Русский язык 3-1-14
Дата:
«___»___________ 20___г
Класс: 3- «___»
Тема
урока: Синонимы
Цель
урока:
- формирование
представлений о многозначности слов русского языка, - формирование
умения различать синонимы, синонимы и родственные слова; - развитие
монологической речи учащихся, интереса к предмету, умения анализировать
языковой материал и выделять лишнее; - воспитание
творческого отношения к делу, аккуратности и культуры общения.
Тип урока: урок усвоения навыков
и умений;
наглядности:карточки,таблицы.
Ход урока.
1. |
Организационный |
||||||
2. |
Проверка |
||||||
3. |
Актуализация |
||||||
трамвай, |
|||||||
|
|||||||
4. |
Сообщение |
||||||
Сегодня
Стр Упр. |
|||||||
5. |
Наблюдение |
||||||
1 2 пара. |
|||||||
Упр |
|||||||
6. |
Физкультминутка |
||||||
Мы |
|||||||
7. 8. |
Игра «Подбери синоним к слову»
Работа по карточкам. К-3
|
Физминутки на уроках русского языка и литературы
Рекомендации
1.Не проводить физминутки с использованием КСО (помните о здоровьесберегаю-щих технологиях).
2.Свяжите физминутки с темой урока. Например, при изучении биографии писателя: закройте глаза, вспомните год рождения писателя, нарисуйте глазами эти цифры. При изучении правописания И,Ы после Ц: встаньте, учитель называет слова, если в слове пишется И, дети приседают, если слово вообще не на это правило, качать головой.
3.Не используйте одну и ту же физминутку на всех уроках (помните: дети, да и мы тоже, любят разнообразие)
Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом)
Мизинец – активизируем сердце.
Большой палец – легкие и печень.
Средний палец – систему кровообращения.
Указательный палец – зону пищеварительного тракта.
Безымянный палец – нервную систему.
Ладонь — в середине ее находится точка повышения активности. Рекомендуется надавливать большим пальцем в центр левой ладони — сердцебиение.
Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.
1.На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.
Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.
2.Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
-
Я играю
Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол. Имитация удара ногой по мячу.
Я играю в баскетбол, Имитация броска по кольцу.
И, конечно, в волейбол. Имитация паса в волейболе.
-
Наоборот
Дети встают, выходят из-за стола и выполняют действия, противоположные действиям, которые выполнит взрослый:
опустить руки — поднять;
открыть рот — закрыть;
согнуть руки — распрямить и т. д.
-
«Деепричастие»:
По швам руки ОПУСКАЯ, Отдых наш — физкультминутка
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ, занимай свои места:
Корпус влево НАКЛОНЯЯ, раз – присели, два – привстали.
Затем вправо ПРОГИБАЯ, Руки кверху все подняли.
Головою ПОМОТАВ, Сели, встали, сели, встали,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ… Ванькой-встанькой словно стали.
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: «Поработать нужно!»
Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх подняли!
Потянулись высоко
И вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки…
На уроке — не до скуки!
Теперь за парты сели дружно.
Конечно, поработать нужно!
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)
И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки
-
Мы сейчас покажем точку:
Раз, два, три – надули щёчки!
Дружно прыгнули на строчки –
Вот и показали точку!(сделать глубокий вдох, задержать)
(дыхание на счёт 1-2-3)
(прыжки на двух ногах 5-6 раз)Спинку все согнули так,
Знак вопроса – нужный знак!
Он идёт, как старый дед
Ста пятидесяти лет!(наклоны вперёд 4-5 раз)
(медленная ходьба, высоко)
(поднимая ноги) - Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
- Раз, два — встать пора
Раз, два — встать пора,
Три, четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.
- Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать. (Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. )
-
Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения
-
«День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.
-
«Сережки» Массировать мочки ушных раковин (зажать мочки уха большим и указательным пальцами).
-
«Буратино» Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклонившись вперед, к стулу, – выдох. Повторить 5–10 раз.
***Мы сидели и писали, Мышцы тела все устали. Потянулись и зевнули, спинки дружно все прогнули. Повернулись вправо, влево. Стало гибким наше тело. И на стуле скок, скок, скок. Ну как будто колобок! А теперь попляшут ножки, Побежали по дорожке Быстро, быстро, топ, топ, топ. И в ладоши хлоп, хлоп, хлоп. Ножки вытянем вперед. Влево, вправо поворот, Чтобы мышцы сильнее стали поработают суставы, Ножки выше поднимаем. И в коленочках сгибаем, головой все повращаем. И урок наш продолжаем.
-
Мозговая гимнастика
«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
-
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше, выше.
-
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка,
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись.
-
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
-
Руки подняли и покачали;
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули;
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, даже покажем –
Руки сложили назад.
-
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И берись смелей за дело.
-
Девочки и мальчики
Прыгают, как зайчики,
Ручками хлопают,
Ножками топают,
Глазками моргают,
После отдыхают. (Приседают, руки произвольно)
-
Самолёты загудели
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели
(руки в стороны, наклоны вправо, влево).
На поляну тихо сели
(приседают, руки на колени).
Да и снова полетели.
Физкультминутка на уроках русского языка и литературы
Всё большие обороты набирают здоровьесберегающие технологии, которые ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.
Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, абсолютно необходимо для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем – при появлении первых признаков утомления. Это случается примерно через 20–25 минут после начала урока. Внешним проявлением утомления является рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка и т.д.
Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока поможет включение в структуру урока двигательных упражнений средней интенсивности.
Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут. Комплекс включает 3-4 упражнения. Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз.
На уроках русского языка и литературы учащиеся довольно продолжительное время пишут, выполняют различные задания, много читают. Использование физкультминуток позволяет использовать время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Учащиеся после таких пауз становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
При изучении темы «Глагол»
1.
Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите,
Вновь трудиться все начните.
2.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Гимнастика для глаз.
Бабочка
Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).
И вдруг проснулся (поморгать глазами).
Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).
Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
Физминутки при сидячей ручной работе.
Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.
И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.
И.п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулаках, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо, 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7-8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2-3 раза — средний, 4-5 — быстрый, 6 -медленный.
Упражнения для снятия зрительного утомления:
«Дождик»
Капля первая упала «кап — кап» (пальцем стучать)
И вторая побежала «кап — кап» (по ладошке)
Мы на небо посмотрели (смотреть вверх)
Капельки «кап — кап» запели (постучать по голове)
Намочились лица, (вытирать лицо)
Мы их вытираем.
Туфли – посмотрите (посмотреть на туфли)
Мокрыми стали (показать руками)
Плечами дружно поведем (трясти плечами)
И все капельки стряхнем
От дождя убежим (бег на месте)
Под кусточком посидим (присесть)
***
Большая буква
Если названные слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте:
Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Тема урока: Синонимы
Цель урока: обобщить знания детей о
синонимах, их месте и роли в речи.
Задачи урока:
- формировать языковедческую культуру;
- развивать речь, память, внимание;
- воспитывать интерес и уважение к родному языку.
Материалы и оборудование: картинки с
изображением морских животных; нарисованные на
бумаге: корабль, акула, пираты, чайка, необитаемый
остров; аудиокассета со звуками моря,
аудиопроигрыватель, сердечки из цветной бумаги.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
У: Дети, прочитайте стихотворение,
написанное на доске.
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что видеть может глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас –
Означено словами.
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море, море слов
Купаться ежечасно.
(А.Шибаев)
У: Хотели бы вы отправиться в
путешествие по морю слов? Хорошо, мы так и
сделаем.
Путешествие наше будет интересным, полным
неожиданными событиями, приключениями. Конечная
цель путешествия – остров, на котором живут
необычные слова. И, прежде чем с ними встретиться,
мы должны всё о них узнать. Итак, в путь!
Нет, погодите, мы должны взять с собой что-то в
дорогу. Что?
Настроение
(Дети предлагают, какое настроение нужно
взять)
Внимание
Учитель называет слова: сеть, труба,
сундук, спички, канат.
– В каком слове есть буква д?
Знания
Проведём гимнастику для ума.
Дети называют букву и доказывают свой ответ.
У:Я вижу, вы готовы путешествовать,
тогда – в путь!
II. Работа по закреплению изученного
– Чтобы море было благосклонно к нам, напишем в
тетради элементы букв, похожие на волны.
Постараемся написать их как можно красивее.
1. Минутка чистописания (Волна бежит
и падает)
Какие буквы спрятались в волнах?
С е ес се
ее Се сс
(Буквы написаны письменным шрифтом)
– Смотрите, на пути первое препятствие:
выглянула хищная акула. Она хочет проглотить нас
на завтрак. Как избежать встречи с ней? Нужно
поработать со словами из словаря.
2. Работа со словами из словаря
У: Я называю вам слова, близкие по
значению словарным, вы записываете слова из
словаря.
Радостно (весело), труд (работа),
друг (товарищ), торжество (праздник),
путь (дорога), дети (ребята),
наряд (одежда), холод (мороз).
(Проверка проводится по цепочке, дети называют
орфограммы)
– Ура! Акула уплыла, можем плыть дальше.
3. Релаксационная пауза
– Положите голову на парту, расслабьтесь,
закройте глаза. Попытайтесь представить то, что
услышите (Звучит музыка Грига со звуками моря)
– Что вы представили? Какое море вы увидели?
(Все перечисленные определения записываются
на плакат)
– Есть ли среди перечисленных определений
близкие по смыслу? Выпишите их в тетрадь.
Они отвечают на один вопрос? Как же мы называем
такие слова? (Синонимы)
На доске вывешиваем:
Синонимы – это слова, близкие по
значению и отвечающие на один и тот же вопрос.
Слово «синоним» в переводе с греческого
значит «одноимённый»
– Где мы можем найти синонимы к словам? (В
словаре синонимов).
«Словарь – это вся вселенная в
алфавитном порядке» А. Франс
– У нас в учебнике есть краткий словарь
синонимов. Давайте найдём и запишем в тетрадь
синонимы к уже записанным словам.
4. Работа с текстом
– Ребята, известный русский писатель М.Горький
так написал о море:
Море смеялось. Под лёгким порывом знойного*
ветра оно улыбалось голубому небу. С весёлым*
плеском носились* волны. Они сбрасывали на песок
белую пену. Она таяла на горячем* песке. Чайки
лениво качались на волнах.
Замените слова со звёздочками на синонимы и
запишите их в тетрадь парами.
(Дети самостоятельно записывают слова,
проверка – выборочно).
5. Физминутка
По классу развешаны картинки с изображениями
морских животных. Учитель называет обитателей
моря, дети находят и поворачиваются к ним
корпусом, не отрывая ступни.
(Можно провести физминутку «Море волнуется»)
6. Работа по учебнику
У: Отправляемся дальше. На пути –
пираты, они хотят ограбить наш корабль. Как нам
быть? Нужно выполнить упражнение из учебника
(устно)
Упражнение №2
Вставь пропущенные слова из скобок. Не забудь
ставить слово в нужную форму. Объясни свой выбор.
1) Магазин детской…(наряд, одежда). Вечером
дети надели красивые, праздничные…(наряд,
одежда)
2) Учительница…(похвалить, одобрить)
ученика. Мы…(похвалить, одобрить)
предложение учительницы сходить в субботу в
зоопарк.
У: Что нового мы можем добавить о
синонимах?
Приведите примеры.
(После обсуждения, на доске появляется плакаты)
Слова – синонимы Всегда близки по смыслу, Разнятся лишь оттенками подчас. Родимый край – Отечество – Отчизна Как много в них священного для нас! |
Значение слов-синонимов не всегда совпадает. Часто синонимы различаются оттенками значений |
– Пираты отступили, можем плыть дальше.
7. Групповая работа
У: В небе появилась чайка, в клюве у неё
конверт. В конверте – задания для групп.
Группа № 1
Задание: найти синонимы к словам из слов
правого столбика:
трус
храбрый
хвастун
честный
Враг противник
Смелый мудрый
болтун
добрый
неприятель
отважный
Группа № 2
Задание: дописать синонимы к словам.
Большой – ….
Быстрый – скорый
Верный – ….
Злой – ….
Горячий – жаркий
Смелый – …
Радостный – ….
Тайный – секретный
Группа №3
Задание: даны русские пословицы и пословицы
других стран. Найти пословицы, близкие по смыслу.
Язык до Киева доведёт (русская)
Тот не заблудится, кто спрашивает (финская)
Хорошую речь, хорошо и слушать (русская)
Неторопливый слон чаще достигнет цели, чем
резвый жеребец (вьетнамская)
Тише едешь, дальше будешь (русская)
Не потопаешь, не полопаешь (русская)
(После подготовки, группы отчитываются о
проделанной работе)
У: Молодцы, ребята! Все группы прекрасно
справились с заданием!
И теперь мы с гордостью можем закончить наше
путешествие!
(На доске открывается нарисованный остров)
III. Подведение итогов
У: Мы приблизились к цели – острову,
где живут необычные слова. Какие это слова?
Что мы о них знаем? Где мы можем найти синонимы к
словам?
IV. Заключение
У: Мы совершили интересное
путешествие. Было ли оно полезным для вас? Что
нового вы узнали? Расскажите об этом по схеме:
V. Рефлексия
У: Ребята, я прошу вас поставить оценку
классу, своему ряду, себе при помощи
трёх сердечек. Красное – «5»,
зелёное – «4», жёлтое – «3».
– Спасибо всем за урок! Вы – настоящие морские
путешественники!
Раздел: Время Лексическая тема: Экономное использование времени Тема: Синонимы и антонимы |
||
Урок: русский язык |
школа |
|
дата: |
имя учителя |
|
класс3 |
кол-во присутствующих |
кол-во отсутствующих |
цели обучения, которым посвящён урок |
3.1.4.1 — участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы 3.2.2.1* различать синонимы, антонимы 3.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги и союзы; определять их роль в предложении |
|
цели урока |
Участие в диалоге с соблюдением речевых норм в зависимости от ситуации общения. Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте Соблюдение грамматических норм |
|
критерии оценивания |
Все учащиеся смогут: Узнать о синонимах, антонимах. Большинство учащихся смогут: Исправлять ошибки при подборе антонимов, подбирать соответственно лексическому значению. Объяснять смысл пословиц. Некоторые учащиеся смогут: Добавить высказывания об экономном расходовании времени. Объяснить смысл высказывания. Приводить свои примеры антонимов. Составлять пословицы с антонимами. |
|
привитие ценностей |
ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
|
межпредметные связи |
Взаимосвязь с предметами: литература, физическая культура, самопознание, познание мира. |
|
предварительные знания |
Слово. Значение слова. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Высказывание. |
|
Ход урока |
||
запланированные этапы урока |
запланированная деятельность на уроке |
ресурсы |
вызов |
Создание положительного эмоционального настроя. -Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Сегодня у нас на уроке присутствует гостья. Давайте поприветствуем её и подарим ей свою улыбку. Повторение пройденного. Д/з Игра да/нет — Проверка домашнего задания пройдет в форме игры. -Если утверждение верное, то вы поворачиваете руки в сторону, где прикреплено слово да, а если нет, то в сторону со словом нет. Значение слова –это его смысл. То, что означает слово, является его тематическим значением. Нет (лексическое). Грамматическое значение – общее значение слова как части речи. Да Слова могут объединяться в группы по темам. Такие группы называются тематическими. (Да) Слова с двумя или более лексическими значениями –это однозначные слова. ( многозначные)нет Лексическое значение слова может быть прямым и переносным. (да) Высказывание – это мысль, выраженная одним или несколькими выражениями по определенной теме. (да) А сейчас оцените себя в листе оценивания. |
|
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. В русском языке есть “слова – друзья” и “слова-спорщики”. У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь. Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”) 1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная. 2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная? 1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная. 2-й – Ничего не понятно! — Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами. Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному) 1-й – Ну и жарко! 2-й — Да ты что? Холодно! 1-й – Я весь покраснел! 2-й – Я весь побелел! 1-й – Ты что такой кислый? 2-й – А ты что – сладкий? 1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются? 2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой. — Эти слова называются антонимами. — Скажите о чем пойдет речь на нашем уроке? Ответы детей. Скажите ребята, а что мы должны сегодня узнать? Ответы детей. Мои помощницы рассказали нам , что бываю слова-друзья и слова –спорщики (антонимы и синонимы) и как их отличить. А давайте попробуем сформулировать с вами правило, что такое антонимы и синонимы. С детьми составляем правило. — Сейчас давайте посмотрим правильно ли мы его составили. На экране появляется правило. Один из учеников громко читает. — Сейчас предлагаю применить наши новые знания на практике. Задание подбери к словам синонимы и антонимы (работа в парах) После проверяют себя с доски и оценивают себя в листе оценивания. А теперь работа в группах. У вас на партах, у каждого лежит сердечко. У кого розовое идут за парту, где прикреплен топер с розовым сердцем, у кого зеленое –топер зеленого цвета, и желтые сердца идут к желтому топеру. Прием «Тарсия» — Вы будете работать по формулятору «Тарсия». Ваша задача собрать фигуру, подобрав антонимы. У одной группы антонимы –имена существительные, у второй группы прилагательные и у третьей глаголы. (Групповая работа). У детей должна получиться определенная фигура. Физминутка. Физминутка ,конечно, с антонимами. — Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот. Встать – сесть Руки вверх – вниз Наклон вперёд – наклон назад Наклон вправо – влево Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко ( Палец) Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко. Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл. Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты — храбрец. Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, — конец! — Отдохнули ребята? А теперь продолжим работу! Делу время, а потехе час. — Скажите, а что означает эта пословица? Ответы детей. Мы с вами знаем, что нужно экономно использовать время! Недавно познакомились с рассказом «Сказка о потерянном времени» по литературе, из которой узнали, что люди, которые попусту теряют время…. Ответы детей. Скажите, а какие слова мы встретили в этой пословице? (антонимы) — А давайте попробуем подобрать к этим словам синонимы. Ответы детей. -Молодцы, ребята! Вы отлично работаете! Думаю, мы можем перейти к следующему заданию. Групповая работа. Подобрать картинки антонимы, приклеить на лист и подписать. А также одной группе: придумать одну пословицу используя одну пару антонимов 2. Подобрать синонимы к одной из пар антонимов. После выполнения задания меняются листами и проверяют, и оценивают другую группу. «Карусель» Озвучивают результат. |
учебник |
|
Рефлексия |
Итог урока. Я выбрал себе такое сердце, потому-что… Дети выбирают себе сердце и объясняют почему они выбрали сердце именно такого цвета. Говорят, чему научились на уроке. Подводим итог урока. — А сейчас мы с вами зажжем сердце нашего класса! Дети приклеивают свои сердца на доску, где нарисовано сердце. |
|
Д/З |
1. Написать забавную историю, сказку или стихотворение на тему: «История о словах-спорщиках» 2 .Составить 5 предложений с синонимами и антонимами. 3.Стр.17 упр 4. Домашнее задание по выбору. На столе лежат разноцветные карточки. Дети выбирают себе любое задание. |
|
Дополнительная информация |
||
дифференциация |
Оценивание |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
задания в группах подобрано для сильных, средних, слабых. |
формативное оценивание -Самооценивание по «Листу самооценивания» -Взаимооценивание при работе в группе, классом. -Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке. |
физминутка |
План-конспект внеурочного занятия
Название ОУ: «МБОУ 2 Имангуловская средняя
общеобразовательная школа»
Ф.И.О. учителя: Исхакова Ирина Викторовна
Предмет: Развитие речевой креативности детей младшего школьного возраста.
Класс: 1
Тема урока: «Синонимы»
Цель урока: Путём наблюдения, сравнения, анализа познакомить детей с синонимами.
Задачи: 1) научить различать синонимы ( подбирать слова сходные по смыслу);
2) развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память; совершенствовать
уровень развития речи, навыков общения со сверстниками;
3) прививать интерес к изучению русского языка, показать детям лексическое богатство русского языка,
воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции
УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.
Материалы и оборудование: проектор, компьютер, презентация о родниках, наборное полотно, цветные карандаши, альбомы, предметные картинки по теме, карточки для индивидуальной работы, карточка: ключ – родник – источник.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Функции учителя: организатор сотрудничества, консультант — управляющий поисковой работой.
Педагогические технологии: — личностно – ориентированного обучения;
— объяснительно – иллюстративного обучения;
— педагогики сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).
Ожидаемый результат:
— умение называть признаки синонимов;
— повышение активности учащихся на уроках;
— использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни;
— обогащение словарного запаса.
Этапы урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный этап. |
-Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Пожелаем друг другу успехов в учении. Мы умные, мы дружные, Мы — внимательные, мы – старательные, Мы в первом классе учимся, Всё у нас получится! -Давайте вспомним правила посадки и поведения на занятии. |
Проводит инструктаж, настраивает детей на работу. |
Формулируют и аргументируют правила посадки и поведения на занятии. |
Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
||||||||||||||||||||||||||
2.Мобилизующий этап. |
— Сегодня мы откроем новый секрет русского языка. А значит, мы будем находиться в учебной деятельности. — Девизом занятия предлагаю строчку стихотворения: «В грамоту тропинки одолеем без запинки». — И не забывайте, что вместе мы справимся с любыми трудностями. Я желаю вам плодотворной работы, успехов в изучении нового материала. |
Организует проговаривание девиза урока. |
Проговаривают девиз урока. |
Коммуникативные УУД Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Личностные УУД |
||||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний. |
— Нарисуйте ключ. Примечание: если дети начнут рисовать и нарисуют разные ключи, то спросить, почему ключи получились разными. — Какая у вас возникла проблема? — Не знаем, какой ключ нарисовать? — Почему? — Ключи бывают разные? — Назовите. — Ключ дверной, гаечный, скрипичный, ключ, который встречается в природе. |
Организует фронтальную работу с классом , учит школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации. |
Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки |
Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий |
||||||||||||||||||||||||||
4.Постановка учебной задачи. |
— Какой ключ лишний? — Ключ – родник – источник. — Что вы знаете о родниках? Что такое родник? Родник — водный источник, бьющий, текущий из глубины земли. Родники нужно беречь. Учитель: Живой родник, с живой водою Природой нам подарен он, И мы сберечь должны с тобою И людям тем большой поклон, Кто родники оберегает, И чтит природные дары, От всех невзгод родник спасает. Как светлый лучик доброты. Воспитательная работа- просмотр презентации — Почему родник среди данных ключей лишний? (Высказывания детей: объект природы, это слово можно заменить другими словами.) — Кто знает, как называются такие слова? — Вы узнаете, разгадав ребус. — Это слово «синонимы». -Кто догадался, какую цель мы поставим на занятии? — Назовите тему сегодняшнего урока. — Какие задачи по данной теме вы поставите? (Узнать о синонимах: как звучат, как пишутся, какое значение.) Уметь их различать, научиться находить из текста. |
Организует работу по определению темы и цели урока Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. |
Участвуют в работе по решению С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. |
Личностные УУД: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. |
||||||||||||||||||||||||||
5.Практическая работа. |
Как думаете, кто (или что) нам может помочь? (личный опыт, учитель, словари) ФИЗМИНУТКА Перед вами таблица. — Давайте составим паспорт синонимов. — Что для этого нам нужно исследовать? — Их произношение, написание, значение.
|
Включить учащихся в работу по обсуждению проблемных вопросов и составлению паспорта синонимов. Профилактика утомления, нарушения зрения и психоэмоциональная разрядка. |
Участвовать в обсуждении и составлении паспорта синонимов, формулировать вывод |
Коммуникативные УУД: Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
||||||||||||||||||||||||||
6.Самостоятельный поиск знаний. |
— Как произносятся слова: ключ, родник, источник? — Как пишутся? — Какими полосками покажем? — Разноцветными. — Какое значение имеют? — Одинаковое. — Покажите в таблице.
ФИЗМИНУТКА |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. |
Воспринимать налядно — образное изображение печатного и письменного образца. Составлять план достижения цели и определять средства. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
||||||||||||||||||||||||||
7.Первичное закрепление знаний. |
1) Работа в парах. Подберите к словам синонимы, но только состоять они должны из 4-х букв. Приятель – . . . . Противник – . . . . Солдат – . . . . Шагать – . . . . Красный – . . . . Родник – . . . . Доктор – . . . Давайте составим паспорт синонимов. 2) Найди пару, проведи стрелочку. Громадный пахучий забавный большой дозорный сторожевой ароматный смешной морозный холодный |
Организует работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует деятельность по применению новых знаний. Осуществляет контроль выполнения работы. |
Учатся работать в паре Выполняют типовые задания. Называют понятие, на которое опирались при выполнении задания. Анализируют признаки, дают характеристику синонимов |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
||||||||||||||||||||||||||
8.Итог урока. Рефлексия. |
– Что нового и интересного узнали на уроке? -Продолжите предложения: Я понял, что … Было интересно … Было трудно … Мне захотелось … У меня получилось … У меня не получилось… — Сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи. Ребята, перед вами солнышко. Если вы довольны своей работой и у вас хорошее настроение, нарисуйте лучики. Звучит песня «Синонимы». Безвредный, безопасный, Безоблачный и ясный, Таинственный, секретный, Невидный, незаметный. Настигнем и догоним, Коснемся и затронем. К любому слову мы с тобой Легко найдем синоним. -Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели? |
Организовать обсуждение проблемных вопросов, учить формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |