Глаголы могут быть синонимами

Перейти к содержимому

В какой паре глаголы могут быть синонимами?

В какой паре глаголы могут быть синонимами?

(А) закопать — вскопать
(Б) заплыть — всплыть
(В) задуть — вздуть
(Г) закипеть — вскипеть
(Д) завинтить — взвинтить

1 ответ

admin Админ. ответил 3 года назад

Ответ: (Г) закипеть — вскипеть.

Обратимся к толковому словарю.

Закипеть — прийти в состояние кипения; начать кипеть.
Вскипеть — прийти в состояние кипения.

Таким образом, эти два глагола — синонимы.

«Льстить» – это что за глагол? Значения, синонимы и примеры

Конечно, хорошо бы нам всем жить в мире, где никому и в голову не придет спрашивать: а льстить – это что значит? В нашей реальности вряд ли кто-то не знаком с комплиментами по принуждению. Может быть, отдельные люди не знают значения слова, но это легко поправить. Рассмотрим смысл понятия, его синонимы и приведем примеры.

Значение

Словарь дает такие варианты:

  • Говорить лживые комплименты, преследуя корыстные, эгоистичные цели. В любом сообществе есть лидер (формальный или нет) и его свита – подхалимы. Последние и поют песни о том, какой их предводитель замечательный. Вспомните школу, наверняка в ней такое случалось.
  • Комплименты, которые преследуют цель поддержать человека или сделать ему приятное. Также можно тешить свое самолюбие или другое чувство.

льстить это

Второе значение нуждается в более детальном пояснении, чем первое, ибо оно реже встречается. Обычно за лестью ходит дурная слава. Началась она тогда, когда вышла в свет басня А. И. Крылова «Ворона и Лисица», и вот с той поры никак «лести» не оправдаться, не стать в глазах народа словом положительным. Дальнейшие перспективы у этого слова тоже туманны – что поделать, сила традиции!

Читатель, наверное, понял, что действие «льстить» – это нечто такое, что может нести разную смысловую нагрузку. Чтобы закрепить вновь обретенное знание, проанализируем синонимы.

Слова-замены

«Льстить» – это относительно нейтральное слово, не грубое и не обидное (разве что слегка), но у него есть такие синонимы, которые могут хорошенько задеть человека. Конечно, в данном случае мы говорим о первом значении. Взглянем на такие замены:

  • подхалимничать;
  • лебезить;
  • угодничать;
  • лгать;
  • врать.

льстить что это значит

Синонимы могут быть не только отдельными словами, но и целыми выражениями:

  • кривить душой;
  • приукрашивать/искажать факты;
  • петь дифирамбы.

И наконец, если есть необходимость заменить хорошее значение слова, то можно использовать глаголы:

  • поддерживать;
  • хвалить;
  • подбадривать.

Да, трудно поверить, но все это замены слова «льстить». Теперь давайте порассуждаем о том, что такое подхалимаж в своем основании.

Лесть – это ошибочно сделанные выводы. Случай Флетчера Рида

Очень просто обозвать человека, курящего фимиам вышестоящим, обидным или грубым словом. Намного труднее его понять. Льстец – это не обязательно плохой человек. Вспомним фильм «Лжец, лжец». Флетчер Рид не был дураком или совсем уж подлецом, хотя его моральный облик в начале кинокартины внушает определенные опасения. Просто герой Джима Кэрри искренно полагал, что именно так он сможет быстрее пролезть в руководство компании, стать партнером. Ф. Рид и работал много, и успевал говорить комплименты, и делал подарки всем и каждому, от кого зависело его продвижение по службе.

льстишь как понять

Иногда стремление человека льстить – это итог неправильных расчетов, в чем, собственно, Рид вскоре и убедился. Вообще, американцы любят разоблачать свой же главный фетиш – американскую мечту.

Лесть как сознательный способ существования

Но есть и другая история, когда человек отчетливо понимает, что льстить (что это значит, мы уже выяснили) – это единственный способ как-то устроиться в жизни, потому что нет особых способностей. Кроме того, в этом смысле быть «придворным курителем фимиама» значительно проще, чем трудом доказывать свою профпригодность. Начинается все в школе, а затем, если карта ложится, продолжается и на работе. Такие люди, конечно, ничего сверхъестественного не добиваются в жизни, но живут, не сильно напрягаясь. В этом тоже некоторые найдут какой-то смысл.

Теперь читатель знает, что такое «льстишь». Как понять термин, ему не стоит объяснять. Проблема в том, выбирать ли приспособление к реальности посредством восхваления вышестоящих или все-таки прокладывать свой путь в жизни, пусть это и значительно тяжелее.

Говорить: синонимы глагола и примеры использования

Слова с одним и тем же или близким значением, как и слова с противоположным смыслом – неотъемлемая часть жизни всех пишущих людей, будь то студенты, редакторы или профессиональные писатели. Кроме того, часто в них нуждаются и обычные люди для более точных формулировок в беседе или письме.

Например, многих интересует распространенное слово «говорить», синонимы, значение, фразеологизмы с ним. Статья поможет подобрать максимально возможное количество вариантов и изучить иллюстрации к применению каждого.

Свойства и значения слова

Го-во-ри́ть – глагол, несовершенный вид, переходный.

Корень: -говор-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.

  1. Владеть, пользоваться языком, устной речью. Марк только на днях научился говорить, и к удивлению родителей, это был не английский язык, а русский.
  2. Произносить слова, выражать какие-то мысли, вести речь, сообщать что-то. Ничего ранее неизвестного, говорит, Вы нам не сообщили, но, тем не менее, выражаем благодарность за сам факт.
  3. Говорить, синоним и значение – свидетельствовать, передавать определенную информацию, давать представление. Молчание было как раз уместным, потому что выражение лица и напряженность мускулов говорили, что он будет стоять на своем до конца.
  4. Подсказывать (переносное). Ранее неведомое чувство говорило ей, что Артемьев лжет.
  5. Разговаривать, беседовать (разговорное). Они говорили всю ночь, словно десять лет назад, словно и не было никакого расставания.
  6. Проявляться в чьих-либо словах, поступках, действиях, сказываться (переносное). Скорее всего, в ней говорило бунтарство: пускай мне же будет хуже, но сделаю наперекор.
  7. Идет молва, ходят слухи (безличное). Обо мне много чего говорят, и скажу тебе по секрету и с гордостью: я сам автор большинства этих слухов.
  8. Обсуждать что-либо, высказывать какое-либо мнение, рассуждать о чем-то (безличное). О ней нельзя было сказать «искренняя» или «глубокая», потому что так говорят о… по сравнению с ней о заурядных людях.

Говорить, что значит

Синонимы к слову говорить

Среди самых распространенных следующие варианты:

  • Апострофировать, базарить, балакать, беседовать.
  • Бормотать (про себя), бросать, бредить, болтать.
  • Быть в ударе, вдаваться в (рассуждения, подробности), вещать, вести (речь, разговор, беседу).
  • Владеть языком, вставлять, выговаривать, выдавать.
  • Выражать(ся), высказывать(ся), гласить, говорить ерунду.
  • Городить, гундеть, доказывать, держать/вести (слово, речь).
  • Заикаться (о чем-то), заявлять, замечать, заговаривать (с кем, зубы).
  • Изрекать, излагать, лепетать, изъясняться.
  • Лялякать, молвить, мямлить, намекать.
  • Нести (чушь), обмениваться словами, объясняться, обмолвиться.
  • Отзываться, ораторствовать, переговариваться, перекидываться словами.
  • Говорить, синонимы: петь, повторять, подтверждать, поговаривать
  • Приговаривать, проповедовать, произносить, проговаривать.
  • Развивать мысль, разглагольствовать, разинуть рот, разговаривать.
  • Распинаться, рассказывать, распространяться, рассуждать.
  • Рассусоливать, растягивать (слова), резонировать, рубить.
  • Сказать/сказывать, сообщать, собеседовать, свидетельствовать.
  • Срываться с (языка), сюсюкать, тараторить, твердить.
  • Текстовать, точить лясы, толковать, трактовать.
  • Трепаться, трепать языком, тявкать, указывать.
  • Удостоверять, утверждать, фонтанировать, упоминать.
  • Чесать (языком), шепелявить, щебетать, шептать.

Синонимы к слову говорить

Иллюстрации употребления популярных синонимов

Нередко людей интересует, как синонимы к глаголу «говорить» можно применять на практике. Несколько примеров:

  1. Андрей Викторович и Сергей беседовали до утра и, судя по всему, остались очень довольны бессонной ночью.
  2. Болтала бы с тобой всю жизнь!
  3. Вести беседу – это такое же искусство как литература или живопись.
  4. И все-таки случайно она выдала, что втайне ездила к нему в Севастополь.
  5. Хватит говорить ерунду!
  6. Будущие журналисты учились вести речь у известного профессионала.
  7. Ты мне зубы не заговаривай!
  8. Она много писала и это помогло ей научиться виртуозно изъясняться.
  9. Сколько можно об этом намекать?
  10. Но он все равно обмолвился, что не рад этой встрече.
  11. Весь урок они перекидывались словами, несмотря на замечания химика.
  12. Поговаривают, что у них был головокружительный, но короткий роман.
  13. Мне стало намного легче, когда мы с ней проговорили эту ситуацию.
  14. Больше чем разговаривать с умными, думающими людьми я люблю только молчать с ними же.
  15. Я всегда любила слушать, как рассуждает мой дядя.
  16. Ее ненавидели за красоту и страсть вечно рубить правду-матку.
  17. Оба свидетельствовали о невиновности Вячеслава.
  18. Он всегда твердил, что в жизни нет ничего важнее любви и смерти, разве что железная дорога и вода.
  19. Игорь вопреки изобилию информации трактовал сон о сыне по-своему.
  20. Тебе не помешало бы научиться указывать ему на его неправоту.
  21. Точно, Борис что-то упоминал об этом.
  22. Анна умела шептать то, что ты больше всего жаждал услышать; не иначе как волшебница.

