Тема: Слова,
противоположные по значению (антонимы)
Основные задачи: 1) расширить
знания детей об антонимах; 2) обогатить речь учащихся антонимами разных
частей речи;3) показать роль антонимов в речи; 3)
тренировать умение в подборе антонимов к заданным словам, определять
лексическое значение антонимов; 4) развивать орфографическую зоркость,
наблюдательность, память, речь учащихся; 5) воспитывать интерес к предмету,
познавательную активность, доброжелательность.
1.Оргмомент. Психологический настрой.
Улыбнулись друг другу.
Пожелаем всем удачи!
За работу, в добрый час!
2. Постановка цели.
-Сегодня мы с вами будем работать с
интересными словами. Почему я их так называю, вы попробуете сами это
определить.
1) Игра
«Разговор спорщиков»:
— Помогите мне рассказать сказку.
Жили-были два брата. Младший
брат никогда не соглашался со старшим, всегда говорил все наоборот. Скажет
старший брат: «Тепло на улице!» — а младший — «Холодно!» Старший скажет:
«Веселый мультфильм!» — а младший — … (Дети заканчивают предложение.)
Старший говорит: «Глубокая речка», а младший — … Но однажды младший брат
не захотел спорить со старшим, потому что старший сказал: «Умный у меня
братец!» Что должен был сказать младший брат?
-Догадайтесь, о каких словах мы
сегодня будем говорить.
3. Изучение
нового материала.
1.Работа с презентацией. На слайдах
картинки.
Дети называют: слон – большой, а
комар – маленький, футболка (чистая-грязная), смайлик (грустный-весёлый),
карандаш (длинный-короткий), ребёнок (плачет- смеётся) и т.д.
-Составьте предложение, используя
слова с противоположным значением.
2.Нахождение слов с противоположным
значением в пословицах (упр. 46).
-Запишите парами слова: добрый-
худой, мало-много, ленивый-проворный
3. Введение термина «антонимы»
при чтении сообщения Самоварова (с. 33).
4.Упр.48 –Найдите в тексте слова с
противоположным значением.
-Выпишите слова с пропущенными
буквами. Подбор проверочных слов.
Физминутка с
антонимами. Я
начинаю, дети продолжают с движениями.
Мы немножко отдохнём.
Дружно встанем и начнём.
Это высоко, а это …
Это далеко, а это…
Поднимаем руки вверх.
… руки ….
Наклоняемся вперёд,
А потом наклон…
Наклонимся дружно влево,
А потом все дружно…
Дружно все за парту сядем,
Тихо сядем и начнём.
— Какие антонимы Вы называли?
4.Закрепление
изученного материала
1. Нахождение антонимов в
стихотворении (упр. 48).
2.Работа в парах
— К каждому слову из первого столбика
найти антоним из второго.
высокий
длинный
прибавить
замечательный
смелый
ласковый
покупать
трусливый
грубый
короткий
продавать
низкий
отвратительный
отнять
3. Проблемный вопрос: Может ли
замена антонимами некоторых слов в тексте резко изменить его смысл? Давайте
посмотрим.
Работа с текстом.
Хмурый осенний день
Сегодня холодный пасмурный день. Стоит ненастная погода.
Сеет мелкий осенний дождик. Дует резкий ветер. Небо мутное,
низкое. Под ногами грязь.
Скучная, унылая пора.
(Активизируется словарный запас
учащихся)
-Мы не в силах изменить погоду. Но
можем это сделать средствами нашего родного языка.
-Какие антонимы вы подобрали бы к
каждому слову, чтобы изменилось настроение.
(Дети должны прийти к выводу, что
при замене выделенных слов антонимами. они получили описание совсем другого
дня: не пасмурного, ненастного, а солнечного)
-А теперь как изменилось
настроение? Что этому способствовало?
5. Итог
урока
— Какие слова называют антонимами? Какую
же роль играют антонимы в речи?
6. Рефлексия (у детей
ладошки красного и зелёного цветов)
— Поднимите ладошку зелёного цвета,
если у вас всё получилось, и вы поняли новый материал. Если вы не всё поняли и
нуждаетесь в помощи, то красную.
7. Домашнее
задание
( по выбору)
1. Найти и записать пословицы с
антонимами.
