Глаголы синонимы это как

Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки

Что такое глагол простыми словами

Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.

Глаголы обозначают действия в широком смысле.

  1. Действие, которое кто-то делает: читать, работать, играть.
  2. Мысли и чувства: думать, тосковать, надеяться, восхищаться,
  3. Состояния природы: вечереет, смеркается, светает.

Постоянные морфологические признаки глаголов

Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.

А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.

Как быстро запомнить

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.

Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:

  1. Посмотреть на личное окончание (не на окончание инфинитива), если оно ударное.
  2. Если там -ит, -ишь, -им, -ите, -ат, -ят – второе спряжение.
  3. Если там -ет, -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют – первое.
  4. Посмотреть на окончание инфинитива, если личное безударное.
  5. Если там есть -и (вопить, грустить) – спряжение второе. Если там другая буква – первое (читать, петь).

К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:

Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:

  1. Читать (что?) книгу – есть дополнение в винительном падеже без предлога, глагол переходный.
  2. Смотреть в окно – есть предлог, поэтому сразу непереходный.
  3. Сидеть на скамейке – здесь и предлог, и существительное в предложном падеже, поэтому о переходности вообще речи нет.

Про падежи

Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.

Возвратность. Если есть постфикс -ся – глагол будет возвратным. То есть он «возвращает» действие на того, кто его производит: кот умывается, девочка причесывается. Подробнее – в статье про возвратные глаголы.

Непостоянные признаки

Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.

Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.

Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.

Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.

Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.

Про синтаксическое и морфологическое время

В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.

Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.

Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.

Лицо. Лиц три:

  1. Первое – Я, Мы.
  2. Второе – Ты, Вы.
  3. Третье – Он, Она, Оно, Они.

Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.

Про безличные глаголы

Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.

Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.

Чем глагол является в предложении

Может быть очень разными членами предложения:

    : Жить – Родине служить. Жить – подлежащее, отвечает на вопрос «О чем говорится в предложении?» : самая частая синтаксическая роль: Я жду, Я устал ждать. Жду, устал ждать – сказуемые. : Он попросил меня (о чем?) принести воды. «Принести» здесь не будет сказуемым, потому что попросил он, а нести буду я – разные лица выполняют действия.

Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.

Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.

Говорить: синонимы глагола и примеры использования

Слова с одним и тем же или близким значением, как и слова с противоположным смыслом – неотъемлемая часть жизни всех пишущих людей, будь то студенты, редакторы или профессиональные писатели. Кроме того, часто в них нуждаются и обычные люди для более точных формулировок в беседе или письме.

Например, многих интересует распространенное слово «говорить», синонимы, значение, фразеологизмы с ним. Статья поможет подобрать максимально возможное количество вариантов и изучить иллюстрации к применению каждого.

Свойства и значения слова

Го-во-ри́ть – глагол, несовершенный вид, переходный.

Корень: -говор-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.

  1. Владеть, пользоваться языком, устной речью. Марк только на днях научился говорить, и к удивлению родителей, это был не английский язык, а русский.
  2. Произносить слова, выражать какие-то мысли, вести речь, сообщать что-то. Ничего ранее неизвестного, говорит, Вы нам не сообщили, но, тем не менее, выражаем благодарность за сам факт.
  3. Говорить, синоним и значение – свидетельствовать, передавать определенную информацию, давать представление. Молчание было как раз уместным, потому что выражение лица и напряженность мускулов говорили, что он будет стоять на своем до конца.
  4. Подсказывать (переносное). Ранее неведомое чувство говорило ей, что Артемьев лжет.
  5. Разговаривать, беседовать (разговорное). Они говорили всю ночь, словно десять лет назад, словно и не было никакого расставания.
  6. Проявляться в чьих-либо словах, поступках, действиях, сказываться (переносное). Скорее всего, в ней говорило бунтарство: пускай мне же будет хуже, но сделаю наперекор.
  7. Идет молва, ходят слухи (безличное). Обо мне много чего говорят, и скажу тебе по секрету и с гордостью: я сам автор большинства этих слухов.
  8. Обсуждать что-либо, высказывать какое-либо мнение, рассуждать о чем-то (безличное). О ней нельзя было сказать «искренняя» или «глубокая», потому что так говорят о… по сравнению с ней о заурядных людях.

Говорить, что значит

Синонимы к слову говорить

Среди самых распространенных следующие варианты:

  • Апострофировать, базарить, балакать, беседовать.
  • Бормотать (про себя), бросать, бредить, болтать.
  • Быть в ударе, вдаваться в (рассуждения, подробности), вещать, вести (речь, разговор, беседу).
  • Владеть языком, вставлять, выговаривать, выдавать.
  • Выражать(ся), высказывать(ся), гласить, говорить ерунду.
  • Городить, гундеть, доказывать, держать/вести (слово, речь).
  • Заикаться (о чем-то), заявлять, замечать, заговаривать (с кем, зубы).
  • Изрекать, излагать, лепетать, изъясняться.
  • Лялякать, молвить, мямлить, намекать.
  • Нести (чушь), обмениваться словами, объясняться, обмолвиться.
  • Отзываться, ораторствовать, переговариваться, перекидываться словами.
  • Говорить, синонимы: петь, повторять, подтверждать, поговаривать
  • Приговаривать, проповедовать, произносить, проговаривать.
  • Развивать мысль, разглагольствовать, разинуть рот, разговаривать.
  • Распинаться, рассказывать, распространяться, рассуждать.
  • Рассусоливать, растягивать (слова), резонировать, рубить.
  • Сказать/сказывать, сообщать, собеседовать, свидетельствовать.
  • Срываться с (языка), сюсюкать, тараторить, твердить.
  • Текстовать, точить лясы, толковать, трактовать.
  • Трепаться, трепать языком, тявкать, указывать.
  • Удостоверять, утверждать, фонтанировать, упоминать.
  • Чесать (языком), шепелявить, щебетать, шептать.

Синонимы к слову говорить

Иллюстрации употребления популярных синонимов

Нередко людей интересует, как синонимы к глаголу «говорить» можно применять на практике. Несколько примеров:

  1. Андрей Викторович и Сергей беседовали до утра и, судя по всему, остались очень довольны бессонной ночью.
  2. Болтала бы с тобой всю жизнь!
  3. Вести беседу – это такое же искусство как литература или живопись.
  4. И все-таки случайно она выдала, что втайне ездила к нему в Севастополь.
  5. Хватит говорить ерунду!
  6. Будущие журналисты учились вести речь у известного профессионала.
  7. Ты мне зубы не заговаривай!
  8. Она много писала и это помогло ей научиться виртуозно изъясняться.
  9. Сколько можно об этом намекать?
  10. Но он все равно обмолвился, что не рад этой встрече.
  11. Весь урок они перекидывались словами, несмотря на замечания химика.
  12. Поговаривают, что у них был головокружительный, но короткий роман.
  13. Мне стало намного легче, когда мы с ней проговорили эту ситуацию.
  14. Больше чем разговаривать с умными, думающими людьми я люблю только молчать с ними же.
  15. Я всегда любила слушать, как рассуждает мой дядя.
  16. Ее ненавидели за красоту и страсть вечно рубить правду-матку.
  17. Оба свидетельствовали о невиновности Вячеслава.
  18. Он всегда твердил, что в жизни нет ничего важнее любви и смерти, разве что железная дорога и вода.
  19. Игорь вопреки изобилию информации трактовал сон о сыне по-своему.
  20. Тебе не помешало бы научиться указывать ему на его неправоту.
  21. Точно, Борис что-то упоминал об этом.
  22. Анна умела шептать то, что ты больше всего жаждал услышать; не иначе как волшебница.

Синонимы к слову говорить

«Говорящий»: синонимы

Синонимы слова «говорящий»:

  • Плетущий, просвещающий, вещающий, тараторящий.
  • Болтающий, мычащий, переговаривающийся, проговаривающий.
  • Высказывающийся, крякающий, изрекающий, городящий.
  • Ораторствующий, собеседующий, тянущий, выговаривающий.
  • Рассусоливающий, треплющийся, режущий, гласящий.
  • Выдающий, замечающий, толкущий, подтверждающий.
  • Доказывающий, бросающий, рассуждающий, сообщающий и так далее.

Синоним слова говорящий

Антонимы и фразеологизмы

Антонимами слова «говорить» являются «немотствовать» и «молчать». Среди распространенных фразеологизмов и устойчивых выражений:

  • Вообще говоря / говорить загадками / говорит, как пишет / говорить начистоту.
  • Говорить на разных языках / говорить правду / говорить под руку / говорят тебе.
  • Как говорят / иначе говоря / мягко говоря / кто бы говорил.
  • Не говоря уже / нечего говорить / свободно говорить / что ни говори.

Часто употребляемое слово «говорить»: синонимы, значение, фразеологизмы больше не будут пугать пишущих и изъясняющихся людей. Давайте говорить правильно!

источники:

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-glagol

https://www.syl.ru/article/451475/govorit-sinonimyi-glagola-i-primeryi-ispolzovaniya

Содержание

  1. Что означает глагол синоним
  2. Что такое синонимы, их примеры и какие они бывают
  3. Синонимы — это яркий пример многообразия русского языка
  4. Виды синонимов (на примерах)
  5. Полные синонимы
  6. Семантические синонимы
  7. Примеры стилевых синонимов
  8. Контекстные и фразеологические синонимы
  9. Контекстные синонимы
  10. Фразеологические синонимы
  11. Примеры использование синонимов в речи и письме
  12. Синонимы Онлайн
  13. Комментарии и отзывы (1)
  14. Синонимы 🌟 Что такое, виды, как появляются, примеры, значение, функции
  15. Что такое синонимы?
  16. Понятие о синонимах
  17. Классификация. Виды синонимов
  18. Семантические
  19. Стилевые (стилистические)
  20. Семантико-стилистические
  21. Абсолютные (полные, дублеты)
  22. Контекстуальные
  23. Фразеологизмы-синонимы
  24. Синонимия морфем
  25. Синтаксические синонимы
  26. Примеры синонимов
  27. Что такое синонимичный ряд? Примеры
  28. Значение в речи и в тексте
  29. Как появляются синонимы?
  30. Чем отличаются синонимы от антонимов?
  31. Как подобрать синонимы к слову?
  32. Синонимы – интересное видео

Что означает глагол синоним

Что такое синонимы, их примеры и какие они бывают

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о синонимах. Это один из инструментов лингвистики в русском языке, который позволяет сделать нашу речь (как устную, так и письменную) более выразительной.

Синонимы — это яркий пример многообразия русского языка

Попробуйте в англо-русском словаре посмотреть значение того или иного английского слова. В подавляющем большинстве случаев вы обнаружите не один его аналог в русском языке, а сразу несколько (иногда даже десятки).

Это говорит не столько о сложности русского языка, сколько о его богатстве. На каждое иностранное слово у нас найдется как минимум несколько русских и в большинстве случаев это будут слова-синонимы.

Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но при этом имеют схожее или близкое лексическое значение.

Каждое из них передает свои оттенки и благодаря их наличию можно употреблять в разных случаях более подходящие слова, чтобы избежать тавтологии (что это?). Словарь синонимов — это настольная книга любого писателя, публициста, журналиста, да и обычного школьника.

Термин этот, естественно, пришел к нам из Древней Греции, как и многие другие в русском языке. Дословно он переводится как «одноименность».

Все синонимы, как правило, относятся к одной части речи. То есть существительные заменяются существительными, глаголы глаголами, определения определениями и так далее.

Рассмотрим на примерах:

  1. Путник (существительное) – странник, путешественник, паломник, пилигрим;
  2. Бежать (глагол) – торопиться, нестись, мчаться, спешить;
  3. Грустный (прилагательное) – печальный, понурый, мрачный, унылый;
  4. Рисуя (это деепричастие) – малюя, изображая, очерчивая, описывая;
  5. Медленно (наречие) – не спеша, долго, не торопясь, не скоро, еле-еле.

Причиной появления в языке множества синонимов называют видоизменение (устаревание) некоторых слов, а также наличие в русском языке множества диалектов (что такое диалектизмы), которые тоже вносят свое разнообразие.

Слова-синонимы с одинаковым лексическим значением образуют так называемые ряды (или их еще называют гнезда). Некоторые слова могут включаться в различные ряды. Все их можно найти в современных словарях синонимов (первый из них, кстати, был опубликован ровно 200 лет назад).

