Фразеологические антонимы синонимы омонимы

План урока:

Слово, лексическое значение слова

Однозначные и многозначные слова

Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы

Слово, лексическое значение слова

Слово имеет важное значение в нашей речи. Именно с помощью слов мы можем рассказать о себе, о другом человеке, о каком-то событии или вещи. Слова помогают точно описать все, что находится и происходит вокруг.

Вспомни, что могут обозначать слова?

Верно, слова обозначают предметы, признаки предмета и его действия.

Это значит, что каждое слово что-нибудь знает, по-другому можно сказать так: каждое слово имеет лексическое значение.

Посмотри на картинку. Назови слова, изображенные здесь – сначала предметы, затем признаки этих предметов, а потом их действия.

1 leksicheskoe znachenie

Верно, книга – красная – лежит, глобус – круглый – стоит и т.д.

Однозначные и многозначные слова

3 leksicheskoe znachenie

Примеры посмотри на картинке.

4 leksicheskoe znachenie

Можешь ли ты сам придумать примеры однозначных и многозначных слов?

Если затрудняешься, давай потренируемся.

Распредели слова в два столбика.

5 leksicheskoe znachenie

Проверь себя:

6 leksicheskoe znachenie

Многозначные слова часто употребляются в переносном смысле, чтобы передать черты характера или особые свойства предметов.

Посмотри пример на картинке. Какие словосочетания можно подобрать со словами золотая, горячая, меткий, чтобы они употреблялись в переносном значении?

7 leksicheskoe znachenie

Например: золотые руки, горячее сердце, меткие слова.

Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы

В зависимости от своего лексического значения все слова русского языка делятся еще на несколько групп. Ты часто встречаешься с ними, но не знаешь, как они называются.

Давай разберемся.

В русском языке много слов-синонимов. Синонимы – это слова одинаковые или близкие по значению.
Они нужны для того, чтобы не повторяться и сделать речь более насыщенной и яркой. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он может выражать свои мысли.

Например, добросовестный ученик – прилежный, старательный и усердный.

8 leksicheskoe znachenie

Подбери синонимы к следующим словам:

9 leksicheskoe znachenie

Вот что у тебя должно было получиться:

10 leksicheskoe znachenie

Подбери недостающее слово.

11 leksicheskoe znachenie

Верно, теплая.

Для противопоставления друг другу предметов, признаков или действий используются слова-антонимы.

12 leksicheskoe znachenie

Подбери антонимы к словам:

13 leksicheskoe znachenie

Проверь себя:

14 leksicheskoe znachenie

А теперь посмотри на картинки к словам. Что в них интересного?

15 leksicheskoe znachenie

Верно, разные предметы обозначаются одним и тем же словом. Такие слова называются омонимами.

16 leksicheskoe znachenie

Посмотри примеры омонимов на картинке. Составь с ними предложения.

17 leksicheskoe znachenie

Например:

Мне под ноги упал осиновый лист. – Для проверочной работы каждому ученику выдали чистый лист.

Я повернул ручку и открыл дверь. – Мама купила Васе зеленую ручку.

Замок открывается старым ключом. – Дедушка поехал на ключ за чистой водой.

Есть еще одна группа слов, которая делает нашу речь более выразительной. Это – фразеологизмы.

18 leksicheskoe znachenie
Источник

Например, фразеологизмы могут быть такими:

19 leksicheskoe znachenie
Источник

Скорей всего, и ты, и твои родители, и друзья употребляете такие устойчивые выражения в своей речи, но даже не замечаете этого. Попробуй обратить на это свое внимание.

Сегодня ты узнал про слова то, что всегда знал, но не задумывался об этом. Поэтому тест будет для тебя несложным заданием.

Для выполнения задания 24 нужно знать следующие определения:

— прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха)

— синонимы (контекстный синоним), антонимы (контекстный антоним)

— омонимы

— фразеологизмы

— заимствованные слова

— лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы)

— ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы)

— стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика

Лексическое значение слова — это исторически закрепленный «смысл» слова.

Слова могут иметь прямое значение (первоначальное, исходное) значение и переносное значение (вторичное значение, возникающее на основе первого). Примеры:

Его оставили в комнате одного. Слово «оставили» имеет прямое значение.

Его оставили в должности. Слово «оставили» использовано в переносном значении.

Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко — сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост — сходство на основе функции).

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Пушкин в сумке, съел тарелку). Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Синекдоха — перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, заимствованные слова

Синонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Друг — товарищ, думать — размышлять).

Контекстные синонимы — слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))

Антонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но противоположные по значению. (плохой — хороший, сесть — встать).

Контекстные антонимы — слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева))

Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы — это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ (источник воды). Частичные омонимы — это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.

Фразеологизмы — это устойчивые словосочетания, обладающие неделимым смыслом и извлекаемые из нашей памяти в готовом виде. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм — это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание.

Заимствованные слова — это слова, пришедшие в русский язык из других языков: хутор (из венгерского).

Лексика пассивного запаса — устаревшая или еще недостаточно известная.

Историзмы — устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалий действительности, которые они обозначали. (Пример: бурмистр, боярин и т. д.).

Архаизмы — устаревшие слова, заменённые современными синонимами (ланиты — щёки, длань — ладонь).

Неологизмы — это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых предметов, явлений.

Ограниченная в употреблении лексика

Диалектизмы — это слова, используемые только на определенных территориях. Примеры: векша — белка (северный диалект).

Профессионализмы — слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах: чайник — у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок.

Жаргонная лексика — слова, которые используют в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: беспредел (уголовное арго), клёвый (молодежь).

Сленг — чаще понимается как «молодежный».

Арго — диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык).

Просторечная лексика — слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относятся и матерные слова. Например, «свистнуть» — в значении «украсть», «харя, морда» — в значении «лицо» и т. д.

Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика

Нейтральная лексика — используется в любой ситуации, в любом стиле (хороший, общество, рисовать).

Книжная лексика — используется преимущественно в письменных (книжных) стилях (достохвальный, ассоциация, живописать).

Разговорная лексика — используется в разговорном стиле (гробить, запаска, деляга).

Оглавление

  1. 1 Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи
    1. 1.1 Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы
    2. 1.2 Группы слов по происхождению и употреблению
    3. 1.3 Фразеология
    4. 1.4 Лексика. Орфография

Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи

Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы

 Лексикология изучает словарный состав языка.

    Слово – это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающий значением и служащий для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т.д.

    Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав

    Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности.

    Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными (запах цветов, приятный запах), а слова, имеющие два и более лексических значений, называются многозначными (рукав платья, рукав реки, пожарный рукав).

    Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.

    Переносное значение – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого (лента в волосах, лента транспортёра, лента дороги).

    От многозначных слов следует отличать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (запереть на ключ, вода бьёт ключом, скрипичный ключ).

    Существуют различные разновидности омонимов:

  • лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса);
  • омоформы (мой руки – мой пиджак);
  • омофоны (леса – лиса);
  • омографы (мУка – мукА).

    Синонимы – это слова одной части речи, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию и написанию (культурный – цивилизованный – развитой).

    Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – просторечное).

    Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, имеющие противоположное лексическое значение (верхний – нижний, правда – ложь). Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).

    Паронимы – это однокоренные слова, как правило одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению (поступок – проступок, дождевой – дождливый, адресат – адресант, генеральный – генеральский).

