Художественный мир синоним

На букву Х Со слова «художественный»

Фраза «художественный мир»

Фраза состоит из двух слов и 17 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «художественный»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео Война и мир (HD) фильм 1-1 (исторический, реж. Сергей Бондарчук, 1967 г.) (автор: Киноконцерн "Мосфильм")40:32

Война и мир (HD) фильм 1-1 (исторический, реж. Сергей Бондарчук, 1967 г.)

Видео Художественный мир поэзии Евгения Евтушенко – Светлана Желобцова (автор: Северо-Восточный федеральный университет)13:01

Художественный мир поэзии Евгения Евтушенко – Светлана Желобцова

Видео Детский мир (мелодрама, реж. Валерий Кремнев,1982 г.) (автор: Киноконцерн "Мосфильм")13:20

Детский мир (мелодрама, реж. Валерий Кремнев,1982 г.)

Видео 24 Мир художественной культуры Просвещения ч 2 (автор: Регина Петровна)16:54

24 Мир художественной культуры Просвещения ч 2

Видео ОБРЕЗ !!! ОТ ДИКОГО ЗАПАДА ДО БЕСПРЕДЕЛА 90-Х ! ВСЁ ЧТО ТЫ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ОБ ОБРЕЗЕ ЗА 15 МИНУТ !!! (автор: Почувствуй Оружие GUNSROOM)17:17

ОБРЕЗ !!! ОТ ДИКОГО ЗАПАДА ДО БЕСПРЕДЕЛА 90-Х ! ВСЁ ЧТО ТЫ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ОБ ОБРЕЗЕ ЗА 15 МИНУТ !!!

Видео П.Е.Бухаркин ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Ф.И.ТЮТЧЕВА (автор: Радио "Град Петров")33:07

П.Е.Бухаркин ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Ф.И.ТЮТЧЕВА

Синонимы к фразе «художественный мир»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + авторский замысел −
  • + биография писателя −
  • + деревенская проза −
  • + драма абсурда −
  • + жизненный материал −
  • + идейное содержание −
  • + иерархия жанров −
  • + известный смысл −
  • + искусство слова −
  • + историческая поэтика −
  • + классическая традиция −
  • + культурный контекст −
  • + лирический герой −
  • + личность автора −
  • + любовная лирика −
  • + московский концептуализм −
  • + натуральная школа −
  • + патетическая оратория −
  • + поэтический мир −
  • + реалистическая литература −
  • + серебряный век −
  • + сквозная тема −
  • + фантастический реализм −
  • + физиологический очерк −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «художественный мир» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

рим йынневтсежодух 😀

Написание фразы «художественный мир» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 խուդոժեստվեննըյ միր

в латинской🇬🇧 khudozhestvenny mir

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--b1addbcv1aad6algz9g xn--h1ahn

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

[elj;tcndtyysqvbh

Написание фразы «художественный мир» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠓⠥⠙⠕⠚⠑⠎⠞⠺⠑⠝⠝⠮⠯⠀⠍⠊⠗

Передача фразы «художественный мир» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – – ⋅ ⋅ – – – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – – ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ – – ⋅ – – – – – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅

Произношение фразы «художественный мир» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «художественный мир» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

iuzgycerbcaakdldp

Остальные фразы со слова «художественный»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • художественный беспорядок
  • художественный вкус
  • художественный вымысел
  • художественный гений
  • художественный журнал
  • художественный замысел
  • художественный колледж
  • художественный критик
  • художественный маркированный конверт
  • художественный метод
  • художественный музей
  • художественный образ
  • художественный отдел
  • художественный перевод
  • художественный приём
  • художественный редактор
  • художественный руководитель
  • художественный салон
  • художественный свист
  • художественный совет
  • художественный стиль
  • художественный талант
  • художественный театр
  • художественный текст

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@kjqa 03.01.2020 05:37

Что значит фраза «художественный мир»? Как это понять?..

Ответить

@eugbnng 27.09.2022 23:44

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Н.П. Локтионова, С.В. Назаровская
Кокшетауский государственный университет имени Ш.Уалиханова
Кокшетау, Казахстан
nploktionova@mail.ru, sonyanazar94@mail.ru

«ИСКУСCТВО – ВСЕГДА МЕТАФОРА ДЕЙСТИТЕЛЬНОСТИ» (К ВОПРОСУ О КАТЕГОРИИ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР» В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ)

В статье рассматривается литературоведческая категория «художественный мир». В настоящее время данное понятие наодится на стадии научного обсуждения. Авторы статьи ставят своей целью обобщить и систематизировать материал исследований, посвященных изучению художественного мира произведения. В ходе анализа научных работ известных ученых (Д.Лихачев, Л.Чернец, В.Савельева, А.Чудаков, Е.Черноиваненко, Н.Тамарченко) выявлены основные свойства художественного мира: субъективность, ирреальность, открытость, идеальность и др. Большое внимание в статье уделяется компонентам художественного мира.

Ключевые слова: автор, художественный мир, действительность, ирреальность, компоненты, хронотоп

В мире есть прекрасные выражения, истинность которых проверена веками и поколениями. Так, известный афоризм Л.Н.Толстого о том, что «всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно», существует уже более ста лет. Однако он не утратил своей мудрости и степени воздействия на умы человечества. Роль слова в жизни людей велика: им можно как убить, так и исцелить. В правдивости данного утверждения сомневаться не стоит, ведь каждый из нас хоть раз в этом убеждался. Размышляя на этот счет, невозможно не сказать о силе художественного слова. Взяв в руки книгу и прочитав несколько страниц из какого-либо литературного произведения, читатель чувствует, как погружается в него все глубже. Появляется некая «зависимость», желание поучаствовать в событиях, происходящих на страницах художественного текста, желание понять не только персонажей, но и, в первую очередь, самого создателя произведения. Художественное слово – это инструмент автора, с помощью которого он пытается установить тесную связь с читателем.
Каким образом это происходит? Писатель или поэт создает в своем воображении художественный мир, затем воплощает в художественном тексте, через который читатель постигает художественный мир автора и его самого.
В литературоведении понятие «художественный мир» (ХМ) является достаточно новым. Поэтому нам представляется возможным изучить и систематизировать имеющиеся научные работы, где авторы рассматривают художественный мир произведения и его особенности.
Начать хотелось бы с выяснения того, как литературоведы называли художественный мир произведения до появления самого термина, теперь устоявшегося в науке. И.Сухих в книге «Проблемы поэтики А.П.Чехова» пишет, что в 50-е годы ХХ века литературоведческие работы обычно именовались следующим образом: «О мастерстве… (Тургенева, Чехова и т.д.)». Затем, в период 60-70-х годов, понятие «мастерство» было постепенно заменено термином «поэтика». Однако в последнем десятилетии ХХ века на обложках книг все чаще стало появляться словосочетание «художественный мир». Возникает вопрос, в чем же причина эволюции данного понятия. Необходимо сказать, что такая смена терминов обусловлена тем, что литературоведы стали отчетливей понимать целостность, структурность отдельного произведения и всего творчества писателя. Согласно рассуждениям И.Сухих, именно такое понимание «приходит на смену прежнему представлению о мастерстве использования, владения отдельными элементами «художественного» (фабула, язык, пейзаж и т. п.) и арифметическом «складывании» их в отдельном произведении» [1].
Впервые понятие ХМ появилось в 60-х годах ХХ века в статье «Внутренний мир художественного произведения» Д.Лихачева. Именно эта работа послужила толчком к актуализации данного литературоведческого термина. Согласно определению ученого, ХМ есть «результат верного отображения и активного преобразования действительности» [2, 80]. В данной статье автор рассматривает различие мира действительности и мира художественного произведения. Д.Лихачев, осознавая необходимость изменения подхода к изучению произведения словесного искусства, отмечает ряд существенных ошибок, которые ученые допускают в своих работах. Эти ошибки заключались в следующем: мир художественного произведения представлял собой части мозаики, которая была лишена какой-либо целостности: «…дробя цельную действительность и целостный мир художественного произведения, они (ученые – Н.С.) делают то и другое несоизмеримым: мерят световыми годами квартирную площадь» [2, 75]. Известный литературовед предлагает не только рассматривать сам факт имеющихся различий между реальным миром и миром художественного произведения, но и выявлять причину возникновения данных противоречий. Автор статьи считает, что предложенный вариант изучения художественного произведения позволит выявить его специфику, а также рассмотреть категорию ХМ как нечто целое.
Известно, что ХМ не может адекватно воспроизводить объективную реальность. Как точно заметил писатель Ю.Бондарев, «искусство – всегда метафора действительности». ХМ отражает действительность одновременно прямо и косвенно. В первом случае это происходит тогда, когда писатель или поэт на бессознательном уровне переносит в создаваемый им новый мир какие-либо явления, объекты действительности. В другом случае такой перенос происходит через видение художника, его художественные представления.
Книга Л.Чернец «Введение в литературоведение», которая знакома всем, кто, так или иначе, связал свою жизнь с литературой, стала одной из главных работ, посвященных рассмотрению категории ХМ. Слово «мир» в литературоведении и критике в некоторых случаях используется как синоним творчества, своеобразия того или иного жанра. Например, мир Лермонтова, Есенина, мир рыцарского романа и т.д. Автор книги полагает, что «метафора „художественный мир“, как бы приравнивающая первичную и вторичную – вымышленную – реальность, очень удачна» [3, 129]. Представляя мир художественного произведения как систему, Л.Чернец считает, что он может «члениться, дробиться на подсистемы, структурироваться по-разному, с преобладанием центробежных и центростремительных тенденций» [3, 135]. Как часть в целое могут входить в произведение вставные новеллы («Повесть о капитане Копейкине» в составе «Мертвых душ»), сны героев (Сон Обломова), собственные сочинения персонажей (роман Мастера в романе Булгакова). При создании столь далекого от реальности ХМ автор лишен каких-либо рамок. «“Карта“ мира произведения, “рельеф“ местности, “масштаб“ изображения – во власти художника» [3, 135]. В этом случае мы можем говорить о незавершенности и открытости ХМ, что проявляется в способности автора дополнять ХМ и переносить его в другие художественные миры.
Весомый вклад в изучение литературоведческой категории ХМ внесла В.В.Савельева, которая является автором исследовательского труда «Художественный текст и художественный мир: проблемы организации». В предисловии к этой книге автор пишет, что ХМ «существует благодаря нескольким субъектам: автору, читателю и художественному тексту» [4, 3]. Следовательно, прежде чем начать разговор о том, что такое ХМ, нам следует понять, связаны ли понятия художественный текст (ХТ) и ХМ и в чем заключается эта связь. Первая реальность, которая дана читателю – это ХТ, который представлен словами, предложениями, абзацами и т.д. В свою очередь, ХМ создается из «знаковой семантики художественного текста». Савельева, разграничивая эти понятия, призывает их не расчленять. В качестве основных различий исследователь выделяет следующие: 1) В ХТ доминирует лингвистическая природа (т.е. текст создается словесными средствами), а в ХМ преобладает его образная природа; 2) ХМ отличает подвижность, он зависит от воспринимающего. Помимо этого, ХМ в отличие от ХТ идеален. ХТ в этом смысле более объективная структура; 3) Авторское «я» определяет особенности ХМ, тогда как особенности ХТ определяются культурными кодами; 4) ХМ – новая реальность, которая воспроизводится через понимание и анализ ХТ [4, 162].
Так что же такое ХМ в понимании В.В.Савельевой? Литературовед дает следующее определение понятия: «Это фантазийно организованное и структурированное воображением и сознанием сначала автора, потом читателей представление о художественной реальности, соединяющее в себе кажущееся жизнеподобие картины мира и рациональные, и иррациональные… ее варианты» [4, 47]. На наш взгляд, при всей объемности определения оно доступно и конкретно.
Отметим, что В.Савельева выделяет ряд синонимов к словосочетанию «художественный мир»: «альтернативная реальность», «иллюзорный мир», «длящееся сновидение», «пересозданная реальность», «имитация жизни». Однако на страницах своей книги автор оперирует в основном понятием ХМ. Интересны размышления литературоведа о том, что ХМ может включать в себя картину мира и философию мира. Например, Б.Мейлах определяет художественную картину мира как «воссоздаваемое всеми видами искусства синтетическое панорамное представление о конкретной действительности тех или иных пространственно-временных диапазонов» [Цит. по: 4, 49]. Выбирая между понятиями «художественная картина мира» и «художественный мир», В.Савельева отдает предпочтение последнему, аргументируя это тем, что категория ХМ более универсальная, так как включает в себя и художественную картину мира, и другие его характеристики.
Когда мы говорим о ХМ как о чем-то ирреальном, отличном от нашей действительности, то хочется понять, как же он создается, что движет писателем или поэтом. Размышления Савельевой на этот счет нас весьма заинтересовали. По мнению исследователя, создание ХМ представляет собой ситуацию, контролируемую и неконтролируемую одновременно [4, 52]. Это своего рода творческая деятельность, в результате которой получается «продукт», в данном случае «продукт» – это и есть созданный автором ХМ. Основой художественного творчества является умение фантазировать, воображать. Французский философ Башляр, считая, что воображение есть «основная сила человеческой природы», называл его «психическим инобытием», способом избежать реального и, значит, «самой интимной реальностью», созданной человеком [Цит. по: 4, 53].
Обратимся теперь к фундаментальной работе В.Хализева, в которой рассматривается понятие ХМ. В учебнике «Теория литературы» автор оперирует словосочетанием «мир произведения», отмечая, что значение этого термина нельзя отождествлять с тем, что называется миром писателя, который включает в себя идеи и смыслы. В свою очередь, «…мир произведения является воплощением, носителем художественного содержания (смысла), необходимым средством его донесения до читателя» [5, 183]. В качестве основных свойств, присущих миру произведения, литературовед выделяет следующие: его нетождественность действительности, наличие вымысла при создании произведения, использование писателем не только жизнеподобных, но и условных форм изображения. В художественном произведении царят особые законы, характерные только для литературы как искусства слова. В подтверждение своих мыслей В.Хализев приводит высказывание У.Эко: «Пусть мы имеем дело с миром совершенно ирреальным, в котором ослы летают, а принцессы оживают от поцелуя. Но при всей произвольности и нереальности этого мира должны соблюдаться законы, установленные в самом его начале» [Цит. по: 5, 184].
Согласно определению В.Хализева, мир произведения – «это художественно освоенная и преображенная реальность» [5, 184], которая включает в себя не только материальные и пространственно-временные категории, но и сознание человека, его духовное и биологическое единство.
Одним из основных свойств ХМ является его субъективность, которая заключается в непосредственной связи между личностью автора и создаваемым им воображаемым миром.
Известный советский литературовед А.Чудаков в книге «Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого» рассматривает ХМ отдельных писателей: Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Чехова, Толстого. Под категорией ХМ исследователь понимает «…некое объясняющее вселенную законченное описание со своими внутренними законами…»[6, 8]. Изучая ХМ произведений вышеперечисленных писателей, А.Чудаков выделяет несколько его компонентов, главными среди которых являются предметный мир, герои и события. Особое внимание литературовед уделяет рассмотрению вещного мира в поэтике классиков. Например, в главе «Вещь во Вселенной Гоголя» автор пишет: «В создании картины его необычного мира художественному предмету принадлежит едва ли не главная роль» [6, 26]. А.Чудаков убежден, что литература призвана изображать мир в его «физических» и «конкретно-предметных» формах. Вот только степень привязанности к миру вещей в поэзии и прозе различна. В подтверждение этой мысли приведем метафоричное высказывание автора: «… но никогда художник слова не может отряхнуть вещный прах со своих ног и освобожденной стопой вступить в царство имматериальности: внутренне-субстанциальное, для того чтобы быть воспринятым, должно быть внешностно-предметно воссоздано» [6, 94]. Таким образом, по мнению Чудакова, основу изображенной действительности составляет мир художественных предметов, которые расселены в созданном писателем пространстве.
В ходе изучения данной проблемы мы использовали различные источники, причем процесс выбора научной литературы имел ретроспективный характер: от первых работ, посвященных рассмотрению категории ХМ, до более современных. Как мы выяснили, вопрос о противоположности действительного мира и ХМ был весьма актуален во второй половине ХХ века, однако и в наше время интерес к сопоставлению этих двух понятий не пропал, а наоборот, только возрос. Так, в 1997 году появляется книга И.Черноиваненко «Литературный процесс в историко-культурном контексте. Развитие и смена типов литературы и типов литературно-художественного сознания в русской словесности ХІ – ХХ вв.», в которой автор представила свою точку зрения о соотношении двух миров. Исследователь пишет: «То, что реальный мир требует от нас преимущественно этической реакции, а художественный – преимущественно эстетической, подводит нас к мысли о том, что это миры разной природы» [7, 448]. Несмотря на то, что эти миры тесно взаимосвязаны друг с другом, между ними все же существует невидимая, но принципиально важная граница. Именно она не позволяет нам смешивать изображаемый реальный мир и мир изображенный. Автор книги призывает не забывать ни автору произведения, ни читателю о разноприродности данных понятий.
Черноиваненко И. подробно рассуждает о специфике ХМ. Возникновение в науке этого понятия исследователь связывает с процессом «перехода литературы из риторического ее состояния в эстетическое», произошедшим в ХIХ веке [7, 452]. Это стало результатом появления новой концепции творчества и автора. В чем же заключался смысл данного перехода? Существенное изменение было в следующем: если в риторическом типе художественное произведение создавалось как текст и автор выступал как его создатель, работающий по определенным правилам риторики, грамматики, то совсем иначе дело обстояло в эстетическом типе литературы. Особенностью этого типа является то, что «главным в литературном произведении становится не текст, а порождаемый текстом художественный мир, ради которого создается текст» [7, 452]. В качестве ответа на вопрос, что же такое ХМ, исследователь ссылается на работу М.Бахтина, который, в свою очередь, говорит не просто о создании ХМ, а о его завершении. Возникает вопрос, каким образом это происходит. Дело в том, что данный процесс «есть оформление и завершение героя и его мира». По мысли М.Бахтина, «герой есть главное начало в художественном мире, который не только выстраивается вокруг героя, но создается ради героя» [7, 454]. Отсюда следует, что завершить мир – значит завершить героя. Для того чтобы завершить героя, его нужно представить полно, разносторонне.
С выходом в свет книги «Теория литературы», авторами которой являются Н.Тамарченко, В.Тюпа, С.Бройтман, в литературоведении появляется новый аспект в изучении категории ХМ. Если М.Бахтин считал, что «эстетическое единство произведения – результат тотальной реакции автора на целое героя» [Цит. по: 8, 173], то авторы данной книги несколько расширили и дополнили определение известного ученого. По мысли литературоведов, читатель также реагирует на героя и на авторскую реакцию. Н.Тамарченко, В.Тюпа и С.Бройтман рассматривают художественный текст как «трехсторонний дискурс»: единое общение автора, героя и читателя. Исследователи называют ХМ «внутренним миром» произведения. Для того чтобы художественный текст воспринимался как другая действительность, в которой нас, читателей, нет, а герои живут и совершают действия, «требуется совмещение точки зрения читателя с точкой зрения одного из персонажей, т.е. чтобы читатель, так же, как персонажи, считал реальным миром все, что окружает героя, забывая о существовании автора и текста» [8, 172]. В данном случае мы говорим о подготовленном читателе, который умеет сочетать способность приобщиться к миру героев, сопереживать им, осмысливать их поступки со способностью видеть, как устроен текст произведения, какие приемы автор использовал при его создании.
Рассматривая категорию ХМ как некое единство, мы должны выяснить, какие компоненты входят в его состав. Следует отметить, что в работах разных литературоведов количество компонентов не совпадает, также наблюдаются расхождения в том, какие составляющие ХМ станут базовыми, без которых он не сможет существовать. Так, в статье Д.Лихачева нет четкого выделения компонентов ХМ. Мы можем предположить, что это связано с тем, что в 60-е годы ХХ века, когда была написана данная статья, в литературоведении только начинали исследовать проблему ХМ. Однако Д.Лихачев все же рассматривает некоторые из компонентов: время, пространство, сюжет и систему образов.
А.Чудаков в число основных компонентов ХМ мира включает следующие: а) предметы (природные и рукотворные), расселенные в художественном пространстве и времени и превращенные в художественные предметы; б) героев, действующих в предметном мире и обладающих миром внутренним; в) событийность, которая присуща как совокупности предметов, так и сообществу героев; у последних события могут происходить как во внешней среде, так и в их внутреннем мире [6, 8].
Творческий союз авторов, в который входит Н.Тамарченко, В.Тюпа, С.Бройтман, предложил в качестве компонентов, составляющих ХМ литературного произведения, выделить следующие: время, пространство, события, действующие лица и их функции. Перечисленные компоненты исследователи рассматривают во взаимосвязи друг с другом, посвящая им отдельные главы в своей книге. Например, подробно изучена взаимосвязь категорий и форм времени и пространства.
В свою очередь, В.Савельева не только выделяет ряд компонентов, но и рассматривает каждый из них достаточно подробно, используя при этом иллюстративный материал. Особое внимание в монографии автор уделяет таким компонентам, как образы, время-пространство, события, смыслы, язык. Предложена следующая система координат ХМ:
1. ХМ как картина:
a) ХМ в лицах;
b) ХМ в пространственной протяженности и временных измерениях;
c) ХМ в событиях, поступках, действиях.
2. ХМ как смысловая реальность.
3. ХМ как языковая реальность, через которую воплощаются две предшествующие реальности [4, 52].
Достаточно необычный и весьма интересный подход к исследованию компонентов ХМ, на наш взгляд, принадлежит В.Хализеву. В первую очередь литературовед выделяет две крупные единицы в мире произведения: персонажи и события. Далее исследователь правомерно называет компоненты «художественной предметности», к которым относит акты поведения персонажей, черты их наружности (портреты), явления психики, а также факты окружающего людей бытия (вещи, часто подаваемые в рамках интерьеров; картины природы – пейзажи) [5, 184].
Л.Чернец рассматривает мир произведения как особую систему, которая в некоторой степени соотнесена с миром реальным. ХМ, по мысли исследователя, включает в себя несколько компонентов. К ним относятся люди, с их внешними и внутренними (психологическими) особенностями, события, природа (живая и неживая), вещи, созданные человеком. Обязательными категориями ХМ являются время и пространство. «Поскольку слова (знаменательные части речи) суть заместители, знаки предметов, предметная изобразительность свойственна всем родам литературы. Но наиболее развита и одновременно наиболее автономна она в эпосе, лиро-эпосе и драме, где есть система персонажей и оформленный сюжет» [3, 29].
Таким образом, проведя анализ научных работ, авторы которых рассматривают понятие ХМ, можно сделать следующие выводы. Во-первых, все ученые сходятся во мнении, что объективный мир и мир художественного произведения отличны друг от друга. ХМ достаточно сложная литературоведческая категория, своеобразие которой заключается в следующем: это быстро ускользающая ирреальность, тот авторский воображаемый мир, познать который нелегко, а если читатель смог это осуществить, то можно считать, что цель художника слова была достигнута. Во-вторых, ХМ есть система, единство его составляющих. Каждый исследователь по-своему определяет категорию ХМ и его компонентный состав. Стоит отметить, что число компонентов у разных авторов колеблется от трех до шести. Максимальное количество выделяют такие литературоведы, как В.Савельева и В.Хализев. В качестве основных компонентов ХМ все ученые называют хронотоп, образную систему и события. Как мы смогли заметить, В.Савельева, Л.Чернец, В.Хализев первенство отдают образам, ради которых создается ХМ.
ХМ – это продукт мыслительной, творческой деятельности писателя. Погружаясь в мир художественного произведения, мы вступаем в незримый диалог с героями и автором. Подводя итоги, можно выделить следующие основные свойства ХМ: субъективность (т.е. связь с личностью автора), идеальность, целостность, вторичность, изменчивость, обновляемость, незавершенность и открытость (в другие художественные миры, а также в миры автора и читателя) и др.
Список литературы:
1 Сухих И.Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. – Ленинград.: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 184 с.
2 http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000039/index.shtml
3 Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. – 1968. – №8. – С. 74-87.
4 Чернец Л. Введение в литературоведение: литературное произведение, основные понятия и термины. – М.: Высшая школа: Академия, 1997. – 337 с.
5 Савельева В.В. Художественный текст и художественный мир: проблемы организации. – Алматы: ТОО «Дайк-Пресс», 1996. – 192 с.
6 Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высш. шк., 2004. – 405 с.
7 Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. – М.: Современный писатель, 1992. – 320 с.
8 Черноиваненко Е. Литературный процесс в историко-культурном контексте. Развитие и смена типов литературы и типов литературно-художественного сознания в русской словесности ХІ – ХХ вв. – Одесса, 1997. – 712 с.
9 Тамарченко Н.Д. Читатель, текст и «внутренний мир» литературного произведения / Теория литературы. В 2 т. – Т. 1: Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – М.: Академия, 2004. – 512 с.

Н.П. Локтионова, С.В. Назаровская.
«ӨНЕР – ШЫҢДЫҚТЫҢ МЕТАФОРАСЫ» (ӘДЕБИЕТТАНУДАҒЫ «КӨРКЕМДІК ӘЛЕМІ» ҰҒЫМЫ МӘСЕЛЕСІ ЖАЙЫНДА) Мақалада әдебиеттанулық «көркемдік әлем» ұғымы қарастырылады. Қазіргі уақытта аталмыш ұғым ғылыми талқылау барысында. Мақаланың авторлары туындының көркемдік әлемін зерттеуге арналған зерттеу материалдарын жүйелеуді және жалпылауды мақсат етіп отыр.Танымал ғалымдардың (Д.Лихачев, Л.Чернец, В.Савельева, А.Чудаков, Е.Черноиваненко, Н.Тамарченко) зерттеу жұмыстарын саралау барысында субъективтілік, ашықтық, бейтараптық, мінсіздік сияқты көркемдік әлемнің негізгі қасиеттері анықталған. Мақалада көркемдік әлемнің құрамдас бөліктеріне аса назар аударылады.

N.P. Loktionova, S.W. Nazarovskaya
«ART IS ALWAYS A METAPHOR FOR REALITY» (TO THE ISSUE OF THE
CATEGORY «ARTISTIC WORLD» IN LITERARY CRITICISM)
The article considers the literary criticism category «artistic world». At present this concept is under scientific discussion. The authors of the article aim to generalize and systematize the material of research devoted to the study of the artistic world of the work. During the analysis of scientific works of well-known scientists (D.Likhachev, L.Chernets, V.Savelyeva, A.Chudakov, E.Chernoivanenko, N.Tamarchenko) the main properties of the artistic world are revealed: subjectivity, unreality, openness, ideality, etc. Much attention is paid to the components of the artistic world.

Бесплатный большой онлайн словарь синонимов русского языка. Удобный поиск, сортировка, возможность сохранить файл синонимов. Использование материалов сайта разрешено только после согласия Администрации проекта.

18+

Обратная связь

19 синонимов к слову «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ» -  synonyms.su

  • О нас
  • Словарь антонимов
  • Словарь паронимов
  • Словарь ударений
  • Словарь морфологии
  • Словари
  • Регистрация
  • Вход

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

: — красивый — прекрасный — хороший — красиво — живописный — эстетично — эстетический — образно…

Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.

  • один

  • два

  • три

  • четыре

  • пять

5 (1)

Синоним Рейтинг
1 красивый[362]00 0
2 прекрасный[251]00 0
3 хороший[535]00 0
4 красиво[139]00 0
5 живописный[50]00 0
6 эстетично[20]00 0
7 эстетический[4]00 0
8 образно[48]00 0
9 поэтический[25]00 0
10 образный[57]00 0
11 артистический[22]00 0
12 эстетически[7]00 0
13 высокохудожественный[2]00 0
14 рабочий беспорядок[14]00 0
15 поэтический беспорядок[15]00 0
16 имеющий эстетические достоинства[2]00 0
17 общехудожественный[1]00 0
18 отвечающий требованиям искусства[2]00 0
19 глубоко художественный[1]00 0

Помогите найти больше синонимов к слову «художественный»

Добавить синоним

Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.

Если вам нужно подобрать синонимы к слову «художественный», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: красивый, прекрасный, хороший. Всего в словаре 19 синонимов.

Слово «художественный» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении.

Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.

Рейтинг слова «художественный» :
00

Страница обновлена: 23.04.2023

Другие слова на букву х

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:

  • Средняя частота слова «художественный» 177. Количество букв: 14.
  • Искалась форма слова «художественный»
  • Поиск «художественный» занял 0.005 сек.
  • Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав Ctrl+D ), чтобы найти Синонимы.

Добавление синонимов

captchaобновить

Добавить

Вверх ↑

художественный — синонимы и близкие по смыслу слова

художественный — прилагательное. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: хороший, прекрасный, красивый, замечательный, отличный. К редко используемым словам-синонимам относятся: высокохудожественный, художнический, экспрессивный, благолепный, мастерский. Всего в словаре 43 синонима:

  1. артистический
  2. артистичный
  3. бедлам
  4. беспорядок
  5. благовидный
  6. благолепный
  7. благообразный
  8. великолепный
  9. видный
  10. выразительный
  11. высокохудожественный
  12. ералаш
  13. живописный
  14. замечательный
  15. изобразительный
  1. изящный
  2. кавардак
  3. картинный
  4. красивый
  5. красноречивый
  6. мастерский
  7. миловидный
  8. нарядный
  9. образный
  10. отличный
  11. поэтический
  12. поэтический беспорядок
  13. превосходный
  14. прекрасный
  15. прелестный
  1. привлекательный
  2. пригожий
  3. рабочий беспорядок
  4. разгром
  5. смазливый
  6. творческий
  7. хаос
  8. хорошенький
  9. хороший
  10. художнический
  11. экспрессивный
  12. эстетический
  13. эстетичный

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Художественный гений синоним
  • Художественный вымысел синонимы
  • Художественный вкус синоним
  • Художественные ценности синоним
  • Художественные тропы синоним