Перейти к содержимому
В какой паре глаголы могут быть синонимами?
В какой паре глаголы могут быть синонимами?
(А) закопать — вскопать
(Б) заплыть — всплыть
(В) задуть — вздуть
(Г) закипеть — вскипеть
(Д) завинтить — взвинтить
1 ответ
admin Админ. ответил 3 года назад
Ответ: (Г) закипеть — вскипеть.
Обратимся к толковому словарю.
Закипеть — прийти в состояние кипения; начать кипеть.
Вскипеть — прийти в состояние кипения.
Таким образом, эти два глагола — синонимы.
«Льстить» – это что за глагол? Значения, синонимы и примеры
Конечно, хорошо бы нам всем жить в мире, где никому и в голову не придет спрашивать: а льстить – это что значит? В нашей реальности вряд ли кто-то не знаком с комплиментами по принуждению. Может быть, отдельные люди не знают значения слова, но это легко поправить. Рассмотрим смысл понятия, его синонимы и приведем примеры.
Значение
Словарь дает такие варианты:
- Говорить лживые комплименты, преследуя корыстные, эгоистичные цели. В любом сообществе есть лидер (формальный или нет) и его свита – подхалимы. Последние и поют песни о том, какой их предводитель замечательный. Вспомните школу, наверняка в ней такое случалось.
- Комплименты, которые преследуют цель поддержать человека или сделать ему приятное. Также можно тешить свое самолюбие или другое чувство.
Второе значение нуждается в более детальном пояснении, чем первое, ибо оно реже встречается. Обычно за лестью ходит дурная слава. Началась она тогда, когда вышла в свет басня А. И. Крылова «Ворона и Лисица», и вот с той поры никак «лести» не оправдаться, не стать в глазах народа словом положительным. Дальнейшие перспективы у этого слова тоже туманны – что поделать, сила традиции!
Читатель, наверное, понял, что действие «льстить» – это нечто такое, что может нести разную смысловую нагрузку. Чтобы закрепить вновь обретенное знание, проанализируем синонимы.
Слова-замены
«Льстить» – это относительно нейтральное слово, не грубое и не обидное (разве что слегка), но у него есть такие синонимы, которые могут хорошенько задеть человека. Конечно, в данном случае мы говорим о первом значении. Взглянем на такие замены:
- подхалимничать;
- лебезить;
- угодничать;
- лгать;
- врать.
Синонимы могут быть не только отдельными словами, но и целыми выражениями:
- кривить душой;
- приукрашивать/искажать факты;
- петь дифирамбы.
И наконец, если есть необходимость заменить хорошее значение слова, то можно использовать глаголы:
- поддерживать;
- хвалить;
- подбадривать.
Да, трудно поверить, но все это замены слова «льстить». Теперь давайте порассуждаем о том, что такое подхалимаж в своем основании.
Лесть – это ошибочно сделанные выводы. Случай Флетчера Рида
Очень просто обозвать человека, курящего фимиам вышестоящим, обидным или грубым словом. Намного труднее его понять. Льстец – это не обязательно плохой человек. Вспомним фильм «Лжец, лжец». Флетчер Рид не был дураком или совсем уж подлецом, хотя его моральный облик в начале кинокартины внушает определенные опасения. Просто герой Джима Кэрри искренно полагал, что именно так он сможет быстрее пролезть в руководство компании, стать партнером. Ф. Рид и работал много, и успевал говорить комплименты, и делал подарки всем и каждому, от кого зависело его продвижение по службе.
Иногда стремление человека льстить – это итог неправильных расчетов, в чем, собственно, Рид вскоре и убедился. Вообще, американцы любят разоблачать свой же главный фетиш – американскую мечту.
Лесть как сознательный способ существования
Но есть и другая история, когда человек отчетливо понимает, что льстить (что это значит, мы уже выяснили) – это единственный способ как-то устроиться в жизни, потому что нет особых способностей. Кроме того, в этом смысле быть «придворным курителем фимиама» значительно проще, чем трудом доказывать свою профпригодность. Начинается все в школе, а затем, если карта ложится, продолжается и на работе. Такие люди, конечно, ничего сверхъестественного не добиваются в жизни, но живут, не сильно напрягаясь. В этом тоже некоторые найдут какой-то смысл.