Сейчас, наверное, удобнее использовать онлайн-словари, но рекомендовать какой-то из них я затрудняюсь, ибо не было случая их полноценно протестировать. Можете просто ввести этот запрос в Яндексе или Гугле, чтобы получить список наиболее авторитетных из них

Виды синонимов (на примерах)

Знаменитый лингвист Дитмар Розенталь, по учебникам русского языка которого учились все советские дети, делил синонимы на три большие группы:

  1. полные или абсолютные;
  2. семантические;
  3. экспрессивно-стилистические или стилевые.

Полные синонимы

Абсолютными синонимами он называл слова, значение которых полностью совпадают. А значит, при их перестановке смысл всего текста не меняется.

битва – сражение, огромный – громадный, кидать – бросать

Также подобными синонимами можно легко заменять научные термины, и они становятся более понятными:

Семантические синонимы

В данном случае речь идет уже о словах, которые не просто заменяют друг друга, но и придают речи большую глубину, делают ее богаче, насыщают ее нюансами.

красный – алый — пунцовый

В данном случае «красный» — это просто цвет, алый уже более светлый его оттенок, а пунцовый – наоборот, более темный.

ломать – громить – разрушать — крушить

Весь этот ряд синонимов означает, в принципе, одно и то же действие. Вот только интенсивность его различается (или, если проводить аналогию с цветом, можно сказать, что меняются оттенки). Так, «ломают» игрушки, «разрушают» здания, а «крушат» врагов.

Примеры стилевых синонимов

Такие синонимы мы чаще всего употребляем в разговорной речи, когда литературные слова заменяются на жаргонные.

выговор – нагоняй, взбучка, головомойка
ходить – бродить, мотаться, шляться, слоняться
жадный – жмот, скупердяй, скряга, жадина
родители – предки, родаки, старики

Но речь, конечно, не только о жаргоне. К стилевым синонимам относятся все похожие слова, но которые принадлежат к разным стилям речи. Например, если сравнивать общеупотребляемые термины и официальные, то можно вспомнить:

Контекстные и фразеологические синонимы

Есть еще два вида, которые не были рассмотрены выше. Они довольно специфичные, но при этом и очень интересные.

Контекстные синонимы

Этим термином называются слова, которые не являются изначально синонимами, но могут в них превратиться в контексте конкретного предложения. Чтобы проще было объяснить, приведет пример:

«Ваня играл с Шариком во дворе. Он кидал мячик, а пес приносил его обратно мальчику».

В данном случае есть несколько наборов синонимов. Так, по отдельности слова «Ваня», «Он» и «мальчик» не имеют ничего общего друг с другом. Но в данном тексте они взаимозаменяемы, а потому их можно считать синонимами.

То же самое и с парами слов «Шарик — пес» и «мячик – его». И таким образом, можно сделать простой вывод – для чего нужны контекстные синонимы. Они помогают избавиться от тавтологии, делая любой текст более грамотным.

Фразеологические синонимы

Это отдельный вид синонимов, в котором одно слово заменяется сразу целой фразой (отсюда и название). Также и целая фраза будет являться синонимом для другой фразы. Причем это достаточно устойчивые выражения, которые мы используем постоянно.

Например, рассмотрим слово «МНОГО» и его фразеологические синонимы:

  1. хоть отбавляй;
  2. куры не клюют;
  3. полон рот;
  4. хоть пруд пруди;
  5. тьма-тьмущая.

Конечно, каждая из этих фраз применяется под конкретный подтекст. Так, «полон рот» обычно говорят о заботах, а «куры не клюют» — о деньгах.

Вот еще немного примеров:

Синонимами можно заменить и словосочетания. Например, фраза «БЕЖАТЬ БЫСТРО»:

  1. со всех ног;
  2. сломя голову;
  3. высунув язык;
  4. в мгновенье ока.

Более того, подобные фразы могут заменять не только отдельные слова, но и друг друга:

  1. спрятать концы в воду – замести следы;
  2. бить баклуши – сидеть сложа руки;
  3. мало каши ел – кожа да кости;
  4. овчинка выделки не стоит – игра не стоит свеч;
  5. водить за нос – втирать очки;
  6. молчит как партизан – воды в рот набрал;
  7. молоть чепуху – нести ахинею;
  8. тянуть канитель – черепашьим шагом.

Любые фразеологические синонимы служат для того, чтобы украсить речь или текст, сделать их более яркими и эмоциональными.

Примеры использование синонимов в речи и письме

Вспомним еще раз знаменитого Дитмара Розенталя. Он описывал это следующим образом:

«Синонимы выполняют в русском языке важнейшую функцию – выразительности речи. Благодаря им появляются неограниченные возможности более точного употребления слов. Работая над текстами, подбору синонимов нужно уделять особое внимание, чтобы избегать тавтологии. И употреблять то единственное слово, которое лучше подходит под конкретный момент».

На самом деле современные лингвисты выделяют несколько функций синонимов.

Функция уточнения. Синонимы служат, чтобы более точно описать понятия.

Это был простой человек – обычный и ничем не примечательный.

Функция сопоставления. Синонимы употребляются вместе, но один из них усиливает другой.

Я верю в добро. И даже верую в него.

Функция противопоставления. Также синонимы используются вместе, но один одновременно и опровергает предыдущий, и уточняет его.

Он не смеялся, а громко хохотал.

Функция замещения. Это те самые контекстные синонимы, которые позволяют избежать тавтологии.

Мама подарила дочке шкатулку. Этот ларчик был такого же цвета, как и глаза девочки.

Функция усиления. Синонимы как бы «нанизываются» один на другой, усиливая первоначальное слово.

В бою солдаты были храбрые, отважные и необыкновенно стойкие.

В конце хочется отметить, что даже у синонимов бывают исключения. То есть не всегда похожие слова можно заменять друг на друга.

Для примера возьмем пару «жадный – скупой»:

  1. Он помогал бедным, а потому не считался жадным (здесь можно заменить на «скупой»).
  2. Он жадный, все время хочет захватить побольше (здесь «скупой» неприменимо).

Так что синонимами при всем их многообразии еще надо уметь пользоваться.

