Гиперсоциальность
- Гиперсоциальность
- (греч. hyper лат. socialis – общественный) – гиперкомпенсаторная погружённость в общественную деятельность, мотивированная внутренними, психологическими проблемами или стремлением от них дистанцироваться, вытеснить их из своего сознания.
* * *
[греч. hyper — над, сверх лат. socialis — общественный] — 1) Форма поведения, определяемая повышенным уровнем конформности, стремлением к соблюдению всех предписанных норм и правил поведения, в первую очередь — формальных. 2) Психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и характеризующийся внешне высоко конформным поведением, призванным обеспечить подростку успех у окружающих и их внимание. Как правило, Г. складывается на основе позитивного самопредъявления. При Г. межличностная ситуация развития определяется высокой включенностью подростка в социальные структуры — молодежные движения и организации, просоциальные неформальные группы и т.п. (литературным примером может служить Тимур из повести А. Гайдара «Тимур и его команда»). Главные особенности психологического профиля — высокая потребность во внимании к себе (демонстративность) и самосознание «образцового члена общества». Вместе с тем, часто наблюдается парадоксальное вкрапление в этот образ элементов демонстративного нигилизма. Прогноз дальнейшего развития при Г. благоприятен, однако иногда она может препятствовать полноценной самореализации личности, раскрытию ее творческого потенциала. А .Л. Венгер
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
Полезное
Смотреть что такое «Гиперсоциальность» в других словарях:
-
Гиперсоциальность — избыточная зависимость индивида от сложившихся у него представлений о социальных нормах, следование в своем поведении этим представлениям в ущерб личным потребностям, желаниям, привязанностям как своим, так и нередко окружающих … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
-
Гипер- — (hyper , греч. hyper над, сверх, по ту сторону) приставка, обозначающая чрезмерную степень качества и одновременно его мнимость, болезненную преувеличенность; переступая свою меру, оно переходит в противоположность, усиливаясь, приводит к… … Проективный философский словарь
-
Депрессия — пониженное, мрачное настроение (тоска), сочетающееся с двигательной заторможенностью и замедлением ассоциативного процесса. * * * – психическое состояние, характеризующееся подавленностью, снижением умственной и психосоматической деятельности,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
-
Клиническая картина неврозов — Неврастения. Данный невроз проявляется повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Согласно Е. К. Краснушкину причины возникновения неврастении объясняются утомлением. Включаются защитные… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
-
Позитивное самопредъявление — [лат. positivus положительный] психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в подчеркнутом соблюдении ребенком правил поведения, исполнении им роли «образцового ребенка». Для межличностной ситуации развития при П … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
-
АНОРЕКСИЯ — (от греч. an отрицательная частица, аппетит) психопатологический синдром, выражающийся в навязчивом стремлении к снижению веса, которое реализуется при помощи диеты или полного отказа от еды, физических упражнений, приема лекарственных препаратов … Социология: Энциклопедия
-
Диагностика межличностных отношений — (ДМО). Л. Н. Собчик. Вербальная методика диагностика межличностных отношений (ДМО) апеллируя, на первый взгляд, к осознаваемому Я, позволяет получать достаточно объективную информацию. Автор оригинального теста Т. Лири был последователем идей Г.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Желание достойно выглядеть в глазах окружающих характерно для многих. Это хорошее стремление, если не превращается в крайнюю форму, например, гиперсоциализацию. О том, что это такое, вы узнаете из статьи.
Гиперсоциализация: что это?
Гиперсоциализация в психологии — повышенная склонность человека соответствовать нормам определенной социальной группы или категории.
Гиперсоциальность — это также потребность во внимании к своей персоне. Данное понятие чаще всего встречается в таких направлениях, как социальная психология и психология развития, где гиперсоциализация рассматривается как особый стиль воспитания и описывает определенную модель детско-родительских отношений.
Гиперсоциальность жизненных установок — это желание быть принятым в некоторой социальной группе. Часто встречается в молодежной среде в виде участия в различных тематических движениях и организациях. В этом контексте гиперсоциализация характеризуется конформным поведением.
ТОП 5 практик от практикующего психолога для помощи себе
и другим
Алина Степанчук
Психолог, психотерапевт в модальности
«Транзактный анализ»
Как часто наша жизнь кажется нам трудной, сложной, скучной, несправедливой? Ежедневно мы застреваем в бесконечном кругу финансовых трудностей, негативных эмоций, страха перед неудачами. Иногда нужен толчок, чтобы начать менять свою жизнь в лучшую сторону.
Мы с командой ED PRO подготовили подборку полезных техник, которые вы сможете применять для улучшения своей жизни или в работе с клиентами. И да, это бесплатно!
6 способов борьбы с прокрастинацией
Проверенные техники, которые помогут меньше прокрастинировать
4 техники для устранения стресса и тревожности
Чек-лист с действиями, которые помогут избежать стресса в жизни
7 упражнений для работы с синдромом самозванца
Ключевые действия, которые помогут избавить от чувства вины и неполноценности
10 шагов для того, чтобы отпустить прошлые отношения
Чек-лист для анализа отношений, который поможет жить дальше
Гайд для проработки родительских установок
7 шагов для устранения родительских установок, чтобы стать счастливее
Скачать подборку бесплатно
Гиперсоциальное воспитание и его крайняя степень — авторитарная гиперсоциализация отражает позицию взрослых к процессу развития ребенка, процесс становления и личностного роста которого расписан до мелочей и происходит строго по правилам. Несмотря на то, что малыш с раннего детства лишен какого-либо выбора, такой подход позволяет взрослым смело отнести себя к категории «правильные родители».
Что касается ребенка в подобной модели взаимодействия с родителями, то сначала он умиляет окружающих своей воспитанностью и «правильностью». Однако войдя в переходный подростковый период человек может взбунтоваться.
Подобный тип воспитания имеет для ребенка различные последствия. Гиперсоциализировання личность может страдать от неврозов различной степени тяжести и иметь проблемы в общении и построении отношений с другими людьми. Став взрослыми, такие люди часто имеют проблемы в семейной жизни. К тому же они, как правило, повторят в воспитании своих детей гиперсоциальный стиль, заимствованный у родителей.
Такое взаимодействие с детьми нередко наблюдается у тех родителей, которые находятся «на виду». Это представители таких профессий, как педагоги, юристы, врачи, военные и т.д. Многие из них считают, что несут повышенную моральную ответственность, и их дети должны соответствовать нужному статусу — отсюда гиперсоциализация и повышенные требования к ребенку.
К гиперсоциальному воспитанию также тяготеют люди целеустремленные, настойчивые и одновременно тщеславные и ориентированные на мнение окружающих. Во многих случаях последствия подобного стиля воспитания приходится решать в кабинете психолога.
Онлайн-тест «Определи свой психотип»
Чтобы подобных эксцессов не происходило, родители должны понимать, что такое личность, и отдавать себе отчет в том, что, подавляя чувство любви в пользу соблюдения строгой дисциплины, они нарушают баланс в отношениях с детьми. Ребенок не чувствует себя любимым и болезненно это переносит. Таким способом можно вырастить воспитанного человека, но нельзя — здорового и счастливого.
Чтобы лучше разобраться в проблемах детско-родительских отношений, а также освоить другие направления психологии, приходите учиться в Академию EdPro на программу «Практическая психология».
Гайд «5 способов для борьбы с тревогой»
Скачать бесплатно
Словарь русских синонимов |
например: страна, деньги, власть, диктатор |
Синонимы к слову «гиперсоциализация»Синонимы к слову «гиперсоциализация», всего найдено — 0. Все слова отсортированы по алфавиту. Используйте поиск для того чтобы подобрать синонимы к другим словам. |
Значение слова «гиперсоциализация» Значения данного слова не найдено в словарях. |
Тезаурус – понятийно-терминологический аппарат, подборка понятий по строго определенной проблематике или сфере профессиональной деятельности.
Осваивая концепцию педагогики дополнительного образования, развивая ее в практическом либо теоретическом плане – Вы, вне всякого сомнения, можете по мере необходимости существенно расширить, углубить предлагаемый объем понятий и терминов.
Приводимые понятия даны, прежде всего, как инструмент совершенствования практического психолого-педагогического опыта. В более детальной научной проработке приводимых понятий, безусловно, есть огромное число смысловых оттенков, с которыми, по мере необходимости, Вы можете познакомиться самостоятельно, используя для этой цели различные словари.