2.Составить текст, используя
антонимы.
Раздел: Время Лексическая тема: Экономное использование времени Тема: Синонимы и антонимы |
||
Урок: русский язык |
школа |
|
дата: |
имя учителя |
|
класс3 |
кол-во присутствующих |
кол-во отсутствующих |
цели обучения, которым посвящён урок |
3.1.4.1 — участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы 3.2.2.1* различать синонимы, антонимы 3.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги и союзы; определять их роль в предложении |
|
цели урока |
Участие в диалоге с соблюдением речевых норм в зависимости от ситуации общения. Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте Соблюдение грамматических норм |
|
критерии оценивания |
Все учащиеся смогут: Узнать о синонимах, антонимах. Большинство учащихся смогут: Исправлять ошибки при подборе антонимов, подбирать соответственно лексическому значению. Объяснять смысл пословиц. Некоторые учащиеся смогут: Добавить высказывания об экономном расходовании времени. Объяснить смысл высказывания. Приводить свои примеры антонимов. Составлять пословицы с антонимами. |
|
привитие ценностей |
ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
|
межпредметные связи |
Взаимосвязь с предметами: литература, физическая культура, самопознание, познание мира. |
|
предварительные знания |
Слово. Значение слова. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Высказывание. |
|
Ход урока |
||
запланированные этапы урока |
запланированная деятельность на уроке |
ресурсы |
вызов |
Создание положительного эмоционального настроя. -Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Сегодня у нас на уроке присутствует гостья. Давайте поприветствуем её и подарим ей свою улыбку. Повторение пройденного. Д/з Игра да/нет — Проверка домашнего задания пройдет в форме игры. -Если утверждение верное, то вы поворачиваете руки в сторону, где прикреплено слово да, а если нет, то в сторону со словом нет. Значение слова –это его смысл. То, что означает слово, является его тематическим значением. Нет (лексическое). Грамматическое значение – общее значение слова как части речи. Да Слова могут объединяться в группы по темам. Такие группы называются тематическими. (Да) Слова с двумя или более лексическими значениями –это однозначные слова. ( многозначные)нет Лексическое значение слова может быть прямым и переносным. (да) Высказывание – это мысль, выраженная одним или несколькими выражениями по определенной теме. (да) А сейчас оцените себя в листе оценивания. |
|
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. В русском языке есть “слова – друзья” и “слова-спорщики”. У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь. Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”) 1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная. 2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная? 1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная. 2-й – Ничего не понятно! — Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами. Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному) 1-й – Ну и жарко! 2-й — Да ты что? Холодно! 1-й – Я весь покраснел! 2-й – Я весь побелел! 1-й – Ты что такой кислый? 2-й – А ты что – сладкий? 1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются? 2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой. — Эти слова называются антонимами. — Скажите о чем пойдет речь на нашем уроке? Ответы детей. Скажите ребята, а что мы должны сегодня узнать? Ответы детей. Мои помощницы рассказали нам , что бываю слова-друзья и слова –спорщики (антонимы и синонимы) и как их отличить. А давайте попробуем сформулировать с вами правило, что такое антонимы и синонимы. С детьми составляем правило. — Сейчас давайте посмотрим правильно ли мы его составили. На экране появляется правило. Один из учеников громко читает. — Сейчас предлагаю применить наши новые знания на практике. Задание подбери к словам синонимы и антонимы (работа в парах) После проверяют себя с доски и оценивают себя в листе оценивания. А теперь работа в группах. У вас на партах, у каждого лежит сердечко. У кого розовое идут за парту, где прикреплен топер с розовым сердцем, у кого зеленое –топер зеленого цвета, и желтые сердца идут к желтому топеру. Прием «Тарсия» — Вы будете работать по формулятору «Тарсия». Ваша задача собрать фигуру, подобрав антонимы. У одной группы антонимы –имена существительные, у второй группы прилагательные и у третьей глаголы. (Групповая работа). У детей должна получиться определенная фигура. Физминутка. Физминутка ,конечно, с антонимами. — Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот. Встать – сесть Руки вверх – вниз Наклон вперёд – наклон назад Наклон вправо – влево Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко ( Палец) Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко. Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл. Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты — храбрец. Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, — конец! — Отдохнули ребята? А теперь продолжим работу! Делу время, а потехе час. — Скажите, а что означает эта пословица? Ответы детей. Мы с вами знаем, что нужно экономно использовать время! Недавно познакомились с рассказом «Сказка о потерянном времени» по литературе, из которой узнали, что люди, которые попусту теряют время…. Ответы детей. Скажите, а какие слова мы встретили в этой пословице? (антонимы) — А давайте попробуем подобрать к этим словам синонимы. Ответы детей. -Молодцы, ребята! Вы отлично работаете! Думаю, мы можем перейти к следующему заданию. Групповая работа. Подобрать картинки антонимы, приклеить на лист и подписать. А также одной группе: придумать одну пословицу используя одну пару антонимов 2. Подобрать синонимы к одной из пар антонимов. После выполнения задания меняются листами и проверяют, и оценивают другую группу. «Карусель» Озвучивают результат. |
учебник |
|
Рефлексия |
Итог урока. Я выбрал себе такое сердце, потому-что… Дети выбирают себе сердце и объясняют почему они выбрали сердце именно такого цвета. Говорят, чему научились на уроке. Подводим итог урока. — А сейчас мы с вами зажжем сердце нашего класса! Дети приклеивают свои сердца на доску, где нарисовано сердце. |
|
Д/З |
1. Написать забавную историю, сказку или стихотворение на тему: «История о словах-спорщиках» 2 .Составить 5 предложений с синонимами и антонимами. 3.Стр.17 упр 4. Домашнее задание по выбору. На столе лежат разноцветные карточки. Дети выбирают себе любое задание. |
|
Дополнительная информация |
||
дифференциация |
Оценивание |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
задания в группах подобрано для сильных, средних, слабых. |
формативное оценивание -Самооценивание по «Листу самооценивания» -Взаимооценивание при работе в группе, классом. -Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке. |
физминутка |
Тема: Синонимы и антонимы (обобщение знаний).
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; учить распознавать синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать умение применять полученные знания на практике; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, связную речь учащихся; воспитывать самостоятельность.
Планируемые результаты:
Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
УУД (метапредметные):
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
-
Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем мы урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно!
— Начнём урок. Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа.-— Ребята, к нам на урок пришла гостья. Угадайте, кто это?
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень.)
— Назовите осенние месяцы.
— Сейчас середина осени. Что происходит с листьями на деревьях?
— Как называется это явление природы?
— Сегодня Осень будет давать вам задания. Все задания записаны на осенних листьях. Листья каких деревьев на доске?
II. Формулировка темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Лист 1: 10 учеников будут работать на индивидуальных карточках, а остальные — составлять слова из слогов.
Раздать 10 учащимся карточки для индивидуальной работы со словами из орфографического словаря. (Словарь: б.рёза, вет.р, в. р.бей, в.рона, гор.д, д.рога, ж.лтый, за.ц, к.ньки, к.рова.)
— Запишите слоги: си то ни ан мы но
-Какие слова можно составить из этих слогов? (Синонимы, антонимы.)
— Запишите эти слова на следующей строчке.
-Кто догадался, какая тема нашего урока?
-Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)
— Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы.)
— Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
— Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Синонимы и антонимы», продолжим учиться распознавать синонимы и антонимы. Подбирать синонимы и антонимы к словам.
-
Актуализация знаний.
Лист 2: поиграйте в игру «Скажи наоборот».
— Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь … (низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь … (близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь … (пол).
Скажу, что слово потерял,
Скажешь ты… (нашёл).
— Скажите, что за слова вы использовали в игре «Скажи наоборот»? Вы подбирали близкие по значению или противоположные по смыслу слова? (Подбирали противоположные по смыслу слова — антонимы.)
Лист 3: поиграйте в игру «Договори словечко».
— А теперь сыграем в игру «Договори словечко».
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: («Привет».)
А сосед его ушастый
Отвечает: «Ёжик, (здравствуй».)
— Какое «вежливое слово» встретилось в стихотворении?
— Когда вы употребляете слово здравствуй?
— Какое другое слово-приветствие встретилось в стихотворении?
— Что можно сказать, о значении слов здравствуй, привет? (Это слова, близкие по значению.)