Синонимы к слову говорить

«Говорящий»: синонимы

Синонимы слова «говорящий»:

  • Плетущий, просвещающий, вещающий, тараторящий.
  • Болтающий, мычащий, переговаривающийся, проговаривающий.
  • Высказывающийся, крякающий, изрекающий, городящий.
  • Ораторствующий, собеседующий, тянущий, выговаривающий.
  • Рассусоливающий, треплющийся, режущий, гласящий.
  • Выдающий, замечающий, толкущий, подтверждающий.
  • Доказывающий, бросающий, рассуждающий, сообщающий и так далее.

Синоним слова говорящий

Антонимы и фразеологизмы

Антонимами слова «говорить» являются «немотствовать» и «молчать». Среди распространенных фразеологизмов и устойчивых выражений:

  • Вообще говоря / говорить загадками / говорит, как пишет / говорить начистоту.
  • Говорить на разных языках / говорить правду / говорить под руку / говорят тебе.
  • Как говорят / иначе говоря / мягко говоря / кто бы говорил.
  • Не говоря уже / нечего говорить / свободно говорить / что ни говори.

Часто употребляемое слово «говорить»: синонимы, значение, фразеологизмы больше не будут пугать пишущих и изъясняющихся людей. Давайте говорить правильно!

источники:

https://fb.ru/article/313552/lstit-eto-chto-za-glagol-znacheniya-sinonimyi-i-primeryi

https://www.syl.ru/article/451475/govorit-sinonimyi-glagola-i-primeryi-ispolzovaniya

ТЕМА:Глаголы-синонимы
(§ 32)

Цель; совершенствование
умений правильно подбирать слова близкие и противоположные по смыслу и
пользоваться ими для эффективного общения в устной и письменной речи.

Оборудование: учебник  , карточки с
заданиями,   слайдовая презентация, тексты.

          
План урока
: 

I.Мотивация к уроку(создание 
положительного настроя  на урок)

-Ребята
, я рада вас видеть  на своем уроке .,а скаким настроением вы пришли ко мне на
урок .?

-Ребята
,улыбнитесь друг другу  , улыбнитесь мне .

II.Проверка домашнего задания

Стр   214 
упр 271

II.Постановка темы и цели урока

смеяться  —
хохотать-
заливаться-
закатываться-

-Подберите слова
с противоположным значением

Прочитайте предложения на слайде.

·        
Солнце  всходит  и …

·        
Ласточка  день  начинает, а  соловей …

·        
Любишь  брать,  люби  и …

·        
Встретил  с  радостью, а … с жалостью.

-Дополните
предложения

-Как называется
такое явление в лингвистике?

—Сформулируйте
тему урока

-Опираясь на
тему сформулируйте цели урока

— 

Первичное
закрепление по теме урока

IV.Наблюдение за использованием
в речи глаголов-синонимов.

 Творческое
задание

    Учитель:
Послушайте сказку В.А. Сухомлинского « Семь дочерей», в ней семь раз
употребляется глагол « сказала». Мы  часто употребляем в своей речи слова»
сказал, шел, интересный, жаркий и другие. А какие синонимы можно подобрать к
глаголу « сказала»?

( Учащиеся подбирают синонимы:
сказала – перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала,

пробормотала.)

а) 
     В тетрадь следует записать только диалог матери и дочерей,
заменяя глагол « сказала» другими словами
.

 
     Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать  к
сыну, который жил  далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать
вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

        —
Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу,-

сказала первая дочь.

        —
Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,- сказала вторая.

        —
Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.

        —
Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- сказала четвертая.

        —
Ты снилась мне, как розе снится капля росы, сказала

пятая.

       
  — Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала
шестая.

 А седьмая ничего не
сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.

1.       
Ребята, а как поступили бы
вы, если бы ваша мама вернулась домой?

Физминутка

-Продолжение
работы по теме  урока

2.2. Роль
синонимов в тексте. Упр. 277 устно.

