Физминутка синонимы и антонимы

Тема: Слова,
противоположные по значению (антонимы)

Основные задачи: 1) расширить
знания детей об антонимах; 2) обогатить речь учащихся антонимами разных
частей речи;3) показать роль антонимов в речи; 3)
тренировать умение в подборе антонимов к заданным словам, определять
лексическое значение антонимов; 4) развивать орфографическую зоркость,
наблюдательность, память, речь учащихся; 5) воспитывать интерес к предмету,
познавательную активность, доброжелательность.

1.Оргмомент. Психологический настрой.

Улыбнулись друг другу.

Пожелаем всем удачи!

За работу, в добрый час!

2. Постановка цели.

-Сегодня мы с вами будем работать с
интересными словами. Почему я их так называю, вы попробуете сами это
определить.

   1) Игра
«Разговор спорщиков»:

— Помогите мне рассказать сказку.

       Жили-были два брата. Младший
брат никогда не соглашался со старшим, всегда говорил все наоборот. Скажет
старший брат: «Тепло на улице!» — а младший — «Холодно!» Старший скажет:
«Веселый мультфильм!» — а младший —
… (Дети заканчивают предложение.)
Старший говорит: «Глубокая речка», а младший — … Но однажды младший брат
не захотел спорить со старшим, потому что старший сказал: «Умный у меня
братец!» Что должен был сказать младший брат?

-Догадайтесь, о каких словах мы
сегодня будем говорить.

 3. Изучение
нового материала.

1.Работа с презентацией. На слайдах
картинки. 

Дети называют: слон – большой, а
комар – маленький, футболка (чистая-грязная), смайлик (грустный-весёлый),
карандаш (длинный-короткий), ребёнок (плачет- смеётся) и т.д.

-Составьте предложение, используя
слова с противоположным значением.

2.Нахождение слов с противоположным
значением в пословицах (упр. 46).

-Запишите парами слова:    добрый-
худой,  мало-много,  ленивый-проворный

3. Введение термина «антонимы»
при чтении сообщения Самоварова (с. 33).

4.Упр.48 –Найдите в тексте слова с
противоположным значением.

-Выпишите слова с пропущенными
буквами. Подбор проверочных слов.

 Физминутка с
антонимами.
Я
начинаю, дети продолжают с движениями.

Мы немножко отдохнём.

Дружно встанем и начнём.

Это высоко, а это …

Это далеко, а это…

Поднимаем руки вверх.

… руки ….

Наклоняемся вперёд,

А потом наклон…

Наклонимся дружно влево,

А потом все дружно…

Дружно все за парту сядем,

Тихо сядем и  начнём.

— Какие антонимы Вы называли?

4.Закрепление
изученного материала

1. Нахождение антонимов в
стихотворении  (упр. 48).

2.Работа в парах

— К каждому слову из первого столбика
найти антоним из второго.

высокий

длинный

прибавить

замечательный

смелый

ласковый

покупать

трусливый

грубый

короткий

продавать

низкий

отвратительный

отнять

3. Проблемный вопрос: Может ли
замена антонимами некоторых слов в тексте резко изменить его смысл? Давайте
посмотрим.
     Работа с текстом.

                                         
 Хмурый осенний день

    Сегодня холодный пасмурный день. Стоит ненастная погода.
Сеет мелкий осенний дождик. Дует резкий ветер. Небо мутное,
низкое. Под ногами  грязь.
      Скучная, унылая пора.

(Активизируется словарный запас
учащихся)

-Мы не в силах изменить погоду. Но
можем это сделать средствами нашего родного языка.

-Какие антонимы вы подобрали бы к
каждому слову, чтобы изменилось настроение.

(Дети должны прийти к выводу, что
при замене выделенных слов антонимами. они получили описание совсем другого
дня: не пасмурного, ненастного, а солнечного)

-А теперь как изменилось
настроение? Что этому способствовало?

5.  Итог
урока

— Какие слова называют антонимами? Какую
же роль играют антонимы в речи?

6. Рефлексия (у детей
ладошки красного и зелёного цветов)

— Поднимите ладошку зелёного цвета,
если у вас всё получилось, и вы поняли новый материал. Если вы не всё поняли и
нуждаетесь в помощи, то красную.

7. Домашнее
задание

( по выбору)

1. Найти и записать пословицы с
антонимами.

2.Составить текст, используя
антонимы.