— Как называются близкие по значению слова? (Синонимы.)
— Запишите слово здравствуй в рабочих тетрадях.
— Подберите слово, противоположное по смыслу к слову здравствуй. (До свидания.) Как называются слова такие слова? (Антонимы.)
— Запишите слово до свидания в рабочей тетради.
— Какое другое слово можно сказать при прощании? (Прощай.)
— Что можно сказать о значении слов до свидания, прощай? (Это слова, близкие по значению.)
— Как называются такие слова? (Синонимы.)
— Для чего нужны синонимы в речи?
— Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.
— Для чего нужны антонимы в речи?
— Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.
-
Обобщение и систематизация знаний.
Лист 4: выполните упражнение 73 из учебника.
— Откройте учебники на странице 56. Упражнение 73.
— Прочитайте пословицы. Найдите в пословицах слова, противоположные по смыслу. Как называются такие слова?
— Рассмотрите рисунок. К какой пословице он подходит?
— Выберите любую пословицу и скажите, в каких случаях её употребляют в речи.
— Спишите ту пословицу, которая вам больше всего понравилась. Подчеркните в ней антонимы.
— Какие антонимы подчеркнули в пословицах? (1. Вместе – врозь. 2. Вымочит – высушит. 3. Свет – тьма. 4. Взять – отдать. 5. Смелого – трусливого.)
Лист 5: проведите физминутку.
Физминутка.
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнём и домой пешком пойдём.
Лист 6: подберите к словам антонимы.
— Устно подберите антонимы к словам:
вечер — добрый —
ночь — громкий —
радость — новый —
зима — слабый –
— Дополните предложения противоположными по смыслу словами.
Дерево высокое, а куст …(низкий).
Чай горячий, а мороженое …(холодное).
Грач чёрный, а снег … (белый).
-
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Лист 7: посмотрите презентацию «Синонимы и антонимы».
Просмотр презентации «Синонимы и антонимы».
Лист 8: проведите физминутку для глаз.
Физминутка для глаз.
— Сейчас выполним физминутку для глаз «Послушные глазки». Слушайте внимательно. В этой физминутке есть слова-антонимы. После того как мы закончим выполнять упражнения, вы назовёте эти слова.
Послушные глазки.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
(Закройте оба глаза.)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
(Продолжайте стоять с закрытыми глазами.)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Откройте глаза и взглядом нарисуйте мост.)
Нарисуем букву О, получается легко.
(Глазами нарисуйте букву О.)
Вверх поднимем, глянем вниз.
(Поднимите глаза вверх, опустите вниз.)
Вправо-влево повернём.
(Посмотрите вправо-влево.)
Заниматься вновь начнём.
(Тихо сядьте на свой места.)
— Какие антонимы вы услышали в стихотворении? (Вверх-вниз, вправо-влево.) Что они обозначают? (Противоположные направления движений глазами.)
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Лист 9: выполните задания на индивидуальных карточках.
— Задание № 1. Соедините линиями слова-синонимы:
работа ураган
быстро труд
ветер скоро
узор рисунок
дети ребята
путь дорога
— Задание № 2. Соедините линиями слова-антонимы:
плюс сложение
вычитание минус
сумма больше
меньше разность
Взаимопроверка.
— Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверим, как вы справились с заданиями. Какие пары слов вы составили? Посчитайте, сколько правильных пар слов составил ваш сосед по парте. Запишите, число пар в правом нижнем углу.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
— Возьмите свою карточку и оцените вашу работу на уроке. Раскрасьте жёлтым цветом соответствующий смайлик («У меня всё отлично», «У меня всё хорошо», «Возникли трудности»).
— Чему научились на уроке?
— Что узнали нового?
— Понравился ли вам урок?
— Давайте ещё раз вспомним, какие слова называются синонимами?
— Какие слова называются антонимами?
— Для чего нужны синонимы в речи?
— Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.
— Для чего нужны антонимы в речи?
— Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.
— Сегодня на уроке я поставила оценки…
Вот закончился урок,
Подведём сейчас итог.
Мы много вспомнили, друзья.
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
На практике их применили.
Антонимы, синонимы
К словам мы подбирали.
А теперь, внимание,
Домашнее задание… (Упражнение 74, стр. 57.)