2.3.
Употребление  глаголов в речи. Упр. 278.

V. Формирование основ культуры
речи. Сочетаемость слов.

Свободный
диктант
.


Прослушайте и озаглавьте текст. Запишите его.

Можно
сказать: «Мы построим дома, заводы, шахты, плотины,

корабли
и многое другое». Но нельзя говорить: «Мы строим озеро, пруд». Глагол «строить»
не употребляется, когда говорят о том, что существует в природе. Пруды не
строят, а создают, роют, копают, запруживают.

Также
неграмотно сказать: «Брат строил табурет». Глагол «строить» используется, когда
имеются в виду более крупные и сложные объекты, чем табурет, этажерка, гардероб.

Можно
построить дом, мост, но мебель всё-таки не строят, а делают.

VI. Подведение итогов урока и
рефлексия.

ИГРА    «Кто
быстрее»

  1 ряд:
мерзнет,…

   2 ряд
:рисует,…

   3 ряд:
бежит,…

Составьте
синквейн   cо  словом  синонимы

Пример
синквейна

 Синонимы

 
заменяют  употребляют 

богатой  
живой   красочной

Синонимы
слова близкие по значению .

 слова

   VII.Рефлексия

-Чему
учились?

-Что
узнали?

-Что
вам удалось?

VIII. Дифференцированное домашнее
задание.

 Подобрать как можно больше
синонимов к словам и записать с ними предложения:

1 вариант —идти;      2 вариант—рисовать .


2

В какой паре глаголы могут быть синонимами (см. задание)?

В какой паре глаголы могут быть синонимами?

А) закопать — вскопать

Б) заплыть — всплыть

В) задуть — вздуть

Г) закипеть — вскипеть

Д) завинтить — взвинтить

4 ответа:



2



0

Для того чтобы обнаружить синонимы среди представленных пар глаголов, следует разбирать каждую пару слов.

Глаголы «завинтить» и «взвинтить» (вариант «д») нам не подходят, поскольку что-то можно завинтить, но взвинчиваются обычно цены. Вариант «в» тоже можно отбросить, ведь здесь можно задуть свечу, а вздуть можно ребенка за шалости.

Избавимся и от варианта «а», поскольку что-то закапывается на глубину, а что-то вскапывается на поверхности почвы. «Заплыть» и «всплыть» (вариант «б») — два глагола с разным значением. Заплыв — это действие на водной поверхности, а всплывают с глубины на поверхность.

И только слова «закипеть» и «вскипеть» являются синонимами, поскольку означают один и тот же процесс закипания воды. Поэтому отметим вариант «г», он и будет правильным.



1



0

Первая пара нам не подходит, это очень разные действия — закопать (клад) — вскопать (огород). Вторая тоже: заплыть за границы — всплыть на поверхность. Третью пару смотрим: задуть свечу — вздуть кого-то. Четвертая нам как раз подходит: вода закипела и вода вскипела это практически одно и то же (вариант ответа Г).



1



0

разбираемся А) закопать — засыпать сверху землей, вскопать — выкпать часть земли — не наш случай;

Б) заплыть — плыь в длину, всплыть — выплыть из глубины — не наш случай

В) задуть — это погасить свет свечи, вздуть (переносное) кого-то за проступок — не наш случай

Д) завинтить — это закрыть, чтобы не капало или не протекало, а взвинтить — это действие в высоту, чаще в переносном смысле применяется в экономике

Г) закипеть — довести воду до кипения, вскипеть — тоже довести воду до кипения, вот это то, что надо. Ответ под буквой Г).с



0



0

Зная, что называется синонимами (слова, схожие по своему значению), нетрудно из предлагаемых пар выбрать нужную.

Так «закопать» по смыслу совсем не идентично «вскопать», а смысл «заплыть» не равняется смыслу «всплыть». Также, как «задуть» и «вздуть» не обозначают один (или схожий) процесс, а «завинтить» совсем не то же самое, что и «взвинтить».

А вот глаголы «закипеть» и «вскипеть» обозначают примерно одно и то же — вода (или другая жидкость) дошла до точки кипения.

Правильный ответ Г) — «закипеть — вскипеть».

Читайте также

Я считаю, что синоним бардовской песни есть — это самодеятельная песня, потому что, как правило, слова и музыка написаны самими певцами, которые, не имеют музыкального образования, не являются композиторами по статусу, и поют только свои песни.Возьмите всех наших бардов:Окуджава, Визбор, Ким, Розенбаум.Все они писали и пели свои песни, а по профессии были совсем не музыканты.

В русском языке есть слово «матёрый». Оно имеет несколько близких по смыслу значений.

В биологии, например, термином «матёрый» обозначают зверя, достигшего взрослого возраста.( матёрый волк)

При разговоре, мы можем сказать о человеке, что он- матерый преступник, например.

Синонимами к этому слову могут служить:

зрелый

опытный

бывалый

закоренелый

искушенный

отъявленный

тёртый

полный сил

крепкий

Соответственно, слово «заматереть» будет обозначать, что человек или животное достиг полного возраста, вошел в полную силу,окреп, созрел, набрался опыта.

Например: «За лето щенок сильно подрос, заматерел».

Любопытное словечко! Оно интересно тем, что, мало кому известное, нынче начинает употребляться довольно активно, особенно чиновниками и работниками СМИ, и приобретает новые значения, коих раньше не имело.

Но всё по порядку. Обратимся к словарям толковым и увидим: слово это фиксируется у Ушакова как лексема просторечная и вульгарная, употребляемая в воровском арго в значении:

Место, где постоянная толчея народа, шум, скандалы. || Чайная, столовая, клуб.

Словари, созданные после словаря ушаковского (ожеговский, 17-томный, ефремовский), его не фиксирует. Но оно есть в интернетовском Блатном словаре с усечённым значением столовая и Большом словаре русского жаргона, тоже существующем в онлайн-режиме, – здесь эта лексема рассматривается как многозначная: отмечаются такие её толкования (первые два исходят из одного значения, отмеченного Ушаковым, третье новое, появившееся не так давно):

  • тесное помещение;
  • столовая, чайная;
  • небольшое предприятие.

В Интернете довольно много упоминаний о КВАРТИРАХ-ЖИВОПЫРКАХ, а так как новое значение, зафиксированное в последнем из упомянутых мной словарей, связано с тесным помещением, то можно это значение дополнить: «малогабаритная квартира, малометражка, хрущёвка».

О клубах в этих словарях не упоминается (есть только у Ушакова), но мы-то знаем, что это настоящие ЖИВОПЫРКИ, где яблоку негде упасть, где постоянная толкотня, невыносимый шум, нередки скандалы. Для наглядности помещаю фрагмент из фильма «Афоня» – и по теме, и молодость напоминает.

Ещё один пример: довольно оригинально один из отелей, пытаясь привлечь гостей, прорекламировал свой номер:

Номер – стандартнейший стандарт. Небольшой, но и не живопырка.

Следовательно, кое-какие номера в отелях можно назвать ЖИВОПЫРКАМИ. Более того, ЖИВОПЫРКАМИ называют одно- и полутораспальную кровати. Один из участников проекта «Ответы» советует:

Появится маленький, на живопырке 1,5-метровой ночью, не дергая мужа, покормить не удастся, намучаетесь. Не вмещается кровать достойных размеров – берите диван-кровать.

Сейчас дошло до того, что ЖИВОПЫРКАМИ стали именовать автомобили (в них же всё-таки тесновато) и даже небольшие вертолёты. Один товарищ выложил в Интернет фото двух авто с надписью, что это и отцовская живопырки, другой, похвастался своей летающей живопыркой, снабдив фотографию вертолёта именно записью этого существительного.

Учитывая эту тенденцию называть всё небольшое и непросторное живопырками, Кузнецов в своём словаре истолковал значение данной лексемы так:

О чём-л. недостаточно просторном, тесном.

Это толкование снабжено более подходящей пометой, чем у Ушакова, «неодобр.» – неодобрительное, при этом автор Большого толкового не указал на жаргонное происхождение лексемы, зато его толкование вбирает в себя все три значения словаря жаргона, да и распространяется это значение не только на тесные помещения разного рода, но и на природные образования (пещера, грот), на средства передвижения и прочее тесное и тесноватое.

Кроме того, если Большой словарь русского жаргона зафиксировал значение «маленькое предприятие» у слова ЖИВОПЫРКА, то наши СМИ и чиновники пошли ещё дальше, существенно расширив семантику данного существительного. Активно вводил в обиход данную лексему, ещё будучи вице-премьером, Сергей Иванов. ЖИВОПЫРКАМИ он называет небольшие авиакомпании, банки и вузы, которых в стране очень много, и предлагает оставить самые крупные, а остальные ликвидировать.

Слово подхватили и стали употреблять ещё в нескольких значениях, которые пока никакими словарями не фиксируются:

  • фирмы-однодневки, создающиеся для финансовых махинаций (это уже сленг деловой, хотя в данном случае люди деловые не отличаются от воров-уголовников);
  • информация в СМИ, в Интернете, лишённая достоверности.

Не зафиксировано в словарях и то значение лексемы ЖИВОПЫРКА, в котором его употребляют на форумах любителей холодного оружия: нож, кинжал. Кстати, это самое мотивированное значение данной лексемы, непосредственно связанное с семантикой образовавших его лексем: ЖИВой + О + ПЫРять (колоть, резать, бить) + -К-. Трудно сказать, когда появилось такое значение, вот только в кинофильме советском «Собака на сене», поставленном по комедии Лопе де Веги 38 лет назад, персонаж Армена Джигарханяна, желая предстать перед «женихами» Дианы опытным убийцей, называет себя Живопырой, что, безусловно, связано с орудием, которым он якобы собирается по заказу этих доблестных дворян высокого происхождения разделаться с Теодоро, – с ножом.

ПОДЫТОЖИМ. Лексема ЖИВОПЫРКА имеет на сегодняшний день в современном (в основном ненормированном) языке шесть значений:

  • (просторечн.) тесное помещение (как нежилое – контора, склад, погреб, так и жилое – малометражка, хрущёвка) и всё, что не обладает достаточным простором: автотранспортное средство, предметы мебели и пр.;
  • (вор. жарг.) столовая, чайная, клуб;
  • (просторечн.) небольшое предприятие;
  • (просторечн., дел. жарг.) фирма-однодневка, созданная для мошенничества;
  • (просторечн., дел. жарг.) лишённая достоверности информация в СМИ, включая Интернет;
  • (просторечн.) нож, кинжал и пр. холодное оружие как средство убийства или устрашения.

Поскольку слово «тяжелый» может иметь разные лексические значения, то и синонимы (антонимы) для каждого из них будут отличаться:

  • Тяжелый груз.

Синонимы: неподъемный, увесистый, грузкий, массивный, грузный, полновесный, непереносимый, многотонный, тяжкий, нагруженный.

Антонимы: легкий, воздушный, невесомый.

  • Тяжёлый человек

Синонимы: угрюмый, замкнутый, неразговорчивый, неприятный, мрачный, сварливый.

Антонимы: общительный, открытый, искренний.

  • Тяжелый день.

Синонимы: загруженный, суетливый, скучный, длинный, томительный, неудачный, напряженный.

Антонимы: радостный, приятный, легкий, удачный.

  • Тяжелый взгляд.

Синонимы: мрачный, давящий, угрюмый, презрительный, уничижительный, высокомерный.

Антонимы: теплый, открытый, понимающий, приветливый.

  • Тяжелый характер.

Синонимы: упрямый, трудный, консервативный, склочный, сварливый, мрачный, нелюдимый, стервозный.

Антонимы: общительный, приятный, легкий, спокойный, добродушный.

  • Тяжелое состояние.

Синонимы: опасное, серьезное, болезненное, критическое, нестабильное.

Антонимы: хорошее, нормальное, стабильное, удовлетворительное.

Синонимы к слову неаккуратный:

Если нужно подобрать слово, характеризующее человека или его внешний вид:

  • Небрежный;
  • Неопрятный;
  • Грязный;
  • Испачканный;
  • Измазанный;
  • Изгвазданный;
  • Затрапезный;
  • Потертый;
  • Видавший виды;

Если нужно охарактеризовать изображение, рисунок, мазок, дизайн, то подойдут следующие синонимы:

  • Неточный;
  • Размытый;
  • Нечёткий;
  • Аляповатый;

Если речь о неаккуратно изготовленном изделии:

  • Бракованный;
  • Испорченный;

Если мы характеризуем поступок:

  • Халатный;
  • Необдуманный;
  • Неосторожный;

Тип урока: урок объяснения нового.

Форма урока: традиционный урок.

Цель урока: совершенствование умений
правильно подбирать слова близкие и
противоположные по смыслу и пользоваться ими для
эффективного общения в устной и письменной речи.

Деятельность учителя Деятельность учащихся, планируемые
ответы, действия
Подготовка к началу урока
(30 секунд до начала урока)
Учитель встречает детей у своего
рабочего места, приглашая их занять свои места.
В кабинете звучит негромкая музыка.
Дети входят в класс. Все проходят на свои места,
приветствуют учителя.
Пояснение учителя к этапу урока
Предварительное оборудование кабинета
способствует настрою детей на урок,
сосредоточенности на предполагаемом материале,
безусловному воспроизведению в памяти имеющихся
знаний по теме.
I. Организационный момент
(1 мин.)
слайд 1
Учитель: 
– Здравствуйте, ребята!
– Мне ещё раз хочется сказать вам: «Доброе утро!».
А утро действительно сегодня доброе! Не правда
ли? Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. 
Присаживайтесь.
 

Дети внимательно слушают учителя.
Дети  улыбкой и наклоном головы приветствуют
учителя, друг друга.

Пояснение учителя к этапу урока
Этот приём позволит учителю снять напряжение с
учащихся, сконцентрировать их внимание на себе
как основном объекте, предъявляющем информацию.
II. Орфографическая минутка
(3 мин.)
слайд 2
Учитель: 
– Начнём урок с повторения.
Дети внимательно слушают информацию,
рассматривают материалы на доске, партах.

На
экране:

звон
зелень
блеск
свет
крик
корм

– Прочитайте слова. К какой части речи
они относятся? Объясните свой ответ.
Дети:
– Это имена существительные. Слова отвечают на
вопросы кто? что?
– Образуйте от существительных слова,
отвечающие на вопрос «что делать?».
Звон – звонить
Зелень – зеленеть
Свет – светить
Крик – кричать
Корм – кормить
– Слова какой части речи получили? Дети:
– Это глаголы. Слова, обозначающие действие
предмета.
– Объясните орфограммы в корне слова. – В корне безударная гласная,
проверяемая ударением.
Учащиеся подбирают проверочные слова, объясняют
написание орфограммы.
Пояснение учителя к этапу урока
Учитель должен постараться привлечь внимание
ребят, настроить их на самостоятельную,
продуктивную работу.
III. Повторение (3 мин.)
Учитель: Как называются слова,
противоположные по смыслу? (Антонимы)
– Слова каких частей речи могут иметь антонимы?


Следующее задание обсудите и выполните в парах.
Подберите антонимы.

добро /зло/ смелый /трусливый/
работа /безделье/ аккуратный /неряшливый/
утро /вечер/ верхний /нижний/
тепло /холод/ ленивый /прилежный/
Дети:
– Слова, противоположные по значению
называются антонимы.
– Имена существительные, прилагательные могут
иметь антонимы.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение
Идёт предварительное обсуждение задания в парах.
После выслушиваются устные ответы учащихся.
– Как называются слова близкие по
значению. (Синонимы)
Дети:
– Слова, близкие по значению, называются
синонимами.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение
– Приведите примеры таких слов. Учащиеся приводят примеры
слов-синонимов. Н-р:
Родина / отчизна, отечество /
воин / боец, защитник /
застенчивый / стыдливый, стеснительный /
Пояснение учителя к этапу урока
На данном этапе выявляются базовые знания по
разделу. На данном этапе осуществляется
выявление основного понятия, которое должно быть
актуализировано на уроке.  Организуется
работа в группах, которая требует соблюдения
определённых правил взаимодействия.
IV. Сообщение темы и цели
урока (1 мин.)

слайд 3-4
Учитель: 
– Мы продолжаем работать по теме «Глагол». Тема
урока «Глаголы близкие и противоположные по
значению».
– Научимся подбирать к глаголам синонимы и
антонимы и использовать эти умения в речи.
 

Дети внимательно слушают
информацию, в глазах должно читаться одобрение.

Пояснение учителя к этапу урока
Учитель должен постараться заинтересовать
ребят, настроить их на предстоящую работу.
V.  Чистописание (3
мин.)

слайд 5
Учитель:
– Как обычно, в начале урока – оформление
тетради и минутка чистописания. Повторим
написание заглавной и строчной буквы Гг.
– Вспомним, как пишется буква. Внимание на слайд.
Учитель:
– Образцы работы у вас на столах.
 

Дети внимательно слушают
информацию, рассматривают материалы на доске,
партах.

Ребята, посмотрев образец работы, приступают к
самостоятельному выполнению задания.
Учитель обращает внимание на правильность
посадки за партой Немаловажно и положение
тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево –
для праворуких и влево – для леворуких учащихся.
Угол наклона нижнего края страницы по отношению
к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол
страницы, на которой пишет учащийся,
располагается напротив середины руки.
Учитель проверяет,  правильно ли держит ученик
ручку.

Пояснение учителя к этапу урока
На этом этапе урока ведётся работа по
совершенствованию навыка написания букв и
соединений, отработка написаний, в которых дети
допускают ошибки.
VI. Работа по теме урока.
Наблюдение за глаголами-антонимами (10 мин.)

слайды 6-8
Учитель:
1.– Соберите предложения из рассыпавшихся слов.
Предложения запишите в тетрадь.
Дети выполняют следующее
задание: из рассыпавшихся слов собирают
предложения:

  • небе звезды в последние погасли утреннем
  • разноцветные на огни зажглись ёлке

«В утреннем небе погасли последние звёзды».
«На ёлке зажглись разноцветные огни».

Получившиеся предложения учащиеся записывают
в тетрадь с комментированием.

2. – Найдите в этих предложениях
глаголы. Подчеркните двумя чертами.

– Что можно
сказать об этих глаголах?

Дети находят глаголы, опираясь на
глагольные вопросы.

