Графомоторные навыки синонимы

1) Моторные навыки — это маленькие, утонченные движения мышцами, которые необходимы для того, чтобы мастерски делать изящные вещи. Графомоторные навыки — это умение свободно выполнять мелкие и точные двигательные движения руками в процессе выполнения графических задач, связанных с графикой (письмом).

2) Встречается как слитное, так и раздельное написание прилагательного «графомоторный», но правильным следует считать слитное написание. Схема образования: моторный — графомоторный, это чистое сложение основ графо + моторный.

3) Но нельзя сказать, что для «графо» сочинено отдельное правило, по которому все слова с этим элементом пишутся слитно. Форма написание слов с «графо» должна соответствовать общему правилу написания сложных прилагательных.

К примеру, слово «графо-аналитический» можно писать через дефис, так как сложное прилагательное составлено из основ прилагательных с сочинительной связью (можно вставить союз и), с усечением первой основы: графический и аналитический — графо-аналитический, сравнить: английский и русский — англо-русский.

Орфография подобных слов неоднозначна, может встречаться как слитное, так и раздельное написание.

Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников

Что такое графомоторный навык? Слово «графомоторный» состоит из двух слов: моторика (в нашем случае мелкая) – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. И графо (с греческого) – письмо, почерк, начертание.

        Ещё немецкий философ Иммануил Кант говорил, что «рука – это вышедшей наружу мозг человека». Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Однако мы знаем, что многие дошкольники испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений рук. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

        Так как дошкольный возраст является сензитивным для развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии и совершенствовании графомоторных навыков у детей, что является важной частью подготовки  к школе.

        При нормальном развитии ребёнка работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклёпок, завязывание шнурков и т.д.

        В возрасте 1 – 2 лет ребёнок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

        В возрасте 2 – 3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы, держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами, строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребёнок рисует цветными карандашами, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешочке на ощупь. Становление двигательных функций продолжается до 5 – 6 летнего возраста.

        Графомоторные навыки включают в себя:

  1. Развитие мелкой мускулатуры пальцев – упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

        Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Вы знаете множество игр и упражнений на развитие мелкой моторики  рук. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей, рисование, которым любят заниматься дети, игры, включающие в дело руку, самообслуживание. «Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовывать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточится зрительно.

        Хотелось бы отдельно остановиться на «пальчиковых шагах». Эта методика у нас используется редко.

1 этап работы: знакомство с ритмом стихотворения, сопровождающего упражнение. Сначала ребёнок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальцем этот ритм по столу.

                                               Улитка Уля ждёт гостей,

                                               Уже готов пирог,

     Варенье, мёд, конфеты, торт

                                               И йогурт, и творог.

2 этап работы: усложнение состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальцы руки в следующей последовательности:

  • указательный и средний;
  • указательный и безымянный;
  • указательный и мизинец;
  • большой и мизинец;
  • большой и указательный;
  • большой и средний;
  • большой и безымянный;
  • средний и безымянный;
  • средний и мизинец;
  • безымянный и мизинец.

Ребёнок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальцем и мизинцем, т.к. в быту используются движения преимущественно первых трёх пальцев (большой, указательный, средний) и смежной с ними частью ладони.

3 этап работы: одновременные движения пальцами обеих рук.

4 этап работы: наиболее сложный этап, когда ребёнок учится выполнять одновременные разнотипные движения пальцев рук (пальцы одной руки «шагают» вверх, другой – вниз). Могут использоваться различные пальцы разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальцы, на правой – большой и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, воспитывает сосредоточенность, умение сконцентрировать и удерживать внимание.

        Целью развития мелкой мускулатуры пальцев является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры или буквы, учитывая размеры и величину углов.

Графомоторные навыки включают в себя:

  1. Зрительный анализ и синтез:

— упражнения на определение правых и левых частей тела;

— задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;

— задания с условиями по выбору нужных направлений.

        Так, например, для формирования и развития зрительно-пространственных отношений используются приемы, направленные на узнавание изображений и их контуров, на формирование зрительного слежения и зрительно-моторной координации.

Развитие и формирование зрительной памяти может осуществляться с помощью таких упражнений: «Посмотри на игрушки, запомни, ответь, какие игрушки ты запомнил», «Посмотри на картинку, запомни предметы. Что появилось новое?», «Внимательно посмотри на картинку, запомни, как располагались игрушки на полочке. Нарисуй игрушки так, как они стояли» и т.д.

  1. Рисование:

— занятия по штриховке по контуру, обводка;

— срисовывание геометрических фигур;

— задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;

— дорисовывание незаконченных рисунков;

— дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

— упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей;

— задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика:

— задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов), печатание букв.

Очень важно поставить руку, подготовить её к работе. И штриховка в этом деле – незаменимый помощник, поскольку не только укрепляет мелкие мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию логического мышления, творческих способностей. Штриховать, так же как и закрашивать, необходимо простыми или цветными карандашами, а не фломастерами. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, использовать разную силу нажима. Особое внимание нужно обратить на поворот листа при закрашивании. Если ребёнок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

        Дети 6 – 7 лет хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими и ровными, овалы завершёнными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии. Выполняя различные виды заданий, ребёнок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучить ребёнка правильным приёмам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

        В 6 – 7 лет ребёнок должен выполнять следующие виды штриховок:

  • прямые вертикальные (сверху вниз);
  •  горизонтальные (слева направо);
  •  наклонные;
  •  клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити);
  •  крупными капельками.

  Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги. При выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15 – 20 минут. После этого обязательно сделать перерыв, во время которого можно выполнять пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Многие дети неправильно держат карандаш. На это так же необходимо обратить внимание. Можно использовать трёхгранные карандаши или способ меток, когда на пальцах и на карандаше ставятся специальные метки.

        Графические диктанты или рисование по клеточкам помогают дошкольникам предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Дети учатся ориентироваться в тетради, знакомятся с разными способами изображения предметов.

        Примеры графических упражнений, способствующих развитию мелкой моторики и координации движения руки, зрительного восприятия и внимания: «Обведи рисунок», «Соедини по точкам», «Продолжи узор по клеточкам», «Нарисуй такую же фигуру» и т. д. Копирование контура булавкой или зубочисткой. Ребёнку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру,  обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладётся чистый лист бумаги и небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить или заштриховать.

        При написании печатных букв необходимо познакомить детей с рабочей строкой, основными элементами букв, различными предметными образцами, приближёнными к конфигурации букв. Можно использовать трафареты букв. Упражнения в дописывании буквы, а так же в написании её по точкам.

        Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

        Таким образом, работа по развитию графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания.

