Глаголы синонимы для детей

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Тема урока: Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

Задачи:

1.Образовательные:

  1. Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.
  2. Закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи. 
  3. Учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника.

2. Развивающие:

  1. Развивать словесно-логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность.
  2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.
  3. Развивать интерес у детей к предмету.
  4. Развитие общеучебных навыков.

3. Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, ответственность,
  2. Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.  

4. Оздоровительная

                   1. Создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

Раздаточный и демонстрационный материал:  карточки «Лото»,  «Бортовые журналы», сигнальные карточки «штурвал» и «спасательный круг», карточки с дифференцированными заданиями,  демонстрационный материал, карточки – «тройки», презентация.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска).

Этап

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Организационный момент.

Цель: Психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке.

Знакомство,

настрой

Не то беда что мы всегда

Чего – нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь,

Тогда добьешься своего,

Узнаешь, поумнеешь.

Пожелаем друг другу:

Мы будем внимательны;

Мы будем думать –

И у нас все получится.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

II. Актуализация знаний учащихся.

Цель: Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания о глаголе.

Задачи: Развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство дружбы.

1. Словарная работа.

2. Минутка чистописания

Работа в парах.

Игра «ЛОТО».

-Я буду говорить задание, а вы фишкой накрываете те слова, о которых идет речь.

— Закройте все слова, которые называют предметы одежды.

— Закройте все географические названия.

— Закройте все слова, которые называют овощи.

— Прочитайте слова, которые остались незакрытыми?

— Что объединяет эти слова?

— Докажите это.

Учитель помещает на доску таблички с надписью «глагол».Слайд1

— Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и  рифов, проливов и заливов.

— Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо провести минутку чистописания.

— Перед вами лежат листочки. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно, аккуратно переписать в тетрадь письменными буквами в соединении:

1 вариант: гсгигнгогнгигмгы

2 вариант: гагнгтгогнгигмгы

— Возьмите карандаш и вычеркните букву г.

— Что интересного заметили?

— Какое слово получилось? 

Учитель помещает на доску таблички с надписью «синонимы» и «антонимы».Слайд1

Учащиеся накрывают фишками словарные слова.

Москва

платок

лечит

грузят

огурец

сапоги

капуста

Россия

помидор

пальто

летят

Волга

— Летят, лечит, грузят.

— Все эти слова — глаголы.

— Глагол- это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

Учащиеся прописывают буквы в соединении.

Учащиеся вычёркивают букву г.

1 вариант – синонимы, 

 2 вариант — антонимы.

III. Этап формулировки темы

 и целей  урока.

Цель: Учить детей логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнёром учителя.

Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений.

Вопросы на доске

— Опираясь на оставшиеся слова в карточке «ЛОТО» и получившиеся слова в минутке чистописания, сформулируйте тему нашего урока.

— Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы можем ответить за время путешествия? Назовите их. (вопросы записаны на слайде) Слайд2

— Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

— Какие глаголы называются синонимами?

— Какие сказки сочинил А.С.Пушкин?

— Какие глаголы называются антонимами?

— Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?

— Действительно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз (остались вопросы, на которые планируется ответить на уроке). 

— Глаголы — синонимы и глаголы-антонимы.

Учащиеся выбирают нужные вопросы:

— Какие глаголы называются синонимами?

— Какие глаголы называются антонимами?

— Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?

IV. Репродуктивно-поисковый этап.

Цели: Познакомить с понятием глаголы-синонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.

Задачи: Создание положительно-эмоционального климата. Контроль за посадкой во время письма и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы.

1. Работа

над понятием

синонимов.

2. Упражнения в подборе синонимов.

—  Путешествие начинается. 

— Первый остров на нашем пути – остров Синонимов. Итак, мы сошли на берег. Перед нами Дворец Синонимов. В нём устроена Картинная галерея.

(на слайде рисунки) Слайд3

— Рассмотрите картины. Как эти картины можно подписать с помощью подписей-действий? Слайд 4, 5, 6

— Что можно о них сказать?

— Полученные подписи – это слова -..(синонимы)

— Как по–другому их можно назвать?

— Совершенно верно, слова – друзья.

(на доске под словом «синонимы» крепится полоска со словом «друзья») Слайд 7

— Давайте попробуем найти среди множества глаголов – синонимы (запись на доске)

работать      передвигаться                        

трудиться    плакать  

смеяться      бросить

глядеть         хохотать

рыдать         смотреть                        

поднять        кинуть

идти             стоять                             

-А теперь прочитайте слова (слова на слайде). Слайд 8

— Что можно о них сказать? Почему?

смеяться
хохотать
заливаться
закатываться

—  Посмотрите на эти синонимы. Можно ли их назвать однокоренными?

— Что вы еще заметили?

— Какой можно сделать вывод?

(Синонимы – это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию – надпись на слайде)

Дети придумывают глаголы (после ответов учащихся на слайде появляются подписи):

Пляшут – танцуют

Говорят – беседуют

Глядит – смотрит

— Это глаголы близкие по смыслу.

Синонимы

— Это слова – друзья.

Учащиеся находят пары синонимов.

Работать — трудиться

передвигаться — идти

плакать — рыдать

смеяться — хохотать

глядеть — смотреть

бросить — кинуть

Учащиеся выписывают  любые две пары синонимов.

Глаголы – синонимы, слова близкие по смыслу.

— Нет, они разные по написанию.

— От уменьшения действия к усилению значения слова.

— Синонимы – это слова, близкие по смыслу.

3. Работа над словосочетанием.

— Прочитайте словосочетание на слайде. Слайд 9

Бить баклуши

— Как вы понимаете его значение?

— Каким глаголом-синонимом  мы можем иего заменить?

— Посмотрите на доску. Записаны словосочетания. Я вам предлагаю самостоятельно заменить их глаголами-синонимами и записать напротив.

Повесить нос –

Витать в облаках –

Водить за нос –

Сидеть сложа руки —

Учащиеся читают надпись.

— Бездельничать.

Учащиеся по вариантам  записывают:

Повесить нос — грустить.

Витать в облаках — мечтать

Водить за нос – обманывать.

Сидеть сложа руки – бездельничать.

Ученики по вариантам озвучивают выполненную работу.

4. Работа с предложением

.стр. 103  упр. 175 ( 2 предлож.)

Учитель читает .

— Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.

— Понравилось ли вам предложение по конструкции?

— Как можно избежать повторения слов в предложении?

— Почему один и тот же глагол употребляется по-разному?

— Для чего используют синонимы в речи?

— Повторяются глаголы.

— Заменить другими глаголами-синонимами.

— Точнее выражается мысль 

— Благодаря использованию синонимов  речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

5. Вывод.

— Путешествие по острову Синонимов заканчивается.

— Давайте вспомним, на какие вопросы мы уже нашли здесь ответы:

— Что такое синонимы?

— Для чего используют синонимы в речи?

— Синонимы – это слова, близкие по смыслу.

— Благодаря использованию синонимов  речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

Физминутка

— Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Большая часть работы выполнена. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в 20 словах.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
Вновь трудиться вы начните.

V. Репродуктивно-поисковый этап.

Цели: Познакомить понятием глаголы-антонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.

Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и контроль за посадкой во время письма.

1. Работа над понятием антонимы.

2. Упражнения в самостоятельном подборе антонимов.

— Вот мы причалили к острову Антонимов. Слайд10. Мы оказываемся у замка. Перед нами две двери. Чтобы пройти дальше нам нужно распределить глаголы в два столбика: Что хорошо, а что плохо?

трудиться, лениться

ссориться, мириться

чистить, пачкать

терять, находить

смеяться, грустить

плакать, веселиться

дружить, враждовать

печалиться, радоваться

любить, ненавидеть

заболеть, выздороветь

— Прочитайте слова. Что можно о них сказать?

— Как понять «противоположные»?

— Верно, это слова  — спорщики.

— Как по-другому их можно назвать? (антонимы).

— Что такое антонимы?

— Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.

(Антонимы – слова, противоположные по смыслу – надпись на слайде).

— Сейчас мы будем играть в игру

«Перестрой фразы наоборот».
У: Я буду говорить
Дети: Мы будем молчать.
У: Я буду стоять.
Дети: Мы будем сидеть.
У: Я буду открывать.
Дети: Мы будем закрывать.

У: Я буду работать.
Дети: Мы будем отдыхать.

Учащиеся распределяют глаголы

в 2 столбика:

Хорошо / плохо

Трудиться / лениться

Мириться / ссориться  

Чистить / пачкать

Находить / терять

Смеяться / грустить

Веселиться / плакать  

Дружить / враждовать

Радоваться / печалиться

Любить / ненавидеть

Выздороветь / заболеть

— Это глаголы противоположные по смыслу.

— Наоборот.

— Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

Учащиеся отвечают  хором.

3. Работа над пословицей.

— Продолжите пословицу ( на доске):

— Ласточка день начинает, а соловей … (кончает)

Объясните смысл.

Объясните орфограммы, которые встречаются в этой пословице.

Запишите пословицу по памяти.

Подчеркните в пословице глаголы. Что вы можете о них сказать?

— Для чего нам необходимы антонимы?

— кончает

Начинает – кончает, это антонимы.

Слайд 11

— Речь становится красивой, выразительной, точной.

4. Работа с карточками

.Дифференцированная

работа.

Карточка 1

1.Подчеркните глаголы – синонимы.

 Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.

2. Подберите антонимы к словам:

пропал – (?) …(нашёлся, появился)

сломал – (?) … (сделал, наладил)

Карточка 2

1. Замените синонимами глаголы:

Солнце село —  (зашло, закатилось)

Самолёт сел – (приземлился)

2. Запиши антонимы:

ходить -…

болтать -…

засыпать -…

сидеть — …

Карточка 3

1. Найти синонимы и подчеркнуть их.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

2. Напиши антонимы к глаголам:

Бездельничать – работать,

Огорчаться – радоваться.

— Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов?

— Откройте учебник на странице 154 – 155

1 вариант – выписать две пары глаголов – синонимов

2 вариант – две пары глаголов — антонимов

Нужно обратиться к словарю.

5. Вывод

— Пришло время покинуть остров Антонимов.

— Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы:

— Что такое антонимы?

— Для чего используют антонимы в речи?

— Антонимы – это слова противоположные по смыслу.

Благодаря использованию антонимов  речь становится красивой, выразительной, точной.

VI. Рефлексия

— Соотнесите определение с парами глаголов

Слайд 12

VII. Итог

Вопросы  по теме урока

Путешествие наше закончилось. Пора бросать якорь. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия? 

—  Какие слова называются синонимами? А какие слова — антонимами?

—  Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

— На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)

— Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?

— Поднимите руку у кого 5 плюсов.

Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?

— Молодцы, я рада за вас.

— Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

— Синонимы – слова, близкие по смыслу.

— Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

— Благодаря использованию синонимов  и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, точной и без повторов.

VIII. Д. з.

По выбору

1. упр.180

2. Подобрать 3 пословицы с глаголами – антонимами.

Тема: Глаголы –
синонимы, глаголы – антонимы.

Цели: 1. Развитие умения употреблять в речи близкие
и противоположные

               по
смыслу глаголы.

           2. Закреплять
знания о глаголе, как части речи.

           3.
Воспитывать любовь к родному языку.

                            Ход
урока.

I.                 
Организационный
момент.

Доброе
утро всем утро!

II. Работа в тетрадях

— Откройте свои тетради, запишите число: Третье апреля. Классная
работа.

Минутка чистописания. На доске внимательно прочитайте слова для минутки
чистописания: (Один ребёнок читает)

(Показываю на доске).

-Какие в этих словах орфограммы? Можем ли мы их проверить? Как
называются эти слова?(словарные)

III. Введение в тему.

— Прочитайте слова на доске:

                                 пробраться

                                 войти

                                 строить

                                 разрушать

—  Почему все эти слова в одной группе? (это глаголы)

— Докажите. (дети рассказывают правило)

-Выберите верные утверждения о глаголе из приведенных на доске.

-Сформулируйте правило о глаголах.

— Прочитайте слова снова. Теперь они поделились на две группы. Что
можно сказать о словах первой группы?

— Каково их значение?

— Как по–другому их можно назвать? (синонимы)

— Совершенно верно.

— Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?

( Это глаголы противоположные по значению)

— Как по-другому их можно назвать? (антонимы).

— Кто назовёт тему сегодняшнего урока?

— Прочитайте ещё раз, как называется наша тема урока:

«Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы».

IV. Первичное закрепление

— Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются) На
доске записаны слова в два столбика. Давайте найдем и запишем в тетради пары
слов, близких по смыслу.  

Работать               Трудиться

Смеяться               Хохотать

Глядеть                  Смотреть

Скакать                   Прыгать

Бросить                   Кинуть

Идти                        Шагать

— Подведем итог, что такое
синонимы?

— А что же такое
антонимы? (Выслушиваю детей)

V. Физминутка «Мы писали»

VI. Первичное закрепление

— Я предлагаю вам
поиграть в игру «Говори наоборот». Я по очереди буду передавать вам мяч и
говорить слово, а вы должны назвать слово, противоположное ему по значению.

Стоять-сидеть

Хвалить-ругать

Строить-ломать

Отдать-забрать

Веселиться-грустить

Светлеть-темнеть

Замерзать-греться

Находить-терять

Помнить-забывать

Мириться-ссориться

Помогать-мешать

Огорчить-порадовать

Надеть-снять

Падать-вставать

Кричать-молчать

Включить-выключить

Открыть-закрыть

— Что такое антонимы?

— Предлагаю вам выполнить
задание «Аукцион слов».

— Что такое
«аукцион»?

Аукцион —  это
торг, при котором товар или имущество продаётся тому, кто предложил самую
высокую цену.

— В нашем случае,
вместо товара даны глаголы, а цена за них-антонимы и синонимы. На доске есть
слова, разделенные на два столбика. К первому столбику нужно письменно подобрать
синонимы, а ко второму антонимы.

Темнеть

Ругать

Грустить

Рассказывать

Обожать

Купаться

— Проверим, как вы
выполнили задание.

— Приготовьтесь
записать под диктовку пословицу.

Труд молодит,
а лень старит.

— Объясните
орфограммы.

—  Проверьте
правильное написание.

— Назовите только глаголы.

— Что можете о них
сказать? (глаголы – антонимы).

— Докажите.

-Сейчас на доске
появились слова: греть, весенний, солнце, прохладный, ветерок, капли дождя.
Составьте из этих слов два предложения, противоположных по смыслу. Запишите.
Найдите и подчеркните главные члены предложения.

-Что вам помогло в
выполнении всех  заданий?(знание правил)

-Для чего нам нужно
знать правила?

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

— С какой темой мы
сегодня поработали?

-Что нового узнали?

-Что такое антонимы?
Что такое синонимы?

-Возникли ли сложности
на уроке?

-Какую оценку вы бы
поставили себе за урок? Почему?

-На нашей доске
изображено дерево, но посмотрите, его ветви совсем голые и пустые, на них нет
ни одного листочка. Зато листочки есть на ваших партах. Каких они цветов? Все
верно. Я предлагаю вам выбрать по одному листочку и прикрепить его на наше
дерево. Выберите листочек зеленого цвета, если вам было интересно и просто
работать на уроке, жёлтый, если было интересно, но возникали трудности в
работе, а красный, если урок вам не понравился и вам было сложно и скучно.

-Спасибо за урок.

Тип урока: урок объяснения нового.

Форма урока: традиционный урок.

Цель урока: совершенствование умений
правильно подбирать слова близкие и
противоположные по смыслу и пользоваться ими для
эффективного общения в устной и письменной речи.

