. «Притча о блудном сыне»

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Ответ:

Задание для команды №2. Расскажите об особенностях старославянизмов. Приведите примеры литературных произведений, где встречаются старославянизмы.

Ответ: Особенности старославянизмов. Работа по учебнику А.Д.Шмелева. Стр.108.

Старославянизмы (славянизмы, церковнославянизмы) – в одном из значений это слова, пришедшие в русский язык из древнейшего литературного языка славян (точнее из его древне-болгарской основы).

1) Неполногласные сочетания: РА, ЛА, РЕ, ЛЕ.

Глад, вращать, увлекать, брег.

2) Сочетание ЖД – одежда, прежде.

3) Причастия с Щ – горящий, летящий.

4) В начале слова Е-еденица.

Ответ: «Воспоминания в Царском Селе» А.С.Пушкин.

Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя;
Восстал вселенной бич — и вскоре новой брани
Зарделась грозная заря.

Задание №3. Слова перепутались. Распределите слова в две группы: старославянизмы и русские слова.

Рожь, корова, сладкий, враг, снег, плен, ветер, невежда, город, возвратить, деревня, превосходный, молотьба, молодой, хороший, лесной, деловой, прах, злато.

Ответ:

Слово учителя.

В разряде устаревших слов выделяют архаизмы и историзмы. Рассмотрим их подробнее.

Архаизмы — это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке. Примеры архаизмов: око — глаз, сей — этот, кои — которые, заморский — иностранный, давеча — недавно.

Историзмы — устаревшие слова, полностью вышедшие из употребления, так как вышли из употребления предметы и явления, которые эти слова называли. В отличие от архаизмов, историзмы не имеют синонимической замены в настоящем. Примеры историзмов: кокошник, шушун (одежда), дворянин, граф (титулы), кольчуга, забрало (военное снаряжение).

III. Конкурс. Нарядите людей в историзмы

Можно нарисовать иллюстрации. При помощи словаря устаревших слов подберите одежду, которую не носят современные люди.

Пример:

IV. Самостоятельная работа

Опишите внешность человека, используя устаревшие слова.

Ответ:

1. Сбойливый парень зашел в хоромы мои. Мы поздоровались. Мне он показался спорым и тароватым.

2. Щедровитый мужик в армяке и опорках орать собирался.

3. Евдокия сняла капор. Золотное платье не могло оставить равнодушным никого в комнате. Голдеть в горнице перестали. Гостика чтительная позволила годиться собой. Важно прошла в красный угол и перекрестилась.

Слова для справки:

V. Подведение итогов. Комментирование оценок

Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!

VI. Этап информирования домашней работы

Упражнение №114.Учить правила на стр.111-112.

Источник

Конспект урока по предмету родной (русский) язык на тему «Употребление устаревшей лексики в новом контексте»

Конспект урока по предмету « Родной (русский) язык » для 7 класса

Тема урока: «Употребление устаревшей лексики в новом контексте»

Цель : выяснить причины появления устаревшей лексики и появления новых слов и словосочетаний в современном языке.

Научить распознавать устаревшую лексику ( архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы).

Расширение лексического словаря учащихся.

Закрепление на практике теоретических знаний.

Тип урока : лекция, практическая работа по закреплению теоретического материала индивидуально и в группах.

Аудиторная доска, раздаточный материал, использование Интернет-ресурсов, словари русского языка.

Определение цели и задач урока ( 2 мин.)

Слово учителя (5/7 мин.):

« Так же, как из году в год меняют леса свои листья- старые падают,- так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие»,- говорил Гораций.

Слова, которые необходимы для обозначения новых понятий, явлений, предметов, называются неологизмами( от греч.»неос»- новый и « логос»- слово). Каждая историческая эпоха имела свои неологизмы, которые затем становились привычными словами, а с течением времени могли устаревать, выходить из активной лексики в пассивную.

Не являются неологизмами слова вертолет, самолет, радар, ротапринт, клипсы и т.д. Освоены и стали привычными слова космонавт, программист, компьютер и т.д. Неологизм- это слово не просто новое, а очень новое, совсем недавно появившееся, новизна и свежесть которого ощущается говорящими.

Пребывание слова в «неологизмах»- явление непродолжительное. Если слово образовано удачно, то оно осваивается и становится общенародным, обычным словом.