Группы слов по происхождению и употреблению

    По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.

    Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).

 Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция).

    Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими (урядник, чело).

    Среди устаревших слов выделяют:

  • историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);
  • архаизмы – слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб – чело).

    Новые слова, возникшие в языке, называют неологизмами (кибернетика, алгоритм). Неологизмы могут быть авторскими (легкомыслая головёнка (В.Маяковский)).

    По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

    Общеупотребительные – это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший).

    К ограниченным в сфере употребления относятся:

  • диалектизмы – слова, употребляемые, жителями той или иной местности (бульба – картошка, бурак – свёкла).
  • профессионализмы – слова, употребляемые, людьми той или иной профессии (найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места);
  • жаргонизмы – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать – понимать (молодёжный жаргон)).

Упражнение № 1

    Укажите лексическое значение слов.

    Озираться, олицетворение, рядиться, сотник, стан¬дартный, фортуна, чваниться, пенаты, незаурядный, миннезингер, кадриль.

Упражнение № 2

 Запишите в 2 столбика однозначные и многозначные слова.

    Йог, кавычки, консерватор, лидер, монолог, нанос¬ный, направление, перемена, природный, состряпать, таять, трамвай, элегантный, язычество, зенит.

Упражнение № 3

 Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

    Змеиная улыбка, избитые фразы, каверзный вопрос, выжечь каленым железом, прокатить на выборах, кве¬лый ребенок, говорить кичливо, колыбель свободы, кольцо блокады, лента дороги, лезть на гору, неоправ-данное мотовство, совершить моцион, обезболивающие средства.

Упражнение № 4

 Подберите и запишите синонимы к данным словам.

    Красивый, маленький, трудный, гуманный, быст¬рый, долгий, грязный, вкусный, бежать, понимать, удивляться.

Упражнение № 5

    Подберите к данным словам антонимы и сгруппируйте антонимические пары по частям речи.

    Начало, счастливый, правый, погаснуть, потерять, широкий, сильный, далеко, мало, бедный.

Упражнение № 6

 Вставьте подходящие по смыслу антонимы.

    1) Не было бы … , да … помогло. 2) Готовь сани … , а телегу, … . 3) … человека кормит, а … портит. 4) Уче¬нье – … , а неученье – … . 5) … дело лучше … безделья. 6) … мир лучше … ссоры. (Пословицы)

Упражнение № 7

 Составьте предложения с данными словосочетаниями.

    Агрессивная рысь, перейти на рысь; мир в семье, весь мир; студеный ключ, ключ от двери; косить глаза¬ми, косить траву; эффектный наряд, наряд милиции; павлинье перо, перо авторучки.

Упражнение № 8

 Определите значение каждого из слов-паронимов, составьте с ними предложения.

    Невежа – невежда, оклик – отклик, дипломат – дипломант, практик – практикант, опечатки – отпе¬чатки, швейцар – швейцарец, праздный – празднич¬ный, добрый – добротный, одеть – надеть, основать – обосновать.

Упражнение № 9

    Составьте словосочетания с прилагательными – паронимами:

    Человек, талант (поэтический – поэтичный); сосед, интерес (скрытый – скрытный); совет, костюм (прак¬тичный – практический); мотив, характер (романтиче¬ский – романтичный).

Упражнение № 10

    В каждое из предложений вставьте одно из слов-паронимов.

  1. Эта скульптура выполнена из (целого, цельного) куска мрамора.
  2. Он отличался (особым, особенным) даром предвиде¬ния.
  3. Имя героя комедии Д.И. Фонвизина символизиру¬ет образ (невежы, невежды).
  4. Статья в газете вызвала живой (отклик, оклик) читателей.
  5. Вид он имел всегда величественный и (царский, царственный).

Упражнение № 11

 Подберите к каждому прилагательному существительное. В каких примерах можно использовать одно и то же существительное?

    Бережный – бережливый, деловой – деловитый, классный – классовый, обидный – обидчивый, искус¬ный – искусственный, эффектный – эффективный, удивительный – удивленный.

Упражнение № 12

    В каком предложении вместо слова информатизация нужно употребить информация?

    Внедрение информатизации необходимо во всех сферах жизни.

    Даже в сельских школах созданы классы компью¬терной информатизации.

    Чтение учебника дополняется информатизацией, почерпнутой из Интернета.

    Крупные города страны должны стать опорными пунктами для ускоренной информатизации.

Фразеология

 Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

    Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать).

    С точки зрения происхождения фразеологизмы делятся на исконно русские (во всю Ивановскую, с гулькин нос, из огня да в полымя), старославянские (не от мира сего, избиение младенцев, око за око) и заимствованные из других языков (синий чулок – из англ. яз., сальто-мортале – из итал. яз., медовый месяц – из франц. яз.).

    С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы:

    1) нейтральные, или межстилевые: сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня;

    2) стилистически окрашенные, среди которых выделяются:

        а) разговорные (заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман); 

        б) просторечные (вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка); 

        в) книжные (звездный час, терновый венец, яблоко раздора). 

    Разговорные и просторечные фразеологизмы относятся к разряду сниженных; книжные фразеологизмы – к разряду высоких, торжественных.

Упражнение № 13

    Укажите лексическое значение фразеологизмов.

    Авгиевы конюшни –

    Строить на песке –

    Запретный плод –

    Опускать крылья –

    Кот наплакал –

    Валом валить –

    Не в своей тарелке –

    Зажать в кулак –

    Крутить хвостом –

    Переменить декорации –

Упражнение № 14

    Подберите фразеологизмы, которые имеют значения:

  1. Мало.
  2. Притворяться несчастным.
  3. Прославиться, стать известным.
  4. Не думать о своей безопасности.
  5. Медлить, делать что-либо очень медленно.
  6. Выделяться отчетливо, ярко.
  7. В худшем случае.
  8. Чувствовать себя уверенно.
  9. Объективно, непредвзято. 
  10. Много.

    Слова для справок: невзирая на лица, не щадить живота, тянуть канитель, кот наплакал, проходить красной нитью, на худой конец, казанская сирота, войти в историю, как рыба в воде, непочатый край.

   Вид ошибки  Пример
1. Слово употребляется в несвойственном ему значении Гуманизм и доброта противопоказаны жестокости и равнодушию. 
2. Нарушение лексической сочетаемости слов Из её глаз беззвучно текли слёзы. 
3. Анахронизм (внеисторическое употребление слова)  В светском обществе любили устраивать приёмы и другие тусовки. 
4. Тавтология (повторение однокоренных слов)  Это характеризует характерные черты нашего времени. 
5. Смешение паронимов  Ученик тоже соучастник учебного процесса. 
6. Речевая избыточность (плеоназм) Увлечение народным фольклором привело его в ансамбль. 
7. Речевая недостаточность  Базаров – это яркий представитель. Он нигилист. 

Лексика. Орфография

Приставки ПРЕ-, ПРИ-

    Приставка ПРЕ- имеет следующие значения:

    1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;

    2) синонимичность приставке ПЕРЕ-: преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).

    Приставка ПРИ- обозначает:

    1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;

    2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;

    3) пространственную близость: приморский, приусадебный;

    4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;

    5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, приобрести, прикарманить.

    Запомните: некоторые слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- различаются по значению. Сравните:

    предать (друга) – выдать (ср. предатель)

    придать (значение) – добавить

    претворить (в жизнь) – воплотить

    притворить (дверь) – прикрыть

    презирать (врага) – ненавидеть

    призреть (сироту) – приютить

    пребывать (в городе) – находиться

    прибыть (в город) – приехать

    преступить (закон) – нарушить

    приступить (к делу) – начать

    Во многих случаях приставки ПРЕ-, ПРИ- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.

 Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет.

Упражнение № 20

 Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую – с приставкой ПРИ-, во вторую – с приставкой ПРЕ-.

    Старинное пр…дание, камень пр…ткновения, пр…чуды природы, пр…ступить (к делу), богатое пр…даное, пр…вратности судьбы, пр…одоление препятствий, не надо пр…рекаться, пр…знание в содеянном, пр…бывать в бездействии, беспр…кословно повиноваться, пр…верженец новых взглядов, пр…дать друга, пр…мирить врагов, пр…бытие поезда, непр…менное условие, полезное пр…обретение, жизнь без пр…крас, пр…забавный случай, пр…ломление лучей, пр…вышение полномочий, пр…остановить слушание дела, давать пр…сягу, искатели пр…ключений.

Упражнение № 21

    Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.

    Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.

Упражнение № 22

    Вставьте пропущенные буквы.

    1. Понятна мне времен пр…вратность, не пр…кословлю, право, ей. 2. Никакие мольбы не могли пр…клонить его к отсрочке или уменьшению платежа. 3. Я решился пр…доставить все выгоды Грушницкому. 4. Есть камень пр…ткновения, который решительно не берет ни смычок, ни кисть, ни резец. 5. Все мальчики засмеялись и опять пр…умолкли на мгновение.  6. Девять дней хворал Иванушка, на десятый день пр…ставился. 7. Пр…имущественное назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы пр…пятствовать. 8. Словно ребенок, я плескался в воде, пр…даваясь наивысшему наслаждению. 9. Наши детские  выходки и пр…грешения он воспр…нимал очень остро.  10. Пока дошли до стана, знания Артемки пр…умножились во много раз.

Проверь себя

 В каком ряду во всех словах пишется И?

    1) пр…бывать в санатории, пр…в…легии, пр…нимать гостя, пр…спущенный флаг

    2) непр…ступная крепость, пр…старелый пр…вратник, пр…зирать непр…ятеля

    3) пр…зреть сироту, церковный пр…дел, пр…бывать к Пр…озерску

    4) пр…дать форму, пр…нарядиться к пр…зентации, пр…ступисть к кр…пости, непр…ходящие ценности

ФЕ
могут быть омонимичны
свободным сочетаниям слов и друг другу.
В первом случае мы имеем дело с межуровневой
омонимией, во втором — с собственно
фразеологической омонимией.

Фразеологическими
омонимами

называются ФЕ, которые совпада­ют по
фонетическому (графическому) облику и
грамматической структуре и не имеют
ничего общего в своем значении. Например:
закрыть
глаза
1

«скрыть от кого-либо что-либо» и закрыть
глаза
2

«умереть».

ФЕ-омонимы
образуются обычно в результате
метафоризации одного и того же свободного
сочетания слов или распада полисемичного
фразеоло­гизма на две или несколько
единиц. Например, омонимы пускать
петуха¹

«поджигать»
пускать
петуха
²
«издавать фальшивые звуки» возникли
как следствие совершенно разного по
своим результатам метафорического
пере­осмысления одного и того же
конкретного словосочетания (связь с
внешним видом и пением петуха). Образные
стержни этих ФЕ никак не соотносительны
друг с другом, не обусловливаются друг
другом. В результате разрушения тождества
(смысловой общности) полисемичной
единицы возникли омонимичные ФЕ поднимать
на

ноги1

«вылечивать», поднимать
на ноги² —

«воспитывать, расти, доводить до
самостоятельности», поднимать
на ноги³ —

«заставлять активно действовать,
принимать деятельное участие».

Чтобы
разграничить фразеологическую омонимию
и многознач­ность, ученые применяют
комплекс критериев: семантический,
синонимический, грамматический и др.,
из которых самым надёжным является
семантический (установление характера
различия значений).

Смежные
с омонимией явления (омографы, омофоны
и омоформы) и паронимы встречаются в
фразеологическом составе очень редко:
горе
лыковое

и горе
луковое, на ухо

и нá
ухо, прохаживаться насчет

кого-либо и прохаживаться
на счет

чей-либо.

По
сравнению с лексикой фразеологическая
омонимия — явление нетипичное, что
объясняется большой линейной протяженностью
ФЕ, их раздельнооформленностью. Во
фразеологии нет многочленных омонимических
парадигм, меньше путей образования
ФЕ-омонимов.

4. Синонимия

Фразеологические
синонимы

— это предельно близкие по значению
ФЕ, обладающие одинаковой или частично
совпадающей соче­таемостью.

Из
этого следует, что синонимами не являются
ФЕ, которые, будучи семантически близкими,
имеют разную сочетаемость. Ср. без
ума –

«очень сильно» (любить, влюбляться и
т.п.) и всеми
фибрами души —

«очень сильно» (ненавидеть, презирать
и т.п.), В тексте они не взаимозаменяемы.

Различие
между ФЕ-синонимами может быть:

1)
семантическое, ср. в
два счета – в мгновение ока

(степень признака);

2)
в сфере употребления (стилистической
окраске) и в эмотивности

3);
в сочетаемости: полон
рот

(забот, хлопот) — по
горло

(забот, хлопот, дел, возни, работы, суетни
и т.п.);

4)
грамматическое (в структуре, в связях,
в формоизменении);

5)
в образах, ср. разбиваться
в лепешку – разрываться пополам:

6)
в происхождении: овчинка
выделки не стоит

(русская) — игра
не стоит свеч

(из французского языка).

Типы
фразеологических синонимов с
семантико-стилистической точки зрения
те же, что и у слов: абсолютные
(полные) – неабсолютные
(неполные).

Абсолютные
синонимы —

это ФЕ, полностью совпадающие в своем
значении и в сфере употребления
(стилистической окраске). Ср.: хоть
в гроб ложись, хоть волком вой, хоть
караул кричи, хоть головой об стену
бейся, хоть пулю в лоб, хоть плачь.

В
свою очередь неполные синонимические
ФЕ делятся на семантические,
стилистические
и семантико-стилистические
(смешанные).

5
3.
(1)
Семантические
синонимы
различаются составом сем, но совпадают
в сфере употребления. Ср. не
из робкого десятка

и о
двух
головах,

где 2-й синоним имеет дополнительные
семы: не только «смелый, небоязливый»,
но и «отчаянный, рискующий жизнью»,

Стилистические
синонимы тождественны по значению, но
разли­чаются стилистическими или
эмотивно-стилистическими параметрами.
Ср. в значении «умереть»: уйти
из жизни

(нейтр.) — отдать
богу душу
(разг.)
дать
дуба

(прост.) — сыграть
в ящик

(груб.-прост.) — отой­ти
в вечность

(книжн., высок).

Семантико-стилистические
синонимы
одновременно различаются составом
номинативных и/или коннотативных сем
и употребительностью. Например: класть
зубы на полку –

«голодать, испытывать нужду в проживании»
(разг., несколько сниженная), манной
небесной питаться —

«жить впро­голодь» (книж., с оттенками
шутки или иронии), щелкать
зубами –
«очень
сильно голодать» (груб., прост.).