Дети:
– Эти глаголы противоположны по смыслу.

3. – Как называются слова,
противоположные по смыслу?

Минус – плюс,
Огонь – вода,
Истинный и ложный.
Все антонимы всегда противоположны.

– Слова, противоположные по
смыслу называются антонимы.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение
4. Работа по учебнику, страница 198
упражнение 533
– Напишите пословицы. Подчеркните глаголы,
сравните их по смыслу.
Упражнение выполняется устно.
5. – Прочитайте предложения на слайде.

  • Солнце  всходит  и …
  • Ласточка  день  начинает, а  соловей …
  • Любишь  брать,  люби  и …
  • Встретил  с  радостью, а … с жалостью.

– Закончите предложения, используя глагол с
противоположным значением.
– Назовите глаголы-антонимы.

Дети внимательно смотрят на
экран, обдумывают свои ответы.
Пояснение учителя к этапу урока
На этом этапе организованы наблюдения,
стимулирована инициатива, организована детская
деятельность через привлечение материала
учебника, учебные, дидактические и
демонстрационные пособия.
VII. Физминутка (3
мин.)

слайд 9
VIII. Работа по теме
урока.Наблюдение за глаголами-синонимами (10 мин.)

слайды 10-17
Учитель:
1. – Среди данных слов найдите только глаголы.
– В своей речи мы используем слова не только
противоположные по значению, но и близкие,
сходные по смыслу, но отличающиеся оттенками
значения.
– Как они называются?
К  предметам, изображённым на
экране дети подбирают  слова, близкие по
значению.

Это слова-синонимы.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение

2. Составление синонимических рядов.
– В языке много слов, обозначающих одно и то же
понятие, но отличающихся различными оттенками
значения. Давайте поработаем с такими словами.
– К каждому предмету (на экране) подберите
подходящие по смыслу глаголы.
 

Дети внимательно слушают.

Дети выполняют задание устно.
Конь: бежит, несётся, мчится.
Девочка: прыгает, скачет.
Костёр: горит, пылает.
Звезда: блестит, сверкает, сияет.
Флаг: колышется, развевается.
Дождь: льёт, моросит.

3. – Что можете сказать о глаголах в
каждой группе?
Дети:
– Эти слова похожи, близки по значению.
4. – Как называются слова, близкие по
значению?
– Чем эти слова отличаются?
– Слова, близкие по значению, называются
синонимами, вам, ребята, нужно внимательно
относиться к выбору слова, чтобы сказать
наиболее точно, ярко и выразительно.
 

– Слова отличаются смысловым
оттенком.

Учитель обобщает ответы и дает полное
объяснение

5. – Распределите глаголы-синонимы в
порядке усиления действия.
Ребята устно выполняют задание,
опираясь на информацию, изображённую на слайде.
Дождь: моросит, накрапывает, хлещет, льёт.
6. Работа по учебнику.
– Открываем учебник на странице 197. Выполняем
упражнение 529

Учитель:
– Обобщим информацию о глаголах-синонимах и
глаголах-антонимах.
– Прочитайте правило в учебнике.

Упражнение выполняется
коллективно с комментированием с места
отдельными учениками
7. Чтение информации учебника на
странице 199.
Дети знакомятся с информацией
учебника самостоятельно. Затем правило читает
один ученик.
Пояснение учителя к этапу урока
На данном этапе учащимися закрепляются значения
новых слов, которые отрабатывались в течение
урока. Учителю необходимо направлять и
корректировать речевую деятельность учащихся в
ходе коллективных действий. При этом внимательно
наблюдать за качеством и скоростью работы
учащихся, их эмоциональными проявлениями для
того, чтобы сделать вывод об эффективности
используемых приёмов, результативности работы,
для общего развития учащихся.
IX. Закрепление (4
мин.)

Слайд 18
Учитель: 
– Подберите к данным словам синонимам, затем
антонимы.

  • Бранить – ругать – хвалить.
  • Бежать – мчаться – стоять.
  • Веселиться – радоваться – грустить.
  • Брать – взять – отдать.
 
Пояснение учителя к этапу урока
На этом этапе надо установить обратную связь,
определить уровень усвоения учащимися темы
урока, научить ясно и логично высказывать свою
точку зрения.
 
X. Итог урока (2 мин.)
Слайды 19-20
Учитель:
– Какие слова учились использовать в речи?
– Приведите примеры глаголов – синонимов и
глаголов – антонимов.
– Молодцы. Урок закончен.
Пояснение учителя к этапу урока.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Глагол прут синоним
  • Глагол организовать синоним
  • Глагол может быть синонимом
  • Глагол могу синоним
  • Глагол заступиться синоним