Глаголы синонимы урок 6 класс

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята, садитесь.

Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

  1. Проверка домашнего задания

На дом вам было задано сочинение, поэтому я собираю тетради на проверку. Начиная с задних парт, передайте тетради мне на стол.

Дежурные, раздайте вторые тетради.

Запишите в них число, классная работа.

Ребята, запишите в тетради личную цель, которую вы хотите достичь на этом уроке.

  1. Актуализация знаний

(СЛАЙД)

Ребята, посмотрите на слайд.

— Подсади меня, я его цапну за хвост! – сказал мальчик. Однако Гришка резко

обернулся и сказал:

— Не трогать!

— Он не велит трогать! – сказал мальчик товарищам.

— Идите-ка сюда, охотники! – сказал наблюдавший за ними Василий Иванович

Какой речевой недочёт можно отметить у автора этого изложения?

Как можно устранить этот недочёт?

Для чего служат синонимы?

Верно. Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

СЛАЙД

Ребята, прочитайте предложения на слайде. Дополните предложения недостающими словами. Как называется такое явление в лингвистике?

• Солнце всходит и …

• Ласточка день начинает, а соловей …

• Любишь брать, люби и …

• Встретил с радостью, а … с жалостью.

Ребята, давайте вспомним, что такое антонимы? Дайте определение. Приведите примеры глаголов-антонимов.

Ребята, а какой антоним будет у слова антоним?

Верно. Запишите в тетради тему нашего урока: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы».

  1. Закрепление знаний, умений, навыков.

СЛАЙД

Прочитайте словосочетания на слайде.

— Какими глаголами-синонимами мы можем их заменить?

Бить баклуши

Воротить нос

Повесить нос

Витать в облаках

Водить за нос

Сидеть сложа руки

СЛАЙД

Посмотрите на слайд, устно назовите глаголы-синонимы.

Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов.

Работа по карточкам на оценку для 3 учеников.

Задание: к каждому значению данных многозначных слов подберите синонимы.

1. Слабый (человек, ветер, ребенок, надежда). 2. Настоящий (друг, бриллиант). 3. Короткий (доклад, платье, разговор, удар). 4. Круглый (невежда, сумма, год, лицо). 5. Свежий (воздух, краски, новости). 6. Верный (решение, друг).

Для справок: немощный, легкий, небольшой, болезненный маленький; верный, подлинный; небольшой, недлинный, непродолжительный, быстрый; совершенный, значительный, целый, полный; чистый, яркий, последний; правильный, несомненный, надежный.

Пока ребята выполняют задания по карточкам, мы с вами приступим к упр. 280 на стр. 218.

Алёна, прочитай задание. Найдите синонимы к глаголу смеяться, выпишите их в тетрадь.

Какие из них являются стилистически нейтральными, а какие – стилистически окрашенными?

Глаголы засмеялся и шмыгнул отмечены цифрой 3, требуется выполнить морфологический разбор.

СЛАЙД

Напомню вам план морфологического разбора – на слайде. Прочитай, Лера.

У доски разбор сделают Антонов Саша и Ваня. Все остальные работают самостоятельно в тетради. Позже проверим.

Выборочный диктант. Ребята, я прочитаю вам текст два раза, а вы его внимательно послушаете. При повторном слушании вы выпишете в тетрадь только глаголы говорения. Всем понятно задание?

Источник

Однажды в жаркий полдень три спутника сошлись на краю дороги у чистого прохладного ручья.. здесь был и водоём с надписью: «Будь похожим на этот источник!»

Путники стали толковать о том, что это значит. Один из них сказал: «Славный совет! Источник течёт непрерывно и говорит своим советом: будь деятельным, работай неустанно!»

Второй путник возразил: «здесь другой урок. Труд не заслуживает подражания, если он стремится только к собственной выгоде. Надо работать не только для себя, но и для многих людей, для народа, для человечества»

Третий путник заметил: « К чему было бы непрерывное движение и готовность напоить всякого, если бы вода этого ключа была мутной? Сохрани своё сердце в такой же чистоте и ясности, как вода в этом источнике,-говорит надпись».

Проверяем. У вас должно получиться 5 глаголов. Паша, какие глаголы ты выписал?

СЛАЙД

Верно. Если у кого-то не так, сравните выписанные вами глаголы с ключом на слайде.

Обратимся к упражнению 283. Федя, прочитай задание. Выполняем упражнение устно по цепочке, начиная с Феди.

СЛАЙД

Молодцы, а теперь продолжим выполнять по цепочке похожее задание, только со слайда. Назовите глаголы-антонимы.

Правильно. Придумайте и запишите в тетрадь 5 предложений, используя глаголы-антонимы.

Молодцы, ребята, а теперь переходим к следующему заданию. Знаете ли вы, что такое синквейн?

Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Оно должно быть написано по следующим правилам (на доске), запишите их себе схематично в тетрадь:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль (какие бывают синонимы)

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

СЛАЙД

Составьте синквейн cо словом «синонимы».

Примеры синквейна на слайде:

1)Мама

2)Добрая, милая

3)Любит, заботится, воспитывает

4)Самый драгоценный человек

5)Родитель

1)Подлежащее

2) главное, основное

3) написать, охарактеризовать, понять.

4) Главный член в предложении

5) Основа

Закончили? Проверим, что у вас получилось.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, добились ли вы поставленной цели? Что нового узнали? Что понравилосьне понравилось на уроке?

  1. Запись домашнего задания.

Открываем дневники и записываем домашнее задание: №282, составить синквейн на тему «антонимы»

  1. Выставление оценок.

Урок окончен, всем спасибо!

Повторы слов

Подобрать синонимы

Избежать повторы, более четко и ярко передать мысль

Антонимия, это глаголы-антонимы

Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

Встать-сесть, сказать-молчать.

Синоним

Бить баклуши — Бездельничать

Воротить нос — Отворачиваться

Повесить нос — грустить.

Витать в облаках — мечтать

Водить за нос – обманывать.

Сидеть сложа руки – бездельничать.

— Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.

Алёна:

Смеяться- засмеяться, залиться, прыснуть, захохотали

Паша:

Толковать, сказал, говорит, возразил, заметил

Провожают

Забудь

Потеряет

Закончишь

Разучишься

Выйти

Дело веди, а безделье гони

Сходись — бранись, расходись — мирись.

Подальше положишь — поближе возьмёшь.

Лето припасает — зима поедает.

Умей не только брать, но и отдавать.

Мир строит, а война разрушает.

Бедность учит, а богатство портит.

В глаза хвалит, а за глаза бранит.

Больше знай, да меньше болтай.

В умной беседе ума наберешься, а в глупой свой растеряешь.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

(Зачитывают предложения)

Синонимы

Яркие выразительные

Заменяют употребляют

Синонимы слова близкие по значению

Слова

ТЕМА:Глаголы-синонимы
(§ 32)

Цель; совершенствование
умений правильно подбирать слова близкие и противоположные по смыслу и
пользоваться ими для эффективного общения в устной и письменной речи.

Оборудование: учебник  , карточки с
заданиями,   слайдовая презентация, тексты.

          
План урока
: 

I.Мотивация к уроку(создание 
положительного настроя  на урок)

-Ребята
, я рада вас видеть  на своем уроке .,а скаким настроением вы пришли ко мне на
урок .?

-Ребята
,улыбнитесь друг другу  , улыбнитесь мне .

II.Проверка домашнего задания

Стр   214 
упр 271

II.Постановка темы и цели урока

смеяться  —
хохотать-
заливаться-
закатываться-

-Подберите слова
с противоположным значением

Прочитайте предложения на слайде.

·        
Солнце  всходит  и …

·        
Ласточка  день  начинает, а  соловей …

·        
Любишь  брать,  люби  и …

·        
Встретил  с  радостью, а … с жалостью.

-Дополните
предложения

-Как называется
такое явление в лингвистике?

—Сформулируйте
тему урока

-Опираясь на
тему сформулируйте цели урока

— 

Первичное
закрепление по теме урока

IV.Наблюдение за использованием
в речи глаголов-синонимов.

 Творческое
задание

    Учитель:
Послушайте сказку В.А. Сухомлинского « Семь дочерей», в ней семь раз
употребляется глагол « сказала». Мы  часто употребляем в своей речи слова»
сказал, шел, интересный, жаркий и другие. А какие синонимы можно подобрать к
глаголу « сказала»?

( Учащиеся подбирают синонимы:
сказала – перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала,

пробормотала.)

а) 
     В тетрадь следует записать только диалог матери и дочерей,
заменяя глагол « сказала» другими словами
.

 
     Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать  к
сыну, который жил  далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать
вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

        —
Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу,-

сказала первая дочь.

        —
Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,- сказала вторая.

        —
Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.

        —
Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- сказала четвертая.

        —
Ты снилась мне, как розе снится капля росы, сказала

пятая.

       
  — Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала
шестая.

 А седьмая ничего не
сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.

1.       
Ребята, а как поступили бы
вы, если бы ваша мама вернулась домой?

Физминутка

-Продолжение
работы по теме  урока

2.2. Роль
синонимов в тексте. Упр. 277 устно.

2.3.
Употребление  глаголов в речи. Упр. 278.

V. Формирование основ культуры
речи. Сочетаемость слов.

Свободный
диктант
.


Прослушайте и озаглавьте текст. Запишите его.

Можно
сказать: «Мы построим дома, заводы, шахты, плотины,

корабли
и многое другое». Но нельзя говорить: «Мы строим озеро, пруд». Глагол «строить»
не употребляется, когда говорят о том, что существует в природе. Пруды не
строят, а создают, роют, копают, запруживают.

Также
неграмотно сказать: «Брат строил табурет». Глагол «строить» используется, когда
имеются в виду более крупные и сложные объекты, чем табурет, этажерка, гардероб.

Можно
построить дом, мост, но мебель всё-таки не строят, а делают.

VI. Подведение итогов урока и
рефлексия.

ИГРА    «Кто
быстрее»

  1 ряд:
мерзнет,…

   2 ряд
:рисует,…

   3 ряд:
бежит,…

Составьте
синквейн   cо  словом  синонимы

Пример
синквейна

 Синонимы

 
заменяют  употребляют 

богатой  
живой   красочной

Синонимы
слова близкие по значению .

 слова

   VII.Рефлексия

-Чему
учились?

-Что
узнали?

-Что
вам удалось?

VIII. Дифференцированное домашнее
задание.

 Подобрать как можно больше
синонимов к словам и записать с ними предложения:

1 вариант —идти;      2 вариант—рисовать .

Конспект урока по русскому языку.

Класс: 6.

Тема: Глаголы-синонимы.

Ход урока

Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть, надеюсь, что вы меня тоже, присаживайтесь.

Дети, я проверила ваши словарные диктанты, в конце урока сможете подойти их забрать. Критерии оценивания были следующие: 0 ошибок-5, 1-2 ошибки-4, 3-4 ошибки-3, а более 4 ошибок уже 2.

Справа на доске написан план урока, пункты которого мы сегодня выполняем как всегда (орг момент, проверка дз, подготовка к ВПР, повторение предыдущих тем, новый материал, закрепление)

Проверка домашнего задания.

Итак, кто мне напомнит, что вам было задано на прошлом уроке? (спрашиваю) Давайте разберём, у всех ли всё получилось? (проверяем упражнение в учебнике и карточки).

Молодцы, ребята!

Подготовка к ВПР.

А сейчас запишите число, классная работа, сегодня 14 февраля. А кто знает, что сегодня за праздник?

Итак, займёмся подготовкой к ВПР. На доске задание №3 из демоверсии. Ваша задача: в предложении найти слово, в котором количество букв и звуков не совпадает и объяснить почему.

А бывает, заспорят о чём-то море с ветром.

Молодцы, ребята, вы справились!

Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что мы с вами уже прошли. Кто вспомнит, что такое спряжение глагола? Что при спряжении у глагола изменяется? Назовите глаголы-исключения. (если не знают, то сказать, что на следующем уроке буду спрашивать). Итак, а теперь вспомним, что мы изучали на прошлом уроке, кто вспомнит? Многозначные глаголы, верно. А что называют многозначным глаголом? Это какой глагол? Приведите пример. А глагол «идёт» будет являться многозначным? Молодцы, дети!

Сегодня мы с вами будем изучать не менее важную тему, которая поможет обогатить вашу речь и избежать лексических повторов.

Внимание на доску слева: на ней написаны глаголы (ходить, шагать, шествовать, плестись, бежать, мчаться, семенить) Внимательно посмотрите на них и скажите мне: чем эти глаголы являются? (синонимами) Верно! Запишите тему нашего сегодняшнего урока: глаголы-синонимы.

