Класс: 3
Предмет: Русский язык
Тема урока: Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.
Задачи:
1.Образовательные:
- Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.
- Закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.
- Учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника.
2. Развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность.
- Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.
- Развивать интерес у детей к предмету.
- Развитие общеучебных навыков.
3. Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, ответственность,
- Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
4. Оздоровительная
1. Создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.
Раздаточный и демонстрационный материал: карточки «Лото», «Бортовые журналы», сигнальные карточки «штурвал» и «спасательный круг», карточки с дифференцированными заданиями, демонстрационный материал, карточки – «тройки», презентация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска).
Этап |
Вид работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
||||||||||||
I. Организационный момент. Цель: Психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке. |
Знакомство, настрой |
Не то беда что мы всегда Чего – нибудь не знаем, А то беда, что иногда Незнание скрываем. А если знаешь сам, чего Не знаешь, не умеешь, Тогда добьешься своего, Узнаешь, поумнеешь. Пожелаем друг другу: Мы будем внимательны; Мы будем думать – И у нас все получится. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
||||||||||||
II. Актуализация знаний учащихся. Цель: Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания о глаголе. Задачи: Развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство дружбы. |
1. Словарная работа. 2. Минутка чистописания |
Работа в парах. Игра «ЛОТО». -Я буду говорить задание, а вы фишкой накрываете те слова, о которых идет речь. — Закройте все слова, которые называют предметы одежды. — Закройте все географические названия. — Закройте все слова, которые называют овощи. — Прочитайте слова, которые остались незакрытыми? — Что объединяет эти слова? — Докажите это. Учитель помещает на доску таблички с надписью «глагол».Слайд1 — Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. — Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо провести минутку чистописания. — Перед вами лежат листочки. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно, аккуратно переписать в тетрадь письменными буквами в соединении: 1 вариант: гсгигнгогнгигмгы 2 вариант: гагнгтгогнгигмгы — Возьмите карандаш и вычеркните букву г. — Что интересного заметили? — Какое слово получилось? Учитель помещает на доску таблички с надписью «синонимы» и «антонимы».Слайд1 |
Учащиеся накрывают фишками словарные слова.
— Летят, лечит, грузят. — Все эти слова — глаголы. — Глагол- это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета. Учащиеся прописывают буквы в соединении. Учащиеся вычёркивают букву г. 1 вариант – синонимы, 2 вариант — антонимы. |
||||||||||||
III. Этап формулировки темы и целей урока. Цель: Учить детей логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнёром учителя. Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений. |
Вопросы на доске |
— Опираясь на оставшиеся слова в карточке «ЛОТО» и получившиеся слова в минутке чистописания, сформулируйте тему нашего урока. — Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы можем ответить за время путешествия? Назовите их. (вопросы записаны на слайде) Слайд2 — Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? — Какие глаголы называются синонимами? — Какие сказки сочинил А.С.Пушкин? — Какие глаголы называются антонимами? — Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи? — Действительно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз (остались вопросы, на которые планируется ответить на уроке). |
— Глаголы — синонимы и глаголы-антонимы. Учащиеся выбирают нужные вопросы: — Какие глаголы называются синонимами? — Какие глаголы называются антонимами? — Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи? |
||||||||||||
IV. Репродуктивно-поисковый этап. Цели: Познакомить с понятием глаголы-синонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи. Задачи: Создание положительно-эмоционального климата. Контроль за посадкой во время письма и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы. |
