Государственно частное партнерство синоним

  1. Анализ определений
    ГЧП в зарубежной литературе

2. Направления подходов к оценке категории гчп.

Характерные
черты ГЧП.

Научное
осмысление взаимодействия государства
и частного сектора способствовало
возникновению концепции «public private
partnership» (государственно-частное
партнерство). И уже сегодня механизм
ГЧП применяется более чем в 150 странах
мира. Однако научная парадигма категории
«государственно-частное партнерство»
до сих пор находится в стадии становления.
В отечественной и зарубежной научной
литературе, законодательстве и
практических материалах приводятся
различные определения ГЧП. В целом
понимание
ГЧП основывается на «
Декларации
тысячелетия ООН» (2000 год) и на доктрине
«Монтерейского консенсуса
»
(2002 год).

Сущность
ГЧП, как значится в этих документах,
заключается в

осуществлении
публичных инфраструктурных мероприятий,

направленных
на устойчивое развитие, путем проектного

финансирования
и проектной реализации с использованием
частных

инвестиций
и на условиях переноса рисков с публичного
сектора в

частный
бизнес.

В
Украине при отсутствии привычных и
отработанных в Европе механизмов защиты
частных инвестиций такая
трактовка может привести к нежеланию
частного капитала участвовать в проектах
ГЧП, поскольку ссылается исключительно
на интересы государства
.

Среди
специалистов нет
четкого понимания термина

«public-private partnership». В
экономической литературе можно встретить
следующие варианты, которые используются
как синонимы
:
частно-государственное
партнерство, государственно-частное
партнерство, муниципально-частное
партнерство, частно-общественное
партнерство, частно-государственная
кооперация, государственно-частное
партнерство, общественно-частное
партнерство, партнерство государства
и частного сектора.

Наиболее
распространённым является словосочетание
«государственно-частное
партнёрство
».

Исследование
показывает, что в зарубежных научных
экономических трудах термин
«государственно-частное партнерство»
характеризуется
по-разному
[32].

Так,
в континентальной
Европе

используется аббревиатура РРР
(Public-Private Partnership),

тогда
как в США
и Канаде

– обозначение P3 или реже – PP Partnerships
,

в
Великобритании
применяется

термин

«частная финансовая инициатива» (Private
Finance Initiative – PFI).

Во
Франции

для

обозначения моделей ГЧП долгое время
использовался термин «концессия».

Различные
вариации названия отношений государства
и частного бизнеса используются в
Скандинавии,
в Австралии

и в других странах
.
Существование
вариаций названия одного и того же
механизма усложнило формирование общего
понятия государственно-частного
партнерства и обмен опытом в этой сфере.

Американский
профессор
Е.Сава
в книге «Приватизация и государственно-частное
партнерство» дал три определения термина
«государственно-частное партнерство»
:


ГЧП – любая
сделка
,
в которой государственный и частный
сектор объединяются для производства
и предоставления товаров и услуг. (В
таком случае, например, контракты,
франшизы и гранты будут подпадать под
это широкое определение);


ГЧП – сложные, многопартнерские
инфраструктурные проекты
;


ГЧП – формальное
сотрудничество между бизнесом, обществом

(civil leader) и
местными
органами

власти в целях развития территорий и
улучшение условий жизни населения, в
рамках которого традиционные роли
государства и частного сектора
перераспределяются.

Таким
образом, в
данной трактовке под ГЧП понимаются
любые взаимоотношения государственного
и частного секторов, что не раскрывает
суть ГЧП как экономической категории
.

Е.Кляйн
и Г.Тейсман

предложили более четкое определение
понятия государственно-частного
партнерства, а именно
:

«Государственно-частное
партнерство можно описать как устойчивое
взаимодействие государственного и
частного секторов, в результате которого
производится совместный продукт, а
услуги, риски, расходы и доходы
распределяются между партнерами
».

В
данном определении отражены
цель создания ГЧП, а также условия
создания партнерства
в
виде обязательного распределения между
партнерами рисков, затрат и прибыли.
При
этом отличие ГЧП от других форм
сотрудничества между государством и
частным сектором остается непонятным
.

М.Геррард
уточняет
цель использования государством

механизма ГЧП. В частности он указывает,
что ГЧП позволяет использовать капитал
частного сектора, иногда с привлечением
государственного финансирования для
улучшения качества государственных
услуг или управления активами
государственного сектора
.
ГЧП позволяет государству использовать
более совершенный и менее затратный
подход к управлению рисками проекта,
чем в случае с традиционным осуществлением
проекта государством.

Еще
одно определение ГЧП предложили X.Ван
Хэм и Ю.Копеньян
:
«ГЧП является долгосрочным
сотрудничеством государственного и
частного секторов, в рамках которого
они совместно разрабатывают продукт
или услуги, распределяют риски, расходы
и ресурсы, связанные с этими продуктами
или услугами.

ГЧП имеет целью не только разработать
совместный инновационный продукт с
нестандартными решениями, но также
предусматривает институциональное
обновление: обновление методов работы,
процедур, соглашений и институтов».
Такое определение ГЧП подчеркивает
не только продолжительность

взаимоотношений государственного и
частного секторов для достижения общей
цели, но и, что очень важно, распределение
рисков

между сторонами при совместном
производстве продукта или услуги.

Ряд
авторов пришли к общему мнению, что ГЧП
представляет собой сотрудничество,
которое основывается на объединении
ресурсов с целью увеличения выгод
от
использования соответствующей компетенции
и сильных сторон государственного и
частного секторов. Такая трактовка ГЧП
хотя и характеризует основную идею
создания ГЧП, но не отражает механизма
и особенностей использования данного
феномена, специфику его формирования.