Практическое задание№ 1 (10/17 мин)

Многие слова за годы советской власти приобрели новые дополнительные значения. Определите с помощью словаря, какие именно значения появились у слов : пионер, передача, форум, вожатый, нагрузка.

Все новые слова создаются по имеющейся известной модели слова, например:

Медленнокрылый( от быстрокрылый), футуристики ( уменьшительное от. футуристы) и т.д.

Приведите примеры авторских неологизмов ( С. Есенин, В.Маяковский и др.) или составьте свои неологизмы по модели известных слов.

Слово учителя (3 /20 мин.)

Если из жизни уходит какой-то предмет или явление, то слово, называющее этот предмет или явление, становится историзмом.

Историзм – это слово, называющее предмет или явление, ушедшее в историю :

Кольчуга, барщина, урядник, конка, нэп, царь и т.д.

Архаизмы – явление другого порядка. Это слова, называющие по-старому предметы, явления, признаки, которые сами по себе не устарели, а называются другим словом. Например, очи( глаза), сей ( этот), зело( очень), вежды ( веки) и т.п.

Практическая работа № 2 ( 10/30 мин.)

Найдите в текстах устаревшую лексику ( историзмы и архаизмы).

а)А.Н.Толстой « Петр Первый»:

« В корпусе существовала богатейшая библиотека и музеум»,

« Карандашовые портреты Любы»

Назовите архаизмы и историзмы, подберите, если это возможно, синонимы :

Слово учителя (3/32 мин.)

Архаизмы подразделяются на 4 группы :

Фонетические ( пиит- поэт)

Акцентологические ( призрак- призрак)

Морфологические (свирепство- свирепость, рухнуться – рухнуть

Семантические ( меняется значение слова) – позор ( в старину- зрелище)

Практическая работа № 3 ( групповое задание) (8/40 мин.)

В интернете найдите ( по группам) статьи по каждой группе архаизмов, выпишите по 3-4 примера.

Подведение итогов урока (3/43 мин.)

Какова роль неологизмов, историзмов и архаизмов для развития лексики?

Историзмы и архаизмы необходимы для воссоздания языкового колорита и быта прошлых эпох.

Неологизмы необходимы для обозначения новых предметов, явлений современности, являются веянием эпохи.

Самостоятельная работа( домашнее задание)- (2 /45 мин.)

1)В отрывке из романа А. Толстого « Петр Первый» найдите историзмы и архаизмы ( 5-6 ).

2) Какие слова нашего времени вы считаете неологизмами?( подобрать примеры)

Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь и др. «Современный русский язык» 6-е издание, Изд-во высшая школа, М.,2002 г.

В.В.Соколова. Культура речи и культура общения,Просвещение,М.,1995 г.

Школьный толковый словарь русского языка под ред. Ф.П.Филина, М.,Просвещение, 1981 г.

З.Е.Александрова Словарь синонимов русского языка ( под ред. Л.А.Чешко, изд.Советская энциклопедия, М.,1968 г.

М.Р. Львов,Словарь антонимов русского языка,Русский язык,М.,1984 г.

О.С.Ахманова. Словарь омонимов русского языка,Русский язык, М.,1976 г.

Источник

Урок родного языка (русского) в 7 классе «Типы архаизмов»

Урок 6 Родной язык (русский) 7-Б 11.10

Тема урока: Типы архаизмов

Цели урока: рассмотреть типы архаизмов, развивать навык отличия историзмов и архаизмов, нахождения в тексте устаревших слов; развитие словарного запаса учащихся, воспитание интереса к изучению русского языка; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

— предметные – знают типы архаизмов, различают их текстах.

— личностные: вычленяют главную информацию, осознают необходимость обучения;

— регулятивные – ставят цели, находят пути их решения; осуществляют самооценку;

— коммуникативные – слушают и слышать учителя, работают в группах, вступают в диалог, отстаивают свою точкузрения.

Оборудование: учебник, РМ.

1. Организационный этап.

— Проверка готовности учащихся к уроку.

Орфоэпическая разминка: расставить ударения, произнести слова с верным ударением

Взята, надолго, понявший, эксперт, щавелевый, сковорода, засветло, каталог, кухонный, жалюзи.

Опрос по архаизмам и историзмам. Примеры из домашнего задания (историзмы с объяснением значения).

3. Мотивация. Целеполагание.

Продолжим разговор об архаизмах, их существует несколько разновидностей.

Сформулируйте цели нашего урока.

4. Работа над темой

Рассмотреть схему на РМ (приложение). Подготовить связный рассказ о типах архаизмов.

Записать в тетрадь типы архаизмов с примерами

Выполнение тренировочных упражнений

Выделите предложение, в котором подчеркнутое слово можно отнести к фонетическим архаизмам. Укажите группу архаизмов в остальных предложениях .

1. Нас пригласили в актовую залу. 2. Спасая живот, волк забежал в деревню. 3. Ведь недавно люди на конке ездили. 4. Утомительный зефир принес прохладную влагу.

Какое задание показалось интересным?

6. Итоги, выставление оценок

7. Дом. задание Выучить конспект, выполнить задание в файле.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

КТП по родному языку ОВЗ 2 класс

Рабочая программа родной язык ОВЗ 2 класс

КТП по родному языку с ссылками на ДО

Рабочая программа по родному языку ОВЗ 2 класс

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе

Рабочая программа по родному русскому языку 6 класс

Рабочая программа по родному русскому языку 7 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5426886 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Библиографическое описание:


Осипова, А. Д. Устаревшая лексика в русском современном языке (по материалам толковых словарей) / А. Д. Осипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 280-281. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67363/ (дата обращения: 03.05.2023).



В статье обсуждаются вопросы, которые касаются устаревшей лексики в современном русском языке.

Ключевые слова: термины историзм и архаизм, устаревшая лексика, современный русский язык.

Известно, что в лексикологии понятие «устаревшая лексика» ассоциируется с пассивным словарем языка и является обобщающим, в понятие входят такие термины как «историзм» и «архаизм». В лексическом составе русского языка историзмы и архаизмы занимают существенное место. Григорьева А. Д. говорила о том, что выпадает из активного употребления ‒ архаизируется, а степень архаизации должна определяться временем и живым разговорным языком [4].

Архаическая и историческая лексика изучалась языковедами в различных аспектах, среди которых можно указать функциональный, социолингвистический, психолингвистический и собственно лингвистический. Необходимо отметить, что в состав устарелой лексики входят старославянизмы, исконно русские слова, а также заимствования из других языков, поэтому по своему происхождению такая лексика является неоднозначной. Шанский Н. М. подчеркивал, что причины ухода слов из активного употребления языка совершенно ясны и для этого не нужны особые объяснения [6].

Историзмы — это слова, которые устарели вместе с определенными явлениями действительности, понятиями и предметами, которые были утрачены со временем, поэтому у них нет синонимов в активном словаре русского языка, например: наименования денег (алтын, катеньки, полушка, грош), устаревших мер (золотник, аршин), средств передвижения (шарабан, дилижанс, линейка), одежды (сюртук, армяк), сословий, званий, должностей (курсистка, политбюро, кулак, урядник, городничий, пристав).

Толковый словарь живого великорусского языка Даля В. И. дает такое определение историзма: «Историзмы являются единственными названиями исчезнувших предметов и явлений действительности, не имеют параллелей в современном русском языке и выполняют главным образом номинативную функцию» [5, с. 60], а поскольку историзмы выполняют номинативную функцию, то они чаще всего являются существительными, реже прилагательными и глаголами. Кандидат филологических наук, З. Ф. Белянская предлагает историзмы лексические (историзмы-слова) и семантические (историзмы в значении многозначного слова) [7]. Например, слово позор раньше означало «зрелище», а позорить ‒ выставлять на всеобщее обозрение; к лексическим относятся: пиит — поэт, льзя ‒ можно и др. В толковых словарях обязательно включается «исторический компонент» ‒ указание на причастность к определенному периоду истории.

Историзмы большинство языковедов среди устаревших слов выделяют как особую группу. Их появление вызвано внеязыковыми причинами. Исследованию историзмов посвящено множество работ. Немало ценных идей по проблеме их понимания и применения содержится в трудах таких лингвистов: Шанский Н. М., Григорьевой А. Д., Рогожниковой Р. П., Касаткина Л. Л., Шнайдерман Л. А.

Впервые термин «архаизм» употреблялся в 1751 году, но точного определения термина до сих пор не дано, большинство определений термина «архаизм» имеют сходства, но при этом они незначительно различаются по смыслу.

Архаизмами называются слова, которые служат названиями не устаревших, а современных вещей, явлений, признаков, но называющие их устаревшим значением. Архаизмы имеют синонимы в современной речи. Термин «архаизм» используется в широком и узком значениях: он может обозначать все устаревшие слова, в том числе историзмы (А. Н. Гвоздев, Л. А. Булаховский, Л. Р. Зиндер, М. Д. Степанова, И. И. Чернышева), а может противопоставляться историзмам, то есть обозначать только одну категорию устаревшей лексики (Е. М. Галкина-Федорук, И. В. Арнольд, И. Р. Гальперин). В зависимости от того, является ли устаревшим все слово как определенный звуковой комплекс, имеющий определенное значение, или устаревшим оказалось лишь его смысловое значение, ученые выделяют два типа архаизмов ‒ лексические и семантические. К лексическим архаизмам относятся собственно лексические, лексико-фонетические и лексико-словообразовательные (Н. М. Шанский, А. В. Калинина, В. Н. Ярцева).

В современном русском литературном языке архаизмы отмечены в толковых словарях пометой «устар.». Но в малом академическом словаре в строго терминологическом смысле с данной пометой показаны не только архаизмы (иноземец — иностранец), но и часть историзмов (вельможа — знатный сановник). К архаизмам также относятся диалектизмы (нонешний — нынешний) и просторечия (нынешний — сегодняшний). Архаизмы могут быть любой частью речи, в текстах современного языка выполняют стилистические функции, также важно сказать о том, что архаизируется помимо лексики еще и грамматика языка.

Необходимо отметить общие функции историзмов и архаизмов, таковыми являются: экспрессивная (часто рассматриваемая лексика употребляется для придания художественному тексту торжественную окраску или для снижения стиля речи, придавая ироническую окрашенность) и поэтическая, Артеменко Е. П. подчеркивала, что поэтизмы являются носителями испытанных эмоций и иногда могут употребляться в духе традиций XIX века [3].

Архаизмы и историзмы объединяет то, что они относятся к пассивному лексическому запасу и употребляются в современном русском языке только в специальных текстах или в произведениях художественной литературы и публицистики.

Вопрос о функционировании пассивного словаря в современном русском языке является открытым. Обусловлено это тем, что язык на протяжении всей своей истории проходит изменения ‒ появляются новые слова, но одновременно происходит обратный процесс ‒ устаревающие слова отходят в пассивный словарь. В связи с этим, изменения происходят и в словарях.

В наше время устаревшая лексика применяется, в основном, для создания низкого или высокого стиля, чаще всего это происходит в СМИ:

  1. Поэтому до 1922 года вовсю ходили купюры прежних образцов — «катеньки» (банкноты царского периода) и «керенки», выпущенные после Февральской революции. У последних, кстати, была интересная вариация. «Керенки» продолжали печатать и после октября 17-го [1]. В настоящее время данные понятия денежных знаков отсутствуют.
  2. Мама любит свое дитя не за что-то — она просто любит его, пестует и оберегает, помогает стать человеком, понять разницу между добром и злом, найти себя, состояться [2]. Пестует в значении «ухаживать».

Таким образом, становится понятно, что архаизмы и историзмы в современном русском языке ‒ это явление нередкое. Их употребление становится оправданным, т. к. придается высокий или низкий стиль текста, благодаря этому придается определенный колорит и усиливается интерес читателей к материалу.

Литература:

  1. Бумажно-металлическая история // Приднестровье. URL: http://pridnestrovie-daily.net/archives/24391 (дата обращения: 11.02.2020).
  2. В ней сокрыто жизни существо… // Приднестровье. URL: http://pridnestrovie-daily.net/archives/23821 (дата обращения: 11.02.2020).
  3. Артеменко Е. П., Соколова Н. К. О некоторых приемах изучения языка художественных произведений. — Воронеж: Воронежский университет, 1969. — 108 с.
  4. Григорьева А. Д. Об основном словарном фонде и словарном составе русского языка / А. Д. Григорьева — М.: Учпедгиз, 1953. — 68 с.
  5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. — М.: Русский язык, 1978. — 683 с.
  6. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит». В 3 ч. Ч.1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  7. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной; члены редколлегии: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. — 2-е изд., испр. и доп. — М. Флинта: Наука, 2006. — 696 с.

Основные термины (генерируются автоматически): современный русский язык, архаизм, историзм, устаревшая лексика, слово, номинативная функция, пассивный словарь, термин.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Имеют доступ синоним
  • Имеют дело синоним
  • Имеют верховенство синоним
  • Имеют важную роль синоним
  • Имеют важное значение синоним