Фасилитационная сессия синоним

Фасилитация процесса или что такое фасилитационная сессия

Итак, у нас должна пройти рабочая встреча и назвали мы ее — фасилитационная сессия. Давайте попробуем разобраться, что такое фасилитационная сессия.

Важное условие фасилитационной сессии: любое обсуждение на сессии идет ради того, чтобы было принято качественное решение (поданы интересные идеи и т. д.) С помощью фасилитационного обсуждения мы:

  • вовлекаем всех участников сессии в обсуждение
  • ломаем привычку мыслить шаблонно
  • актуализируем знания каждого
  • формируем связи между личной целью и целями организации

Управлять рабочей встречей (фасилитационной сессией) — это значит нужно понимать, как поэтапно выглядит движение группы к тому результату, которого Вы хотите достичь.

Если в основе модели рабочей встречи стоит модель фасилитации — это значит, что процесс имеет внутренние этапы и внутреннюю структуру (по крайне мере должен иметь). Внутри моделей есть инструменты фасилитации, которые необходимо правильно использовать и применять, в зависимости от задач и контента встречи.

Что общего во всех этапах фасилитационной сессии?

Это наличие на каждом этапе обязательных компонентов: Контекст – Процесс – Результат.  Важно начиная этап мы должны ясно представлять к какому результату мы должны привести группу в конце этапа. Другими словами: какие задачи, как фасилитатор, Вы должны решить. И если решили задачу, то в таком случае Вы привели людей к результату.  А главное Вы должны ответить на вопрос: «Что участники унесут в руках, сердце и голове?» Ну, что? Погнали!

Этап открытие

Главный результат этого этапа: создать рабочую среду и включить  участников встречи в работу.

Первое. Все участники фасилитационной сессии должны понять, зачем их собрали. Что будет результатом встречи на выходе?

Второе. Все участники фасилитационной сессии одинаково должны понимать вопросы которые будут обсуждаться на встрече и знать программу встречи. Они должны понять, как они будут двигаться по программе встречи. Что будет делать фасилитатор во время фасилитационной сессии.

Это необходимо, чтобы люди почувствовали себя в безопасности и у них появилась мотивация достижения результата сессии. Важно понимать какие этапы будут на фасилитационной сессии. Что будет происходить на этих этапах и какие инструменты мы можем использовать на разных этапах.

В нашем разделе, посвященном инструментам фасилитации, мы постепенно будем делать описание уже известным методам, которые мы используем. А так же мы будем описывать новые методы и инструменты, которые мы заимствуем у наших коллег со всего мира.

Как начинать сессию, зависит от культуры компании, количества участников, предыдущих навыков участников группы. Так, например, где-то надо обязательно обозначить роли: кто, например, будет вести встречу. Обязательно нужно обозначить результат фасилитационной сессии, который заранее был согласован с заказчиком до начала сессии.

Можно выделить несколько важных моментов на этом этапе

  • Необходимо проинформировать участников о целях и задачах сессии, ожидаемом результате и предстоящем процессе. Желательно, чтобы часть информационного потока взял на себя «заказчик». Всегда необходимо с заказчиком проговорить кто и, что говорит. Правда иногда приходится все-таки вслед за заказчиком проводить корректировку. Будьте к этому готовы!
  • Необходимо обозначить роль фасилитатора в этом процессе.
  • Необходимо вовлечь участников в процесс сессии. Этого можно добиться с помощью объяснения того, что может измениться от принятых решений на этом мероприятии (работа станет легче, коммуникации станут комфортней и т. д.). Нужно описать важность и значимость их присутствия. Лучше, чтобы это сделал заказчик. Именно заказчик может сказать почему важно участие каждого и почему важна эта фасилитационная сессия.

На этом этапе фасилитационной сессии нужно открыть «три двери»

  • Первая: открытие пространства. Каждый участник должен понимать, как устроено пространство, для чего это нужно, где находятся «удобства». Как будут использоваться столы, стены.
  • Вторая: открытие самой сессии. Мы объясняем формат. Чем он хорош. Какими преимущества, какие особенности, какие правила. Согласовываем правила.
  • Третья: открытие темы. Вопрос сессии, цели сессии, контекста, смысловые ограничения.

Таким образом, мы получаем мотивированных, в активной позиции участников. Люди в конце этапа понимают каких результатов в совместной работе они должны достичь. Знают какие вопросы они будут обсуждать (программу, повестку) и как они будут работать (что они должны будут делать).  В этом они должны найти для себя смысл работать над этими вопросами.  Обязательно нужно проговорить тайминг встречи (начало, окончание и перерывы)! Выход с этапа открытия является входом в этап построения общего понимания.

Основной результат этапа: Участники поняли цель и программу встречи, нашли свои смыслы в них, и они готовы начинать.

Фасилитационная сессия. Этапы сессии

Во время планирования этого этапа нам нужно держать в фокусе задачу, которую хочет решить заказчик. Здесь нужно понять, насколько заказчик готов погружаться в процесс. Готов он погружаться в обратную связь групп или просто готов ответить на вопросы. Важно (!) понять, что хочет заказчик и как он видит этот этап.

Соответственно исходя из задачи мы отбираем самые подходящие инструменты, которые можно использовать, которые приведут нас к намеченному результату.