Теперь читатель знает, что такое «льстишь». Как понять термин, ему не стоит объяснять. Проблема в том, выбирать ли приспособление к реальности посредством восхваления вышестоящих или все-таки прокладывать свой путь в жизни, пусть это и значительно тяжелее.
Говорить: синонимы глагола и примеры использования
Слова с одним и тем же или близким значением, как и слова с противоположным смыслом – неотъемлемая часть жизни всех пишущих людей, будь то студенты, редакторы или профессиональные писатели. Кроме того, часто в них нуждаются и обычные люди для более точных формулировок в беседе или письме.
Например, многих интересует распространенное слово «говорить», синонимы, значение, фразеологизмы с ним. Статья поможет подобрать максимально возможное количество вариантов и изучить иллюстрации к применению каждого.
Свойства и значения слова
Го-во-ри́ть – глагол, несовершенный вид, переходный.
Корень: -говор-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.
- Владеть, пользоваться языком, устной речью. Марк только на днях научился говорить, и к удивлению родителей, это был не английский язык, а русский.
- Произносить слова, выражать какие-то мысли, вести речь, сообщать что-то. Ничего ранее неизвестного, говорит, Вы нам не сообщили, но, тем не менее, выражаем благодарность за сам факт.
- Говорить, синоним и значение – свидетельствовать, передавать определенную информацию, давать представление. Молчание было как раз уместным, потому что выражение лица и напряженность мускулов говорили, что он будет стоять на своем до конца.
- Подсказывать (переносное). Ранее неведомое чувство говорило ей, что Артемьев лжет.
- Разговаривать, беседовать (разговорное). Они говорили всю ночь, словно десять лет назад, словно и не было никакого расставания.
- Проявляться в чьих-либо словах, поступках, действиях, сказываться (переносное). Скорее всего, в ней говорило бунтарство: пускай мне же будет хуже, но сделаю наперекор.
- Идет молва, ходят слухи (безличное). Обо мне много чего говорят, и скажу тебе по секрету и с гордостью: я сам автор большинства этих слухов.
- Обсуждать что-либо, высказывать какое-либо мнение, рассуждать о чем-то (безличное). О ней нельзя было сказать «искренняя» или «глубокая», потому что так говорят о… по сравнению с ней о заурядных людях.
Синонимы к слову говорить
Среди самых распространенных следующие варианты:
- Апострофировать, базарить, балакать, беседовать.
- Бормотать (про себя), бросать, бредить, болтать.
- Быть в ударе, вдаваться в (рассуждения, подробности), вещать, вести (речь, разговор, беседу).
- Владеть языком, вставлять, выговаривать, выдавать.
- Выражать(ся), высказывать(ся), гласить, говорить ерунду.
- Городить, гундеть, доказывать, держать/вести (слово, речь).
- Заикаться (о чем-то), заявлять, замечать, заговаривать (с кем, зубы).
- Изрекать, излагать, лепетать, изъясняться.
- Лялякать, молвить, мямлить, намекать.
- Нести (чушь), обмениваться словами, объясняться, обмолвиться.
- Отзываться, ораторствовать, переговариваться, перекидываться словами.
- Говорить, синонимы: петь, повторять, подтверждать, поговаривать
- Приговаривать, проповедовать, произносить, проговаривать.
- Развивать мысль, разглагольствовать, разинуть рот, разговаривать.
- Распинаться, рассказывать, распространяться, рассуждать.
- Рассусоливать, растягивать (слова), резонировать, рубить.
- Сказать/сказывать, сообщать, собеседовать, свидетельствовать.
- Срываться с (языка), сюсюкать, тараторить, твердить.
- Текстовать, точить лясы, толковать, трактовать.
- Трепаться, трепать языком, тявкать, указывать.
- Удостоверять, утверждать, фонтанировать, упоминать.
- Чесать (языком), шепелявить, щебетать, шептать.
Иллюстрации употребления популярных синонимов
Нередко людей интересует, как синонимы к глаголу «говорить» можно применять на практике. Несколько примеров:
- Андрей Викторович и Сергей беседовали до утра и, судя по всему, остались очень довольны бессонной ночью.
- Болтала бы с тобой всю жизнь!