Синонимы Онлайн

Большой онлайн-словарь синонимов русского языка, база которого состоит более чем из 400 тыс.слов.

Словарь синонимов снабжен многофункциональным поисковиком, который позволяет осуществлять поиск по запросу, алфавиту, первому слогу и словам составного выражения.

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Результаты поиска подходящих слов отображаются в виде списка, в котором пользователь может проголосовать за тот или иной синоним. А также добавить собственный вариант.

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Для удобства внизу списка синонимическая выдача представлена в форме строкового перечисления.

Полученным перечнем слов можно поделиться в социальных сетях, распечатать или скачать в формате Word-документа.

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Кроме этого сервис предоставляет большую коллекцию профессиональных словарей, которые можно скачать на свое устройство.

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Перечисленные выше характеристики ресурса говорят о том, что «Синонимы Онлайн» — это профессиональный инструмент для всех, кто работает с текстом, и который следует добавить в закладки своего браузера.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Да в любом языке куча синонимов, я как начал читать английскую литературу в оригинале, так сразу почувствовал, что их не меньше чем в русском.

Синонимы 🌟 Что такое, виды, как появляются, примеры, значение, функции

Чтобы убедиться в том, насколько необходимыми и ценными являются для нашей речи синонимы, достаточно попытаться рассказать о чем-нибудь. Грамотный человек с большим лексическим запасом даже не задумывается об этом – использует десятки синонимов ежедневно и интуитивно чувствует, какое слово можно употребить, а какое – нет.

Что такое синонимы?

Синонимами называются слова, относящиеся к одной части речи, значения которых совпадают полностью либо частично. Основное предназначение их заключается в обогащении речи, повышении ее разнообразия, выразительности. Например: смеяться – хохотать – заливаться и т.п.

Если говорить о синонимах в широком понимании данного термина, то в их роли могут выступать другие ярусы языковой системы. К ним принадлежат морфемы, фразеологизмы и синтаксические конструкции. Также у каждого синонима имеется собственный оттенок значения. Благодаря этому слова отличаются друг от друга. Например: алый – багряный – красный.

Понятие о синонимах

Наряду с антонимами, омонимами и паронимами, синонимы служат лексическими средствами языка. Их знание и правильное употребление позволяют сделать речь логичной и точной, избежать повторения одних и тех же слов. Термин «синонимы» происходит из греческого языка и означает «одноименность». Такие слова пишутся и звучат по-разному, а также имеют уникальную стилистическую окраску.

С синонимами связано несколько законов, действующих в языке:

  1. Явления и предметы, которые имеют существенное значение для языкового коллектива, отличаются большим количеством синонимов.
  2. Закон «притяжения». Если одно слово в синонимическом ряду приобретает переносное значение, то оно возникает и у других слов.
  3. Закон распределения (Шарля Бреаля). Слова, считающиеся синонимами в прошлом, постепенно приобретают разные значения, стилистическую окраску и прочие признаки.

Примерами первого закона являются слова «говорить», «еда», «деньги» – у каждого из них очень много синонимов.

Примеры синонимов к слову “еда”

Интерес вызывает слово «красный» в плане закона притяжения. Сейчас оно обозначает цвет, но исторически первым значением считалось «красивый, яркий». Слово «розовый» – один из синонимов. Причем у него тоже есть как прямое значение, так и переносные: розовые мечты, розовые очки и т.п.

Третий закон предполагает, что дублеты (полные синонимы) держатся в языке относительно недолго, поскольку они не обогащают его. Например, купец – гость уже не заменяют друг друга по значению, а град – город имеют разную стилистическую окраску.

Классификация. Виды синонимов

В русском языке используется несколько классификаций синонимов. Прежде всего, их различают по способу словообразования на два вида:

  • однокорневые – расследование и следствие;
  • разнокорневые – незрячий и слепой.

Разница между синонимами:

  1. Стиль. Относятся к разным сферам общения, литературным стилям (украсть – стащить – похитить).
  2. Оттенок лексического значения. Слова могут выражать конкретизацию действия (готовить – жарить), характер действия (открыть – распахнуть), степень проявления (жара – пекло).
  3. Степень современности. В любом языке присутствуют устаревшие, выходящие из употребления, используемые и новые слова (ладонь – длань, надеяться – уповать).
  4. Образность. Употребление художественных приемов с целью охарактеризовать что-либо. Например, благородного, доброго, щедрого человека можно назвать просто хорошим, а образно – «золотым».
  5. Лексическая сочетаемость. Критерий показывает, насколько легко синонимы объединяются с разными словами. «Опрометью» можно совместить лишь с глаголами-синонимами «бежать» (помчаться опрометью), а «быстро» – с огромным количеством разных слов.
  6. Эмоционально-оценочная окраска. Некоторые синонимы помогают показать отношение говорящего. Например, облако – тучка (ласково).

Три основных вида синонимов

Основные виды синонимов в лексике:

  • семантические;
  • стилевые;
  • семантико-стилистические;
  • абсолютные;
  • контекстуальные.

Семантические

По-другому их называют идеографическими или смысловыми. Это слова, которые имеют разные оттенки значений. Например: мокрый – влажный – сырой – указывают на разную степень проявления одного и того же признака. Кажется, что такие синонимы обозначают практически одно и то же. Но их важность становится особенно заметной в определенном контексте. Например, старый и ветхий – синонимы. Однако слово «старый» может употребляться по отношению к человеку, а «ветхий» – лишь относительно какой-то вещи.

Стилевые (стилистические)

Синонимы, которые указывают на один и тот же объект либо явление, но при этом используются в разных сферах, поскольку имеют разную эмоциональную и экспрессивную окраску. Они принадлежат к разным стилям речи (книжному, разговорному, устаревшему, деловому и др.) и не могут заменять друг друга. Например: ходить – слоняться – бродить или узнать – испытать – испить чашу до дна.

При употреблении таких синонимов особенно важно правильно подобрать слово по отношению к той или иной ситуации. Для этого нужно чувствовать его экспрессивный оттенок. Кроме того, следует учитывать сферу употребления. Например, слово «провинция» считается нейтральным, а «глухомань» можно использовать лишь в беседе.

