Галерея помещиков синоним

На букву И Со слова «интересы»

Фраза «интересы помещиков»

Фраза состоит из двух слов и 17 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «интересы»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео Русский стиль. Дворянство. (автор: MyFeldsher)26:20

Русский стиль. Дворянство.

Видео Роскошная жизнь русских дворян. Из курса «Блеск и нищета Российской империи» (автор: Arzamas)14:05

Роскошная жизнь русских дворян. Из курса «Блеск и нищета Российской империи»

Видео Обреченный проснуться. Классовый сон человечества. (автор: Думай Сам/ Думай Сейчас)21:16

Обреченный проснуться. Классовый сон человечества.

Видео Образы помещиков в поэме «Мёртвые души» | Русская литература 9 класс #36 | Инфоурок (автор: ИНФОУРОК)12:30

Образы помещиков в поэме «Мёртвые души» | Русская литература 9 класс #36 | Инфоурок

Видео Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (автор: Умная Школа)03:37

Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Видео Образы и характеристики помещиков в “Мертвых душах”: описание характера, отношение к крестьянам (автор: Реальные Книги)06:09

Образы и характеристики помещиков в “Мертвых душах”: описание характера, отношение к крестьянам

Синонимы к фразе «интересы помещиков»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + аграрный вопрос −
  • + в пользу помещиков −
  • + в руках помещиков −
  • + власть помещиков −
  • + внеэкономическое принуждение −
  • + выкупные платежи −
  • + гражданское равноправие −
  • + демократические элементы −
  • + добровольное соглашение −
  • + имущественные различия −
  • + интересы буржуазии −
  • + интересы дворянства −
  • + интересы капитала −
  • + интересы крестьян −
  • + интересы крестьянства −
  • + интересы помещиков −
  • + исход революции −
  • + крепостнические порядки −
  • + крестьянские земли −
  • + либеральные помещики −
  • + мелкие собственники −
  • + меньшинство населения −
  • + народное представительство −
  • + победа контрреволюции −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «интересы помещиков» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

вокищемоп ысеретни 😀

Написание фразы «интересы помещиков» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в латинской🇬🇧 interesy pomeshchikov

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--e1aahuqhd0f xn--b1afjihlec7g

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

bynthtcsgjvtobrjd

Написание фразы «интересы помещиков» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠊⠝⠞⠑⠗⠑⠎⠮⠀⠏⠕⠍⠑⠭⠊⠅⠕⠺

Передача фразы «интересы помещиков» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – – ⋅ – – ⋅ – – – – – ⋅ – – ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ – – – – ⋅ – –

Произношение фразы «интересы помещиков» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «интересы помещиков» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

darcpcekjglctdxgb

Остальные фразы со слова «интересы»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • интересы безопасности
  • интересы государства
  • интересы дела
  • интересы детей
  • интересы клиента
  • интересы компании
  • интересы народа
  • интересы науки
  • интересы нации
  • интересы общества
  • интересы партии
  • интересы правосудия
  • интересы рабочих
  • интересы ребёнка
  • интересы семьи
  • интересы следствия
  • интересы службы
  • интересы страны
  • интересы фирмы
  • интересы человека
  • интересы человечества
  • интересы дворянства
  • интересы американцев
  • интересы инвесторов

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@bkxij 08.01.2020 15:08

Что значит фраза «интересы помещиков»? Как это понять?..

Ответить

@cmzlgbb 02.11.2022 14:39

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Галерея помещиков в “Мертвых душах”

У слова галерея несколько значений. Как и само название поэмы Гоголя, в данной теме слово используется в переносном смысле. Галерея помещиков в «Мертвых душах» – это длинный ряд персонажей, описанных по общему, близкому плану.

Первый характер

Можно выстроить помещиков в виде фотовыставки портретов. Другое изображение – на фоне природы. В любой галерее посетитель найдет общие черты показа героя. Можно попробовать самостоятельно создать портреты помещиков.

Манилов приятно улыбается, но его глаза залиты слащавостью. В них нет мыслей или идей. Персонаж напоминает нежащегося на солнце кота. Рядом стоит стол, на котором красивыми рядками расставлены горки золы, выбиваемой из трубки. Помещик пытается приманить зрителя, притянуть своей мечтательностью, обмануть. Нет живого вокруг мужчины, везде признаки бесхозяйственности. Прекрасная мебель стоит рядом с креслами, покрытыми рогожей. «Щегольской подсвечник» из бронзы рядом с «медным инвалидом». На заднем плане спит кто-то из дворни. Вверху витают образы мечтаний: каменный мост, подземный ход.