С
точки зрения структуры синонимичные
ФЕ делятся на одноструктурные
и разноструктурные.

Одноструктурные
синонимы имеют одинаковую грамматическую
оформленность, т.е. построены по одинаковой
синтаксической модели: без
памяти — без ума, гонять лодыря — считать
галок — бить баклуши
.

Разноструктурные
синонимы имеют разное грамматическое
построение: сломя
голову — на всех парусах, когда рак на
горе свистнет – после дождичка в четверг.

Вступая
в синонимическую связь, ФЕ образуют
синонимические
ряды

(парадигмы), в которых члены связаны
семантической общностью и противопоставлены
по тем или иным признакам. В роли доминанты
синонимического ряда выступает ФЕ,
которая является самой употребительной
и обладает широкой сочетаемостью.
Многозначные ФЕ входят в синонимические
ряды только одним значением.

Синонимия
во фразеологии имеет ярко выраженный
характер.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    21.03.2015412.67 Кб141.doc

  • #
  • #

Задание 22. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

Справочная информация

Для выполнения задания 22 необходимо понимать значение терминов:

  • прямое — переносное значение слова,
  • синоним,
  • антоним,
  • контекстные синонимы, контекстные антонимы,
  • фразеологизм

Прямое — переносное значение слова

Значение слова может быть прямым и переносным. Сравним:

Малыш бросился к матери.
(Прямое значение)

Мне сразу бросилось в глаза, что он болен.
(Переносное значение)

Различают два основных типа переноса наименования: метафора и метонимия.

Метафора – перенос наименования по сходству. Сходство – это связь объектов в сознании людей. Примеры метафор: дождь стучит , часы спешат , туча дел , золотая осень .

Метонимия – перенос наименования по смежности. Смежность – это реальная связь объектов. Примеры метонимий: класс писал диктант , читать Пушкина , выпить целый кувшин . Частный случай метонимии – синекдоха, при которой наблюдается смежность части и целого. Примеры: номер в отеле , лучшая ракетка мира , он у нас голова .

Отношения между словами на основе их значения. Синонимы и антонимы

Все вместе слова образуют словарь языка или лексику языка. Для лексики характерны системные отношения: синонимия, антонимия, омонимия, паронимия.

Дело в том, что слова находятся в различных смысловых отношениях между собой. Значения слов могут быть сходными, близкими, тождественными, а могут быть прямо противоположными. Есть слова, которые пишут и произносят одинаково, но при этом это разные слова, а не одно и то же, потому что значения их совершенно различны. А есть слова с похожим значением, но разным употреблением, сочетаемостью, компонентами значения и формой. Если человек не понимает природы взаимоотношений между словами, он допускает ошибки в словоупотреблении, то есть использует слова неправильно. Для задания 22 нужно уметь определять синонимы и антонимы.

Синонимия – сходство, частичное или полное совпадение значений разных слов.
Синонимы – это разные слова одной части речи, имеющие сходное значение. Примеры: врач — доктор , бегемот — гиппопотам , помидоры — томаты .
У одного слова может быть несколько синонимов. Они составляют синонимический ряд, к примеру:
хороший, прекрасный, чудесный, замечательный, великолепный (день).
У синонимов могут не совпадать оттенки смысла, стиль, сочетаемость с другими словами, сфера употребления.
У многих устаревших слов есть синонимы в современном языке: шея – выя , палец – перст , глаз – око .
Слово может быть синонимом фразеологизма: бездельничать, лодырничатьбить баклуши , умереть – отдать богу душу .

Антонимия – противоположность соотносимых значений.
Антонимы – это слова одной части речи, имеющие противоположное значение. Именно противоположное, а не разное. Слов с разными значениями великое множество, но антонимами они не являются. Помните, как Незнайка, взявшись сочинять стихи, придумал «рифму»: Палка – селёдка. Вам было смешно, потому что эти слова не рифма. И не антонимы. Это просто разные слова. А примеры антонимов такие: горячий – холодный , дорогой – дешёвый , уйти – прийти .
Антонимические отношения наиболее характерны для качественных прилагательных и наречий: горячий – холодный , быстро — медленно , вверх – вниз . Широко встречается антонимия и у глаголов: открыть – закрыть , смеяться – плакать , засыпать – просыпаться , а также у предлогов: перед – за , под – над , к – от : перед домом – за домом, под домом – над домом, к дому – от дома.
Выражению антонимических отношений в русском языке помогает развитая система приставок. С их помощью создаются однокоренные антонимы, например: красивый – некрасивый , войти-выйти , приехать – уехать .
Существительным с конкретным значением, именам собственным, числительным, большинству местоимений антонимичные отношения несвойственны.

Помни: отношения синонимии и антонимии — это системные отношения, они характерны для лексической системы языка в целом. Однако в контекстах возможно использование в роли синонимов или антонимов таких слов, которые ими обычно не являются. Значит, отношения синонимии либо антонимии могут возникать и в контекстах. Например, слова манный и гречневый не являются антонимами либо синонимами, но в контексте, приведённом для примера, они выступают в качестве антонимов:

– Ты какую кашу будешь?
– Манную даже не предлагай. Ты же знаешь, что я люблю гречневую.

Фразеологизмы

В русском, как и во многих языках мира, есть интересное явление.

Подумайте, что означают выражения: лезть в бутылку , битый час , как с гуся вода , быть не в своей тарелке , куда глаза глядят , зарубить на носу . Важно, что смысл изречения не складывается из значений входящих в них слов. Такие выражения носят устойчивый характер. Они используются как готовые штампы, как слово: одно сочетание — одно понятие. Такие устойчивые лексические сочетания называются фразеологизмами.

С разных точек зрения фразеологизм близок к слову.

У фразеологизмов, как и у слов, есть прямое соответствие значения звуковой оболочке. Поскольку это устойчивое сочетание, то обычно слова в них не меняют местами и не пропускают. От этого фразеологизм можно разрушить. Поскольку сочетание слов выступает как один сигнал, то так сигнал он узнаётся всеми людьми, говорящими на данном языке.

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Слово, лексическое значение слова

Слово имеет важное значение в нашей речи. Именно с помощью слов мы можем рассказать о себе, о другом человеке, о каком-то событии или вещи. Слова помогают точно описать все, что находится и происходит вокруг.

Вспомни, что могут обозначать слова?

Верно, слова обозначают предметы, признаки предмета и его действия.

Это значит, что каждое слово что-нибудь знает, по-другому можно сказать так: каждое слово имеет лексическое значение.

Посмотри на картинку. Назови слова, изображенные здесь – сначала предметы, затем признаки этих предметов, а потом их действия.

Верно, книга – красная – лежит, глобус – круглый – стоит и т.д.

Однозначные и многозначные слова

Примеры посмотри на картинке.

Можешь ли ты сам придумать примеры однозначных и многозначных слов?

Если затрудняешься, давай потренируемся.

Распредели слова в два столбика.

Многозначные слова часто употребляются в переносном смысле, чтобы передать черты характера или особые свойства предметов.

Посмотри пример на картинке. Какие словосочетания можно подобрать со словами золотая, горячая, меткий, чтобы они употреблялись в переносном значении?

Например: золотые руки, горячее сердце, меткие слова.

Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы

В зависимости от своего лексического значения все слова русского языка делятся еще на несколько групп. Ты часто встречаешься с ними, но не знаешь, как они называются.

В русском языке много слов-синонимов. Синонимы – это слова одинаковые или близкие по значению.
Они нужны для того, чтобы не повторяться и сделать речь более насыщенной и яркой. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он может выражать свои мысли.

Например, добросовестный ученик – прилежный, старательный и усердный.

Подбери синонимы к следующим словам:

Вот что у тебя должно было получиться:

Подбери недостающее слово.

Для противопоставления друг другу предметов, признаков или действий используются слова-антонимы.

Подбери антонимы к словам:

А теперь посмотри на картинки к словам. Что в них интересного?

Верно, разные предметы обозначаются одним и тем же словом. Такие слова называются омонимами.

Посмотри примеры омонимов на картинке. Составь с ними предложения.

Мне под ноги упал осиновый лист. – Для проверочной работы каждому ученику выдали чистый лист.

Я повернул ручку и открыл дверь. – Мама купила Васе зеленую ручку.

Замок открывается старым ключом. – Дедушка поехал на ключ за чистой водой.

Есть еще одна группа слов, которая делает нашу речь более выразительной. Это – фразеологизмы.

Например, фразеологизмы могут быть такими:

Скорей всего, и ты, и твои родители, и друзья употребляете такие устойчивые выражения в своей речи, но даже не замечаете этого. Попробуй обратить на это свое внимание.

Сегодня ты узнал про слова то, что всегда знал, но не задумывался об этом. Поэтому тест будет для тебя несложным заданием.

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Содержание:

Синонимы

Многообразие лексики русского языка определяется наличием синонимов. Слов, которые одни и те же предметы, признаки и действие называют по-разному. Используя синонимы, можно одно и то же сообщение выразить разными словами.

  • Например: Ребенок проснулся и заплакал. – Малыш пробудился и зарыдал. Или: Путешественники организовали отдых. – Странники устроили привал.

Отметим, что общий смысл предложений первой и второй групп одинаков, но выражен различными словами, но эти взаимозаменяемые слова относятся к одинаковым частям речи. Таким образом, синонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют разное звучание и написание, но одинаковое или близкое по смыслу лексическое значение.

Слово «синоним» заимствовано из греческого языка, происходит от слова – «συνώνυμος», что переводится как – «одноименный».

Появление синонимов в русском языке обусловлено разными причинами. Основных четыре: заимствование, словообразование, переосмысление, проникновение слов из диалектной, профессиональной, жаргонной лексики.

Все синонимы по значению можно разделить на группы.

Первую составляют абсолютные синонимы – одинаковые по лексическому значению и по экспрессивной (эмоциональной) окраске: бегемот – гиппопотам.

Ко второй относятся – стилистические синонимы. По значению они одинаковы, но по стилю изложения – разные: петух – кочет.

Третья группа – смысловые синонимы: ярость — гнев.

Четвертая – синонимы, имеющие одинаковые корни: неинтересный – безынтересный.

Кроме того, существуют синонимы-фразеологизмы (синтаксические синонимы): дать маху – ошибиться, бездельничать – бить баклуши.

Синонимы образуют синонимический ряд, совокупность синонимов во главе с доминантой – (стилистически нейтральным словом): лентяй, лодырь, бездельник, лоботряс.

Примеры синонимов

  • Абсолютный — совершенный;
  • бизнес — дело;
  • вариант — разновидность;
  • габариты — размеры;
  • диалог — беседа;
  • егоза – непоседа;
  • ёжик – бобрик;
  • жадина – скряга;
  • злой – сердитый;
  • имидж — образ;
  • комфорт — удобство;
  • ликвидация — уничтожение;
  • модель — образец;
  • натуральный — естественный;
  • оригинал — подлинник;
  • прогноз — предсказание;
  • реформа — преобразование;
  • секретный — тайный;
  • томаты — помидоры;
  • успех – удача;
  • форум — собрание;
  • хобби — увлечение;
  • чудесный – волшебный;
  • шоу – увлечение;
  • щедрый – изобильный;
  • эксклюзивный — исключительный;
  • юриспруденция — правоведение;
  • ябеда — доносчик.

Работать с огоньком – работать, засучив рукава; бить баклуши – гонять лодыря.

Антонимы

Антонимы – это слова одной части речи, с противоположным значением.

Слово «антоним» заимствованное, происходит от древнегреческого – «ἀντί)», что в переводе на русский значит – «против», и – «ὄνομα» – имя.

Различают антонимы языковые и речевые.

  • К языковым (узуальным) антонимам относят те слова, которые противоположны по лексическому значению, заложенному в самом слове, в его признаке: белый – черный, большой – маленький; твердость – мягкость, свет – тьма.
  • К речевым (контекстуальным) антонимам относят слова, которые противоположны по значению только в контексте словосочетания или предложения (в речи). Пример: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» А. Пушкин.

Антонимы бывают:

  1. Однокоренные. Однокоренные, как правило, образуются при помощи приставок противоположных значений – «не-», «а-», «вы-», «у-»: хороший – нехороший, моральный – аморальный, пришел – ушел.
  2. Разнокоренные. Различие разнокоренных содержится в лексическом значении: белый – черный, красивый – безобразный, добряк – тиран, прибежать – умчаться.

Антонимы имеются не у всех частей речи. Их нет у имен числительных, собственных имен существительных.

Примеры антонимов

Антонимы-существительные:

  • свет – тьма;
  • добро – зло;
  • жара – холод;
  • трусость – смелость;
  • радость – печаль;
  • родина – чужбина.

Антонимы-прилагательные:

  • яркий – тусклый;
  • бледный – румяный;
  • худой – толстый;
  • глубокий – мелкий;
  • короткий – длинный.

Антонимы-глаголы:

  • плакать – смеяться;
  • здороваться – прощаться;
  • любить – ненавидеть;
  • забирать – отдавать;
  • молчать – кричать.

Антонимы-наречия:

  • справа – слева;
  • быстро – медленно;
  • близко – далеко;
  • низко – высоко;
  • низко – высоко;
  • утром – вечером.

Омонимы

Омо́нимы – слова одинаковые по написанию и звучанию, но имеют разное значение.

Термин имеет греческие корни, образован от слов: «òμός» – «одинаковый» и «όμονα» – «имя». Своим появлением в русском языке омонимы обязаны заимствованию из других языков, случайному совпадению, потерей смысловой связи, историческому изменению, сленговому образованию. Все эти процессы этапы исторического развития и обогащения русского языка.

Омонимы делятся на подгруппы. Различают две подгруппы –

  1. полные омонимы. Полные относятся к одной части речи, совпадают по звучанию и написанию: гранатовые сок – гранатовый браслет; гибкий лук – горький лук; крепкий брак – брак в работе.
  2. неполные омонимы. Неполные – это
    • омографы,
    • омофоны,
    • омоформы.

Все термины греческого происхождения, в них присутствует общее – «ὁμός» «одинаковый» и другие слова «γράφω» – «пишу», «φωνή» – «голос», «μορφή» – «форма». То есть, эти слова можно заменить русскими выражениями: «одинаковые по написанию», «одинаковые по звучанию», «одинаковые по форме»: за́мок (рыцаря) — замо́к (дверной); груздь (гриб) — грусть (печаль); не моя вина – бокал вина.