1. Работа над понятием синонимов. 2. Упражнения в подборе синонимов. |
— Путешествие начинается. — Первый остров на нашем пути – остров Синонимов. Итак, мы сошли на берег. Перед нами Дворец Синонимов. В нём устроена Картинная галерея. (на слайде рисунки) Слайд3 — Рассмотрите картины. Как эти картины можно подписать с помощью подписей-действий? Слайд 4, 5, 6 — Что можно о них сказать? — Полученные подписи – это слова -..(синонимы) — Как по–другому их можно назвать? — Совершенно верно, слова – друзья. (на доске под словом «синонимы» крепится полоска со словом «друзья») Слайд 7 — Давайте попробуем найти среди множества глаголов – синонимы (запись на доске) работать передвигаться трудиться плакать смеяться бросить глядеть хохотать рыдать смотреть поднять кинуть идти стоять -А теперь прочитайте слова (слова на слайде). Слайд 8 — Что можно о них сказать? Почему? смеяться — Посмотрите на эти синонимы. Можно ли их назвать однокоренными? — Что вы еще заметили? — Какой можно сделать вывод? (Синонимы – это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию – надпись на слайде) |
Дети придумывают глаголы (после ответов учащихся на слайде появляются подписи): Пляшут – танцуют Говорят – беседуют Глядит – смотрит — Это глаголы близкие по смыслу. — Синонимы — Это слова – друзья. Учащиеся находят пары синонимов. Работать — трудиться передвигаться — идти плакать — рыдать смеяться — хохотать глядеть — смотреть бросить — кинуть Учащиеся выписывают любые две пары синонимов. — Глаголы – синонимы, слова близкие по смыслу. — Нет, они разные по написанию. — От уменьшения действия к усилению значения слова. — Синонимы – это слова, близкие по смыслу. |
||||||||||||
3. Работа над словосочетанием. |
— Прочитайте словосочетание на слайде. Слайд 9 Бить баклуши — Как вы понимаете его значение? — Каким глаголом-синонимом мы можем иего заменить? — Посмотрите на доску. Записаны словосочетания. Я вам предлагаю самостоятельно заменить их глаголами-синонимами и записать напротив. Повесить нос – Витать в облаках – Водить за нос – Сидеть сложа руки — |
Учащиеся читают надпись. — Бездельничать. Учащиеся по вариантам записывают: Повесить нос — грустить. Витать в облаках — мечтать Водить за нос – обманывать. Сидеть сложа руки – бездельничать. Ученики по вариантам озвучивают выполненную работу. |
|||||||||||||
4. Работа с предложением .стр. 103 упр. 175 ( 2 предлож.) |
Учитель читает . — Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины. — Понравилось ли вам предложение по конструкции? — Как можно избежать повторения слов в предложении? — Почему один и тот же глагол употребляется по-разному? — Для чего используют синонимы в речи? |
— Повторяются глаголы. — Заменить другими глаголами-синонимами. — Точнее выражается мысль — Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. |
|||||||||||||
5. Вывод. |
— Путешествие по острову Синонимов заканчивается. — Давайте вспомним, на какие вопросы мы уже нашли здесь ответы: — Что такое синонимы? — Для чего используют синонимы в речи? |
— Синонимы – это слова, близкие по смыслу. — Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. |
|||||||||||||
Физминутка |
— Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Большая часть работы выполнена. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в 20 словах. Покачайтесь, покружитесь, |
||||||||||||||
V. Репродуктивно-поисковый этап. Цели: Познакомить понятием глаголы-антонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи. Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и контроль за посадкой во время письма. |
1. Работа над понятием антонимы. 2. Упражнения в самостоятельном подборе антонимов. |
— Вот мы причалили к острову Антонимов. Слайд10. Мы оказываемся у замка. Перед нами две двери. Чтобы пройти дальше нам нужно распределить глаголы в два столбика: Что хорошо, а что плохо? трудиться, лениться ссориться, мириться чистить, пачкать терять, находить смеяться, грустить плакать, веселиться дружить, враждовать печалиться, радоваться любить, ненавидеть заболеть, выздороветь — Прочитайте слова. Что можно о них сказать? — Как понять «противоположные»? — Верно, это слова — спорщики. — Как по-другому их можно назвать? (антонимы). — Что такое антонимы? — Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили. (Антонимы – слова, противоположные по смыслу – надпись на слайде). — Сейчас мы будем играть в игру «Перестрой фразы наоборот». У: Я буду работать. |
