Глаголы синонимы примеры 3 класс

     Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. В небе чистом тихо светит серебристая луна. Росинки, как алмазы, на листьях горят.

     Светит

     Серебристая

     Глаголы-синонимы: сияло — блестела — сверкала — светит — горят. Все эти глаголы имеют общее значение — излучать свет, издавать блеск, сияние.

     Словосочетания с глаголами в переносном значении: сверкнула мысль (мысль неожиданно появилась в голове); горят звёзды (звёзды испускают сияние); блестят глаза (глаза передают радостные эмоции).


Пояснения:

     переносное значение — значение слова, которое переносится на другой предмет, признак или действие по принципу схожести, подобия.


Русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть — страница 103

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
  • Год: 2021.
  • Серия: Школа России.
  • Издательство: Просвещение.

Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 103
странице по предмету русский язык за 3 класс. Ответы на задания: 175, 176.

русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий - 2 часть страница 103

Учебник 2 часть — Страница 103.

Ответы 2022 года.

Номер 175.

Прочитайте. Назовите сказку.

1. Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц. 2. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки-зайчихи, улыбнулись старые зайцы. 3. Зайцы кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли друг друга.
Д. Мамин-Сибиряк

Ответ:

Сказка «Алёнушкины сказки».

  • Назовите слова, обозначающие действия зайцев. К какой части речи они относятся.

Ответ:

Собрались, сбежались, приплелись, слушают, хвастается, хихикнули, засмеялись, улыбнулись, кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли.
Действия зайцев обозначают глаголы.

  • Найдите в предложениях глаголы-синонимы. Объясните, почему в первых двух предложениях автор употребил именно эти глаголы.

Ответ:

Собрались-сбежались-приплелись; хихикнули-засмеялись-улыбнулись; прыгали-скакали.
Автор употребил именно эти глаголы, потому что хотел показать особенности движений и поведения зайцев.

  • Выпишите глаголы. Выделите в них приставки. Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделали?

Ответ:

русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий - 2 часть страница 103 номер 175

Буквенный разбор3:

Старые – имя прилагательное, обозначает признак объекта, отвечает на вопрос какие? Относится к имени существительному зайцы. Начальная форма – старый.
Употреблено во множественном числе, в именительном падеже. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняющим подлежащее: старые (какие?) зайцы.

Зайцы – это имя существительное, называет животное, отвечает на вопрос кто? Начальная форма – заяц. Одушевленное, нарицательное. Употреблено в форме именительного падежа множественного числа. В предложении является подлежащим.

Номер 176.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Сияло со..нце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и зол..том сверкала река. (М. Горький) 2. В небе чистом тихо светит с..р..бристая луна. 3. Р..синки, как алмазы, на лист..ях горят. (А. Плещеев)

Ответ:

1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький) 2. В небе чистом тихо светит серебристая луна. 3. Росинки, как алмазы, на листьях горят.

  • Найдите в предложениях глаголы-синонимы. Что они обозначают? Подчеркните эти глаголы.

Ответ:

1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький) 2. В небе чистом тихо светит серебристая луна. 3. Росинки, как алмазы, на листьях горят.

Глаголы-синонимы обозначают сиять, излучать свет.

  • Прочитайте. Определите, в каких сочетаниях слов выделенные глаголы употреблены в переносном значении.

Сверкнула молния, сверкнула мысль; горят звезды, горят свечи; блестят глаза (от радости), блестят огни.

Ответ:

Сверкнула мысль (пришла, появилась); горят звезды (излучают свет); блестят глаза (излучают свет)

Буквенный разбор2:

русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий - 2 часть страница 103. Разбор слова

Рейтинг

Тема: Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы.

Цели: 1. Развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные

              по смыслу глаголы.

          2. Закреплять знания о глаголе, как части речи.

          3. Воспитывать любовь к родному языку.

                        Ход урока.

  1. Организационный момент.

      — Доброе утро всем утро!

1 слайд:  Здравствуй, школа!

                 Здравствуй, класс!

                 Ты опять встречаешь нас!

— Повторите эти слова.

— Посмотрите, как в ответ радуется вам солнышко. Думаю, с хорошего настроения мы и начнём наш урок.

— Тихонько сядьте.

II. Введение в тему.

2 слайд:  

— Прочитайте слова:

                                 пробраться

                                проникнуть

                                пройти

                                строить

                                разрушать

—  Почему все эти слова в одной группе? (это глаголы)

— Докажите. (дети рассказывают правило + пример)

— Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать?

(это глаголы близкие по смыслу).

— Каково их значение? (проникнуть во внутрь чего – либо).

— Как по–другому их можно назвать? (синонимы)

— Совершенно верно, слова – друзья.

— Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?

( Это глаголы противоположные по значению)

— Как понять «противоположные»? (наоборот)

— Верно, это слова  — спорщики.

— Как по-другому их можно назвать? (антонимы).

— Кто назовёт тему сегодняшнего урока?

3 слайд: — Прочитайте ещё раз, как называется наша тема урока:

                «Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы».

— Для чего нам они нужны? (Чтобы наша речь была богаче, красивее и точнее).

— И в этом мы с вами сегодня убедимся. А цель нашего урока:

Учиться правильно употреблять в речи близкие и   противоположные по смыслу глаголы.

Ш. Работа в тетрадях.

4 слайд: 

— Откройте свои тетрадочки, запишите число: Двадцать третье апреля. Классная работа.

Минутка чистописания. На доске внимательно прочитайте слова для минутки чистописания: (Один ребёнок читает)

                                        ссориться – драться 

(Показываю на доске).

— Обратите на грамотное написание  части слова: ться  и правильное соединение букв ся (нижнее соединение).

IV. Работа над новым материалом.

— Что особенного в этой паре слов? (Это глаголы – синонимы ).

 -Как догадались? (Слова, противоположные по значению, наоборот).

— Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются)

— Для того, чтобы вы лучше запомнили, я приготовила вам

5 слайд:  «Узелки на память».

6 слайд:  — Прочитай Лена.

     — Что мы можем добавить именно к глаголам – синонимам?

( Узелок)

— Прочитайте ещё раз и запомните.

— Расскажите друг –другу правило, приводя свои примеры, используйте примеры глаголов – синонимов, которые найдёте на доске.

работать                        передвигаться                плакать

смеяться                        глядеть                        трудиться

бросить                                хохотать                        лениться

смотреть                        поднять

идти                                стоять

Проверка:

— Что такое синонимы? + пример

— А что же такое антонимы? (Выслушиваю детей)

 — Если я вам скажу: « сядьте», вы? (встанем), смотрите на доску? (не будем смотреть). Это и есть глаголы – антонимы.

7 слайд: Прочитай Юля, правило.

                +узелок (зашёл – наоборот? – вышел), (подлетел – наоборот? – отлетел).

— Расскажите друг – другу правило, приведите примеры, используйте данные на доске слова.

— Что такое антонимы?

— Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.

— Немного отдохнём.

8 слайд:  Физминутка. (на болоте две лягушки».

9 слайд:   

— Предлагаю вам «Аукцион слов».

— Что такое «аукцион»?

Аукцион —  это публичный торг, при котором товар или имущество продаётся лицу, предложившему наивысшую цену.

— В нашем случае, вместо товара даны глаголы:

                бранить                 ругать — хвалить

                спешить                бежать — стоять

                сооружать         строить — ломать

                заступиться      защитить — обидеть

вечереет                 темнеет — рассветает

веселиться        радоваться — огорчаться

брать               взять — отдать

 — Ваша задача за 5 минут времени, к каждому глаголу подобрать синоним и антоним. Кто больше напишет слов, тот и получает наивысший балл.

— Подводим итоги.

 10 слайд:   -Кто больше?  (Выходят ребята, которые написали больше слов).

Проверим как можно было написать. (Поочерёдно дети читают слова)

— Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?

— Молодцы.

— Приготовьтесь записать под диктовку пословицу.

 —Труд молодит, а лень старит.

— Объясните орфограммы.

11 слайд:  

—  Проверьте правильное написание.

— Назовите только глаголы.

— Что можете о них сказать? ( глаголы – антонимы).

— Докажите.

( открываю проверку)

— Что такое синонимы? + примеры

— Что такое антонимы? + примеры

— Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?

— Молодцы, я рада за вас.  Значит работать вам сейчас будет легче,

 потому что:

12 слайд: Один камень не поднимет, а миром гору перенесём.

— Как понимаете смысл пословицы?

— Назовите глагол в первой строчке. Подберите антоним. (поднимем).

— Какой узелок вспомнили? (однокоренное слово, противоположное по значению).

— Назовите во второй строчке глагол. Подберите синоним. (передвинем).

-Умнички!

Работа в группах:

 Соберитесь в группы: Узор, букетик и фруктовый сад.

— Каждая команда получает задание, при чём имеете право на «руку помощи», т.е. подсказку. В случае затруднения, поднимаете руку – получаете подсказку.

Задание группе «Букетик».

  1. Подберите антонимы к словам: пропал – (?) ( нашёлся, появился)

сломал – (?) (сделал, наладил)

  1. Подчеркните глаголы – синонимы.

 Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.

Задание группе «Узор».

— Замените синонимами глаголы:

        Солнце село —  (зашло, закатилось)

        Самолёт сел – (приземлился)

        Мальчик бежит – (несётся, мчится)

        Река бежит – (течёт, струится)

— Почему один и тот же глагол употребляется по – разному?

(Точнее выражается мысль).

Задание группе «Фруктовый сад».

1.- Что это за слова? Докажите.

Построен, сооружён, воздвигнут?

— — О каких предметах можно так сказать?

  1. Как можно избежать повторения слов в предложении?

(Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.)

ПРОВЕРКА!

-Что вам помогло в выполнении всех  заданий?

(знание правил)

— Какие правила? (Что такое синонимы, что такое антонимы?) + примеры.

— Для чего нам они необходимы?

— Послушайте внимательно стихотворение (читает Миша), найдите глаголы синонимы и к ним антоним.

-Кому было интересно на уроке?

  • 26
    Мар 18

176. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький) 2. В небе чистом тихо светит2 серебристая2 луна. 3. Росинки, как алмазы, на листьях горят. (А. Плещеев)

  • Найдите глаголы-синонимы. Что они обозначают? Подчеркните эти глаголы.

Глаголы-синонимы обозначают «излучать яркий свет».

  • Прочитайте. Определите, в каких сочетаниях слов глаголы употреблены в переносном значении.

Сверкнула молния, сверкнула мысль; горят звёзды, горят свечи; блестят глаза (от радости), блестят огни.

Упражнение 173

Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 2. Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 3 класс

Канакина. 3 класс. Учебник №2, упр. 176 с. 103

3.9 (77.26%) от 585 голосующих

Тип урока: урок объяснения нового.

Форма урока: традиционный урок.

Цель урока: совершенствование умений
правильно подбирать слова близкие и
противоположные по смыслу и пользоваться ими для
эффективного общения в устной и письменной речи.

Деятельность учителя Деятельность учащихся, планируемые
ответы, действия
Подготовка к началу урока
(30 секунд до начала урока)
Учитель встречает детей у своего
рабочего места, приглашая их занять свои места.
В кабинете звучит негромкая музыка.
Дети входят в класс. Все проходят на свои места,
приветствуют учителя.
Пояснение учителя к этапу урока
Предварительное оборудование кабинета
способствует настрою детей на урок,
сосредоточенности на предполагаемом материале,
безусловному воспроизведению в памяти имеющихся
знаний по теме.
I. Организационный момент
(1 мин.)
слайд 1
Учитель: 
– Здравствуйте, ребята!
– Мне ещё раз хочется сказать вам: «Доброе утро!».
А утро действительно сегодня доброе! Не правда
ли? Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. 
Присаживайтесь.
 

Дети внимательно слушают учителя.
Дети  улыбкой и наклоном головы приветствуют
учителя, друг друга.

Пояснение учителя к этапу урока
Этот приём позволит учителю снять напряжение с
учащихся, сконцентрировать их внимание на себе
как основном объекте, предъявляющем информацию.
II. Орфографическая минутка
(3 мин.)
слайд 2
Учитель: 
– Начнём урок с повторения.
Дети внимательно слушают информацию,
рассматривают материалы на доске, партах.

На
экране:

звон
зелень
блеск
свет
крик
корм

– Прочитайте слова. К какой части речи
они относятся? Объясните свой ответ.
Дети:
– Это имена существительные. Слова отвечают на
вопросы кто? что?
– Образуйте от существительных слова,
отвечающие на вопрос «что делать?».
Звон – звонить
Зелень – зеленеть
Свет – светить
Крик – кричать
Корм – кормить
– Слова какой части речи получили? Дети:
– Это глаголы. Слова, обозначающие действие
предмета.
– Объясните орфограммы в корне слова. – В корне безударная гласная,
проверяемая ударением.
Учащиеся подбирают проверочные слова, объясняют
написание орфограммы.
Пояснение учителя к этапу урока
Учитель должен постараться привлечь внимание
ребят, настроить их на самостоятельную,
продуктивную работу.
III. Повторение (3 мин.)
Учитель: Как называются слова,
противоположные по смыслу? (Антонимы)
– Слова каких частей речи могут иметь антонимы?


Следующее задание обсудите и выполните в парах.
Подберите антонимы.

добро /зло/ смелый /трусливый/
работа /безделье/ аккуратный /неряшливый/
утро /вечер/ верхний /нижний/
тепло /холод/ ленивый /прилежный/
Дети:
– Слова, противоположные по значению
называются антонимы.
– Имена существительные, прилагательные могут
иметь антонимы.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение
Идёт предварительное обсуждение задания в парах.
После выслушиваются устные ответы учащихся.
– Как называются слова близкие по
значению. (Синонимы)
Дети:
– Слова, близкие по значению, называются
синонимами.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение
– Приведите примеры таких слов. Учащиеся приводят примеры
слов-синонимов. Н-р:
Родина / отчизна, отечество /
воин / боец, защитник /
застенчивый / стыдливый, стеснительный /
Пояснение учителя к этапу урока
На данном этапе выявляются базовые знания по
разделу. На данном этапе осуществляется
выявление основного понятия, которое должно быть
актуализировано на уроке.  Организуется
работа в группах, которая требует соблюдения
определённых правил взаимодействия.
IV. Сообщение темы и цели
урока (1 мин.)

слайд 3-4
Учитель: 
– Мы продолжаем работать по теме «Глагол». Тема
урока «Глаголы близкие и противоположные по
значению».
– Научимся подбирать к глаголам синонимы и
антонимы и использовать эти умения в речи.
 

Дети внимательно слушают
информацию, в глазах должно читаться одобрение.

Пояснение учителя к этапу урока
Учитель должен постараться заинтересовать
ребят, настроить их на предстоящую работу.
V.  Чистописание (3
мин.)

слайд 5
Учитель:
– Как обычно, в начале урока – оформление
тетради и минутка чистописания. Повторим
написание заглавной и строчной буквы Гг.
– Вспомним, как пишется буква. Внимание на слайд.
Учитель:
– Образцы работы у вас на столах.
 

Дети внимательно слушают
информацию, рассматривают материалы на доске,
партах.

Ребята, посмотрев образец работы, приступают к
самостоятельному выполнению задания.
Учитель обращает внимание на правильность
посадки за партой Немаловажно и положение
тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево –
для праворуких и влево – для леворуких учащихся.
Угол наклона нижнего края страницы по отношению
к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол
страницы, на которой пишет учащийся,
располагается напротив середины руки.
Учитель проверяет,  правильно ли держит ученик
ручку.

Пояснение учителя к этапу урока
На этом этапе урока ведётся работа по
совершенствованию навыка написания букв и
соединений, отработка написаний, в которых дети
допускают ошибки.
VI. Работа по теме урока.
Наблюдение за глаголами-антонимами (10 мин.)

слайды 6-8
Учитель:
1.– Соберите предложения из рассыпавшихся слов.
Предложения запишите в тетрадь.
Дети выполняют следующее
задание: из рассыпавшихся слов собирают
предложения:

  • небе звезды в последние погасли утреннем
  • разноцветные на огни зажглись ёлке

«В утреннем небе погасли последние звёзды».
«На ёлке зажглись разноцветные огни».

Получившиеся предложения учащиеся записывают
в тетрадь с комментированием.

2. – Найдите в этих предложениях
глаголы. Подчеркните двумя чертами.

– Что можно
сказать об этих глаголах?

Дети находят глаголы, опираясь на
глагольные вопросы.

Дети:
– Эти глаголы противоположны по смыслу.

3. – Как называются слова,
противоположные по смыслу?

Минус – плюс,
Огонь – вода,
Истинный и ложный.
Все антонимы всегда противоположны.

– Слова, противоположные по
смыслу называются антонимы.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение
4. Работа по учебнику, страница 198
упражнение 533
– Напишите пословицы. Подчеркните глаголы,
сравните их по смыслу.
Упражнение выполняется устно.
5. – Прочитайте предложения на слайде.

  • Солнце  всходит  и …
  • Ласточка  день  начинает, а  соловей …
  • Любишь  брать,  люби  и …
  • Встретил  с  радостью, а … с жалостью.

– Закончите предложения, используя глагол с
противоположным значением.
– Назовите глаголы-антонимы.

Дети внимательно смотрят на
экран, обдумывают свои ответы.
Пояснение учителя к этапу урока
На этом этапе организованы наблюдения,
стимулирована инициатива, организована детская
деятельность через привлечение материала
учебника, учебные, дидактические и
демонстрационные пособия.
VII. Физминутка (3
мин.)

слайд 9
VIII. Работа по теме
урока.Наблюдение за глаголами-синонимами (10 мин.)

слайды 10-17
Учитель:
1. – Среди данных слов найдите только глаголы.
– В своей речи мы используем слова не только
противоположные по значению, но и близкие,
сходные по смыслу, но отличающиеся оттенками
значения.
– Как они называются?
К  предметам, изображённым на
экране дети подбирают  слова, близкие по
значению.

Это слова-синонимы.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение

2. Составление синонимических рядов.
– В языке много слов, обозначающих одно и то же
понятие, но отличающихся различными оттенками
значения. Давайте поработаем с такими словами.
– К каждому предмету (на экране) подберите
подходящие по смыслу глаголы.
 

Дети внимательно слушают.

Дети выполняют задание устно.
Конь: бежит, несётся, мчится.
Девочка: прыгает, скачет.
Костёр: горит, пылает.
Звезда: блестит, сверкает, сияет.
Флаг: колышется, развевается.
Дождь: льёт, моросит.

3. – Что можете сказать о глаголах в
каждой группе?
Дети:
– Эти слова похожи, близки по значению.
4. – Как называются слова, близкие по
значению?
– Чем эти слова отличаются?
– Слова, близкие по значению, называются
синонимами, вам, ребята, нужно внимательно
относиться к выбору слова, чтобы сказать
наиболее точно, ярко и выразительно.
 

– Слова отличаются смысловым
оттенком.

Учитель обобщает ответы и дает полное
объяснение

5. – Распределите глаголы-синонимы в
порядке усиления действия.
Ребята устно выполняют задание,
опираясь на информацию, изображённую на слайде.
Дождь: моросит, накрапывает, хлещет, льёт.
6. Работа по учебнику.
– Открываем учебник на странице 197. Выполняем
упражнение 529

Учитель:
– Обобщим информацию о глаголах-синонимах и
глаголах-антонимах.
– Прочитайте правило в учебнике.

Упражнение выполняется
коллективно с комментированием с места
отдельными учениками
7. Чтение информации учебника на
странице 199.
Дети знакомятся с информацией
учебника самостоятельно. Затем правило читает
один ученик.
Пояснение учителя к этапу урока
На данном этапе учащимися закрепляются значения
новых слов, которые отрабатывались в течение
урока. Учителю необходимо направлять и
корректировать речевую деятельность учащихся в
ходе коллективных действий. При этом внимательно
наблюдать за качеством и скоростью работы
учащихся, их эмоциональными проявлениями для
того, чтобы сделать вывод об эффективности
используемых приёмов, результативности работы,
для общего развития учащихся.
IX. Закрепление (4
мин.)

Слайд 18
Учитель: 
– Подберите к данным словам синонимам, затем
антонимы.

  • Бранить – ругать – хвалить.
  • Бежать – мчаться – стоять.
  • Веселиться – радоваться – грустить.
  • Брать – взять – отдать.
 
Пояснение учителя к этапу урока
На этом этапе надо установить обратную связь,
определить уровень усвоения учащимися темы
урока, научить ясно и логично высказывать свою
точку зрения.
 
X. Итог урока (2 мин.)
Слайды 19-20
Учитель:
– Какие слова учились использовать в речи?
– Приведите примеры глаголов – синонимов и
глаголов – антонимов.
– Молодцы. Урок закончен.
Пояснение учителя к этапу урока.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Глаголы синонимы повесить голову
  • Глаголы синонимы охранять
  • Глаголы синонимы надуть губы
  • Глаголы синонимы мять
  • Глаголы синонимы мутить воду