Гражданская лирика синоним

ГРАЖДА́НСКИЙ, —ая, —ое. 1. Относящийся к правовому положению граждан (в 1 знач.) в государстве. Гражданский кодекс. Гражданские законы. Гражданское право. Акты гражданского состояния.

Все значения слова «гражданский»

ЛИ́РИКА, -и, ж. 1. Один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств автора. Русская классическая лирика.

Все значения слова «лирика»

  • Это образец гражданской лирики, с торжественной ораторской интонацией, с отчётливо сформулированной позицией.

  • К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой тёмною толпой…», «Последний катаклизм» и другие.

  • Его стихи – яростного публицистического звучания, исполненные глубокого гражданского пафоса, являются ярким и убедительным фактом современной поэзии, продолжающей высокую традицию русской гражданской лирики.

  • (все предложения)
  • кодекс
  • гражданка
  • гражданин
  • гражданство
  • бунт
  • (ещё ассоциации…)
  • лира
  • баллада
  • стихи
  • поэзия
  • жанр
  • (ещё ассоциации…)
  • гражданская война
  • акты гражданского состояния
  • жить в гражданском браке
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • любовная лирика
  • лирика поэта
  • книга лирики
  • хватит лирики
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «гражданский»
  • Разбор по составу слова «лирика»
  • Как правильно пишется слово «гражданский»
  • Как правильно пишется слово «лирика»

На букву Г Со слова «гражданская»

Фраза «гражданская лирика»

Фраза состоит из двух слов и 17 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «гражданская»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео Гражданская лирика Н.А. Некрасова (содержательный анализ) | Лекция №62.2 (автор: Любовь Гогина)38:21

Гражданская лирика Н.А. Некрасова (содержательный анализ) | Лекция №62.2

Видео Гражданская лирика. (автор: skazkananonh)01:36

Гражданская лирика.

Видео Егор Летов, анализ текстов. По вашим просьбам №4 (автор: Genadi Valdberg)37:40

Егор Летов, анализ текстов. По вашим просьбам №4

Видео Дайте народу казни. гражданская лирика 18+ (автор: Поэт Сола Монова)00:55

Дайте народу казни. гражданская лирика 18+

Видео Поэт Шестунин А С Патриотические стихи и гражданская лирика.Ролик А.Соловьева (автор: Александр Соловьев г.Иваново)40:04

Поэт Шестунин А С Патриотические стихи и гражданская лирика.Ролик А.Соловьева

Видео GS3193 Гражданская лирика и её нелёгкий путь. (автор: Galina Smith)10:03

GS3193 Гражданская лирика и её нелёгкий путь.

Синонимы к фразе «гражданская лирика»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + авторское чтение −
  • + в жанровом отношении −
  • + герой стихотворения −
  • + глагольные рифмы −
  • + гражданская лирика −
  • + гражданская поэзия −
  • + гражданские мотивы −
  • + деревенская проза −
  • + звуковые повторы −
  • + левый марш −
  • + литературный факт −
  • + любовная лирика −
  • + остановка в пустыне −
  • + патетическая оратория −
  • + пейзажная лирика −
  • + петербургская повесть −
  • + пленный дух −
  • + по праву памяти −
  • + поэтическое слово −
  • + при свете совести −
  • + реалистическая литература −
  • + садок судей −
  • + свободный стих −
  • + скрытые цитаты −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «гражданская лирика» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

акирил яакснаджарг 😀

Написание фразы «гражданская лирика» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в латинской🇬🇧 grazhdanskaya lirika

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--80aaajgl4axwp0n xn--80apaic5a

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

uhf;lfycrfzkbhbrf

Написание фразы «гражданская лирика» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠛⠗⠁⠚⠙⠁⠝⠎⠅⠁⠫⠀⠇⠊⠗⠊⠅⠁

Передача фразы «гражданская лирика» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

– – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – – ⋅ ⋅ ⋅ – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ –

Произношение фразы «гражданская лирика» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «гражданская лирика» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

fpnyznaexnwädpdxn

Остальные фразы со слова «гражданская»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • гражданская авиация
  • гражданская администрация
  • гражданская азбука
  • гражданская активность
  • гражданская архитектура
  • гражданская власть
  • гражданская война
  • гражданская война в греции
  • гражданская война в империи инков
  • гражданская война в китае
  • гражданская война в черноморье и сухумском округе
  • гражданская война в шотландии
  • гражданская война во франции
  • гражданская война: инициатива
  • гражданская восьмёрка
  • гражданская гвардия
  • гражданская дееспособность
  • гражданская деятельность
  • гражданская дипломатия
  • гражданская доблесть
  • гражданская должность
  • гражданская жена
  • гражданская жизнь
  • гражданская журналистика

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@blxwl 08.01.2020 20:07

Что значит фраза «гражданская лирика»? Как это понять?..

Ответить

@fetkhvh 31.08.2022 08:56

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.



гражданская лирика
русский

Синонимы гражданская лирика синонимы

Как по-другому сказать гражданская лирика?

гражданская лирика
русский » русский


лирика идей

Возможно, вы искали…

гражданская |

лирика


гражданская азбука |

гражданская одежда |

гражданская служба |

гражданская война |

гражданская оборона |

гражданская жена |

гражданская панихида |

гражданская должность |

гражданский чин |

гражданские беспорядки |

гражданское состояние |

гражданское право

Вы здесь

Синонимы для слова «лирика»

Слова и выражения связанные по смыслу со словом «лирика»

  • лирика
  • ода
  • поэзия
  • звукопись
  • элегия
  • сонет
  • стихотворение
  • лиризм
  • сентиментализм
  • творчество
  • стихотворство
  • эпичность
  • рифма
  • прозаик
  • стихотворчество
  • публицистичность
  • метафоричность
  • трёхстишие
  • драматургия
  • беллетристика
  • пафос
  • патетика
  • героика
  • акмеист
  • терцина
  • классицист
  • пятистишие
  • акмеизм
  • верлибр
  • патетическая оратория
  • психологический роман
  • стихотворение в прозе
  • отечественная словесность
  • лирическая поэзия
  • тема любви
  • прозаические произведения
  • венок сонетов
  • фантастический реализм
  • социальная фантастика
  • эстетический принцип
  • гениальный поэт
  • городской романс
  • творческое наследие
  • капитанская дочка
  • четырёхстопный хорей
  • жизненный материал
  • петербургская повесть
  • положить на музыку
  • торжественная ода
  • маленькие трагедии
  • шестистопный ямб
  • элегический дистих
  • персидские мотивы
  • реалистическая литература
  • Очень романтичное место, да только мне сейчас было не до лирики — я опаздывала.

  • Сам автор не пытался трактовать свою туманную лирику, так что слушатели интерпретируют её, как хотят.

  • В песне есть место и для интимной лирики: в четвёртом куплете «большое жёлтое такси» увозит мужчину, которого лирическая героиня очень любит.

  • Но серьёзная гражданская лирика вкупе с искренностью и внутренним достоинством исполнителя делают её по-настоящему великой.

  • Но хватит лирики — теперь о главном.

Cлово ЛИРИКА означает:

(от греч. lyrikos — произносимый под звуки лиры) — род литературный(наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержаниевнутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренниймонолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворныхжанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любоеявление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективногопереживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодарямасштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ейдоступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцылирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., ЛиБо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — А. С. Пушкин, А. А. Блок.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение термина «лирика» в других словарях

— литературный род, наряду с эпосом и драмой, предмет отображения которого — внутренний мир человека, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Жанры: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение, лирическая поэма.

Источник: Исторический словарь

лирика

(греч.-исполняемый под аккомпанемент лиры): художественный жанр, сложившийся наряду с эпосом и драмой в процессе исторического развития литературы. Основные стихотворные жанры лирики – элегия, романс, сонет, стихотворение (в узком смысле – как жанр), песня. Главный предмет отображения в лирике – внутреннее состояние человека, его настроения и переживания. Часто это собственные мысли и чувства автора, которые в поэтическом тексте становятся общезначимыми. Лирические произведения способны проникать в тайны самых тонких душевных движений и раскрывать новые возможности, грани человеческого общения.

Источник: Философский словарь

лирика

Совокупность произведений этого рода поэзии

Источник: Толковый словарь Ожегова

лирика

Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от  — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») — род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ).

Источник: Википедия

лирика

I ж.

1. Один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой) , в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме. отт. совокупность произведений такого рода поэзии. отт. Эмоциональные элементы в произведении, в творчестве какого-либо писателя.

2. Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов.

II ж. Состояние, настроение, при котором эмоциональные элементы преобладают над рассудочными; лиризм II.

Источник: Большой современный толковый словарь русского языка

лирика

(гр. lyrikos музыкальный, напевный)
1) один из трех основных родов словесного искусства (наряду с эпосом и драмой), как правило, использующий стихотворную форму; л. является прямым выражением индивидуальных чувств и переживаний;
2) совокупность произведений этого рода.

Источник: Новый словарь иностранных слов

лирика

ж.
1) а) Один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме. б) Совокупность произведений такого рода поэзии. в) Эмоциональные элементы в произведении, в творчестве какого-л. писателя.
2) Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов.
3) разг. Состояние, настроение, при котором эмоциональные элементы преобладают над рассудочными; лиризм (
2).

Источник: Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

лирика

1. один из трех основных родов словесного искусства (наряду с эпосом и драмой), как правило, использующий стихотворную форму; л. является прямым выражением индивидуальных чувств и переживаний;
2. совокупность произведений этого рода.

Источник: Словарь иностранных выражений

лирика

л`ирика, -и

Источник: Словарь русского языка Лопатина

лирика

Род литературных произведений, Maxime поэтических, выражающих чувства и переживания Русская классическая л. лирика совокупность произведений этого рода поэзии Л. Пушкина.

Источник: Словарь русского языка Ожегова

лирика

(от греч. lyrikos — произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — А. С. Пушкин, А. А. Блок.

Источник: Современный толковый словарь, БСЭ

лирика

лирика ж.
1) а) Один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме. б) Совокупность произведений такого рода поэзии. в) Эмоциональные элементы в произведении, в творчестве какого-л. писателя.
2) Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов.
3) разг. Состояние, настроение, при котором эмоциональные элементы преобладают над рассудочными; лиризм (
2).

Источник: Толковый словарь Ефремовой

лирика

лирики, мн. нет, ж. (греч. lyrike).

1. Вид поэзии, преимущ. выражающий личные настроения и переживания поэта. || Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов.

2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Русская лирика. Лирика 19-го века. Лирика Пушкина.

3. перен. Эмоции, преобладание эмоционального элемента над рассудочным (разг.). Оставьте лирику, перейдите к делу. Отец ударился в лирику. Чехов.

Источник: Толковый словарь русского языка Ушакова

лирика

— (от греч. lyricos — поющийся под звуки лиры) — один из трех основных родов литературы (см. род литературный ), выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В Л. жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством Л. является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности Л.: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер. Тематически (условно) различают Л. пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д. К жанрам Л. обычно относят оду (см. ода ), элегию (см. элегия ), эпиграмму (см. эпиграмма ), послание , гимн и др.

Источник: Словарь литературоведческих терминов

лирика

(от греч. lyга — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художеств. литературы (наряду с эпосом и драмой ) , в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр. В лирическом образе через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания. Это, в частности, находит отражение и в тематическом выделении таких видов Л., как философская (‘Бог’ Г. Р. Державина, ‘Невыразимое’ В. А. Жуковского, ‘Дар напрасный, дар случайный’ А. С. Пушкина, ‘Истина’ Е. А. Баратынского, ‘Фонтан’ Ф. И. Тютчева), гражданская (‘К Чаадаеву’ Пушкина, ‘Прощай, немытая Россия’ М. Ю. Лермонтова, ‘Завещание’ Т. Г. Шевченко, ‘Размышление у парадного подъезда’ Н. А. Некрасова, ‘Читатели газет’ М. Цветаевой, ‘Полночь в Москве’ О. Мандельштама, ‘Россия’ А. А. Блока, ‘Стихи о советском паспорте’ В. В. Маяковского, ‘Дробится рваный цоколь монумента’ А. Т. Твардовского), любовная, пейзажная и др. ‘Великий поэт, — писал В. Г. Белинский, — говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество’ (Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с.
521). Но в Л. объективный мир обнаруживается через отношение к нему поэта, и его художественным эквивалентом выступает эмоциональное восприятие мира, преображенное в переживание субъекта. Событийность, действенный результат переживаний и стремлений, сфера поступков героя обычно остаются за пределами лирического произведения. И даже тогда, когда автор вводит в лирические произведения приметы внешнего мира — пейзажные, бытовые, портретные и пр., они утрачивают независимость от субъекта, изобразительные элементы приобретают, как правило, выразительные функции и становятся проводниками лирического переживания: либо его ‘зеркальными’ отражениями (‘Сентябрьская роза’ А. А. Фета), либо эмоциональными ‘сигналами’ (‘Я на правую руку надела перчатку с левой руки’ у А. Ахматовой), либо его символами (‘Парус’ Лермонтова), либо, наконец, контрастным противовесом субъективному состоянию духа (‘Весна’ Тютчева). Родовая сущность Л. с максимальной наглядностью проявляется в произведениях, самый предмет которых составляет ‘сама душа, субъективность как таковая’ (Гегель); здесь ‘… чувство довлеет самому себе, служит себе объектом…’ (Веселовский А. Н., Историческая поэтика, 1940, с.
286). Лирические произведения, передающее переливы и оттенки внутренней жизни, отдельные мгновения душевного движения, может достигать предельной краткости, и тогда в Л. особенно явно проступает внешне-структурное отличие от эпоса, тяготеющего к развернутости во времени и пространстве, к монументальности. Лирическое произведение остаётся законченным, художественно-целостным созданием, даже если оно состоит всего из двух строк: Я ненавижу ее и люблю. ‘Почему же-‘ — ты спросишь. Сам я не знаю, но так чувствую я — и томлюсь (Катулл). Претворяя неповторимое духовное состояние в художественный образ, Л. придаёт ему широко обобщённое значение; лирическое произведение как бы предлагает читателям, переживающим аналогичное состояние, готовые формы его выражения; отсюда — заучивание и цитирование лирических стихотворений, как явление ‘быта’ (предельный случай такой ‘анонимной’ всеобщности лирического чувства — песня, например ‘Землянка’ А. А. Суркова, ‘Жди меня’ К. М. Симонова, ‘Летят перелётные птицы…’ М. В. Исаковского). Вместе с тем любое умонастроение оформляется в Л. как конкретно принадлежащее личности, как её внутренний монолог. В лирической композиции обычно главенствует созерцающее, воспринимающее, мыслящее ‘я’, хотя в определенных типах Л., например в пейзажной, философской, ‘я’ иногда только подразумевается, не присутствуя композиционно. Если прототипом лирического ‘я’ выступает сам автор, т. е. его подлинные настроения, ‘живьём схваченные и мгновенно превращенные в лирические эмоции’ (Овсянико-Куликовский Д. Н., Собр. соч., т. 4, СПБ, 1912, с.
99), — в таких случаях обычно говорят о ‘субъективной’, ‘личной’ Л. Однако субъективность и личностная подлинность лирического чувства не означают здесь буквального совпадения с биографическим опытом автора. Лирик, типизируя (или ‘объективируя’) свои жизненные переживания, ‘отодвигает их от себя как объект’ (Фет), творчески домысливает и преображает их, благодаря чему факт личной биографии перерастает в произведение искусства, а ‘самовыражение’ поэта — в выражение дум и чаяний его современников. Показательна естественность, с какой ‘я’ сменяется ‘мы’ в ‘Думе’ Лермонтова. В Л. ‘объективной’ (или ‘ролевой’) автор воспроизводит чужие мысли и чувства, так что несовпадение между ‘я’ лирического персонажа и биографическим обликом автора становится очевидным (например, ‘Сумасшедший’ А. Н. Апухтина, ‘Я убит подо Ржевом’ А. Т. Твардовского). Однако намеченное различие двух видов Л., важное для изучения психологии творчества, в читательском восприятии отчасти ‘стирается’ эмоциональностью лирического произведения, которая выражается в нём всегда открыто, как непосредственно авторская. Своеобразие проблемы образа автора в Л. акцентируется принятым в советской критике понятием ‘лирический герой’. Термин ‘лирический герой’ (впервые введённый Ю. Тыняновым применительно к лирике Блока) указывает как раз на то, что между реальной биографической личностью поэта-лирика и её отражением в искусстве может существовать некое единство, близость, но не тождество. Причём в связи с обсуждением границ содержания термина вопрос о степени этой близости стал в 1950-1960-е гг. предметом полемики. В одних случаях под ‘лирическим героем’ подразумевалось предельно обобщённое ‘я’, очищенное от эмпирики, биографических фактов и без остатка совпадающее с ‘мы’ поколения, социальной группы, народа, в других — термин понимался как стыдливое прикрытие идеи субъективного ‘самовыражения’ в Л. Очевидно, понятие ‘лирический герой’ наполняется строго определённым содержанием главным образом при анализе творчества таких лириков, в поэзии которых лирическое ‘я’ присутствует не просто как знак единства отношения к миру, как призма авторского сознания (например, у Тютчева), а облекается устойчивыми чертами — биографическими, психологическими, даже сюжетными, выступает как фигура (например, у Блока, отчасти у С. Есенина), наделённая цельной характеристикой. Эта особая форма выявления авторского сознания рождается вместе с Л. романтизма; открытие лирического героя в этом специфическом смысле принадлежит в русской поэзии Лермонтову. По-видимому, психологически-характерная фигура лирического героя занимает промежуточное положение между авторским ‘я’ в лирическом дневнике, письме, послании и близких к ним формах (например, ‘Я вас любил…’ Пушкина), с одной стороны, и персонажем в ‘ролевой’ Л. — с другой; лирический герой — это своего рода ‘роль’, но не утратившая связи с идейно-психологическим обликом её прототипа — автора произведения. Классификация жанров Л. исторически изменчива, и нет ещё классификации, сколько-нибудь адекватной реальной сложности и многообразию лирических жанров. В народном творчестве, например, жанры классифицируются по практическому назначению и условиям исполнения (обрядовые, игровые, плясовые, семейные песни и т.д.), в античной литературе — по формам исполнения (речитативно-декламационная Л.: элегия, ямб; сольная, хоровая); в европейской литературе эпохи Возрождения и классицизма — по эстетической тональности и социальной функции (ода, элегия, послание, песня и др.); в 19 в. — в основном по тематическому признаку (философская, гражданская, любовная, пейзажная и др.). В 19-20 вв. намечается также членение на медитативную Л. (эмоциональная рефлексия, взволнованное раздумье о ‘вечных темах’: ‘И скушно, и грустно’ Лермонтова, ‘Осенний вечер’ Тютчева, ‘Не жалею, не зову, не плачу’ Есенина) и суггестивную (‘внушающую’ Л., очаровывающую ‘пленительной неясностью’ — ‘Певица’ Фета, ‘Зимняя ночь’ Б. Пастернака). Ощутимо выступает иное видовое членение (в т. ч. песня, лирическое стихотворение, монументальная Л., например ‘Про это’ Маяковского). Образно-выразительные возможности, необходимые для творческого претворения и типизации внутренней жизни, Л. открывает в самой природе слова — в фонетическом облике и звуковой сочетаемости слов, во внутренней форме слова, в синонимии языка, в синтаксически-интонационной организации речи. Здесь лирик находит ту ‘неожиданность выразительности слов’, которая заменяет собой всякий способ описания событий (Н. Асеев). Эти возможности и реализуются в Л.: слово ‘уплотняется’ — обретает значимость каждый звуковой, интонационный, ритмический элемент, оттенок ударения, паузы, слога; речь насыщается аллитерациями и ассонансами, сравнениями, тропами, различного рода параллелизмами, синтаксическими фигурами. Повышению эмоциональности сильно способствует ритмическая организация речи. Поэтому Л. тяготеет к стихотворной речи, а на определенных этапах развития (в творчестве трубадуров, менестрелей, мейстерзингеров) она срастается с музыкой. Истоки Л. теряются в далёкой древности. Уже самые ранние обрядовые и ритуальные народные песни — высокие образцы Л. Вечно живыми остаются лирические произведения крупнейших поэтов античности (Сапфо, Анакреонт — Греция; Катулл — Рим); арабского Востока 6-7 вв. (в первую очередь Имру-уль-Кайса); прованских трубадуров; средневекового Китая (Ли Бо, Ду Фу), Ирана (Хафиз) и др. стран. На переломе двух грандиозных эпох — Средневековья и Возрождения — прозвучала лирика Данте, а сонеты Петрарки знаменовали начало нового времени. В 19 в. в Европе Л. переживает подъём в переломные эпохи начала и конца века: Дж. Байрон, П. Б. Шелли, У. Вордсворт (Англия), А. Мюссе, П. Верлен (Франция), И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне (Германия), Леопарди (Италия), А. Мицкевич (Польша), Э. М. Рильке (Австрия); потрясения 20 в. отразились в лирике Паоло Неруды (Чили), Гарсиа Лорки (Испания), Назыма Хикмета (Турция). В России всё богатство лирических жанров представлено в поэзии Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета, Блока, И. Анненского. Высокие образцы Л. создали советские поэты: Маяковский, Есенин, Э. Багрицкий, Пастернак, Н. Заболоцкий, Твардовский. Для советской Л. характерны развитие монументальных и песенных жанров, тяга к драматизированным формам поэтической речи, а в тематическом плане — богатство и многообразие видов гражданской Л., проникнутой пафосом единства личности поэта и народа и наиболее типичной для поэзии социалистического реализма . Лит.: Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971; Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Овсянико-Куликовский Д. Н., Лирика как особый вид творчества, в кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 2, в. 2, СПБ, 1910; Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Эйхенбаум Б. М., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922; Ларин Б., О лирике как разновидности художественной речи, в кн.: Русская речь, сб. 1, Л., 1927; Гинзбург Л. Я., О лирике, М. — Л., 1964; Сквозников В. Д., Лирика, в кн.: Теория литературы, [кн. 2], М., 1964; Гачев Г. Д., Содержательность художественных форм, М., 1968; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М.,

1971. В. А. Богданов, И. Б. Роднянская (о лирическом герое).

Источник: Большая советская энциклопедия, БСЭ

лирика

лирика, -и

Источник: Полный орфографический словарь русского языка

лирика

один из трёх основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путём передачи переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме совокупность произведений такого рода литературы эмоциональная составляющая в произведениях какого-либо писателя , состояние, настроение, при котором эмоциональный элемент преобладает над рассудочным; чувствительность

Источник: Викисловарь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гражданская война синоним
  • Гражданская активность синоним
  • Гражданская авиация синоним
  • Гражданское сознание синоним
  • Гражданин ответственный синонимы