Учащиеся распределяют глаголы в 2 столбика: Хорошо / плохо Трудиться / лениться Мириться / ссориться Чистить / пачкать Находить / терять Смеяться / грустить Веселиться / плакать Дружить / враждовать Радоваться / печалиться Любить / ненавидеть Выздороветь / заболеть — Это глаголы противоположные по смыслу. — Наоборот. — Антонимы – слова, противоположные по смыслу. Учащиеся отвечают хором. |
||||||||||||
3. Работа над пословицей. |
— Продолжите пословицу ( на доске): — Ласточка день начинает, а соловей … (кончает) Объясните смысл. Объясните орфограммы, которые встречаются в этой пословице. Запишите пословицу по памяти. Подчеркните в пословице глаголы. Что вы можете о них сказать? — Для чего нам необходимы антонимы? |
— кончает Начинает – кончает, это антонимы. Слайд 11 — Речь становится красивой, выразительной, точной. |
|||||||||||||
4. Работа с карточками .Дифференцированная работа. |
Карточка 1 1.Подчеркните глаголы – синонимы. Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало. 2. Подберите антонимы к словам: пропал – (?) …(нашёлся, появился) сломал – (?) … (сделал, наладил) Карточка 2 1. Замените синонимами глаголы: Солнце село — (зашло, закатилось) Самолёт сел – (приземлился) 2. Запиши антонимы: ходить -… болтать -… засыпать -… сидеть — … Карточка 3 1. Найти синонимы и подчеркнуть их. Зябнет осинка, 2. Напиши антонимы к глаголам: Бездельничать – работать, Огорчаться – радоваться. — Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов? — Откройте учебник на странице 154 – 155 1 вариант – выписать две пары глаголов – синонимов 2 вариант – две пары глаголов — антонимов |
Нужно обратиться к словарю. |
|||||||||||||
5. Вывод |
— Пришло время покинуть остров Антонимов. — Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы: — Что такое антонимы? — Для чего используют антонимы в речи? |
— Антонимы – это слова противоположные по смыслу. — Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной. |
|||||||||||||
VI. Рефлексия |
— Соотнесите определение с парами глаголов Слайд 12 |
||||||||||||||
VII. Итог |
Вопросы по теме урока |
— Путешествие наше закончилось. Пора бросать якорь. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия? — Какие слова называются синонимами? А какие слова — антонимами? — Для чего нужны синонимы и антонимы в речи? — На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.) — Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас? — Поднимите руку у кого 5 плюсов. Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше? — Молодцы, я рада за вас. — Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу! |
— Синонимы – слова, близкие по смыслу. — Антонимы – слова, противоположные по смыслу. — Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, точной и без повторов. |
||||||||||||
VIII. Д. з. |
По выбору 1. упр.180 2. Подобрать 3 пословицы с глаголами – антонимами. |
Тема: Глаголы –
синонимы, глаголы – антонимы.
Цели: 1. Развитие умения употреблять в речи близкие
и противоположные
по
смыслу глаголы.
2. Закреплять
знания о глаголе, как части речи.
3.
Воспитывать любовь к родному языку.
Ход
урока.
I.
Организационный
момент.
— Доброе
утро всем утро!
II. Работа в тетрадях
— Откройте свои тетради, запишите число: Третье апреля. Классная
работа.
Минутка чистописания. На доске внимательно прочитайте слова для минутки
чистописания: (Один ребёнок читает)
(Показываю на доске).
-Какие в этих словах орфограммы? Можем ли мы их проверить? Как
называются эти слова?(словарные)
III. Введение в тему.
— Прочитайте слова на доске:
пробраться
войти
строить
разрушать
— Почему все эти слова в одной группе? (это глаголы)
— Докажите. (дети рассказывают правило)
-Выберите верные утверждения о глаголе из приведенных на доске.
-Сформулируйте правило о глаголах.
— Прочитайте слова снова. Теперь они поделились на две группы. Что
можно сказать о словах первой группы?
— Каково их значение?
— Как по–другому их можно назвать? (синонимы)
— Совершенно верно.
— Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?
( Это глаголы противоположные по значению)
— Как по-другому их можно назвать? (антонимы).
— Кто назовёт тему сегодняшнего урока?
— Прочитайте ещё раз, как называется наша тема урока:
«Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы».