Захолустная жизнь

На следующем портрете женский образ – помещица Коробочка. Женщина ориентируется в прошлое страны, поэтому она в одежде старых, ушедших сословий: чепец с рюшами, салоп, платок из фланели вместо шарфа. Домовитая хозяйка сидит за столом с самоваром. Она хочет произвести вид хлебосольной хозяйки, на столе стопка блинов и склянки с вареньем. Вокруг по стенам куча разных предметов непонятного назначения и полезных. Полуоткрытый рот делает женщину непривлекательной, тупость и глупость видны в чертах лица. Но чувствуется, что помещица хитра и корыстна. На заднем плане комод, где спрятаны мешочки с деньгами.

Энергичное хамство

Скандалист Ноздрев появляется на следующем портрете. Он улыбается, усы загнуты как у гусара, борода и бакенбарды светятся. Помещик свеж и здоров, но чувствуется, что он весел и пьян. Молодца можно представить на балу, за карточным столом, в кругу бутылок и рюмок. Другой вариант в его доме, где стоят «деревянные козлы», и мужики белят стену. На заднем фоне пустая конюшня или отличная псарня.

Неуклюжий медведь

Сильный здоровый богатырь среднего роста – следующий портрет галереи. Его взгляд холоден и тяжел. Он сидит за столом с огромным блюдом из телячьей ноги, или поросенка, или осетра. Одежда сидит мешковато, цвет ее как мех у медведя. Помещик смотрит исподлобья. Вокруг крупная массивная мебель, похожая на хозяина. Хищный взгляд и огромного размера ноги. На стенах картины с богатырскими фигурами персонажей истории. Нет ничего, напоминающего о просвещении: книг, журналов или интересных дизайнерских украшений. Все просто и как будто вырублено топором.

Ничтожная мелочность

Последняя картина в галерее – портрет Плюшкина. Грязный, замотанный в неизвестные тряпки, напоминающие одежду сухой остроносый человек. С первого взгляда невозможно определить его пол, возраст и статус. Помещик похож на дворовую бабу в женском капоте. На поясе огромная связка ключей. Глаза на портрете такие маленькие, что почти не видны за бровями. Лицо напоминает мышей, выглядывающих из темных нор, настороженных и хищных, ищущих, чем бы поживиться. Вокруг царит беспорядок, кучи мусора, пыли и подобранных на дорогах предметов. Все уродливо и безобразно.

Портреты похожи на карикатуры, но они узнаваемы среди реальных представителей помещиков Руси. Написать сочинение «Галерея помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» можно, используя предложенный материал, рассматривая картины художников, иллюстрирующих произведение классика.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Pavel Petrov

    16/19

  • Галина Лебедева

    14/19

  • Умит Умит

    13/19

  • Сардор Аламгазиев

    17/19

  • Jr El

    18/19

  • Даниил Мороз

    15/19

  • Мария Краснобаева

    17/19

  • Юлия Решоткина

    16/19

  • Анна Скетч

    18/19

  • Эмине Абдуллаева

    19/19



Скачать материал

ПрезентацияГалерея помещиковв поэме  Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые ду...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов

  • Сейчас обучается 121 человек из 45 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ПрезентацияГалерея помещиковв поэме  Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые ду...

    1 слайд

    Презентация
    Галерея помещиков
    в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души»

    Пыстина Лидия Митрофановна
    учитель русской литературы
    школа – гимназия № 9
    г. Павлодар

  • Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял...

    15 слайд

    Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика
    над глазами, чтобы
    рассмотреть получше
    подъезжавший экипаж.
    По мере того как бричка
    близилась к крыльцу,
    глаза его делались веселее и
    улыбка раздвигалась более и более.

  • Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, изв...

    16 слайд

    Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе
    Селифан,
    по словам пословицы.
    Может быть, к ним
    следует примкнуть
    и Манилова.

  • На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но...

    17 слайд

    На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

  • В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добр...

    19 слайд

    В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную. От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. 

  • Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он д...

    21 слайд

    Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно. Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою. Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», — «Да, недурно», — отвечал он обыкновенно, куря трубку, которую курить сделал привычку, когда еще служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером. «Да, именно недурно», — повторял он. Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил: «Барин, позволь отлучиться на работу, по́дать заработать», — «Ступай», — говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать.

  • Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо б...

    23 слайд

    Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение, впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами. В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года.

  • В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебел...

    25 слайд

    В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы».

  • В иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни пос...

    27 слайд

    В иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель». Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги. 

  • Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце,...

    31 слайд

    Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших
    помещиц, которые
    плачутся на неурожаи,
    убытки и держат голову
    несколько набок, а
    между тем набирают
    понемногу деньжонок
    в пестрядевые мешочки,
    размещенные по ящикам комодов.

  • В один мешочек отбирают всё целковики, в другой полтиннички, в третий четверт...

    34 слайд

    В один мешочек отбирают всё целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да
    распоротого салопа,
    имеющего потом
    обратиться в платье,
    если старое как-нибудь
    прогорит во время
    печения праздничных лепешек со всякими пряженцами или поизотрется само собою.

  • «Эк ее, дубинноголовая какая! — сказал про себя Чичиков, уже начиная выходит...

    37 слайд

    «Эк ее, дубинноголовая какая! — сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. — Пойди ты сладь с нею!
    в пот бросила, проклятая
    старуха!» Тут он, вынувши
    из кармана платок, начал
    отирать пот, в самом деле
    выступивший на лбу. 

  • Лицо Ноздрева верно уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходил...

    44 слайд

    Лицо Ноздрева верно уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми,
    слывут еще в детстве
    и в школе за хороших
    товарищей и при всем
    том бывают весьма
    больно поколачиваемы.
    В их лицах всегда видно
    что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты».

  • Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подруживш...

    45 слайд

    Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке.

    Они всегда говоруны,

    кутилы, лихачи,

    народ видный.

  • Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать...

    46 слайд

    Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять.

  • Дома он больше дня никак не мог усидеть. Чуткий нос его слышал за несколько д...

    48 слайд

    Дома он больше дня никак не мог усидеть. Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами; он уж в одно мгновенье ока был там, спорил и заводил сумятицу за зеленым столом, ибо имел, подобно всем таковым, страстишку к картишкам. В картишки, как мы уже видели из первой главы, играл он не совсем безгрешно и чисто, зная много разных передержек и других тонкостей, и потому игра весьма часто оканчивалась другою игрою: или поколачивали его сапогами, или же задавали передержку его густым и очень хорошим бакенбардам, так что возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой.

  • Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе стол...

    50 слайд

    Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних. И что всего страннее, что может только на одной Руси случиться, он
    чрез несколько времени
    уже встречался опять с
    теми приятелями, которые
    его тузили, и встречался
    как ни в чем не бывало,
    и он, как говорится, ничего, и они ничего.

  • Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании...

    51 слайд

    Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другим никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно.

  • И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь...

    53 слайд

    И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти, и тому подобную чепуху, так что слушающие наконец все отходят, произнесши: «Ну, брат, ты, кажется, уже начал пули лить». Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины. Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностью, со звездой на груди, будет вам жать руку, разговорится с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления, а потом, смотришь, тут же, пред вашими глазами, и нагадит вам. И нагадит так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не так, как человек со звездой на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление, так что стоишь только да дивишься, пожимая плечами, да и ничего более. Такую же странную страсть имел и Ноздрев.

  • Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небыли...

    54 слайд

    Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: «Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь». Ноздрев во многих отношениях был многосторонний человек, то есть человек на все руки. В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все, что хотите. Ружье, собака, лошадь — все было предметом мены, но вовсе не с тем, чтобы выиграть: это происходило просто от какой-то неугомонной юркости и бойкости характера.

  • Если ему на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, он н...

    56 слайд

    Если ему на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, он накупал кучу всего, что прежде попадалось ему на глаза в лавках: хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупичатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду — насколько хватало денег. Впрочем, редко случалось, чтобы это было довезено домой; почти в тот же день спускалось оно все другому, счастливейшему игроку, иногда даже прибавлялась собственная трубка с кисетом и мундштуком, а в другой раз и вся четверня со всем: с коляской и кучером, так что сам хозяин отправлялся в коротеньком сюртучке или архалуке искать какого-нибудь приятеля, чтобы попользоваться его экипажем.

  • Вот какой был Ноздрев! Может быть, назовут его характером избитым, станут го...

    57 слайд

    Вот какой был Ноздрев! Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! несправедливы будут те, которые станут говорить так. Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно-непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком.

  • Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался...

    60 слайд

    Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался

    весьма похожим

    на средней величины

    медведя.

  • Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава д...

    61 слайд

    Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на

    чужие ноги. Цвет
    лица имел каленый,
    горячий, какой бывает
    на медном пятаке.

  • Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура нед...

    62 слайд

    Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!» Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь.

  • Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медвед...

    63 слайд

    Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем. Зная привычку его наступать на ноги, он очень осторожно передвигал своими и давал ему дорогу вперед. Хозяин, казалось, сам чувствовал за собою этот грех и тот же час спросил: «Не побеспокоил ли я вас?» Но Чичиков поблагодарил, сказав, что еще не произошло никакого беспокойства.

  • Вошед в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!» Садя...

    65 слайд

    Вошед в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!» Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах всё
    были молодцы, всё
    греческие полководцы,
    гравированные во весь
    рост: Маврокордато
    в красных панталонах
    и мундире, с очками на носу, Миаули, Канари.

  • Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь...

    66 слайд

    Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках.
    Потом опять следовала
    героиня греческая Бобелина,
    которой одна нога казалась
    больше всего туловища тех
    щеголей, которые
    наполняют
    нынешние гостиные.

  • Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комна...

    67 слайд

    Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые.

  • У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру, которая начала в...

    73 слайд

    У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру, которая начала вздорить с мужиком, приехавшим на телеге.

    Долго он не мог распознать,

    какого пола была фигура:

    баба или мужик.

  • Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот,...

    75 слайд

    Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины. «Ой, баба!
    — подумал он про себя
    и тут же прибавил:
    — Ой, нет!» —
    «Конечно, баба!» —
    наконец сказал он, рассмотрев попристальнее.

  • Фигура с своей стороны глядела на него тоже пристально. Казалось, гость был д...

    78 слайд

    Фигура с своей стороны глядела на него тоже пристально. Казалось, гость был для нее в диковинку, потому что она обсмотрела не только его, но и Селифана, и лошадей, начиная с хвоста и до морды.

  • По висевшим у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно...

    79 слайд

    По висевшим у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно поносными словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница.

  • Пока он рассматривал все странное убранство, отворилась боковая дверь и взошл...

    81 слайд

    Пока он рассматривал все странное убранство, отворилась боковая дверь и взошла та же самая ключница, которую встретил он на дворе. Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей. Чичиков, давши вопросительное выражение лицу своему, ожидал с нетерпеньем, что хочет сказать ему ключник. Ключник тоже с своей стороны ожидал, что хочет ему сказать Чичиков. Наконец последний, удивленный таким странным недоумением, решился спросить:— Что ж барин? у себя, что ли?— Здесь хозяин, — сказал ключник.— Где же? — повторил Чичиков.— Что, батюшка, слепы-то, что ли? — сказал ключник. — Эхва! А вить хозяин-то я!

  • Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у м...

    82 слайд

    Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхает подозрительно самый воздух.

  • Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя...

    86 слайд

    Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош.

  • Ибо к чести героя нашего нужно сказать, что сердце у него было сострадательн...

    88 слайд

    Ибо к чести героя нашего нужно сказать, что сердце у него было сострадательно и он не мог никак удержаться, чтобы не подать бедному человеку медного гроша. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик. У этого помещика была тысяча с лишком душ, и попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба зерном, мукою и просто в кладях, у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью, или губиной.

  • Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор, где наготовлено было на запас...

    90 слайд

    Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, — ему бы показалось, уж не попал ли он как-нибудь в Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и свекрухи, с кухарками позади, делать свои хозяйственные запасы и где горами белеет всякое дерево — шитое, точеное, лаженое и плетеное: бочки, пересеки, ушаты, лагуны́, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки, мыкольники, куда бабы кладут свои мочки и прочий дрязг, коробья́ из тонкой гнутой осины, бураки из плетеной берестки и много всего, что идет на потребу богатой и бедной Руси. На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? во всю жизнь не пришлось бы их употребить даже на два таких имения, какие были у него, — но ему и этого казалось мало.

  • Не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей деревни, загля...

    92 слайд

    Не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты. «Вон уже рыболов пошел на охоту!» — говорили мужики, когда видели его, идущего на добычу. И в самом деле, после него незачем было мести улицу: случилось проезжавшему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу; если баба, как-нибудь зазевавшись у колодца, позабывала ведро, он утаскивал и ведро.

  • Впрочем, когда приметивший мужик уличал его тут же, он не спорил и отдавал по...

    94 слайд

    Впрочем, когда приметивший мужик уличал его тут же, он не спорил и отдавал похищенную вещь; но если только она попадала в кучу, тогда все кончено: он божился, что вещь его, куплена им тогда-то, у того-то или досталась от деда. В комнате своей он подымал с пола все, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, перышко, и все это клал на бюро или на окошко.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 234 247 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

ПОМЕ́ЩИК, -а, м. Землевладелец, обычно дворянин, в дореволюционной России, а также в странах, где существует частная собственность на землю. Крупный помещик.

Все значения слова «помещик»

  • Дочь богатых помещиков, желая подшутить над своей старой бабушкой, переодевается в девочку-крестьянку и настолько искусно изображает её, что бабушка не узнает своей внучки.

  • Местные помещики предлагали хорошее вознаграждение за ценные находки, поэтому крестьяне перепахивали поле плугом вдоль и поперёк и продавали хозяевам земли найденные предметы.

  • Камин в это же время начал проникать в дома русских помещиков, и не столько для обогрева усадеб, сколько для придания задушевной атмосферы вечерним чаепитиям.

  • (все предложения)
  • поместье
  • наместник
  • человек
  • барин
  • дом
  • (ещё ассоциации…)
  • богатый помещик
  • помещик средней руки
  • власть помещиков
  • стать помещиком
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • тульский
  • небогатый
  • богатый
  • тамошний
  • провинциальный
  • (ещё…)
  • Склонение
    существительного «помещик»
  • Разбор по составу слова «помещик»
  • Как правильно пишется слово «помещик»

Место урока в теме: третий урок в теме «Николай Васильевич Гоголь», во всём учебном курсе — урок № 57.

Название учебных пособий и программа: Программы по литературе 5-11 классы. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2010. Учебник: В.Я. Коровина. Литература 9 кл. в 2-х частях. Москва «Просвещение», 2011

Цель урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Задачи урока:

когнитивные:

  • формировать умение работать с текстом художественного произведения, вычленять необходимую информацию для характеристики образа литературного героя;
  • использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы для характеристики образа персонажа;
  • способствовать совершенствованию навыков внимательного прочтения художественного текста;
  • предполагается, что к окончанию урока воспитанники будут иметь достаточно полное представление о помещиках — героях поэмы Гоголя, об их пороках и нерастраченных положительных качествах, приводить примеры, доказывающие ту или иную точку зрения;

операциональные:

  • развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать выводы;
  • уметь анализировать роль художественной детали в создании образа литературного героя;
  • способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать персонажи по тем или иным аспектам;

аксиологические:

  • создавать связь содержания учебного занятия с личностным опытом обучающихся;
  • развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;
  • сформировать представление об истинных и ложных целях человеческого существования на основе негативного отношения к персонажам поэмы Н.В. Гоголя;
  • учиться давать объективную характеристику литературному герою как носителю определённых черт человеческого характера в сложном их переплетении.

Тип урока – урок систематизации и обобщения нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение изучаемого материала, практический, частично-поисковый.

Применение элементов инновационных технологий:

  • технология развития “критического мышления”;
  • технология открытых вопросов, а также оценки и анализа реальной жизненной ситуации;
  • технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)
  • интерактивные методы,
  • межпредметные связи (живопись, обществознание).

