Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору, как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему даймё и в иных подобных случаях). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми.
В случае, когда сэппуку должны были совершить лица, которым не доверяли, или которые были слишком опасны, или не желали совершать самоубийство, ритуальный кинжал (кусунгобу) заменялся на веер. Совершающий сэппуку касался веером своего живота, и в этот момент кайсякунин (помощник) обезглавливал его.
Следует отметить, что проникающие ранения брюшной полости — самые болезненные по сравнению с подобными ранениями других частей тела. Женщины из самурайских родов могли перерезать себе горло, или наносили удар в сердце.
Сегодня японская культура популярна как никогда раньше в истории. В первую очередь среди молодого поколения. Послевоенный экономический и культурный бум в стране восходящего солнца принес свои плоды: сегодня сложно отыскать человека, который бы не знал слов самурай, саке, харакири и сеппуку. К слову, о двух последних. Для чего японцам понадобилось сразу два слова для обозначения одного и того же явления? Или в действительности все на так просто.
Если сформулировать кратно, то харакири – это синоним для сеппуку, однако сеппуку не является синонимом для харакири. Как бы странно и парадоксально с точки зрения русского языка подобное не звучало. С одной стороны, оба слова обозначают самоубийство. При этом значение слова сеппуку куда более глубокое, конкретное. Все дело в том, что сеппуку – это термин, обозначающий совершенно конкретное и весьма специфическое явление. Речь идет именно о ритуальном самоубийства человека, который следует бусидо – своду правил и норм поведения самурая.
Первое задокументированное сеппуку было совершено достаточно поздно. Таким способом расстался с жизнью даймё Минамото-но Ёримасой в 1180 году после битвы при Удзи. После данного прецедента в источниках стали упоминаться в том числе смертные казни самураев через принуждение к сеппуку. Впрочем, учитывая, что традиция пришла из «народа», можно с уверенностью сказать, что воинское сословие Японии вспарывало себя животы и до XII столетия. Более того, сеппуку – это не только обозначение конкретного ритуала, но еще и требование к применению специальной техники самоубийства.
С техникой самурайского суицида каждый замком благодаря произведениям массовой культуры. Опозоренный воин должен был при помощи кинжала (танто или кусунгобу) сделать себе два пореза в животе: от ребра до печенки и от груди до пупка. При этом самурай должен был сохранять абсолютную невозмутимость. Позднее стали также применять вскрытие живота буквой «Х». Еще позднее ритуал дополнился помощником с катаной, который должен был в решающий момент отрубить самураю голову, дабы тот точно не успел дрогнуть и опозорить себя перед кончиной. Отрубить голову войну, проходящему через сеппуку, считало огромной честью. Существовали также правила ритуального самоубийства для благородных женщин. Знатные японки должны были протыкать себе ножом сердце или перерезать горло.
Но что же харакири? А вот здесь-то в отличие от вышеописанного термина все предельно просто. Сами японцы никогда словом «харакири» ритуальное самоубийство представителей аристократии не называли. Применяется оно во всем остальном мире в качестве разговорного. Получилось так из-за банального незнания деталей и тонкостей японской культуры и истории. В японском языке слово харакири обозначает вообще любое самоубийство человека и в первую очередь не ритуальное, совершенно из понятий чести. Более того, самоубийство совершенно самураем не по правилам, будет именно харакири, а не сеппуку.
Сперва немного истории, затем щепотка картинок-образов, а после горсть поэзии
Сепуку и Харакири
Зачастую эти слова считают синонимами; по большому счету, так оно и есть – эти понятия этимологически близки, однако существуют некоторые нюансы.
«Сеппуку» и «харакири» пишутся одними и теми же двумя иероглифами, но в разной последовательности. В слове «сеппуку» сначала пишется иероглиф «резать», а потом «живот», а в «харакири», наоборот, первый иероглиф — «живот». В Японии слово «харакири» является разговорной формой и несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок: если «сеппуку» подразумевает совершённое по всем правилам ритуальное самоубийство, то «харакири» переводится скорее как «вспороть себе живот мечом».
В древности сеппуку не было распространено в Японии, чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Первое сепукку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра, в 1156 году, при Хеген. Минамото но-Таметомо, побежденный в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сеппуку быстро привилось среди военного сословия и стало почётным для самурая способом свести счеты с жизнью.
Вероятно, вспарывание живота как один из наиболее эффективных и быстрых способов умерщвления стало популярно среди самурайского сословия средневековой Японии по ряду причин. Во-первых, этот надежный способ свести счеты с жизнью стал альтернативой долгим мучительным пыткам в плену: вспарывание живота мечом являлось очень действенным средством, и остаться в живых после такой раны было невозможно. Во-вторых, способность вспороть себе живот недрогнувшей рукой доказывала мужество и высокую степень самообладания самурая. В-третьих, свою роль сыграли и причины более утилитарного характера, а именно наличие при себе орудия самоубийства – меча. В Европе существовала некоторая аналогия этого ритуала: обычай бросаться на меч в древнем Риме возник не в силу какой-нибудь особой идеологии этого явления, а в силу того, что меч был всегда при себе. Как на Западе, так и на Востоке применение меча как орудия для самоубийства началось именно среди сословия воинов, которые постоянно носили его при себе.
Однако именно в Японии этот обычай приобрел идеологическую окраску и как следствие особый ритуал его проведения. Эта форма самоубийства совершалась либо по приговору как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему сёгуну, в знак скорби о смерти своего сёгуна и т. д.). Совершая сеппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми.
Существует точка зрения, согласно которой сеппуку усиленно насаждалось религиозными догматами буддизма, его концепцией бренности бытия и непостоянством всего земного. В философии дзен-буддизма центром жизнедеятельности человека и местоположением его души считалось не сердце или голова, а живот, занимающий срединное положение по отношению ко всему телу и способствующий более уравновешенному и гармоничному развитию человека. В связи с этим возникла масса выражений, описывающих разные душевные состояния человека с использованием слова «живот», по-японски «хара»: например, харадацу — «ходить с поднявшимся животом» — «сердиться», хара китанай — «грязный живот» — «низкие стремления», хара-но курой хито — «человек с черным животом» — «человек с черной душой», хара-но най хито — «человек без живота» — «бездуховный человек». Считается, что вскрытие живота путём сеппуку осуществляется в целях показать чистоту и незапятнанность своих помыслов и устремлений, открытие своих сокровенных и истинных намерений, как доказательство своей внутренней правоты; другими словами, сеппуку является последним, крайним оправданием себя перед небом и людьми.
Со временем сеппуку превратилось в настоящий ритуал. Иногда ритуал проводился в комнате на татами, но чаще всего на покрытом песком месте в саду. Обычно присутствовали трое представителей господина и/или сёгуна, которые должны были наблюдать за самоубийством и написать потом отчет, разные другие лица и кайсаку, которого иногда еще называют «вторым». Совершавший сеппуку сидел в сэйдза, и ему подавался поднос из нелакированного дерева на подставке, который делали специально для этого случая, а затем выбрасывали. На подносе лежала стопка васи, белой японской бумаги, маленькая закуска и низкая, широкая чашка с саке. Затем самурай обычно писал короткое стихотворение, которое отражало его душевный настрой и время года, выпивая саке и закусывая.
Затем начинался сам ритуал. Приносили низкий деревянный помост, на котором поверх стопки бумаги васи лежал обнаженный клинок. Плечи верхней одежды (камисимо) подкладывались под колени, чтобы помочь самураю не опрокинуться назад и не умереть в такой неблагородной позе. Иногда под ягодицы подкладывался низкий деревянный помост, чтобы корпус немного наклонялся вперед. Часть клинка обматывалась бумагой, чтобы его можно было держать, так как делать рукоять и ножны для него было не принято, потому что клинок выбрасывался сразу после ритуала.
Существовали различные методы самоубийства. Самым обычным был прямой горизонтальный разрез живота, слева направо, в конце которого делался резкий разрез вверх. Таким образом открывалось место, чтобы могли выпасть внутренности, в буквальном смысле слова раскрывая истинные намерения самурая (в японском языке слова «живот» и «дух» синонимичны). Затем, если у самурая сохранялось достаточно самообладания, он наклонялся вперед, сохраняя прямую осанку. Шею надо было держать прямо, а не закидывать ее назад от боли, потому что тогда сжимаются связки и мышцы и кайсаку становится сложнее отрубить голову. Поэтому так важна правильная осанка — чтобы не пришлось отрубать голову с нескольких попыток. Фактически сепукку сводилось к ритуальному обезглавливанию.
Когда самурай наклонялся вперед, ему сразу же отрубали голову; причем при соблюдении правильного ритуала, кайсаку оставлял неразрубленной небольшую часть шеи спереди. Конечно, кровь все равно хлестала, но голова не отлетала и не катилась по полу — это считалось дурным вкусом. Полностью рубили головы только преступникам.
Не все люди обладали достаточным самообладанием и внутренней силой для проведения такого сеппуку, поэтому существовали вариации. Женщины могли умереть быстро, просто перерезав себе вены на шее. Женщины, дети и даже мужчины-самураи могли просто дотронуться до ножа, не вспарывая себе живот, и им тут же отрубали голову. В позднее время на подносе вместо ножа часто подносили веер или ветку сакаки.
Для сильных духом людей существовал еще более сложный способ совершения сеппуку — дзюмондзи гири. После обычно горизонтального разреза они извлекали нож и делали себе вертикальный разрез снизу вверх по середине живота (от пупка до диафрагмы). В результате резаные раны образовывали по форме крест, японскую цифру 10 (дзю). Последним человеком, совершившим сеппуку посредством дзюмондзи гири был генерал Ноги, который совершил сеппуку в начале этого века, когда умер его любимый император. Умереть, следуя за своим господином или супругом, называлось дзюсин. Ноги сделал себе дзюмондзи гири, затем до самого горла застегнул пуговицы на своей парадной белой униформе и умер. Его жена последовала за супругом, перерезав себе вены на шее. (Здесь мы не можем обойти вниманием распространенные в Индии сати (сутти)- ритуальные самосожжения вдов, производимые в знак скорби и выражения готовности следовать за супругом; что характерно, изначально сати проводились только вдовами военачальников и правителей и считались своего рода привилегией).
Роль кайсаку очень ответственна. Надо было совмещать сострадание (потому что чаще всего кайсаку был близким другом совершающего сеппуку, потому что тот знал, что он не заставит его долго мучаться) с правильной техникой и силой, чтобы отрубить голову одним ударом.
Кайсаку держал меч вне поля зрения умирающего, чтобы не нервировать его, и стоял слева. После удара, меч вытирался с помощью васи, и место сеппуку прибиралось. Такой меч выбрасывали, потому что он считался запятнанным.
Между обезглавливанием по сеппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сеппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была её идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся только то, что сеппуку в виде казни применялось лишь к привилегированному сословию самураев и т. д., но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.
Этот способ самоубийства получил очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и поводами для сеппуку стали служить самые ничтожные причины.
После реставрации 1868 г. с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сеппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не вывелось совсем. Случаи сеппуку нередко встречались и в XX веке (например, самоубийство японского писателя Юкио Мисимы в 1970 году), и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сеппуку лицам ореол славы и величия.
Взято из открытых интернет источников.
Сегодня японская культура популярна как никогда раньше в истории. В первую очередь среди молодого поколения. Послевоенный экономический и культурный бум в стране восходящего солнца принес свои плоды: сегодня сложно отыскать человека, который бы не знал слов самурай, саке, харакири и сеппуку. К слову, о двух последних. Для чего японцам понадобилось сразу два слова для обозначения одного и того же явления? Или в действительности все на так просто.
Все это не просто слова. /Фото: historytime.ru.
Если сформулировать кратно, то харакири – это синоним для сеппуку, однако сеппуку не является синонимом для харакири. Как бы странно и парадоксально с точки зрения русского языка подобное не звучало. С одной стороны, оба слова обозначают самоубийство. При этом значение слова сеппуку куда более глубокое, конкретное. Все дело в том, что сеппуку – это термин, обозначающий совершенно конкретное и весьма специфическое явление. Речь идет именно о ритуальном самоубийства человека, который следует бусидо – своду правил и норм поведения самурая.
Традиции Японии очень жестоки. /Фото: wallhaven.cc.
Первое задокументированное сеппуку было совершено достаточно поздно. Таким способом расстался с жизнью даймё Минамото-но Ёримасой в 1180 году после битвы при Удзи. После данного прецедента в источниках стали упоминаться в том числе смертные казни самураев через принуждение к сеппуку. Впрочем, учитывая, что традиция пришла из «народа», можно с уверенностью сказать, что воинское сословие Японии вспарывало себя животы и до XII столетия. Более того, сеппуку – это не только обозначение конкретного ритуала, но еще и требование к применению специальной техники самоубийства.
Это еще и ритуальное действо. /Фото: правдаинформ.рф.
С техникой самурайского суицида каждый замком благодаря произведениям массовой культуры. Опозоренный воин должен был при помощи кинжала (танто или кусунгобу) сделать себе два пореза в животе: от ребра до печенки и от груди до пупка. При этом самурай должен был сохранять абсолютную невозмутимость. Позднее стали также применять вскрытие живота буквой «Х». Еще позднее ритуал дополнился помощником с катаной, который должен был в решающий момент отрубить самураю голову, дабы тот точно не успел дрогнуть и опозорить себя перед кончиной. Отрубить голову войну, проходящему через сеппуку, считало огромной честью. Существовали также правила ритуального самоубийства для благородных женщин. Знатные японки должны были протыкать себе ножом сердце или перерезать горло.
Честь превыше всего. /Фото: mylove.ru.
Но что же харакири? А вот здесь-то в отличие от вышеописанного термина все предельно просто. Сами японцы никогда словом «харакири» ритуальное самоубийство представителей аристократии не называли. Применяется оно во всем остальном мире в качестве разговорного. Получилось так из-за банального незнания деталей и тонкостей японской культуры и истории. В японском языке слово харакири обозначает вообще любое самоубийство человека и в первую очередь не ритуальное, совершенно из понятий чести. Более того, самоубийство совершенно самураем не по правилам, будет именно харакири, а не сеппуку.
В продолжение темы читайте про 9 фактов о самураях, которые имеют мало общего с киношными образами.
Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
харакири
Толковый словарь
нескл. ср.
1. Японское ритуальное самоубийство путём вспарывания живота кинжалом, принятое у самураев.
2. перен.
Беспощадная самокритика, самообличение, публичное раскаяние.
Толковый словарь Ушакова
ХАРАКИ́РИ, нескл., ср. (япон.). Самоубийство путем вспарывания живота кинжалом, принятое у японских самураев.
Толковый словарь Ожегова
ХАРАКИ́РИ, нескл., ср. У японских самураев: самоубийство путём вспарывания живота. Сделать себе х.
Популярный словарь
Харакири
нескл., с.
У японских самураев: ритуальное самоубийство путем вспарывания живота.
Церемония харакири.
Совершить харакири.
Непривычная для европейского читателя система понятий раскрывается в думах феодала, дававшего дозволение на харакири (Г. Иванова).
Этимология:
От японского hara-kiri (← hara ‘живот’ и kiri ‘резать’).
Энциклопедический комментарий:
Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору как наказание, либо добровольно в тех случаях, когда была затронута честь самурая, в знак верности самурая своему сюзерену.
Энциклопедический словарь
ХАРАКИ́РИ неизм.; ср. [япон.] В Японии: способ ритуального самоубийства путём вспарывания живота особым коротким мечом (принятый у самураев). Сделать себе х.
* * *
хараки́ри (от япон. хара — живот и кири — резать), в Японии самоубийство вспарыванием живота. Известно со времени средневековья. Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась по приговору или добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь самурая, в знак верности самурая своему сюзерену и т. д.).
* * *
ХАРАКИРИ — ХАРАКИ́РИ (от япон. хара — живот и кири — резать), в Японии самоубийство вспарыванием живота. Известно со времен средневековья. Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась по приговору или добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь самурая, в знак верности самурая своему сюзерену и т. д.).
Большой энциклопедический словарь
ХАРАКИРИ (от япон. хара — живот и кири — резать) — в Японии самоубийство вспарыванием живота. Известно со времен средневековья. Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась по приговору или добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь самурая, в знак верности самурая своему сюзерену и т. д.).
Академический словарь
нескл., ср.
Вид самоубийства, принятый у японских самураев, — вспарывание живота кинжалом.
Энциклопедия Кольера
ХАРАКИРИ (япон. «хара» — живот и «кири» — резать). Другое чтение — сеппуку. Японское ритуальное самоубийство. До середины 19 в. знатные особы и чиновники часто совершали харакири, дабы наказать себя за тяжкое преступление, выразить постигшее горе или защитить свою честь или честь семьи. Детали ритуала харакири различались в зависимости от того, кто его совершал. Обыкновенно на церемонии должен был присутствовать второй человек — друг. Совершающий харакири должен был вспороть себе живот кинжалом, помощник же затем перерезал самоубийце горло мечом, чтобы ускорить смерть и облегчить страдания. В экстренных случаях, как, например, на поле боя, харакири совершалось без церемоний и быстро. Хотя харакири было запрещено законом в 1868, неофициально практика самоубийств сохранялась. В период Второй мировой войны идею самоуничтожения во имя родины воплощали японские пилоты-смертники (камикадзе).
Практический толковый словарь
харакири, сеппуку (сэппуку)
япон. ритуальное самоубийство путём вспарывания живота (было принято среди самурайского сословия средневековой Японии)
Словарь народов и культуры
Харакири
(hara-kiri, яп. — разрез живота), зап. назв. ритуального самоубийства самураев — вспарывания живота, к-рое правильнее называть seppuku. В дзэн-буддизме живот — духовный центр тела, поэтому X. имеет символический смысл. Самураи предпочитали смерть бесчестью и относились к X. как к законному и церемониальному процессу, позволявшему избежать позора, загладить вину в случае неисполнения долга или продемонстрировать преданность и решимость (бусидо).
Поговорки
Сделать харакири кому. Жарг. мол. Выругать, отчитать кого-л. Максимов, 380.
Словарь русского арго
ХАРАКИРИ, нескл., с.
Наказание, нагоняй.
Сделать харакири кому — распечь, изругать, побить кого-л.
Японское «харакири» — самурайское самоубийство путем вспарывания живота.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Синонимы к слову харакири
сущ., кол-во синонимов: 3
нагоняй, наказание, самоубийство
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимологический словарь
Заимств. в начале XX в. из японск. яз., где harakiri — сложение hara «живот» и kiri «резать».
Словарь иностранных слов
ХАРАКИРИ (японск.). Японский обычай, ко которому приговоренные к казни, а также удрученные безысходным горем или отчаянием лишали себя жизни, вспарывая живот.
Сканворды для слова харакири
— Операция, которую настоящий самурай может сделать себе сам.
— Японский «саморез».
— Последняя акция отчаявшегося самурая.
— Суицид по-японски.
— Кончина по-самурайски.
— «Кесарево сечение» по-японски.
— Японский метод решения внутренних проблем.
— Благородное самоубийство.
— Конец самурая.
— В 1970 году писатель-самурай Юкио Мисима попытался совершить государственный переворот, но потерпел неудачу и совершил это.
— Перед этим требуется сесть к лаковому столику и написать прощальное четверостишие, можно чернилами, но лучше собственной кровью.