Физминутки по теме синонимы

Русский язык 3-1-14

Дата: 
«___»___________ 20___г                                                        
Класс: 3- «___»

Тема
урока
: Синонимы

Цель 
урока
:

  • формирование
    представлений о многозначности слов русского языка,
  • формирование
    умения различать синонимы, синонимы и родственные слова;
  • развитие
    монологической речи учащихся, интереса к предмету, умения анализировать
    языковой материал и выделять лишнее;
  • воспитание
    творческого отношения к делу, аккуратности и культуры общения.

Тип урока:   урок усвоения навыков
и умений; 
наглядности:карточки,таблицы.

Ход урока.

1.

Организационный
момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)

2.

Проверка
домашнего задания.

3.

Актуализация
знаний,умений  и  навыков.
Чистописание Тт

трамвай,
билет
Работа  по  таблице.

   http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/94/208/94208759_4979214_0__0006.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/94/208/94208771_4979214_0__0012.jpg

4.

Сообщение
темы урока. Постановка учебной задачи
.

Сегодня
на уроке мы повторим все, что знаем о синонимах

http://sov.opredelim.com/tw_files2/urls_1365/1/d-938/img5.jpg http://images.myshared.ru/5/434682/slide_2.jpghttp://images.myshared.ru/5/434682/slide_2.jpg 

Стр
49 – чтение темы урока.

Упр.
100 – устно. Звуковая разминка?
http://lh5.googleusercontent.com/oGuy3D6PPvbhf3fGj9oXw3e2OiIIz0VnkA2tiM1t_smdC-zg7eRcYuzqUXl8AXdsJEAe7A=w1200-h630-p

5.

Наблюдение
над особенностями синонимов


пара.Упр. 101 Найди  и  выпиши  синонимы.
Имена  существительные:кто?что?
Лошадь,друг,приятель,конь,еда,метель,вьюга,пища.
Имена  прилагательные:какой?какая?
Алый,лимонный,жёлтый,красный,крошечная,маленькая.
Глаголы:что делать?что сделать?
Охранять,сверкать,стеречь,плакать,блестеть,рыдать.

2 пара.

Упр
102.Спиши  и  подчеркни синонимы.
Жил  да  был  один  лентяй.Все  в  деревне  смеялись  над  лодырем.Однажды 
туристы  плохо  погасили  огонь  костра.Пламя  тут  же  перекинулось  на 
сено.Отец  молча  шагал  по  тротуару, а  сын  брёл  рядом.Это  был 
большой,можно  сказать,огромный пёс..На спектакле Вовка  хихикал,смеялся,хохотал
так,что  на  него соседи стали шикать.Закат  горел,пылал  алой,красной 
полосой.

6.

Физкультминутка

Мы
немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
Лучики лицо согрели.
Чудеса у нас на свете!
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами уж стали.
Хорошо мы отдохнули!
И на место все вернулись.

7.

8.      

Игра «Подбери  синоним к  слову»
Метель-вьюга,пурга.Азбука-алфавит.Смелый-отважный ,храбрый.Дом-изба,хата.

Работа по карточкам.
К-1.Упр.103.Придумай  синонимы  к  выделенным  словам.Вставь  их  в 
предложения.
Стал  он  кликать,звать золотую  рыбку.Две  лягушки  затеяли  как-то раз  на 
болоте  разговор,беседу.Это  случилось в  хмурый,пасмурный день.
Мне  приснилась  сказочная,волшебная земля.На  ветке  сидел 
изумрудный,ярко-зеленый попугай.
К-2.Упр.105.Замени  повторы  синонимами.
        Заяц  сидел  под  кустом  и  дрожал.Зайцу  было  страшно в пустом 
осеннем  лесу.Ромашка  расцвела  с  восходом  солнца.Ромашка  была  похожа 
на  солнышко.К  вечеру  задула  метель.Метель  поднимала  с  полей  снег  и 
кружила  его в  воздухе.(косой,цветок,вьюга)

К-3
Подбери синонимы к словам лицо, луна, 
К-4. Вставь в предложения нужные синонимы.
Навстречу шёл (пожилой, старый) человек. Папа купил мне (лазурный, голубой)
платье. (Толстый, жирный) словари рядами стоят на полках.