Примеры омонимов

Омонимы

  • песчаная коса – девичья коса;
  • зеленый лук – охотничий лук;
  • птичья клетка – нервная клетка;
  • яркий свет – выход в свет;
  • студеный ключ – железный ключ.

Омоформы

  • ели кашу – зеленые ели;
  • стеклянная банка – остановиться около банка;
  • утолить жажду – жажду увидеть тебя;
  • печь пироги – горячая печь.

Омофоны

  • высокий балл – выпускной бал;
  • обет молчания – вкусный обед;
  • лесной гриб – заразный грипп.

Омографы

  • мало счастья – платье мало;
  • жаркое утро – вкусное жаркое;
  • кончик уха – уха из окуня;
  • постели на диване – лежать в постели.

Синонимы, антонимы и омонимы широко используются носителями русского языка. Они усиливают выразительность речи, придают ей красочность и неповторимость.

источники:

http://100urokov.ru/predmety/urok-2-sinonimy-antonimy-omonimy

http://bingoschool.ru/manual/sinonimyi-antonimyi-omonimyi-leksicheskie-sredstva-vyirazitelnosti/

Инфоурок


Русский язык

ПрезентацииПрезентация «Синонимы, антонимы и омонимы. Фразеологизмы»

Презентация «Синонимы, антонимы и омонимы. Фразеологизмы»

Скачать материал

без ожидания

Синонимы, антонимы  и омонимы. 
ФразеологизмыАвтор: Засядько В. К.

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 51 человек из 25 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Синонимы, антонимы  и омонимы. 
ФразеологизмыАвтор: Засядько В. К.

    1 слайд

    Синонимы, антонимы и омонимы.
    Фразеологизмы
    Автор: Засядько В. К.

  • Цель: 
актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; объяснять зна...

    2 слайд

    Цель: 
    актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; объяснять значение фразеологизмов; обобщения знаний об их роли в предложении.
    Учить пользоваться различными типами лингвистических словарей

  • Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию

    3 слайд

    Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию

  • Лук

  • Коса

  • Ключ

  • Ножка

  • Произносятся и пишутся по-разному, 
но имеют одинаковое или близкое значение

    8 слайд

    Произносятся и пишутся по-разному,
    но имеют одинаковое или близкое значение

  • Добавь словечкоМесяц - Ветер  - Бросать - Бежать -Вещи - Ссора - лунаураганки...

    12 слайд

    Добавь словечко
    Месяц —
    Ветер —
    Бросать —
    Бежать —
    Вещи —
    Ссора —
    луна
    ураган
    кидать
    мчаться
    багаж
    драка
    Честь —
    почёт

  • Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению: 
правда – ложь,...

    13 слайд

    Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению:
    правда – ложь,
    вверх – вниз,
    ночь – день,
    свет – тьма,
    ранний – поздний
    АНТОНИМЫ

  • Зимой погода холодная,

а летом - теплая.

    14 слайд

    Зимой погода холодная,

    а летом —
    теплая.

  • Работа трудно,
а  отдыхать -легко.

    15 слайд

    Работа трудно,
    а отдыхать —
    легко.

  • Молоко жидкое, 
а сметана - густая.

    16 слайд

    Молоко жидкое,
    а сметана —
    густая.

  • Лев смелый,
а заяц - трусливый.

    17 слайд

    Лев смелый,
    а заяц —
    трусливый.

  • Упр. 73, стр.48 В тетради. 
Распредели и запиши слова в три группы

    19 слайд

    Упр. 73, стр.48
    В тетради.
    Распредели и запиши слова в три группы

  • Игра «Скажи наоборот»Свет  -Молодость - Встречать - Впереди - Ласковый - Горь...

    20 слайд

    Игра «Скажи наоборот»
    Свет —
    Молодость —
    Встречать —
    Впереди —
    Ласковый —
    Горький —
    тьма
    старость
    провожать
    сзади
    строгий
    сладкий

  • ДЗ

Упр. 72

  • МОЛОДЦЫ!

  • Бить баклуши

Краткое описание документа:

Презентация «Синонимы, антонимы и омонимы.
Фразеологизмы»

Цель: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; объяснять значение фразеологизмов; обобщения знаний об их роли в предложении. Развивать умения находить их в тексте, определять признаки синонимов и антонимов. Обобщение знаний об их роли в предложении. Учить пользоваться различными типами лингвистических словарей.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 748 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Другие материалы

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 05.01.2020
  • 2234
  • 24

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Скачать материал (медленно)

    Настоящий материал опубликован пользователем Засядько Валентина Константиновна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Засядько Валентина Константиновна

    • На сайте: 4 года и 1 месяц
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 65935
    • Всего материалов:

      63

Что является мельчайшей единицей языка?  звук Что является основной значимой единицей языка ?  слово Какая наука изучает лексическое значение слов? лексика Какое значение имеет слово? лексическое и грамматическое Если мы не знаем лексическое значение слова, где мы можем его найти? в толковом словаре Что значит лексическое значение слова? то, что слово обозначает Грамматическое? например, у сущ. это склонение, род, число падеж. А у глагола? Блиц-опрос

  • Что является мельчайшей единицей языка?

звук

  • Что является основной значимой единицей языка ?

слово

  • Какая наука изучает лексическое значение слов?

лексика

  • Какое значение имеет слово?

лексическое и грамматическое

  • Если мы не знаем лексическое значение слова, где мы можем его найти?

в толковом словаре

  • Что значит лексическое значение слова?

то, что слово обозначает

  • Грамматическое?

например, у сущ. это склонение, род, число падеж. А у глагола?

Блиц-опрос

Тема урока  Лексические единицы:

Тема урока

Лексические единицы:

Нес медведь, шагая к рынку,  На продажу меду крынку.  Вдруг на мишку – вот напасть! –  Осы вздумали напасть.  Мишка с армией осиной  Дрался вырванной осиной.  Мог ли в ярость он не впасть,  Если осы лезли в пасть.  Жалили куда попало,  Им за это и попало. ОМОНИМЫ

Нес медведь, шагая к рынку, На продажу меду крынку. Вдруг на мишку – вот напасть! – Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть. Жалили куда попало, Им за это и попало.

ОМОНИМЫ

Омонимы – слова одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению.

Омонимы – слова одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению.

Снег сказал: -Когда я стаю , Станет речка голубей , Потечет, качая  стаю Отраженных голубей . -Вы, щенки! За мною ступайте! Будет вам по калачу , Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу ! Замок – замок   Кружки- кружки   Стрелки - стрелки

Снег сказал:

-Когда я стаю ,

Станет речка голубей ,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей .

-Вы, щенки! За мною ступайте!

Будет вам по калачу ,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу !

Замок – замок

Кружки- кружки

Стрелки — стрелки

Омонимия лежит в основе многих загадок. Какие кошки мышей не ловят? Оружье, фрукты, камни-самоцветы, одно название – разные предметы .

Омонимия лежит в основе многих загадок.

Какие кошки мышей не ловят?

Оружье, фрукты, камни-самоцветы, одно название – разные предметы .

Составить по два предложения со словами, показывающими омонимию данных слов. Засыпает, косой, стекла, мыла.

Составить по два предложения со словами, показывающими омонимию данных слов.

Засыпает, косой, стекла, мыла.