Литература:

  1. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – М.: Владос, 2003.
  2. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка – М.: Владос, 2003.
  3. Крупенчук О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией. — Дошкольная педагогика 2005, № 6.
  4. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5 – 7 лет с речевыми нарушениями. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  5. Тимощенко Е. Г. Развитие графомоторного навыка у детей (консультация для родителей). — Логопед 2012, № 5.
  6. Хозяинова М. А. Учимся штриховать (семинар — практикум для родителей детей 5 – 6 лет). — Логопед 2012.

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.

Но в работе с дошкольниками приходиться сталкиваться с тем, что далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом. Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.

У многих детей вызывают сложности действия, которые требуют точности и синхронности движений. Вырезание чего-либо, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не так редко.

Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, а его успеваемость снизится. Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.

Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика? Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.

В задачи графомоторики входит:

  • зрительное восприятие заданного материала;
  • сосредоточенность и внимание;
  • правильное удерживание карандаша или ручки;
  • соответствующий нажим ручки при письме;
  • ритмичность движений;
  • точность в обведении линий;
  • двигательные навыки.

Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.

Графомоторные навыки включают в себя:

  • Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
  • Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
  • Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
  • Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).

Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.

Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.

Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.

Вот что должны уметь дети 1-2 лет:

  • умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
  • переворачивать странице в книге (по одной);
  • держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
  • строить башню из кубиков и складывать пирамидки.

Навыки детей 2-3 лет:

  • ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
  • лепить из пластилина;
  • складывать из бумаги простейшие фигурки;
  • нанизывать большие бусы;
  • правильно держать карандаш.

Навыки детей 3-4 лет:

  • умение вязать узелки;
  • самостоятельно заправлять постель;
  • рисовать фломастерами, мелками;
  • обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
  • происходит латерализация (определение ведущей руки).

Навыки детей 4-6 лет:

  • застегивать молнии на куртке;
  • самостоятельно завязать шнурки;
  • уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
  • разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.

Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе попросту не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. И делать это должны родители, предлагая детям различные задания на лепку, рисование, разрисовывание фигур и т.д.

Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия у детей с ЗПР, пространственных представлений, а также ручной моторики.

Дети с ЗПР с трудом овладевают навыками письма, что объясняется незрелостью уровня активации нервной системы. Тем не менее, развивать графомоторные навыки у таких детей очень важно, т.к. в процессе письма у ребенка активизируются физиологические процессы головного мозга.

Многие исследователи разработали различные пути развития этих навыков у детей с ЗПР, но проблема остается актуальной и по сей день. Связано это с особенностями развития детей с задержкой психического развития:

  • неразвитое зрительно-пространственное восприятие;
  • быстрая утомляемость;
  • отклонения в двигательной сфере;
  • скованность и напряженность мышц при движении;
  • гипо- или гипертонус мышц.

Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.

На 1 этапе проводится работа по развитию ручной моторики, а также развитию зрительно-двигательной координации. Для этого используются: рамки Монтессори, мозаики, доски Сегена, различные предметы для нанизывания и сортировки.

На 2 этапе важно совершенствовать у детей умение застегивать и расстегивать пуговицы, формирование у них умение составлять целый предмет из нескольких составляющих. Важно научить детей проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, обводить по контуру простые предметы и т.д.

На 3 этапе дети учатся всем видам расстегивания и застегивания, они должны уметь штриховать предметы в разных направлениях. Они учатся ориентироваться в тетради в клетку (обводка, подсчет клеток, проведение горизонтальных и вертикальных линий).

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) представляет собой определенную сложность, которая объясняется нарушениями моторики у детей этой группы. Это нарушение сказывается на физическом и познавательном развитии ребенка.

Работа с такими детьми ведется по нескольким направлениям:

  • Развитие мелкой моторики, а также функциональных возможностей кистей и пальцев рук:
  1. формирование дифференцированных движений кистями и пальцами, отведение в стороны пальцев, разгибание и сгибание (важно проводить пальчиковую гимнастику, в ходе которой каждый палец называется вслух);
  2. формирование согласованных действий обеими руками («камень-ножницы», «кулак-ладонь», затем можно усложнять до трех действий: «камень-ножницы-бумага»);
  3. развитие дифференцированных движений пальцев рук: детей учат нанизывать колечки или бусы на шнурок в определенной последовательности;
  4. обучение застегиванию и расстегиванию липучек, пуговиц, молний и т.д.;
  5. обучение шнуровке.
  • Развитие зрительного внимания и восприятия. Дети учатся собирать целое изображение из отдельных составляющих, соотносить геометрические формы с предметами («Выбери, что круглое? – мяч, колесо).
  • Развитие пространственного ориентирования. Дети учатся передавать пространственные отношения предметов в изображениях и конструкциях («Куда поехала машина?»). Они учатся ориентированию в разных плоскостях на тетрадном листе, учатся выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по речевой инструкции или показу.
  • Развитие графических навыков. Дети учатся проводить линии по образцу, обводить контуры различных предметов, дорисовывать недостающие части рисунка. Учатся первичным навыкам штриховки, умению проводить линии (прямые, диагональные и т.д.).
  • Совершенствование навыков закрашивания контуров и штриховки. Обучение умению срисовывать, копировать и закрашивать контуры предметов.
  • Совершенствование графических навыков.

Дети с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) не в состоянии ориентироваться в пространстве листа бумаги, они не замечают ориентиров в виде строчек и клеток, неправильно держат ручку или карандаш.

Первый этап работы над развитием графомоторных навыков у детей с ТМНР заключается в обучении их правильному захвату карандаша (ручки). Важно развивать дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать средний, указательный и большой палец в «щепотку» и захватывать, таким образом, различные предметы.

Детей учат чертить вертикальные и горизонтальные линии, следя глазами за движениями своей руки. Методики обучения зависят от возраста ребенка, а также от его диагноза и степени испытываемых им трудностей.

Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в соответствующих коррекционных мероприятиях, направленных на развитие интереса к данному виду деятельности, а также «готовности» руки к выполнению необходимых движений.

Для развития графомоторных навыков используются различные методики: пальчиковая гимнастика (во время занятий можно проговаривать стишки, а сами пальцы можно сделать «героями» сказок), массаж ладоней при помощи шипованных мячиков, перебирание круп и других мелких предметов, вырезания из бумаги, аппликации и т.д.

Помимо этого, проводятся различные игры на развитие графомоторных навыков. Вот несколько примеров:

  • «Куда указывают стрелки». Цель: развитие пространственных представлений. На плакате нарисованы стрелки, педагог просит ребенка показать направление, которое указывает каждая стрелка.
  • «Вниз по реке». Цель: подготовить руку ребенка к письму. Необходимо нарисовать волнистые линии, которые расположены на близком расстоянии друг от друга – это извилистые берега реки, по которым ребенок должен провести корабль так, чтобы он не задел берега. Делать это нужно, не отрывая карандаш от бумаги, точно следуя изгибам импровизированной «реки».
  • «Раскрась правильно». Цель: развитие мелкой моторики и пространственных представлений. На листе бумаги нарисованы контуры 5 домиков, задача ребенка – раскрасить карандашом определенного цвета тот домик, который скажет педагог (красным – второй дом слева, синим – третий дом слева и т.д.).

