Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования . К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.
Все значения словосочетания «федеральный государственный образовательный стандарт»
ОБРАЗОВА́ТЕЛЬНЫЙ1, —ая, —ое. Спец. Служащий для образования, создания чего-л.
ОБРАЗОВА́ТЕЛЬНЫЙ2, —ая, —ое. Относящийся к образованию2.
Все значения слова «образовательный»
СТАНДА́РТ, -а, м. 1. Типовой образец, которому должно удовлетворять что-л. по размерам, форме, качеству. Стандарты на лесоматериалы. Стандарты на металлическое литье. Стандарты на пищевые продукты.
Все значения слова «стандарт»
-
В книге подробно рассмотрен новый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, определены предметные, метапредметные, личностные результаты профориентации в школе.
-
Важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, цели образования нашли своё воплощение в новых образовательных стандартах.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – важнейший ориентир инновационного развития современной школы.
- (все предложения)
- качество
- соответствие
- стандартный
- ГОСТ
- норма
- (ещё ассоциации…)
- образовательные учреждения
- образовательный процесс
- образовательный уровень населения
- образовательные программы дошкольного образования
- (полная таблица сочетаемости…)
- двойные стандарты
- стандарты качества
- требования стандарта
- устанавливать стандарты
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «образовательный»
- Разбор по составу слова «стандарт»
- Как правильно пишется слово «образовательный»
- Как правильно пишется слово «стандарт»
07.03.2023|20:00
Подпишитесь на Penzainform.ru
Учителя обсуждают ФГОС. Что значит это загадочное слово?
ФГОС — это аббревиатура, так называют слова, которые образованы от словосочетаний, сокращенных до первых букв или слогов. Чтобы сэкономить время и средства для передачи информации, их часто используются в официально-деловой, письменной речи. А в устной они произносятся то по буквам (МГУ), то по звукам (ФГОС).
ФГОС — это федеральный государственный образовательный стандарт. На него опираются, когда организуют учебный процесс в школах и вузах страны.
А в речи с этим сокращением приходится согласовывать другие слова.
Чтобы не ошибиться, надо найти ключевое слово. Раз ФГОС — это стандарт (существительное мужского рода), значит, правильно сказать «новый ФГОС вступил в силу».
Однако таких образовательных стандартов много. Есть ФГОС для каждого этапа школьного образования, а есть и для высшего. Говоря во множественном числе, согласуют как «приняты новые ФГОС».
Будем следовать норме, чтобы говорить грамотно.
Слова ФГТ и ФГОС в последнее время часто на слуху. Чтобы понять, с чем их связывать, нужно сделать небольшую классификацию образования в России. Образование в России можно разделить на общее и профессиональное.
Общее образование – это следующие уровни:
- Дошкольное образование (детские сады, ясли).
- Начальное общее образование.
- Основное общее образование.
- Среднее общее образование.
Профессиональное образование идет по таким уровням:
- Среднее профессиональное образование.
- Высшее образование – степень бакалавра.
- Высшее образование – магистратура.
- Высшее образование – аспирантура (подготовка самых высококвалифицированных кадров).
Так вот, все эти буквы связаны с каждым из этих уровней образования.
Что же секретного скрывается за буквами ФГОС И ФГТ?
Для понимания значения этих букв нужно просто расшифровать аббревиатуру.
ФГОС – это федеральный государственный образовательный стандарт, применяемый для конкретного уровня образования.
ФГТ – федеральные государственные требования, предъявляемые ко всем уровням образования.
Стандарт сменил требования с сентября 2013 года, принеся много нового в сферу всех уровней образования. В сегодняшней России не один уровень образования. И в каждом из них, как и во всем образовании в целом, сделан упор и на уровень качества образования, и на самые различные варианты для получения образования. Ранее вся система образования на всех уровнях подчинялась требованиям. Теперь же для каждого уровня в образовании, в том числе и для дошкольного образования, разработан свой стандарт.
Почему отдельно говорят про дошкольное образование? Потому, что как уровень образования, он закреплен относительно недавно. С введением стандартов однозначно выиграли все уровни образования. Ведь каждый уровень образования стал рассматриваться, как отдельно взятый процесс. Так не только проще управлять каждым уровнем, но и быстрее можно увидеть результаты.
Чем отличается ФГОС от ФГТ?
Требования состояли из двух частей. В первом содержательном разделе были прописаны положения по структуре образовательной программы. Во втором разделе собраны требования к условиям реализации образовательной программы на практике (в процессе обучения).