Семантико-стилистические

Больше всего отличаются синонимы данного типа – и по стилю, и по оттенку в значении. Для сравнения: сердиться – нейтральное, злиться – разговорное (очень сильно сердиться), серчать – разговорное (немного сердиться). Еще один пример: идти – плестись. Оба слова указывают на одно действие. При этом «идти» может употребляться в любых ситуациях, а «плестись» обладает дополнительными оттенками, такими как идти медленно, с трудом и т.д.

Абсолютные (полные, дублеты)

Относительно небольшая группа синонимов, которые при разном написании и звучании не несут в себе особой стилистической окраски, а также не имеют семантических отличий. Эти слова могут заменять друг друга в любом контексте, никак не влияя на общую суть. Большинство полных синонимов являются существительными.

В современном русском языке дублетов становится все меньше по причине того, что слова начинают приобретать новую стилистическую окраску и отличаться по смыслу. К примеру, все реже используются термины «языковедение» или «языкознание» – на смену им пришла «лингвистика».

Контекстуальные

Особая группа слов, значения которых сближаются лишь в определенном контексте, а во всех остальных случаях они не являются синонимами. Большая часть таких слов отличается экспрессивной окраской. Их функция состоит в том, чтобы охарактеризовать процесс, явление или признак, а не просто назвать их.

В качестве примера можно привести синонимы слова «говорить» или «сказать»: проронить – выдать – бросить – уронить и т.п. В предложении: «Мы не проронили больше ни слова». В обыкновенном употреблении их прямое значение никак не связано с говорением.

Фразеологизмы-синонимы

Фразеологизмы-синонимы – обороты, значения которых совпадают полностью или частично. Это возможно, поскольку каждый фразеологизм представляет собой отдельную семантическую единицу. При использовании таких синонимов важно учитывать их грамматическую сочетаемость, а также уместность в том или ином контексте.

  • добрая душа – прекрасной души человек – человек с большой буквы (про хорошего человека);
  • кладезь премудрости – ходячая энциклопедия (про умного человека);
  • как кошка с собакой – быть на ножах – на дух не переносить (про вражду).

Синонимия морфем

Морфема – это самая маленькая единица языка, которая несет в себе определенный смысл. Среди морфем встречаются многие языковые явления, в том числе – синонимия. Например, большое количество синонимов образовалось на основе одного корня, но с разными суффиксами. Такие слова хоть и похожи, но все же имеют разный стиль, семантику, а не просто дублируют друг друга. Примеры:

  • абрикосный – абрикосовый (суффиксы -н, -ов);
  • ананасовый – ананасный;
  • учеба – учение;
  • вражий – вражеский;
  • волчица – волчиха (оба варианта верны, первый – литературный, второй – разговорный).

Синтаксические синонимы

Синтаксические синонимы – это параллельные конструкции, которые имеют похожее строение, а также близкое значение. Отличаются по стилю и смыслу. К параллельным конструкциям относятся следующие:

  1. Бессоюзные и союзные сложные предложения («Я поняла: он не увидел мое сообщение» и «Я поняла, что он не увидел мое сообщение»).
  2. Простое предложение с определением в виде причастного оборота и сложноподчиненное предложение с придаточным определительным («Парень, сидящий за первой партой, мой друг» и «Парень, который сидит за первой партой, – мой друг»).
  3. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Я пришел домой, а папа уже спал» и «Когда я пришел домой, папа уже спал»).
  4. Простое предложение с распространенным обстоятельством в форме причастного оборота и сложноподчиненное предложение с придаточным времени, цели и т.п. («Ужиная, он смотрел телевизор» и «Когда он ужинал, он смотрел телевизор»).

Примеры синонимов

Примеры синонимов разных частей речи:

  • существительное «странник» – путник, путешественник, турист, паломник;
  • глагол «спать» – уснуть, дремать, прилечь, отдохнуть;
  • прилагательное «счастливый» – беззаботный, радостный, безмятежный;
  • наречие «красиво» – изящно, эффектно, роскошно, изысканно;
  • деепричастие «рисуя» – вырисовывая, изображая, воображая;
  • междометие «ах» – ох, ух, ахти.

Что такое синонимичный ряд? Примеры

Синонимичный ряд – это группа слов, состоящая из нескольких синонимов. Они могут быть как одно-, так и разнокоренными. Количество слов в ряду может быть разным – от 2-3 до 10 и более. В составе всегда присутствует доминанта – это главное слово, которое имеет стилистически нейтральный окрас, общее значение и может легко сочетаться с другими. Например: обманывать (доминанта) – хитрить – врать – жульничать – юлить.

Пример разбора синонимичного ряда

Особенностью синонимичного ряда является то, что все слова принадлежат к одной части речи. При этом у них разный стиль и оттенок значения. Также ряд может состоять из фразеологизмов, например: много – куры не клюют – через край – тьма тьмущая.

Значение в речи и в тексте

В нашей речи синонимы помогают избежать повторений одних и тех же слов (тавтологии), ярче и точнее выразить мысль, придают сказанному эмоциональную окраску. Также они служат связующим звеном между предложениями.

Согласно известному российскому лингвисту Д. Э. Розенталю, синонимы в русском языке повышают выразительность речи. Составляя текст (или речь), мы с легкостью подбираем идеально подходящее контексту и стилю слово-синоним, чтобы не повторяться.

Функции синонимов в тексте:

  1. Замещения. Папа подарил дочери малахитовую шкатулку. Этот ларчик удивительно подходит к ее глазам.
  2. Уточнения. Человек это был простой, ничем не примечательный, обыкновенный.
  3. Усиления (с эффектом градации). Солдаты продемонстрировали в бою храбрость, отвагу, невероятную стойкость.
  4. Сопоставления. Он верил в добро, нет, скорее даже веровал в него.
  5. Противопоставления. Она не смеялась, а звонко хохотала. Он не говорил, а шептал.

Как появляются синонимы?

Новые элементы, обогащающие язык, появляются постоянно. Точно так же непрерывно синонимы меняют свое значение и даже теряют связь друг с другом. Существует несколько путей возникновения синонимов. Один из них – скрещение говоров. Каждому диалекту свойственен определенный запас слов. Когда говоры объединяются между собой, возникают полностью равноправные дублеты.

Еще один путь появления синонимов связан с развитием письменности. При этом слова на другом языке проникают из устной речи в письменную и наоборот. Так было, например, со старославянским языком: ворог – враг, злато – золото.

Также на обогащение лексики языка влияют всяческие изменения общественных отношений, форм производства, классовая и профессиональная разница. Говорящие предпочитают не только как-нибудь обозначить предмет или явление, но и выразить свое отношение к нему.

Таким образом, неизбежно возникает дифференциация слов-синонимов. Чтобы проследить ее, можно сопоставить слово с наиболее нейтральным синонимом, подобрать к нему антонимы, попробовать использовать в разных контекстах и изучить грамматическую структуру.

Чем отличаются синонимы от антонимов?

Синонимы имеют разное написание и произношение, но похожее значение. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они ориентированы главным образом на смысл, в то время как синонимы могут иметь разные оттенки и цель применения. Антонимов в языке гораздо меньше, они образуют пары, а не синонимичные ряды, и демонстрируют контраст.

Как подобрать синонимы к слову?

Первым делом нужно определить значение главного слова, после чего нужно отыскать слова, которые максимально к нему приближены. Важно различать оттенки синонимов и возможность их применения в том или ином контексте, ситуации, стиле. Универсальными считаются лишь нейтральные слова, которые подходят и для разговорной, и для официальной/деловой речи. Облегчить поиск синонимов могут специальные словари – как бумажные издания, так и электронные форматы.

Синонимы – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Тип урока: урок объяснения нового.

Форма урока: традиционный урок.

Цель урока: совершенствование умений
правильно подбирать слова близкие и
противоположные по смыслу и пользоваться ими для
эффективного общения в устной и письменной речи.

Деятельность учителя Деятельность учащихся, планируемые
ответы, действия
Подготовка к началу урока
(30 секунд до начала урока)
Учитель встречает детей у своего
рабочего места, приглашая их занять свои места.
В кабинете звучит негромкая музыка.
Дети входят в класс. Все проходят на свои места,
приветствуют учителя.
Пояснение учителя к этапу урока
Предварительное оборудование кабинета
способствует настрою детей на урок,
сосредоточенности на предполагаемом материале,
безусловному воспроизведению в памяти имеющихся
знаний по теме.
I. Организационный момент
(1 мин.)
слайд 1
Учитель: 
– Здравствуйте, ребята!
– Мне ещё раз хочется сказать вам: «Доброе утро!».
А утро действительно сегодня доброе! Не правда
ли? Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. 
Присаживайтесь.
 

Дети внимательно слушают учителя.
Дети  улыбкой и наклоном головы приветствуют
учителя, друг друга.

Пояснение учителя к этапу урока
Этот приём позволит учителю снять напряжение с
учащихся, сконцентрировать их внимание на себе
как основном объекте, предъявляющем информацию.
II. Орфографическая минутка
(3 мин.)
слайд 2
Учитель: 
– Начнём урок с повторения.
Дети внимательно слушают информацию,
рассматривают материалы на доске, партах.

На
экране:

звон
зелень
блеск
свет
крик
корм

– Прочитайте слова. К какой части речи
они относятся? Объясните свой ответ.
Дети:
– Это имена существительные. Слова отвечают на
вопросы кто? что?
– Образуйте от существительных слова,
отвечающие на вопрос «что делать?».
Звон – звонить
Зелень – зеленеть
Свет – светить
Крик – кричать
Корм – кормить
– Слова какой части речи получили? Дети:
– Это глаголы. Слова, обозначающие действие
предмета.
– Объясните орфограммы в корне слова. – В корне безударная гласная,
проверяемая ударением.
Учащиеся подбирают проверочные слова, объясняют
написание орфограммы.
Пояснение учителя к этапу урока
Учитель должен постараться привлечь внимание
ребят, настроить их на самостоятельную,
продуктивную работу.
III. Повторение (3 мин.)
Учитель: Как называются слова,
противоположные по смыслу? (Антонимы)
– Слова каких частей речи могут иметь антонимы?


Следующее задание обсудите и выполните в парах.
Подберите антонимы.

добро /зло/ смелый /трусливый/
работа /безделье/ аккуратный /неряшливый/
утро /вечер/ верхний /нижний/
тепло /холод/ ленивый /прилежный/
Дети:
– Слова, противоположные по значению
называются антонимы.
– Имена существительные, прилагательные могут
иметь антонимы.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение
Идёт предварительное обсуждение задания в парах.
После выслушиваются устные ответы учащихся.
– Как называются слова близкие по
значению. (Синонимы)
Дети:
– Слова, близкие по значению, называются
синонимами.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение
– Приведите примеры таких слов. Учащиеся приводят примеры
слов-синонимов. Н-р:
Родина / отчизна, отечество /
воин / боец, защитник /
застенчивый / стыдливый, стеснительный /
Пояснение учителя к этапу урока
На данном этапе выявляются базовые знания по
разделу. На данном этапе осуществляется
выявление основного понятия, которое должно быть
актуализировано на уроке.  Организуется
работа в группах, которая требует соблюдения
определённых правил взаимодействия.
IV. Сообщение темы и цели
урока (1 мин.)

слайд 3-4
Учитель: 
– Мы продолжаем работать по теме «Глагол». Тема
урока «Глаголы близкие и противоположные по
значению».
– Научимся подбирать к глаголам синонимы и
антонимы и использовать эти умения в речи.
 

Дети внимательно слушают
информацию, в глазах должно читаться одобрение.

Пояснение учителя к этапу урока
Учитель должен постараться заинтересовать
ребят, настроить их на предстоящую работу.
V.  Чистописание (3
мин.)

слайд 5
Учитель:
– Как обычно, в начале урока – оформление
тетради и минутка чистописания. Повторим
написание заглавной и строчной буквы Гг.
– Вспомним, как пишется буква. Внимание на слайд.
Учитель:
– Образцы работы у вас на столах.
 

Дети внимательно слушают
информацию, рассматривают материалы на доске,
партах.

Ребята, посмотрев образец работы, приступают к
самостоятельному выполнению задания.
Учитель обращает внимание на правильность
посадки за партой Немаловажно и положение
тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево –
для праворуких и влево – для леворуких учащихся.
Угол наклона нижнего края страницы по отношению
к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол
страницы, на которой пишет учащийся,
располагается напротив середины руки.
Учитель проверяет,  правильно ли держит ученик
ручку.

Пояснение учителя к этапу урока
На этом этапе урока ведётся работа по
совершенствованию навыка написания букв и
соединений, отработка написаний, в которых дети
допускают ошибки.
VI. Работа по теме урока.
Наблюдение за глаголами-антонимами (10 мин.)

слайды 6-8
Учитель:
1.– Соберите предложения из рассыпавшихся слов.
Предложения запишите в тетрадь.
Дети выполняют следующее
задание: из рассыпавшихся слов собирают
предложения:

  • небе звезды в последние погасли утреннем
  • разноцветные на огни зажглись ёлке

«В утреннем небе погасли последние звёзды».
«На ёлке зажглись разноцветные огни».

Получившиеся предложения учащиеся записывают
в тетрадь с комментированием.

2. – Найдите в этих предложениях
глаголы. Подчеркните двумя чертами.

– Что можно
сказать об этих глаголах?

Дети находят глаголы, опираясь на
глагольные вопросы.

Дети:
– Эти глаголы противоположны по смыслу.

3. – Как называются слова,
противоположные по смыслу?

Минус – плюс,
Огонь – вода,
Истинный и ложный.
Все антонимы всегда противоположны.

– Слова, противоположные по
смыслу называются антонимы.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение
4. Работа по учебнику, страница 198
упражнение 533
– Напишите пословицы. Подчеркните глаголы,
сравните их по смыслу.
Упражнение выполняется устно.
5. – Прочитайте предложения на слайде.

  • Солнце  всходит  и …
  • Ласточка  день  начинает, а  соловей …
  • Любишь  брать,  люби  и …
  • Встретил  с  радостью, а … с жалостью.

– Закончите предложения, используя глагол с
противоположным значением.
– Назовите глаголы-антонимы.

Дети внимательно смотрят на
экран, обдумывают свои ответы.
Пояснение учителя к этапу урока
На этом этапе организованы наблюдения,
стимулирована инициатива, организована детская
деятельность через привлечение материала
учебника, учебные, дидактические и
демонстрационные пособия.
VII. Физминутка (3
мин.)

слайд 9
VIII. Работа по теме
урока.Наблюдение за глаголами-синонимами (10 мин.)

слайды 10-17
Учитель:
1. – Среди данных слов найдите только глаголы.
– В своей речи мы используем слова не только
противоположные по значению, но и близкие,
сходные по смыслу, но отличающиеся оттенками
значения.
– Как они называются?
К  предметам, изображённым на
экране дети подбирают  слова, близкие по
значению.

Это слова-синонимы.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение

2. Составление синонимических рядов.
– В языке много слов, обозначающих одно и то же
понятие, но отличающихся различными оттенками
значения. Давайте поработаем с такими словами.
– К каждому предмету (на экране) подберите
подходящие по смыслу глаголы.
 

Дети внимательно слушают.

Дети выполняют задание устно.
Конь: бежит, несётся, мчится.
Девочка: прыгает, скачет.
Костёр: горит, пылает.
Звезда: блестит, сверкает, сияет.
Флаг: колышется, развевается.
Дождь: льёт, моросит.

3. – Что можете сказать о глаголах в
каждой группе?
Дети:
– Эти слова похожи, близки по значению.
4. – Как называются слова, близкие по
значению?
– Чем эти слова отличаются?
– Слова, близкие по значению, называются
синонимами, вам, ребята, нужно внимательно
относиться к выбору слова, чтобы сказать
наиболее точно, ярко и выразительно.
 

– Слова отличаются смысловым
оттенком.

Учитель обобщает ответы и дает полное
объяснение

5. – Распределите глаголы-синонимы в
порядке усиления действия.
Ребята устно выполняют задание,
опираясь на информацию, изображённую на слайде.
Дождь: моросит, накрапывает, хлещет, льёт.
6. Работа по учебнику.
– Открываем учебник на странице 197. Выполняем
упражнение 529

Учитель:
– Обобщим информацию о глаголах-синонимах и
глаголах-антонимах.
– Прочитайте правило в учебнике.

Упражнение выполняется
коллективно с комментированием с места
отдельными учениками
7. Чтение информации учебника на
странице 199.
Дети знакомятся с информацией
учебника самостоятельно. Затем правило читает
один ученик.
Пояснение учителя к этапу урока
На данном этапе учащимися закрепляются значения
новых слов, которые отрабатывались в течение
урока. Учителю необходимо направлять и
корректировать речевую деятельность учащихся в
ходе коллективных действий. При этом внимательно
наблюдать за качеством и скоростью работы
учащихся, их эмоциональными проявлениями для
того, чтобы сделать вывод об эффективности
используемых приёмов, результативности работы,
для общего развития учащихся.
IX. Закрепление (4
мин.)

Слайд 18
Учитель: 
– Подберите к данным словам синонимам, затем
антонимы.

  • Бранить – ругать – хвалить.
  • Бежать – мчаться – стоять.
  • Веселиться – радоваться – грустить.
  • Брать – взять – отдать.
 
Пояснение учителя к этапу урока
На этом этапе надо установить обратную связь,
определить уровень усвоения учащимися темы
урока, научить ясно и логично высказывать свою
точку зрения.
 
X. Итог урока (2 мин.)
Слайды 19-20
Учитель:
– Какие слова учились использовать в речи?
– Приведите примеры глаголов – синонимов и
глаголов – антонимов.
– Молодцы. Урок закончен.
Пояснение учителя к этапу урока.

Что такое глаголы синонимы и как их выделить в тексте.

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Что такое глаголы синонимы и как их выделить в тексте?, относящийся
к уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов, вы открыли нужную страницу.
В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по
интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после
ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или
полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с
помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с
посетителями этой страницы.

Тема: Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы.

Цели: 1. Развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные

              по смыслу глаголы.

          2. Закреплять знания о глаголе, как части речи.

          3. Воспитывать любовь к родному языку.

                        Ход урока.

  1. Организационный момент.

      — Доброе утро всем утро!

1 слайд:  Здравствуй, школа!

                 Здравствуй, класс!

                 Ты опять встречаешь нас!

— Повторите эти слова.

— Посмотрите, как в ответ радуется вам солнышко. Думаю, с хорошего настроения мы и начнём наш урок.

— Тихонько сядьте.

II. Введение в тему.

2 слайд:  

— Прочитайте слова:

                                 пробраться

                                проникнуть

                                пройти

                                строить

                                разрушать

—  Почему все эти слова в одной группе? (это глаголы)

— Докажите. (дети рассказывают правило + пример)

— Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать?

(это глаголы близкие по смыслу).

— Каково их значение? (проникнуть во внутрь чего – либо).

— Как по–другому их можно назвать? (синонимы)

— Совершенно верно, слова – друзья.

— Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?

( Это глаголы противоположные по значению)

— Как понять «противоположные»? (наоборот)

— Верно, это слова  — спорщики.

— Как по-другому их можно назвать? (антонимы).

— Кто назовёт тему сегодняшнего урока?

3 слайд: — Прочитайте ещё раз, как называется наша тема урока:

                «Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы».

— Для чего нам они нужны? (Чтобы наша речь была богаче, красивее и точнее).

— И в этом мы с вами сегодня убедимся. А цель нашего урока:

Учиться правильно употреблять в речи близкие и   противоположные по смыслу глаголы.

Ш. Работа в тетрадях.

4 слайд: 

— Откройте свои тетрадочки, запишите число: Двадцать третье апреля. Классная работа.

Минутка чистописания. На доске внимательно прочитайте слова для минутки чистописания: (Один ребёнок читает)

                                        ссориться – драться 

(Показываю на доске).

— Обратите на грамотное написание  части слова: ться  и правильное соединение букв ся (нижнее соединение).

IV. Работа над новым материалом.

— Что особенного в этой паре слов? (Это глаголы – синонимы ).

 -Как догадались? (Слова, противоположные по значению, наоборот).

— Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются)

— Для того, чтобы вы лучше запомнили, я приготовила вам

5 слайд:  «Узелки на память».

6 слайд:  — Прочитай Лена.

     — Что мы можем добавить именно к глаголам – синонимам?

( Узелок)

— Прочитайте ещё раз и запомните.

— Расскажите друг –другу правило, приводя свои примеры, используйте примеры глаголов – синонимов, которые найдёте на доске.

работать                        передвигаться                плакать

смеяться                        глядеть                        трудиться

бросить                                хохотать                        лениться

смотреть                        поднять

идти                                стоять

Проверка:

— Что такое синонимы? + пример

— А что же такое антонимы? (Выслушиваю детей)

 — Если я вам скажу: « сядьте», вы? (встанем), смотрите на доску? (не будем смотреть). Это и есть глаголы – антонимы.

7 слайд: Прочитай Юля, правило.

                +узелок (зашёл – наоборот? – вышел), (подлетел – наоборот? – отлетел).

— Расскажите друг – другу правило, приведите примеры, используйте данные на доске слова.

— Что такое антонимы?

— Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.

— Немного отдохнём.

8 слайд:  Физминутка. (на болоте две лягушки».

9 слайд:   

— Предлагаю вам «Аукцион слов».

— Что такое «аукцион»?

Аукцион —  это публичный торг, при котором товар или имущество продаётся лицу, предложившему наивысшую цену.

— В нашем случае, вместо товара даны глаголы:

                бранить                 ругать — хвалить

                спешить                бежать — стоять

                сооружать         строить — ломать

                заступиться      защитить — обидеть

вечереет                 темнеет — рассветает

веселиться        радоваться — огорчаться

брать               взять — отдать

 — Ваша задача за 5 минут времени, к каждому глаголу подобрать синоним и антоним. Кто больше напишет слов, тот и получает наивысший балл.

— Подводим итоги.

 10 слайд:   -Кто больше?  (Выходят ребята, которые написали больше слов).

Проверим как можно было написать. (Поочерёдно дети читают слова)

— Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?

— Молодцы.

— Приготовьтесь записать под диктовку пословицу.

 —Труд молодит, а лень старит.

— Объясните орфограммы.

11 слайд:  

—  Проверьте правильное написание.

— Назовите только глаголы.

— Что можете о них сказать? ( глаголы – антонимы).

— Докажите.

( открываю проверку)

— Что такое синонимы? + примеры

— Что такое антонимы? + примеры

— Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?

— Молодцы, я рада за вас.  Значит работать вам сейчас будет легче,

 потому что:

12 слайд: Один камень не поднимет, а миром гору перенесём.

— Как понимаете смысл пословицы?

— Назовите глагол в первой строчке. Подберите антоним. (поднимем).

— Какой узелок вспомнили? (однокоренное слово, противоположное по значению).

— Назовите во второй строчке глагол. Подберите синоним. (передвинем).

-Умнички!

Работа в группах:

 Соберитесь в группы: Узор, букетик и фруктовый сад.

— Каждая команда получает задание, при чём имеете право на «руку помощи», т.е. подсказку. В случае затруднения, поднимаете руку – получаете подсказку.

Задание группе «Букетик».

  1. Подберите антонимы к словам: пропал – (?) ( нашёлся, появился)

сломал – (?) (сделал, наладил)

  1. Подчеркните глаголы – синонимы.

 Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.

Задание группе «Узор».

— Замените синонимами глаголы:

        Солнце село —  (зашло, закатилось)

        Самолёт сел – (приземлился)

        Мальчик бежит – (несётся, мчится)

        Река бежит – (течёт, струится)

— Почему один и тот же глагол употребляется по – разному?

(Точнее выражается мысль).

Задание группе «Фруктовый сад».

1.- Что это за слова? Докажите.

Построен, сооружён, воздвигнут?

— — О каких предметах можно так сказать?

  1. Как можно избежать повторения слов в предложении?

(Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.)

ПРОВЕРКА!

-Что вам помогло в выполнении всех  заданий?

(знание правил)

— Какие правила? (Что такое синонимы, что такое антонимы?) + примеры.

— Для чего нам они необходимы?

— Послушайте внимательно стихотворение (читает Миша), найдите глаголы синонимы и к ним антоним.

-Кому было интересно на уроке?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Глаголы синонимы таблица
  • Глаголы синонимы стыдить
  • Глаголы синонимы стал красным
  • Глаголы синонимы список
  • Глаголы синонимы смотреть