Формируемые компетенции:

  • учебно-познавательная компетенция: активизация познавательной деятельности воспитанников осуществляется через решение нестандартных проблемных ситуаций, проблемный способ изложения новой темы, проецирующийся на личный опыт воспитанников;
  • коммуникативная компетенция: кадеты учатся участвовать в дискуссии, приобретают навыки разработки и оценки альтернативы;
  • ценностно-смысловая компетенция: воспитанники получают осознанное представление о человеческих пороках, способных привести личность к духовной деградации; они приходят к постепенному пониманию того, что личность человека чаще всего не поддаётся однозначной оценке, прямолинейной критике тех или иных недостатков; в ходе дискуссии кадеты учатся аргументировать свою точку зрения и представлять ее с учётом мнения оппонентов, привыкают толерантно относиться к чужому мнению;
  • информационная компетенция: в ходе урока кадеты знакомятся с новыми литературоведческими терминами и понятиями, являющимися базовыми понятиями блок-темы;
  • культурологическая компетенция: развивается эстетический вкус, повышается культурный уровень воспитанников через обращение к художественным текстам и иллюстрациям к нему известных художников.

Формы организации урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала.

Оборудование: учебник, поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души», карта урока, презентация, средства ИКТ.

Ход урока

Чем более я обдумывал моё сочинение, тем более видел, что… следует взять те характеры, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши.
Н.В. Гоголь

1. Оргмомент.

Приветствие. Сообщение темы урока. (Слайд 1)

(Слайд 2) Учитель читает строки из романа современной японской писательницы Банана Ёсимото «Амрита»: «Лицо вообще штука удивительная. По лицу сразу видно, потерял человек душу или нет. Если не потерял, если душа на месте, то лицо излучает мягкий свет. Свет любви». Пробовали ли вы читать по лицам? Непростое это занятие, но интересное. Думаю, и весьма полезное: через лицо, через глаза и улыбку мы постигаем душу окружающих нас людей. А как заглянуть в души персонажей поэмы Гоголя с таким страшным названием – «Мёртвые души»? На предыдущем уроке мы говорили о неоднозначной трактовке этого заглавия, узнали, что с какой-то загадочной целью прибыл в город NN «милейший» Павел Иванович Чичиков и готовы уже вслед за ним отправиться в путешествие по NN-ской губернии.

2. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности

Центральное место в первом томе «Мертвых душ» занимают пять «портретных глав» (со второй по шестую). Каждая из них посвящается конкретному герою. Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.

— Перечислите одного за другим героев этих глав (воспитанники называют последовательно: IIгл. – Манилов, IIIгл. – Коробочка, IVгл. – Ноздрёв, Vгл. – Собакевич, VIгл. – Плюшкин). (Слайд 3)

-Можно по-разному обсудить содержание этих глав и познакомиться с персонажами Гоголя: изучению бессмертного произведения посвящено немало научных работ и интересных рекомендаций по изучению его в школе. (Слайд 4) Можно, например, сесть в повозку, запряжённую бойкой тройкой лошадей, и отправиться на экскурсию, например, с такими забавными названиями «По следам Чичикова» или «Здесь гостил П.И. Чичиков». Пока «гостим» у помещиков, сравниваем их портреты, занятия, жилища. Интересные получаются выводы! (Слайд 5) Любителям более острых ощущений можно предложить несколько мрачноватую экскурсию – спуститься вместе с героями «Божественной комедии» Данте Алигьери в ад. (Слайд 6) Там на определённых кругах неминуемо встретимся с нагрешившими немало при жизни гоголевскими помещиками. А вот ещё, на мой взгляд, очень интересная трактовка персонажей «Мёртвых душ» — аллегория «Четыре века человека»: задержавшийся в детстве Манилов, вечно юный, с неиссякаем задором Ноздрёв, являющий пороки зрелого возраста Собакевич и Плюшкин – воплощение старости с её надвигающимся безумием и уродством.

Одной из особенностей таланта Гоголя является «страсть узнать все», «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого. Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя.

Предлагаю на уроке поучиться у Мастера этому таланту – «ловить душу человека», вглядываться в лица, искать в них светлое начало, даже если на лица эти наложили свой страшный отпечаток время, пережитые невзгоды, а самое главное – государственный строй, при котором один человек по закону владеет «душами» сотен и тысяч бесправных и угнетаемых им людей.

Итак, чем, по вашему мнению, нам предстоит заняться на уроке? (Ответы кадет, попытки сформулировать задачи урока)

К какому результату мы, возможно, придём? (Прогнозируемый ответ: в героях поэмы Гоголя от природы были хорошие задатки, но их души изуродовало крепостное право – вряд ли кадеты сразу сформулируют. (Слайд 7) Поэтому формулируем следующие задачи: вглядеться в портретные характеристики помещиков, обратить внимание на художественные детали – «подсказки» Гоголя, найти не только уродливые черты в этих характеристиках, но и положительные задатки.)