- Вести беседу – это такое же искусство как литература или живопись.
- И все-таки случайно она выдала, что втайне ездила к нему в Севастополь.
- Хватит говорить ерунду!
- Будущие журналисты учились вести речь у известного профессионала.
- Ты мне зубы не заговаривай!
- Она много писала и это помогло ей научиться виртуозно изъясняться.
- Сколько можно об этом намекать?
- Но он все равно обмолвился, что не рад этой встрече.
- Весь урок они перекидывались словами, несмотря на замечания химика.
- Поговаривают, что у них был головокружительный, но короткий роман.
- Мне стало намного легче, когда мы с ней проговорили эту ситуацию.
- Больше чем разговаривать с умными, думающими людьми я люблю только молчать с ними же.
- Я всегда любила слушать, как рассуждает мой дядя.
- Ее ненавидели за красоту и страсть вечно рубить правду-матку.
- Оба свидетельствовали о невиновности Вячеслава.
- Он всегда твердил, что в жизни нет ничего важнее любви и смерти, разве что железная дорога и вода.
- Игорь вопреки изобилию информации трактовал сон о сыне по-своему.
- Тебе не помешало бы научиться указывать ему на его неправоту.
- Точно, Борис что-то упоминал об этом.
- Анна умела шептать то, что ты больше всего жаждал услышать; не иначе как волшебница.
«Говорящий»: синонимы
Синонимы слова «говорящий»:
- Плетущий, просвещающий, вещающий, тараторящий.
- Болтающий, мычащий, переговаривающийся, проговаривающий.
- Высказывающийся, крякающий, изрекающий, городящий.
- Ораторствующий, собеседующий, тянущий, выговаривающий.
- Рассусоливающий, треплющийся, режущий, гласящий.
- Выдающий, замечающий, толкущий, подтверждающий.
- Доказывающий, бросающий, рассуждающий, сообщающий и так далее.
Антонимы и фразеологизмы
Антонимами слова «говорить» являются «немотствовать» и «молчать». Среди распространенных фразеологизмов и устойчивых выражений:
- Вообще говоря / говорить загадками / говорит, как пишет / говорить начистоту.
- Говорить на разных языках / говорить правду / говорить под руку / говорят тебе.
- Как говорят / иначе говоря / мягко говоря / кто бы говорил.
- Не говоря уже / нечего говорить / свободно говорить / что ни говори.
Часто употребляемое слово «говорить»: синонимы, значение, фразеологизмы больше не будут пугать пишущих и изъясняющихся людей. Давайте говорить правильно!
https://fb.ru/article/313552/lstit-eto-chto-za-glagol-znacheniya-sinonimyi-i-primeryi
https://www.syl.ru/article/451475/govorit-sinonimyi-glagola-i-primeryi-ispolzovaniya
ТЕМА:Глаголы-синонимы
(§ 32)
Цель; совершенствование
умений правильно подбирать слова близкие и противоположные по смыслу и
пользоваться ими для эффективного общения в устной и письменной речи.
Оборудование: учебник , карточки с
заданиями, слайдовая презентация, тексты.
План урока:
I.Мотивация к уроку(создание
положительного настроя на урок)
-Ребята
, я рада вас видеть на своем уроке .,а скаким настроением вы пришли ко мне на
урок .?
-Ребята
,улыбнитесь друг другу , улыбнитесь мне .
II.Проверка домашнего задания
Стр 214
упр 271
II.Постановка темы и цели урока
смеяться —
хохотать-
заливаться-
закатываться-
-Подберите слова
с противоположным значением
—Прочитайте предложения на слайде.
·
Солнце всходит и …
·
Ласточка день начинает, а соловей …
·
Любишь брать, люби и …
·
Встретил с радостью, а … с жалостью.
-Дополните
предложения
-Как называется
такое явление в лингвистике?
—Сформулируйте
тему урока
-Опираясь на
тему сформулируйте цели урока
—
Первичное
закрепление по теме урока
IV.Наблюдение за использованием
в речи глаголов-синонимов.
Творческое
задание
Учитель:
Послушайте сказку В.А. Сухомлинского « Семь дочерей», в ней семь раз
употребляется глагол « сказала». Мы часто употребляем в своей речи слова»
сказал, шел, интересный, жаркий и другие. А какие синонимы можно подобрать к
глаголу « сказала»?
( Учащиеся подбирают синонимы:
сказала – перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала,
пробормотала.)
а)
В тетрадь следует записать только диалог матери и дочерей,
заменяя глагол « сказала» другими словами.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к
сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать
вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
—
Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу,-
сказала первая дочь.
—
Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,- сказала вторая.
—
Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
—
Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- сказала четвертая.
—
Ты снилась мне, как розе снится капля росы, сказала
пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала
шестая.
А седьмая ничего не
сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.
1.
Ребята, а как поступили бы
вы, если бы ваша мама вернулась домой?
Физминутка
-Продолжение
работы по теме урока
2.2. Роль
синонимов в тексте. Упр. 277 устно.
2.3.
Употребление глаголов в речи. Упр. 278.
V. Формирование основ культуры
речи. Сочетаемость слов.
Свободный
диктант.
—
Прослушайте и озаглавьте текст. Запишите его.
Можно
сказать: «Мы построим дома, заводы, шахты, плотины,
корабли
и многое другое». Но нельзя говорить: «Мы строим озеро, пруд». Глагол «строить»
не употребляется, когда говорят о том, что существует в природе. Пруды не
строят, а создают, роют, копают, запруживают.
Также
неграмотно сказать: «Брат строил табурет». Глагол «строить» используется, когда
имеются в виду более крупные и сложные объекты, чем табурет, этажерка, гардероб.
Можно
построить дом, мост, но мебель всё-таки не строят, а делают.
VI. Подведение итогов урока и
рефлексия.
ИГРА «Кто
быстрее»
1 ряд:
мерзнет,…
2 ряд
:рисует,…
3 ряд:
бежит,…
Составьте
синквейн cо словом синонимы
Пример
синквейна
Синонимы
заменяют употребляют
богатой
живой красочной
Синонимы
слова близкие по значению .
слова
VII.Рефлексия
-Чему
учились?
-Что
узнали?
-Что
вам удалось?
VIII. Дифференцированное домашнее
задание.
Подобрать как можно больше
синонимов к словам и записать с ними предложения:
1 вариант —идти; 2 вариант—рисовать .
2
В какой паре глаголы могут быть синонимами (см. задание)?
В какой паре глаголы могут быть синонимами?
А) закопать — вскопать
Б) заплыть — всплыть
В) задуть — вздуть
Г) закипеть — вскипеть
Д) завинтить — взвинтить
4 ответа:
2
0
Для того чтобы обнаружить синонимы среди представленных пар глаголов, следует разбирать каждую пару слов.
Глаголы «завинтить» и «взвинтить» (вариант «д») нам не подходят, поскольку что-то можно завинтить, но взвинчиваются обычно цены. Вариант «в» тоже можно отбросить, ведь здесь можно задуть свечу, а вздуть можно ребенка за шалости.
Избавимся и от варианта «а», поскольку что-то закапывается на глубину, а что-то вскапывается на поверхности почвы. «Заплыть» и «всплыть» (вариант «б») — два глагола с разным значением. Заплыв — это действие на водной поверхности, а всплывают с глубины на поверхность.
И только слова «закипеть» и «вскипеть» являются синонимами, поскольку означают один и тот же процесс закипания воды. Поэтому отметим вариант «г», он и будет правильным.
1
0
Первая пара нам не подходит, это очень разные действия — закопать (клад) — вскопать (огород). Вторая тоже: заплыть за границы — всплыть на поверхность. Третью пару смотрим: задуть свечу — вздуть кого-то. Четвертая нам как раз подходит: вода закипела и вода вскипела это практически одно и то же (вариант ответа Г).
1
0
разбираемся А) закопать — засыпать сверху землей, вскопать — выкпать часть земли — не наш случай;
Б) заплыть — плыь в длину, всплыть — выплыть из глубины — не наш случай
В) задуть — это погасить свет свечи, вздуть (переносное) кого-то за проступок — не наш случай
Д) завинтить — это закрыть, чтобы не капало или не протекало, а взвинтить — это действие в высоту, чаще в переносном смысле применяется в экономике
Г) закипеть — довести воду до кипения, вскипеть — тоже довести воду до кипения, вот это то, что надо. Ответ под буквой Г).с
0
0
Зная, что называется синонимами (слова, схожие по своему значению), нетрудно из предлагаемых пар выбрать нужную.
Так «закопать» по смыслу совсем не идентично «вскопать», а смысл «заплыть» не равняется смыслу «всплыть». Также, как «задуть» и «вздуть» не обозначают один (или схожий) процесс, а «завинтить» совсем не то же самое, что и «взвинтить».
А вот глаголы «закипеть» и «вскипеть» обозначают примерно одно и то же — вода (или другая жидкость) дошла до точки кипения.
Правильный ответ Г) — «закипеть — вскипеть».
Читайте также
Я считаю, что синоним бардовской песни есть — это самодеятельная песня, потому что, как правило, слова и музыка написаны самими певцами, которые, не имеют музыкального образования, не являются композиторами по статусу, и поют только свои песни.Возьмите всех наших бардов:Окуджава, Визбор, Ким, Розенбаум.Все они писали и пели свои песни, а по профессии были совсем не музыканты.
В русском языке есть слово «матёрый». Оно имеет несколько близких по смыслу значений.
В биологии, например, термином «матёрый» обозначают зверя, достигшего взрослого возраста.( матёрый волк)
При разговоре, мы можем сказать о человеке, что он- матерый преступник, например.
Синонимами к этому слову могут служить:
зрелый
опытный
бывалый
закоренелый
искушенный
отъявленный
тёртый
полный сил
крепкий
Соответственно, слово «заматереть» будет обозначать, что человек или животное достиг полного возраста, вошел в полную силу,окреп, созрел, набрался опыта.
Например: «За лето щенок сильно подрос, заматерел».
Любопытное словечко! Оно интересно тем, что, мало кому известное, нынче начинает употребляться довольно активно, особенно чиновниками и работниками СМИ, и приобретает новые значения, коих раньше не имело.
Но всё по порядку. Обратимся к словарям толковым и увидим: слово это фиксируется у Ушакова как лексема просторечная и вульгарная, употребляемая в воровском арго в значении:
Место, где постоянная толчея народа, шум, скандалы. || Чайная, столовая, клуб.
Словари, созданные после словаря ушаковского (ожеговский, 17-томный, ефремовский), его не фиксирует. Но оно есть в интернетовском Блатном словаре с усечённым значением столовая и Большом словаре русского жаргона, тоже существующем в онлайн-режиме, – здесь эта лексема рассматривается как многозначная: отмечаются такие её толкования (первые два исходят из одного значения, отмеченного Ушаковым, третье новое, появившееся не так давно):
- тесное помещение;
- столовая, чайная;
- небольшое предприятие.
В Интернете довольно много упоминаний о КВАРТИРАХ-ЖИВОПЫРКАХ, а так как новое значение, зафиксированное в последнем из упомянутых мной словарей, связано с тесным помещением, то можно это значение дополнить: «малогабаритная квартира, малометражка, хрущёвка».
О клубах в этих словарях не упоминается (есть только у Ушакова), но мы-то знаем, что это настоящие ЖИВОПЫРКИ, где яблоку негде упасть, где постоянная толкотня, невыносимый шум, нередки скандалы. Для наглядности помещаю фрагмент из фильма «Афоня» – и по теме, и молодость напоминает.
Ещё один пример: довольно оригинально один из отелей, пытаясь привлечь гостей, прорекламировал свой номер:
Номер – стандартнейший стандарт. Небольшой, но и не живопырка.
Следовательно, кое-какие номера в отелях можно назвать ЖИВОПЫРКАМИ. Более того, ЖИВОПЫРКАМИ называют одно- и полутораспальную кровати. Один из участников проекта «Ответы» советует:
Появится маленький, на живопырке 1,5-метровой ночью, не дергая мужа, покормить не удастся, намучаетесь. Не вмещается кровать достойных размеров – берите диван-кровать.
Сейчас дошло до того, что ЖИВОПЫРКАМИ стали именовать автомобили (в них же всё-таки тесновато) и даже небольшие вертолёты. Один товарищ выложил в Интернет фото двух авто с надписью, что это и отцовская живопырки, другой, похвастался своей летающей живопыркой, снабдив фотографию вертолёта именно записью этого существительного.
Учитывая эту тенденцию называть всё небольшое и непросторное живопырками, Кузнецов в своём словаре истолковал значение данной лексемы так:
О чём-л. недостаточно просторном, тесном.
Это толкование снабжено более подходящей пометой, чем у Ушакова, «неодобр.» – неодобрительное, при этом автор Большого толкового не указал на жаргонное происхождение лексемы, зато его толкование вбирает в себя все три значения словаря жаргона, да и распространяется это значение не только на тесные помещения разного рода, но и на природные образования (пещера, грот), на средства передвижения и прочее тесное и тесноватое.
Кроме того, если Большой словарь русского жаргона зафиксировал значение «маленькое предприятие» у слова ЖИВОПЫРКА, то наши СМИ и чиновники пошли ещё дальше, существенно расширив семантику данного существительного. Активно вводил в обиход данную лексему, ещё будучи вице-премьером, Сергей Иванов. ЖИВОПЫРКАМИ он называет небольшие авиакомпании, банки и вузы, которых в стране очень много, и предлагает оставить самые крупные, а остальные ликвидировать.
Слово подхватили и стали употреблять ещё в нескольких значениях, которые пока никакими словарями не фиксируются:
- фирмы-однодневки, создающиеся для финансовых махинаций (это уже сленг деловой, хотя в данном случае люди деловые не отличаются от воров-уголовников);
- информация в СМИ, в Интернете, лишённая достоверности.
Не зафиксировано в словарях и то значение лексемы ЖИВОПЫРКА, в котором его употребляют на форумах любителей холодного оружия: нож, кинжал. Кстати, это самое мотивированное значение данной лексемы, непосредственно связанное с семантикой образовавших его лексем: ЖИВой + О + ПЫРять (колоть, резать, бить) + -К-. Трудно сказать, когда появилось такое значение, вот только в кинофильме советском «Собака на сене», поставленном по комедии Лопе де Веги 38 лет назад, персонаж Армена Джигарханяна, желая предстать перед «женихами» Дианы опытным убийцей, называет себя Живопырой, что, безусловно, связано с орудием, которым он якобы собирается по заказу этих доблестных дворян высокого происхождения разделаться с Теодоро, – с ножом.
ПОДЫТОЖИМ. Лексема ЖИВОПЫРКА имеет на сегодняшний день в современном (в основном ненормированном) языке шесть значений:
- (просторечн.) тесное помещение (как нежилое – контора, склад, погреб, так и жилое – малометражка, хрущёвка) и всё, что не обладает достаточным простором: автотранспортное средство, предметы мебели и пр.;
- (вор. жарг.) столовая, чайная, клуб;
- (просторечн.) небольшое предприятие;
- (просторечн., дел. жарг.) фирма-однодневка, созданная для мошенничества;
- (просторечн., дел. жарг.) лишённая достоверности информация в СМИ, включая Интернет;
- (просторечн.) нож, кинжал и пр. холодное оружие как средство убийства или устрашения.
Поскольку слово «тяжелый» может иметь разные лексические значения, то и синонимы (антонимы) для каждого из них будут отличаться:
- Тяжелый груз.
Синонимы: неподъемный, увесистый, грузкий, массивный, грузный, полновесный, непереносимый, многотонный, тяжкий, нагруженный.
Антонимы: легкий, воздушный, невесомый.
- Тяжёлый человек
Синонимы: угрюмый, замкнутый, неразговорчивый, неприятный, мрачный, сварливый.
Антонимы: общительный, открытый, искренний.
- Тяжелый день.
Синонимы: загруженный, суетливый, скучный, длинный, томительный, неудачный, напряженный.
Антонимы: радостный, приятный, легкий, удачный.
- Тяжелый взгляд.
Синонимы: мрачный, давящий, угрюмый, презрительный, уничижительный, высокомерный.
Антонимы: теплый, открытый, понимающий, приветливый.
- Тяжелый характер.
Синонимы: упрямый, трудный, консервативный, склочный, сварливый, мрачный, нелюдимый, стервозный.
Антонимы: общительный, приятный, легкий, спокойный, добродушный.
- Тяжелое состояние.
Синонимы: опасное, серьезное, болезненное, критическое, нестабильное.
Антонимы: хорошее, нормальное, стабильное, удовлетворительное.
Синонимы к слову неаккуратный:
Если нужно подобрать слово, характеризующее человека или его внешний вид:
- Небрежный;
- Неопрятный;
- Грязный;
- Испачканный;
- Измазанный;
- Изгвазданный;
- Затрапезный;
- Потертый;
- Видавший виды;
Если нужно охарактеризовать изображение, рисунок, мазок, дизайн, то подойдут следующие синонимы:
- Неточный;
- Размытый;
- Нечёткий;
- Аляповатый;
Если речь о неаккуратно изготовленном изделии:
- Бракованный;
- Испорченный;
Если мы характеризуем поступок:
- Халатный;
- Необдуманный;
- Неосторожный;
Тип урока: урок объяснения нового.
Форма урока: традиционный урок.
Цель урока: совершенствование умений
правильно подбирать слова близкие и
противоположные по смыслу и пользоваться ими для
эффективного общения в устной и письменной речи.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся, планируемые ответы, действия |
||||||||
Подготовка к началу урока (30 секунд до начала урока) |
|||||||||
Учитель встречает детей у своего рабочего места, приглашая их занять свои места. |
В кабинете звучит негромкая музыка. Дети входят в класс. Все проходят на свои места, приветствуют учителя. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Предварительное оборудование кабинета способствует настрою детей на урок, сосредоточенности на предполагаемом материале, безусловному воспроизведению в памяти имеющихся знаний по теме. |
|||||||||
I. Организационный момент (1 мин.) слайд 1 |
|||||||||
Учитель: – Здравствуйте, ребята! – Мне ещё раз хочется сказать вам: «Доброе утро!». А утро действительно сегодня доброе! Не правда ли? Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь. |
Дети внимательно слушают учителя. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Этот приём позволит учителю снять напряжение с учащихся, сконцентрировать их внимание на себе как основном объекте, предъявляющем информацию. |
|||||||||
II. Орфографическая минутка (3 мин.) слайд 2 |
|||||||||
Учитель: – Начнём урок с повторения. |
Дети внимательно слушают информацию, рассматривают материалы на доске, партах. На звон |
||||||||
– Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Объясните свой ответ. |
Дети: – Это имена существительные. Слова отвечают на вопросы кто? что? |
||||||||
– Образуйте от существительных слова, отвечающие на вопрос «что делать?». |
Звон – звонить Зелень – зеленеть Свет – светить Крик – кричать Корм – кормить |
||||||||
– Слова какой части речи получили? | Дети: – Это глаголы. Слова, обозначающие действие предмета. |
||||||||
– Объясните орфограммы в корне слова. | – В корне безударная гласная, проверяемая ударением. Учащиеся подбирают проверочные слова, объясняют написание орфограммы. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Учитель должен постараться привлечь внимание ребят, настроить их на самостоятельную, продуктивную работу. |
|||||||||
III. Повторение (3 мин.) | |||||||||
Учитель: Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы) – Слова каких частей речи могут иметь антонимы? –
|
Дети: – Слова, противоположные по значению называются антонимы. – Имена существительные, прилагательные могут иметь антонимы. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение Идёт предварительное обсуждение задания в парах. После выслушиваются устные ответы учащихся. |
||||||||
– Как называются слова близкие по значению. (Синонимы) |
Дети: – Слова, близкие по значению, называются синонимами. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение |
||||||||
– Приведите примеры таких слов. | Учащиеся приводят примеры слов-синонимов. Н-р: Родина / отчизна, отечество / воин / боец, защитник / застенчивый / стыдливый, стеснительный / |
Пояснение учителя к этапу урока На данном этапе выявляются базовые знания по разделу. На данном этапе осуществляется выявление основного понятия, которое должно быть актуализировано на уроке. Организуется работа в группах, которая требует соблюдения определённых правил взаимодействия. |
|
IV. Сообщение темы и цели урока (1 мин.) слайд 3-4 |
|
Учитель: – Мы продолжаем работать по теме «Глагол». Тема урока «Глаголы близкие и противоположные по значению». – Научимся подбирать к глаголам синонимы и антонимы и использовать эти умения в речи. |
Дети внимательно слушают |
Пояснение учителя к этапу урока Учитель должен постараться заинтересовать ребят, настроить их на предстоящую работу. |
|
V. Чистописание (3 мин.) слайд 5 |
|
Учитель: – Как обычно, в начале урока – оформление тетради и минутка чистописания. Повторим написание заглавной и строчной буквы Гг. – Вспомним, как пишется буква. Внимание на слайд. Учитель: – Образцы работы у вас на столах. |
Дети внимательно слушают Ребята, посмотрев образец работы, приступают к |
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе урока ведётся работа по совершенствованию навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки. |
|
VI. Работа по теме урока. Наблюдение за глаголами-антонимами (10 мин.) слайды 6-8 |
|
Учитель: 1.– Соберите предложения из рассыпавшихся слов. Предложения запишите в тетрадь. |
Дети выполняют следующее задание: из рассыпавшихся слов собирают предложения:
Получившиеся предложения учащиеся записывают |
2. – Найдите в этих предложениях глаголы. Подчеркните двумя чертами. – Что можно |
Дети находят глаголы, опираясь на глагольные вопросы. Дети: |
3. – Как называются слова, противоположные по смыслу?
|
– Слова, противоположные по смыслу называются антонимы. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение |
4. Работа по учебнику, страница 198 упражнение 533 – Напишите пословицы. Подчеркните глаголы, сравните их по смыслу. |
Упражнение выполняется устно. |
5. – Прочитайте предложения на слайде.
– Закончите предложения, используя глагол с |
Дети внимательно смотрят на экран, обдумывают свои ответы. |
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе организованы наблюдения, стимулирована инициатива, организована детская деятельность через привлечение материала учебника, учебные, дидактические и демонстрационные пособия. |
|
VII. Физминутка (3 мин.) слайд 9 |
|
VIII. Работа по теме урока.Наблюдение за глаголами-синонимами (10 мин.) слайды 10-17 |
|
Учитель: 1. – Среди данных слов найдите только глаголы. – В своей речи мы используем слова не только противоположные по значению, но и близкие, сходные по смыслу, но отличающиеся оттенками значения. – Как они называются? |
К предметам, изображённым на экране дети подбирают слова, близкие по значению. Это слова-синонимы. |
2. Составление синонимических рядов. – В языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения. Давайте поработаем с такими словами. – К каждому предмету (на экране) подберите подходящие по смыслу глаголы. |
Дети внимательно слушают. Дети выполняют задание устно. |
3. – Что можете сказать о глаголах в каждой группе? |
Дети: – Эти слова похожи, близки по значению. |
4. – Как называются слова, близкие по значению? – Чем эти слова отличаются? – Слова, близкие по значению, называются синонимами, вам, ребята, нужно внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать наиболее точно, ярко и выразительно. |
– Слова отличаются смысловым Учитель обобщает ответы и дает полное |
5. – Распределите глаголы-синонимы в порядке усиления действия. |
Ребята устно выполняют задание, опираясь на информацию, изображённую на слайде. Дождь: моросит, накрапывает, хлещет, льёт. |
6. Работа по учебнику. – Открываем учебник на странице 197. Выполняем упражнение 529 Учитель: |
Упражнение выполняется коллективно с комментированием с места отдельными учениками |
7. Чтение информации учебника на странице 199. |
Дети знакомятся с информацией учебника самостоятельно. Затем правило читает один ученик. |
Пояснение учителя к этапу урока На данном этапе учащимися закрепляются значения новых слов, которые отрабатывались в течение урока. Учителю необходимо направлять и корректировать речевую деятельность учащихся в ходе коллективных действий. При этом внимательно наблюдать за качеством и скоростью работы учащихся, их эмоциональными проявлениями для того, чтобы сделать вывод об эффективности используемых приёмов, результативности работы, для общего развития учащихся. |
|
IX. Закрепление (4 мин.) Слайд 18 |
|
Учитель: – Подберите к данным словам синонимам, затем антонимы.
|
|
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе надо установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения. |
|
X. Итог урока (2 мин.) Слайды 19-20 |
|
Учитель: – Какие слова учились использовать в речи? – Приведите примеры глаголов – синонимов и глаголов – антонимов. – Молодцы. Урок закончен. |
|
Пояснение учителя к этапу урока. |