Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. В небе чистом тихо светит серебристая луна. Росинки, как алмазы, на листьях горят.
Светит
Серебристая
Глаголы-синонимы: сияло — блестела — сверкала — светит — горят. Все эти глаголы имеют общее значение — излучать свет, издавать блеск, сияние.
Словосочетания с глаголами в переносном значении: сверкнула мысль (мысль неожиданно появилась в голове); горят звёзды (звёзды испускают сияние); блестят глаза (глаза передают радостные эмоции).
Пояснения:
переносное значение — значение слова, которое переносится на другой предмет, признак или действие по принципу схожести, подобия.
Русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть — страница 103
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Автор: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
- Год: 2021.
- Серия: Школа России.
- Издательство: Просвещение.
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 103
странице по предмету русский язык за 3 класс. Ответы на задания: 175, 176.
Учебник 2 часть — Страница 103.
Ответы 2022 года.
Номер 175.
Прочитайте. Назовите сказку.
1. Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц. 2. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки-зайчихи, улыбнулись старые зайцы. 3. Зайцы кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли друг друга.
Д. Мамин-Сибиряк
Ответ:
Сказка «Алёнушкины сказки».
- Назовите слова, обозначающие действия зайцев. К какой части речи они относятся.
Ответ:
Собрались, сбежались, приплелись, слушают, хвастается, хихикнули, засмеялись, улыбнулись, кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли.
Действия зайцев обозначают глаголы.
- Найдите в предложениях глаголы-синонимы. Объясните, почему в первых двух предложениях автор употребил именно эти глаголы.
Ответ:
Собрались-сбежались-приплелись; хихикнули-засмеялись-улыбнулись; прыгали-скакали.
Автор употребил именно эти глаголы, потому что хотел показать особенности движений и поведения зайцев.
- Выпишите глаголы. Выделите в них приставки. Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделали?
Ответ:
Буквенный разбор3:
Старые – имя прилагательное, обозначает признак объекта, отвечает на вопрос какие? Относится к имени существительному зайцы. Начальная форма – старый.
Употреблено во множественном числе, в именительном падеже. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняющим подлежащее: старые (какие?) зайцы.
Зайцы – это имя существительное, называет животное, отвечает на вопрос кто? Начальная форма – заяц. Одушевленное, нарицательное. Употреблено в форме именительного падежа множественного числа. В предложении является подлежащим.
Номер 176.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Сияло со..нце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и зол..том сверкала река. (М. Горький) 2. В небе чистом тихо светит с..р..бристая луна. 3. Р..синки, как алмазы, на лист..ях горят. (А. Плещеев)
Ответ:
1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький) 2. В небе чистом тихо светит серебристая луна. 3. Росинки, как алмазы, на листьях горят.
- Найдите в предложениях глаголы-синонимы. Что они обозначают? Подчеркните эти глаголы.
Ответ:
1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький) 2. В небе чистом тихо светит серебристая луна. 3. Росинки, как алмазы, на листьях горят.
Глаголы-синонимы обозначают сиять, излучать свет.
- Прочитайте. Определите, в каких сочетаниях слов выделенные глаголы употреблены в переносном значении.
Сверкнула молния, сверкнула мысль; горят звезды, горят свечи; блестят глаза (от радости), блестят огни.
Ответ:
Сверкнула мысль (пришла, появилась); горят звезды (излучают свет); блестят глаза (излучают свет)
Буквенный разбор2:
Рейтинг
Тема: Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы.
Цели: 1. Развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные
по смыслу глаголы.
2. Закреплять знания о глаголе, как части речи.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока.
- Организационный момент.
— Доброе утро всем утро!
1 слайд: Здравствуй, школа!
Здравствуй, класс!
Ты опять встречаешь нас!
— Повторите эти слова.
— Посмотрите, как в ответ радуется вам солнышко. Думаю, с хорошего настроения мы и начнём наш урок.
— Тихонько сядьте.
II. Введение в тему.
2 слайд:
— Прочитайте слова:
пробраться
проникнуть
пройти
строить
разрушать
— Почему все эти слова в одной группе? (это глаголы)
— Докажите. (дети рассказывают правило + пример)
— Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать?
(это глаголы близкие по смыслу).
— Каково их значение? (проникнуть во внутрь чего – либо).
— Как по–другому их можно назвать? (синонимы)
— Совершенно верно, слова – друзья.
— Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?
( Это глаголы противоположные по значению)
— Как понять «противоположные»? (наоборот)
— Верно, это слова — спорщики.
— Как по-другому их можно назвать? (антонимы).
— Кто назовёт тему сегодняшнего урока?
3 слайд: — Прочитайте ещё раз, как называется наша тема урока:
«Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы».
— Для чего нам они нужны? (Чтобы наша речь была богаче, красивее и точнее).
— И в этом мы с вами сегодня убедимся. А цель нашего урока:
Учиться правильно употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.
Ш. Работа в тетрадях.
4 слайд:
— Откройте свои тетрадочки, запишите число: Двадцать третье апреля. Классная работа.
Минутка чистописания. На доске внимательно прочитайте слова для минутки чистописания: (Один ребёнок читает)
ссориться – драться
(Показываю на доске).
— Обратите на грамотное написание части слова: ться и правильное соединение букв ся (нижнее соединение).
IV. Работа над новым материалом.
— Что особенного в этой паре слов? (Это глаголы – синонимы ).
-Как догадались? (Слова, противоположные по значению, наоборот).
— Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются)
— Для того, чтобы вы лучше запомнили, я приготовила вам
5 слайд: «Узелки на память».
6 слайд: — Прочитай Лена.
— Что мы можем добавить именно к глаголам – синонимам?
( Узелок)
— Прочитайте ещё раз и запомните.
— Расскажите друг –другу правило, приводя свои примеры, используйте примеры глаголов – синонимов, которые найдёте на доске.
работать передвигаться плакать
смеяться глядеть трудиться
бросить хохотать лениться
смотреть поднять
идти стоять
Проверка:
— Что такое синонимы? + пример
— А что же такое антонимы? (Выслушиваю детей)
— Если я вам скажу: « сядьте», вы? (встанем), смотрите на доску? (не будем смотреть). Это и есть глаголы – антонимы.
7 слайд: Прочитай Юля, правило.
+узелок (зашёл – наоборот? – вышел), (подлетел – наоборот? – отлетел).
— Расскажите друг – другу правило, приведите примеры, используйте данные на доске слова.
— Что такое антонимы?
— Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.
— Немного отдохнём.
8 слайд: Физминутка. (на болоте две лягушки».
9 слайд:
— Предлагаю вам «Аукцион слов».
— Что такое «аукцион»?
— Аукцион — это публичный торг, при котором товар или имущество продаётся лицу, предложившему наивысшую цену.
— В нашем случае, вместо товара даны глаголы:
бранить ругать — хвалить
спешить бежать — стоять
сооружать строить — ломать
заступиться защитить — обидеть
вечереет темнеет — рассветает
веселиться радоваться — огорчаться
брать взять — отдать
— Ваша задача за 5 минут времени, к каждому глаголу подобрать синоним и антоним. Кто больше напишет слов, тот и получает наивысший балл.
— Подводим итоги.
10 слайд: -Кто больше? (Выходят ребята, которые написали больше слов).
Проверим как можно было написать. (Поочерёдно дети читают слова)
— Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?
— Молодцы.
— Приготовьтесь записать под диктовку пословицу.
—Труд молодит, а лень старит.
— Объясните орфограммы.
11 слайд:
— Проверьте правильное написание.
— Назовите только глаголы.
— Что можете о них сказать? ( глаголы – антонимы).
— Докажите.
( открываю проверку)
— Что такое синонимы? + примеры
— Что такое антонимы? + примеры
— Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?
— Молодцы, я рада за вас. Значит работать вам сейчас будет легче,
потому что:
12 слайд: Один камень не поднимет, а миром гору перенесём.
— Как понимаете смысл пословицы?
— Назовите глагол в первой строчке. Подберите антоним. (поднимем).
— Какой узелок вспомнили? (однокоренное слово, противоположное по значению).
— Назовите во второй строчке глагол. Подберите синоним. (передвинем).
-Умнички!
Работа в группах:
Соберитесь в группы: Узор, букетик и фруктовый сад.
— Каждая команда получает задание, при чём имеете право на «руку помощи», т.е. подсказку. В случае затруднения, поднимаете руку – получаете подсказку.
Задание группе «Букетик».
- Подберите антонимы к словам: пропал – (?) ( нашёлся, появился)
сломал – (?) (сделал, наладил)
- Подчеркните глаголы – синонимы.
Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.
Задание группе «Узор».
— Замените синонимами глаголы:
Солнце село — (зашло, закатилось)
Самолёт сел – (приземлился)
Мальчик бежит – (несётся, мчится)
Река бежит – (течёт, струится)
— Почему один и тот же глагол употребляется по – разному?
(Точнее выражается мысль).
Задание группе «Фруктовый сад».
1.- Что это за слова? Докажите.
Построен, сооружён, воздвигнут?
— — О каких предметах можно так сказать?
- Как можно избежать повторения слов в предложении?
(Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.)
ПРОВЕРКА!
-Что вам помогло в выполнении всех заданий?
(знание правил)
— Какие правила? (Что такое синонимы, что такое антонимы?) + примеры.
— Для чего нам они необходимы?
— Послушайте внимательно стихотворение (читает Миша), найдите глаголы синонимы и к ним антоним.
-Кому было интересно на уроке?
- 26
Мар 18
176. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький) 2. В небе чистом тихо светит2 серебристая2 луна. 3. Росинки, как алмазы, на листьях горят. (А. Плещеев)
- Найдите глаголы-синонимы. Что они обозначают? Подчеркните эти глаголы.
Глаголы-синонимы обозначают «излучать яркий свет».
- Прочитайте. Определите, в каких сочетаниях слов глаголы употреблены в переносном значении.
Сверкнула молния, сверкнула мысль; горят звёзды, горят свечи; блестят глаза (от радости), блестят огни.
Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 2. Канакина В. П.
Ответы по русскому языку. 3 класс
Канакина. 3 класс. Учебник №2, упр. 176 с. 103
3.9 (77.26%) от 585 голосующих
Тип урока: урок объяснения нового.
Форма урока: традиционный урок.
Цель урока: совершенствование умений
правильно подбирать слова близкие и
противоположные по смыслу и пользоваться ими для
эффективного общения в устной и письменной речи.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся, планируемые ответы, действия |
||||||||
Подготовка к началу урока (30 секунд до начала урока) |
|||||||||
Учитель встречает детей у своего рабочего места, приглашая их занять свои места. |
В кабинете звучит негромкая музыка. Дети входят в класс. Все проходят на свои места, приветствуют учителя. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Предварительное оборудование кабинета способствует настрою детей на урок, сосредоточенности на предполагаемом материале, безусловному воспроизведению в памяти имеющихся знаний по теме. |
|||||||||
I. Организационный момент (1 мин.) слайд 1 |
|||||||||
Учитель: – Здравствуйте, ребята! – Мне ещё раз хочется сказать вам: «Доброе утро!». А утро действительно сегодня доброе! Не правда ли? Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь. |
Дети внимательно слушают учителя. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Этот приём позволит учителю снять напряжение с учащихся, сконцентрировать их внимание на себе как основном объекте, предъявляющем информацию. |
|||||||||
II. Орфографическая минутка (3 мин.) слайд 2 |
|||||||||
Учитель: – Начнём урок с повторения. |
Дети внимательно слушают информацию, рассматривают материалы на доске, партах. На звон |
||||||||
– Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Объясните свой ответ. |
Дети: – Это имена существительные. Слова отвечают на вопросы кто? что? |
||||||||
– Образуйте от существительных слова, отвечающие на вопрос «что делать?». |
Звон – звонить Зелень – зеленеть Свет – светить Крик – кричать Корм – кормить |
||||||||
– Слова какой части речи получили? | Дети: – Это глаголы. Слова, обозначающие действие предмета. |
||||||||
– Объясните орфограммы в корне слова. | – В корне безударная гласная, проверяемая ударением. Учащиеся подбирают проверочные слова, объясняют написание орфограммы. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Учитель должен постараться привлечь внимание ребят, настроить их на самостоятельную, продуктивную работу. |
|||||||||
III. Повторение (3 мин.) | |||||||||
Учитель: Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы) – Слова каких частей речи могут иметь антонимы? –
|
Дети: – Слова, противоположные по значению называются антонимы. – Имена существительные, прилагательные могут иметь антонимы. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение Идёт предварительное обсуждение задания в парах. После выслушиваются устные ответы учащихся. |
||||||||
– Как называются слова близкие по значению. (Синонимы) |
Дети: – Слова, близкие по значению, называются синонимами. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение |
||||||||
– Приведите примеры таких слов. | Учащиеся приводят примеры слов-синонимов. Н-р: Родина / отчизна, отечество / воин / боец, защитник / застенчивый / стыдливый, стеснительный / |
Пояснение учителя к этапу урока На данном этапе выявляются базовые знания по разделу. На данном этапе осуществляется выявление основного понятия, которое должно быть актуализировано на уроке. Организуется работа в группах, которая требует соблюдения определённых правил взаимодействия. |
|
IV. Сообщение темы и цели урока (1 мин.) слайд 3-4 |
|
Учитель: – Мы продолжаем работать по теме «Глагол». Тема урока «Глаголы близкие и противоположные по значению». – Научимся подбирать к глаголам синонимы и антонимы и использовать эти умения в речи. |
Дети внимательно слушают |
Пояснение учителя к этапу урока Учитель должен постараться заинтересовать ребят, настроить их на предстоящую работу. |
|
V. Чистописание (3 мин.) слайд 5 |
|
Учитель: – Как обычно, в начале урока – оформление тетради и минутка чистописания. Повторим написание заглавной и строчной буквы Гг. – Вспомним, как пишется буква. Внимание на слайд. Учитель: – Образцы работы у вас на столах. |
Дети внимательно слушают Ребята, посмотрев образец работы, приступают к |
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе урока ведётся работа по совершенствованию навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки. |
|
VI. Работа по теме урока. Наблюдение за глаголами-антонимами (10 мин.) слайды 6-8 |
|
Учитель: 1.– Соберите предложения из рассыпавшихся слов. Предложения запишите в тетрадь. |
Дети выполняют следующее задание: из рассыпавшихся слов собирают предложения:
Получившиеся предложения учащиеся записывают |
2. – Найдите в этих предложениях глаголы. Подчеркните двумя чертами. – Что можно |
Дети находят глаголы, опираясь на глагольные вопросы. Дети: |
3. – Как называются слова, противоположные по смыслу?
|
– Слова, противоположные по смыслу называются антонимы. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение |
4. Работа по учебнику, страница 198 упражнение 533 – Напишите пословицы. Подчеркните глаголы, сравните их по смыслу. |
Упражнение выполняется устно. |
5. – Прочитайте предложения на слайде.
– Закончите предложения, используя глагол с |
Дети внимательно смотрят на экран, обдумывают свои ответы. |
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе организованы наблюдения, стимулирована инициатива, организована детская деятельность через привлечение материала учебника, учебные, дидактические и демонстрационные пособия. |
|
VII. Физминутка (3 мин.) слайд 9 |
|
VIII. Работа по теме урока.Наблюдение за глаголами-синонимами (10 мин.) слайды 10-17 |
|
Учитель: 1. – Среди данных слов найдите только глаголы. – В своей речи мы используем слова не только противоположные по значению, но и близкие, сходные по смыслу, но отличающиеся оттенками значения. – Как они называются? |
К предметам, изображённым на экране дети подбирают слова, близкие по значению. Это слова-синонимы. |
2. Составление синонимических рядов. – В языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения. Давайте поработаем с такими словами. – К каждому предмету (на экране) подберите подходящие по смыслу глаголы. |
Дети внимательно слушают. Дети выполняют задание устно. |
3. – Что можете сказать о глаголах в каждой группе? |
Дети: – Эти слова похожи, близки по значению. |
4. – Как называются слова, близкие по значению? – Чем эти слова отличаются? – Слова, близкие по значению, называются синонимами, вам, ребята, нужно внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать наиболее точно, ярко и выразительно. |
– Слова отличаются смысловым Учитель обобщает ответы и дает полное |
5. – Распределите глаголы-синонимы в порядке усиления действия. |
Ребята устно выполняют задание, опираясь на информацию, изображённую на слайде. Дождь: моросит, накрапывает, хлещет, льёт. |
6. Работа по учебнику. – Открываем учебник на странице 197. Выполняем упражнение 529 Учитель: |
Упражнение выполняется коллективно с комментированием с места отдельными учениками |
7. Чтение информации учебника на странице 199. |
Дети знакомятся с информацией учебника самостоятельно. Затем правило читает один ученик. |
Пояснение учителя к этапу урока На данном этапе учащимися закрепляются значения новых слов, которые отрабатывались в течение урока. Учителю необходимо направлять и корректировать речевую деятельность учащихся в ходе коллективных действий. При этом внимательно наблюдать за качеством и скоростью работы учащихся, их эмоциональными проявлениями для того, чтобы сделать вывод об эффективности используемых приёмов, результативности работы, для общего развития учащихся. |
|
IX. Закрепление (4 мин.) Слайд 18 |
|
Учитель: – Подберите к данным словам синонимам, затем антонимы.
|
|
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе надо установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения. |
|
X. Итог урока (2 мин.) Слайды 19-20 |
|
Учитель: – Какие слова учились использовать в речи? – Приведите примеры глаголов – синонимов и глаголов – антонимов. – Молодцы. Урок закончен. |
|
Пояснение учителя к этапу урока. |