Физкультминутка синонимы антонимы

Раздел: Время

Лексическая тема: Экономное использование времени

Тема: Синонимы и антонимы

Урок: русский язык

школа

дата:

имя учителя

класс3

кол-во присутствующих

кол-во отсутствующих

цели обучения, которым посвящён урок

3.1.4.1 — участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы

3.2.2.1* различать синонимы, антонимы

3.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги и союзы; определять их роль в предложении

цели урока

Участие в диалоге с соблюдением речевых норм в зависимости от ситуации общения.

Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте

Соблюдение грамматических норм

критерии оценивания

Все учащиеся смогут: Узнать о синонимах, антонимах.

Большинство учащихся смогут: Исправлять ошибки при подборе антонимов, подбирать соответственно лексическому значению. Объяснять смысл пословиц.

Некоторые учащиеся смогут:

Добавить высказывания об экономном расходовании времени. Объяснить смысл высказывания. Приводить свои примеры антонимов. Составлять пословицы с антонимами.

привитие ценностей

ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: литература, физическая культура, самопознание, познание мира.

предварительные знания

Слово. Значение слова. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Высказывание.

Ход урока

запланированные этапы урока

запланированная деятельность на уроке

ресурсы

вызов

Создание положительного эмоционального настроя.

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Сегодня у нас на уроке присутствует гостья. Давайте поприветствуем её и подарим ей свою улыбку.

Повторение пройденного. Д/з

Игра да/нет

— Проверка домашнего задания пройдет в форме игры.

-Если утверждение верное, то вы поворачиваете руки в сторону, где прикреплено слово да, а если нет, то в сторону со словом нет.

Значение слова –это его смысл. То, что означает слово, является его тематическим значением. Нет (лексическое).

Грамматическое значение – общее значение слова как части речи. Да

Слова могут объединяться в группы по темам. Такие группы называются тематическими. (Да)

Слова с двумя или более лексическими значениями –это однозначные слова.

( многозначные)нет

Лексическое значение слова может быть прямым и переносным. (да)

Высказывание – это мысль, выраженная одним или несколькими выражениями по определенной теме. (да)

А сейчас оцените себя в листе оценивания.

 
 

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

В русском языке есть “слова – друзья” и “слова-спорщики”. У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь.

Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”)

1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная.

2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?

1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.

2-й – Ничего не понятно!

— Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами.

Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному)

1-й – Ну и жарко!

2-й — Да ты что? Холодно!

1-й – Я весь покраснел!

2-й – Я весь побелел!

1-й – Ты что такой кислый?

2-й – А ты что – сладкий?

1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?

2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.

— Эти слова называются антонимами.

— Скажите о чем пойдет речь на нашем уроке?

Ответы детей.

Скажите ребята, а что мы должны сегодня узнать?

Ответы детей.

Мои помощницы рассказали нам , что бываю слова-друзья и слова –спорщики (антонимы и синонимы) и как их отличить. А давайте попробуем сформулировать с вами правило, что такое антонимы и синонимы.

С детьми составляем правило.

— Сейчас давайте посмотрим правильно ли мы его составили.

На экране появляется правило. Один из учеников громко читает.

— Сейчас предлагаю применить наши новые знания на практике.

Задание подбери к словам синонимы и антонимы (работа в парах)

После проверяют себя с доски и оценивают себя в листе оценивания.

А теперь работа в группах. У вас на партах, у каждого лежит сердечко. У кого розовое идут за парту, где прикреплен топер с розовым сердцем, у кого зеленое –топер зеленого цвета, и желтые сердца идут к желтому топеру.

Прием «Тарсия»

— Вы будете работать по формулятору «Тарсия». Ваша задача собрать фигуру, подобрав антонимы. У одной группы антонимы –имена существительные, у второй группы прилагательные и у третьей глаголы. (Групповая работа). У детей должна получиться определенная фигура.

Физминутка.

Физминутка ,конечно, с антонимами.

— Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот.

 Встать – сесть

Руки вверх – вниз

Наклон вперёд – наклон назад

Наклон  вправо – влево

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко

( Палец) Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.

Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол

Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.

Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты  — храбрец.

Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, — конец!

— Отдохнули ребята? А теперь продолжим работу!

Делу время, а потехе час.

— Скажите, а что означает эта пословица?

Ответы детей.

Мы с вами знаем, что нужно экономно использовать время! Недавно познакомились с рассказом «Сказка о потерянном времени» по литературе, из которой узнали, что люди, которые попусту теряют время….

Ответы детей.

Скажите, а какие слова мы встретили в этой пословице? (антонимы)

— А давайте попробуем подобрать к этим словам синонимы.

Ответы детей.

-Молодцы, ребята! Вы отлично работаете! Думаю, мы можем перейти к следующему заданию.

Групповая работа. Подобрать картинки антонимы, приклеить на лист и подписать.

А также одной группе: придумать одну пословицу используя одну пару антонимов

2. Подобрать синонимы к одной из пар антонимов.

После выполнения задания меняются листами и проверяют, и оценивают другую группу.

«Карусель»

Озвучивают результат.

учебник

Рефлексия

Итог урока.

Я выбрал себе такое сердце, потому-что…

Дети выбирают себе сердце и объясняют почему они выбрали сердце именно такого цвета.

Говорят, чему научились на уроке.

Подводим итог урока.

— А сейчас мы с вами зажжем сердце нашего класса!

Дети приклеивают свои сердца на доску, где нарисовано сердце.

 

Д/З

1. Написать забавную историю, сказку или стихотворение на тему: «История о словах-спорщиках»

2 .Составить 5 предложений с синонимами и антонимами.

3.Стр.17 упр 4.

Домашнее задание по выбору.

На столе лежат разноцветные карточки. Дети выбирают себе любое задание.

 

Дополнительная информация

дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение техники безопасности

задания в группах подобрано для

сильных, средних, слабых.

формативное оценивание

-Самооценивание по «Листу самооценивания»

-Взаимооценивание при работе в группе, классом.

-Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

физминутка

Урока
русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

(УМК
«Школа России)

Тип:
повторение изученного материала

Цель:
актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах

Планируемые
результаты

Предметные:

— определять
значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

— различать
синонимы, антонимы, омонимы

— подбирать к
словам синонимы, антонимы, омонимы

Метапредметные:

— понимать и
сохранять в памяти учебную задачу урока

— высказывать и
обосновывать свое мнение

—  осуществлять
продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками

— сличать способ
действия и его результат с эталоном

Личностные:

— уважительно
относиться к русскому слову

Межпредметные
связи:

чтение (обогащение словарного запаса)

Ресурсы
урока:

учебник Канакина «Русский язык», ч. 1; электронное приложение к учебнику

Ход
урока

I.                  
Организационный
момент

II.               
Проверка
домашнего задания

Упр. 64 (с. 45)

(Чтение слов группами по цепочке,
объяснение их написания)

     III.  
Актуализация знаний

 — Узнайте слова по их лексическому
значению, запишите. Подчеркните непроверяемые   безударные гласные.

1)      Поток
воздуха. (Ветер)

2)      Время еды,
обычно в середине дня. (Обед)

3)      Утренняя
еда, еда до обеда. (Завтрак)

4)      Главный
город, административно – политический центр государства. (Столица)

— К какой части речи относятся все слова?
(Имя существительное)

— выполните звукобуквенный разбор слова
обед. (Один человек работает у доски на оценку. Коллективная проверка)

— Составьте с любым из слов предложение.

— Запись на оценку с комментированием
предложения: С севера подул холодный ветер.

Синтаксический разбор предложения.

VI.     
Самоопределение к деятельности

-Послушайте отрывок из стихотворения И.
Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

— Кто вспомнит, как в русском языке
называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

— К какой части речи они относятся? (
Глагол)

       — Отгадайте
загадку и назовите слова, противоположные по значению?

   Далеко мой стук

   Слышится вокруг.

   Червякам я враг,

   А деревьям друг.  

(Это дятел. Враг –
друг)

— Как называются слова, противоположные по
значению? (Антонимы)

— Какой частью речи являются эти слова?
(Имя существительное)

— Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок.
(Ключ)

— Какую особенность слова ключ раскрывает
загадка? (Оно имеет два значения)

— Есть ли между этими значениями что–то
общее? (Нет)

— Как называются слова, которые
произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

— Определите сами тему и задачи урока.
(Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в
речи)

V.
Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 70 (с.47)

(Коллективная работа со схемой по вопросам
и заданиям учебника.)

— Прочитайте материал рубрики «Обратите
внимание» на с. 48

 — Подберите антоним к словам злой,
злиться, злой. (Добро, успокаиваться, добрый)

— Ко всем ли словам можно подобрать
антонимы, синонимы. Приведите примеры. (Ответы детей)

— При подборе антонимов, синонимов,
омонимов  к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы
обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника.

Упр. 69  (с. 47) – устно

(Работа в парах. Коллективная проверка)

2. Беседа

— Для чего в языке нужны слова синонимы?
(Ответы детей)

     — Главное достоинство синонимов –
способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать
мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как
словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не
очень близкие отношения.

— Когда мы говорим Отчизна, а когда
Родина? (Ответы детей)

— Разные виды синонимов используются в
возвышенной речи или, наоборот, в просторечии: мальчик – пацан, прибыть –
приехать.

3. Работа с ЭОР
(Электронное приложение к учебнику) по теме урока.

YI.Физминутка

Игра «Топайте – хлопайте»

— Если я называю пару синонимов — вы
топаете, если услышите антонимы — хлопаете……

Весёлый
– радостный,  весёлый – грустный,   молодость – старость, нежный – ласковый,
тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ

     
VII.Закрепление
изученного материала

      
Работа по учебнику

Упр. 73 (с. 48)

Самостоятельная работа, один человек
работает на откидной доске. Коллективная проверка. Взаимооценка.

VIII.
Рефлексия

Графический диктант

(Учитель читает предложение. Учащиеся
записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с – синонимы, а
— антонимы, о – омонимы.)

Жди горе от моря, а беды от воды.

Добрый плачет от радости, а злой от
зависти.

Солнце на ели, а мы еще не ели.

Лодырь и бездельник – им праздник и в
понедельник.

В глаза хвалит, а за глаза бранит.

— Коллективная проверка.

— Оцените специальным знаком свою работу
на уроке.

IX. Подведение итога

Какие слова называются синонимами,
антонимами, омонимами? Приведите примеры.

X.
Домашнее задание

Упр. 72 (с. 48)

1 уровень — выполнить задание по странице
учебника;

2 уровень – во 2 и 3 предложении
подчеркнуть орфограммы в словах на изученные правила, уметь объяснить;

3 уровень – подчеркнуть орфограммы во всем
упражнении, уметь объяснить.


КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: ЧТО ТАКОЕ

            АНТОНИМЫ?

учитель начальных классов

Халажова М.Х.

       Тема. ЧТО ТАКОЕ АНТОНИМЫ?

Цели:  

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «Антонимы»;

  • научить использовать антонимы, определять лексическое значение слова;

  • расширить лексический запас учащихся;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память;

  • развивать умение работать с текстом;

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки

  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;

Планируемые результаты:

Предметные:   знать определение антонимов, уметь  подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;   устанавливать связь антонимов с многозначностью слова. Наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.

Личностные:  осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основа мирного поведения.

Метапредметные:  пользоваться словарями разных типов (толковые, антонимов), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму)

Познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения;

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов   в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Оборудование: ПК; презентация к уроку, раздаточный материал, электронное приложение к учебнику, напечатанные слова для восстановления пословиц.

Описание используемых здоровьесберегающих технологий

  1. Пальчиковая гимнастика (развития мелкой моторики рук, подготовка к письму)

Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.

  1. Гимнастика для глаз. Бабочка (способствует снятию напряжения глаз, расслаблению, выполняется под музыку)

  2. Динамическая пауза. Игра с мячом (В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье, также игра создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга)

  3. Физкультминутка «Игра наоборот» (Развитие внимания.)

  4. Смена видов деятельности (предотвращает утомление учащихся)

  5. Голосовая гимнастика (протяжное произношение гласных нормализует работу всего организма)

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а]. (массаж щитовидной железы)

Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.

Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.

Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

                                 Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: — Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: — Молодцы! Садитесь на свои места.

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания. 

 — Прежде, чем начнём писать, давайте помассируем пальчики:

(Самомассаж рук.)

— Сравните написание букв первой строчки.

               аг   гр   го  гм  яг  зг

(В этих буквах есть одинаковые элементы буквы г, клюшечка, наклонная палочка, крючок до середины.)

— Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном.   Прописываем первую строчку.

— Прочитайте слова на второй строчке.  (Метель, вьюга, пурга.)

— Какие это слова?

— Это слова синонимы.

— Расскажите правило, что мы называем синонимами?

— Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются синонимами.

— В каком из этих слов букв больше, чем звуков?

— Почему вы не назвали слово «вьюга»?

— Спишите слова красиво.

— Разгадайте загадки, напишите отгадки.

— Поставьте ударение, подчеркните букву, которую запомнили.

              Летит без крыльев и поёт,

              Прохожих задирает,

              Одним проходу не даёт,

              Других он подгоняет.          (Ветер.)

              Дерево стоит, а лист дрожит.    (Осина.) 

              Не заботясь о погоде,

              В сарафане белом ходит,

              А в один из тёплых дней

              Май серёжки дарит ей.     (Берёза.)

              Круглые, зелёные, на дереве растут,

              Лишь бочок краснеет – тут же их сорвут.

              Сладкие и спелые соберут в корзинку,

              Все на вид красивые, прямо как с картинки.   (Яблоки.) 

              Рядом с дворником шагаю,

              Разгребаю снег кругом

              И ребятам помогаю

              Делать гору, строить дом.    (Лопата.) 

              Что проходит через горы, через долы и холмы, 

               Но сама не двигается.     (Дорога.)

(Взаимопроверка. Сверка с образцом на экране. Взаимооценка.)

«!» — молодец, все слова написал верно.

«+» — хорошо, но есть 1 или 2 ошибки.

«-» — ещё ошибаешься, слова нужно выучить.

  1. Словарная работа.

— Послушайте стихотворение.

          Не говори, не повторяй

          Мне слова страшного «прощай»;

          Отравой горького сознанья

          Моей души не помрачай,

                  С улыбкой руку мне подай

                  И тихо молви: «до свиданья».      Ю. Жадовская

— Найдите слова-синонимы.   (Прощай, до свидания.)

— Словарное слово прощай мы уже знаем, как писать. Кто напишет его на доске?

(Ученик выходит к доске, пишет слово «прощай», подчёркивает букву «о».)

— Слово до свидания тоже словарное.

(Учитель записывает слово на доске.)

— До пишем раздельно со словом. Можно сказать, до скорого свидания.

— Поставьте ударение в слове. Подчеркните безударные гласные. Их нужно запомнить.

— Подберите слово противоположное по значению к слову до свидания.   (Здравствуйте.)

— Какие буквы запоминали в этом слове? Запишите слово здравствуйте.

III. Самоопределение к деятельности.

— Послушайте стихи.

                        Грустный клоун громко плачет,

                        А весёлый клоун скачет,

                        Хочет подвиг совершить –

                        Хочет рёву рассмешить.               О. Емельянова

— Чем интересны слова грустный, весёлый(У них противоположное значение.)

— Найдите в следующих стихах слова с противоположным значением.

— Предугадайте, о чём пойдёт речь на уроке?

— Сегодня на уроке мы узнаем, как называются слова с противоположным значением.

— Как называются такие слова? Мы изучали их?    (Нет.)

— Эти слова называются антонимами.

На какой вопрос сегодня на уроке мы будем отвечать? (Что такое антонимы?)

IV. Работа по теме урока.

— Откройте учебник на с. 54. Прочитайте тему урока.   (Что такое антонимы?)

— Кто уже может ответить на этот вопрос?  (Слова противоположные по значению называются антонимами.)

  1. Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Маша Лукашкина

  Вам понравилось стихотворение? Чем?  (Оно весёлое, читается легко.)

— Чем интересны пары слов в стихотворении. (Пары  слов имеют  противоположное лексическое значение.)

— Продолжаем работать.

Упр. 71 (с.54)

— Прочитайте текст.

— Почему муравей загрустил?(За всю жизнь не сможет увидеть конца моря?)

Что сравнивал муравей по величине? (Себя и море.)

Как называются слова большой и маленький?

Прочитайте правило на с. 54. Самостоятельно, жужжащим чтением.

— Слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка». (Показываю словарь».)

— В вашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов. Откройте с.172 и ознакомьтесь с ним.

— Прочитайте самостоятельно информацию на «Страничке для любознательных».

— От какого слова произошло слово антоним? (От слова анти – «против».)

— Какие слова ещё имеют часть анти(Дети называют слова.)

V. Физкультминутка.

Игра «Наоборот»

Наклонили голову назад, а теперь – вперед

Повернули голову налево, а потом – направо

Руки вниз, руки вверх

Наклонились туловищем направо, а затем – налево. Еще раз направо и налево. Не забудьте про наклоны назад и вперед.

Сделали шаг вперед, шаг назад.

Выдохнули воздух, вдохнули. Ну-ка еще раз.

Очень шумно сели.

VI. Закрепление изученного материала.

Слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка»

В вашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов на с. 142.

1)Упр.72 с.55

Что нужно сделать в упражнении?

Где будете искать слова антонимы?

(Самостоятельная работа по вариантам, 1 вариант – чистый, храбрый, вчера, 2вариант – весна, хвалить, радость. Взаимопроверка, взаимооценка.)

2 человека у доски. Работа с электронным приложением индивидуально.

! – молодец все выполнил правильно.

«+» — хорошо, но есть 1 или 2 ошибки.

«-» — ещё ошибаешься, слова нужно выучить.

2) Динамическая пауза. Игра «Цепочка»

Учитель бросает первому учащемуся мяч и называет слово, учащийся подбирает антоним, далее он бросает мяч следующему ученику и называет своё слово.

Старый – молодой, здоровый – больной, высокий – низкий, толстый – тонкий, сладкий –горький, полный – пустой, длинный – короткий, светлый – темный, правда – ложь, встречать – провожать, война – мир, осень – весна, хвалить – ругать.

3) Работа с пословицами.

(На доске пословицы, в которых не хватает слов-антонимов, слова развешены по всему классу.)

— Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.

 Ученье – свет, а не ученье (тьма).

 Знай больше, а говори (меньше).

 В учебе корень горек, зато плод ее (сладок).

 Не бойся врага умного, бойся друга (глупого).

 Лучшая вещь новая, лучший друг (старый).

 Мир строит, а война (разрушает).

Смелый побеждает, а трус (погибает).

Ласточка день начинает, а соловей (кончает).

Горьким лечат, а  сладким (калечат).

— Как понимаете последнюю пословицу? Почему нельзя есть много сладкого?

— Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы.

Упр. 73 с. 56

— Прочитайте пословицы.

— Объясните, в каких случаях можно употребить эти пословицы.

Спишите любую пословицу, подчеркните в ней слова антонимы.

 (Один человек у доски, самостоятельная работа)

Самопроверка, сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью светофора.

VII. Рефлексия

Карточка.

Разработано

учителем начальных классов

Донской М.В.

МОАУ СОШ №13

г. Благовещенска Амурская обл.

УМК «Перспектива»

Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы.

Тип урока: Урок закрепление

Цель:

1. Создание условия для развития речи детей, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативных умений.

2. Формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Задачи урока:

1) обобщить сведения о слове, его лексическом значении;

2) учить различать синонимы, антонимы и омонимы в тексте;

3) показать роль синонимов и антонимов в речи;

4) развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа;

5) способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;

6) обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;

7) способствовать умственному воспитанию, развитию доброжелательности, повышению интереса к предмету;

8) повышать культуру речи.

Формирование УУД

Личностные результаты усвоения урока:

— умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

— любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

— интерес к изучению языка;

Метапредметные результаты усвоения урока:

Регулятивные УУД:

— самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные УУД:

— пользоваться словарями.

— строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

— высказывать и обосновывать свою точку зрения;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;

Предметные результаты усвоения урока:

— пользоваться толковым словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам.

Оборудование: учебник автора Л.Ф. Климанова, УМК «Перспектива», мультимедийный проектор, презентация, лист для работы на уроке.

Ход урока

  1. Организационный момент.

У. -Поговорим?

Д. — Поговорим.

У. — О разном и о прочем.

Д. — О том, что в жизни хорошо:

У. — И хорошо не очень.

Д. -Ведь что-то знаем мы:

У. — а что-то мне известно.

Д. — Поговорим?

У. — Поговорим.

Д. — Нам будет интересно.

У. — Ребята к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их пожалуйста. Они пришли посмотреть, как мы с вами умеем работать, чётко и правильно излагать свои мысли. Я желаю вам на этом уроке продуктивной работы и взаимопонимания. У вас на парте есть листы для работы на уроке. Подпишите их.

  1. Актуализация знаний

У. — Зачем нужно изучать, любить и беречь родной язык?

(Ответы детей : Это богатый язык, он помогает мне выразить мысли, передать чувства и настроение. Примером красоты и выразительности русского языка служат произведения поэтов и писателей, русские народные сказки и песни. 

Я горжусь тем, что русский – это мой родной язык. 

Если бы не было языка, то не было бы имени у меня и у тебя. Без языка мы бы не смогли делиться эмоциями, впечатлениями, передавать информацию. 

Язык постоянно изменяется. В связи с развитием общества появляются новые слова и выражения. Молодежь разговаривает на своём особенном языке – сленге. 

На русском языке пишут книги, делают различные компьютерные игры, программы. Я стремлюсь узнать много нового о русском языке и хочу, чтобы он существовал вечно! 

Русский язык считается одним из самых сложных языков мира, но и одновременно самым красивейшим языком. На нём разговаривают и творят великие люди. Я горжусь, что я тоже разговариваю на этом прекрасном языке, с радостью познаю его. Люблю читать книги, слушать песни на русском языке. Я и дальше буду стремиться изучать и продолжать любить этот замечательный, древний, с богатой историей русский язык. 

Язык может поссорить людей или помирить, может огорчить или порадовать.)

У. — Какой раздел мы с вами изучаем?

Д. — Слово и его значение.

У. — О чём говорили на прошлом уроке?

Д. — О значении слов, о многозначных словах.

  1. Самоопределение к деятельности

У. – Как вы считаете, верно ли утверждение: «Сколько существует в мире явлений, предметов, столько существует и слов»?

Д. – Нет.

У.- Может ли один предмет, одно понятие называться разными словами? Например: МЕДВЕДЬ (СЛАЙД 2)

Д. – Может. Медведь – косолапый, млекопитающее, зверь.

У. – А одно слово может называть совершенно различные предметы? Примером для вас будет слово КЛЮЧ (СЛАЙД 3)

Д. – Может. Ключ – приспособление для запирания замков, родник, слесарный инструмент, знак нотного стана.

У. – какие группы слов выделяются на основе сходства их значения?

Д. – СИНОНИМЫ

У. – назовите мне синонимы к слову солдат СЛАЙД 4 солдат-воин, защитник, боец

Назовите синонимы к слову метель СЛАЙД 4 — щелчок метель-вьюга

У. – Какие группы слов выделяются на основе различия их значения?

Д. – АНТОНИМЫ

У. – назовите антонимы к словам, правда, горький, добрый, свет. СЛАЙД 5

(правда-ложь; горький-сладкий; добрый-злой, свет — тьма) СЛАЙД 5-щелчок

У. – какие группы слов выделяются на основе сходства их звучания

Д. – ОМОНИМЫ

У. – Приведите примеры (ответы детей)

(коса, ключ, ) СЛАЙД 6

У. – Какова же тема нашего урока?

Д. — Синонимы, антонимы, омонимы. СЛАЙД 7

У. – А теперь обратимся к вашим рабочим листам, впишите тему нашего урока.

У. -Какие задачи поставим перед собой на урок?

Д. – продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами. Учиться употреблять такие слова в речи. СЛАЙД 8

У. – откройте тетради, запишите число, классная работа

  1. Работа по теме урока

1. У. — Продолжаем работу по учебнику. Упражнение 138, стр.86, Прочитаем группу слов в пункте 2 (читаю сильные дети). Как назвать эти слова?

Д. — Синонимы.

У. — Вы знаете, что такое близнецы?

Д. — Близнецы – это всегда двое, иногда трое. Они родились в один день и они только по отношению друг к другу близнецы. СЛАЙД 9

У. — Но и у близнецов бывают небольшие отличия. Вот и синонимы это своего рода близнецы.

-Давайте подберём слова – близнецы к слову «смелый»

-Запишите самостоятельно в тетради слова-близнецы.

-Какие слова у вас получились?

— Я воспользовалась толковым словарем, и вот что получилось у меня

(Храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный). СЛАЙД 10

У. – А теперь к слову «маленький» найдём синонимы из словаря синонимов учебника на странице 122. , и запишем в тетрадь (один ученик диктует)

Д. – маленький, крошечный, небольшой, с ноготок отрок, мальчик-подросток.

У. – Давайте прочитаем в учебнике определение синонимов. Стр. 87.

2. У. — А теперь послушайте стихотворение и найдите слова с противоположным значением. И запишите в тетрадь

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

— Кислое, зачем оно?

— Что вы? – шепчет червячок

— Сладкий у него бочок.

-Прочтите пары слов, которые вы записали. (по цепочке)

Низко – высоко.

Близко – далеко.

Мало – велико.

Кислое – сладкое. СЛАЙД 11

-Проверьте, вот что должно у вас быть записано. Оцените себя с помощью сигнальных карточек

-Что это за слова?

Д. — Антонимы

У. – Прочитаем определение в учебнике на стр. 87.

Выполним упражнение 144 на с. 89.

Работаем в парах, а проверим выполненную работу по цепочке. Прочтем полученные пары слов.

  1. Физминутка

Физкультминутка с использованием антонимов.

  1. Продолжение работы по теме урока

У. — Антонимы в большом количестве встречаются в пословицах и поговорках. Найдите антонимы в предложенных вам пословицах, и запишите их. СЛАЙД 12

Утро вечера мудренее.

По одёжке встречают, по уму провожают.

Любишь взять – люби отдать.

Д. — Сравните вашу работу и оцените с помощью сигнальных карточек СЛАЙД 13

Утро – вечер.

Встречают – провожают.

Взять – отдать.

У. -Антонимы помогают рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие картины, передать разные чувства и настроения.

3. У. -А теперь ответьте на такие вопросы:

— Что бывает подземным, гаечным, скрипичным? (КЛЮЧ) СЛАЙД 14 щелчок, щелчок

— Мужская стрижка, вид спорта, больничная палата? (Бокс) СЛАЙД 14 щелчок, щелчок, щелчок

У. — Что это за слова?

Д. — Омонимы.

У. — Или слова – тёзки. Прочитаем определение на стр. 89

Д. — (Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.)

У. — Отгадайте загадки. СЛАЙД 15

Со мной ходи стрельбе учиться,

И на гряде меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А также попадаю в щи.

Д. — Лук. Щелчок Объяснения детей. Щелчок

У. — Всем пишущим я помогаю.

И птиц от стужи согреваю.

Д. — Перо. Щелчок Объяснения детей щелчок

У. — Прочитайте определение в учебнике на стр. 87.

Д. – Чтение правила сильным учеником

У. — Молодцы ребята! Давайте в заключении обратимся опять к рабочим листам, а именно к таблице №1. Заполните недостающие ячейки таблицы.

Таким образом мы проверим, как вы усвоили этот урок.

  1. Рефлексия

У. — Ребята, вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого об этом уроке, поэтому предлагаю написать вам — небольшое сочинение в рабочих листах. Пишут на листах. Кто желает зачитать свои мысли? 

За работу на уроке оценки получат все, я соберу ваши рабочие листы, проверю все задания и выставлю оценки.

  1. Итог урока.

У. — Вспомните какие цели ставили в начале урока? ( продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами. Учиться употреблять такие слова в речи.)

Удалось нам их решить?

  1. Домашнее задание

У. — Для всех. Стр.86, упр.139

А те, кто хочет развить свой словарный запас, я предлагаю придумать и записать тетради сказку о словах, чтобы главными героями были слова – антонимы СЛАЙД

Лист для работы на уроке

Фамилия, Имя

Дата

Тема урока

Таблица №1

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Значение слов

Звучание слов

Примеры

Тема урока помогла мне. Я узнал(а)…..

Еще я хочу задать вопрос …

Урок по русскому языку 

во 2-м классе

Тема урока:

«Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление»

учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №10 г Вязьма Смоленской области

Захарова Юлия Руслановна.

Тема урока: Закрепление ранее изученного по теме «Синонимы, антонимы».

Цель урока: Закрепить знания по теме «Синонимы, антонимы», формировать умение грамотно использовать в речи синонимы и антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

Задачи:

образовательные:

  • закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об предложение, грамматической основе предложения;
  • обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;
  • расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;
  • учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника;

развивающие:

  • развивать словесно-логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность;
  • развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся;
  • развивать интерес детей к предмету;
  • развивать общеучебные навыки;

 воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, ответственность, уважение к собеседнику;
  • способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;

оздоровительная:

  • создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

Планируемые результаты (УУД):

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения;

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию;

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Оборудование:  магнитная доска.

Раздаточный и демонстрационный материал:  карточки с дифференцированными заданиями,  демонстрационный материал, карточки для парной работы (словосочетания).

                                                 Ход урока

1. Организационный момент:

— Сегодня к нам на урок пришли гости. Как гостеприимные хозяева давайте поприветствуем их.

— Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой

Слушаем, как садятся девочки. А теперь слушаем, как садятся мальчики. Начинаем урок русского языка. Мы с вами совершим путешествие  на поляну «Знаний» Как вы думаете какие знания нам пригодятся .? (умение писать красиво, правописание жи-ши деление слов  на слоги, постановка ударения, умение составлять слова и предложения )

Закрыли глазки (звучит музыка) .Открыли глазки.

2 Актуализация знаний.

На Поляне растет дерево. Как оно называется?(клен)На полянке сейчас осень. Что происходит с листочками на деревьях осенью?(Листочки желтеют и опадают )Деревья готовятся к зиме. Если оно не сбросит листики то оно замерзнет зимой и погибнет. Но на нашем дереве есть несколько листочков . Поможем деревцу  сбросить последние листочки ?.(ДА)

Минутка чистописания.

  • Ветер принес вам на парту листочек клена. Какая  буква написана?(К-а)А какой звук(к).Расскажите какой это звук? (согласный, твердый или мягкий если есть е ,е,ю,я).Мы читаем буквы, а произносим слоги.

Запишем строчку заглавной буквы К-а. Сели ровно, спина прямо , ноги на полу, проверили кулачком расстояние между животом и партой. Пишем. Отложили ручку и взяли карандаш и нашли самую красивую букву среди тех ,что вы написали.

Подведение к теме урока

 (впомним какие виды звуков вы знаете?( гласные и согласные звуки ) 1уч-ся

  • Задание  из слогов составь слова (лис-ток, ка -мыш, шиш-ка,чаш-ка,мыш-ка).(фронтальная работа 5 уч-ся по очереди) Словесная оценка МОЛОДЦЫ

-Самостоятельно запишите в тетрадь,  поставьте ударение.Пишем с новой строки с большой буквы ,через запятую в конце поставим точку.

Задание на кленовом листочке

  • 1вариант  укажите только согласные звуки в словах (листок, шишка) 1ученик .(характеристика звуков) Словесная оценка МОЛОДЕЦ
  • 2 вариант  только гласные звуки (камыш, чашка)

1ученик  (характеристика звуков) Словесная оценка МОЛОДЕЦ

3 Работа по теме урока

Задание разминка    Игра “Скажи наоборот”

(надо “досказать словечко”).

И вот пришёл теперь черёд сыграть в игру “наоборот”.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь ….(низко)

Скажу я слово далеко.

А ты ответишь …(близко)

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь …(пол)

Скажу, что слово потерял,

И скажешь ты: …(нашел)

-Скажите , а что за слова вы использовали при игре наоборот?(антонимы)

-Какие знания вам пригодились? (надо знать что такое слова антонимы?)

-Что такое слова антонимы?

 Работа со словами — антонимами. (Устно)

а) дополните пословицу:

Осенью дни ненастные, а весной -…

Найдите слова, противоположные по смыслу (Ненастные — ясные). Как называются слова, противоположные по смыслу?

б) прочитай и дополни пословицы антонимами.

Ученье — свет, а неученье -…

Платье лучше новое, а друг лучше -…

В умной беседе ума наберёшься, а в … свой потеряешь.

4Физминутка

Наши нежные цветы(сидим на корточках руки внизу)

Раскрывают лепестки.

Раз цветок, два цветок(поднялись рука правая вверх, рука левая вверх)

Раскрывают лепесток(руки округлили в форме цветка).

-Спасибо! сели .Продолжим наше путешествие по поляна знаний.

-Следующий кленовый листок вот с каким заданием.

Задание3  (упражнение в подборе синонимов и антонимов к словам). 

Давайте раскроем  тайны русского языка. «Корзинка вопросов»

— Что такое предложение?

— Какие бывают предложения по интонации?

-С какой буквы  начинают писать предложение?

-Что ставим в конце?

— Что такое грамматическая основа предложения?

задание 4 Принес ветер кленовый листок

— Составьте предложения, используя слова – антонимы.

-Что такое слова антонимы?

(на доске 3 уч. по очереди составляют, читаем)(Коллективная проверка)(оцениваю работу уч-ся)

Дерево ________________, а куст _________________.

Чай ___________________, а мороженое ____________________.

Грач ___________________, а снег ______________________.

(слова помощники: низкий, высокое, холодный, горячий, белый, черный)

  • Составьте предложение и запиши (укажи грамматическую основу предложения)

Загрустил, серый, кормушки, у, воробьишка , пустой. (Загрустил у пустой кормушки  серый воробьишка .)  1уч-ся на доске записывает.(находим подлежащее     и сказуемое).

-О ком или о чем говорится в предложении (о воробьишке) -Задаем вопрос( кто ?  воробьишка ,а почему кто ? (это одушевленный предмет)  подлежащее подчеркиваем одной чертой)Воробьишка что сделал? загрустил –это сказуемое подчеркиваем двумя чертами). (оцениваю работу уч-ся)

Задание 5 Подбери антонимы к словам (устно)Учитель читает

 Слабый____________________________________

Добрый____________________________________

Сладкий____________________________________

Легко______________________________________

Светло_____________________________________

Подбери антонимы к словам:

Горячий____________________________________________

Высокий____________________________________________

Сильный____________________________________________

Громко_____________________________________________

Весело_____________________________

6 на парте лежит листок клена

Заглянем в корзинку вопросов Что такое синонимы?

Найди слова-СИНОНИМЫ, соедини стрелочками:(работа по карточкам)

 неразговорчивый          отважный

неудачный                      алчный

несложный                     чудесный

жадный                         молчаливый

смелый                       ошибочный

прекрасный               простой

Найди слова-СИНОНИМЫ, соедини стрелочками:

сиять                  буря

ветер                  отец

лгать                  черта

жаркий             потчевать

линия               блестеть

метель                 вьюга

угощать             обманывать

(2 у доски)проверяем. –Ручку положили ,взяли простой карандаш если верно ставим + неверно –

Поднимите руку у кого нет ошибок. У кого есть  (оцените свою работу) (!+?)

Все из рук убрали глазки закрыли(звучит музыка )Мы с вами вернулись обратно но ко мне прилетел последний листочек.

5 ДЗ Вам дома надо  придумать по картинке  4 предложения и записать их в тетрадь.

6.Итог: Где мы побывали на уроке русского языка? Что мы делали на полянке Знаний? Какие слова мы искали ? (синонимы и антонимы) Какие знания нам помогли  справится с заданиями? Кому было сложно? Помогли дереву подготовится к зиме? Молодцы! Спасибо за урок!

Like this post? Please share to your friends:
  • Физкультминутка с синонимами
  • Физкультминутка про синонимы
  • Физкульт привет синонимы
  • Физическое уничтожение синоним
  • Физическое тело синоним