Раздел: Время

Лексическая тема: Экономное использование времени

Тема: Синонимы и антонимы

Урок: русский язык

школа

дата:

имя учителя

класс3

кол-во присутствующих

кол-во отсутствующих

цели обучения, которым посвящён урок

3.1.4.1 — участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы

3.2.2.1* различать синонимы, антонимы

3.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги и союзы; определять их роль в предложении

цели урока

Участие в диалоге с соблюдением речевых норм в зависимости от ситуации общения.

Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте

Соблюдение грамматических норм

критерии оценивания

Все учащиеся смогут: Узнать о синонимах, антонимах.

Большинство учащихся смогут: Исправлять ошибки при подборе антонимов, подбирать соответственно лексическому значению. Объяснять смысл пословиц.

Некоторые учащиеся смогут:

Добавить высказывания об экономном расходовании времени. Объяснить смысл высказывания. Приводить свои примеры антонимов. Составлять пословицы с антонимами.

привитие ценностей

ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: литература, физическая культура, самопознание, познание мира.

предварительные знания

Слово. Значение слова. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Высказывание.

Ход урока

запланированные этапы урока

запланированная деятельность на уроке

ресурсы

вызов

Создание положительного эмоционального настроя.

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Сегодня у нас на уроке присутствует гостья. Давайте поприветствуем её и подарим ей свою улыбку.

Повторение пройденного. Д/з

Игра да/нет

— Проверка домашнего задания пройдет в форме игры.

-Если утверждение верное, то вы поворачиваете руки в сторону, где прикреплено слово да, а если нет, то в сторону со словом нет.

Значение слова –это его смысл. То, что означает слово, является его тематическим значением. Нет (лексическое).

Грамматическое значение – общее значение слова как части речи. Да

Слова могут объединяться в группы по темам. Такие группы называются тематическими. (Да)

Слова с двумя или более лексическими значениями –это однозначные слова.

( многозначные)нет

Лексическое значение слова может быть прямым и переносным. (да)

Высказывание – это мысль, выраженная одним или несколькими выражениями по определенной теме. (да)

А сейчас оцените себя в листе оценивания.

 
 

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

В русском языке есть “слова – друзья” и “слова-спорщики”. У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь.

Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”)

1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная.

2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?

1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.

2-й – Ничего не понятно!

— Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами.

Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному)

1-й – Ну и жарко!

2-й — Да ты что? Холодно!

1-й – Я весь покраснел!

2-й – Я весь побелел!

1-й – Ты что такой кислый?

2-й – А ты что – сладкий?

1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?

2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.

— Эти слова называются антонимами.

— Скажите о чем пойдет речь на нашем уроке?

Ответы детей.

Скажите ребята, а что мы должны сегодня узнать?

Ответы детей.

Мои помощницы рассказали нам , что бываю слова-друзья и слова –спорщики (антонимы и синонимы) и как их отличить. А давайте попробуем сформулировать с вами правило, что такое антонимы и синонимы.

С детьми составляем правило.

— Сейчас давайте посмотрим правильно ли мы его составили.

На экране появляется правило. Один из учеников громко читает.

— Сейчас предлагаю применить наши новые знания на практике.

Задание подбери к словам синонимы и антонимы (работа в парах)

После проверяют себя с доски и оценивают себя в листе оценивания.

А теперь работа в группах. У вас на партах, у каждого лежит сердечко. У кого розовое идут за парту, где прикреплен топер с розовым сердцем, у кого зеленое –топер зеленого цвета, и желтые сердца идут к желтому топеру.

Прием «Тарсия»

— Вы будете работать по формулятору «Тарсия». Ваша задача собрать фигуру, подобрав антонимы. У одной группы антонимы –имена существительные, у второй группы прилагательные и у третьей глаголы. (Групповая работа). У детей должна получиться определенная фигура.

Физминутка.

Физминутка ,конечно, с антонимами.

— Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот.

 Встать – сесть

Руки вверх – вниз

Наклон вперёд – наклон назад

Наклон  вправо – влево

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко

( Палец) Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.

Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол

Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.

Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты  — храбрец.

Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, — конец!

— Отдохнули ребята? А теперь продолжим работу!

Делу время, а потехе час.

— Скажите, а что означает эта пословица?

Ответы детей.

Мы с вами знаем, что нужно экономно использовать время! Недавно познакомились с рассказом «Сказка о потерянном времени» по литературе, из которой узнали, что люди, которые попусту теряют время….

Ответы детей.

Скажите, а какие слова мы встретили в этой пословице? (антонимы)

— А давайте попробуем подобрать к этим словам синонимы.

Ответы детей.

-Молодцы, ребята! Вы отлично работаете! Думаю, мы можем перейти к следующему заданию.

Групповая работа. Подобрать картинки антонимы, приклеить на лист и подписать.

А также одной группе: придумать одну пословицу используя одну пару антонимов

2. Подобрать синонимы к одной из пар антонимов.

После выполнения задания меняются листами и проверяют, и оценивают другую группу.

«Карусель»

Озвучивают результат.

учебник

Рефлексия

Итог урока.

Я выбрал себе такое сердце, потому-что…

Дети выбирают себе сердце и объясняют почему они выбрали сердце именно такого цвета.

Говорят, чему научились на уроке.

Подводим итог урока.

— А сейчас мы с вами зажжем сердце нашего класса!

Дети приклеивают свои сердца на доску, где нарисовано сердце.

 

Д/З

1. Написать забавную историю, сказку или стихотворение на тему: «История о словах-спорщиках»

2 .Составить 5 предложений с синонимами и антонимами.

3.Стр.17 упр 4.

Домашнее задание по выбору.

На столе лежат разноцветные карточки. Дети выбирают себе любое задание.

 

Дополнительная информация

дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение техники безопасности

задания в группах подобрано для

сильных, средних, слабых.

формативное оценивание

-Самооценивание по «Листу самооценивания»

-Взаимооценивание при работе в группе, классом.

-Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

физминутка

Тема: Синонимы и антонимы (обобщение знаний).

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; учить распознавать синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать умение применять полученные знания на практике; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, связную речь учащихся; воспитывать самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,
Начинаем мы урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно!

Начнём урок. Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа.-Ребята, к нам на урок пришла гостья. Угадайте, кто это?

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень.)

— Назовите осенние месяцы.

— Сейчас середина осени. Что происходит с листьями на деревьях?

— Как называется это явление природы?

— Сегодня Осень будет давать вам задания. Все задания записаны на осенних листьях. Листья каких деревьев на доске?

II. Формулировка темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Лист 1: 10 учеников будут работать на индивидуальных карточках, а остальные — составлять слова из слогов.

Раздать 10 учащимся карточки для индивидуальной работы со словами из орфографического словаря. (Словарь: б.рёза, вет.р, в. р.бей, в.рона, гор.д, д.рога, ж.лтый, за.ц, к.ньки, к.рова.)

— Запишите слоги: си то ни ан мы но

-Какие слова можно составить из этих слогов? (Синонимы, антонимы.)

— Запишите эти слова на следующей строчке.

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

-Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)

— Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы.)

— Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

— Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Синонимы и антонимы», продолжим учиться распознавать синонимы и антонимы. Подбирать синонимы и антонимы к словам.

  1. Актуализация знаний.

Лист 2: поиграйте в игру «Скажи наоборот».

— Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».

Скажу я слово высоко, 
А ты ответишь … (низко). 
Скажу я слово далеко, 
А ты ответишь … (близко).

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь … (пол).

Скажу, что слово потерял,

Скажешь ты… (нашёл).

— Скажите, что за слова вы использовали в игре «Скажи наоборот»? Вы подбирали близкие по значению или противоположные по смыслу слова? (Подбирали противоположные по смыслу слова — антонимы.)

Лист 3: поиграйте в игру «Договори словечко».

— А теперь сыграем в игру «Договори словечко».

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: («Привет».)

А сосед его ушастый

Отвечает: «Ёжик, (здравствуй».)

— Какое «вежливое слово» встретилось в стихотворении?

— Когда вы употребляете слово здравствуй?

— Какое другое слово-приветствие встретилось в стихотворении?

— Что можно сказать, о значении слов здравствуй, привет? (Это слова, близкие по значению.)

— Как называются близкие по значению слова? (Синонимы.)

— Запишите слово здравствуй в рабочих тетрадях.

— Подберите слово, противоположное по смыслу к слову здравствуй. (До свидания.) Как называются слова такие слова? (Антонимы.)

— Запишите слово до свидания в рабочей тетради.

— Какое другое слово можно сказать при прощании? (Прощай.)

— Что можно сказать о значении слов до свидания, прощай? (Это слова, близкие по значению.)

— Как называются такие слова? (Синонимы.)

— Для чего нужны синонимы в речи?

— Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.

— Для чего нужны антонимы в речи?

— Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Лист 4: выполните упражнение 73 из учебника.

— Откройте учебники на странице 56. Упражнение 73.

— Прочитайте пословицы. Найдите в пословицах слова, противоположные по смыслу. Как называются такие слова?

— Рассмотрите рисунок. К какой пословице он подходит?

— Выберите любую пословицу и скажите, в каких случаях её употребляют в речи.

— Спишите ту пословицу, которая вам больше всего понравилась. Подчеркните в ней антонимы.

— Какие антонимы подчеркнули в пословицах? (1. Вместе – врозь. 2. Вымочит – высушит. 3. Свет – тьма. 4. Взять – отдать. 5. Смелого – трусливого.)

Лист 5: проведите физминутку.

Физминутка.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.

Стоп! Немного отдохнём и домой пешком пойдём.

Лист 6: подберите к словам антонимы.

Устно подберите антонимы к словам:

вечер — добрый —

ночь — громкий —

радостьновый —

зима — слабый –

— Дополните предложения противоположными по смыслу словами.

Дерево высокое, а куст …(низкий).

Чай горячий, а мороженое …(холодное).

Грач чёрный, а снег … (белый).

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Лист 7: посмотрите презентацию «Синонимы и антонимы».

Просмотр презентации «Синонимы и антонимы».

Лист 8: проведите физминутку для глаз.

Физминутка для глаз.

— Сейчас выполним физминутку для глаз «Послушные глазки». Слушайте внимательно. В этой физминутке есть слова-антонимы. После того как мы закончим выполнять упражнения, вы назовёте эти слова.

Послушные глазки.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

(Закройте оба глаза.)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

(Продолжайте стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Откройте глаза и взглядом нарисуйте мост.)

Нарисуем букву О, получается легко.

(Глазами нарисуйте букву О.)

Вверх поднимем, глянем вниз.

(Поднимите глаза вверх, опустите вниз.)

Вправо-влево повернём.

(Посмотрите вправо-влево.)

Заниматься вновь начнём.

(Тихо сядьте на свой места.)

— Какие антонимы вы услышали в стихотворении? (Вверх-вниз, вправо-влево.) Что они обозначают? (Противоположные направления движений глазами.)

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Лист 9: выполните задания на индивидуальных карточках.

Задание № 1. Соедините линиями слова-синонимы:

работа ураган

быстро труд

ветер скоро

узор рисунок

дети ребята

путь дорога

— Задание № 2. Соедините линиями слова-антонимы:

плюс сложение

вычитание минус

сумма больше

меньше разность

Взаимопроверка.

— Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверим, как вы справились с заданиями. Какие пары слов вы составили? Посчитайте, сколько правильных пар слов составил ваш сосед по парте. Запишите, число пар в правом нижнем углу.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

— Возьмите свою карточку и оцените вашу работу на уроке. Раскрасьте жёлтым цветом соответствующий смайлик («У меня всё отлично», «У меня всё хорошо», «Возникли трудности»).

— Чему научились на уроке?

— Что узнали нового?

— Понравился ли вам урок?

— Давайте ещё раз вспомним, какие слова называются синонимами?

— Какие слова называются антонимами?

— Для чего нужны синонимы в речи?

— Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.

— Для чего нужны антонимы в речи?

— Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.

Сегодня на уроке я поставила оценки…

Вот закончился урок,

Подведём сейчас итог.

Мы много вспомнили, друзья.

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили.

Антонимы, синонимы

К словам мы подбирали.

А теперь, внимание,

Домашнее задание… (Упражнение 74, стр. 57.)

Домашнее задание: упражнение 74.

— Прочитайте загадку.

— По каким признакам догадались, что речь идёт о дятле?

— Найдите в загадке противоположные по значению слова. (Враг — друг.)

— Найдите в загадке антоним к слову близко.

— Составьте предложение по рисунку. (На дереве сидит дятел.)

— Дома выполните упражнение в соответствии с заданием. Спасибо за урок.

Тема: Синонимы и антонимы (обобщение знаний).

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; учить распознавать синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать умение применять полученные знания на практике; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, связную речь учащихся; воспитывать самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,
Начинаем мы урок.

    Вы пришли сюда учиться,

    Не лениться, а трудиться.

    Работайте старательно,

     Слушайте внимательно!

Начнём урок. Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа.-Ребята, к нам на урок пришла гостья. Угадайте, кто это?

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.  (Осень.)

— Назовите осенние месяцы.

— Сейчас середина осени. Что происходит с листьями на деревьях?

— Как называется это явление природы?

— Сегодня Осень будет давать вам задания. Все задания записаны на осенних листьях. Листья каких деревьев на доске?

II. Формулировка темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Лист 1: 10 учеников будут работать на индивидуальных карточках, а остальные — составлять слова из слогов.

Раздать 10 учащимся карточки для индивидуальной работы со словами из орфографического словаря. (Словарь: б.рёза, вет.р, в. р.бей, в.рона, гор.д, д.рога, ж.лтый, за.ц, к.ньки, к.рова.)

— Запишите слоги: си то ни ан мы но

-Какие слова можно составить из этих слогов? (Синонимы, антонимы.)

— Запишите эти слова на следующей строчке.

-Кто догадался, какая тема нашего урока?  

-Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)

— Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы.)

Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

— Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Синонимы и антонимы», продолжим учиться распознавать синонимы и антонимы. Подбирать синонимы и антонимы к словам.

  1. Актуализация знаний.

Лист 2: поиграйте в игру «Скажи наоборот».

— Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».

Скажу я слово высоко, 
А ты ответишь … (низко). 
Скажу я слово далеко, 
А ты ответишь … (близко)
.

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь … (пол).

Скажу, что слово потерял,

 Скажешь ты… (нашёл).

— Скажите, что за слова вы использовали в игре «Скажи наоборот»? Вы подбирали близкие по значению или противоположные по смыслу слова? (Подбирали противоположные по смыслу слова — антонимы.)

Лист 3: поиграйте в игру «Договори словечко».

 — А теперь сыграем в игру «Договори словечко».

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: («Привет».)

А сосед его ушастый

Отвечает: «Ёжик, (здравствуй».)

— Какое «вежливое слово» встретилось в стихотворении?

— Когда вы употребляете слово здравствуй?

— Какое другое слово-приветствие встретилось в стихотворении?

— Что можно сказать, о значении слов здравствуй, привет? (Это слова, близкие по значению.)

— Как называются близкие по значению слова? (Синонимы.)

— Запишите слово здравствуй в рабочих тетрадях.

— Подберите слово, противоположное по смыслу к слову здравствуй. (До свидания.) Как называются слова такие слова? (Антонимы.)

— Запишите слово до свидания в рабочей тетради.

— Какое другое слово можно сказать при прощании? (Прощай.)

— Что можно сказать о значении слов до свидания, прощай? (Это слова, близкие по значению.)

— Как называются такие слова? (Синонимы.)

— Для чего нужны синонимы в речи?

— Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.

— Для чего нужны антонимы в речи?

— Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Лист 4: выполните упражнение 73 из учебника.

          — Откройте учебники на странице 56. Упражнение 73.

— Прочитайте пословицы. Найдите в пословицах слова, противоположные по смыслу. Как называются такие слова?

— Рассмотрите рисунок. К какой пословице он подходит?

— Выберите любую пословицу и скажите, в каких случаях её употребляют в речи.

— Спишите ту пословицу, которая вам больше всего понравилась.  Подчеркните в ней антонимы.

— Какие антонимы подчеркнули в пословицах? (1. Вместе – врозь.        2. Вымочит – высушит. 3. Свет – тьма. 4. Взять – отдать. 5. Смелого – трусливого.)

Лист 5: проведите физминутку.

Физминутка.

           По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.

Стоп! Немного отдохнём и домой пешком пойдём.

Лист 6: подберите к словам антонимы.

Устно подберите антонимы к словам:

вечер —                                добрый  —

ночь —                                  громкий —

радость —                            новый —

зима —                                 слабый –

— Дополните предложения противоположными по смыслу словами.

Дерево высокое, а куст …(низкий).

Чай горячий, а мороженое …(холодное).

Грач чёрный, а снег … (белый).

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Лист 7: посмотрите презентацию «Синонимы и антонимы».

Просмотр презентации «Синонимы и антонимы».

Лист 8: проведите физминутку для глаз.

Физминутка для глаз.

— Сейчас выполним физминутку для глаз «Послушные глазки». Слушайте внимательно. В этой физминутке есть слова-антонимы. После того как мы закончим выполнять упражнения, вы назовёте эти слова.

Послушные глазки.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

(Закройте оба глаза.)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

(Продолжайте стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Откройте глаза и взглядом нарисуйте мост.)

Нарисуем букву О, получается легко.

(Глазами нарисуйте букву О.)

Вверх поднимем, глянем вниз.

(Поднимите глаза вверх, опустите вниз.)

Вправо-влево повернём.

(Посмотрите вправо-влево.)

Заниматься вновь начнём.

(Тихо сядьте на свой места.)

— Какие антонимы вы услышали в стихотворении? (Вверх-вниз, вправо-влево.) Что они обозначают? (Противоположные направления движений глазами.)

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Лист 9: выполните задания на индивидуальных карточках.

Задание № 1. Соедините линиями слова-синонимы:

работа                            ураган

быстро                           труд

ветер                              скоро

узор                                рисунок

дети                                ребята

путь                                дорога

— Задание № 2. Соедините линиями слова-антонимы:

плюс                              сложение

вычитание                     минус

сумма                             больше

меньше                           разность

Взаимопроверка.

— Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверим, как вы справились с заданиями. Какие пары слов вы составили? Посчитайте, сколько правильных пар слов составил ваш сосед по парте. Запишите, число пар в правом нижнем углу.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

— Возьмите свою карточку  и оцените вашу работу на уроке. Раскрасьте жёлтым цветом соответствующий смайлик («У меня всё отлично», «У меня всё хорошо», «Возникли трудности»).

— Чему научились на уроке?

— Что узнали нового?

— Понравился ли вам урок?

— Давайте ещё раз вспомним, какие слова называются синонимами?

— Какие слова называются антонимами?

— Для чего нужны синонимы в речи?

— Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.

— Для чего нужны антонимы в речи?

— Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.

Сегодня на уроке я поставила оценки…

Вот закончился урок,

 Подведём сейчас итог.

Мы много вспомнили, друзья.

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили.

Антонимы, синонимы

К словам мы подбирали.

А теперь, внимание,

Домашнее задание… (Упражнение 74, стр. 57.)

 Домашнее задание: упражнение 74.

— Прочитайте загадку.

— По каким признакам догадались, что речь идёт о дятле?

— Найдите в загадке противоположные по значению слова. (Враг — друг.)

— Найдите в загадке антоним к слову близко.

— Составьте предложение по рисунку. (На дереве сидит дятел.)

— Дома выполните упражнение в соответствии с заданием. Спасибо за урок.

    1. 4)
      5)
      6)

    2. 7)

    1. 2.
      Игра
      «Чем
      отличаются?»

  • (зубы,
    щеки, носы); (голова,
    борода, волосы);

  • (плечо,
    плечи, бедро, бедра, глаза,
    брови, кисти).

  • (глаз,
    торс).

  • (Все
    точки на схеме одного цвета).

  • Сейчас
    мы отдохнем. Удобно сядьте. Глаза
    закройте.
    Расслабьтесь. По моей команде
    сосредо­
    точьте
    внимание на той части тела, которую я
    на­
    зову.
    Покажите ее.

  • Рука
    правая! Нога левая! Кисть правой
    руки!
    Левый
    палец! Кончик пальца! И т. д.

  • IX. Работа над антонимами и многозначнос­ тью слов.

  • 1.
    Игра с мячом «Лови—говори» (или «Скажи
    наоборот»).

  • Логопед
    бросает мяч одному из детей, называя
    словосочетание. Поймав мяч, ученик
    должен по­добрать
    противоположное по значению
    словосоче­тание.

  • Речевой
    материал

    1. светлые
      волосы широкое
      лицо жидкие волосы узкдя
      спина частые
      зубы короткая
      шея длинные
      пальцы Жесткие
      волосы слабые
      руки низкий
      лоб

  • темные
    волосы узкое
    лицо густые
    волосы широкая
    спина редкие
    зубы длинная
    шея короткие
    пальцы мягкие
    вблосы сильные руки высокий
    лоб

  • На
    доске рисунки двух клоунов.

  • Этих
    двух клоунов-близнецов нарисовал
    ху­
    дожник-весельчак. Это Бим, а это
    Бом. Бим и
    Бом
    очень
    похожи, они близнецы. Но все же, если
    по­
    смотреть
    повнимательнее, они отличаются друг
    от
    друга.
    Скажите, чем они отличаются? (У Бима
    тем­
    ные
    волосы. У Бома — светлые. У Бима
    короткая
    шея,
    а у Бома — длинная и т. п.)

  • А
    чем отличается их одежда? (На голове
    у
    Бима…,
    а у Бома — … В левой руке Бима — …, а
    у
    Бома — …)

  • 3.
    Добавление названий частей тела к
    слову-при­лагательному.

  • — Я
    буду называть прилагательные. А вы
    дога­
    дайтесь,
    о каких частях тела идет речь.

  • 138

  • 139

  • Широкое
    — (лицо), широкие — (плечи), тон­кие
    —(брови, пальцы, ноги, руки), густые —
    (во­лосы,
    ресницы, брови), крупный — (нос), ост­рое
    —(колено).

  • Существительные
    называются вместе с прила­гательными.

  • 4.
    Рисование портрета.

  • Знание
    частей тела, умение подбирать к
    ним
    слова-определения
    помогают нам в описании вне­
    шности
    человека.

  • Возьмите
    цветные карандаши и чистый лист
    бумаги.
    Вы художники. Вам надо нарисовать
    порт­
    рет
    девочки, которую вы никогда не видели.
    Виде­
    ла
    я. Поэтому, задавая вопросы мне, вы
    сможете
    нарисовать
    портрет. Например, можете задать
    воп­
    рос,
    какое у девочки лицо. Я отвечу: широкое
    и
    круглое.

  • Логопед
    отвечает на вопросы. По окончании
    ра­боты
    дети выставляют портреты на доске.

  • X.
    Работа
    над фразеологизмами.

  • 1.
    — Сейчас я вам покажу необычные рисунки
    (см.
    с. 142—144). На них нарисована только одна
    часть
    тела. А под рисунками — сочетания слов.

  • — Что
    художник хотел показать этой
    подписью?
    Расшифровать,
    т. е. подобрать близкое по значе­
    нию,
    слово поможет вам карта-справка.

  • Логопед
    раздает детям карты-справки.

    1. На
      доске рисунки и
      следующие подписи
      к ним:

    2. чувство
      локтя

    3. зуб
      на зуб
      не
      попадает

    4. светлая
      голова

    5. смотреть
      в оба

    6. водить
      за нос

  • На
    картах-справках следующие
    слова и
    словосочетания:

  • бездельничать

  • чувство
    товарищества

  • быть
    внимательным

  • обманывать

  • умная

  • умный

  1. душа
    в пятки испугаться
    ушла рассердиться

  1. голова
    на плечах замерзнуть

  2. держать
    ухо востро сосредоточиться

  3. взять
    себя в руки устать

  1. валиться
    с ног

  2. палец
    о палец
    не
    ударить

  • 12)губы
    надуть

  • 2.
    — А теперь вы переводчики. Запишите
    текст, заменяя
    некоторые выражения, вставляя слова
    из карты-справки.

  • ТЕКСТ

  • После
    школьных уроков мы едва не валились с
    ног.
    На логопедическом занятии мы взяли
    себя в руки.
    Работали, не хлопая ушами. Показали,
    что в
    нас развито чувство локтя.

  • XI.
    Домашнее
    задание и подведение итогов за­
    нятия.

  • КОНСПЕКТ
    4

  • Темы

  • Логопедическая:
    выделение гласных звуков из слогов
    и слов.

  • Лексическая:
    цирк.

  • Грамматическая:
    безударные гласные в корне, не проверяемые
    ударением.

  • Цели:

  • 1)
    развитие слогового и фонематического
    анали­за
    и синтеза, фонематических представлений;

  • 140

  • 141

    2) расширение
    и уточнение словаря по теме
    «Цирк»;

  • 3) формирование
    умения подбирать родственные
    слова;

  1. закреплять
    правописание безударных глас­
    ных
    в корне;

  2. прививать
    умение ориентироваться в лекси­
    ческих
    и грамматических признаках слова.

Соседние файлы в папке Теоретическая литература

  • #
  • #
  • #

    10.03.201636.35 Mб220ВОЛКОВА; ЛОГОПЕДИЯ.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Физминутка с синонимами
  • Физмат синоним
  • Физлицо синоним
  • Физкультминутка синонимы антонимы
  • Физкультминутка с синонимами