При
определении сущности ГЧП А.Акинтойя
обращает внимание на юридическую
сторону этого сотрудничества
,
определяя партнерство

как
долгосрочный контракт между государственным
органом и частным сектором, в котором
ресурсы и риски распределяются для
целей развития общественной инфраструктуры
.

В
такой формулировке подчеркивается
идея о долгосрочном сотрудничестве

государства и частного сектора для
реализации проекта по развитию
общественной инфраструктуры, за который
партнеры несут совместную ответственность
на всех этапах его жизненного цикла.

Г.Ходжи
определил ГЧП как

институциональное
соглашение о сотрудничестве государственного
и частного секторов, которое реализуется
через создание новой организационной
единицы, которая несет ответственность
со стороны государства и частного
сектора за реализацию проекта
.

Кроме
того, ГЧП учёный понимает финансовые
модели, позволяющие государству
привлекать и использовать частный
капитал для улучшения деятельности
регионального правительства и частных
компаний, вовлеченных в проект.

Таким
образом он подчеркивают наличие тесных
финансовых взаимосвязей между государством
и частным сектором, которые образуются
при реализации совместного проекта при
использовании механизма ГЧП.

Д.
Гримси и М. Льюис

ГЧП определяют как
отношения, основанные на общей цели, в
рамках которых распределяются риски
.

Таким
образом, зарубежные авторы рассматривают
два основных аспекта ГЧП:
финансовый
(каким образом государственный и частный
сектора финансово вовлечены в ГЧП) и
организационный
(как
организованы взаимоотношения государства
и частного сектора в ГЧП).

Как
видим, существующие определения ГЧП
имеют особенности, в зависимости от
принятого тем или иным автором
методологического подхода.

Так,
российский
ученый В.Г.Варнавский

(который в своей стране считается самым
авторитетным специалистом по вопросам
ГЧП) в одной из своих работ так определяет
ГЧП:

«Государственно-частное
партнерство представляет собой юридически
закрепленную форму взаимодействия
между государством и частным сектором
по объектам государственной и муниципальной
собственности, а также услуг, выполняемых
и оказываемых государственными и
муниципальными органами, учреждениями,
предприятиями с целью реализации
общественно-значимых проектов в широком
спектре видов экономической деятельности
».

Кроме
того, учёный отмечает, что ГЧП – это
институциональный и организационный
взаимовыгодный альянс между государством
и бизнесом, созданный с целью реализации
особо значимых проектов
.
Его эффективность обеспечивается
наиболее полным использованием уникальных
возможностей каждого из двух участников
проекта и сокращением рисков. Государство
получает снижения нагрузки на бюджет
и более гибкую систему управления
проектом, а бизнес – определенный набор
правовых, организационных и кредитных
гарантий и преференций [27, с. 81]. Данные
определения тяготеют к правовым
концепциям и не учитывают отличия ГЧП
от иных форм экономической деятельности
государства (аренда, госзаказ и т.п.).

Е.
Коровин

определяет ГЧП как «среднесрочное
или долгосрочное сотрудничество между
общественным и частным сектором, в
рамках которого происходит решения
политических задач на основе объединения
опыта и экспертизы нескольких секторов
и распределения финансовых рисков и
выгод
»
[60, с. 16].

С
точки зрения Д.
Будойса
,
ГЧП – это долгосрочное
сотрудничество государственных
учреждений, исполняющих общественные
задачи, и частных предприятий, при
котором каждый из партнеров добавляет
свои имеющиеся ресурсы, чтобы достигать
общих и конкретных целей

[60, с. 47-48].

Данные
определения не
объясняют экономической сущности ГЧП
,
а отражают непосредственные акты
взаимодействия сторон, рассматриваются
как формализованная кооперация
государственных и частных структур,
специально создающаяся под определенные
задачи и опирающаяся на договоренности
сторон. Заметим, что даже
зарубежные специалисты
,
которые за последние 10-20 лет накопили
значительный опыт в вопросах реализации
крупных инвестиционных проектов в
различных отраслях экономики на основе
ГЧП, еще
не пришли к общему пониманию сущности
экономической категории «государственно-частное
партнерство»
.

Так,
авторитетные
международные правительственные и
финансовые институты

дают следующие определения данной
категории:


«Государственно-частное
партнерство представляет собой все
виды взаимодействия между государственным
и частным сектором по формированию
стандартов, оказанию услуг и доступа к
инфраструктуре
»;


«Государственно-частное
партнерство базируется на контрактных
взаимоотношениях между государственными
структурами и представителями частного
сектора, направленных на увеличение
степени участия частного бизнеса в
реализации транспортных проектов
»;


«Государственно-частное
партнерство – это институциональный
и организационный альянс между
государством и бизнесом, созданный с
целью реализации общественно значимых
проектов и программ в широком спектре
отраслей – от промышленности и НИОКР
до сферы услуг
»
[75, с. 81-112].

Можно выделить
еще одну группу определений, данных
научными институтами и представителями
частного бизнеса, которые нашли широкое
распространение в научных изданиях и
практике:


«Государственно-частное
партнерство … – среднесрочные и
долгосрочные отношения между
государственным и частным сектором;
партнерство включает в себя распределение
рисков и доходов, а также использование
квалификации и ресурсов государственного
и частного сектора для достижения
намеченных стратегических результатов
в интересах государства
»;


«Одна
из широко используемых в мире форм
привлечения частной инициативы,
предпринимательского опыта, частных
инвестиций в сферу социальной
ответственности – проекты ГЧП
»;


«Институт
государственно-частного партнерства
(ГЧП) – совокупность специальных правил
и технологий для решения проблем
социально-экономического развития
»
[50, с. 16-17].

В
этих определениях наблюдается излишняя
детализация в описании принципов
партнерства, целей и сфер его применения.
Попытки экономической квалификации
ГЧП в данном случае свелись к выяснению
отношений партнеров на уровне производства
(на микроэкономическом уровне).

Бесплатный большой онлайн словарь синонимов русского языка. Удобный поиск, сортировка, возможность сохранить файл синонимов. Использование материалов сайта разрешено только после согласия Администрации проекта.

18+

Обратная связь

Простыми словами о государственно-частном партнерстве (ГЧП): понятие, плюсы и минусы, история и примеры партнёрства

Что действительно из себя представляет ГЧП? Какими плюсами и минусами эта форма партнёрства обладает? Эксперты нашего издания в этом материале доступно рассказывают обо всех ключевых нюансах государственно-частного партнерства.

Содержание статьи

  • 1 Что такое ГЧП?
  • 2 Когда появилось ГЧП в мире и как оно работает в других странах?
  • 3 Плюсы и минусы
  • 4 Критика ГЧП
  • 5 Самые яркие примеры ГЧП в России
  • 6 Перспективные направления в сфере ГЧП

Что такое ГЧП?

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма сотрудничества государства и бизнеса, основанная на объединении ресурсов и распределении рисков в целях создания инфраструктуры или оказания услуг населению.

ГЧП — эффективный инструмент для создания и обновления инфраструктуры, отсутствие и неудовлетворительное состояние которой влияет на уровень жизни граждан и препятствует успешному экономическому развитию.

Многие сферы (транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ) в России активно развиваются благодаря ГЧП. Широкое внедрение ГЧП связано с необходимостью привлечения инвестиций в проекты, для реализации которых не всегда бывает достаточно бюджетных средств, а также с необходимостью привлекать к реализации инфраструктурных проектов частные компании, которые будут участвовать не только в стадии строительства, но и будут ответственными за весь жизненный цикл объекта инфраструктуры.

Когда появилось ГЧП в мире и как оно работает в других странах?

Впервые термин «ГЧП» упоминался в США в начале 20 века, однако его значение не совсем соответствует современному определению. Под ГЧП понималось прежде всего совместное государственное и частное финансирование образовательных программ. В середине 20 века сфера взаимодействия публичных и частных партнеров стала шире. Впоследствии институт ГЧП приобрел современный облик и позволил государствам реализовывать проекты по созданию и обновлению инфраструктуры.

Российский рынок концессий и ГЧП стал формироваться немного позднее, чем во многих других странах. Например, в Индии и Германии это происходило с начала 2000-х годов, а в Великобритании, Канаде и Австралии – еще в 1990-х.

Принято считать, что современное очертание ГЧП появилось в Великобритании в 1992 году – благодаря программе Private Finance Initiative (PFI, дословно – «инициатива по частному финансированию»). Основной задачей было снизить издержки бюджета. Позже на первом плане оказался другой принцип – эффективность. За несколько лет до появления программы PFI похожую концепцию опробовали австралийцы. Именно эти государства – Великобритания и Австралия – к настоящему времени используют ГЧП наиболее активно.

Простыми словами о государственно-частном партнерстве (ГЧП): понятие, плюсы и минусы, история и примеры партнёрства

Франция также активно реализует проекты ГЧП для создания и обновления инфраструктуры. Например, всем известная Эйфелева башня тоже связана с ГЧП. В 2005 году компания SETE (la Société d’Exploitation de la Tour Eiffel) заключила контракт с мэрией Парижа для изменения внешнего вида Эйфелевой башни и ее обслуживания. Прибыль по этому проекту за первые четыре года реализации значительно увеличилась и составила €65,7 млн.

В целом наличие или отсутствие проектов ГЧП в той или иной стране зависит от двух основных факторов. Первый – заинтересованность государства в развитии этого инструмента, второй – экономическая ситуация. Если наблюдается профицит бюджета, строить и развивать инфраструктуру зачастую можно и за бюджетные деньги без участия инвесторов. Однако профицит бюджета – скорее исключение из общего правила.

В мире есть разные модели ГЧП и особенности их использования в тех или иных государствах. Например, в Австралии доминируют региональные проекты: у каждого штата собственная политика. Самая распространенная схема – это модель Design, Build, Finance and Operate (DBFO, дословно – «проектирование, строительство, финансирование и эксплуатация»). Российское законодательство о концессиях и ГЧП предусматривает реализацию проектов на основании модели BTO (Build — Transfer — Operate), либо BOT (Build — Operate — Transfer), либо BOO (Build — Own — Operate), когда на основании соглашения о ГЧП собственность остается у частного партнера. Модель BTO и BOT предполагает строительство и эксплуатацию объекта инвестором с передачей его в собственность государству (в случае концессий собственность передается сразу после создания объекта, в случае соглашений о ГЧП — обычно по окончании соглашения).

Становление ГЧП в России имеет свои отличительные черты в силу определенных исторических и социально-экономических предпосылок.

Простыми словами о государственно-частном партнерстве (ГЧП): понятие, плюсы и минусы, история и примеры партнёрства

Открытие железной дороги между Петербургом и Царским Селом, июль 1837

Отголоски этого механизма появились в отечественном государственном управлении еще в конце 19 века. Один из первых крупных концессионных проектов по строительству железнодорожной ветки из Петербурга в Царское Село был запущен при Николае I: государство в целях реализации проекта обеспечило инвестора земельным участком и соответствующими гарантиями. Похожим образом функционируют проекты ГЧП и сегодня: по действующему законодательству публичный партнер принимает на себя обязательства по предоставлению земельного участка и определенных гарантий для частного партнера.

Существует позиция о том, что в качестве отправной точки развития ГЧП в современной России можно считать 2004 год, когда утвердили и сформировали Совет по конкурентоспособности при Председателе Правительства РФ. К числу задач данного органа относилось налаживание сотрудничества органов власти и бизнес-сообщества. Аналогичные консультативные органы стали формироваться в министерствах и ведомствах, в том числе в субъектах РФ. Уже впоследствии подготовили законодательную базу для основных моделей проектного сотрудничества государства и бизнеса (закон № 115-ФЗ о концессионных соглашениях и закон № 224-ФЗ о ГЧП). В настоящее время наиболее распространенной формой ГЧП, основанной на принципах взаимного распределения рисков, софинансирования капитальных и операционных затрат со стороны инвестора, а также повышения качества оказываемых услуг является именно концессия. По данным Минэкономразвития РФ, в период с 2005 по 2020 год в России заключено более 3 000 концессионных соглашений.

Плюсы и минусы

Основной плюс ГЧП состоит в том, что результаты сотрудничества государства и бизнеса может увидеть и ощутить на себе каждый. Мы ежедневно пользуемся услугами в сфере транспорта, здравоохранения, образования и других областях. Качество инфраструктуры так или иначе влияет на нашу жизнь, поэтому постоянное обновление старых и создание новых объектов – залог успешного развития страны. Специфика ГЧП позволяет государству получить готовый объект в собственность при минимальных затратах. При этом благодаря инструментам ГЧП возможно пользоваться компетенцией и опытом частной стороны. К тому же проект ГЧП предполагает эксплуатацию инвестором инфраструктурного объекта и оказание им соответствующих услуг населению с применением современных методов и технологий, что зачастую менее эффективно в случае выполнения этих задач самим государством.

При нехватке бюджетных средств государство получает готовый для использования объект в кратчайшие сроки. Более того, отсутствует необходимость в проведении отдельных тендерных процедур для каждого этапа проекта: проектирования, строительства, эксплуатации. Вместо этого отбор частного партнёра или концессионера производится один раз на весь срок проекта.

Минусов у ГЧП практически нет, можно отметить лишь один нюанс: инфраструктура – это территория преимущественно больших и длинных денег. В связи с этим подготовка и согласование проектов ГЧП может длиться не один год. Некоторые инфраструктурные проекты находятся на согласовании государственных органов годами и из-за этого в ходе подготовки могут изменить свою юридическую конструкцию (например, с проекта ГЧП на госзаказ).

Таким образом, вектор развития ГЧП зависит от нескольких составляющих: наличия качественных институциональных механизмов, сильных стратегических инвесторов-предпринимателей и потенциала государственного сектора. По мнению большинства участников рынка, тормозит развитие ГЧП в России не отсутствие потенциальных инвесторов и даже не отсутствие совершенного законодательства. Главная причина застоя отрасли – консерватизм некоторых чиновников.

Критика ГЧП

ГЧП периодически подвергается критике со стороны ФАС. Антимонопольные органы пытаются признать «скрытыми» госзакупками некоторые концессионные соглашения по необоснованным причинам. Об этом мы уже рассказывали ранее.

Также к инструментам ГЧП скептически относятся отдельные представители государственных органов в регионах. Они не видят существенной разницы между реализацией проекта по механизму ГЧП и посредством госзаказа. Некоторые чиновники для создания инфраструктурных объектов выбирают второй путь, поэтому в субъектах до сих пор присутствует нехватка современных больниц, школ, дорог, аэропортов и др.

Самые яркие примеры ГЧП в России

ГЧП в России является достаточно молодым институтом, но за время его существования инфраструктурный рынок стал свидетелем ряда крупных и значимых в масштабах всей страны проектов. Они оказали влияние на развитие отечественной инфраструктуры и потребовали применения новых подходов к структурированию и финансированию сделок. Самые капиталоемкие и во многом определяющие вектор развития ГЧП – транспортные проекты (преимущественно авто- и железнодорожные).

Крупнейшее на сегодня концессионное соглашение заключено в 2018 году по строительству железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино на 192,4 млрд руб. Второе место по стоимости проекта занимает строительство автодорожного обхода Тольятти с мостом через Волгу за 120,8 млрд руб. Замыкает тройку крупнейших другой железнодорожный проект – по созданию линии Обская – Салехард – Надым Северного широтного хода стоимостью 113 млрд руб.

Простыми словами о государственно-частном партнерстве (ГЧП): понятие, плюсы и минусы, история и примеры партнёрства

Автодорожный обход Тольятти с мостом через Волгу

Указанные концессии и еще несколько из числа самых масштабных запущены в порядке частной инициативы по предложению инвестора, в то время как в других странах инициатива запуска таких проектов чаще исходит от публичной стороны.

Проекты в транспортной сфере доминируют не только в российской практике. Например, среди крупнейших сделок США также преобладают проекты по строительству и реконструкции дорог. Это происходит в силу капиталоемкости и особой значимости транспортных проектов для развития инфраструктуры страны в целом. Будучи не столь распространенными, как, например, проекты ГЧП в коммунальной сфере, они во многом формируют облик отечественного рынка.

Перспективные направления в сфере ГЧП

Одним из перспективных направлений в сфере ГЧП является область информационных технологий. Пока в России в сфере ИТ реализуется единственный проект на основании соглашения о ГЧП. Он связан с созданием системы цифровой маркировки товаров.

Запуск «цифровых» концессий и соглашений о ГЧП – одно из будущих направлений развития инфраструктурного рынка. Сейчас в этой сфере запланированы как минимум две крупные инициативы: по созданию федеральной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК, ориентировочная стоимость проекта – 63 млрд руб.) и системы мониторинга санкционных грузов.

Также особый интерес вызывают проекты, связанные с внедрением искусственного интеллекта в систему здравоохранения. Их реализация позволит вывести медицину в России на новый уровень.

К сожалению, текущее снижение экономической активности из‑за пандемии и падения цен на нефть приведет к сокращению количества и объема запускаемых инфраструктурных проектов в среднесрочной перспективе. Но это не повод способствовать стагнации отрасли. Наоборот, партнерство государства и бизнеса сейчас – та самая «вакцина», которая сможет помочь экономике восстановиться и выйти на качественно иной уровень. Бизнес будет активно способствовать выходу страны из кризиса, поэтому должны быть созданы условия для успешного развития сферы ГЧП. Она нуждается в постоянном обновлении и в совершенствовании нормативной базы. Открытость, гибкость и еще раз гибкость в отношениях сторон ГЧП – главный принцип законотворческой деятельности. Законодательство должно открывать для обеих сторон (государства и бизнеса) возможность достичь условий, которые были бы им максимально выгодны. Тогда можно говорить о ГЧП и его положительных результатах.

Партнёрство государства и бизнеса сейчас – это в первую очередь колоссальная экономия ресурсов (времени и бюджета) для публичной стороны. ГЧП для инвестора – гарантия того, что вложенные деньги окупятся, пусть и в долгосрочной перспективе.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Мирзабалаева Ф.И.

1

Тунаева З.А.

1


1 ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»

В данной статье рассмотрена роль партнёрства государства и частного сектора в развитии депрессионной республики. Авторы рассмотрели различные точки зрения российских специалистов на трактовку данной категории, обосновали необходимость развития государственно-частного партнёрства в отсталых регионах, исследовали проблемы и направления развития данного процесса в условиях современного социально-экономического кризиса, дали оценку развития данного явления в СКФО. В Республике Дагестан, авторы считают, необходимо развитие государственно-частного партнёрства, прежде всего в таких сферах, как туризм, аграрный сектор, сфера обслуживания, которые бы явились локомотивом для роста экономики региона. Развитие активного сотрудничества государства и частного бизнеса позволит запустить механизмы саморазвития и снизить дотационность республики.

государственно-частное партнёрство

региональное развитие

частный сектор

Республика Дагестан

1. Амунц Д.М. Государственно-частное партнёрство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоёмких проектов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – № 12. – С. 16–25.

2. Варнавский В. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. – № 9. – С. 46–50.

3. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. – 2008. – № 8. – С. 61–77.

4. Ерашкин Е.А. Модель экономических отношений государства и частного сектора в рамках развития инфраструктуры // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2011. – № 3. – С. 113–119.

5. Закон «Об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах» № 5 от 1 февраля 2008 г. Принят Народным собранием Республики Дагестан 24 января 2008 г.

6. Казаренко К.О., Мищенко К.Н. Вовлечение потенциала государственно-частного партнёрства в реализацию проектов стратегического развития региона // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2014. – № 1 (45). – С. 99–105.

7. Квашнина Н.А., Меркулова М.Е. Государственно-частное партнерство в региональной экономике депрессивного типа // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. – 2012. – № 2 (19). – С. 183–206.

8. Леонова Ж. Актуальность применения государственно-частного партнёрства в подготовке и переподготовке для предпринимательства // Социальная политика и социальное партнерство. – 2011. – № 11. – С. 5–12.

9. Никонова Я.И. Государственно-частное партнерство как инструмент финансирования стратегии инновационного развития России // Вестник Томского университета. – 2014. – № 387. – С. 180–186.

10. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнёрства 2014/2015. Некоммерческое партнерство «Центр развития государственно-частного партнёрства» и Министерство экономического развития Российской Федерации. – М., 2015. – 27 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/resources/12d18e9e-946b-483a-bd63-c203347a4693/raytingREG-Block_26-03-2015_web.pdf.

11. Рязанова Е.Ю. Перспективы развития государственно-частного партнёрства на современном этапе // Российский внешнеэкономический вестник. – 2015. – № 7. – С. 19–30.

12. Сагидов К.Г. Государственно-частное партнерство как инструмент развития региональных экономических систем // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2014. – № 2. – С. 142–147.

13. Степанова Н.В. Теоретические основы государственно-частного партнёрства // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. – 2013. – № 2 (6). – С. 21–25.

14. Юшкевич Е.Е. Механизм интеграционного взаимодействия государственного и частного секторов в инновационной сфере // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2008. – Т. 21. – № 2 (21). – С. 27–32.

В условиях современного социально-экономического кризиса одним из перспективных инструментов качественных институциональных изменений является государственно-частное партнёрство (ГЧП). Термин «государственно-частное партнерство» (Public-Private Partnership, PPP), появился в начале 1980-х гг. для характеристики особых отношений между государством и частным сектором. Партнерство государственного и частного секторов способствует обеспечению сочетания интересов частного бизнеса и общества. В литературе встречаются различные варианты, используемые как синонимы ГЧП – частно-государственное партнёрство, частно-общественное партнёрство, муниципально-частное партнёрство, публично-частное партнёрство, общественно-частное партнёрство, частно-государственное предпринимательство и др. Мы считаем, что все перечисленные трактовки отражают одно и тоже явление – ГЧП, однозначного толкования которого нет, хотя исследователи делают акцент на двух особенностях – на социальной значимости реализуемых проектов и распределении рисков при их реализации.

Рассмотрим некоторые определения, отражающие суть данного явления. Так, например, под ГЧП понимают форму деятельности государства и частного сектора с целью развития наиболее значимых объектов инфраструктуры и обеспечения качественными услугами хозяйствующих субъектов и общества [13, 21]; специфическую форму взаимодействия государства и частного сектора в сфере экономики, основной чертой которого является сбалансированность интересов, прав и обязательств сторон в процессе его реализации [1, 16]; институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов [11, 19]; и др.

Наиболее емкая, на наш взгляд, следующая трактовка: юридически оформленная, предполагающая соинвестирование и разделение рисков система отношений между государством и муниципальными образованиями, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами – с другой, предметом которой выступают объекты государственной и /или муниципальной собственности, а также услуги, исполняемые и оказываемые государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями и предприятиями [2, 46].

В Законе «Об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах» под этим явлением понимают взаимовыгодное сотрудничество Республики Дагестан с российским или иностранными юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе и концессионных [5].

К основным отличиям ГЧП от других форм взаимодействия государства и частного сектора относят: определение четких и, как правило, длительных сроков действия соглашений о партнёрстве; наличие специфических форм финансирования проектов ГЧП; наличие конкурентной среды; четкое распределение ответственности между партнерами; распределение рисков на основе установленных договоренностей [3, 63].

Исследователи отмечают перспективы применения ГЧП в различных отраслях экономики и общественных отношений: финансовый сектор (частные страховые и управляющие компании через развитие обязательного социального страхования и государственного пенсионного обеспечения); общественный порядок и безопасность (обеспечение порядка на транспорте и в общественных отношениях, эксплуатируемых частными компаниями); недвижимость (строительство и эксплуатация общественных объектов и муниципального жилья в обмен на право застройки и развития коммерческих проектов); образования и медицина (строительство и переоборудование школ и больниц частными компаниями, с правом коммерческих застроек и развития соседних или других земельных участков); природоохранная деятельность и развитие инфраструктуры туризма (обслуживание и развитие городских и загородных парков, национальных парков и заповедников, уникальных природных объектов, и т.д.); муниципальные услуги (обновление или эксплуатация, а также строительство новых коммунальных сетей, уборка улиц, и т.д.); телекоммуникации (создание телекоммуникационной инфраструктуры и монопольные права на ее эксплуатацию); транспорт (строительство, эксплуатация и обслуживание систем мониторинга и управления движением, строительство и эксплуатация автомагистралей, терминалов аэропортов, и т.д.) [4, 114].

Одной из основных сфер сотрудничества государственного и частного секторов является инновационная сфера. Эксперт отмечает низкую активность средних и малых предприятий в инновационной сфере из-за отсутствия специалистов в этой области, инновационных инфраструктур поддержки и недостаточного стартового финансового капитала. Решение данных проблем предлагается через формирование системы партнёрских отношений государства с частным сектором [14, 28–29]. Основными направлениями развития ГЧП в инновационной сфере эксперты считают участие государства в развитии венчурного финансирования; государственно-частное финансирование различных программ инновационной направленности, государственный заказ на исследования и разработки; государственное содействие становлению институтов современного рынка инноваций, центров трансфера технологий, патентования и защиты прав собственников интеллектуального продукта [9, 185].

В России наибольшее распространение получила модель в виде заключения концессионных контрактов, в рамках которых частный инвестор принимает на себя управление принадлежащим государству инфраструктурным объектом. Исследователи отмечают малоэффективность применяемой модели концессионных соглашений, т.к. процедуры согласования длительны и забюрократизированы; непонятны адекватность стимулов по экономики издержек; низкая заинтересованность финансовых организаций в финансировании проекта, поскольку затруднена процедура привлечения дополнительных средств); высокие барьеры на вход для участия в тендере и в связи с этим низкая конкуренция на рынке подрядчика; система концессионных соглашений наиболее эффективна в области строительства, управления и передачи (Build Operate Transfer) [4, 115].

Специалисты считают, что реализация инвестиционных проектов в регионе должна обеспечивать повышение качества жизни населения (обеспечивать камфортные условия жизни, сохранять социальную стабильность, создавать высокооплачиваемые рабочие места и т.д.); повышение экономической капитализации территории (организация специальных индустриальных парков, особых экономических зон, и т.д.); решение социальных задач (развитие здравоохранения, образования, культуры, спорта, повышение жилищной обеспеченности населения); обеспечение занятости населения (в первую очередь – создание высококвалифицированных рабочих мест); развитие инженерно-транспортной инфраструктуры (расширение инженерных сетей, реконструкция транспортных сообщений и т.д.); повышение налогооблагаемой базы [6, 102].

Перепроизводство неконкурентоспособных специалистов, недостаток востребованных, слабая инфраструктура по переподготовке кадров и другие проблемы являются результатом разбалансированности деятельности государственных и частных образовательных структур в области подготовки и переподготовки кадров. Важное направление ГЧП затронула к.э.н. Ж. Леонова – подготовка и переподготовка кадров для предпринимательства, в которой определены следующие факторы, препятствующие привлечению субъектов частного сектора в сферу профессионального образования [8, 5–12]: несовершенство законодательной базы, которая бы четко определяла права собственности на объекты государственного партнерства; институциональная неготовность собственника-государства и муниципальных образований к формированию новой инфраструктуры образовательных учреждений; недостаточная степень использования мониторинга со стороны образовательных учреждений, профессиональные особенности бизнеса; недостаточная мотивированность бизнеса к сотрудничеству с образовательными учреждениями в связи с наличием высоких рисков инвестирования в капиталоёмкие объекты образования при отсутствии гарантий со стороны государства и налоговых льгот; недостаточно четко сформулированные образовательные стандарты и национальная система квалификации; и др.

Группа специалистов, исследуя проблемы развития ГЧП в депрессивном регионе (под которым понимают регион, имеющий в дореформенный период моноиндустриальный характер экономики, квалифицированные трудовые ресурсы, сравнительно высокий уровень развития экономического потенциала), наиболее перспективными формами ГЧП называют:

1) государственные (муниципальные) контракты с инвестиционными обязательствами частного сектора (достаточно привлекательны для обоих партнеров и имеют понятную схему организации);

2) аренда государственного (муниципального) имущества с инвестиционными обязательствами арендатора (вполне привлекательная форма, но имеет ряд недостатков: необходимость финансовых вложений в чужую собственность, сложности разделения имущества с арендодателем и др.), применяется в случае заинтересованности в конкретном объекте государственной (муниципальной) собственности);

3) концессия (наиболее противоречивая форма ГЧП, имеющая наибольшее количество преимуществ для государства и недостатков для частных инвесторов);

4) совместные предприятия (перспективы в депрессивных регионах незначительны и создаются в случае стратегической значимости для региона) [7, 189–190].

Сравнение результатов рейтинга регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства в 2013/2014 и в 2014/2015 [10, 25–28]

Субъект СКФО

Позиция (2014–2015)

Позиция (2013–2014)

Изменение позиции

Показатель (2014–2015)

Показатель (2013–2014)

Изменение показателя

Республика Дагестан

71

80

+9

23,3 %

12,6 %

10,7 %

Республика Ингушетия

85

66

–19

6,2 %

22,6

–16,4 %

Кабардино-Балкарская Республика

68

56

–12

24,4 %

27,45

–3,0 %

Карачаево-Черкесская Республика

83

82

–1

10,0 %

9,6 %

0,4 %

Республика Северная Осетия – Алания

75

57

–18

19,9 %

26,4 %

–6,5 %

Чеченская Республика

80

81

+1

13,2 %

10,6 %

2,6 %

Ставропольский край

65

62

–3

25,6 %

24,8 %

0,8 %

При оценке уровня развития ГЧП в регионах России учитывались следующие факторы: развитость институциональной среды; опыт реализации проектов государственно-частного партнерства; инвестиционная привлекательность региона. По уровню развития ГЧП регионы делят на 5 групп: регионы – лидеры по уровню развития – 60–75 %; регионы с высоким уровнем развития – 45–60 %; регионы со средним уровнем развития – 35–45 %; регионы с низким уровнем развития – 25–35 %; регионы с очень низким уровнем развития – 0–25 % [10, 8]. В таблице даны результаты ранжирования регионов России по уровню развития ГЧП.

К регионам-лидерам относятся субъекты РФ с наиболее высоким уровнем развития ГЧП – Санкт-Петербург и Республика Татарстан. В первую десятку попали Москва, Ленинградская область, Самарская, Свердловская, Московская и Воронежские области. В группе регионов со средним уровнем развития ГЧП находятся субъекты в промежутке между 20 и 40 местами. Лидерами по росту в данной группе по сравнению с предыдущим годом стали Владимирская область, Республика Саха, Республика Бурятия, Хабаровский край. К группе регионов с низким уровнем развития ГЧП относятся те субъекты РФ, в которых развитие ГЧП находится на ранней стадии становления, но при этом постепенно создаются условия для реализации проектов ГЧП. К регионам данной группы относятся Саратовская и Кемеровская области, Республика Хакасия. К группе регионов с очень низким уровнем развития ГЧП относятся чуть менее 20 субъектов. За исключением нескольких регионов, таких как Республика Алтай, Чукотский Автономный округ, Забайкальский край, Тюменская область и Северная Осетия, практика применения механизмов ГЧП в субъектах данной группы отсутствует, а институциональная среда не развита. К данной группе относятся Республика Адыгея, Республика Дагестан и другие регионы [10, 8–10].

К основным проблемами реализации ГЧП в нашей стране относят низкий уровень подготовки и отбора проектов; неразвитую структуру институтов, координирующую проекты ГЧП на всех уровнях; слабую активность частных инвесторов в реализации общественно значимых проектов с долгим сроком окупаемости; недостаточную квалификацию государственных и муниципальных служащих, участвующих в организации проектов ГЧП; высокий уровень коррупции при решении вопросов землепользования, получения разрешительной документации, подведения инженерных сетей; слабую нормативно-правовую база, регламентирующую вопросы ГЧП. Решению этих проблем, по мнению исследователей, должно способствовать создание специализированной региональной структуры по развитию ГЧП, к основным функциям которого относились бы нормативное и методическое обеспечение разработки и реализации проектов ГЧП, взаимодействие с федеральными органами управления и межрегиональными структурами по вопросам ГЧП, формирование и реализация региональной политики в сфере развития ГЧП; формирование стратегических зон ГЧП в зависимости от приоритетов социально-экономического развития региона; конкурсный отбор партнёров по проектам ГЧП, контроль за реализацией и оценка эффективности проектов ГЧП, и т.д. [12, 143–144].

Целями участия Республики Дагестан в ГЧП являются реализация социально значимых проектов в Республике Дагестан; привлечение частных инвестиций в экономику; обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в собственности республики; повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. Объектами соглашений в республике определены транспортная инфраструктура и транспорт; система коммунального хозяйства; объекты электроснабжения, объекты подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций; объекты, используемые для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения; объекты образования, воспитания, культуры, объекты социально-культурного и социально-бытового обслуживания; объекты, используемые для туризма, рекреации и спорта [5].

Исследования специалистов свидетельствуют о растущем значении ГЧП и механизмов его развития при многообразии форм собственности. Развитие ГЧП в депрессивном регионе может способствовать сбалансированному развитию экономики, создав все условия для устойчивого роста, прежде всего сферы обслуживания, туризма и агарной сферы региона. Республика Дагестан может внести существенную лепту в импортозамещение сельскохозяйственной продукции страны. Эти и другие направления ГЧП необходимо развивать на всех уровнях сотрудничества и во всех сферах производства.

Рецензенты:

Кутаев Ш.К., д.э.н., зав. отделом воспроизводства населения и трудовых ресурсов ИСЭИ ДНЦ РАН, г. Махачкала;

Раджабова З.К., д.э.н., профессор кафедры «Мировая экономика и международный бизнес», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Мирзабалаева Ф.И., Тунаева З.А. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 9-1.
– С. 160-164;

URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38986 (дата обращения: 02.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Понятие государственно-частного партнерства

Определение 1

Государственно-частное партнерство — это сотрудничество, имеющее юридическое оформление на оговоренный срок и основу в виде объединения ресурсов и распределения рисков между публичным партнером в лице государства и частным партнером, осуществляемое для привлечения частных инвестиций в экономику, обеспечения государственными органами власти доступности работ, товаров, услуг и роста их качества.

Порядок осуществления государственно-частного партнерства регулируется Федеральным законом «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Этот закон формирует правовые условия, обеспечивающие привлечение инвестиционных ресурсов российскую экономику и рост качества производимых работ, товаров, услуг.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Помимо этого, правовую базу осуществления государственного частного партнерства составляет Конституция России, Гражданский, Бюджетный, Земельный, Градостроительный, Лесной, Водный, Воздушный кодексы РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты России, нормативно-правовые акты регионов России.

Принципы государственного частного партнерства

В основе осуществлении государственного частного партнерства находятся определенные принципы, имеющие законодательное закрепление:

  • во-первых, принцип доступности и открытости информации, суть которого состоит в том, что сведения об осуществлении государственного частного партнерства носят открытый характер, кроме той части информации, которая составляет государственную или другую охраняемую законодательством тайну;
  • во-вторых, принцип обеспечения конкуренции;
  • в-третьих, принцип отсутствия дискриминации, обеспечения равноправия всех участвующих в соглашении сторон и их равенства перед законодательством;
  • в-четвертых, принцип добросовестности в исполнении соглашения участвующими в нем сторонами;
  • в-пятых, принцип справедливости распределения обязательств и риска между участниками соглашения;
  • в-шестых, принцип свободы заключения соглашения.

«Государственно-частное партнерство» 👇

Участники государственного частного партнерства

Участниками государственно-частного партнерства являются:

  • во-первых, публичный партнер;
  • во-вторых, частный партнер.

В качестве частных партнеров не могут выступать следующие виды юридических лиц:

  • муниципальные и государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные и государственные учреждения;
  • компании публично-правового характера и прочие юридические лица, созданные России ей в соответствии с федеральным законодательством;
  • хозяйственные общества и товарищества, партнерства, контролируемые Россией или ее субъектами, а также муниципальными образованиями;
  • хозяйственные дочерние общества, контролируемые Россией, ее субъектами, а также муниципальными образованиями;
  • созданные Россией, ее субъектами, муниципальными образованиями некоммерческие организации в виде фондов;
  • созданные всеми вышеперечисленными организациями некоммерческие организации в виде фондов.

Государственно-частное партнерство осуществляется на основе заключенного между сторонами соглашения. Это соглашение определяет состав прав и обязанностей участников партнерства. Для публичного партнера в лице государства порядок исполнения обязательств по партнерству определяется решением о реализации государственно-частного партнерства.

Для частного партнера обязанность исполнения обязательств в рамках партнерства определяется собственными силами. Допуск на привлечение третьих лиц со стороны частного партнера должен быть предусмотрен условиями соглашения. Ответственность за действия третьих лиц, привлеченных к исполнению партнерства со стороны частного партнера, возлагается на частного партнера.

Для привлечения третьих лиц для исполнения обязательств частным партнером оформляется письменное согласие публичного партнера в лице государства. Такое согласие выступает в качестве неотъемлемой части соглашения о партнерстве. В согласии перечисляются конкретные третьи лица, которых допускается привлекать к исполнению обязательств в рамках партнерства со стороны частного партнера.

К частному партнеру предъявляется ряд требований:

  • во-первых, отсутствие административного наказания в виде приостановления деятельности на момент участия в конкурсе;
  • во-вторых, отсутствие возбужденного дела о банкротстве;
  • в-третьих, не нахождение юридического лица в процессе ликвидации;
  • в-четвертых, отсутствие недоимок по сборам, налогам и иным обязательным платежам, отсутствие финансовых санкций в предшествующий тридцатидневный срок на момент участия в конкурсе;
  • в-пятых, наличие необходимых для участия в конкурсе лицензий.

Состав соглашения о государственно-частном партнерстве

Соглашение относительно осуществления государственно-частного партнерства включает в себя ряд обязательных элементов, в состав которых включаются:

  • во-первых, реконструкция или строительство объекта силами частного партнера;
  • во-вторых, осуществление частичного или полного финансирования создания объекта силами частного партнера;
  • в-третьих, осуществление технического обслуживания и эксплуатации объекта силами частного партнера;
  • в-четвертых, возникновение права собственности на объект у частного партнера при наличии условия об обременении объекта.

В качестве дополнительных элементов соглашения относительно государственно-частного партнерства могут быть указаны следующие:

  • во-первых, осуществление частичного или полного финансирования технического обслуживания и эксплуатации объекта силами частного партнера;
  • во-вторых, осуществление проектирования объекта силами частного партнера;
  • в-третьих, обеспечение частичного финансирования создания объекта силами частного партнера за счет средств публичного партнера;
  • в-четвертых, наличие обязательств частного партнера относительно передачи объекта соглашения в собственность государства по истечении определенного срока и так далее.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Государственная символика синоним
  • Государственная самостоятельность синоним
  • Государственная религия синоним
  • Государственная регистрация синоним
  • Государственная поддержка синоним