IV. Первичное закрепление
— Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются) На
доске записаны слова в два столбика. Давайте найдем и запишем в тетради пары
слов, близких по смыслу.
Работать Трудиться
Смеяться Хохотать
Глядеть Смотреть
Скакать Прыгать
Бросить Кинуть
Идти Шагать
— Подведем итог, что такое
синонимы?
— А что же такое
антонимы? (Выслушиваю детей)
V. Физминутка «Мы писали»
VI. Первичное закрепление
— Я предлагаю вам
поиграть в игру «Говори наоборот». Я по очереди буду передавать вам мяч и
говорить слово, а вы должны назвать слово, противоположное ему по значению.
Стоять-сидеть
Хвалить-ругать
Строить-ломать
Отдать-забрать
Веселиться-грустить
Светлеть-темнеть
Замерзать-греться
Находить-терять
Помнить-забывать
Мириться-ссориться
Помогать-мешать
Огорчить-порадовать
Надеть-снять
Падать-вставать
Кричать-молчать
Включить-выключить
Открыть-закрыть
— Что такое антонимы?
— Предлагаю вам выполнить
задание «Аукцион слов».
— Что такое
«аукцион»?
— Аукцион — это
торг, при котором товар или имущество продаётся тому, кто предложил самую
высокую цену.
— В нашем случае,
вместо товара даны глаголы, а цена за них-антонимы и синонимы. На доске есть
слова, разделенные на два столбика. К первому столбику нужно письменно подобрать
синонимы, а ко второму антонимы.
Темнеть
Ругать
Грустить
Рассказывать
Обожать
Купаться
— Проверим, как вы
выполнили задание.
— Приготовьтесь
записать под диктовку пословицу.
—Труд молодит,
а лень старит.
— Объясните
орфограммы.
— Проверьте
правильное написание.
— Назовите только глаголы.
— Что можете о них
сказать? (глаголы – антонимы).
— Докажите.
-Сейчас на доске
появились слова: греть, весенний, солнце, прохладный, ветерок, капли дождя.
Составьте из этих слов два предложения, противоположных по смыслу. Запишите.
Найдите и подчеркните главные члены предложения.
-Что вам помогло в
выполнении всех заданий?(знание правил)
-Для чего нам нужно
знать правила?
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
— С какой темой мы
сегодня поработали?
-Что нового узнали?
-Что такое антонимы?
Что такое синонимы?
-Возникли ли сложности
на уроке?
-Какую оценку вы бы
поставили себе за урок? Почему?
-На нашей доске
изображено дерево, но посмотрите, его ветви совсем голые и пустые, на них нет
ни одного листочка. Зато листочки есть на ваших партах. Каких они цветов? Все
верно. Я предлагаю вам выбрать по одному листочку и прикрепить его на наше
дерево. Выберите листочек зеленого цвета, если вам было интересно и просто
работать на уроке, жёлтый, если было интересно, но возникали трудности в
работе, а красный, если урок вам не понравился и вам было сложно и скучно.
-Спасибо за урок.
Тип урока: урок объяснения нового.
Форма урока: традиционный урок.
Цель урока: совершенствование умений
правильно подбирать слова близкие и
противоположные по смыслу и пользоваться ими для
эффективного общения в устной и письменной речи.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся, планируемые ответы, действия |
||||||||
Подготовка к началу урока (30 секунд до начала урока) |
|||||||||
Учитель встречает детей у своего рабочего места, приглашая их занять свои места. |
В кабинете звучит негромкая музыка. Дети входят в класс. Все проходят на свои места, приветствуют учителя. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Предварительное оборудование кабинета способствует настрою детей на урок, сосредоточенности на предполагаемом материале, безусловному воспроизведению в памяти имеющихся знаний по теме. |
|||||||||
I. Организационный момент (1 мин.) слайд 1 |
|||||||||
Учитель: – Здравствуйте, ребята! – Мне ещё раз хочется сказать вам: «Доброе утро!». А утро действительно сегодня доброе! Не правда ли? Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь. |
Дети внимательно слушают учителя. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Этот приём позволит учителю снять напряжение с учащихся, сконцентрировать их внимание на себе как основном объекте, предъявляющем информацию. |
|||||||||
II. Орфографическая минутка (3 мин.) слайд 2 |
|||||||||
Учитель: – Начнём урок с повторения. |
Дети внимательно слушают информацию, рассматривают материалы на доске, партах. На звон |
||||||||
– Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Объясните свой ответ. |
Дети: – Это имена существительные. Слова отвечают на вопросы кто? что? |
||||||||
– Образуйте от существительных слова, отвечающие на вопрос «что делать?». |
Звон – звонить Зелень – зеленеть Свет – светить Крик – кричать Корм – кормить |
||||||||
– Слова какой части речи получили? | Дети: – Это глаголы. Слова, обозначающие действие предмета. |
||||||||
– Объясните орфограммы в корне слова. | – В корне безударная гласная, проверяемая ударением. Учащиеся подбирают проверочные слова, объясняют написание орфограммы. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Учитель должен постараться привлечь внимание ребят, настроить их на самостоятельную, продуктивную работу. |
|||||||||
III. Повторение (3 мин.) | |||||||||
Учитель: Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы) – Слова каких частей речи могут иметь антонимы? –
|
Дети: – Слова, противоположные по значению называются антонимы. – Имена существительные, прилагательные могут иметь антонимы. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение Идёт предварительное обсуждение задания в парах. После выслушиваются устные ответы учащихся. |
||||||||
– Как называются слова близкие по значению. (Синонимы) |
Дети: – Слова, близкие по значению, называются синонимами. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение |
||||||||
– Приведите примеры таких слов. | Учащиеся приводят примеры слов-синонимов. Н-р: Родина / отчизна, отечество / воин / боец, защитник / застенчивый / стыдливый, стеснительный / |
Пояснение учителя к этапу урока На данном этапе выявляются базовые знания по разделу. На данном этапе осуществляется выявление основного понятия, которое должно быть актуализировано на уроке. Организуется работа в группах, которая требует соблюдения определённых правил взаимодействия. |
|
IV. Сообщение темы и цели урока (1 мин.) слайд 3-4 |
|
Учитель: – Мы продолжаем работать по теме «Глагол». Тема урока «Глаголы близкие и противоположные по значению». – Научимся подбирать к глаголам синонимы и антонимы и использовать эти умения в речи. |
Дети внимательно слушают |
Пояснение учителя к этапу урока Учитель должен постараться заинтересовать ребят, настроить их на предстоящую работу. |
|
V. Чистописание (3 мин.) слайд 5 |
|
Учитель: – Как обычно, в начале урока – оформление тетради и минутка чистописания. Повторим написание заглавной и строчной буквы Гг. – Вспомним, как пишется буква. Внимание на слайд. Учитель: – Образцы работы у вас на столах. |
Дети внимательно слушают Ребята, посмотрев образец работы, приступают к |
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе урока ведётся работа по совершенствованию навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки. |
|
VI. Работа по теме урока. Наблюдение за глаголами-антонимами (10 мин.) слайды 6-8 |
|
Учитель: 1.– Соберите предложения из рассыпавшихся слов. Предложения запишите в тетрадь. |
Дети выполняют следующее задание: из рассыпавшихся слов собирают предложения:
Получившиеся предложения учащиеся записывают |
2. – Найдите в этих предложениях глаголы. Подчеркните двумя чертами. – Что можно |
Дети находят глаголы, опираясь на глагольные вопросы. Дети: |
3. – Как называются слова, противоположные по смыслу?
|
– Слова, противоположные по смыслу называются антонимы. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение |
4. Работа по учебнику, страница 198 упражнение 533 – Напишите пословицы. Подчеркните глаголы, сравните их по смыслу. |
Упражнение выполняется устно. |
5. – Прочитайте предложения на слайде.
– Закончите предложения, используя глагол с |
Дети внимательно смотрят на экран, обдумывают свои ответы. |
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе организованы наблюдения, стимулирована инициатива, организована детская деятельность через привлечение материала учебника, учебные, дидактические и демонстрационные пособия. |
|
VII. Физминутка (3 мин.) слайд 9 |
|
VIII. Работа по теме урока.Наблюдение за глаголами-синонимами (10 мин.) слайды 10-17 |
|
Учитель: 1. – Среди данных слов найдите только глаголы. – В своей речи мы используем слова не только противоположные по значению, но и близкие, сходные по смыслу, но отличающиеся оттенками значения. – Как они называются? |
К предметам, изображённым на экране дети подбирают слова, близкие по значению. Это слова-синонимы. |
2. Составление синонимических рядов. – В языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения. Давайте поработаем с такими словами. – К каждому предмету (на экране) подберите подходящие по смыслу глаголы. |
Дети внимательно слушают. Дети выполняют задание устно. |
3. – Что можете сказать о глаголах в каждой группе? |
Дети: – Эти слова похожи, близки по значению. |
4. – Как называются слова, близкие по значению? – Чем эти слова отличаются? – Слова, близкие по значению, называются синонимами, вам, ребята, нужно внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать наиболее точно, ярко и выразительно. |
– Слова отличаются смысловым Учитель обобщает ответы и дает полное |
5. – Распределите глаголы-синонимы в порядке усиления действия. |
Ребята устно выполняют задание, опираясь на информацию, изображённую на слайде. Дождь: моросит, накрапывает, хлещет, льёт. |
6. Работа по учебнику. – Открываем учебник на странице 197. Выполняем упражнение 529 Учитель: |
Упражнение выполняется коллективно с комментированием с места отдельными учениками |
7. Чтение информации учебника на странице 199. |
Дети знакомятся с информацией учебника самостоятельно. Затем правило читает один ученик. |
Пояснение учителя к этапу урока На данном этапе учащимися закрепляются значения новых слов, которые отрабатывались в течение урока. Учителю необходимо направлять и корректировать речевую деятельность учащихся в ходе коллективных действий. При этом внимательно наблюдать за качеством и скоростью работы учащихся, их эмоциональными проявлениями для того, чтобы сделать вывод об эффективности используемых приёмов, результативности работы, для общего развития учащихся. |
|
IX. Закрепление (4 мин.) Слайд 18 |
|
Учитель: – Подберите к данным словам синонимам, затем антонимы.
|
|
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе надо установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения. |
|
X. Итог урока (2 мин.) Слайды 19-20 |
|
Учитель: – Какие слова учились использовать в речи? – Приведите примеры глаголов – синонимов и глаголов – антонимов. – Молодцы. Урок закончен. |
|
Пояснение учителя к этапу урока. |
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»
Технологическая карта
Урока русского языка в 3 «Б» классе
Тема:«Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.»
Цель: Создание условий для формирования уменийграмотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение словарного запаса, совершенствование умений распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи.
Планируемые результаты:
Личностные: Развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа;осознание себя носителем этого языка.
Предметные: закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи,
Познавательные:Анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
Развивающие: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;
Воспитывающие: создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Тип урока: Открытие новых знаний
Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал.
№ |
Этап урока, цель этапа, время |
Методы, приёмы обучения |
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
Формы работы |
Виды контроля, |
1 |
Орг. Момент Мотивация (1-2 мин) Цель: настроить учащихся на слаженную, продуктивную работу |
Словесный (приветствие, слово учителя) |
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Евгеньевна и сегодня, я проведу у вас урок русского языка. -Проверьте готовность к уроку, все ли на месте. -Начнем наш урок с девиза, прочитаем хором:(слайд 1) Запрещается лениться! Не болтать и не крутиться! Лишь учиться и трудиться! В жизни это пригодиться! |
Приветствуют учителя, друг друга. Проверяют, все ли лежит на парте |
Фронтальная |
Текущий |
2 |
Актуализация знаний |
практический |
-Давайте откроем свои тетрадки записываем число, классная работа. Тетрадь у нас лежит под наклоном, ручку держим правильно, спинки не забываем держать прямыми. Минутка чистописания. Ее ееЕеееЕеее енекет |
Записывают число ,классная работа |
||
3 |
Самоопределение к деятельности (2-3 мин) Цель: определить тему и сформулировать задачи урока |
Словесный |
— Ребята, прочитайте слова: (слайд 2) пробраться проникнуть пройти строить разрушать — Почему все эти слова в одной группе? — Докажите. — Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать? — Каково их значение? — Как по–другому их можно назвать? — Совершенно верно. — Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать? — Как понять «противоположные»? — Все верно! — Как по-другому их можно назвать? — Оказывается, у глаголов тоже могут быть антонимы и синонимы. Кто уже догадался, о чём мы будем говорить, и сможет сформулировать тему урока? Тема: «Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы»(слайд3) — Дайте определение глагола. -А какую цель мы поставим перед собой?(слайд4) Давайте теперь с вами прочитаем план урока:(слайд 5)
|
Это глаголы рассказывают правило и пример это глаголы близкие по смыслу проникнуть во внутрь чего – либо синонимы Это глаголы противоположные по значению Наоборот Антонимы Формулируют тему и цель урока |
Фронтальная |
|
4 |
Реализация выбранного плана (открытие новых знаний) |
Словесные |
-Ребята, мы сейчас с вами будем тренироваться подбирать к глаголам синонимы и антонимы. — Подберите к глаголам синонимы и запишите их. Бороться, думать, болтать, надоедать,танцевать. -Подберите к словам антонимы и запишите их. Строить, спать, встречать, идти. Работа со словарным словом Завтрак. -Ребята,запишите это слово. Обозначьте орфограмму. Придумайте и запишите предложение с этим словом. Запомните написание этого слова. Упр. 175 (с. 103). -Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок? — Какие слова обозначают действия зайцев? Найдите их и назовите. К какой части речи они относятся? — Найдите глаголы-синонимы. Объясните, почему в первых двух предложениях автор употребил именно эти глаголы. -Сейчас вам нужно выписать глаголы, выделить в них приставки. Подчеркнуть глаголы, которые отвечают на вопросы что сделали? -Разберите слова старые3 и зайцы3 |
Собрались, сбежались, приплелись; хихикнули, засмеялись, улыбнулись. Работают с текстом старые3 -прил, какие? Н. ф-старый ,мн.ч, И.п,второстепенный член зайцы3 -сущ ,кто? Н .ф – заяц, одуш ,м. р И .п мнч,подлежащее солнце (солнечный) непроизнглзолотом, серебристая (сере́бряный) росинки (ро́сы) – безудгл листьях– разделит Ь в переносном значении употреблены: сверкнула мысль, горят звезды, блестят огни |
Фронтальная, индивидуальная |
Текущий, Устный, Практический, Самоконтроль |
Физминутка |
Словесный |
|||||
5 |
Закрепление изученного материала |
Словесный |
(Работа с планом) Упр 177(стр104) Прочитайте. А речка эта по лугам и склонам…
К каким глаголам можно подобрать синонимы? антонимы? Спишите. Подчеркните глаголы. Упр 179(стр 104) Прочитайте отрывок из стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает».
|
-выполняют упражнение Летит, журчит, смеется, звенит, лопочет, скачет. Синонимы:смеется-хохочет; звенит-звучит, бренчит; скачет-прыгает, передвигается Антонимы: летит-ползет; смеется-плачет; лопочет-молчит Читают стихотворение |
фронтальная |
Текущий, Устный |
Инструктаж домашнего задания (1-2 мин) Цель: сообщить детям о задании на дом |
Словесный (объяснение) |
Откройте дневники и запишите домашнее задание: учебник страница 104 упражнение 178 |
Записывают домашнее задание |
фронтальная |
||
6 |
Рефлексия. Итог урока. Цель: подвести итог урока, выявить знания учащихся |
словесный |
— Над какой темой мы сегодня работали? — Какую цель мы перед собой ставили? -Оцените свою работу на уроке. Если вам было легко, покажите зеленую сторону сигнальной карточки, а если у вас возникали затруднения — красную. |
Отвечают на вопросы Поднимают сигнальные карточки |
индивидуальная |
Текущий |