Функциональная грамотность синонимы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, школа №1, г. Кулебаки

Методическая разработка

«Формирование функциональной грамотности у детей с нарушениями речи, через применение современных технологий в рамках логопедического воздействия»

Подготовила: учитель-логопед Славкина Т.Н.

2023г

Современные школьники должны обладать широким спектром знаний, применимых в реальной жизни.

Умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией должна сформировать современная школа. Это и называется «функциональной грамотностью».

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.

Функционально грамотная личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями;

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– владеющий современными информационными технологиями.

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

Наталья Федоровна Виноградова доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Руководитель научно-исследовательского Центра начальной школы, который работает над созданием нового поколения программ и средств обучения для младших школьников дала следующее определение: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: — готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; — возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; — способностью строить социальные отношения…; — совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

Синоним к определению функциональная грамотность, это интеллект.

ИНТЕЛЛЕКТ— это психологическая способность любого человека для адаптации к новым условиям посредством обучения, необходимость которого приходит с жизненным опытом. В процессе обучения используются теоретические знания для дальнейшего их применения на практике, чтобы корректировать поведение и адаптироваться к окружающей среде.

Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.

Какие же дисфункции особенно мешают формированию грамотной устной и письменной речи, которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности:

Нарушения, недоразвитие психических процессов базы речи:

Неустойчивое внимание;

Недостаточная наблюдательность к языковым явлениям;

Недостаточное развитие способности к переключению;

Снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме собственного тела, пространстве, времени;

Снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд;

Нарушения зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза;

Слабо развитое словесно-логическое мышление;

Низкая познавательная активность в области языковых явлений;

Недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала)

Нарушения способности волевых усилий для преодоления трудностей учебной работы.

Нарушение звукопроизношения;

Нарушение фонематического восприятия;

Нарушение лексико-грамматического строя речи.

Практика показывает, что именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма.

Вследствие этих нарушений у обучающихся возникают особые образовательные потребности. А именно:

потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным), особенно у детей с низким уровнем речевого развития;
потребность в формировании социальной компетентности;
потребность в развитии всех компонентов речи, речеязыковой компетентности;
потребность в формировании навыков письма и чтения;
потребность в развитии психологической базы речи;
потребность в индивидуальном и дифференцированном подходе к формированию образовательных умений и навыков.

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать логопедическую работу с ребёнком.

Поэтому свою работу направляем на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью и организуем упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия. 

Формировании функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у ребёнка эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии, уроке и в общении с окружающими.

В формировании функциональной грамотности на логопедических занятиях используется:

б

огатый дидактический наглядный и речевой материал, спосо

бствующий повышению м

отивации обучающихся

;

диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверс

тниками, родителями и учителями;

вопросы и зад

ания, требующие от ребёнка самос

тоятельного ответа.

Например,

«Доскажи недостающее словечко», игра «Чего не бывает?» (работа с нел

епицами) и

др.

Нейропсихологический подход формирования правильных речевых навыков.

Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться. Однако, согласно данным Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Л.В.Семенович, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.

Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратиться к нейропсихологии.

Нейропсихология – это наука о формировании мозговой организации психических процессов. Основоположником является врач – хирург, ученый, нейрофизиолог А.Р. Лурия создал ее в середине 20 века.

Он разделили весь мозг на три блока. Девиз 1 блока «Я хочу», 2 блок «Я могу», «Я должен». Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушарие. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие начинает работать без связи. Дети с таким нарушением не ползают, тяжело начинают ходить, с большим трудом начинают читать и писать, тяжело воспринимают информацию на слух или зрительно, у них не происходит закрепление полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», дети требуют все время поддерживающих занятий до 12-14 лет, пока межполушарные связи не сформируются.

Если представить мозг в виде сосуда, то у детей с нарушениями, он с трещинами. Медицина и нейропсихология позволяют его починить, а логопедия, наполнить.

Алгоритм компенсации речевых нарушений – это формирование обходных путей, расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных, двигательных стимулов (тактильных, вкусовых, мимика, жесты, обоняние)

Методы сенсорной интеграции

Методы сенсорной интеграции – предполагают взаимодействие всех органов чувств. Решает задачу развития интереса к обучению через сенсорные стимулы. Развитие тактильных ощущений, самомасс

аж ладоней, пальцев рук, стоп,

вестибулярной системы.