(Слайд 8) Предлагаю отправиться в «картинную галерею» портретов помещиков поэмы Н.В. Гоголя. (Слайд 9) Слово “галерея” в переносном значении имеет значение “длинный ряд, вереница типов”, значит, конечная цель нашего урока – найти то общее, что роднит помещиков Н.В. Гоголя, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из помещиков, с которыми встречается Чичиков, обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью. (Тип – это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей. Употребляя слово “тип”, мы имеем в виду то свойство персонажа, которое позволяет в нём увидеть многих знакомых людей. К героям “Мёртвых душ” это имеет непосредственное отношение.)

3. Беседа по проблемным вопросам с опорой на прочитанный текст.

  1. Почему именно в такой последовательности изобразил Гоголь своих героев? (Слайд 10)
  2. Мнение критиков А. Воронского, А. Белого, А. Герцена. (Слайд 11)
  3. Подсказка Гоголя. (Слайд 12)
  4. Предлагаю разобраться с этой «шкалой деградации», действительно, ли она объясняет замысел Гоголя, с одной стороны, а с другой – ответим ещё и на вопрос, можно ли в авторских характеристиках помещиков разглядеть положительные черты?

Далее заранее подготовившиеся воспитанники рассказывают кратко обо всех помещиках, в конце ответа резюмируя, почему этому персонажу отведено именно это место в сюжете Гоголя. Воспитанники в ходе прослушивания ответов заполняют карту урока (приложение). После каждого ответа – беседа по вопросам.

Манилов. (Слайд 13)

(Слайд 14)

— Что более всего раздражает читателя в этом, по сути, незлом, даже добросердечном человеке? (Пустой мечтатель, бездельник, в нем нет живых человеческих желаний, силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать поступки. О нем автор говорит: «Ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Никаких духовных запросов, никакой деятельности.)

— Да, Манилов – мечтатель. Но разве это недостаток мечтать о лучшей жизни? («Если ты построил воздушные замки, это вовсе не значит, что твой труд пропал напрасно: именно так и должны выглядеть настоящие замки. Осталось лишь подвести под них основание» Генри Торо)

— А может быть нам всем сто’ит поучиться у Манилова умению любить жену Лизаньку, детей?

— Манилов не смыслит в сельском хозяйстве, так он и не занимается тем, что ему совсем неинтересно. В чём его вина, что он не хозяйственник?

(Слайд 15)

— Согласны с таким суждением: оказывается Манилов «более мертв», чем, скажем, Ноздрев или Плюшкин, у которых, конечно же, есть «свой задор»? Куда бы вы теперь переместили Манилова на «шкале деградации»?

Коробочка. (Слайд 16)

(Слайд 17)

— Почему, по-вашему, в галерее «мужских» портретов, Настасья Петровна – единственная женщина? (Страшнее во стократ, когда пороком изуродована женщина, чьё главное предназначение – дарить жизнь.)

— Найдите описание глаз помещицы Коробочки. (Его нет, описываются одежда, голос, привычки, манера поведения, а в глаза героине заглянуть не сможем. Почему?)

— «Дубинноголовая» — подберите синонимы. (Упрямая, недалёкая, несговорчивая, тупая, глупая, скопидомка…) (Коробочка аккуратная и хозяйственная. Она копит и копит деньги в пестрядевых мешочках и прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива, но… По своему умственному развитию Коробочка кажется ниже всех остальных помещиков. Ограниченность, «дубинноголовость» ее, по определению Чичикова, не знает предела.)

— Попробуйте всё же назвать хоть какие-то достоинства милой старушки! (Коробочка — аккуратная и хозяйственная, гостеприимная и хлебосольная хозяйка.)

— Ну и что плохого в том, что она не поняла аферы Чичикова? Разве это косвенным образом не говорит о её порядочности в коммерческих вопросах? (Она заботится о копеечной выгоде, в то время как нажитое ею гниёт и портится в многочисленных мешочках и коробочках по углам, амбарам и сараям)

— Вернёмся к шкале деградации: «достойное» ли место на ней занимает Настасья Петровна? (Слайд 18)

Ноздрёв. (Слайд 19)

(Слайд 20)

Ноздрев — обаятельный и бесхитростный, «естественный» человек. Опровергните хоть одно из этих утверждений. (Нет, он в любую минуту от объяснений в любви к новому другу может перейти к грубости и драке, речь его переполнена ругательствами, словами картежного лексикона, бесцеремонными выражениями. Это лгун по призванию и по убеждению. Он сознательно громоздит один вздор на другой. Ведет он себя вызывающе, нагло, агрессивно.)

— Как вы думаете, «страстишка» Ноздрёва «нагадить ближнему» просто так, забавы ради, без какого-либо расчёта, а из чисто «эстетического» удовольствия – это что-то вроде невинного розыгрыша, шутки этакого богатыря, не знающего, куда девать буйную энергию? (Расчета в его действиях, действительно, нет. А действует он из чисто «эстетического» удовольствия. Жажда получать все мгновенно, без всяких душевных затрат, стала главным жизненным двигателем, подавила все свойства его человеческой натуры. Главный рефрен его рассказов — «Эх, братец! Как покутили!»)

— Закончите фразу: на одной чаше весов – обаяние Ноздрёва, а на другой — … (пьянство, карточные махинации, дебоши, враньё, безответственное отношение к детям, растущим без матери по его вине, бесхозяйственность в имении…)

— Каков вывод Гоголя? Человек-дрянь. Коротко и ясно! Не слишком ли жестоко? (Слайд 21) Какое место вы отвели бы этому персонажу на этой лестнице пороков?

Собакевич. (Слайд 22)

(Слайд 23)

— Докажите, что Собакевич – хороший хозяин. (В деревне у него все добротно, надежно, мужиков он знает великолепно, ценит их трудовые качества, умело рекламирует, чтобы выгоднее продать мертвых.)

— Так, может быть, в контексте нашего времени, времени рыночных отношений, Собакевич – положительный герой?  (Это расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак, а также обжора и плут, медведь, кулак.)

— Что, по-вашему, могло бы способствовать перерождению Собакевича в идеального хозяйственника, или это невозможно? (Крепостное право и психология крепостника.) (Слайд 24) Почему всё-таки имеет смысл его оставить на предпоследней ступеньки этой иерархии?

Плюшкин. (Слайд 25)

(Слайд 26)

— Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как проходил процесс его деградации? (Среди всех помещиков он заражен смертельной болезнью более других. Гоголю важно показать, как человек превратился в «прореху на человечестве», поэтому он раскрывает характер героя в развитии.)

— Известно, что пороки человека отражаются на его лице. Вглядимся в лицо Плюшкина: что Гоголь говорит о глазах Плюшкина? (Сравнивает бегающие глаза с мышами.) Представьте себе этот бегающий взгляд, взгляд безумца?

— Есть мнение, что Плюшкин — это психически больной человек (силлогомания – патологическая тяга к собирательству): причиной может быть физическая или душевная травма и прочие изменения в психике. Во времена Гоголя таких людей «не жалели». А мы в XXI веке понимаем это? (Да, он достоин жалости, но если бы зловещая тень этого безумца не превращала в кошмар жизнь сотен подневольных крепостных!) (Слайд 27)

4. Подведение итогов урока. (Слайд 28)

— Согласны ли вы с иерархией образов помещиков, представленных Гоголем по принципу их всё более глубокого духовного оскудения и морального падения? Может, вы изменили бы эту «шкалу деградации», если да, то почему?

— Кто из них страшнее: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич или Плюшкин? Докажите свою точку зрения.

Прогнозируемый ответ: в героях поэмы Гоголя от природы были хорошие задатки, но их души изуродовало крепостное право

5.  Рефлексия. (Слайд 29)

Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее низменным, и я никогда не позволю ему поселиться в моей душе? (Короткие ответы, можно по рядам пустить листы, на которых кадеты записывают слово и заворачивают край.)

6. Задание для самоподготовки и его комментарий: (Слайд 30)

  • Подготовить связный ответ: «Дома и их обитатели» (Интерьеры помещичьих домов и описание усадеб в 2-6 главах).
  • Перечитать 7-10 главы, подумать над вопросом: «Чем отличается галерея портретов чиновников от галереи портретов помещиков?»

7. Выставление оценок за урок и комментарий к оценкам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Галерея образов синоним
  • Галерея музей синоним
  • Галерея выставка синонимы
  • Галереи синонимы
  • Галдеть синоним к этому