Агрессивность – действия человека, направленные на причинение вреда каким-либо людям либо материальным объектам. Брутальная агрессивность – высшая степень немотивированной агрессии, отличающейся особой жестокостью, необузданностью производимых действий. |
Аддиктивное поведение – зависимое поведение. Одна из принципиально возможных форм характеристики доминирующего способа жизненного самоосуществления человека, в том случае, когда она предопределена выраженной зависимостью от какого-либо фактора, будь то никотин, алкоголь, наркотики, сексуальные отношения, компьютер, чтение книг, поведение какого-либо человека или, наконец, вида трудовой или досуговой деятельности (в том числе, вероятно, и творческой). |
Асоциальное поведение – поведение, имеющее антиобщественную направленность, не согласуемое с нормами общественной морали и права. |
Аффект – кратковременная и сильно выраженная эмоциональная реакция, которая сопровождается нарушениями как в произвольно-двигательной сфере так и в сфере вегетативных реакций. Аффект в подавляющем большинстве случаев нарушает и протекание высших нервных процессов. |
Воспитательная система – педагогически упорядоченная совокупность компонентов единого в своей сути воспитательного процесса; как правило, включает в себя следующий ряд доступных педагогическому регулированию элементов: содержание воспитания, его цели, задачи, условия, принципы, средства, формы, методы и результаты. |
Гиперсоциализация – особый эффект социализации, следствие неправильного воспитания ребенка, недопустимого подавления его инициативы и воли. Проявляется в ситуативно неоправданной пассивности ребенка, его безынициативности, желании слепо следовать за авторитетом старшего, его наставлениями. |
Двусторонний характер процесса обучения. Условное структурное расчленение целостного в своей основе процесса обучения на две составные части – деятельность преподавания (профессиональную деятельность педагога) и деятельность учения (учебно-познавательную деятельность обучающихся в образовательно-воспитательном пространстве конкретного детского объединения). |
Деструктивно действующее воспитательное поле – социально-педагогический феномен, означающий особого рода сочетание негативно действующих воспитательно-направленных факторов внешней среды, препятствующих целостно-гармоничному развитию личности, ее росту, естественному жизненному самоосуществлению. |
Дополнительное образование – особая сфера государственной системы образования, изначально ориентированная на свободный выбор самим ребенком видов и форм деятельности, развитие своих познавательно-творческих способностей и дарований. В центре пристального профессионального внимания специалистов УДО – формирование ценностных ориентаций ребенка, развитие его интересов, склонностей и способностей, выходящих за рамки государственного стандарта общего образования. |
Дидактика – раздел педагогики, изучающий сущность, закономерности, принципы, содержание, формы, средства, методы и результаты обучения. Синоним – теория обучения. |
Дидактическая система – система обучения, имеющая развернутое концептуальное научно-теоретическое обоснование. |
Иерархизация — выстраивание некоторой совокупности фактов, предметов, явлений в порядке значимости по тому или иному специально избранному основанию. |
Личностно-созидающий подход – методологический принцип, предопределяющий стратегию и тактику всех профессиональных действий. Означает изначальную устремленность педагога на созидание растущей личности, ее непрерывный рост как «сверхзадачу» своей профессиональной деятельности. В реализации этого подхода индивидуально-личностное начало в ребенке становится неоспоримым приоритетом, задающим не только основные контуры индивидуального образовательного стандарта, но и общую логику целевой устремленности процесса обучения в том или ином конкретном детском объединении. |
Метод (педагогический) – способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленный на решение задач воспитания или обучения. |
Метод исследования – способ получения новой информации о педагогической действительности. |
Методика обучения – прикладная область научно-педагогического знания, рассматривающая специфические особенности проявления общедидактических закономерностей в конкретной сфере предметного обучения. |
Модель (педагогическая) – мысленно представляемая или материально реализованная система, которая способна заместить сложный в структурном отношении педагогический объект и дать о нем новую информацию. Бывает словесно-описательная, графическая, объемная, динамическая, статистическая и др.
Мониторинг (педагогический) – регулярное, по унифицированной схеме проводимое отслеживание динамики происходящих изменений в каком-либо педагогическом объекте. |
Мотив – внутренне побуждение субъекта к активным действиям. |
Навыки – автоматизированные действия. |
Образовательная программа – нормативно-констатирующий документ, проектирующий содержание, ход и результаты образовательного процесса.
Ответственность за качество реализации образовательной программы несет, прежде всего, сам педагог. Руководитель образовательного учреждения утверждает своей подписью каждую из реализуемых учреждении образовательных программ. |
Образование – результат обучения и воспитания. |
Образовательный стандарт – эталонный уровень образования, принятый в данном обществе, на исторически конкретный отрезок времени. |
Онтогенез – индивидуальный путь психофизиологического развития ребенка; процесс развития основных структур психики индивида в течение жизни. |
Оптимальный – наилучший в данных конкретных условиях, дающий максимальный воспитательно-образовательный эффект при минимально необходимых затратах имеющихся ресурсов и профессиональных усилий педагога. |
Педагогические принципы – основополагающие идеи, которыми руководствуется педагог, решая воспитательно-образовательные задачи. В зависимости от профиля задач различают принципы воспитания – идеи, в опоре на которые решаются воспитательные задачи, и принципы обучения – идеи, предопределяющие действия педагога в решении им задач обучения. |
Персонификация – стремление личности персонифицировать себя, потребность заявить о себе в микросоциуме как уникальный феномене, своими мыслями и поступками отразиться в сознании и поведении окружающих людей. |
Прием (воспитания, обучения) – элемент, деталь метода. |
Профессионализм – особого рода характеристика опыта профессиональной деятельности педагога, заключающаяся, в основном, в умении профессионально грамотно ставить и решать воспитательно-образовательные задачи без ущерба для развития личности ребенка. Одновременно, профессионализм означает высокую степень морально-этической ответственности за результаты обучения и воспитания. Профессионализм также есть умение на современной научно-методической базе проектировать, осуществлять и объективно оценивать полученные воспитательно-образовательные результаты. |
Растущая личность – многозначный термин, фиксирующий, прежде всего, естественное состояние ребенка – его устремленность к интенсивному росту, развитию, непрерывному обогащению своего жизненно-творческого опыта. Педагог, в этой связи, призван всемерно поддерживать эту психологически здоровую тенденцию созидательно-конструктивными методами работы, гармонизующими ход такого личностного развития ребенка. |
Рефлексия (педагогическая) – процесс самосознания педагогом логики своих состояний, мыслей и действий в ходе воспитания и обучения детей. |
Сензитивный период – период повышенной чувствительности субъекта к влиянию того или иного фактора психофизического развития. |
Системное реагирование в педагогике дополнительного образования означает оперативные динамические и структурно-функциональные изменения в системе какого-либо уровня (методической, дидактической, воспитательной, организационно-управленческий), осуществляемые не поэлементно, а целостно, всеми компонентами системы в ответ на резко меняющуюся образовательно-воспитательную ситуацию; иными словами, мобильное изменение состояния той или иной системы. |
Социализация – процесс усвоения растущей личностью социального опыта. Педагог, решая воспитательно-образовательные задачи, реально ощущает присутствие феномена социализации по двум встречным, противоречивым действующим тенденциям: с одной стороны – дает о себе знать тенденция к социальной типизации личности, т.е. к стихийному, но всегда произвольному, не всегда в полной мере контролируемому сознанием усвоению ребенком доминирующих ценностей и норм поведения той или иной конкретной социальной группы, и, с другой стороны, тенденция к индивидуализации как изначально присущему каждой личности стремлению проявить свою личностную уникальность, неповторимость. Вторая из указанных тенденций – предмет особой профессиональной заботы педагога. |
Тест (тестирование) – способ изучения и измерения сложных свойств и качеств личности или какой-либо социальной группы; применяется, как правило, в тех случаях, когда интересующие исследователя свойства и качества не поддаются изучению с помощью непосредственного наблюдения. Тест чаще всего имеет вид «батареи» относительно простых показателей (индикаторов). В своей совокупности индикаторы как элементы изучаемых свойств и качеств дают возможность создать итоговую шкалу и осуществить необходимые обобщающе-оценочные процедуры. |
Технология (педагогическая) – алгоритмизированная последовательность педагогических действий, гарантирующих, при соблюдении заранее оговоренных принципов и условий, получение необходимого педагогического результата.
Понятие «технология» заимствовано педагогической наукой из технократических областей производственной деятельности человека, где оно обозначает, — четко разработанный и неукоснительно выполняемый порядок действий, гарантирующий получение продукта строго определенного качества, с предельно точно обозначенными характеристиками и параметрами. «Технологичность» сегодня означает в педагогике максимальную эффективность, гарантируемость результата, его воспроизводимость при соблюдении изначально выделенных условий и выполнении предписанной последовательности необходимых педагогических действий. При подготовке авторской педагогической технологии создается технологическая модель-схема, иллюстрирующая динамику поэтапного продвижения в обучении к заранее намеченной цели. |
Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, традициям, чувствам, мнениям, идеям, убеждениям. |
Установка социальная – ценностное отношение личности как субъекта активности к тому или иному социальному объекту; выражается в фиксированной (на сознательном или бессознательном уровне) готовности определенным образом реагировать на него (например, положительно или отрицательно). |
^ ценностное отношение личности как субъекта активности к тому или иному объекту культуры; выражается в сознательно или бессознательно предопределенной готовности определенным образом реагировать на конкретные явления и феномены культурной деятельности человечества. |
Учебно-методический комплекс – всегда органическая часть образовательной программы. Он «погружен» в нее, из нее «вытекает» и ее обслуживает. Это – специфическое инструментально-дидактическое и технологическое средство обеспечения эффективности профессиональной деятельности педагога.
Учебно-методический комплекс есть всегда плод достаточно продолжительных теоретических размышлений и практических исканий автора, следствие системно организованной и непрерывно совершенствуемой профессиональной деятельности. Это и авторские теоретические разработки, и специально созданные серии тестовых диагностических заданий, и укомплектованные подборки развивающих дидактических игр, и обучающие творческие задания, и упражнения на печатной или компьютерной основе, и методические указания (схемы) для педагога, и наглядно-иллюстративные плакаты, и хрестоматии, и звуковые аудиокассеты, и различного рода видеопродукция, и опорные учебно-технологические схемы для обучающихся и педагога, и комплексы учебно-игровых заданий, и многое-многое другое. В целом же, в учебно-методическом комплексе должна «работать» некая объединяющая его сквозная методико-педагогическая идея, являющаяся для педагога-практика, как говорится в академической науке – системообразуюшей. |
Учебно-воспитательный процесс – процесс обучения и воспитания в их диалектическом единстве. |
Школьная дезадаптация – поведение ребенка-индивида неадекватное нормам и требованиям школьной системы образования. |
Целевая задача – задача, самым непосредственным образом «работающая» на достижение поставленной цели. Специфика целевых задач обнаруживает себя при их сопоставлении с задачами косвенного типа, опосредованно решающими данную цель. |
Ценностные ориентации растущей личности – предпосылка и результат воспитания ребенка; изучение и приведение изначально существующих у ребенка разрозненных ценностей в упорядоченную гуманистически ориентированную систему есть, в самом широком значении слова, основное содержание и центральная стратегическая задача воспитательной работы педагога в учреждении дополнительного образования. |
Эгоизм – деструктивного вида принцип жизненного самоосуществления, основанный на себялюбии и своекорыстии: гипертрофированная забота о своем «Я» и его интересах даже в ущерб для благо других. |
Эмпатия – в переводе с греческого означает сопереживание. Особо важная для педагога способность, выражающаяся в умении постичь эмоциональное состояние другого человека, в особенности – ребенка, проникнуть в мир его чувств и, принимая их во внимание, организовать оптимальным образом учебно-воспитательный процесс. |
Эмпирический педагогический феномен – любое педагогическое явление, данное нам в ощущениях и не являющееся продуктом умозрительного домысливания и интеллектуального конструирования. |
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З И Й К Л М Н О П
Р С
Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ
Э Ю Я
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
А Б В Г Д Е Ж З И
Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЕКСОЛОГИЧЕСКОЕ
i
Терминология структурной интеграции
+ + + + + БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТ+НОШЕНИЯ
Владельцы сайта
|
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж З И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю
Я Гиперсоциализация — чрезмерная ответственность, чувство долга, трудности компромиссов. |