Для этого использую:

массажные шары, балансир, Камешки Марблс, фасолевый бассейн, сухой душ, так же полезно использовать песочные игры, игры с пластилином.

Метод нейростимуляции

Цель – активизация подкорковых и стволовых структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия

Успешно применяется при автоматизации звука в

слогах, словах, обучении письму.

Использую

пальцевый

тр

енажёр,

нейродорожки

, лабиринты, «Азбука телодвижений»,

нейропрописи

.

Растяжки и релаксация

Цель – формирование психофизической базы речи, посредством двигательной активности в основе которой лежит принцип психофизического сопряжения.

Например, упр. «Растяжка»

Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. 
Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела.

Упражнения «Штанга», «Загораем», «Олени».

Релаксация «Поза покоя», «Снеговик» и т.д.

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Кинезиологические упражнения.

Цель – формирование межполушарного взаимодействия.

Способствует повышению стрессоустойчивости, улучшает мыслительную деятельность, память, внимание. Облегчает процесс обучения чтению и письму.

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Рисующий слон», «Массаж ушных раковин» и т.д.

Биоэнергопластика

Цель – оптимизация психологической базы, улучшение моторных возможностей ребенка, по всем параметрам, коррекция звукопроизношения, фонематических процессов.

Основной прием биоэнергопластики – это сопряженная работа кистей, пальцев рук, артикуляционного аппарата.

.Вывод.

Таким образом, воздействуя обходным путем, компенсируя нарушения устной и письменной речи мы можем говорить о достижении эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях, что является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.

Список литературных источников:

1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. — М., МПСИ, 2001

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. — П., 2008

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005

4. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Изд–во «Институт практической психологии», 1996

5. «Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников» / под общей редакцией T.B. Aхyтиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачева, 2008

6. Праведникова, И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. — М.: АЙРИС-пресс, 2018

7. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008

8. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов. – М.: Редкая птица, 2018.

Этот материал раскроет все виды функциональной грамотности.

Статья.

Виды функциональной грамотности

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Функциональная грамотность —  сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Российская школа, верная своим традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. 

Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности

Выделяется несколько основных видов функциональной  грамотности:

https://ino.mgpu.ru/wp-content/uploads/2020/01/funkts-gramotnostMontazhnaya-oblast-1.png

Информационная:  находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Общая грамотность:  написать сочинение, реферат, считать без калькулятора, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подбор слов, написать заявление, заполнить какие — либо анкеты, бланки.

Компьютерная:  искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Деятельностная грамотность: проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

Грамотность при решении бытовых проблем:  выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Финансовая грамотность: знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Естественно-научная грамотность: способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: 

1.Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. 

3.Способностью строить социальные отношения. 

4.Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова

Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.»    А. А. Леонтьев

 Статья.

Виды функциональной грамотности

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Функциональная грамотность —  сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Российская школа, верная своим традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. 

Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности

Выделяется несколько основных видов функциональной  грамотности:

https://ino.mgpu.ru/wp-content/uploads/2020/01/funkts-gramotnostMontazhnaya-oblast-1.png

Информационная:  находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Общая грамотность:  написать сочинение, реферат, считать без калькулятора, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подбор слов, написать заявление, заполнить какие — либо анкеты, бланки.

Компьютерная:  искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Деятельностная грамотность: проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

Грамотность при решении бытовых проблем:  выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Финансовая грамотность: знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Естественно-научная грамотность: способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: 

1.Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. 

3.Способностью строить социальные отношения. 

4.Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова

Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.»    А. А. Леонтьев

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей
и
примеров
предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных,
спряжению
глаголов, а также
морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с
поддержкой русской морфологии.