Образовательный стандарт содержит в себе разделы ФГТ и плюс еще третий раздел. В третьем целевом разделе образовательного стандарта прописаны требования к результатам усвоения изучаемой на определенном уровне образования программы. Но помимо этого раздела с требованиями есть и другие отличия. Например, стандарты дают учащимся больше возможностей работать самостоятельно.
Стандарт заостряет внимание на формировании культуры обучающихся, развитии их личности, взаимоотношениях друг с другом. Даже уделяется внимание отношению друг к другу. Именно благодаря стандартам удается с успехом наладить связи с обществом, с коллективом. Стандарты разрабатывались под национальные и культурные условия в обществе, где предстоит обучаться детям, подросткам, молодым людям. Стандарт учел все национальные особенности обучения, различия в культурах людей. Требования так много внимания всем этим нюансам не уделяли.
Требования предъявлялись к определенной группе учащихся, сформированной по критерию возраста. Стандарт же разрабатывался не только с учетом возрастного критерия, но и с учетом всех психологических факторов в возрастной группе обучающихся. В особенности много послаблений и дополнительных возможностей появилось в системе детских садов (дошкольного образования).
Именно стандарты разнообразили различные варианты домашнего и дистанционного обучения. В требованиях такого внимания домашнему и модному сегодня дистанционному обучению не уделялось, так как абсолютно для всех уровней любого образования они были едины. Цель стандартов – дать толчок к самостоятельному развитию, что важно для каждого уровня образования. Самообразование в любом варианте дисциплинирует. А путь к успешному усвоению образовательной программы начинается с дисциплины. Дисциплина способствует успеху в образовании. Это было известно еще без введения стандарта.
Разработка стандарта с ориентиром на конкретный уровень образования позволяет педагогам максимально сблизиться с учащимися и донести до них все требования образовательной программы. Учащимся же стало намного легче выполнять требования программ. Ведь стандарт учитывает интересы обучающихся на любом уровне образования. Много у кого загорелись глаза благодаря усовершенствованиям в системе образования.
Образовательный стандарт никогда не будет столь категоричен, как требования. Со стандартом всегда есть выбор на любом уровне образования.А еще стандарты учат не только конкретным предметам и наукам. Стандарты учат быть людьми.
Маленькое заключение
Стало ли легче учиться, покажет время. Но появившийся выбор нужно ценить. О требованиях нельзя сказать ничего плохого. Они соответствовали своему времени. Но времена изменились. И им теперь во всем соответствует образовательный стандарт.
ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты. Это свод требований, которым обязаны соответствовать образовательные учреждения России, имеющие государственную аккредитацию.
Федеральные стандарты – инструмент, который регламентирует деятельность всех государственных структур Российской Федерации. В сфере образования таковыми являются ФГОС.
Цели стандартов образования
Что означает ФГОС в системе российского образования? Свод требований разработан, чтобы обеспечить достаточный уровень знаний школьнику, независимо от того, в каком субъекте РФ он учится. Это предоставляет равные возможности всем учащимся для дальнейшего развития: поступления в вузы, обретения профессии, определения себя в российском социуме..
ФГОС определяют обязательный минимум информативности учебных программ, максимальный объем нагрузки, а также устанавливают требования к процессу образования. На основании этих стандартов формируются учебные пособия и методички, задания по аттестации школьников и программ подготовки педагогов.
Новые ФГОС за 2020 год не ограничиваются рамками уровня знаний по школьным предметам, но учитывают и личностные результаты. Эти стандарты приняты для достижения основных целей образовательного процесса:
- становление личности добросовестного человека;
- раскрытие способностей каждого ученика;
- адаптация к коллективной работе;
- формирование ответственности.
В новых регламентах предусмотрена роль школы как места, где учащиеся не только получают навыки и знания, необходимые для будущей профессии, но и обретают базу для решения жизненных задач.
Федеральные государственные образовательные стандарты разъясняют, чего должен достичь ученик, преодолев очередную ступень образования:
- определяют необходимый уровень знаний и навыков;
- степень социального самоопределения;
- наличие принципов духовно-нравственного развития.
ФГОС также задают нормы материально-технической базы, особенности организации занятий, требования к педагогам. Это ориентир, обязательный для каждой школы.
Общие цели и структура ФГОС закреплены в Федеральном законе «Об образовании», который был принят в 2012 году.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Структура ФГОС
Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает требования к:
- видам и правилам ведения образовательной деятельности;
- условиям реализации образовательных программ;
- результатам образовательного процесса.
Подробная структура ФГОС приведена на официальном сайте. Портал предоставляет информацию по всем существующим образовательным стандартам: от дошкольных до университетских. Представлены также отдельные ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы формирования ФГОС предусматривают плавный переход между образовательными ступенями. Важно последовательное соблюдение предписаний регламента. Сформированные стандарты конкретизируются и дополняются:
- базовыми образовательными программами;
- программами развития универсальных учебных действий;
- требованиями к кадрам, оборудованию, финансам в образовательных учреждениях;
- примерными рабочими программами по предметам;
- программами духовно-нравственного развития и воспитания.
Свод этих документов отвечает на вопрос о том, что было до ФГОС и легло в основу формирования стандартов. ФГОС динамичны и обновляются с учетом текущих требований общества и социальной стратегией развития государства. Это необходимо для отражения актуальных изменений в социуме и структуре знаний. Для этого Минобрнауки РФ ведет постоянный образовательный мониторинг и своевременно вносит изменения в действующие регламенты.
Три поколения ФГОС
Система образования, которую модернизируют последние 20 лет, включала в себя следующие периоды стандартов:
- Первое поколение устанавливало конкретные требования к освоению каждой школьной дисциплины;
- Второе поколение, которое завершается выпуском детей 2019/2020 учебного года, делало акцент на совокупности как знаний, так и межпредметных умений. Благодаря этим ФГОС в школу вошли информационные технологии, разработка проектов, обучение детей умению анализировать, повышенное внимание к здоровью и правильному образу жизни ребёнка;
- Третье (новейшее) поколение стандартов отличается от предыдущих особым вниманием к личности обучающегося и конкретизацией требований к тому, что он получит после окончания школы. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Федеральные стандарты школьного образования нового поколения
ФГОС нового поколения уделяют значительное внимание не только физическому или умственному развитию детей, но и их морально-нравственному воспитанию. Если раньше многие личностные ориентиры закладывались лишь поверхностно, то теперь на это принято делать специальный акцент. В частности, это касается представлений о здоровом образе жизни и питании, которые теперь стараются разъяснять детям уже с 1 класса.
Государственные стандарты образования нового поколения предполагают развитие определенных качеств учащихся, в соответствии с требованиями современного информационного общества. При этом регламенты созданы на основе стратегий социального проектирования, определяющих способы достижения необходимого социального результата, касательно нравственного и познавательного становления школьников.
Новые ФГОС соответствуют требованиям времени, так как прежние системы образования устарели. Изменились жизненные приоритеты, появились новые стрессообразующие факторы, возникли новые социальные и технические условия. В связи с этим стали актуальны современные технологии обучения, которые призваны помогать педагогу, активно вовлекая детей в учебный процесс. Необходимо, чтобы учащиеся могли самостоятельно:
- ставить цели изучения интересующих тем;
- формулировать и решать задачи;
- применять полученные знания на практике.
Другими словами, современные ФГОС направлены на развитие школьников через обучение определенным видам деятельности. Что подразумевается в данном случае под развитием? Самоопределение, самореализация, формирование адекватной картины мира и т. п. Для этого от преподавателей требуется освоить современные технологии образования и активно применять в своей работе:
- возможности информационно-коммуникационных технологий;
- обучение на основе «учебных ситуаций»;
- игровые технологии;
- преимущества организации конструктивных дебатов;
- навыки критического мышления и исследовательской деятельности;
- проблемно-диалогические техники и пр.
Современные стандарты образования направлены на то, чтобы дети смогли успешно реализовываться развиваться в существующих реалиях, обладая для этого нужными качествами, способностями и знаниями. Изменения ФГОС также обусловлены тем, что изменился подход к образованию. Если раньше программы были преимущественно усредненными, но теперь приоритет отдается развитию способностей учащихся, с учетом их личных стремлений, желаний и особенностей.
Подпишитесь на нашу рассылку
Требования ФГОС к результатам образования
Еще недавно ученик, по окончании определенной образовательной ступени, для аттестации должен был показать достойные результаты только по части знаний и навыков, например, знать таблицу умножения или уметь решать тригонометрические уравнения. Согласно новым ФГОС, теперь внимание уделяется трем основным показателям:
- предметные знания – освоение школьных дисциплин, которое оценивается отметками в журнале и дневнике школьника;
- метапредметные результаты – освоение универсальных предметных действий, например, разработка проектов, умение анализировать и т. п.;
- личные результаты – способность ученика к саморазвитию, умение формулировать свое мнение, чувство собственной ответственности и т. д.
В соответствии с новыми требованиями изменилась и позиция учителя. Теперь педагог не только дает новые знания и контролирует их усвоение, но на своем примере показывает и разъясняет ученикам, как уметь самостоятельно находить правильный ответ в сложной ситуации, почему важен здоровый образ жизни и пр. Задача педагога – создавать для ребенка все условия для личностного роста, активизировать в нем тягу к познанию. В прошлых стандартах образования, к сожалению, эти качества не стимулировались.
Современному обществу необходимы образованные, предприимчивые и высоконравственные люди, которые:
- могут разрабатывать правильные стратегии достижения своих целей и взаимодействовать с обществом;
- мобильны в восприятии и анализе информации;
- чувствуют личную ответственность за судьбу страны и ее процветание;
- умеют самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Другими словами, появилась ориентация на воспитание личности, которая самостоятельно выбирает цели, достигает их оптимальным способом, отвечает за результаты и при этом способна к коллективной работе.
Все эти нормы закреплены в ФГОС нового поколения. Но соблюдаются ли они в школах? К сожалению, далеко не всегда. Некоторые преподаватели относятся к ним как к рекомендациям, а не обязательным требованиям. Поэтому качество школьного образования продолжает расстраивать многие семьи. При этом, проект ФГОС содержит четкие критерии, по которым можно проверить уровень образования в школе. Родители могут оценивать компетентность педагогов и качество технического оснащения классов.
И если эти показатели разочаровывают, всегда можно перевести ребенка на семейное образование. Сейчас это не экзотика, а вполне обычная практика для многих семей в России.
Можно ли выстроить занятия в соответствии с системой обучения ФГОС при семейном образовании? Если вы внимательно относитесь к этим стандартам, то это вполне возможно. Ведь преимущества семейного образования (СО) в том, что родители могут полностью контролировать процесс и результаты обучения.
Приведем и другие достоинства СО:
- индивидуальные программы обучения;
- возможный акцент на качествах и навыках, которые родители хотят привить ребенку;
- самостоятельный выбор педагогов;
- возможность регулировать нагрузку для наибольшей эффективности учебного процесса.
Все эти преимущества уже получают семьи, выбравшие Домашнюю школу «ИнтернетУрок». Учебная программа школы соответствует ФГОС, и при этом ребенок может заниматься в удобном ему темпе в комфортной обстановке и получать подробную обратную связь о своих успехах от педагогов школы.
Переход на семейное образование — организация
Переход на семейное образование: юридическая основа, порядок и организация перевода
Как на практике применяют ФГОС
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Цель системно-деятельностного подхода — развитие личности: перед нами стоит задача научить не знаниям, а конкретным действиям, что подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом.
Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности.
Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы всё доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли способы решения проблемы, например, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Задача учителя — донести школьникам не навыки ненасильственного разрешения конфликтов, а понимание сути равенства и глубокого уважения к себе и каждому человеку, любви к себе. Если человеку хорошо с самом собой, ему будет хорошо и со всеми другими.
Вопрос-ответ
Правила перехода на СО для первоклассников и старшеклассников одинаковы?
Этапы перевода на домашнее обучение малышей, которые только должны пойти в первый класс, и детей постарше, уже имеющих школьный «стаж», отличаются. Обо всех отличиях в переводе и процессе обучения в разных классах вы можете узнать у специалистов Домашней школы «ИнтернетУрок» или по ссылке.
Нужно ли уведомлять органы образования, что ребёнок переходит на семейную форму обучения?
Если ребёнок переходит на семейную форму обучения, необходимо поставить в известность орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания − чаще всего это орган управления в сфере образования.
Как контролировать уровень знаний у ребёнка на СО?
Контролировать усвоение знаний ребёнком обязательно. Самые распространённые формы контроля – контрольные работы, тесты, устные опросы. В нашей программе на СО после каждой темы по любому предмету предлагается несколько вариантов тестов. Они различаются по степени сложности.
#статьи
- 10 авг 2022
-
0
Что такое ФГОС, как они появились и почему их меняют
Госстандарты лежат в основе всех остальных документов, регламентирующих формальное образование. Как они устроены и зачем их постоянно обновляют?
Иллюстрация: Monkeybusinessimages / IStock / Rawpixel / Annie для Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Понятие «образовательный стандарт» в российском законодательстве появилось 30 лет назад в законе «Об образовании», а в 1993 году его закрепили в Конституции: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты» (ч. 5 ст. 43). Предполагалось, что они будут обязательны для реализации образовательных программ любого уровня.
Затруднение состояло в том, что на момент принятия Конституции никакие образовательные стандарты ещё не были разработаны. И документов прежней эпохи, с которых их можно было бы скопировать, тоже не было.
Конечно, в СССР образование было стандартизировано, но иначе, чем сейчас: типовые учебные программы и планы регламентировали как содержание, так и формы обучения в школах и вузах. Эксперты считают, что советские учителя всё-таки имели некоторый простор для творчества: методические приёмы, планы уроков определял сам педагог. Но выбирать, чему и в какой форме учить, было нельзя.
Предполагалось, что в новой реальности образовательные стандарты, в отличие от типовых программ, должны задать лишь минимальные требования к содержанию дисциплин, условиям обучения и его результатам. В девяностые годы, когда возникло огромное разнообразие программ и подходов к образованию, ввести базовые требования было особенно важно.
Тем не менее процесс затянулся, в случае школьных образовательных стандартов — больше чем на десятилетие.
С момента, когда образовательные стандарты были упомянуты в законе, и до утверждения их первой версии для общего образования — то есть для школ — прошло 12 лет.
Нельзя сказать, что никакого госрегулирования в то время не было. В 1998 году появился базисный учебный план, чуть позже — временные требования к обязательному минимуму и сам минимум содержания основного общего образования. Но ФГОС не существовало до 2004 года. Почему же понадобилось столько времени?
По мнению первого министра образования России Эдуарда Днепрова, изложенному в его книге «Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки», все эти годы с переменным успехом шла борьба между консерваторами и радикальными реформаторами. Дело осложнялось ещё и тем, что по закону утверждать стандарт должна была Госдума. Только когда после ряда поправок это право перешло к министерству, появились первые образовательные стандарты для школы.
Профессор Высшей школы экономики и бывший заместитель министра образования Виктор Болотов рассказал на одной из встреч с молодыми педагогами в «Мастерской учителя», что основным камнем преткновения для разработки стандартов в девяностые годы стали трудности в определении их содержания. Шли споры по конкретным предметам: что сделать обязательным для изучения элементом, а что убрать.
И пока подготовить удовлетворительный для всех стандарт не удавалось, школа жила, подчеркнул Болотов, фактически по модернизированным примерным программам последних советских лет.
Первую редакцию государственных образовательных стандартов для школы (ГОС) также называют стандартами первого поколения.
ГОС включали обязательный минимум содержания (то есть перечень необходимых по каждому предмету тем) и требования к результатам обучения, а также устанавливали максимально допустимый объём учебной нагрузки и правила материального, кадрового, информационного обеспечения образовательного процесса.
Министр образования утвердил федеральный компонент, а ещё разрабатывались региональные компоненты в субъектах федерации и компоненты образовательных учреждений. На основе федерального компонента разрабатывали федеральный базисный учебный план (БУП), примерные программы по предметам, контрольно-измерительные материалы.
Введение ГОС закрепило в школе некоторые реальные новшества. Документ регламентировал переход начальной школы на четырёхлетнее обучение, появление профилей в старшей школе, изучение иностранного языка со второго класса.
Также стандарты первого поколения задавали образованию «деятельностный характер» — обучение в школе должно быть направлено не только на освоение содержания, но и на формирование учебных умений и навыков и получение опыта практической и творческой деятельности.
Но участники разработки стандарта в критических статьях указывали, что слова об общеучебных навыках остались всего лишь декларацией. По сути, главной частью стандарта был подробно прописанный минимум содержания. А требования к уровню подготовки выпускников, к их навыкам указали недостаточно «инструментально» — так, что трудно было применить эти описания на практике.
В итоге первые государственные образовательные стандарты заменили. Почему? На самом деле это предполагалось изначально: в тексте госстандартов сразу указывалось, что эти документы — переходные. А в 2007 году в закон «Об образовании» внесли поправки, которые предписывали обновлять стандарты не реже, чем раз в десять лет.
С 2009 года в школах начали внедрять стандарты второго поколения, они назывались «ФГОС». Вводили поэтапно: сперва в начальной, потом в основной, затем в старшей школе. Параллельно с основными ФГОС вводили стандарты для обучения детей с ОВЗ. В основном процесс завершился к 2012 году. В итоге первые выпускники, которые с первого по одиннадцатый класс учились по составленным согласно требованиям этих ФГОС программам, окончили школы только сейчас, в 2022 году.
В стандартах второго поколения была сделана попытка перейти от предметных результатов к личностным, причём главной частью стандарта стали именно требования к результатам. Иерархия результатов строилась так: наверху личностные, метапредметные, предметные. В обиход вошло словосочетание «универсальные учебные действия» — компетенции, формируемые в процессе обучения по всем предметам.
Кроме того, в тексте стандартов появилась идея индивидуального образовательного маршрута. Её воплощением стала, в частности, возможность выбора старшеклассниками предметов, а также дифференциация уровней обучения в старшей школе — вводился углублённый уровень — и профильные классы.
При этом во ФГОС второго поколения не хватало конкретных требований к содержанию образования по предметам, к предметным результатам. По словам представителя Института стратегии развития образования РАО Анны Лазебниковой, требования были довольно размытыми:
«Предметные результаты в старом варианте [во ФГОС 2009–2012 года] задавались в общем виде, под который можно было подвести много элементов различного содержания».
В частности, это позволяло, отмечала Лазебникова, использовать прежние учебники при переходе с первых ГОС на ФГОС. На обложку просто ставили значок «Соответствует ФГОС», и считалось, что учебник теперь соответствует стандарту.
Мнение о размытости предметных требований в стандартах второго поколения разделяли и педагоги:
«Стандарты должны быть конкретными, однозначными, скучными и законными. А у нас ФГОС — педагогическая поэма, носящая временами манифестный и лозунговый характер. В стандартах никакой конкретики в отношении изучаемых предметов, а в подходах к воспитанию и вовсе провал», — писала Елена Дубровская, директор лицея в Красноярском крае.
Именно необходимость более чётко прописать в стандартах требования к содержанию образования по предметам подчёркивала, говоря о разработке ФГОС третьего поколения, предыдущий министр просвещения Ольга Васильева:
«Мы хотим гарантировать семье и ученику тот оптимальный и понятный набор результатов обучения и воспитания, который соответствует его возрасту, обеспечивает последовательное изучение основ наук и формирование личностных качеств, создаёт прочную основу для обучения на следующих уровнях общего или профессионального образования».
В обсуждавшейся в 2019 году версии новых стандартов даже вновь, как в ГОС 2004 года, темы школьной программы распределили по годам обучения. Но впоследствии проекты стандартов переработали, а окончательно их утвердили около года назад — пока только для начальной и основной школы.
Основные функции у ФГОС-2022 прежние, главная из них — сохранить единое образовательное пространство при вариативности программ. Больше внимания, чем в прежних версиях, уделяется личностному развитию школьников и их воспитанию, формированию культуры обучения в течение всей жизни. Также в отдельную функцию выделено формирование знаний об истории и культуре России и о её месте в мире.
Из изменений во ФГОС 2022 года стоит отметить, что второй иностранный язык в основной школе перестанет быть обязательным, как это было в стандартах второго поколения. Теперь каждая школа сама (точнее, с согласия родителей) будет определять его необходимость. Зато обязательным станет обучение основам финансовой грамотности. Соответствующие темы войдут в программы разных предметов: в начальных классах — математики и окружающего мира, в 5–9-х классах — обществознания, математики и географии.
Выбирать базовый или углублённый уровень обучения можно будет уже с пятого класса. Правда, не по всем предметам, а только по математике, информатике, физике, химии и биологии. Персонализировать учебную траекторию можно будет также за счёт вариации учебных модулей — в прежних стандартах такого понятия не было. Также школа может разрабатывать индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения.
Кроме того, во ФГОС-2022 закреплена роль электронного обучения: указано, что при тематическом планировании нужно прописывать, какие электронные ресурсы используются в изучении конкретной темы (если их применение в принципе возможно).
Как новые ФГОС регулируют содержание предметов? Некоторые предметы там описываются как учебные курсы, например, алгебра и геометрия становятся курсами в составе одного предмета — математики, но это на содержание не влияет. Ключевая особенность в том, как стандарт регламентирует результаты обучения, — появились более чёткие формулировки предметных результатов.
Как отмечают авторы аналитической справки, в которой сравнивались ФГОС 2.0 и 3.0 (её подготовили в Институте содержания, методов и технологий образования Московского городского педагогического университета), новые требования по многим предметам влекут необходимость обновить учебники.
Например, для углублённого изучения биологии и химии существующих учебников явно недостаточно, а требования по информатике требуют обновить и базовые программы по ней. Более частая проблема, на которую указывают авторы справки, в том, что, хотя теоретическое содержание старых учебников соответствует новым ФГОС, в них нет заданий на освоение новых навыков — например, аналитических.
На основе ФГОС разработаны примерные основные образовательные программы для школ, в которые входят и примерные рабочие программы по предметам. В них темы и результаты уже распределены по годам обучения. Согласно новым ФГОС, не учитывать примерные программы, то есть решать самостоятельно, в каком классе, например, читать «Героя нашего времени», могут только школы со статусом региональной или федеральной инновационной площадки.
Напомним, в прошлом году поправками в закон «Об образовании» было разрешено использовать примерные образовательные программы — и не разрабатывать свои.
В новых ФГОС-2022 также детализированы требования к внеучебной деятельности и дополнительным занятиям.
Внимание к воспитательной работе закреплено и в Конституции, и в поправках в закон «Об образовании»: в 2021 году в нём появилось понятие «воспитание» и было указано, что примерные основные образовательные программы школ, колледжей и вузов должны включать примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.
В новых школьных ФГОС это тоже учтено в разделе о том, какой должна быть структура образовательной программы. Подробно во ФГОС-2022 описаны личностные результаты обучения — через разные виды внеучебной деятельности: например, через патриотическое, гражданское, экологическое и другие виды воспитания. Рабочие программы по предметам должны формироваться с учётом рабочей программы воспитания. В утверждённых примерных рабочих программах по предметам так и сделано — в них содержатся ссылки на примерную рабочую программу воспитания.
Общее число учебных часов в новых ФГОС уменьшилось. Так, в основной школе минимальное количество занятий за пять лет должно составлять не менее 5058 часов (а не 5267, как в прежнем стандарте).
Стандарты для высшего и среднего профессионального образования разработали значительно раньше, чем для школы, и менялись они чаще:
- Первые ГОС ВПО были приняты в 1994–1996 годах.
- Уже в 1999–2001 годах появилась следующая версия — ГОС ВПО второго поколения.
- ФГОС третьего поколения для высшего образования ввели в 2007–2012 годах.
- Уже в 2013–2016 годах их обновили в связи с принятием нового закона «Об образовании» (ФГОС3+).
- С 2017 года — из-за того, что появилось требование учитывать в образовательных стандартах профессиональные стандарты, — ФГОС начали обновлять повторно (ФГОС3++, но лишь малая часть из них уже приняты).
Получается, что в высшем образовании стандарты — а вслед за ними и всю учебно-методическую документацию — переписывают каждые несколько лет. Одно это создаёт большую бюрократическую нагрузку на вузы, что признал, например, на обсуждении новой системы высшего образования профильный министр Валерий Фальков.
При этом стандартов в высшем образовании, естественно, гораздо больше, чем для школы, ведь у каждого направления подготовки свой ФГОС. Сейчас действует около 720 стандартов для бакалавриата, специалитета и магистратуры, не считая аспирантуры, ординатуры, ассистентуры.
Что же меняется в этих ФГОС каждые несколько лет?
Наиболее радикальные изменения, по оценке научного сотрудника лаборатории образовательного права Высшей школы экономики Надежды Княгининой, произошли с принятием третьего поколения ФГОС для высшего образования, после поправок в закон «Об образовании» 2007 года.
Ключевыми тогда были два новшества:
- Стандарты стали регулировать структуру образовательных программ вместо их содержания.
- Вместо требований к уровню подготовки выпускников ввели такое понятие, как результаты освоения программ.
С этого момента во ФГОС высшего образования появилась система компетенций: общекультурных (в последних версиях — универсальных) и профессиональных (сейчас всё чаще заменяется ссылкой на профессиональные стандарты). Из требований к содержанию программ остались только обязательные дисциплины — но не профильные, а общие, такие как история, философия, иностранный язык.
Всё больше, отмечает Княгинина, в каждом новом поколении ФГОС становится требований к материально-техническим и кадровым условиям: сколько преподавателей должны иметь учёную степень, какое оборудование необходимо вузу, какие электронные системы нужно использовать.
При этом, как показано в другом исследовании лаборатории образовательного права, подавляющее большинство требований ФГОС слишком абстрактны или дублируют положения действующих законов. Например, указывается, что в вузе должны быть аудитории для лекционных и семинарских занятий, но не говорится, что именно в этих аудиториях должно быть. Иначе говоря, нет никакого требования, которое можно было бы проверить.
В других случаях требования вполне чёткие, но неизвестно, чем они обусловлены. Например, почему заданы разные ограничения по доле штатных работников среди преподавателей? По большинству направлений подготовки бакалавриата порог составляет не менее 50%, а по «Информационной безопасности» — 65%. И таких, по мнению специалистов ВШЭ, волюнтаристских требований в стандартах много.
Похожая история частых изменений — у образовательных стандартов среднего специального образования (СПО). Очередную реформу они проходят прямо сейчас вместе со всей системой среднего профессионального образования.
В СПО ещё заметнее, чем в высшем образовании, проявляется тренд на соответствие требованиям профстандартов. Сроки подготовки сокращают, неактуальные для рынка труда специальности закрывают. Обновлённые стандарты можно найти на официальном портале правовой информации в разделе Минпросвещения.
ФГОС, как утверждено в законодательстве, — это набор базовых требований, на которые должны опираться все решения образовательных организаций. Но ряд экспертов считают, что если ФГОС кому-то и нужны, то точно не практикам.
Например, Виктор Болотов, как он рассказал участникам «Мастерской учителя», считает, что образовательные стандарты на самом деле почти не влияют на жизнь школы.
Школа работает по учебникам, заявил Болотов, а учебники по-прежнему ориентированы на то, чтобы проверять память. Какие бы компетенции ни были записаны в стандартах, по факту требования к результатам остаются знаниевыми.
Поэтому, по словам Болотова, ФГОС предназначены не для учителей, а для авторов учебников, педвузов и системы повышения квалификации. Реальные требования к школе и к образовательным результатам задаются не стандартами, а кодификаторами ЕГЭ. Это, по его мнению, подтверждает и отсутствие интереса к общественным обсуждениям последних стандартов общего образования. В них, отметил эксперт, участвовали в лучшем случае сотни учителей.
Схожее мнение выразил в интервью вскоре после утверждения последних школьных ФГОС директор петербургского Президентского физико-математического лицея Максим Пратусевич:
«У меня на столе лежит учебник, много задачников, журнал „Математика в школе“, „Квант“, ещё что-то. Но ФГОС или примерная программа не лежат. Они где-то в параллельном мире существуют. От того, что учитель их прочитает, ему не будет ни холодно ни жарко».
А заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы Пермского государственного университета Виктор Имакаев в одном из личных постов в «Фейсбуке»* выразил уверенность в том, что и со стандартами, и без стандартов школы и вузы работали бы одинаково и их роль как набора обязательных требований за 20 лет не подтвердилась:
«Содержание дисциплины, которую преподаёт профессор N, определяется не стандартом, а его, профессора, опытом: традицией, которой он принадлежит, новациями, в которых он (может быть, такие профессора встречаются в университетах) принимает участие».
По мнению других экспертов, во ФГОС высшего образования смешано слишком много функций — и идеологической декларации, и материала для проверок.
«Компетенции, которые должны иметь в первую очередь ценностный смысл и являться ориентиром для разработчиков программ, становятся предметом проверок (их дословные формулировки ищут в программах). Качество образования предполагается зависящим от конкретной (в процентах) доли преподавателей. Эти проценты десятилетиями переходят из стандарта в стандарт без обоснования их необходимости или адекватности», — писала Надежда Княгинина в 2020 году.
Что будет дальше с ФГОС? Что касается школы, мнение о том, что действующие требования не дают учителям ясных ориентиров и не создают в стране единого образовательного пространства, популярно и в Госдуме, и в Министерстве просвещения. Стандарты для школ уже обросли примерными программами, а дальше дополнительных регламентирующих документов, судя по всему, будет только больше. Вплоть до введения «золотого стандарта» школьного образования с единой линейкой учебников. ФГОС в таких условиях, конечно, будут отодвинуты на дальний план.
Вузовские ФГОС, несмотря на заявления министра, что надо бы дать преподавателям спокойно поработать, скорее всего, придётся вновь поменять из-за отказа от Болонской системы. Если по ряду направлений произойдёт переход от бакалавриата к специалитету, то стандарты придётся изменить в первую очередь.
Что касается ФГОС СПО, они и так находятся в процессе активных изменений, и следующие перемены могут быть связаны с результатом эксперимента «Профессионалитет».
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше