На этой странице находится ответ на вопрос Холопский недуг синоним?, из категории
Литература, соответствующий программе для 5 — 9 классов. Чтобы посмотреть
другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов
подберите похожие вопросы и ответы в категории Литература. Ответ, полностью
соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого
интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не
только просмотреть, но и прокомментировать.
прожектеры — те. кто строят неосуществимые планы.
холопский недуг — услужливость.
искатели мест — тот, кто пытается построить карьеру
скудная лепта — мелкая монета
чернь — простонародие
заветная дверь — дверь за которой находится важное
пышный подъезд — когда подбиваешь клинья к кому-либо, делаешь это пышно, подарки и т.д.
убаюканный ласковым пением — усыпление бдительности
тризна — погребальный обряд.
Николай Алексеевич Некрасов
Страница 387
Вопросы и задания
1. На какие черты характера Некрасова и особенности его творчества обращали особое внимание современники писателя?
Современники всегда обращали внимание на гениальность и доброту поэта. Некрасов всегда писал добрые и поучительные сказки для детей. Также они выделяли самое важное у Некрасова любовь к родной природе.
2. Какая из данных характеристик показалась вам более верной? Почему?
Страница 388
Вопросы и задания
1. Определите основную мысль стихотворения. Теперь прочитайте стихотворение выразительно, стараясь донести до слушателей его настроение и смысл. Послушайте стиховторение в исполнении чтеца.
2. В каком значении употреблено в тексте слово Муза?
В стихотворении Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом» слово «Муза» употреблено в значении «творческое вдохновение», «поэтический дар», а так же их источник. Образ истязаемой крестьянки в произведении символичен, хотя из-за точности описываемых событий может сложится впечатление реальности происходящего. Молодая крестьянка, которая подвергается жестокому наказанию, которую палачи заставляют молчать ударами бича — это символ поэзии Некрасова, его поэтического голоса, его творчества, которое подвергалось жестокой цензуре: она должна была заставить замолчать поэта, говорящего о народной боли и народных страданиях.
3. Центральный приём раскрытия идеи стихотворения — развёрнутое сравнение. Найдите его. Как вы думаете, почему именно приём сравнения выбрал поэт?
4*. Сопоставьте синтаксические конструкции в первой и второй строфе. Чем они отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему важно, что в конце второй строфы многоточие (фигура умолчания) противопоставлено восклицательной интонации?
5*. Как вы думаете, образ Музы, созданный в этом стихотворении, относится только к тем произведениям Некрасова, в которых воссоздана жизнь крестьян? Свой ответ аргументируйте.
Страница 397
В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА
Н.А. НЕКРАСОВА
1. Объясните значение слов и словосочетаний: холопский недуг, прожектёры, искатели мест, скудная лепта, чернь, заветная дверь, пышный подъезд, убаюканный ласковым пением, тризна; подберите к ним синонимы.
Значение слов и словосочетаний:
холопский недуг — низкопоклонство (раболепство, необразованность),
прожектеры — любитель несбыточных проектов (пустые мечтатели, утописты, фантазеры)
искатели мест — карьеристы (службисты, чинодралы),
скудная лепта — малая вносимая доля (крохи, мелочь),
чернь — простонародье (плебс, отребье),
заветная дверь — желанное место (тайная дверца, заповедная дверца),
пышный подъезд — парадный подъезд для приемов в богатом доме,
убаюканный ласковым пением — поддавшийся лести (увязший в меду, сладкая патока)
тризна — поминки (проводы, поминальная трапеза).
2. Слово щелкопёр разберите по составу. Определите его этимологию. Проверьте себя по этимологическому словарю.
Щелкопер — плохой писатель.
Щелкопер: корень — щелк, корень — пер, соединительная гласная о (интерфикс), окончание нулевое, основа щелкопер.
Искон. Впервые слово «щелкопер» употребил В.И. Даль в толковом словаре. Произошло на основе устаревшего фразеологического оборота «щелкать пером»
3. Найдите в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» строки, создающие коллективный портрет «деревенских русских людей». Выпишите их.
Некрасов очень ёмко и сжато даёт коллективный портрет крестьян, создавая яркий образ «некрасивых на взгляд, деревенских «людей:
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых.
Деревенские люди пришли за помощью, это их последняя надежда: «С выраженьем надежды и муки» они стоят у подъезда. Но их даже не пускают на порог и автор даёт очень точную, аллегоричную картину ухода деревенских людей, показывая их состояние безнадёжности через действия:
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «суди его Бог!»,
Разводя безнадежно руками.
4. В каких ещё известных вам произведениях Н.А. Некрасова создан коллективный портрет людей-тружеников?
5. Объясните строки стихотворения:
«Целый город с каким-то испугом / Подъезжает к заветным дверям…»; «А в обычные дни этот пышный подъезд / Осаждают убогие лица…»; «Стонет в собственном бедном домишке, / Свету Божьего солнца не рад…».
Какими средствами художественной выразительности являются выделенные слова? Какова их роль в тексте?
Описана привычка рабского низкопоклонства. Автор презирает господ и вельмож, а точнее — отношение к крестьянам и беднякам
6. Какое слово поэт чаще других употребляет в «Размышлениях…»? Чего достигает Н.А. Некрасов многократным употреблением этого слова в одном стихотворении?
Чаще других в этом произведении Некрасов повторяет слова стон, стонал, стонет.
Многократно повторяя это слово, Некрасов выражает свое отношение к обездоленному русскому народу, привлекает внимание читателя к горькой доле русского мужика, призывает бедноту подняться, возродиться для новой, иной жизни.
7. Внимательно прочитайте фрагмент стихотворения от слов «…Убаюканный ласковым пением…» до слов «Возвеличенный громкой хвалой…». Какие приёмы создания образа «владельца роскошных палат» использует Н.А. Некрасов в данном случае?
Олицетворение, сравнение
8. Своеобразным лирическим отступлением в стихотворении являются строки о Волге. Какую роль они выполняют?
Волга — символ свободы, которой лишен народ.
9. Как вы понимаете концовку стихотворения?
Автор высказывает подозрение, что русский народ духовно мёртв. И, похоже, он был недалёк от истины.
10. Определите стихотворный размер двух стихотворений — «Вчерашний день, часу в шестом…» и «Размышления у парадного подъезда».
В лирическом произведении «Вчерашний день, часу в шестом..» поэт использовал ямб. Своеобразие организации стихотворного произведения заключается в том, что поэт использует перемежающийся четырехстопный и трехстопный ямб. Разностопный ямб близок к разговорной речи, а в данном случае в коротком стихотворении передает ощущение целого ряда разноплановых действий, которые подчеркнуты с помощью глаголов (зашел, били, свистал, смотри).
В «Размышлении у парадного подъезда» использован анапест, в стихотворении кроме трехстопного анапеста встречается четырехстопный. Сбивка ритма подчеркивает богатство интонаций.
11. Выпишите из прочитанных вами произведений Н.А. Некрасова афористические выражения.
щелкоперов забавою ты народное благо зовешь
счастливые глухи к добру
и пошли он солнцем палимы.
12. Выучите наизусть отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Подготовьтесь к выразительному чтению.
Страница 398
Живое слово
1. Подберите материал об одном из участников восстания 1825 года и подготовьте о нём сообщение.
2. Что вы знаете о жёнах декабристов? Найдите в библиотеке материалы о них, подготовьте сообщение.
Страница 401
Возвращаясь к теме
Тема русской женщины была одной из главных в творчестве Н.А. Некрасова. Назовите произведения поэта, в которых звучит эта тема.
«Русские женщины».
стихотворение «В дороге»
«Кому на Руси жить хорошо»
«Тройка»
Вопросы и задания
1. Прочитайте главу «Княгиня Трубецкая» из поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
2*. В главе «Княгиня Трубецкая» переплетаются два плана: эпический и лирический. Приведите примеры эпического и лирического планов.
Жены декабристов были очень величественными и храбрыми. Они согласились на тяжёлую жизнь, поехав со своими мужьями в Сибирь. Многие жёны, оставшись на Родине, в скором времени сослались в Сибирь по неволе.
Лирического плана: они переживали, боялись за своих мужей, мучились страданиями и т.д.
Эпического плана: они бросали всё богатство, бросали общественное положение и ехали на целую жизнь неволи и т.д.
3. Какие исторические события послужили основой для создания поэмы «Русские женщины»?
Произведение «Русские женщины», посвященное женам революционеров-декабристов, посвящено восстанию, произошедшему в 1825 году. Цель декабристского движения состояла в уравнивании всех сословий, преодолению крепостной зависимости, освобождению русских крестьян. Однако, выступление декабристов не увенчалось успехом, многих расстреляли, других сослали в Сибирь. За сосланными смело последовали их жены и семьи, в этом проявилась отвага и сила русских женщин. Произведение выражает восхищение автора женщинами России.
4*. К.И. Чуковский считает, что «Русские женщины» Некрасова были обращены не только к прошлому — событиям 1825—1826 годов, но и к настоящему — мыслям, настроениям демократов-семидесятников. Согласны ли вы с этим суждением? Свой ответ аргументируйте.
5. В центре второй части главы — моральный поединок княгини Трубецкой и генерал-губернатора. Каждый из персонажей в этом поединке решает свою главную задачу: княгиня — быстрее добраться до места ссылки мужа; губернатор — не допустить этого. Приведите аргументы героев поэмы, а затем сформулируйте вывод об их характерах.
6. Запишите синонимы к данным словосочетаниям: рвать сердце; отпустить с миром; сталью одеть грудь; счастливые грёзы.
рвать сердце — причинять страдания, отпустить с миром — простить, сталью одеть грудь — приготовиться к войне, счастливые грезы — мечтать.
7. Внимательно вчитайтесь в данный фрагмент:
Нет, в этот вырубленный лес
Меня не заманят,
Где были дубы до небес,
А нынче пни торчат!
Что имеет в виду княгиня Трубецкая, приводя этот довод в ответ на аргументы генерал-губернатора?
Губернатор уговаривает Трубецкую не ехать в Сибирь, предлагает княгине вернуться в общество, к обычной жизни, забыть, что случилось и жить дальше. Но Княгиня не может вернуться в такое общество-лес, её не заманят никакие лестные предложения, так как были вырублены могучие дубы-декабристы, а жить среди пней-напоминании о них, княгиня считает невозможным. Трубецкая сравнивает декабристов с дубами, которые срубили в расцвете жизни и сил-отправили на каторгу или казнили. Общество потеряло лучших представителей, борцов за свободу против самодержавия, лес опустел, остались пни.
8. Определите значение слова этап в контексте поэмы Н.А. Некрасова.
Этап — путь следования сильных арестантов; путь направление
9. Выразительно (по ролям) прочитайте заключительный диалог. Чью волю нарушает генерал-губернатор? Как, с вашей точки зрения, можно оценить его решение: «Я вас в три дня туда домчу…»?
10. Каким стихотворным размером написана глава «Княгиня Трубецкая»?
«Княгиня Трубецкая» написана Ямбом.
OBRAZOVALKA.COM
OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.
2
объясните значение слов и словосочетаний, подберите синонимы: холопский недуг, прожектеры, искатели мест, скудная лепта, чернь,
объясните значение слов и словосочетаний, подберите синонимы:
холопский недуг, прожектеры, искатели мест, скудная лепта, чернь, заветная дверь, пышный подъезд, убаюканный ласковым пением, призна.
1 ответ:
0
0
холопский недуг- необразованность, крепостничество, прожекторы -пустые мечтатели, искатели мест-карьеристы, скудная лепта- недостаочный вклад,чернь- толпа, заветная дверь- желанное место, пышный подъезд- вельможи при дворце, убоюк. ласк. пением- обманутый лестью, тризна- поминки.
Читайте также
Тёплый хлеб назван потому что у людей тёплое сердце и его пекут с тёплой душой
Примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий.
В этом стихотворении поэт раскрывает свой внутренний мир,говорям всем о своим чувствам к природе.Он видит природу увядшей и в своих и не в своих глазах,повествуя нам о своих преднамеринях,как политических,так и социалистических.Маяк восхищается первобытной природой,вспоминая её на фоне старой.Природа для него всё-жизнь,осязание,восприятие,диагностика наровне с лучезарством.В его глазах природа осязает чувством необычайности.Попугай в конце стихотворения говорит нам о своих предпочтениях к птицам,возможно даже больше,чем к животным.
Я сидел на около берега реки.И вдруг я захотел придумать сочинение как я пиши сочинение с гармонией а гормонов мне помогает
«Хорошее отношение к лошадям» (Восприятие, истолкование, оценка)
Почему-то Владимира Маяковского принято считать поэтом политического, агитационного и сатирического плана. Хотя, как мне кажется, он выполнял пропагандистскую и агитационную деятельность как поденщину, как обязательную и скучную работу. Конечно же, он искренне верил тому, о чем писал, и писал здорово. Но в душе Маяковский всегда скучал по тонкой, душевной лирике. Даже в поэме «Хорошо!», насквозь проникнутой воспеванием коммунистических успехов, он не удержался от теплых поэтических фраз.
В одном из ранних стихов у Маяковского есть прекрасная и нестандартная зарисовка об эпизоде, скорее всего реально увиденном им на заледеневаем подъеме московской улицы. Вполне естественно, что он, человек, тонко и остро чувствующий, не мог вместе с толпой плебеев смеяться над несчастным животным. Не исключено, что он подошел и вмешался, сделал замечание возчику. И уже потом, как это всегда бывает у поэтов, переплавил впечатление в пронзительные строки: «Смеялся Кузнецкий, лишь я один голос свой не вмешивал в вой ему…»
Лошади действительно плачут, когда им плохо. Люди плачут чаще. Не раз каждому из нас приходится «тащить свой воз» по скользкому подъему жизненной дороги. И полно вокруг насмешников. Встречаются и наездники — палачи, готовые спустить шкуру…
Хорошее отношение к животным не всегда подразумевает хорошее отношение к людям. У Маяковского такое отношение есть.
… Глупенькая,
все мы
немного лошади.
Каждый из нас по-своему лошадь.
Как есть и юмор, и некая детскость, столь типичная для поэтов.
Может, старая и не нуждалась в няньке.
Может, и мысль ей моя показалась пошла.
Только лошадь рванулась,
встала на ноги.
И пошла,
хвостом помахивая.
Рыжий ребенок!
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось: она — жеребенок… Видение тонкого и сострадательного человека. Любовь, высказанная в несколько иносказательной форме. Да, Маяковский пытается подшучивать над своими чувствами. Но они все равно прорываются сквозь иронию.
И как «смирял себя, становясь на горло собственной песне», ручейками живой воды просачивалась лирика истинных чувств в нарочито грубоватых стихах.
Поэт жив и поныне, поскольку живы его многочисленные сборники. Поныне собираются люди у памятника Маяковскому, декламируют его и свои стихи — это традиция. Но этот памятник не только поэту, но и тому, что он — жертва, одна из многомиллионных жертв неправедного строя и неправедных правителей.