Разбор слова
по составу ОНЛАЙН

Подобрать синонимы
ОНЛАЙН

Найти предложения со словом
или
выражением ОНЛАЙН

Поиск по произведениям русской классики
ОНЛАЙН

Словарь афоризмов русских писателей

— способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.Г. есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, Ф.Г. является ситуативной характеристикой той же личности. Ф.Г. обнаруживает себя в конкретной статичной ситуации, так же как и функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Ф.Г. есть характеристика, которая приписывается человеку, прошедшему через определенный этап образования. Образование при этом рассматривается как сфера деятельности, средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности. С 1990-х в исследованиях образования распространилось представление о пяти процессах в структуре образования, разработанное в системомыследеятельностной (СМД) методологии.

Согласно этому представлению, интегральный процесс образования включает в себя: 1) Процесс овладения грамотностью. Освоение языков и знаковых систем, без которых невозможно получение информации и использование знаний в той или иной сфере жизни и деятельности. 2) Процесс обучения. Освоение знаний, умений, навыков в различных предметах и учебных дисциплинах. 3) Процесс подготовки. Адаптация имеющихся и получаемых знаний, умений и навыков для выполнения конкретной работы или для занятия определенного социального положения. 4) Процесс воспитания. Освоение правил и норм культуры, традиций и особенностей народа, социальной страты или профессиональной гильдии, которые организуют и курируют интегральный процесс образования. 5) Процесс образования, в узком значении этого термина. Т.е. составная часть интегрального процесса образования, имеющая целью обеспечить общий уровень культуры и знакомство с ценностями, установками и стандартами цивилизации. В отличие от процессов подготовки, образования, воспитания и обучения, грамотность является обязательным процессом и характеристикой массового образования. Грамотность (Ф.Г.) суть только вход в мир образования и образованности. Грамотность (Ф.Г.) суть требование, которое люди предъявляют, в первую очередь, к другим, а не к себе. Грамотность (Ф.Г.) суть мера культурного или гуманитарного развития нации, страны или группы людей, и только в этом качестве грамотность применима как мера развития отдельного человека. На формирование нового порога Ф.Г. влияет множество социальных факторов и современных общественных тенденций: супертехнологизация производственных и гуманитарных процессов, глобализация процессов развития, профессионализация и систематизация деятельности, формирование рыночных социальных отношений и т.д.

В зависимости от выбираемых при рассмотрении фокусов могут быть представлены различные интерпретации Ф.Г.

А именно: Ф.Г. как граница культурных и докультурных форм существования человека и разновидностей общественных отношений; профессиональных и дилетантских форм деятельности; общего и профессионального образования и т.д. Ф.Г. как ценз на полноценное участие в системе общественных отношений; на вхождение в те или иные социально-деятельностные институты; на право суждения и т.д. Ф.Г. как одна из мер в области качества жизни, позволяющая сравнивать и сопоставлять различные социально-экономические системы, не сравнимые по своим имманентным характеристикам. Ф.Г. может быть также представлена как цель, как стандарт, мера емкости рынка и т.д. Условно уровень Ф.Г. фиксируется в выражениях: «Современный европеец (гражданин, беларус) должен знать и уметь…» и определяется для каждой страны с учетом специфики культурного и регионального развития.

Применительно к европейскому региону постсоветского периода наиболее актуален следующий перечень параметров Ф.Г.: языковая грамотность; компьютерная и информационная грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансовая грамотность, экологическая грамотность, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, PR, бизнес-планирование, новые технологии и т.д.). Особое место в представлении о Ф.Г. занимает деятельностная грамотность: способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности. О существовании грамотности (Ф.Г.) мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о Ф.Г., сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема Ф.Г. рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности. Грамотность (Ф.Г.) суть образовательный вызов развивающейся культуры культуре застывшей. Именно поэтому проблематика грамотности становится актуальной только тогда, когда встает вопрос о ликвидации безграмотности, когда народы, страны, культуры вынуждены наверстывать упущенное, догонять ушедших вперед.

В.В. Мацкевич, С.А. Крупник

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом.
.
2003.



Скачать материал

Основные понятия функциональной грамотности учащихся



Скачать материал

  • Сейчас обучается 400 человек из 64 регионов

  • Сейчас обучается 272 человека из 63 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Основные понятия функциональной грамотности учащихся

    1 слайд

    Основные понятия функциональной грамотности учащихся

  • Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние...

    2 слайд

    Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России.

  • Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», котор...

    3 слайд

    Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

  • Изменение требований к уровню образования человека отражается в изменении сод...