Деятельность учителя Деятельность учащихся, планируемые
ответы, действия
Подготовка к началу урока
(30 секунд до начала урока)
Учитель встречает детей у своего
рабочего места, приглашая их занять свои места.
В кабинете звучит негромкая музыка.
Дети входят в класс. Все проходят на свои места,
приветствуют учителя.
Пояснение учителя к этапу урока
Предварительное оборудование кабинета
способствует настрою детей на урок,
сосредоточенности на предполагаемом материале,
безусловному воспроизведению в памяти имеющихся
знаний по теме.
I. Организационный момент
(1 мин.)
слайд 1
Учитель: 
– Здравствуйте, ребята!
– Мне ещё раз хочется сказать вам: «Доброе утро!».
А утро действительно сегодня доброе! Не правда
ли? Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. 
Присаживайтесь.
 

Дети внимательно слушают учителя.
Дети  улыбкой и наклоном головы приветствуют
учителя, друг друга.

Пояснение учителя к этапу урока
Этот приём позволит учителю снять напряжение с
учащихся, сконцентрировать их внимание на себе
как основном объекте, предъявляющем информацию.
II. Орфографическая минутка
(3 мин.)
слайд 2
Учитель: 
– Начнём урок с повторения.
Дети внимательно слушают информацию,
рассматривают материалы на доске, партах.

На
экране:

звон
зелень
блеск
свет
крик
корм

– Прочитайте слова. К какой части речи
они относятся? Объясните свой ответ.
Дети:
– Это имена существительные. Слова отвечают на
вопросы кто? что?
– Образуйте от существительных слова,
отвечающие на вопрос «что делать?».
Звон – звонить
Зелень – зеленеть
Свет – светить
Крик – кричать
Корм – кормить
– Слова какой части речи получили? Дети:
– Это глаголы. Слова, обозначающие действие
предмета.
– Объясните орфограммы в корне слова. – В корне безударная гласная,
проверяемая ударением.
Учащиеся подбирают проверочные слова, объясняют
написание орфограммы.
Пояснение учителя к этапу урока
Учитель должен постараться привлечь внимание
ребят, настроить их на самостоятельную,
продуктивную работу.
III. Повторение (3 мин.)
Учитель: Как называются слова,
противоположные по смыслу? (Антонимы)
– Слова каких частей речи могут иметь антонимы?


Следующее задание обсудите и выполните в парах.
Подберите антонимы.

добро /зло/ смелый /трусливый/
работа /безделье/ аккуратный /неряшливый/
утро /вечер/ верхний /нижний/
тепло /холод/ ленивый /прилежный/
Дети:
– Слова, противоположные по значению
называются антонимы.
– Имена существительные, прилагательные могут
иметь антонимы.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение
Идёт предварительное обсуждение задания в парах.
После выслушиваются устные ответы учащихся.
– Как называются слова близкие по
значению. (Синонимы)
Дети:
– Слова, близкие по значению, называются
синонимами.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение
– Приведите примеры таких слов. Учащиеся приводят примеры
слов-синонимов. Н-р:
Родина / отчизна, отечество /
воин / боец, защитник /
застенчивый / стыдливый, стеснительный /
Пояснение учителя к этапу урока
На данном этапе выявляются базовые знания по
разделу. На данном этапе осуществляется
выявление основного понятия, которое должно быть
актуализировано на уроке.  Организуется
работа в группах, которая требует соблюдения
определённых правил взаимодействия.
IV. Сообщение темы и цели
урока (1 мин.)

слайд 3-4
Учитель: 
– Мы продолжаем работать по теме «Глагол». Тема
урока «Глаголы близкие и противоположные по
значению».
– Научимся подбирать к глаголам синонимы и
антонимы и использовать эти умения в речи.
 

Дети внимательно слушают
информацию, в глазах должно читаться одобрение.

Пояснение учителя к этапу урока
Учитель должен постараться заинтересовать
ребят, настроить их на предстоящую работу.
V.  Чистописание (3
мин.)

слайд 5
Учитель:
– Как обычно, в начале урока – оформление
тетради и минутка чистописания. Повторим
написание заглавной и строчной буквы Гг.
– Вспомним, как пишется буква. Внимание на слайд.
Учитель:
– Образцы работы у вас на столах.
 

Дети внимательно слушают
информацию, рассматривают материалы на доске,
партах.

Ребята, посмотрев образец работы, приступают к
самостоятельному выполнению задания.
Учитель обращает внимание на правильность
посадки за партой Немаловажно и положение
тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево –
для праворуких и влево – для леворуких учащихся.
Угол наклона нижнего края страницы по отношению
к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол
страницы, на которой пишет учащийся,
располагается напротив середины руки.
Учитель проверяет,  правильно ли держит ученик
ручку.

Пояснение учителя к этапу урока
На этом этапе урока ведётся работа по
совершенствованию навыка написания букв и
соединений, отработка написаний, в которых дети
допускают ошибки.
VI. Работа по теме урока.
Наблюдение за глаголами-антонимами (10 мин.)

слайды 6-8
Учитель:
1.– Соберите предложения из рассыпавшихся слов.
Предложения запишите в тетрадь.
Дети выполняют следующее
задание: из рассыпавшихся слов собирают
предложения:

  • небе звезды в последние погасли утреннем
  • разноцветные на огни зажглись ёлке

«В утреннем небе погасли последние звёзды».
«На ёлке зажглись разноцветные огни».

Получившиеся предложения учащиеся записывают
в тетрадь с комментированием.

2. – Найдите в этих предложениях
глаголы. Подчеркните двумя чертами.

– Что можно
сказать об этих глаголах?

Дети находят глаголы, опираясь на
глагольные вопросы.

Дети:
– Эти глаголы противоположны по смыслу.

3. – Как называются слова,
противоположные по смыслу?

Минус – плюс,
Огонь – вода,
Истинный и ложный.
Все антонимы всегда противоположны.

– Слова, противоположные по
смыслу называются антонимы.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение
4. Работа по учебнику, страница 198
упражнение 533
– Напишите пословицы. Подчеркните глаголы,
сравните их по смыслу.
Упражнение выполняется устно.
5. – Прочитайте предложения на слайде.

  • Солнце  всходит  и …
  • Ласточка  день  начинает, а  соловей …
  • Любишь  брать,  люби  и …
  • Встретил  с  радостью, а … с жалостью.

– Закончите предложения, используя глагол с
противоположным значением.
– Назовите глаголы-антонимы.

Дети внимательно смотрят на
экран, обдумывают свои ответы.
Пояснение учителя к этапу урока
На этом этапе организованы наблюдения,
стимулирована инициатива, организована детская
деятельность через привлечение материала
учебника, учебные, дидактические и
демонстрационные пособия.
VII. Физминутка (3
мин.)

слайд 9
VIII. Работа по теме
урока.Наблюдение за глаголами-синонимами (10 мин.)

слайды 10-17
Учитель:
1. – Среди данных слов найдите только глаголы.
– В своей речи мы используем слова не только
противоположные по значению, но и близкие,
сходные по смыслу, но отличающиеся оттенками
значения.
– Как они называются?
К  предметам, изображённым на
экране дети подбирают  слова, близкие по
значению.

Это слова-синонимы.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение

2. Составление синонимических рядов.
– В языке много слов, обозначающих одно и то же
понятие, но отличающихся различными оттенками
значения. Давайте поработаем с такими словами.
– К каждому предмету (на экране) подберите
подходящие по смыслу глаголы.
 

Дети внимательно слушают.

Дети выполняют задание устно.
Конь: бежит, несётся, мчится.
Девочка: прыгает, скачет.
Костёр: горит, пылает.
Звезда: блестит, сверкает, сияет.
Флаг: колышется, развевается.
Дождь: льёт, моросит.

3. – Что можете сказать о глаголах в
каждой группе?
Дети:
– Эти слова похожи, близки по значению.
4. – Как называются слова, близкие по
значению?
– Чем эти слова отличаются?
– Слова, близкие по значению, называются
синонимами, вам, ребята, нужно внимательно
относиться к выбору слова, чтобы сказать
наиболее точно, ярко и выразительно.
 

– Слова отличаются смысловым
оттенком.

Учитель обобщает ответы и дает полное
объяснение

5. – Распределите глаголы-синонимы в
порядке усиления действия.
Ребята устно выполняют задание,
опираясь на информацию, изображённую на слайде.
Дождь: моросит, накрапывает, хлещет, льёт.
6. Работа по учебнику.
– Открываем учебник на странице 197. Выполняем
упражнение 529

Учитель:
– Обобщим информацию о глаголах-синонимах и
глаголах-антонимах.
– Прочитайте правило в учебнике.

Упражнение выполняется
коллективно с комментированием с места
отдельными учениками
7. Чтение информации учебника на
странице 199.
Дети знакомятся с информацией
учебника самостоятельно. Затем правило читает
один ученик.
Пояснение учителя к этапу урока
На данном этапе учащимися закрепляются значения
новых слов, которые отрабатывались в течение
урока. Учителю необходимо направлять и
корректировать речевую деятельность учащихся в
ходе коллективных действий. При этом внимательно
наблюдать за качеством и скоростью работы
учащихся, их эмоциональными проявлениями для
того, чтобы сделать вывод об эффективности
используемых приёмов, результативности работы,
для общего развития учащихся.
IX. Закрепление (4
мин.)

Слайд 18
Учитель: 
– Подберите к данным словам синонимам, затем
антонимы.

  • Бранить – ругать – хвалить.
  • Бежать – мчаться – стоять.
  • Веселиться – радоваться – грустить.
  • Брать – взять – отдать.
 
Пояснение учителя к этапу урока
На этом этапе надо установить обратную связь,
определить уровень усвоения учащимися темы
урока, научить ясно и логично высказывать свою
точку зрения.
 
X. Итог урока (2 мин.)
Слайды 19-20
Учитель:
– Какие слова учились использовать в речи?
– Приведите примеры глаголов – синонимов и
глаголов – антонимов.
– Молодцы. Урок закончен.
Пояснение учителя к этапу урока.

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»

Технологическая карта
Урока русского языка в 3 «Б» классе

Тема:«Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.»

Цель: Создание условий для формирования уменийграмотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение словарного запаса, совершенствование умений распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи.

Планируемые результаты:

Личностные: Развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа;осознание себя носителем этого языка.

Предметные: закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи,

Познавательные:Анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

Развивающие: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;

Воспитывающие: создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Тип урока: Открытие новых знаний

Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал.

Этап урока,

цель этапа, время

Методы, приёмы обучения

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы работы

Виды контроля,

1

Орг. Момент

Мотивация

(1-2 мин)

Цель: настроить учащихся на слаженную, продуктивную работу

Словесный (приветствие, слово учителя)

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Евгеньевна и сегодня, я проведу у вас урок русского языка.

-Проверьте готовность к уроку, все ли на месте.

-Начнем наш урок с девиза, прочитаем хором:(слайд 1)

Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться!

Лишь учиться и трудиться!

В жизни это пригодиться!

Приветствуют учителя, друг друга.

Проверяют, все ли лежит на парте

Фронтальная

Текущий

2

Актуализация знаний

практический

 -Давайте откроем свои тетрадки записываем число, классная работа. Тетрадь у нас лежит под наклоном, ручку держим правильно, спинки не забываем держать прямыми.

Минутка чистописания.

Ее ееЕеееЕеее

енекет

Записывают число ,классная работа

3

Самоопределение к деятельности

(2-3 мин)

Цель: определить тему и сформулировать задачи урока

Словесный

— Ребята, прочитайте слова: (слайд 2)

пробраться

проникнуть

пройти

строить

разрушать

— Почему все эти слова в одной группе?

— Докажите.

— Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать?

— Каково их значение?

— Как по–другому их можно назвать?

— Совершенно верно. 

— Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?

— Как понять «противоположные»? 

— Все верно!

— Как по-другому их можно назвать? 

—  Оказывается, у глаголов тоже могут быть антонимы и синонимы. Кто уже догадался, о чём мы будем говорить, и сможет сформулировать тему урока?

Тема: «Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы»(слайд3)

— Дайте определение глагола.

-А какую цель мы поставим перед собой?(слайд4)

Давайте теперь с вами прочитаем план урока:(слайд 5)

  1. Научитьсяраспознавать глаголы среди других частей речи;

  2. Употреблятьглаголы-синонимы и глаголы-антонимы в тексте.

Это глаголы

рассказывают правило и пример

это глаголы близкие по смыслу

проникнуть во внутрь чего – либо

синонимы

Это глаголы противоположные по значению

Наоборот

Антонимы

Формулируют тему и цель урока

Фронтальная

4

Реализация выбранного плана (открытие новых знаний)

Словесные

-Ребята, мы сейчас с вами будем тренироваться подбирать к глаголам синонимы и антонимы.

— Подберите к глаголам синонимы и запишите их. Бороться, думать, болтать, надоедать,танцевать.

-Подберите к словам антонимы и запишите их. Строить, спать, встречать, идти.

Работа со словарным словом

Завтрак.

-Ребята,запишите это слово. Обозначьте орфограмму. Придумайте и запишите предложение с этим словом. Запомните написание этого слова.

Упр. 175 (с. 103).

-Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок?

— Какие слова обозначают действия зайцев? Найдите их и назовите. К какой части речи они относятся?

— Найдите глаголы-синонимы. Объясните, почему в первых двух предложениях автор употребил именно эти глаголы.

-Сейчас вам нужно выписать глаголы, выделить в них приставки. Подчеркнуть глаголы, которые отвечают на вопросы что сделали?

-Разберите слова старые3 и зайцы3 

Собрались, сбежались, приплелись; хихикнули, засмеялись, улыбнулись.

Работают с текстом

старые3 -прил, какие? Н. ф-старый ,мн.ч, И.п,второстепенный член

зайцы3 -сущ ,кто? Н .ф – заяц, одуш ,м. р И .п мнч,подлежащее

солнце (солнечный)  непроизнглзолотом, серебристая (сере́бряный) 

росинки (ро́сы) – безудгл

листьях– разделит Ь

в переносном значении употреблены: сверкнула мысль, горят звезды, блестят огни

Фронтальная, индивидуальная

Текущий,

Устный,

Практический,

Самоконтроль

Физминутка

Словесный

5

Закрепление изученного материала

Словесный

(Работа с планом)

Упр 177(стр104)

Прочитайте.

А речка эта по лугам и склонам…
Летит, журчит, смеется, как ребенок,
Звенит, лопочет, скачет по камням.
                                        Р. Гамзатов

  • Найдите глаголы. Чем они интересны? Почему автор использовал именно эти глаголы?

К каким глаголам можно подобрать синонимы? антонимы?

Спишите. Подчеркните глаголы.

Упр 179(стр 104)

Прочитайте отрывок из стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает».

  • стихотворения приведённому отрывку? А о чём ещё можно мечтать?

  • Какими частями речи являются выделенные слова?

  • Соответствует ли название

-выполняют упражнение

Летит, журчит, смеется, звенит, лопочет, скачет.
Автор использовал именно эти глаголы, чтобы показать какая она речка.

Синонимы:смеется-хохочет;

звенит-звучит, бренчит; скачет-прыгает, передвигается

Антонимы: летит-ползет; смеется-плачет; лопочет-молчит

Читают стихотворение

фронтальная

Текущий,

Устный

Инструктаж домашнего задания

(1-2 мин)

Цель: сообщить детям о задании на дом

Словесный (объяснение)

Откройте дневники и запишите домашнее задание: учебник страница 104 упражнение 178

Записывают домашнее задание

фронтальная

6

Рефлексия. Итог урока.

Цель: подвести итог урока, выявить знания учащихся

словесный

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Какую цель мы перед собой ставили?

-Оцените свою работу на уроке. Если вам было легко, покажите зеленую сторону сигнальной карточки, а если у вас возникали затруднения — красную.

Отвечают на вопросы

Поднимают сигнальные карточки

индивидуальная

Текущий

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Глаголы синонимы антонимы омонимы
  • Глаголы синонимы 6 класс презентация
  • Глаголы помогает синонимы
  • Глаголы отдавать синонимы
  • Глаголы могут быть синонимами