— Домашнее задание: упражнение 74.
— Прочитайте загадку.
— По каким признакам догадались, что речь идёт о дятле?
— Найдите в загадке противоположные по значению слова. (Враг — друг.)
— Найдите в загадке антоним к слову близко.
— Составьте предложение по рисунку. (На дереве сидит дятел.)
— Дома выполните упражнение в соответствии с заданием. Спасибо за урок.
Тема: Синонимы и антонимы (обобщение знаний).
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; учить распознавать синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать умение применять полученные знания на практике; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, связную речь учащихся; воспитывать самостоятельность.
Планируемые результаты:
Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
УУД (метапредметные):
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем мы урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно!
— Начнём урок. Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа.-— Ребята, к нам на урок пришла гостья. Угадайте, кто это?
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень.)
— Назовите осенние месяцы.
— Сейчас середина осени. Что происходит с листьями на деревьях?
— Как называется это явление природы?
— Сегодня Осень будет давать вам задания. Все задания записаны на осенних листьях. Листья каких деревьев на доске?
II. Формулировка темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Лист 1: 10 учеников будут работать на индивидуальных карточках, а остальные — составлять слова из слогов.
Раздать 10 учащимся карточки для индивидуальной работы со словами из орфографического словаря. (Словарь: б.рёза, вет.р, в. р.бей, в.рона, гор.д, д.рога, ж.лтый, за.ц, к.ньки, к.рова.)
— Запишите слоги: си то ни ан мы но
-Какие слова можно составить из этих слогов? (Синонимы, антонимы.)
— Запишите эти слова на следующей строчке.
-Кто догадался, какая тема нашего урока?
-Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)
— Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы.)
— Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
— Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Синонимы и антонимы», продолжим учиться распознавать синонимы и антонимы. Подбирать синонимы и антонимы к словам.
- Актуализация знаний.
Лист 2: поиграйте в игру «Скажи наоборот».
— Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь … (низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь … (близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь … (пол).
Скажу, что слово потерял,
Скажешь ты… (нашёл).
— Скажите, что за слова вы использовали в игре «Скажи наоборот»? Вы подбирали близкие по значению или противоположные по смыслу слова? (Подбирали противоположные по смыслу слова — антонимы.)
Лист 3: поиграйте в игру «Договори словечко».
— А теперь сыграем в игру «Договори словечко».
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: («Привет».)
А сосед его ушастый
Отвечает: «Ёжик, (здравствуй».)
— Какое «вежливое слово» встретилось в стихотворении?
— Когда вы употребляете слово здравствуй?
— Какое другое слово-приветствие встретилось в стихотворении?
— Что можно сказать, о значении слов здравствуй, привет? (Это слова, близкие по значению.)
— Как называются близкие по значению слова? (Синонимы.)
— Запишите слово здравствуй в рабочих тетрадях.
— Подберите слово, противоположное по смыслу к слову здравствуй. (До свидания.) Как называются слова такие слова? (Антонимы.)
— Запишите слово до свидания в рабочей тетради.
— Какое другое слово можно сказать при прощании? (Прощай.)
— Что можно сказать о значении слов до свидания, прощай? (Это слова, близкие по значению.)
— Как называются такие слова? (Синонимы.)
— Для чего нужны синонимы в речи?
— Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.
— Для чего нужны антонимы в речи?
— Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.
- Обобщение и систематизация знаний.
Лист 4: выполните упражнение 73 из учебника.
— Откройте учебники на странице 56. Упражнение 73.
— Прочитайте пословицы. Найдите в пословицах слова, противоположные по смыслу. Как называются такие слова?
— Рассмотрите рисунок. К какой пословице он подходит?
— Выберите любую пословицу и скажите, в каких случаях её употребляют в речи.
— Спишите ту пословицу, которая вам больше всего понравилась. Подчеркните в ней антонимы.
— Какие антонимы подчеркнули в пословицах? (1. Вместе – врозь. 2. Вымочит – высушит. 3. Свет – тьма. 4. Взять – отдать. 5. Смелого – трусливого.)
Лист 5: проведите физминутку.
Физминутка.
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнём и домой пешком пойдём.
Лист 6: подберите к словам антонимы.