Развитие графомоторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.

В этом вопросе особая роль отводится родителям, которые должны полноценно заниматься со своим ребенком, уделяя внимание его комплексному развитию: мелкой и общей моторике, умению понимать условие задачи, пространственному представлению и т.д.

Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР

Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР

Статья

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.

Но в работе с дошкольниками приходиться сталкиваться с тем, что далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом. Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.

У многих детей вызывают сложности действия, которые требуют точности и синхронности движений. Вырезание чего-либо, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не так редко.

Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, а его успеваемость снизится. Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.

Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика? Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.

В задачи графомоторики входит:

  • зрительное восприятие заданного материала;
  • сосредоточенность и внимание;
  • правильное удерживание карандаша или ручки;
  • соответствующий нажим ручки при письме;
  • ритмичность движений;
  • точность в обведении линий;
  • двигательные навыки.

Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.

Графомоторные навыки включают в себя:

  • Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
  • Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
  • Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
  • Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).

Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.

Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.

Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.

Вот что должны уметь дети 1-2 лет:

  • умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
  • переворачивать странице в книге (по одной);
  • держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
  • строить башню из кубиков и складывать пирамидки.

Навыки детей 2-3 лет:

  • ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
  • лепить из пластилина;
  • складывать из бумаги простейшие фигурки;
  • нанизывать большие бусы;
  • правильно держать карандаш.

Навыки детей 3-4 лет:

  • умение вязать узелки;
  • самостоятельно заправлять постель;
  • рисовать фломастерами, мелками;
  • обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
  • происходит латерализация (определение ведущей руки).

Навыки детей 4-6 лет:

  • застегивать молнии на куртке;
  • самостоятельно завязать шнурки;
  • уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
  • разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.

Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе попросту не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. И делать это должны родители, предлагая детям различные задания на лепку, рисование, разрисовывание фигур и т.д.

Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия у детей с ЗПР, пространственных представлений, а также ручной моторики.

Дети с ЗПР с трудом овладевают навыками письма, что объясняется незрелостью уровня активации нервной системы. Тем не менее, развивать графомоторные навыки у таких детей очень важно, т.к. в процессе письма у ребенка активизируются физиологические процессы головного мозга.

Многие исследователи разработали различные пути развития этих навыков у детей с ЗПР, но проблема остается актуальной и по сей день. Связано это с особенностями развития детей с задержкой психического развития:

  • неразвитое зрительно-пространственное восприятие;
  • быстрая утомляемость;
  • отклонения в двигательной сфере;
  • скованность и напряженность мышц при движении;
  • гипо- или гипертонус мышц.

Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.

На 1 этапе проводится работа по развитию ручной моторики, а также развитию зрительно-двигательной координации. Для этого используются: рамки Монтессори, мозаики, доски Сегена, различные предметы для нанизывания и сортировки.

На 2 этапе важно совершенствовать у детей умение застегивать и расстегивать пуговицы, формирование у них умение составлять целый предмет из нескольких составляющих. Важно научить детей проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, обводить по контуру простые предметы и т.д.

На 3 этапе дети учатся всем видам расстегивания и застегивания, они должны уметь штриховать предметы в разных направлениях. Они учатся ориентироваться в тетради в клетку (обводка, подсчет клеток, проведение горизонтальных и вертикальных линий).

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) представляет собой определенную сложность, которая объясняется нарушениями моторики у детей этой группы. Это нарушение сказывается на физическом и познавательном развитии ребенка.

Работа с такими детьми ведется по нескольким направлениям:

  • Развитие мелкой моторики, а также функциональных возможностей кистей и пальцев рук:
  1. формирование дифференцированных движений кистями и пальцами, отведение в стороны пальцев, разгибание и сгибание (важно проводить пальчиковую гимнастику, в ходе которой каждый палец называется вслух);
  2. формирование согласованных действий обеими руками («камень-ножницы», «кулак-ладонь», затем можно усложнять до трех действий: «камень-ножницы-бумага»);
  3. развитие дифференцированных движений пальцев рук: детей учат нанизывать колечки или бусы на шнурок в определенной последовательности;
  4. обучение застегиванию и расстегиванию липучек, пуговиц, молний и т.д.;
  5. обучение шнуровке.
  • Развитие зрительного внимания и восприятия. Дети учатся собирать целое изображение из отдельных составляющих, соотносить геометрические формы с предметами («Выбери, что круглое? – мяч, колесо).
  • Развитие пространственного ориентирования. Дети учатся передавать пространственные отношения предметов в изображениях и конструкциях («Куда поехала машина?»). Они учатся ориентированию в разных плоскостях на тетрадном листе, учатся выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по речевой инструкции или показу.
  • Развитие графических навыков. Дети учатся проводить линии по образцу, обводить контуры различных предметов, дорисовывать недостающие части рисунка. Учатся первичным навыкам штриховки, умению проводить линии (прямые, диагональные и т.д.).
  • Совершенствование навыков закрашивания контуров и штриховки. Обучение умению срисовывать, копировать и закрашивать контуры предметов.
  • Совершенствование графических навыков.

Дети с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) не в состоянии ориентироваться в пространстве листа бумаги, они не замечают ориентиров в виде строчек и клеток, неправильно держат ручку или карандаш.

Первый этап работы над развитием графомоторных навыков у детей с ТМНР заключается в обучении их правильному захвату карандаша (ручки). Важно развивать дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать средний, указательный и большой палец в «щепотку» и захватывать, таким образом, различные предметы.

Детей учат чертить вертикальные и горизонтальные линии, следя глазами за движениями своей руки. Методики обучения зависят от возраста ребенка, а также от его диагноза и степени испытываемых им трудностей.

Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в соответствующих коррекционных мероприятиях, направленных на развитие интереса к данному виду деятельности, а также «готовности» руки к выполнению необходимых движений.

Для развития графомоторных навыков используются различные методики: пальчиковая гимнастика (во время занятий можно проговаривать стишки, а сами пальцы можно сделать «героями» сказок), массаж ладоней при помощи шипованных мячиков, перебирание круп и других мелких предметов, вырезания из бумаги, аппликации и т.д.

Помимо этого, проводятся различные игры на развитие графомоторных навыков. Вот несколько примеров:

  • «Куда указывают стрелки». Цель: развитие пространственных представлений. На плакате нарисованы стрелки, педагог просит ребенка показать направление, которое указывает каждая стрелка.
  • «Вниз по реке». Цель: подготовить руку ребенка к письму. Необходимо нарисовать волнистые линии, которые расположены на близком расстоянии друг от друга – это извилистые берега реки, по которым ребенок должен провести корабль так, чтобы он не задел берега. Делать это нужно, не отрывая карандаш от бумаги, точно следуя изгибам импровизированной «реки».
  • «Раскрась правильно». Цель: развитие мелкой моторики и пространственных представлений. На листе бумаги нарисованы контуры 5 домиков, задача ребенка – раскрасить карандашом определенного цвета тот домик, который скажет педагог (красным – второй дом слева, синим – третий дом слева и т.д.).

Развитие графомоторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.

В этом вопросе особая роль отводится родителям, которые должны полноценно заниматься со своим ребенком, уделяя внимание его комплексному развитию: мелкой и общей моторике, умению понимать условие задачи, пространственному представлению и т.д.


Для скачивания пожалуйста авторизуйтесь

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Хотите не только читать? Берите безлимитную карту!

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

На чтение 7 мин Просмотров 14.7к. Опубликовано 23.04.2021 Обновлено 22.04.2023

Содержание

  1. Что такое графомоторика?
  2. Этапы развития навыков письма
  3. Развитие графомоторики у детей
  4. Польза раннего развития графомоторых навыков
  5. Формирование правильного захвата
  6. Дорисовка: развитие графомоторных навыков
  7. Упражнение “Ладошки”
  8. Обводилки
  9. Развитие графомоторики: распечатать задания
  10. Задания для развития графомоторики в формате PDF
  11. Вывод про развитие графомоторики у детей

Развитие графомоторики ребенка – важная область обучения и подготовки дошкольника, как к школе, так и к жизни: в целях получения общих жизненно необходимых навыков.

Что такое графомоторика?

Самое простое объяснение: графомоторика – это способность держать ручку и писать.

Умение писать само по себе является сложной двигательной деятельностью, которая зависит от созревания и интеграции когнитивных, перцептивных и моторных способностей и развивается вместе с ростом и развитием ребенка посредством стимуляции и физических упражнений.

Чтобы успешно освоить навык написания, который необходим ребенку в школе, в первую очередь необходимо развить мелкую моторику мышц кисти и пальцев.

Итак, мелкая моторика необходима для письма, что является достаточной причиной для развития этого навыка дома, задолго до того, как вы пойдете в школу. Развитие графомоторных способностей начинается в возрасте 18 месяцев и длится до начала школы.

Этапы развития навыков письма

10-18 месяцев. Узор штрихами вперед – назад на бумаге. Ребенок держит карандаш в ладони и накрывает его пальцами (в руке).

2 года. Узор: делая горизонтальные, вертикальные и круглые линии на бумаге. Ребенок держит ручку как нож.

развитие графомоторики

3 года. Рисует горизонтальную, вертикальную линию и круг. Держите ручку близко к основанию тремя пальцами. Положение руки больше похоже на положение взрослого.

4 года. Ребенок рисует крест, диагональные линии, квадрат, несколько букв и цифр. Пусть дети пробуют написать свое имя. Держат ручку правильно.

5-6 лет. Ребенок рисует треугольник, пишет свое имя, хорошо обводит, пишет печатными буквами. Ребенок хорошо использует карандаш.

Развитие графомоторики у детей

Развитие графомоторики у детей младшего возраста можно стимулировать с помощью различных игр и упражнений для различного возраста:

  • разрывание бумаги,
  • сгибание бумаги (изготовление самолетов, палаток, головных уборов) в технике оригами, киригами и др.,
  • измельчение и вырезание из бумаги ножницами,
  • нанизывание бисера и бусин,
  • шнурование,
  • завязывание узлов,
  • расстановка кубиков и головоломок (помогает улучшить движения рук и руки, но также понимание пространства и распознавание форм, которые позже помогут в понимании математических понятий и овладении чтением),
  • застегивание и расстегивание кнопок и пуговиц,
  • игра с пластилином,
  • завинчивание винтов,
  • различные упражнения для развития мелкой моторики,
  • развивайте, выполняя обычные бытовые манипуляции, посильные ребенку по возрасту: застегивание пуговиц, молнии, завязывание шнурков, выворачивание вещей, самостоятельный прием пищи, переливание воды, раскладывание обеденных приборов, отрывание бумаги, мытье рук с мылом, сморкание. Побуждайте ребенка делать эти простые вещи самостоятельно!

Как еще стимулировать развитие графомоторики и письменных навыков:

  • Дайте ребенку доступ к карандашам, фломастерами и бумаге, рисуйте и пишите с ним;
  • Рисование истории – нарисуйте вместе с ребенком определенные рисунки и расскажите историю;
  • Покажите как написать свое имя ребенку, это очень важно для дошкольников;
  • Делайте буквы из теста, пластилина и / или глины;
  • Создайте свой собственный изобразительный алфавит, вырезая разные картинки из журналов и газет, сделайте алфавит так, чтобы каждая буква была отмечена одной картинкой;
  • Учитесь в игре!

развитие графомоторики у детей

Польза раннего развития графомоторых навыков

Большинству детей действительно нравится использовать карандаш даже в самом раннем возрасте. В дополнение к  написанию букв, линий, форм ребенок развивает множество аспектов, которые важны для правильного развития посредством письменных упражнений.

  • Укрепление мышц кисти и пальцев. Мышцы кисти и пальцев укрепляются, удерживая ручку или карандаш.
  • «Стимуляция» по средней линии: это относится к ребенку, развивающему чувство своей средней линии при письме, потому что при письме ему не нужно перемещать руку, чтобы перейти к следующей строке.
  • Удерживание ручки. Таким образом ребенок научится правильно держать ручку.
  • Координация глаз-рука: сам процесс письма стимулирует координацию глаз-рука, потому что мы должны следить глазами, что «рука» делает.
  • Двусторонняя интеграция: удерживание ручки одной рукой во время письма другой рукой.
  • Укрепление верхних конечностей: этот аспект не так заметен, но он, безусловно, существует.
  • Манипулирование предметами: развитие навыков письма является сложным процессом и, безусловно, влияет на развитие навыков манипулирования (его совершенствование).
  • Зрительное восприятие: посредством письма ребенок учится следовать инструкциям для рисования различных линий и форм, а также их пониманию.
  • Определение доминирующей руки: ребенок также использует карандаш, чтобы помочь определить доминирующую руку, то есть руку, с которой ему «легче» писать.
  • Навыки мелкой моторики. Как уже упоминалось, навыки письма являются сложным процессом и зависят от развития мелкой моторики. Тонкая моторика и навыки письма взаимозависимы. Если тонкая моторика хорошо развита, то и письмо станет лучше, и наоборот.

Формирование правильного захвата

Прежде чем показывать малышу, как писать буквы, нужно научить его правильно держать в руке то, чем он будет это делать, — карандаш, ручку, фломастер. Начинать можно с 2–2,5 лет, когда ребенок уже может фиксировать и запоминать правильное положение руки. Есть несколько простых и эффективных способов, которые позволяют малышу освоить правильное положение пальцев и кисти руки для дальнейшего письма.

Первый способ — специально разработанные насадки на карандаши. Благодаря им взять карандаш неправильно просто невозможно! Такие «тренажеры» есть как для правшей, так и для левшей. Подобные насадки можно найти различной расцветки и в форме животных или мультгероев.

Второй способ — упражнения. Например, попросите ребенку безымянным пальцем и мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш – правильный захват образуется естественным способом. Вариант для самых маленьких: предложите крохе «уложить» карандаш спать. Что делаем? Кладем карандаш в «кроватку» – на средний пальчик, под голову «подушечку» – указательный, а сверху «одеялко» – большой пальчик.

Третий способ — использование трехгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей форме позволяют детским пальцам принять естественное и правильное положение: обхватить карандаш с трех сторон. Если говорить о толщине карандаша, то, чем младше ребенок, тем толще должен быть карандаш. Навык письма только-только начинает формироваться, и удержать тонкий стержень, а тем более манипулировать им, гораздо сложнее.

Дорисовка: развитие графомоторных навыков

Упражнение “Ладошки”

Обводилки

Развитие графомоторики: распечатать задания

Прописи-цифры для развития графомоторики у дошколят:

Задания для развития графомоторики в формате PDF


На сайте уже размещено множество заданий для развития графомоторики у детей разного возраста. Выбирайте!

Рисование красками для малышей

Уроки для поэтапного рисования

учимся рисовать поэтапно для детей и начинающих

Рисование по клеточкам

Закрашивание клеточек

Рисование ватными палочками

Графические диктанты

графический диктант по клеточкам скачать бесплатно

Красочные дошкольные прописи

прописи для дошкольников распечатать бесплатно

Обводилки по точкам для детей 3-4 лет

Обводилки по точкам для детей 4-5 лет

Вывод про развитие графомоторики у детей

Графомоторные навыки – это способность, которая активно развивается при помощи упражнений и заданий.

Благодаря графомоторным упражнениям ребенок развивает не только моторные навыки, но и внимание, концентрацию, ориентацию, латерализацию и речь. Он помнит ранее использованные движения и применяет их в новых ситуациях.

Про почерк и графомоторику младших школьников в ЖЖ у Людмилы Петрановской.

развитие графомоторики ребенка - игры и задания


Большая подборка заданий для подготовки ребенка к школе по соответствующему тегу👇

Автор статьи

Дарья Михайловна Ромашкина

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Структура графомоторных навыков

Определение 1

Графомоторный навык — это конкретное положение и движения пишущей руки, позволяющие успешно рисовать, писать, раскрашивать, штриховать и т.д.

Структура графомоторных навыков включает в себя следующее:

  1. Мелкая мускулатура пальцев рук – представляет собой контроль над силой пальцев и быстротой их движения в работе.
  2. Зрительный синтез и анализ – определение левых и правых частей тела, его ориентировка в пространстве, расположение по отношению к окружающим предметам, умение выполнять задания с конкретными условиями и выбирать нужное направление движения.
  3. Рисование – включает в себя штриховку, обведение по контуру, обводку, умение срисовывать геометрические фигуры, рисовать предметы и детали, дорисовывать незаконченные рисунки или недостающие детали на них.
  4. Графическая символика – умение рисовать различной сложности узоров, а также изображать их с помощью разнообразных символов и знаков.

Замечание 1

Таким образом, структура графомоторных навыков весьма обширна, освоение каждого ее элемента требует от ребенка значительных усилий. Для того, чтобы освоение осуществлялось без переутомлений и перегрузок, а результат был высок, формирование графомоторных навыков осуществляется поэтапно.

Этапы формирования графомоторных навыков

Формирование графомоторных навыков начинается в период дошкольного детства, родителями или воспитателями ДОУ. Предусматривает прохождение следующих последовательных этапов.

Первый этап – развитие у ребенка дошкольного возраста мелкой и крупной моторики.

На данном этапе необходимо выполнять ряд специальных упражнений, которые направлены на развитие моторики ребенка. Рекомендовано выполнять следующие графомоторные упражнения:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Массаж и самомассаж
  • Лепка из пластилина, соленого теста, массы для лепки и т.п.
  • Вырезание из бумаги фигур различной степени сложности
  • Составление бус, расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, крючков и т.п.
  • Собирание мозайки и пазлов
  • Конструирование (лего, кубики, модули и т.п.)
  • Раскрашивание раскрасок
  • Специальные игры: палочки «Кюизенера», «Танграмм» с прищепками, крупами и т.п.

«Как писать? Формируем графомоторные навыки» 👇

Второй этап – направлен на формирование у детей пространственных представлений и их речевое обозначение.

Этот этап предусматривает формирование у детей таких навыков как:

  1. Ориентировка в собственном теле и его положение в окружающем пространстве
  2. Ориентировка в окружающем пространстве, среди находящихся в нем предметов
  3. Уточнение пространственного расположения тела и окружающих его предметов, а также расположение на плоскости

На данном этапе целесообразно использовать следующие графомоторные упражнения:

  1. Конструирование, раскладывание и выкладывание сериационных рядов
  2. Разнообразные пальчиковые игры и упражнения
  3. Штриховка
  4. Выкладывание букв и цифр из различных предметов
  5. Различного рода работы с мелкими предметами
  6. Лепка, аппликация, рисование и т.д.

Третий этап – непосредственное развитие графомоторных навыков.

Данный этап включает в себя:

  1. Развитие у детей зрительного гнозиса. Используются упражнения:

    • Контурное изображение предметов
    • Перечеркивание контурных изображений, наложение контуров один на другой и т.п.
    • Формирование и уточнение представление о форме, величине, цвете.
    • Развитие, уточнение и расширение объема зрительной памяти
  2. Формирование и развитие у детей зрительного синтеза и анализа.

  3. Формирование и развитие у детей зрительного узнавания и восприятия.

Четвертый этап – формирование и развитие изобразительно-графических способностей.

На данном этапе используются следующие графомоторные упражнения:

  1. Знакомство с рабочими тетрадями, рабочей клеткой и строкой
  2. Обучение написанию и начертанию горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, а также их комбинация
  3. Рисование различных по сложности орнаментов и узоров, дуг, волнистых линий, овалов, кругов и т.д.
  4. Рисование предметов различной сложности по клеткам, графические диктанты
  5. Ознакомление с графическими символами
  6. Формирование графического образа букв и цифр (графемы)
  7. Дифференциация букв, которые имеют кинетическое сходство в написании

Во время работы на листе бумаги или тетрадях у детей осуществляется развитие и укрепление мелкой моторики рук, совершенствование зрительной и двигательной координации, улучшается координация на листе, а также осуществляется развитие внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия, речи.

Формирование интереса к графическим упражнениям

Формирование графомоторных навыков требует от педагога определенных профессиональных умений. Для того, чтобы процесс формирования протекал продуктивно и был интересен ребенку, предварительно его необходимо подготовить. Предварительная подготовка включает в себя зарождение и последующую поддержку к графомоторным упражнениям.

Графомоторные упражнения должны соответствовать возрастным возможностям и потребностям ребенка, не перегружать его. Так как занятия начинаются еще в дошкольном возрасте, то целесообразнее их проводить в игровой форме. Педагог должен ставить перед каждым воспитанником посильные задачи, при этом важно обращать внимание на то, что ребенок уже умеет.

При выполнении графомоторных упражнений следует обращать внимание на графические успехи детей, что оказывает положительное влияние на стимулирование их дальнейшей деятельности, повышает интерес на выполнение графомоторных заданий и упражнений.

Выполнение графомоторных упражнений позволяет решить ряд следующих задач:

  1. Интеллектуальное развитие детей.
  2. Подготовка к успешному овладению письмом.

Решение этих задач способствует тому, что в будущем ребенок сможет избежать некоторых проблем школьного обучения. Если графомоторные навыки не начинают формировать с раннего дошкольного возраста, то к моменту поступление ребенка в школы могут возникнуть значительные трудности в освоении навыков письма. Чаще всего отмечают следующие проблемы:

  • Небрежный и неразборчивый почерк
  • Быстрая утомляемость руки
  • Слабая фиксация рабочей строки

Замечание 2

Таким образом, формирование графомоторных навыков необходимо начинать как можно раньше. Для успешности данной деятельности необходимо создать оптимальные условия по накоплению ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Формирование навыка письма у большинства детей проходит с теми или иными трудностями. Как известно, письмо является результатом сознательной психической деятельности, а чтобы овладеть этим навыком нужно задействовать целый ряд психофизических компонентов. Для их слаженной работы, обязательными условиями будет являться нормальное развитие фонематического восприятия, устойчивое внимание ребенка, развитие просодической, звукопроизносительной, грамматической и лексической сторон речи.

Для обучения письму необходима ассоциация слухо-речедвигательных и зрительных представлений с кинестетическим образом букв, обеспечивающейся сложным межанализаторным взаимодействием, в котором функциональные возможности двигательного анализатора имеют огромное значение. Управление движениями, как утверждал Н.А. Бернштейн [1], осуществляется разными уровнями мозга, оформляющиеся в онтогенезе постепенно, функционально и структурно, соподчиняясь и взаимодействуя в определенных ритмах, которые характерны для тех или иных видов деятельности. В частности, он полагает, что мышечная активность при письме «очень ритмична и протекает как упругое колебание по почти чистой синусоиде — элементарнейшей из всех кривых колебательного движения».

Большинству детей школьного и дошкольного возраста необходима медицинская, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь. Одной из причин нарушения развития выступает несформированность графомоторных навыков. Однако нарушения могут быть и более тяжелыми. Поэтому нельзя оставлять без внимания ни одно из нарушений.

Развивая моторику необходимо предполагать коррекцию элементарных тонких и общих моторных способностей, самостоятельно которыми дети не могут овладеть, формирование целенаправленности и произвольности движений, исправление неправильных двигательных образцов, развитие некоторых основных двигательных качеств. Несовершенства тонкой двигательной координации пальцев рук и кистей затрудняют овладение письмом и рядом других трудовых и учебных навыков.

Актуальность проблемы состоит в том, что на данный момент число детей младшего школьного возраста, имеющих несформированность графомоторных навыков увеличивается. Как отмечает Н.П. Вайзман [2, с.96], характерным для них является недостаточная координация кисти рук и пальцев, нарушение мелкой моторики. Движения плохо координированые, зачастую неловки, замедленные или, наоборот, импульсивные. Вследствие значительных нарушений мелкой моторики у таких детей возникают проблемы при расстегивании и застегивании пуговиц, шнуровке ботинок, т.е. в так называемых навыках самообслуживания. Даже те, которые не влияют непосредственно на успешность обучения, угнетающе действуют на детей, провоцируя тем самым трудности в общении, препятствуя тем самым процессу социализации.

Как показал, в настоящее время, анализ теоретической литературы большинство практиков ставят задачу развития графомоторных навыков в качестве одной из важных, в процессе подготовки руки к письму, т.к. высокий уровень развития графомоторных умений является важнейшим фактором, указывающим на эффективность письма и готовности к обучению в школе.

В понимании А.Н. Леонтьева [7, с. 27-28], письмо как вид деятельности включает три основные операции:

  • моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов;

  • символическое обозначение звуков речи;

  • графомоторные операции.

Каждая из них является подсистемой (самостоятельным навыком) и имеет соответствующее психологическое обеспечение.

Письменно – речевая деятельность на этапах начального ее становления, по мнению Е.Н. Российской [10, с.54-68], представлена в виде следующих последовательных операционных компонентов: замысел – внутреннее порождение, планирование высказывания – фонематический анализ – построение образной графемной модели слова – перевод в моторную программу – проверочное чтение.

Как утверждает М.М. Безруких [3, с.124], письмо – это из комплексных навыков, формирующихся в ходе обучения. Важная составляющая обучения письму – это развитие графомоторных навыков, параллельно с которыми формируются и графомоторные навыки.

По словам А.Н. Леонтьева, в психологическом аспекте письменная речь рассматривается как один из компонентов других видов деятельности (учебной, эпистолярной, деятельности управления и др.), внутри которых ей отводится определенное структурное место и функциональное назначение: «психология «…» берет в речевой деятельности, прежде всего, то, что общо для любой деятельности» [7, с. 22-27].

Выготский Л.С. писал, что в настоящее время возникла конкретная концепция толкования письменной речи толкования письменной речи как одной из сложных форм психической деятельности человека, которая необходима ему в повседневной жизни и включающая активное выражение своих мыслей разными средствами письменности, с одной стороны, и понимание и восприятие написанного средствами чтения, с другой стороны [4, с.223].

Взгляды Л.С. Выготского лежат в основе многих последующих исследованиях по изучению данной области. Выготский Л.С говорил, что письменная речь – это особая речевая функция, отличающуюся по своему способу и складу от устной речи. Она не является простым воспроизведением истории устной речи или простым переводом устной речи в письменные знаки. А для того, чтобы ею овладеть не достаточно только усвоение техники письма. Л.С. Выготский называл письменную речь «алгеброй речи» и тем самым подчеркивал ее сложность [4, с.68-85].

Письменная речь в глобальном смысле, по мнению Д.Б. Эльконина – это «особая система знаков и символов, владение которой означает поворотный, критический момент во всем культурном развитии ребенка».

В понятии Е.В. Гурьянова, письменная речь является такой как бы макроструктурой, где сочетаются чтение и письмо как операционные компоненты: поэтому, чтобы записать мысль, автору необходимо вычленить ее в законченной форме, разбив ее на лексемы, а затем каждую из них с помощью письма материально отразить, т.е. записать. Одновременно «пишущему предоставляется возможность базировать каждую последующую часть письма на чтении того, что было написано раньше» [5].

По мнению Н.И. Жинкина, письменная речь применяется как синоним «письмо», либо же отмечается, что письменная речь включает в свой состав письмо и чтение, т.е. эти процессы являются видами письменной речи: чтение – рецептивным, а письмо – продуктивным [6, с.79-84].

А.Р. Лурия отмечал, что письменная речь относится к языковым явлениям. Поэтому надо учитывать факторы, которые определяли бы вид речи с психолингвистических и лингвистических позиций. Вследствие этого письменная речь является деятельностью человека, в которой надо распознавать как физиологические, так и психологические аспекты [8, с. 145-149].

Е.Н. Российская полагала, что формирование графомоторных навыков во многом зависят от развития пространственных представлений ребенка. Для работы по развитию пространственных ориентировок необходима реализация следующих направлений: обобщение и уточнение представлений о пространственных признаках окружающих предметов, развития у ребенка представления о схеме собственного тела, ориентировка на листе бумаги, уточнение линейной последовательности и т.д.

В педагогической литературе проблеме подготовки руки к письму уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движения пальцев рук. Гаврилина С.Е., Новоторцева Н.В. и многие другие современные авторы считают, что подготовительную работу следует начинать еще в дошкольном возрасте, с упражнений, на первый взгляд далеких от письменных, но приближающих ребенка к успеху (рисование, лепка, аппликация, плетение, вышивание, вязание, выжигание, разные виды ручного труда – вот эффективные пути подготовки руки к письму). Известный педагог В.А. Сухомлинский писал, что источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

По мнению Е.Н. Российской, коррекционная работа по формированию графомоторных навыков будет наиболее эффективной, если включить в систему занятий изобразительную деятельность. В процессе изобразительной деятельности у детей развивается координированность двигательно-зрительных ощущений, точность движений руки. В итоге возникают положительные условия для дальнейшего развития навыков письма (графомоторных навыков) [10, с.45-67].

Ю.А. Полуянов в своей работе отмечал, что рисование связано с письмом, а также включает в себя много общих моментов: в ходе письма и рисования формируется учебная поза детей, они овладевают навыками графического письма. Учатся точно измерять движения рук, подчиняя их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом учителя [9, c. 12].

Но наряду с общими моментами есть, конечно, и различия. Они, прежде всего, выражаются в пространственном расположении букв, слов в письме и изображений в рисунке. Так если написание букв, слов, предложений ограничено единицей пространства (клетки, строки, линии), то в рисовании лист бумаги используется шире и свободнее. Хотя и в рисовании надо придерживаться определенного порядка (предметы располагают в нижней, верхней части листа, в середине и т.д.). При обучении рисованию и письму специфичны и положения руки, карандаша, тетради, приёмов проведения линий.

Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного, и устная, и письменная форма речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графомоторных навыков.

Моторика — это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту. Нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.

Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Самостоятельно, спонтанно в процессе развития графомоторные навыки не формируются, поэтому требуется коррекционное обучение, а это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми, оно выступает как условие преодоления или сглаживания трудностей, возникающих вследствие нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности дошкольника, имеющего, то, или иное отклонение в развитии.

Формирование графомоторных навыков начинается, по мнению психологов и физиологов Б.В.Зейгарник, Т.А.Артемовой, Т.В.Астаховой, Е.В.Гурьянова, А.Р.Лурия и др., значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.

Исследованиями Е.В.Гурьянова и А.Р.Лурия доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму важно учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка. Это особенно важно и требует от педагога глубоких психологических знаний.

По мнению Т.В. Астаховой, уже в младшем дошкольном возрасте ребёнок начинает передавать в рисунке элементы узорного изображения, что можно проследить в ритме мазков, линий, штрихов, точек, использовании ярких цветов и их сочетаний. Именно в этом возрасте у детей происходит интенсивный процесс формирования движений руки, овладения техникой рисования, умения создавать простые графические образы, равномерно заполнять ими пространство листа бумаги.

Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике, коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно–педагогической работе, то она не может вычленяться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.

Литература

  1. «Очерки по физиологии движений и физиологии активности», Н.А. Берштейн. 1966.

  2. Ананьева Н.А. Здоровье и развитие современных школьников. / Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская. – М.: Просвещение, 1994. – 126 с.

  3. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. / М.М. Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

  4. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2002. – 240 с.

  5. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. – М., 1959

  6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958

  7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – С. 27-28

  8. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейрофизиологическое исследование. – М.: Академия, 2002. – 346 с.

  9. Полуянов Ю.А. Курс Изобразительное искусство и художественный труд для четырехлетней начальной школы. Интернет-ресурс. Программа. – 12 с.

  10. Российская Е.Н. О некоторых приемах формирования готовности к овладению самостоятельной письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. – 2000. — №2. – С. 74-82

Развитие
графомоторных навыков в онтогенезе

Графомоторные
навыки являются завершающим звеном в цепи операций, составляющих письмо. Следовательно,
они могут влиять не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом (Новоторцев
2006).

Важно,
чтобы такое развитие происходило в благоприятных внешних условий и при помощи
со стороны взрослых. В период раннего детства   (дошкольного возраста), при
благоприятных внешних условиях ребенок способен овладеть целым рядом навыков, которые
очень важны для успешного овладения навыками письма в школе: овладеть
движениями, необходимыми для того, чтобы легко касаться и водить карандашом по
бумаге; научиться замечать различия между графическими элементами в их форме, положении
и отношении друг к другу (Гуткина 2000).

Успешность
в  обучении ребенка старшего дошкольного возраста навыкам письма, во
многом зависят от формирования мелкой моторики пальцев и кистей рук (Большакова
2009; Буцикина 2005).

Кольцова
М.М. и ряд других исследователей
(Н.А. Агаркова,
М.М. Безруких и др.)
считают, что есть все причины
рассматривать руку как орган речи — так же, как и артикуляционный аппарат. С
этой точки зрения, проекция руки может быть другой областью речи мозга. Если
развитие движений пальцев соответствует возрасту, затем развитие речи также
находится в пределах нормального диапазона, но если развитие пальцев отстает, то
и развитие речи тоже отстает, хотя общие моторные навыки могут быть в пределах
нормы и даже выше (Кольцова 2006).

В
онтогенезе формообразующие графомоторные навыки проходят определённые изменения
одновременно с развитием зрительной активности. В значительной степени в
дошкольном возрасте осуществляется регулирование зрительных движений, как
правило,  на основе двигательного анализатора.

Зрительная
и моторная координация представляет собой необходимую   функцию от которой
зависит этот процесс. В течение значительной части дошкольного детства
регуляция зрительных движений осуществляется преимущественно на основе
двигательного анализатора. Период от 1 года  до 4-5 лет уходит на
овладение произвольной регуляцией движений рук. С помощью кинестезии
осуществляется контроль выполнения  и обратная связь. В момент рисования
дети в этом возрасте рассчитывают  на «память рук». Визуального
контроля за движениями практически нет (Баенская 2001).

В
онтогенезе графомоторные навыки формируются постепенно и становятся всё больше
целеустремлены в процессе взросления ребёнка. M. М. Безруких в своих исследованиях
раскрыла, что ребёнок в возрасте от 1 года до 1.5 лет удерживает карандаш в
ладони, а это сильно ограничивает движение. У ребёнка возникают положительные
эмоции, а именно  радость от самого процесса рисования, он старается
 изобразить что-то конкретное, и рисует с большим интересом и вдохновением.
Спустя  2-3 года малыш уже держит карандаш сверху , но сам карандаш
находится по- прежнему в ладони. Так дети могут  выполнять довольно
сложные движения, но движения спонтанны и почти не ограничиваются ориентирами (Безруких
1987, 1993).

В
 3 года ребёнок  уже не проводит  линии бессмысленно, не
повторяет их просто так во время  рисования, линии становятся всё более
определенным. Прослеживается улучшение координации при выполнении вертикальных
движений. В этом возрасте овалы ребенка неравномерны, но на рисунках их уже
намного больше (Безруких 1987, 1993).

В
возрасте от 5 до 7 лет ребенок уже можно правильно, свободно удерживать в руках
карандаш, а также совершать манипуляции с ним. Отмечается  улучшение
координации движений и зрительного восприятия, что позволяет детям достаточно
хорошо копировать изображения. У них получается  передавать
 пропорции форм, ограничивать длину линий и рисовать их относительно параллельно.
Рисунки разнообразны по сюжетам. Дети не только рисуют, но и пробуют
 подписать свои рисунки (Безруких 1987, 1993).

Постепенно
происходит интерсенсорная интеграция кинестетических ощущений при рисовании и
воспринимаемых в процессе зрительных образов. Рука можно сказать, что «учит»
глаз. Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигается в возрасте 6-8
лет. В этом случае «глаз»,  обогащенный опытом «руки», принимает участие в
управлении движениями. С этого момента зрительно-моторная координация начинает
занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и развитии
соответствующих навыков (Безруких 1987, 1993).

В
5-летнем возрасте  ребенок  уже хорошо воспроизводит как
горизонтальные, так и вертикальные штрихи. Ребёнок умеет  ограничивать
 длину штрихов, которые становятся длиннее, наиболее четкие. Это
происходит в результате изменения метода держания в руках карандаша или ручки. Дети
все чаще пытаются писать буквы.

В
6-летнем возрасте  дети достаточно не плохо  копируют простые
геометрические фигуры, при этом  соблюдают пропорции и размеры. Мазки
становятся четче, более гладкими, овалы — завершенными.

Дети
 6 лет  могут воспроизводить  любые графические движения, штрихи,
а также линии. Занятия рисованием на регулярной основе  улучшают движения,
тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для
успешного обучения письму.

Вследствие
этого, сопоставление данных возможностей считается одним
из проявлений  школьной зрелости. Сенсомоторная база, или
же комплекс функциональных предпосылок письма, представляет собой
многоуровневую систему, которая включает в себя когнитивные и  речевые
функции. Достигнув минимально необходимого уровня зрелости, они создают
оптимальные возможности для проведения операций звукобуквенной символизации, графического
моделирования звуковой структуры слов и реализации графомоторной программы.

М.М.
Безруких отмечает в своих исследованиях, чувствительный возраст для развития
рук — 6-7 лет. В этом возрасте можно добиться больших результатов в развитии
моторики пальцев рук, используя различные виды деятельности, при
систематическом применении тренировочных упражнений (Безруких 1987, 1993).

К
7 годам дети  способны освоить следующие навыки: свободно различать пальцы;
копировать разной сложности рисунки  и фигуры; рисовать прямые
горизонтальные, вертикальные и наклонные линии;  рисовать овалы и линии с
закруглениями; соблюдать линию,  писать в ней; видеть клетки и точно
рисовать на них; уметь выполнять серию ритмически организованных графических
движений (Безруких 1987, 1993
).

Ребенок
начинает понимать  значения письма как способа выражения  и фиксации
мыслей, как средства   общения между людьми; усваивает фонетический
принцип письма, учится дифференцировать звуки в словах и воспроизводить
 их печатными и рукописными знаками на письме. Физиологической базой
 этих достижений является различение слуховых, зрительных и
кинестетических раздражителей, связанных с письмом; концентрация возбуждения и
торможения в определенных  границах двигательной кортикальной зоны, уравновешивание
возбуждения и торможения в представлении простейших графических форм.

С
точки зрения психологии, можно считать, что ребенок в дошкольном возрасте
обладает навыком выполнять простые графические задачи, также учится
контролировать процесс их решения и  овладевает умением управлять не
только своими движениями, но и своим вниманием.

Возраст
7 — 10 лет  является периодом, когда у детей формируется стабильный и
индивидуальный почерк. Другими словами, от рефлекторных движений, основанных на
подражании, ребенок переходит к целенаправленными осознанным действиям. Все это
говорит о том, что обучение графомоторнным навыкам в школе является
продолжением очень сложного и разностороннего физиологического, психолого-педагогического
процесса, который начинается в раннем детстве (дошкольном возрасте) (Безруких 1987,
1993
).

К
10-11 годам происходит завершение формирования  графомоторного навыка, когда
почерк становится стабилен и увеличение темпа  письма не приводит к его искажению.
(Безруких 1987, 1993).

Следовательно,
можно сделать вывод, что графомоторные навыки ребенка постепенно формируются в
онтогенезе. Развитие такого навыка — достаточно сложный физиологический, психолого-педагогический
процесс. Именно поэтому нужно  помочь ребенку в развитии графомоторной
активности, сделать  процесс более интересным и успешным.  Это
действительно важно, потому что формирование таких способностей является очень
важным показателем «школьной зрелости».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Графический символ синоним
  • Графический материал синоним
  • Графический интерфейс синоним
  • Графический диктант синоним
  • Графический дизайн синонимы