9.Итог
урока.

-Что  
нового  узнали на уроке?


Задайте друг другу вопросы о синонимах

10.Домашнее
задание.

Упр.

11.Оценки.

Тема урока: Синонимы

Цель урока: обобщить знания детей о
синонимах, их месте и роли в речи.

Задачи урока:

  • формировать языковедческую культуру;
  • развивать речь, память, внимание;
  • воспитывать интерес и уважение к родному языку.

Материалы и оборудование: картинки с
изображением морских животных; нарисованные на
бумаге: корабль, акула, пираты, чайка, необитаемый
остров; аудиокассета со звуками моря,
аудиопроигрыватель, сердечки из цветной бумаги.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

У: Дети, прочитайте стихотворение,
написанное на доске.

Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что видеть может глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас –
Означено словами.
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море, море слов
Купаться ежечасно.

(А.Шибаев)

У: Хотели бы вы отправиться в
путешествие по морю слов? Хорошо, мы так и
сделаем.
Путешествие наше будет интересным, полным
неожиданными событиями, приключениями. Конечная
цель путешествия – остров, на котором живут
необычные слова. И, прежде чем с ними встретиться,
мы должны всё о них узнать. Итак, в путь!
Нет, погодите, мы должны взять с собой что-то в
дорогу. Что?

Настроение

(Дети предлагают, какое настроение нужно
взять)

Внимание

Учитель  называет слова: сеть, труба,
сундук, спички, канат.

– В каком слове есть буква д?

Знания

Проведём гимнастику для ума.

Дети называют букву и доказывают свой ответ.

У:Я вижу, вы готовы путешествовать,
тогда – в путь!

II. Работа по закреплению изученного

– Чтобы море было благосклонно к нам, напишем в
тетради элементы букв, похожие на волны.
Постараемся написать их как можно красивее.

1. Минутка чистописания (Волна бежит
и падает)

Какие буквы спрятались в волнах?
С    е  ес   се   
ее     Се  сс
(Буквы написаны письменным шрифтом)

– Смотрите, на пути первое препятствие:
выглянула хищная акула. Она хочет проглотить нас
на завтрак. Как избежать встречи с ней? Нужно
поработать со словами из словаря.

2. Работа со словами из словаря

У: Я называю вам слова, близкие по
значению словарным, вы записываете слова из
словаря.
Радостно (весело), труд (работа),
друг (товарищ), торжество (праздник),
путь (дорога), дети (ребята),
наряд (одежда), холод (мороз).
(Проверка проводится по цепочке, дети называют
орфограммы)

– Ура! Акула уплыла, можем плыть дальше.

3. Релаксационная пауза

– Положите голову на парту, расслабьтесь,
закройте глаза. Попытайтесь представить то, что
услышите (Звучит музыка Грига со звуками моря)
– Что вы представили? Какое море вы увидели?
(Все перечисленные определения записываются
на плакат)

– Есть ли среди перечисленных определений
близкие по смыслу? Выпишите их в тетрадь.
Они отвечают на один вопрос? Как же мы называем
такие слова? (Синонимы)

На доске вывешиваем:

Синонимы – это слова, близкие по
значению и отвечающие на один и тот же вопрос.

Слово «синоним» в переводе с греческого
значит «одноимённый»

– Где мы можем найти синонимы к словам? (В
словаре синонимов).

«Словарь – это вся вселенная в
алфавитном порядке» А. Франс

– У нас в учебнике есть краткий словарь
синонимов. Давайте найдём  и запишем в тетрадь
синонимы к уже записанным словам.