Изучение нового материала.

В русском языке есть разные глаголы, которые обозначают одно и то же, например, как с глаголом ходить. Посмотрите, как много синонимов можно подобрать к этому действию. Но чем-то эти слова всё же различаются. Кто мне скажет? (стилистической окраской). Например, синонимы бежать-мчаться различаются тем, что второй из них (мчаться) имеет дополнительный оттенок значения: мчаться-значит не просто бежать, а бежать с большой скоростью.

Синонимы- это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Существуют специальные словари синонимов. Синонимы бывают стилистически нейтральными, например, идти и стилистически окрашенными, например, шествовать, тащиться.

Синонимы помогают точно и образно выражать мысли. Они служат также средством связи предложений в тексте.

Ну что, ребята, всё ли вам понятно? Даю вам пару минуток посмотреть на правило и я буду спрашивать. (опрос)

Физминутка.

Я называю вам 2 глагола, если они являются синонимами, то вам нужно присесть, если не являются, то поднять руки вверх (идти-тащиться, стоять-сидеть, блистать-сверкать, смеяться-хохотать, улыбаться-грустить, отдать-забрать, сделать-выполнить, рассмешить-подбодрить)

Закрепление полученных знаний.

Давайте займёмся практикой. Внимание на доску: даны слова-синонимы. Ваша задача: найти именно глаголы-синонимы (мчаться, тревожный, бросать, нестись, пища, кидать, еда, огромный, лететь, беспокойный, бежать, швырять, громадный). Кто будет готов-поднимаем руки (прошу одного выйти к доске и записать полученное.

У вас также получилось, ребята? (проверяю+прошу найти стилистически нейтральные глаголы в обоих случаях)

Итак, следующее задание. Откройте учебник на странице 237. Ваша задача: нарисовать 3 колонки у себя в тетради и распределить данные глаголы-синонимы. На работу даю вам 7 минут, выполняйте. +одного вызываю выполнять на оборотной стороне доски на оценку (потом спрашиваю по одному по строчке, кто куда распределил)

Внимание на проектор! Работа в парах. ( если мало времени, то картинку маленькую, если много-большую) Подберите синонимы (максимально, сколько сможете) к данному глаголу и запишите их. У кого будет больше синонимов, тот сегодня получит оценку. (после этого называю, кому поставлю оценки)

Молодцы! А теперь откройте учебник на странице 238, выполняем упражнение 302 устно.

(если успеем, предложить составить мини-текст с данными синонимами: говорить, молвить, излагать, болтать, трепаться, ведать).

Подведение итогов+рефлексия (карточки)

Всё ли вам было понятно? Что же такое синонимы? А чем отличается многозначные глаголы от глаголов синонимов? Молодцы, ребята, очень хорошо!

Домашнее задание.

Глаголы- синонимы, глаголы - антонимы Урок в 6 классе.

Глаголы- синонимы, глаголы — антонимы

Урок в 6 классе.

 -Подберите к глаголам  антонимы . встречать- провожать  лежать – светлеть- стоять начинать – темнеть кричать- закончить   шептать

-Подберите к глаголам антонимы .

встречать-

провожать

лежать –

светлеть-

стоять

начинать

темнеть

кричать-

закончить

шептать

 -Подберите к глаголам  синонимы . бросать- хохотать - зябнуть - бранить - блестеть - кидать  смеяться мерзнуть ругать сверкать

-Подберите к глаголам синонимы .

бросать- хохотать зябнуть бранить блестеть

кидать

смеяться

мерзнуть

ругать

сверкать

Сино́нимы   — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение .

Сино́нимы   — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение .

Знаете ли вы, что  В русском языке есть три слова «есть». Одно «есть» значит «кушать». Другое «есть» представляет собой форму 3лица ед.ч. глагола   быть и означает «имеется». Третье «есть» – междометие, выступающее как ответ или отзыв на оклик или команду и имеющее значение «слушаю, готово, согласен, хорошо, ладно».  (По Н.Шанскому)

Знаете ли вы, что

В русском языке есть три слова «есть». Одно «есть» значит «кушать». Другое «есть» представляет собой форму 3лица ед.ч. глагола быть и означает «имеется». Третье «есть» – междометие, выступающее как ответ или отзыв на оклик или команду и имеющее значение «слушаю, готово, согласен, хорошо, ладно».

(По Н.Шанскому)

В каком значении употреблён глагол есть  в данных предложениях? Подберите синонимы, которыми его можно заменить в каждом случае. Есть горные озёра настолько прозрачные, что не сразу постигнешь их глубину. существует (существуют) находится (находятся) встречается (встречаются) бывает (бывают) присутствует (присутствуют  (В. Инбер) 2. Мы будем жить в большом доме близ источника, а рядом есть дом того же хозяина, который не занят. (М.Лермонтов) 3. Ведь есть люди, которые безотчётно боятся пауков, тараканов, мышей. (М.Лермонтов) 4. Заходите, когда есть время. (А.Куприн) 5. Он спорил горячо, не обращая внимания на то, есть посторонние в комнате или нет.

В каком значении употреблён глагол есть в данных предложениях? Подберите синонимы, которыми его можно заменить в каждом случае.

  • Есть горные озёра настолько прозрачные, что не сразу постигнешь их глубину.

существует (существуют)

находится (находятся)

встречается (встречаются)

бывает (бывают)

присутствует (присутствуют

(В. Инбер)

2. Мы будем жить в большом доме близ источника, а рядом есть дом того же хозяина, который не занят. (М.Лермонтов)

3. Ведь есть люди, которые безотчётно боятся пауков, тараканов, мышей. (М.Лермонтов)

4. Заходите, когда есть время. (А.Куприн)

5. Он спорил горячо, не обращая внимания на то, есть посторонние в комнате или нет.

278. Чтобы правильно употреблять в речи глаголы-синонимы, нужно знать их стилистическую окраску. Распределите данные ниже глагол - синонимы по графам таблицы, вставляя пропущенные буквы Стилистически нейтральные глаголы  Стилистически окрашенные глаголы  книжные  разговорные Повел..вать, распор..жаться, команд..вать. 2. Изм…нить, переделать, модифицировать. 3. Р…птать, ныть, жал….ваться. 4.Р…шиться, посметь, осмел…ться. 5. Отпраз(?)новать, справить, отметить. 6. Изучить, постич(?), одолеть. 7. Загрустить, оп..чалиться, пр..горюниться. 8. Растрач…вать, расточать, транж…рить. 9. Пр…возмочь, пр…одолеть, осилить. Объясните правописание суффиксов –ова/ -ева, - ыва/ - ива в глаголах

278. Чтобы правильно употреблять в речи глаголы-синонимы, нужно знать их стилистическую окраску. Распределите данные ниже глагол — синонимы по графам таблицы, вставляя пропущенные буквы

Стилистически нейтральные глаголы

Стилистически окрашенные глаголы

книжные

разговорные

  • Повел..вать, распор..жаться, команд..вать. 2. Изм…нить, переделать, модифицировать. 3. Р…птать, ныть, жал….ваться. 4.Р…шиться, посметь, осмел…ться. 5. Отпраз(?)новать, справить, отметить. 6. Изучить, постич(?), одолеть. 7. Загрустить, оп..чалиться, пр..горюниться. 8. Растрач…вать, расточать, транж…рить. 9. Пр…возмочь, пр…одолеть, осилить.

Объясните правописание суффиксов –ова/ -ева, — ыва/ — ива в

глаголах

Порядок применения правила  1. Поставьте глагол в форму 1 лица ед.ч. (я). 2. Проверьте, на что оканчивается глагол:  на - ываю - ыва -  - иваю - ива -  на - ую - ова -  - юю - ева -  !

Порядок применения правила

  • 1. Поставьте глагол в форму 1 лица ед.ч. (я).
  • 2. Проверьте, на что оканчивается глагол:

на ываю ыва

иваю ива

на ую ова

юю ева

!

279. Найдите в каждом предложении глаголы-синонимы и впишите их в начальной форме в соответствующие графы таблицы упр.278. Проверьте себя по любому словарю синонимов 1. Он, собственно, не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли. (А.Куприн). 2. Пойду бродить в густых лесах, степной дорогою блуждать. (Я.Полонский). 3. Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! (А.Чехов). 4. Лакей Баклай учил мальчишек «пчелиному 3 языку», таская иногда за волосы, приговаривал 2 : «А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать». (А.Герцен). 5. Врача пригласить, а фельдшера позвать. (А.Чехов). 6. Между тем царица злая, про царевну вспоминая, не могла простить её, а на зеркальце своё долго дулась и сердилась. (А.Пушкин). 7. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река. (М.Горький). Укажите, какие из глаголов являются переходными, а какие – непереходными. Как вы это определили?

279. Найдите в каждом предложении глаголы-синонимы и впишите их в начальной форме в соответствующие графы таблицы упр.278. Проверьте себя по любому словарю синонимов

1. Он, собственно, не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли. (А.Куприн). 2. Пойду бродить в густых лесах, степной дорогою блуждать. (Я.Полонский). 3. Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! (А.Чехов). 4. Лакей Баклай учил мальчишек «пчелиному 3 языку», таская иногда за волосы, приговаривал 2 : «А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать». (А.Герцен). 5. Врача пригласить, а фельдшера позвать. (А.Чехов). 6. Между тем царица злая, про царевну вспоминая, не могла простить её, а на зеркальце своё долго дулась и сердилась. (А.Пушкин). 7. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река. (М.Горький).

Укажите, какие из глаголов являются переходными, а какие –

непереходными. Как вы это определили?

280. Прочитайте отрывок из романа А.Фадеева «Разгром» и найдите в нём синонимы к глаголу смеяться. Какова их роль в тексте? Помогают ли они понять, какие отношения складываются между Метелицей и пастушонком? Выпишите эти синонимы и определите, какие из них стилистически нейтральные, а какие – стилистически окрашенными. Какие из синонимов уместно употребить в разговорной речи, а какие – в книжной? ...Метелица упёрся в бока, откинулся 2 назад, рассматривая парнишку, прищурившись и чуть пошевеливая атласными подвижными бровями, и вдруг засмеялся 3 так откровенно громко, на таких высоких добрых и весёлых нотах, что даже сам удивился, как это выходят из него такие звуки .  Парнишка 3 смущённо, недоверчиво шмыгнул 3 носом, но поняв, что страшного ничего нет, а всё, наоборот, выходит ужасно весело, сморщился так, что нос его вздёрнулся кверху, и тоже — совсем по-детски — залился озорно и тоненько. От неожиданности Метелица прыснул ещё громче, и оба они, невольно раззадоривая друг друга, хохотали 1 так несколько минут.

280. Прочитайте отрывок из романа А.Фадеева «Разгром» и найдите в нём синонимы к глаголу смеяться. Какова их роль в тексте? Помогают ли они понять, какие отношения складываются между Метелицей и пастушонком? Выпишите эти синонимы и определите, какие из них стилистически нейтральные, а какие – стилистически окрашенными. Какие из синонимов уместно употребить в разговорной речи, а какие – в книжной?

…Метелица упёрся в бока, откинулся 2 назад, рассматривая парнишку, прищурившись и чуть пошевеливая атласными подвижными бровями, и вдруг засмеялся 3 так откровенно громко, на таких высоких добрых и весёлых нотах, что даже сам удивился, как это выходят из него такие звуки .

Парнишка 3 смущённо, недоверчиво шмыгнул 3 носом, но поняв, что страшного ничего нет, а всё, наоборот, выходит ужасно весело, сморщился так, что нос его вздёрнулся кверху, и тоже — совсем по-детски — залился озорно и тоненько. От неожиданности Метелица прыснул ещё громче, и оба они, невольно раззадоривая друг друга, хохотали 1 так несколько минут.

281. С творчеством какого писателя или поэта вы сейчас знакомитесь на уроках литературы? Какое его произведение читаете, анализируете? О чём оно? Над какими проблемами в нём размышляет автор? Напишите об этом, используя некоторые из приведённых глаголов-синонимов. Изображать, показывать, представлять, описывать, вос-производить, воссоздавать, передавать, запечатлевать, отображать.  Рассказывать, излагать, сообщать, повествовать.  Обсуждать, рассматривать, разбирать, анализировать. Думать, задумываться, мыслить, размышлять.  Спорить, дискутировать, полемизировать.

281. С творчеством какого писателя или поэта вы сейчас знакомитесь на уроках литературы? Какое его произведение читаете, анализируете? О чём оно? Над какими проблемами в нём размышляет автор? Напишите об этом, используя некоторые из приведённых глаголов-синонимов.

  • Изображать, показывать, представлять, описывать, вос-производить, воссоздавать, передавать, запечатлевать, отображать.
  • Рассказывать, излагать, сообщать, повествовать.
  • Обсуждать, рассматривать, разбирать, анализировать.
  • Думать, задумываться, мыслить, размышлять.
  • Спорить, дискутировать, полемизировать.

282. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Вот вдали бл…снула лесная з…рница, вспыхнула и погасла. 4 2. Мир (не)пост…рел – пом…лодел; на пр…сторах Родины повсюду множ…ство б…льших и малых дел. 3. Мгновенно сер(?)це м…лодое г…рит и гасн…т. В нём любовь проход..т и проход..т вновь. 4. То хол…дно, то очень жарко, то со (?)нце спряч…т (?)ся, то свет..т очень ярко. 5. То сер (?)це (не)научит (?)ся любить, которое устало (не)навидеть 3 . 6. Горе ст…рит, а счастье м…лодит. 2. Найдите в каждом предложении антонимы и укажите, словами какой части речи они являются. Подчеркните их как члены предложения. 3. Составьте схему первого предложения.

282. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

  • Вот вдали бл…снула лесная з…рница, вспыхнула и погасла. 4 2. Мир (не)пост…рел – пом…лодел; на пр…сторах Родины повсюду множ…ство б…льших и малых дел. 3. Мгновенно сер(?)це м…лодое г…рит и гасн…т. В нём любовь проход..т и проход..т вновь. 4. То хол…дно, то очень жарко, то со (?)нце спряч…т (?)ся, то свет..т очень ярко. 5. То сер (?)це (не)научит (?)ся любить, которое устало (не)навидеть 3 . 6. Горе ст…рит, а счастье м…лодит.

2. Найдите в каждом предложении антонимы и укажите,

словами какой части речи они являются. Подчеркните их

как члены предложения.

3. Составьте схему первого предложения.

Упражнение 283. Допишите пословицы, подбирая к выделенным глаголам антонимы. 1. По одёжке встречают 3 , по уму ___________ . 2. Дружбу помни , а злобу _________. 3. Смелый там найдёт 3 , где робкий ________ . 4. Как начнёшь , так и _______. 5. От умного научишься 2 , от глупого __________. 6. Прежде чем войти , подумай, как _________. 2. Найдите слова других частей речи, которые противопоставля-ются по значению. 3. Раскройте смысл одной из пословиц. Напишите сочинение, названием которого она бы являлась

Упражнение 283. Допишите пословицы, подбирая к выделенным глаголам антонимы.

1. По одёжке встречают 3 , по уму ___________ . 2. Дружбу помни , а злобу _________.

3. Смелый там найдёт 3 , где робкий ________ . 4. Как начнёшь , так и _______. 5. От умного научишься 2 , от глупого __________. 6. Прежде чем войти , подумай, как _________.

2. Найдите слова других частей речи, которые противопоставля-ются по значению.

3. Раскройте смысл одной из пословиц. Напишите сочинение, названием которого она бы являлась

Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия. Б. Пастернак Подобрать синонимы к глаголу думать

Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия.

Б. Пастернак

Подобрать синонимы к глаголу думать

ДУМАТЬ - мыслить, размышлять, предаваться размышлениям, задумываться, мозговать, помышлять  Использование синонимов в речи делает её образной, выразительной и красивой.

ДУМАТЬ — мыслить, размышлять, предаваться размышлениям, задумываться, мозговать, помышлять

Использование синонимов в речи делает её образной, выразительной и красивой.

Найдите в тексте слова, описывающие чувства. Какова их роль в тексте? В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка, у хорошенькой ласточки переломлена лапочка,  - Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю...» И отец призадумался, потрясённый минутою,  И простил все грядущие и капризы, и шалости милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.  И. Северянин

Найдите в тексте слова, описывающие чувства. Какова их роль в тексте?

В парке плакала девочка:

«Посмотри-ка ты, папочка, у хорошенькой ласточки переломлена лапочка,

— Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…»

И отец призадумался, потрясённый минутою,

И простил все грядущие и капризы, и шалости

милой, маленькой дочери, зарыдавшей от

жалости.

И. Северянин

В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка, у хорошенькой ласточки переломлена  лапочка ,  - Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю ...» И отец призадумался , потрясённый минутою, И простил все грядущие и капризы, и шалости милой , маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.  И. Северянин ГЛАГОЛЫ ЧУВСТВА  передают чувства героев, делают текст более эмоциональным

В парке плакала девочка:

«Посмотри-ка ты, папочка, у хорошенькой ласточки переломлена лапочка ,

— Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю …»

И отец призадумался , потрясённый минутою,

И простил все грядущие и капризы, и шалости

милой , маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

И. Северянин

ГЛАГОЛЫ ЧУВСТВА передают чувства героев, делают текст более эмоциональным

Рефлексия “Светофор” Совсем не понятно Надо повторить ещё раз Всё легко и просто

Рефлексия “Светофор”

Совсем не понятно

Надо повторить ещё раз

Всё легко и просто

Домашнее задание. История фразеологизмов (2-3), в состав которых входят глаголы

Домашнее задание.

  • История фразеологизмов (2-3), в состав которых входят глаголы

Интернет – ресурсы. http://cs310531.vk.me/v310531509/780f/O2HUQYYBhyg.jpg школа.jpeghttp://2.bp.blogspot.com/-XuOQEMLx1HA/UIKWspbvKyI/AAAAAAAAHXY/Gvz7fb7sKY/s220/%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B0.jpeg Рисунок (иллюстрация): Девочка с котом на параде.http://pictures.ucoz.ru/_ph/3/293279458.jpg 

Интернет – ресурсы.

  • http://cs310531.vk.me/v310531509/780f/O2HUQYYBhyg.jpg
  • школа.jpeghttp://2.bp.blogspot.com/-XuOQEMLx1HA/UIKWspbvKyI/AAAAAAAAHXY/Gvz7fb7sKY/s220/%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B0.jpeg
  • Рисунок (иллюстрация): Девочка с котом на параде.http://pictures.ucoz.ru/_ph/3/293279458.jpg 

Литература. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1./Е. А. Быстрова, Л .В. Кибреева и др.; под ред. Е. А. Быстровой.- 3-е изд. – М.:ООО «Русское слово», 2014 – (Инновационная школа). Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 6 класса под редакцией Е.А. Быстровой / М.В. Бабкина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

Литература.

  • Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1./Е. А. Быстрова, Л .В. Кибреева и др.; под ред. Е. А. Быстровой.- 3-е изд. – М.:ООО «Русское слово», 2014 – (Инновационная школа).
  • Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 6 класса под редакцией Е.А. Быстровой / М.В. Бабкина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций — Методическое пособие — 2014 год

План урока

I. Проверка домашнего задания.

Два-три ученика зачитывают описания своих комнат.

Класс выписывает глаголы-синонимы к слову стоять и следит, удалось ли автору сочинения избежать повторений.

II. Наблюдение за использованием в речи глаголов-синонимов.

2.1. Упр. 279.

2.2. Роль синонимов в тексте. Упр. 280.

2.3. Введение синонимов в собственный текст. Упр. 281.

III. Формирование основ культуры речи. Сочетаемость слов.

Свободный диктант.

— Прослушайте и озаглавьте текст. Запишите его.

Можно сказать: “Мы построим дома, заводы, шахты, плотины, корабли и многое другое”. Но нельзя говорить: “Мы строим озеро, пруд”. Глагол “строить” не употребляется, когда говорят о том, что существует в природе. Пруды не строят, а создают, роют, копают, запруживают.

Также неграмотно сказать: “Брат строил табурет”. Глагол “строить” используется, когда имеются в виду более крупные и сложные объекты, чем табурет, этажерка, гардероб.

Можно построить дом, мост, но мебель всё-таки не строят, а делают.

IV. Подведение итогов урока и рефлексия.

V. Дифференцированное домашнее задание. Подобрать как можно больше синонимов к словам и записать с ними предложения:

1 вариант — идти;

2 вариант — бежать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Глаголы синонимы таблица
  • Глаголы синонимы стыдить
  • Глаголы синонимы стал красным
  • Глаголы синонимы список
  • Глаголы синонимы смотреть