Можно ли определить написание буквы без контекста?  Составьте со словами предложения, иллюстрирующие звуковую омонимию. Прим…рять –прим… рять, ст… рожил – ст… рожил, плач?-плач?.

Можно ли определить написание буквы без контекста? Составьте со словами предложения, иллюстрирующие звуковую омонимию.

Прим…рять –прим… рять,

ст… рожил – ст… рожил,

плач?-плач?.

Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, удалой, лихой… Так можно сказать о герое.  А как называются такие слова?

Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, удалой, лихой…

Так можно сказать о герое.

А как называются такие слова?

Синонимы - это слова одной  и той части речи,  обозначающие одно и то же, но различающиеся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.  Синонимический ряд - группа синонимов, состоящая из двух и более слов, например: красный, алый, бордовый, багряный, кровавый.  В синонимическом ряду один из синонимов является главным. В приведенном примере основным является слово красный .

Синонимы — это слова одной

и той части речи,

обозначающие одно и то же,

но различающиеся друг

от друга оттенками лексического

значения и употреблением в речи.

Синонимический ряд — группа синонимов, состоящая из двух и более слов, например: красный, алый, бордовый, багряный, кровавый.

В синонимическом ряду один из синонимов является главным. В приведенном примере основным является слово красный .

Продолжите синонимический ряд: работа – труд – … – … влажный – мокрый – … бежать – спешить – … тут – … надо - … зелёный – изумрудный - … - …

Продолжите синонимический ряд:

  • работа – труд – … – …
  • влажный – мокрый – …
  • бежать – спешить – …
  • тут – …
  • надо — …
  • зелёный – изумрудный — … — …

О каком понятии идет речь? Полюбил богатый — бедную, Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный — бледную, Полюбил хороший — вредную: Золотой — полушку медную.  М.Цветаева АНТОНИМЫ

О каком понятии идет речь?

Полюбил богатый — бедную,

Полюбил ученый — глупую,

Полюбил румяный — бледную,

Полюбил хороший — вредную:

Золотой — полушку медную.

М.Цветаева

АНТОНИМЫ

Что мы называем антонимами? Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением.

Что мы называем антонимами?

Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением.

Для чего нужны в речи антонимы?  Черный - белый Большой - маленький  Для сопоставления и противопоставления

Для чего нужны в речи антонимы?

Черный — белый

Большой — маленький

Для сопоставления и противопоставления

«Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись, В день  уныния  смирись: День веселья , верь, настанет!»  А.С.Пушкин  Для большей художественной выразительности 15 15

«Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись,

В день уныния смирись:

День веселья , верь, настанет!»

А.С.Пушкин

Для большей художественной выразительности

15

15

Антитеза Противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа. Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь. ( Н.А.Некрасов) 15

Антитеза

  • Противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа.

Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь.

( Н.А.Некрасов)

15

Закончите пословицу, подобрав антоним:   Глупый осудит, а … рассудит. Волос длинный, да ум … У горькой беды нет … еды. Худой мир лучше … ссоры.  15

Закончите пословицу, подобрав антоним:

  • Глупый осудит, а … рассудит.
  • Волос длинный, да ум …
  • У горькой беды нет … еды.
  • Худой мир лучше … ссоры.

15

Отгадайте шарады.  Я – синоним осьминога,  А без С – в метле нас много.   СПРУТ Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна Называюсь…  ТИШИНА 15

Отгадайте шарады.

Я – синоним осьминога,

А без С – в метле нас много.

СПРУТ

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна

Называюсь…

ТИШИНА

15

15

15

15

15

Для точного выражения мысли; Для усиления эмоциональности речи; Для создания каламбуров.  15

  • Для точного выражения мысли;
  • Для усиления эмоциональности речи;
  • Для создания каламбуров.

15

Паронимы Чем различаются эти паронимы?  Добрый – добротный  Добрый – обладающий  добротой Добротный – хорошо сделанный, качественный

Паронимы

  • Чем различаются эти паронимы?
  • Добрый – добротный
  • Добрый – обладающий
  • добротой
  • Добротный – хорошо сделанный, качественный

 В каком предложении вместо слова  ВОДНЫЙ  нужно употребить  ВОДЯНОЙ ? 1) У травянистого берега невидимые мушки и ВОДНЫЕ жуки вычерчивают на речной глади сложные фигуры. 2) В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими ВОДНЫМИ запасами. 3) ВОДНЫЕ карнавалы стали популярными, особенно среди молодых людей. 4) Непродуманная мелиорация нарушила ВОДНЫЙ баланс в нашей местности.

В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНОЙ ?

1) У травянистого берега невидимые мушки и ВОДНЫЕ жуки вычерчивают на речной глади сложные фигуры.

2) В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими ВОДНЫМИ запасами.

3) ВОДНЫЕ карнавалы стали популярными, особенно среди молодых людей.

4) Непродуманная мелиорация нарушила ВОДНЫЙ баланс в нашей местности.

 В каком предложении вместо слова  ВОДНЫЙ  нужно употребить  ВОДЯНОЙ ? 1) У травянистого берега невидимые мушки и ВОДНЫЕ жуки вычерчивают на речной глади сложные фигуры. 2) В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими ВОДНЫМИ запасами. 3) ВОДНЫЕ карнавалы стали популярными, особенно среди молодых людей. 4) Непродуманная мелиорация нарушила ВОДНЫЙ баланс в нашей местности.

В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНОЙ ?

1) У травянистого берега невидимые мушки и ВОДНЫЕ жуки вычерчивают на речной глади сложные фигуры.

2) В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими ВОДНЫМИ запасами.

3) ВОДНЫЕ карнавалы стали популярными, особенно среди молодых людей.

4) Непродуманная мелиорация нарушила ВОДНЫЙ баланс в нашей местности.

Мини – тест   1. Укажите ряд антонимов: A) Горячий, теплый.  Б) Истина, правда.  В) Соединение, разъединение.  Г) Вражда, ненависть. Д) Добро, сочувствие. 2. Найдите строчку синонимов. A) Пурга, буран.  Б) Рассвет, полночь.  В) Утро, вечер.  Г) Жара, холод.  Д) День, ночь. 3. Укажите ряд омонимов: A) Шляпка гриба, соломенная шляпка.  Б) Девичья коса, острая коса.  В) Канцелярская кнопка, кнопка звонка.  Г) Хвост самолета, хвост птицы.   Д) Гребень горы, гребень петуха.

Мини – тест

1. Укажите ряд антонимов:

A) Горячий, теплый.

Б) Истина, правда.

В) Соединение, разъединение.

Г) Вражда, ненависть.

Д) Добро, сочувствие.

2. Найдите строчку синонимов.

A) Пурга, буран.

Б) Рассвет, полночь.

В) Утро, вечер.

Г) Жара, холод.

Д) День, ночь.

3. Укажите ряд омонимов:

A) Шляпка гриба, соломенная шляпка.

Б) Девичья коса, острая коса.

В) Канцелярская кнопка, кнопка звонка.

Г) Хвост самолета, хвост птицы.

Д) Гребень горы, гребень петуха.

4.Какие  слова являются паронимами? А)     Скрытый – скрытный, Б )    Огонь –пламя, В)     Добрый –ласковый, Г)     Скупой –жадный. 5. Найдите фразеологизм со словами - синонимами. А) Ни жив ни мертв Б ) От мала до велика В) Вокруг да около Г) Всеми правдами и неправдами.

4.Какие  слова являются паронимами?

А)     Скрытый – скрытный,

Б )    Огонь –пламя,

В)     Добрый –ласковый,

Г)     Скупой –жадный.

5. Найдите фразеологизм со словами — синонимами.

А) Ни жив ни мертв

Б ) От мала до велика

В) Вокруг да около

Г) Всеми правдами и неправдами.

http://images.myshared.ru/5/442153/slide_1.jpg

http://images.myshared.ru/5/442153/slide_1.jpg

Замените фразеологизм одним словом Точить лясы Сравнять с землей Прикусить язык Зарубить себе на носу Реветь белугой Вставлять палки в колеса Рукой подать

Замените фразеологизм одним словом

  • Точить лясы
  • Сравнять с землей
  • Прикусить язык
  • Зарубить себе на носу
  • Реветь белугой
  • Вставлять палки в колеса
  • Рукой подать

Проверяем! Точить лясы Сравнять с землей Прикусить язык Зарубить себе на носу Реветь белугой Вставлять палки в колеса Рукой подать Болтать Уничтожить Замолчать Запомнить Плакать Мешать Близко

Проверяем!

  • Точить лясы
  • Сравнять с землей
  • Прикусить язык
  • Зарубить себе на носу
  • Реветь белугой
  • Вставлять палки в колеса
  • Рукой подать
  • Болтать
  • Уничтожить
  • Замолчать
  • Запомнить
  • Плакать
  • Мешать
  • Близко

Омонимы Выполним задания!

Омонимы

Выполним задания!

Фразеологизмы  Замени фразеологизм одним словом Повесить нос Держать язык за зубами Надуть губы Пускать пыль в глаза Наступать на пятки Зуб на зуб не попадает Сделать из мухи слона Работать спустя рукава За тридевять земель Кот наплакал

Фразеологизмы Замени фразеологизм одним словом

  • Повесить нос
  • Держать язык за зубами
  • Надуть губы
  • Пускать пыль в глаза
  • Наступать на пятки
  • Зуб на зуб не попадает
  • Сделать из мухи слона
  • Работать спустя рукава
  • За тридевять земель
  • Кот наплакал


Урок 1. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.
Слово — это сочетание звуков, выражающее определённое понятие и выполняющее номинативную (назывную) функцию. Соотнесённость слова с определённым понятием называется лексическим значением слова.
В лексической системе русского языка есть слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Такие слова называются лексическими о м о н и м а м и, а звуковое и грамматическое совпадение разных языковых единиц, которые семантически не связаны друг с другом, называется о м о н и м и е й (гр. homos — одинаковый + onyma — имя). Например, ключ1 — ‘родник’ (студеный ключ) и ключ2 — ‘металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка’ (стальной ключ); лук1 — ‘растение’ (зеленый лук) и лук2 — ‘оружие для метания стрел’ (тугой лук). В отличие от многозначных слов лексические омонимы не обладают предметно-семантической связью, т. е. у них нет общих семантических признаков, по которым можно было бы судить о полисемантизме одного слова.
    Наряду с омонимией обычно рассматривают смежные с ней явления, относящиеся к грамматическому, фонетическому и графическому уровням языка. Среди созвучных форм выделяют о м о ф о р м ы — слова, совпадающие лишь в какой-нибудь одной грамматической форме (реже — в нескольких). Например, три1 — числительное в именительном падеже (три друга) и три2 — глагол в повелительном наклонении единственного числа 2-го лица (три морковь на терке). Омонимичными могут быть и грамматические формы слов одной части речи. Например, формы прилагательных большой, молодой могут указывать, во-первых, на именительный падеж единственного числа мужского рода (большой1 успех, молодой1′ специалист); во-вторых, на родительный падеж единственного числа женского рода (большой2 карьеры, молодой2 женщины); в-третьих, на дательный падеж единственного числа женского рода (к большой3 карьере, к молодой3 женщине); в-четвертых, на творительный падеж единственного числа женского рода (с большой4 карьерой, с молодой4 женщиной). Эти формы согласуются с существительными, выступающими в различных падежах. Омоформы по своей природе выходят за рамки лексики, так как принадлежат иному уровню языка и должны изучаться в разделе морфологии.

    В русском языке употребляются слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Это о м о ф о н ы (гр. homos — одинаковый + phone — звук). Например, слова луг и лук, молод и молот, везти и вести совпадают в произношении вследствие оглушения звонких согласных звуков на конце слова и перед глухим согласным. Изменение гласных в безударном положении приводит к созвучию слов полоскать и поласкать, зализать и залезать, старожил и сторожил. Одинаково произносятся и слова шефствовать и шествовать, óстрова и острого, браться и братца и др. Следовательно, омофоны — это фонетические омонимы, их появление в языке связано с действием фонетических законов.

    Слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, называются о м о г р а ф а м и (гр. homos — одинаковый + grapho — пишу). Обычно они имеют ударение на разных слогах: кр`ужки — кружк`и, зас`ыпал — засып`ал, п`арить — пар`ить и т. д. В современном русском языке больше тысячи пар омографов. Омография имеет прямое отношение к графической системе языка. Строгая дифференциация языковых явлений требует отграничить собственно лексические омонимы от омоформ, омофонов и омографов.

    Синонимы (гр. synonymos — одноименный) — это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь — тут, жена — супруга, смотреть — глядеть; родина — отечество, отчизна; храбрый — смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой.
Синонимы бывают лексические(различаются оттенками значения), стилистические(отличаются стилистической принадлежностью и экспрессивно-эмоциональной окрашенностью)и синтаксические (параллельные синтаксические конструкции,имеющие разное построение,но совпадающие по значению).
    Антонимы (гр. anti — против + onyma — имя) — это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать. Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары. Стилистическая функция антонимов — быть средством выражения антитезы, усиливать эмоциональность речи.
Антитеза (от греч. antithesis — противоречие, противоположение) — противопоставление. На антитезе строятся пословицы, парадокс, оксюморон.
Парадокс — суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению; может быть средством разоблачительного, сатирического изображения действительности, может ставить суждение на грань нелепости («Чем хуже, тем лучше»).
Оксюморон (от греч. oxymoron — остроумно-глупое) — стилистический приём сопоставления контрастных, взаимоисключающих понятий («Живой труп»).
      Фразеология (гр. phrasis — выражение + logos — учение) — наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер: вверх тормашками, попасть впросак, кот наплакал, спустя рукава. Фразеологией называется также вся совокупность этих сложных по составу устойчивых сочетаний — фразеологизмов. К фразеологическим оборотам относятся и языковые афоризмы (пословицы, поговорки, крылатые слова).
Пословица — образное изречение, имеющее обычно поучительный (назидательный) характер. (Век живи — век учись).
Поговорка — образное иносказательное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. (Язык мой — враг мой).
Крылатые выражения — это литературные цитаты, принадлежащие различным авторам и получившие широкую известность. (С корабля на бал — из «Горе от ума» А. Грибоедова).

Последнее изменение: Четверг, 24 июля 2014, 22:31

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фразеологическая единица синоним
  • Фразеологизмы содержащие синонимы
  • Фразеологизмы синонимы находятся в рядах
  • Фразеологизмы синонимы наречия
  • Фразеологизмы синонимы наедине