— Устно подберите антонимы к словам:
вечер — добрый —
ночь — громкий —
радость — новый —
зима — слабый –
— Дополните предложения противоположными по смыслу словами.
Дерево высокое, а куст …(низкий).
Чай горячий, а мороженое …(холодное).
Грач чёрный, а снег … (белый).
- Применение знаний и умений в новой ситуации.
Лист 7: посмотрите презентацию «Синонимы и антонимы».
Просмотр презентации «Синонимы и антонимы».
Лист 8: проведите физминутку для глаз.
Физминутка для глаз.
— Сейчас выполним физминутку для глаз «Послушные глазки». Слушайте внимательно. В этой физминутке есть слова-антонимы. После того как мы закончим выполнять упражнения, вы назовёте эти слова.
Послушные глазки.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
(Закройте оба глаза.)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
(Продолжайте стоять с закрытыми глазами.)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Откройте глаза и взглядом нарисуйте мост.)
Нарисуем букву О, получается легко.
(Глазами нарисуйте букву О.)
Вверх поднимем, глянем вниз.
(Поднимите глаза вверх, опустите вниз.)
Вправо-влево повернём.
(Посмотрите вправо-влево.)
Заниматься вновь начнём.
(Тихо сядьте на свой места.)
— Какие антонимы вы услышали в стихотворении? (Вверх-вниз, вправо-влево.) Что они обозначают? (Противоположные направления движений глазами.)
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Лист 9: выполните задания на индивидуальных карточках.
— Задание № 1. Соедините линиями слова-синонимы:
работа ураган
быстро труд
ветер скоро
узор рисунок
дети ребята
путь дорога
— Задание № 2. Соедините линиями слова-антонимы:
плюс сложение
вычитание минус
сумма больше
меньше разность
Взаимопроверка.
— Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверим, как вы справились с заданиями. Какие пары слов вы составили? Посчитайте, сколько правильных пар слов составил ваш сосед по парте. Запишите, число пар в правом нижнем углу.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
— Возьмите свою карточку и оцените вашу работу на уроке. Раскрасьте жёлтым цветом соответствующий смайлик («У меня всё отлично», «У меня всё хорошо», «Возникли трудности»).
— Чему научились на уроке?
— Что узнали нового?
— Понравился ли вам урок?
— Давайте ещё раз вспомним, какие слова называются синонимами?
— Какие слова называются антонимами?
— Для чего нужны синонимы в речи?
— Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.
— Для чего нужны антонимы в речи?
— Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.
— Сегодня на уроке я поставила оценки…
Вот закончился урок,
Подведём сейчас итог.
Мы много вспомнили, друзья.
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
На практике их применили.
Антонимы, синонимы
К словам мы подбирали.
А теперь, внимание,
Домашнее задание… (Упражнение 74, стр. 57.)
— Домашнее задание: упражнение 74.
— Прочитайте загадку.
— По каким признакам догадались, что речь идёт о дятле?
— Найдите в загадке противоположные по значению слова. (Враг — друг.)
— Найдите в загадке антоним к слову близко.
— Составьте предложение по рисунку. (На дереве сидит дятел.)
— Дома выполните упражнение в соответствии с заданием. Спасибо за урок.
-
-
4)
5)
6) -
7)
-
2.
Игра
«Чем
отличаются?»
-
-
(зубы,
щеки, носы); (голова,
борода, волосы); -
(плечо,
плечи, бедро, бедра, глаза,
брови, кисти). -
(глаз,
торс). -
(Все
точки на схеме одного цвета).
-
Сейчас
мы отдохнем. Удобно сядьте. Глаза
закройте.
Расслабьтесь. По моей команде
сосредо
точьте
внимание на той части тела, которую я
на
зову.
Покажите ее. -
Рука
правая! Нога левая! Кисть правой
руки!
Левый
палец! Кончик пальца! И т. д.
-
IX. Работа над антонимами и многозначнос тью слов.
-
1.
Игра с мячом «Лови—говори» (или «Скажи
наоборот»). -
Логопед
бросает мяч одному из детей, называя
словосочетание. Поймав мяч, ученик
должен подобрать
противоположное по значению
словосочетание. -
Речевой
материал-
светлые
волосы широкое
лицо жидкие волосы узкдя
спина частые
зубы короткая
шея длинные
пальцы Жесткие
волосы слабые
руки низкий
лоб
-
-
темные
волосы узкое
лицо густые
волосы широкая
спина редкие
зубы длинная
шея короткие
пальцы мягкие
вблосы сильные руки высокий
лоб -
На
доске рисунки двух клоунов.
-
Этих
двух клоунов-близнецов нарисовал
ху
дожник-весельчак. Это Бим, а это
Бом. Бим и
Бом
очень
похожи, они близнецы. Но все же, если
по
смотреть
повнимательнее, они отличаются друг
от
друга.
Скажите, чем они отличаются? (У Бима
тем
ные
волосы. У Бома — светлые. У Бима
короткая
шея,
а у Бома — длинная и т. п.) -
А
чем отличается их одежда? (На голове
у
Бима…,
а у Бома — … В левой руке Бима — …, а
у
Бома — …)
-
3.
Добавление названий частей тела к
слову-прилагательному. -
— Я
буду называть прилагательные. А вы
дога
дайтесь,
о каких частях тела идет речь.
-
138
-
139
-
Широкое
— (лицо), широкие — (плечи), тонкие
—(брови, пальцы, ноги, руки), густые —
(волосы,
ресницы, брови), крупный — (нос), острое
—(колено). -
Существительные
называются вместе с прилагательными. -
4.
Рисование портрета. -
Знание
частей тела, умение подбирать к
ним
слова-определения
помогают нам в описании вне
шности
человека. -
Возьмите
цветные карандаши и чистый лист
бумаги.
Вы художники. Вам надо нарисовать
порт
рет
девочки, которую вы никогда не видели.
Виде
ла
я. Поэтому, задавая вопросы мне, вы
сможете
нарисовать
портрет. Например, можете задать
воп
рос,
какое у девочки лицо. Я отвечу: широкое
и
круглое. -
Логопед
отвечает на вопросы. По окончании
работы
дети выставляют портреты на доске. -
X.
Работа
над фразеологизмами. -
1.
— Сейчас я вам покажу необычные рисунки
(см.
с. 142—144). На них нарисована только одна
часть
тела. А под рисунками — сочетания слов. -
— Что
художник хотел показать этой
подписью?
Расшифровать,
т. е. подобрать близкое по значе
нию,
слово поможет вам карта-справка. -
Логопед
раздает детям карты-справки.-
На
доске рисунки и
следующие подписи
к ним: -
чувство
локтя -
зуб
на зуб
не
попадает -
светлая
голова -
смотреть
в оба -
водить
за нос
-
-
На
картах-справках следующие
слова и
словосочетания: -
бездельничать
-
чувство
товарищества -
быть
внимательным -
обманывать
-
умная
-
умный
-
душа
в пятки испугаться
ушла рассердиться
-
голова
на плечах замерзнуть -
держать
ухо востро сосредоточиться -
взять
себя в руки устать
-
валиться
с ног -
палец
о палец
не
ударить
-
12)губы
надуть -
2.
— А теперь вы переводчики. Запишите
текст, заменяя
некоторые выражения, вставляя слова
из карты-справки. -
ТЕКСТ
-
После
школьных уроков мы едва не валились с
ног.
На логопедическом занятии мы взяли
себя в руки.
Работали, не хлопая ушами. Показали,
что в
нас развито чувство локтя. -
XI.
Домашнее
задание и подведение итогов занятия. -
КОНСПЕКТ
4 -
Темы
-
Логопедическая:
выделение гласных звуков из слогов
и слов. -
Лексическая:
цирк. -
Грамматическая:
безударные гласные в корне, не проверяемые
ударением. -
Цели:
-
1)
развитие слогового и фонематического
анализа
и синтеза, фонематических представлений;
-
140
-
141
-
2) расширение
и уточнение словаря по теме
«Цирк»; -
-
3) формирование
умения подбирать родственные
слова;
-
закреплять
правописание безударных глас
ных
в корне; -
прививать
умение ориентироваться в лекси
ческих
и грамматических признаках слова.
Соседние файлы в папке Теоретическая литература
- #
- #
- #
10.03.201636.35 Mб220ВОЛКОВА; ЛОГОПЕДИЯ.pdf
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #