Берлинский кинофестиваль · 2019
Победы: Приз ФИПРЕССИ — конкурсная программа, Золотой Медведь
Трейлер (русские субтитры)
Трейлер (французский язык)
Демобилизовавшийся из израильской армии молодой парень Йоав сбегает из Израиля во Францию. Добравшись до Парижа, он вселяется в пустующую квартиру, где должен будет переночевать. Осмотрев просторные комнаты, Йоав раздевается и принимает душ. Как только герой выбирается из ванны, он замечает, что все его вещи были украдены. Голый Йоав выбегает из квартиры и, поняв, что вора не найти, стучится к соседям в надежде получить хоть какую-то помощь. Начиная замерзать, герой возвращается в квартиру и вновь залезает в ванну, пытаясь хоть как-то согреться. Услышавшие стук в дверь соседи Йоава – молодой писатель Эмиль и его девушка Каролина — решают проверить, что случилось. Спустившись к открытой квартире Йоава, они находят его без сознания. Пара вытаскивает израильтянина из ванной и относит к себе наверх, пытаясь привести нового знакомого в чувство. Очнувшийся Йоав знакомится со своими спасителями и рассказывает свою историю. Эмиль и Каролина дают герою телефон, одежду и деньги.
С новыми вещами Йоав добирается до своей парижской квартиры, после чего отправляется гулять по городу. Он заходит в местный магазин, где ворует открытку и покупает словарь синонимов для изучения французского. В разговоре с Эмилем Йоав рассказывает о своей ненависти к Израилю, из которого давно рвался сбежать. Ради своей мечты стать французом Йоав решает перестать говорить на иврите и отказывается даже смотреть по сторонам, дабы не выглядеть простым туристом. Йоав приходит в гости к Эмилю, где тот показывает своему новому другу начало своей книги. Герои выпивают вино и слушают музыку, когда их прерывает Каролина. Девушка уходит спать, а Йоав вновь рассказывает Эмилю ещё одну историю из прошлого своей семьи.
Проходит семь месяцев. Каждый день Йоав питается только дешёвой едой из супермаркета, стараясь экономить немногочисленные средства. По дороге на новую работу он продолжает повторять заученные синонимы. Йоав устраивается в посольство Израиля охранником, в чьи обязанности входит проверка приходящих людей. При очередной встрече с Эмилем и Каролиной Йоав вспоминает смущающую историю из армейского прошлого. Вдохновившись беседой с другом, Эмиль убегает писать книгу, а Йоав беседует с Каролиной наедине. На улице Йоав встречается с израильтянином Мишелем, которого друзья попросили помочь герою освоиться во Франции. Мишель даёт Йоаву адрес своего офиса, прося того зайти к нему в будущем. В туалете посольства Йоав знакомится с другим охранником, израильтянином Яроном, который не разделяет ненависти своего нового знакомого к родной стране. Вечером Йоав по скайпу созванивается со знакомой девушкой и отправляется в клуб вместе с Яроном. Возвращаясь домой, Йоав проходит мимо Нотр-Дама и бегло бросает на него взгляд, после чего быстро уходит. Йоав вновь вспоминает своё армейское прошлое в разговоре с Эмилем и Каролиной.
На следующий день Йоав встречается с Яроном. Зайдя в метро, Ярон надевает ермолку и начинает распевать израильский гимн, пока Йоав молча стоит в стороне. Добравшись до Мишеля, Йоав знакомит его с Яроном. После небольшой потасовки между ними Мишель берёт Ярона к себе и сразу сообщает ему о скорой традиционной драке с французскими неонацистами. На грядущее столкновение Ярон хочет взять и Йоава, но Мишель отказывается. Около израильского посольства в дождь толпятся в ожидании израильтяне, которые хотят пройти границу. Уставший наблюдать за этим Йоав самолично объявляет ждущим, что они могут пройти, и пропускает людей внутрь. Йоава увольняют. Во время очередной посиделки у друзей Эмиль рассказывает Йоаву о прошлом Каролины. В драке с неонацистами убивают Ярона и в мешке провозят его тело по улицам города.
Йоав составляет объявление для поиска работы моделью. В один из вечеров герой отправляется в ночной клуб, где ворует со столов еду и танцует на стойке. На другой день, сидя в парке, Каролина насмехается над мечтой Йоава стать французом, а Эмиль не решается признаться своей девушке в любви. Вечером Каролина одна приходит к Йоаву. Пара целуется и занимается любовью. После случившегося Йоав приезжает к Эмилю и «дарит» ему свои истории из жизни для будущей книги.
Йоава приглашают на работу эротической моделью. Во время фотосъёмки голого героя заставляют впервые за все месяцы во Франции вновь заговорить на иврите. Дома Йоав узнаёт, что в Париж прибыл его отец, чтобы узнать о состоянии сына. Отец Йоава собирается приехать на квартиру к сыну, однако тот быстро сбегает. Вместо героя с отцом Йоава встречается Эмиль. После обеда Эмиль отдаёт другу деньги от отца и пытается вручить витамины, которые передала мать Йоава. Тем не менее, отцу удаётся отыскать и увидеться с Йоавом лицом к лицу. Каролина продолжает встречаться с главным героем по ночам.
Эмиль предлагает Йоаву жениться на Каролине, чтобы тот стал полноценным французом. Йоав начинает ходить на курсы по подготовке к получению гражданства. На очередной модельной съёмке режиссёр выдаёт Йоаву костюм израильского солдата, в котором тот должен будет сняться в эротическом видео с «палестинской» девушкой. Однако Йоав не соглашается и сбегает прямо в костюме к Эмилю, у которого просит вернуть назад свои «истории». Несмотря на женитьбу, Йоав предлагает Каролине покончить с их отношениями ради Эмиля. После занятия на курсах Йоав приходит на концерт к Каролине, где врывается к ней в гримёрку, чтобы поговорить. Там он окончательно ссорится с девушкой и срывается на музыкантах, чуть не вступая в драку. Позже расстроенный Йоав, поняв тщетность попыток стать французом, приходит к квартире Эмиля, чтобы попрощаться перед возвращением назад в Израиль, однако друг не открывает ему. Лента заканчивается на том, как Йоав безуспешно старается выбить закрытую дверь.
Я не знаю как написать правильно. Фильм очень мощный, но именно для тех людей, который в свое время пытались стать теми, кем они не являются. История, генетика, культура, религия всегда возьмут свое. Это не история о том, где родился — там и пригодился. Это история о том, что вне зависимости от того, что трава у соседей зеленее, ты никогда не сможешь победить или нагнуть то, что является твоей истинной природой.
25 мая 2020
Cмотреть «Синонимы» на всех устройствах
Приложение доступно для скачивания на iOS, Android, SmartTV и приставках
Подключить устройства
Синонимы
Synonymes
Информация о фильме:
Премьера в мире:
13.02.2019 г.
Описание о чём фильм
Фильм Синонимы является европейской драмой о приключениях молодого израильтянина в заснеженном Париже, где столкновение культур и мировоззрений превращают главного героя практически в совершенно другого человека благодаря влиянию моды, современных гаджетов и прочих технологий, а также скорости и уровню жизни большого мегаполиса. Премьера картины состоялась на Международном Берлинском кинофестивале в феврале 2019 года. Там, на Берлинале, картина получила два приза -главного Золотого Медведя и Приз ФИПРЕССИ. Эту драму по собственному сценарию снял Надав Лапид, создатель оригинальной европейской киноленты, по которой снят ремейк Воспитательница.
Действие сюжета развернётся зимой в красотах Парижа, куда после дембеля прибывает юноша по имени Йоав из Израиля. Поселившись в бесхозной заброшенной квартирке он подвергается ограблению прямо в момент принятия душа. Пока он был в ванной комнате — абсолютно все его вещи и одежда оказываются украдены, и он голышом вынужден бегать на морозе в поисках злоумышленников. Потерявшего сознания от переохлаждения его находят добродушные соседи: писатель-неудачник Эмиль, мечтающий наконец прославиться и его подруга-музыкант, упражняющаяся в игре на габое. Они помогают бедолаге Йоаву, отведя в торговый дом Kenzo, одевают по последней моде, всучив уйму классной современной одежды за свой счёт, покупают современный мобильный телефон, помогают с поиском маленькой тесной квартирки и вручают пачку евро на начало новой жизни. Так начинаются его дни в Париже с кучей модных шмоток и современными гаджетами. Достаточно ли всего этого, чтобы превратить израильтянина в жителя большого города — и предстоит понять главному герою.
Актёрский состав фильмв состоит из европейский артистов в числе которых Том Мерсье, Луиз Шевильот, Кантен Дольмер, Урия Хаик, Оливье Лусто (Кус-Кус и Барабулька), Гал Амитай, Гайя Фон Шварце, Йехуда Альмагор, Идан Ашкенази. Хронометраж у картины заявлен около двух часов. А дата премьеры в России должна состояться в кинотеатрах страны двадцать пятого апреля 2019 года, прокатчиком выступает компания «ПРОвзгляд».
Трейлер
Если трейлер Синонимы не работает, пожалуйста, сообщите нам, прислав ссылку на эту страницу на адрес [email protected] Заранее спасибо!
Смотреть онлайн
Выберите видеосервис, на котором Вы хотите посмотреть этот фильм онлайн (на видеосервисах фильмы выходят примерно через месяц-два после выхода в кино, иногда русские фильмы выходят раньше).
Отзывы зрителей
Хотите узнать, понравится ли Вам фильм? Почитайте отзывы на фильм Синонимы (2019) зрителей, которые уже посмотрели и делятся своими впечатлениями, рассказывая, что стоит ожидать от просмотра этого кино. Посмотрите рейтинг на Мегакритике, ознакомьтесь со списком жанров картины и описанием сюжета. В заголовке зрительских отзывов указан процент его полезности на основе голосов читателей, общее количество голосов, имя автора и его оценка фильму по десятибалльной шкале.
58% (12) Зритель оценил(а) в 3 из 10
29-04-2019 / 13:07
Отзывы критиков (анонсы рецензий)
При отсутствии оценки критика, её выставляет редактор на основании текста рецензии. Узнать как добавить новый отзыв критика Вы можете здесь.
Мегакритик не размещает на сайте кинофильмы для просмотра. Рейтинги рассчитываются с помощью специальной формулы. Информация о картинах проката и постеры предоставлены ресурсом КиноПоиск.
На экраны выходят «Синонимы» — фильм-победитель Берлинского фестиваля, рассказывающий историю израильтянина, который хотел жить и умереть в Париже, но обнаружил, что его слова расходятся с телом
Фото: Кинопоиск
В начале было тело. Слова появятся потом — сперва тело должно родиться, излить из себя семя и умереть, завершив жизненный цикл. Тело принадлежит израильтянину Йоаву, который, приехав в Париж и заснув в огромной неотапливаемой квартире, среди ночи выползает из утробы спального мешка, чтобы согреться хотя бы в ванной. Пока он мастурбирует под душем, кто-то крадет все его пожитки, и Йоав обнаруживает, что, если бегать голым по подъезду и с гортанным ближневосточным акцентом требовать тебе помочь, никто почему-то не откроет двери. Тогда он возвращается в выстуженную квартиру, чтобы, толком не увидев Парижа, умереть: ко всему прочему, в кране больше нет горячей воды.
Утром холодное тело найдут в пустой ванне Эмиль и Каролин, хрестоматийная и почти анекдотическая парижская пара, живущая по соседству: он вяло пишет скучный роман «Ночи инерции», она играет на гобое и с интересом посматривает на обрезанный пенис спасенного, денег у обоих куры не клюют. Они положат Йоава в свою постель, согреют, оденут, дадут телефон, конверт с купюрами и выслушают его историю: он действительно собирался умереть и заново родиться, поскольку больше не хочет быть израильтянином и даже отказывается говорить на иврите. Сюда Йоав приехал, чтобы придумать нового себя и стать настоящим жителем Парижа, хотя о Франции имеет очень смутное представление и на вопрос, каких французов он вообще знает, отвечает: «Селин Дион».
Надав Лапид, режиссер «Полицейского» и «Воспитательницы», за «Синонимы» получил в Берлине «Золотого медведя». С одной стороны, это очень израильский фильм с гневными филиппиками против процветающего в стране милитаризма, флешбеками из армейских будней главного героя, а также рассказами о кровавом прошлом, полном насилия настоящем и сомнительном будущем непрерывно воюющего государства. Йоав, собственно говоря, — это библейский Иоав, главный военачальник царя Давида и довольно неприятный субъект, символизирующий как раз темную сторону Израиля, которую главный герой пытается изгнать из себя, словно демона-паразита («государство злое, похабное, невежественное, глупое, гнусное, грубое, мерзкое, отвратительное, невыносимое, жалкое, противное, ненавистное, скотское, ограниченное, низкое помыслами, низкое душой», — синонимы складываются у Йоава в гневную рэперскую скороговорку, которую хочется закончить радищевским «и лаяй», но понятно, что так ненавидеть можно только родную — и любимую — страну).
С другой стороны, история поиска эмигрантом новой идентичности оказывается вполне интернациональной. Йоаву кажется, что главное — это отказаться от старого языка. Поэтому он бродит по парижским улицам со словарем, декламируя цепочки французских синонимов как детские стихи, и не хочет говорить на иврите ни с родителями, которые звонят ему по скайпу, ни с коллегами по израильскому посольству, куда он устраивается охранником. Даже свои истории про Израиль — то ли притчи, то ли анекдоты — Йоав дарит Эмилю, чтобы окончательно освободиться от них.
Слова действительно играют в фильме важную роль: в частности, обнаружив, что текст «Марсельезы» полон призывов к насилию и вообще направлен на возбуждение ненависти по признакам принадлежности к социальной группе, Йоав окончательно понимает, что хотел поменять свое шило с бурыми следами крови даже не на душистое французское мыло, а на другое шило — точно такое же, но с перламутровой рукояткой. Однако название «Синонимы», в сущности, обманчиво: это картина не столько про язык, сколько про тело. Тело, которое нельзя поменять и которое хранит память о всех ранах, ласках, ожогах, объятиях и ударах — пока не успокоится, окоченев, в чьей-то чужой белой ванне. Израиль для Йоава — это тело, злое, волосатое и мускулистое, как те израильтяне, что рыскают по Парижу в поисках антисемитов, чтобы выплеснуть агрессию, а не найдя, валтузят друг друга в тесных кабинетах, словно школьники-переростки. Его детский кумир, гомеровский Гектор, — тоже тело, сперва красивое и полное силы, а затем мертвое, над которым можно надругаться, которое можно вернуть, продать или обменять. Да и сам Йоав — точно такое же тело, как выясняется в студии порнографа, где несостоявшийся француз будет наконец стонать и плакать на иврите, поскольку его практически изнасилованная плоть всегда принадлежала и будет принадлежать израильтянину.
Впрочем, главный герой, похоже, догадывается об этом с самого начала: он неслучайно носит свое роскошное горчичное пальто, подарок Эмиля, застегнутым на все пуговицы, и усмиряет плоть, тратя на еду не больше пары евро в день и покупая самые дешевые продукты в самом жалком супермаркете. Но тело никуда не спрячешь, и временами кажется, что оно целиком заполняет собой каждый кадр. Том Мерсье, для которого роль Йоава стала дебютом в кино, похож то ли на юного Тома Харди, то ли на молодого Бельмондо, и глаз от него оторвать невозможно, что бы он ни делал — бежал, танцевал, мастурбировал, пел, умирал или просто сидел на диване. Его тело говорит сразу на всех языках, превращая «Синонимы» из набора анекдотов про израильтянина в Париже в большой фильм — непристойный, тонкий, клеветнический, умный, стыдный, возмутительный, нежный, пошлый, наглый, обаятельный, смешной, бессовестный, космополитичный, националистический, злой и красивый. «Выбери что-нибудь одно», — предлагает Эмиль, когда Йоав, говоря об Израиле, обрушивает на него свою лавину эпитетов. Pardon, mec, mais j’peux pas. Прости, чувак, никак не получится.
В программе Берлинского фестиваля наконец случился прорыв: сначала «Я был дома, но…» Ангелы Шанелек, теперь «Синонимы» Надава Лапида. Редактор сайта «Искусство кино» Егор Беликов — о фильме, который наверняка тронет многих молодых, как тронул самого Егора.
Главного героя «Синонимов» зовут Йоав — это версия на иврите имени Иоав, библейского полководца, взявшего Иерусалим. Но современный Иерусалим, Париж, новому Йоаву, красивому до чертиков бездельнику, не дастся, наоборот, это Йоав капитулирует перед Израилем.
Энигматично выглядит появление Йоава в Париже. Он (изумительный дебютант Том Мерсье, что характерно, учился актерскому мастерству в Израиле, где его и обнаружил режиссер) врывается из ниоткуда в богатый дом, открывает чью-то абсолютно пустую, совершенно точно необитаемую квартиру ключом, спрятанным под ковриком (знал ли он, что ключ там? разрешили ли ему пожить в этой квартире?), и пытается заночевать в спальном мешке, но через незапертую дверь некто (вор ли зашел в заведомо пустое жилье или злой дух?) мгновенно крадет все вещи новосельца. Абсолютно голый Йоав носится по этажам, завывает, стучится во все двери, затем чуть не умирает от переохлаждения в пустой ванне, пока его не подбирают оттуда Эмиль, наследник богатой фамилии и wannabe-писатель с надрывом (Кантен Дольмер, снимался в том числе в «Молодом Годаре», не в главной роли), и его девушка Каролин, гобоистка средней неудачливости (Луиз Шевильот).
Переезжая, неизбежно перевозишь с собой себя. Режиссер-израильтянин Надав Лапид утверждает, что сюжет «Синонимов» — его личный опыт, что это он прилетел в CDGПарижский аэропорт Шарль-де-Голль и так же узнавал город и себя. И все же его путь похож на все другие самокопания, что закономерно: фильм отсылает и, конечно, к «На последнем дыхании» Годара (а Йоав чем-то неуловимо, но последовательно напоминает героя Бельмондо), и к «Трудностям перевода», и, например, к прошлогоднему «Пылающему», в том смысле, что протагонисты этих фильмов могут сказать о себе и своих приключениях в мире людей:
«Жизнь для меня — большая загадка»Цитата из «Пылающего»
«Синонимы» — это очередная, но никак не вторичная, изложенная в киноформе диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда, экранизированная попытка переродиться наперекор жизненным обстоятельствам, снятая странно и страстно, с ближневосточной экзальтацией и западноевропейской почтенностью. В кадре почти ни разу (только во флешбеках) не появляется сам Израиль, проживающий день ото дня все тот же комплекс XX века, атакующий на упреждение, самоутверждающийся в войне с Палестиной как государство не беззащитное, не как вечная жертва Шоа, но как сильная, мужественная и самобытная нация. У Йоава тоже есть незалеченная (и незалечимая) рана, которую не выложишь из чемодана. У его посадочного талона на Париж есть корешок без перфорации, который не оторвешь.
Разрешения национальный вопрос традиционно не находит. Еврей попытается изо всех сил стать французом-космополитом, откажется говорить на иврите, поработает и охранником в израильском консульстве (где встретится с парижским сионистским движением, которое его смутит и отвратит от себя), и моделью для любительских гомоэротических видео, зацепит краешком прелесть жизни на разрыв аорты (в антитезе к субординированности израильской армии, где Йоав служил до переезда в город свободной любви), захочет прочувствовать эту жизнь, но его попытки обречены. Сколько бы он ни ходил с прямой спиной в вечно модном желтом пальто, сколько бы ни зубрил французский словарь синонимов, он все равно не часть прогрессивного мира, он лишь один из элементов бесконечного синонимического ряда к этому миру.
Вот об этом и снят лучший, на мой взгляд, фильм Берлинале-2019, несомненно зрительский, необычайно уютный, парадоксально красивый, чертовски сексуальный (хотя обнаженная натура в нем есть, но при этом постельных сцен — никаких). В нем изумительная камера, все время скачущая: иногда идет съемка от первого лица, словно из глаз героя, а иногда оператор просто задорно размахивает ею из стороны в сторону, как мальчик, бегущий из школы домой и мотающий в руке портфелем. Он необычайно тонко и бережно смонтирован Арой Лапид, матерью Надава, для которой «Синонимы» стали последним фильмом (посвящение ей следует на первом же экране титров, венчая неизбежное возвращение Йоава к корням). Тем символичнее, что картина Лапида станет последним шедевром Берлинале за номером 69 эпохи Дитера КоссликаДиректор Берлинале, ушедший в отставку: следующий Берлинский фестиваль в 2020 будет делать бывший начальник смотра в Локарно. Фестиваль потерял самоидентичность политического смотра (теперь и Канн, и Венеция тоже очень политизированны), лишился бессменного директора, и в ожидании юбилея так же, как и главный герой ключевой картины в его конкурсной программе, совершает фазовый переход от себя к себе в попытке обнаружить пункты отправления и назначения.
Synonyms
премьера
13.02.2019 (мир)
25.04.2019 (РФ)
сборы
2 795 000 руб. (РФ)
производство
SBS Films, Pie Films, Komplizen Film, Arte France Cinéma, Cinema Project, Rabinovich Fundation, Ministry of Culture and Sport, ARTE, WDR, Arte, Centre national du cinéma et de l’image animée (CNC), Filmförderungsanstalt (FFA), L’Aide aux Cinémas du Monde, Institut Français
другие названия
Synonymes, Sinônimos, Синоними, Synonyma, Mirco Robert, Συνώνυμα, Milim Nirdafot, シノニムズ, Sinonimai, Sinónimos, Synonimy, Sinonime, Sinonimi, 出走巴黎, Eşanlamlılar, Eş Anlamlılar, Sinónimos: Un israelí en París