4. Работа с текстом

– Ребята, известный русский писатель М.Горький
так написал о море:
Море смеялось. Под лёгким порывом знойного*
ветра оно улыбалось голубому небу. С весёлым*
плеском носились* волны. Они сбрасывали на песок
белую пену. Она таяла на горячем* песке. Чайки
лениво качались на волнах.

Замените слова со звёздочками на синонимы и
запишите их в тетрадь парами.
(Дети самостоятельно записывают слова,
проверка – выборочно).

5. Физминутка

По классу развешаны картинки с изображениями
морских животных. Учитель называет обитателей
моря, дети находят и поворачиваются к ним
корпусом, не отрывая ступни.
(Можно провести физминутку «Море волнуется»)

6. Работа по учебнику

У: Отправляемся дальше. На пути –
пираты, они хотят ограбить наш корабль. Как нам
быть? Нужно выполнить упражнение из учебника
(устно)

Упражнение №2

Вставь пропущенные слова из скобок. Не забудь
ставить слово в нужную форму. Объясни свой выбор.

1) Магазин детской…(наряд, одежда). Вечером
дети надели красивые, праздничные…(наряд,
одежда)

2) Учительница…(похвалить, одобрить)
ученика. Мы…(похвалить, одобрить)
предложение учительницы сходить в субботу в
зоопарк.
У: Что нового мы можем добавить о
синонимах?
Приведите примеры.
(После обсуждения, на доске появляется плакаты)

Слова – синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас.  
Родимый край – Отечество – Отчизна
Как много в них священного для нас!
Значение слов-синонимов не всегда
совпадает. Часто синонимы
различаются оттенками значений

 – Пираты отступили, можем плыть дальше.

7. Групповая работа

У: В небе появилась чайка, в клюве у неё
конверт. В конверте – задания для групп.

Группа № 1

Задание: найти синонимы к словам из слов
правого столбика:

     
               трус                                                                         
храбрый
     
               хвастун                                                                   
честный
Враг            противник                         
       Смелый                мудрый
     
               болтун                                                                     
добрый
     
               неприятель                                                             
отважный

Группа № 2

Задание: дописать синонимы к словам.

Большой – ….
Быстрый – скорый
Верный – ….
Злой – ….
Горячий – жаркий
Смелый – …
Радостный – ….
Тайный – секретный

Группа №3

Задание: даны русские пословицы и пословицы
других стран. Найти пословицы, близкие по смыслу.

Язык до Киева доведёт (русская)
Тот не заблудится, кто спрашивает (финская)
Хорошую речь, хорошо и слушать (русская)
Неторопливый слон чаще достигнет цели, чем
резвый жеребец
(вьетнамская)
Тише едешь, дальше будешь (русская)
Не потопаешь, не полопаешь (русская)
(После подготовки, группы отчитываются о
проделанной работе)

У: Молодцы, ребята! Все группы прекрасно
справились с заданием!
И теперь мы с гордостью  можем закончить наше
путешествие!
(На доске открывается нарисованный остров)

III. Подведение итогов

У: Мы приблизились к цели – острову,
где живут необычные слова. Какие это слова?
Что мы о них знаем? Где мы можем найти синонимы к
словам?

IV. Заключение

У: Мы совершили интересное
путешествие. Было ли оно полезным для вас? Что
нового вы узнали? Расскажите об этом по схеме:

img1.gif (1350 bytes)

V. Рефлексия

У: Ребята, я прошу вас поставить оценку
классу, своему ряду, себе при помощи
трёх     сердечек. Красное – «5»,
зелёное – «4», жёлтое – «3».
– Спасибо всем за урок! Вы – настоящие морские
путешественники!

Раздел: Время

Лексическая тема: Экономное использование времени

Тема: Синонимы и антонимы

Урок: русский язык

школа

дата:

имя учителя

класс3

кол-во присутствующих

кол-во отсутствующих

цели обучения, которым посвящён урок

3.1.4.1 — участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы

3.2.2.1* различать синонимы, антонимы

3.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги и союзы; определять их роль в предложении

цели урока

Участие в диалоге с соблюдением речевых норм в зависимости от ситуации общения.

Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте

Соблюдение грамматических норм

критерии оценивания

Все учащиеся смогут: Узнать о синонимах, антонимах.

Большинство учащихся смогут: Исправлять ошибки при подборе антонимов, подбирать соответственно лексическому значению. Объяснять смысл пословиц.

Некоторые учащиеся смогут:

Добавить высказывания об экономном расходовании времени. Объяснить смысл высказывания. Приводить свои примеры антонимов. Составлять пословицы с антонимами.

привитие ценностей

ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: литература, физическая культура, самопознание, познание мира.

предварительные знания

Слово. Значение слова. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Высказывание.

Ход урока

запланированные этапы урока

запланированная деятельность на уроке

ресурсы

вызов

Создание положительного эмоционального настроя.

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Сегодня у нас на уроке присутствует гостья. Давайте поприветствуем её и подарим ей свою улыбку.

Повторение пройденного. Д/з

Игра да/нет

— Проверка домашнего задания пройдет в форме игры.

-Если утверждение верное, то вы поворачиваете руки в сторону, где прикреплено слово да, а если нет, то в сторону со словом нет.

Значение слова –это его смысл. То, что означает слово, является его тематическим значением. Нет (лексическое).

Грамматическое значение – общее значение слова как части речи. Да

Слова могут объединяться в группы по темам. Такие группы называются тематическими. (Да)

Слова с двумя или более лексическими значениями –это однозначные слова.

( многозначные)нет

Лексическое значение слова может быть прямым и переносным. (да)

Высказывание – это мысль, выраженная одним или несколькими выражениями по определенной теме. (да)

А сейчас оцените себя в листе оценивания.

 
 

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

В русском языке есть “слова – друзья” и “слова-спорщики”. У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь.

Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”)

1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная.

2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?

1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.

2-й – Ничего не понятно!

— Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами.

Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному)

1-й – Ну и жарко!

2-й — Да ты что? Холодно!

1-й – Я весь покраснел!

2-й – Я весь побелел!

1-й – Ты что такой кислый?

2-й – А ты что – сладкий?

1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?

2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.

— Эти слова называются антонимами.

— Скажите о чем пойдет речь на нашем уроке?

Ответы детей.

Скажите ребята, а что мы должны сегодня узнать?

Ответы детей.

Мои помощницы рассказали нам , что бываю слова-друзья и слова –спорщики (антонимы и синонимы) и как их отличить. А давайте попробуем сформулировать с вами правило, что такое антонимы и синонимы.

С детьми составляем правило.

— Сейчас давайте посмотрим правильно ли мы его составили.

На экране появляется правило. Один из учеников громко читает.

— Сейчас предлагаю применить наши новые знания на практике.

Задание подбери к словам синонимы и антонимы (работа в парах)

После проверяют себя с доски и оценивают себя в листе оценивания.

А теперь работа в группах. У вас на партах, у каждого лежит сердечко. У кого розовое идут за парту, где прикреплен топер с розовым сердцем, у кого зеленое –топер зеленого цвета, и желтые сердца идут к желтому топеру.

Прием «Тарсия»

— Вы будете работать по формулятору «Тарсия». Ваша задача собрать фигуру, подобрав антонимы. У одной группы антонимы –имена существительные, у второй группы прилагательные и у третьей глаголы. (Групповая работа). У детей должна получиться определенная фигура.

Физминутка.

Физминутка ,конечно, с антонимами.

— Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот.

 Встать – сесть

Руки вверх – вниз

Наклон вперёд – наклон назад

Наклон  вправо – влево

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко

( Палец) Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.

Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол

Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.

Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты  — храбрец.

Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, — конец!

— Отдохнули ребята? А теперь продолжим работу!

Делу время, а потехе час.

— Скажите, а что означает эта пословица?

Ответы детей.

Мы с вами знаем, что нужно экономно использовать время! Недавно познакомились с рассказом «Сказка о потерянном времени» по литературе, из которой узнали, что люди, которые попусту теряют время….

Ответы детей.

Скажите, а какие слова мы встретили в этой пословице? (антонимы)

— А давайте попробуем подобрать к этим словам синонимы.

Ответы детей.

-Молодцы, ребята! Вы отлично работаете! Думаю, мы можем перейти к следующему заданию.

Групповая работа. Подобрать картинки антонимы, приклеить на лист и подписать.

А также одной группе: придумать одну пословицу используя одну пару антонимов

2. Подобрать синонимы к одной из пар антонимов.

После выполнения задания меняются листами и проверяют, и оценивают другую группу.

«Карусель»

Озвучивают результат.

учебник

Рефлексия

Итог урока.

Я выбрал себе такое сердце, потому-что…

Дети выбирают себе сердце и объясняют почему они выбрали сердце именно такого цвета.

Говорят, чему научились на уроке.

Подводим итог урока.

— А сейчас мы с вами зажжем сердце нашего класса!

Дети приклеивают свои сердца на доску, где нарисовано сердце.

 

Д/З

1. Написать забавную историю, сказку или стихотворение на тему: «История о словах-спорщиках»

2 .Составить 5 предложений с синонимами и антонимами.

3.Стр.17 упр 4.

Домашнее задание по выбору.

На столе лежат разноцветные карточки. Дети выбирают себе любое задание.

 

Дополнительная информация

дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение техники безопасности

задания в группах подобрано для

сильных, средних, слабых.

формативное оценивание

-Самооценивание по «Листу самооценивания»

-Взаимооценивание при работе в группе, классом.

-Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

физминутка

Закрепить умение детей употреблять синонимы в речи

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

План – конспект

подгруппового логопедического

занятия в 4 классе

на тему

«Синонимы»

Составила:

Учитель — логопед

Наталья Васильевна Шабалина

2021 г.

Цель: закрепить умение употреблять синонимы в речи.

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

Образовательные:

1.Формировать умения находить синонимы в тексте, самостоятельно подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в речи;

2.Закрепить знания о частях речи.

Воспитательные:

Оборудование: индивидуальные зеркала, массажные мячики, мячики «Су-джок», компьютер, тетради, карточки со словами.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Логопед: «Первым сядет тот ученик, в чьём имени есть звук [а], затем сядет тот, в чьём имени есть звук [е], потом садится тот, в чьём имение есть звук [ф]».

II.Артикуляционная гимнастика: улыбка, трубочка, заборчик, трамплин, качели, маляр, вкусное варенье, часики, блинчик, чашечка, грибок, лошадка.

III.Массаж рук.

Дети выполняют упражнения для рук массажными мячиками, мячиками «Су-джок».

IV. Основная часть занятия.

Учитель — логопед читает стихотворение:

Мы с приятелем вдвоём

Очень весело живём.

Я иду… и он шагает,

Я смеюсь, хохочет он,

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

Логопед спрашивает у учащихся: « Ребята, какие слова в стихотворении близкие по значению?

Как мы называем такие словом?»

 (Синонимы).

Логопед: «Правильно, ребята! И тема нашего занятия сегодня — «Синонимы».

Так какие же слова называются  синонимами?»

(Ответы детей).

Задание 1.

Найди синонимы.

На доске написаны слова в два столбика.

Ученикам нужно подобрать к словам из первого столбика синонимы из второго столбика и соединить их линиями.

солдат

вьюга

начальник

нищета

дорожка

конура

бедность

турист

будка

воин

метель

страх

тревога

тропинка

путешественник

директор

Дети по очереди выходят к доске и соединяют слова линиями.

Задание 2.

Разделить слова по группам.

Логопед на доску вывешивает три карточки со словами. К каждому слову дети должны найти синоним и записать в тетрадь.

Слова: красный, смеяться, соображать, жилище, алый, хохотать, огненный, улыбаться, дом, мыслить, изба, думать.

Дети самостоятельно выполняют задание в тетради, потом зачитывают ответы.

Задание 3.

На доске написаны слова. К каждому слову дети должны найти синоним и записать.

Друг – Смелый — блестеть —

Мороз – грустный — смеяться —

Метель – чистый — болтать –

Начальник — большой — спешить –

Волшебник — красный — думать –

Дети по очереди выходят к доске и записывают ответы.

V. Физминутка.

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

Задание 4. ИГРА  «Вычеркни лишнее слово»

Логопед раздает каждому ученику карточку со словами. Нужно вычеркнуть одно лишнее слово и объяснить, почему именно это слово оказалось лишним.

1. дом, солдат, боец;

2. конь, собака, лошадь;

3. дом, улица, здание;

4. грустный, печальный,  глубокий;

5. храбрый, звонкий, смелый;

6. весёлый, крепкий, прочный;

7. думать, ехать, соображать.

Задание 5.

Работа с текстом.

Цель: формирование умения находить синонимы в тексте, самостоятельно подбирать синонимы к словам, правильно употреблять их в речи.

Логопед раздает детям карточки, на которых написан текст.

Ученикам нужно выбрать из слов в скобках слова-синонимы. Записать получившиеся предложения в тетрадь.

Зимний лес.

  Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются, вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным).

VI. Итог занятия.

Логопед: С какими словами мы сегодня работали?

Ответы детей.

Логопед: Какие – то задания вызывали у вас трудности выполнения?

Какое у вас настроение после нашего занятия?

Ответы детей.

Логопед всем раздаёт весёлые смайлики.

ТЕМА. Синонимы. Подбор синонимов к слову

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательные:

  • Расширять и актуализировать знания учащихся о синонимах;

  • формировать умение подбирать синоним к сло­вам различных частей речи;

  • расширять пассивный и активный словарный за­пас;

  • развивать навыки связного высказывания;

  • развивать слухоречевую память;

  • учить видеть оттенки значений слов;

  • развивать эмоциональное восприятие нового материала;

  • формирование навыка полного ответа на поставленные учителем вопросы.

Коррекционно-развивающие:

  • Активизировать знания учащихся в области лексикологии, познакомить с синонимической группой слов;

  • закрепить знания учащихся о частях речи;

  • развивать слуховое и зрительное внимание;

  • развивать пространственное ориентирование;

  • расширять и активизировать словарный запас;

  • активизировать мыслительную деятельность;

  • формировать слуховое восприятие.

Коррекционно-воспитывающие:

  • воспитывать коммуникативные навыки детей;

ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске, тетради, ручки, сюжетные картинки, запись на доске, «Словарик синонимов и антони­мов. 1—4 классы». М.Р. Львова.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент

  • Кто в ряду слов найдет «лишнее» слово и вы­делит в слове пятый по счету звук.

На доске:

Грустный, печальный, глубокий, унылый.

Звонкий, храбрый, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

  • Объясните, как вы исключали слово. («Лишнее» слово имеет другое лексическое значение, не сходное с остальны­ми словами.)

  1. Запись числа, темы занятия

  • Прочитайте тему занятия. Объясните лексическое значение слова СИНОНИМЫ.

Логопед выслушивает, редактирует высказывания детей.

  • Запишите определение в тетрадь.
    Синонимы — это слова, близкие по значению.

  1. Подбор синонимов — имен существительных

  • Игра «Доскажите словечко»:

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Называется… (антракт).

После урока непременно

Нужна ребятам… (перемена).

На время дело прекратив,

Мы объявляем… (перерыв).

Когда в труде устали слишком

— Дают уставшим… (передышку).

  • Назовите все слова-синонимы.

  • На какой вопрос отвечают слова? (Что?)

  • Что обозначают эти слова? (Предмет.)

  • Игра « Подбери по три ».

  • Прочитайте каждый ряд слов, выберите в каждом ряду по три слова-синонима. Напишите слова-синонимы в тетрадь.

На карточке:

Пес, лошадь, собака, коза, корова, псина.

Одноклассник, друг, ровесник, товарищ, приятель.

Работа, дело, забота, труд, перерыв.

Сообщение, известие, рассказ, весть, событие.

Бездельник, лодырь, труженик, лентяй, помощник.

  1. Подбор синонимов — имен прилагательных

  • Закончите высказывание:
    ОБРАЗЕЦ: Заяц трусливый или робкий.

Слон сильный … (мощный).

Песня веселая… (радостная).

Урожай обильный …(богатый).

Очень сильный мороз — трескучий.

Очень известный писатель — … (знаменитый).

Очень маленькая туфелька — … (крохотная).

Очень жаркое лето —,… (знойное).

Очень неаккуратный вид — … (неряшливый).

Очень худой человек — … (тощий).

Очень густой лес — … (дремучий).

Очень холодная вода — … (студеная).

Очень большой завод — … (гигантский).

  1. Физкультминутка

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки.

Ручки в стороны потом

Мы пошире разведем.

Потягивания — руки вверх

Ежик топал по тропинке

И грибочек нес на спинке.

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

Ходьба на месте

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьем-то ловко

Раздобыл косой морковку.

Прыжки на месте

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

Дети садятся за парты.

  • Назовите из стихотворения физкультминутки слова-синонимы.

(Зайка, длинноухий попрыгайка, косой).

  1. Работа над лексическим значением синонимов — глаголов

На доске:

РАЗМЫШЛЯТЬ, ДУМАТЬ, МЫСЛИТЬ

  • Прочитайте слова. На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делать?)

  • Что обозначают эти слова? (Действие предмета.)

  • Как можно назвать эти глаголы? (Синонимы.) Почему?

  • Подберите глагол к толкованию лексического значения.

  • Учитель-логопед читает толкование слова, учащиеся под­бирают глагол.

  • Думать о чем-нибудь определенном, стараясь прийти к каким-нибудь выводам. (Думать.)

  • Быть занятым какими-то мыслями (Мыслить.)

  • Сопоставлять мысли и делать из них выводы (Размыш­лять.)

На доске:

БОЯТЬСЯ, ОПАСАТЬСЯ, ПУГАТЬСЯ, ТРУСИТЬ

  • Прочитайте слова. На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делать?)

  • Что обозначают эти слова? (Действие предмета.)

  • Как можно назвать эти глаголы? (Это синонимы.) По­чему?

  • Подберите глагол к толкованию лексического значе­ния.

  • Учитель-логопед читает толкование слова, учащиеся под­бирают глагол.

  • Думать о возможной угрозе или несчастье. (Трусить.)

  • Испытывать страх неожиданно; человека может испу­гать то, чего он в обычное время не боится. (Пугаться.)

  • Испытывать небольшой страх. (Опасаться.)

  • Испытывать страх. (Бояться.)

  • Подберите к данным глаголам синонимы, запиши в тетрадь:

  • СКАЗАТЬ — … молвить, произнести, проговорить, лепе­тать, сообщать, заявлять, изрекать, разговаривать, тол­ковать, беседовать, болтать.

  • ВИДЕТЬ — … наблюдать, замечать, примечать, смот­реть, глядеть, взирать, глазеть.

  • ДЕЛАТЬ — … мастерить, сооружать, творить, созда­вать.

  1. Итог занятия

  • Как называются слова, близкие по значению?

  • Какое задание было трудным?

  • Какое задание было интересным?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Физминутка с синонимами
  • Физмат синоним
  • Физлицо синоним
  • Физкультминутка синонимы антонимы
  • Физкультминутка с синонимами