    4 слайд

    Изменение требований к уровню образования человека отражается в изменении содержания понятия «грамотность»
    До конца XIX века грамотным называли человека,
    умеющего читать и писать. («Толковый словарь
    живого великорусского языка» В.И. Даля)
    В 50-е годы XX века грамотность
    рассматривается в качестве одного из важнейших
    показателей уровня социального развития
    государства и общества.
    Понятие «грамотность» (умение читать и писать)
    было включено Всемирной Организацией
    Здравоохранения в 12 показателей,
    характеризующих здоровую нацию.

  • грамотностьФункциональная грамотностьТермин «функциональная грамотность» введ...

    5 слайд

    грамотность
    Функциональная грамотность
    Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году.

    1965 г. – «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем» (Всемирный конгресс министров просвещения в Тегеране)

    1978 г. – «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)»

    2002 г. – 2012г. «Десятилетие грамотности ООН» – функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники».

  • Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простых уме...

    6 слайд

    Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простых умений -навыков читать — писать — понимать — ориентироваться и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни.
    Происходит попытка предусмотреть интеграцию личности в общество, ее вклад в его развитие, проявление индивидуальности в созидательной деятельности на благо общества.
    Изменяется назначение функциональной грамотности: она приобретает социально-экономическое значение.

  • Что же такое «функциональная грамотность»?Давайте попробуем это выяснить, отт...

    7 слайд

    Что же такое «функциональная грамотность»?
    Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий

    «личность»

    «функционировать»

    «грамотность».

  • Используя каждую букву слова "личность", напишите личностные качества.Любозна...

    8 слайд

    Используя каждую букву слова «личность», напишите личностные качества.
    Любознательность
    Инициативность
    Человечность
    Нестандартность
    Ответственность
    Cамостоятельность
    Tворчество
    Ь

  • Подберите слова -синонимы к слову "функционировать".Работать, 
действовать,...

    9 слайд

    Подберите слова -синонимы к слову «функционировать».
    Работать,
    действовать,
    внедрять,
    применять…

  • Дайте определение слову "грамотность".Грамотность —степень владения человеком...

    10 слайд

    Дайте определение слову «грамотность».
    Грамотность —степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

  • Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функци...

    11 слайд

    Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие «функционально грамотная личность»
    «функционально грамотная личность« — это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач.

  • способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма дл...

    12 слайд

    способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо). А. А. Леонтьев

    способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. С.Г. Вершловский, М.Г. Матюшкина

    повышаемый по мере развития общества уровень знаний и умений в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития. С.А. Тангян

    способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В.В Мацкевич и С.А. Крупник
    Функциональная грамотность — это

  • Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личностиРебенку...

    13 слайд

    Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности
    Ребенку
    важно обладать:
    Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
    Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
    Способностью строить социальные отношения.
    Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

  • Основные направления функциональной грамотностиМатематическая грамотность
Чит...

    14 слайд

    Основные направления функциональной грамотности
    Математическая грамотность
    Читательская грамотность
    Естественнонаучная грамотность
    Глобальные компетенции
    Финансовая грамотность
    Креативное и критическое мышление

  • Отличительные черты функциональной грамотности:направленность на решение быто...

    15 слайд

    Отличительные черты функциональной грамотности:
    направленность на решение бытовых проблем;
    является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
    связь с решением стандартных, стереотипных задач;
    это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
    используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
    Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

  • Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

    16 слайд

    Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

  • На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:соде...

    17 слайд

    На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
    содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
    формы и методы обучения;
    система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
    программы внешкольного, дополнительного образования;
    модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
    наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
    активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

  • Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который треб...

    18 слайд

    Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. Функциональная грамотность — индикатор общественного благополучия.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 748 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 23.02.2022
  • 155
  • 4
  • 23.02.2022
  • 89
  • 0
  • 23.02.2022
  • 59
  • 0
  • 23.02.2022
  • 480
  • 0
  • 23.02.2022
  • 152
  • 0
  • 23.02.2022
  • 172
  • 0
  • 23.02.2022
  • 495
  • 28
  • 23.02.2022
  • 103
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Функционалист синоним
  • Функционализм синоним
  • Функционализированный синоним
  • Функционализация синоним
  • Функционален синоним