Варианты структуры построения начала фасилитационной сессии

Чаще всего встречаются два сценария начала фасилитационной сессии. Следует отметить, что начало сессий Lego Serious Play отличается от описанных ниже вариантов.

Первый вариант – это донесение или, другими словами, передача информации от заказчика (эксперта) всем присутствующим участникам. Этот вариант создания общего понимания называют «Информационное копирование». В рамках такого варианта построения общего понимания мы используем инструменты, как «Три уровня вопросов» или «MeWeUs».

Как выглядит примерная структура этого варианта начала фасилитационной сессии.

  • Изначально мы задаем фокусирующие вопросы. Эти вопросы нужны для того, чтобы когда участники слушают информацию выбирали в ней важную информацию для себя. Если люди знают, что делать с информацией ценность информации повышается
  • Идет информирование участников по теме фасилитационной сессии. Например выступает либо заказчик либо эксперт
  • Для вовлечения каждого мы просим участников индивидуально отвечать фокусирующие вопросы. Этим действием мы добиваемся вовлечения каждого участника в процесс фасилитационной сессии
  • Затем мы формируем группы. Это нам нужно, чтобы каждый был в активной позиции. Работа в группе позволяет сформировать общее понимания темы фасилитационной сессии. Группа совместно может подготовить обратную связи и вопросы к спикеру
  • Группы дают обратную связь и задают вопросы
  • Спикер структурирует и отвечает на вопросы
  • Спикер или ведущий резюмирует

Второй вариант построения общего понимания — это совместное построение общей картины самими участниками фасилитационной сессии. Они определяют текущее и целевое состояния вопроса обсуждения. Определяют  наиболее приоритетные вопросы для обсуждения. На этом этапе фасилитатору важно  собрать  как можно больше мнений и вместе с группой  построить общую картину. Поэтому этот вариант развития сессии можно назвать «От частного к общему». При этом варианте мы используем очень  удобный инструмент фасилитации Поиск смысла.

Как только мы построим общее понимание можно переходить к поиску совместного решения.

Что такое фасилитационная сессия. Управление этапом открытия

Процессом на этапе открытия фасилитационной сессии нужно управлять. Для этого существует, например такой инструмент как «Три уровня вопросов». Заказчику важно рассказать, как это инструмент работает и договорится как его будем использовать во время сессии.

При подготовке этой части программы могут быть использованы как консервативные подходы, так и совсем необычные.

В конце этого этапа (его иногда называют этапом «построение общего понимания») участники одинаково понимают вопросы и контекст фасилитационной сессии. И так. В этой статье мы разобрали что такое фасилитационная сессия и первый ее этап. В следующей статье мы разберем такие этапы фасилитационной сессии, как: поиск решений, план действий.

Продолжение читайте в статье Фасилитационная сессия или фасилитация что это такое. Часть 2.

фасилитация

фасилитация
фасилитация
сущ.

, кол-во синонимов: 2

Словарь синонимов ASIS.
.
2013.

.

Синонимы:

Смотреть что такое «фасилитация» в других словарях:

  • фасилитация —    ФАСИЛИТАЦИЯ (с. 621)    16 июля 1965 г. в популярном американском журнале Science («Наука») появилась статья Роберта Зайонца «Социальная фасилитация», положившая начало целому направлению социально психологических исследований.    Слово… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ФАСИЛИТАЦИЯ — Cпособ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие либо навыки Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Фасилитация — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 сентября 2012. Пока процесс обсужде …   Википедия

  • фасилитация социальная — (от англ. facilitate облегчать) повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека …   Большая психологическая энциклопедия

  • ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — Психологический эффект повышения эффективности деятельности в том случае, когда за работающим наблюдают. Социальная фасилитация характерна для относительно простых видов деятельности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Фасилитация социальная — [от англ. facilitate облегчать] повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Фасилитация (фацилитация) — (лат. «облегчение», от facilis «легкий») – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие наблюдения за ней другого человека (людей), в частности, соперника. Ср. социальная фасилитация. Ср. ситуацию покосом, в котором… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • фасилитация — усиле­ние доминантных реакций, действий, деятельности в присутствии других лю­дей наблюдателей и содеятелей (Д. Майерс) …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Фасилитация — (от англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать) – эффективная технология решения проблем групповой эффективности. Напр., предложение разных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых клиенты делают выводы. Ведущий… …   Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз

  • фасилитация — облегчение …   Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого

Слово «фасилитация» происходит от латинского слова «facil», что означает «легкий». С английского языка слово  «facilitate» переводится как «помогать, облегчать, содействовать».

Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы (планерки, совещания, стратегической сессии), направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.

​Фасилитатор – это профессиональный ведущий таких групповых встреч.

​Слова «фасилитация» и «модерация» я использую как синонимы. 

КОГДА НЕОБХОДИМО ПРИГЛАШАТЬ ФАСИЛИТАТОРА?

Обычно совещания проводят руководители. Но есть ситуации, когда лучше поручить проведение, модерирование подобного мероприятия профессиональному фасилитатору.

К этим ситуациям относятся:

  • когда руководителю необходимо разделить роли ведущего и участника совещания, чтобы принять полное участие в обсуждении проблемного вопроса;
  • когда обычные способы проведения групповых собраний не дают результата;
  • когда сложность и важность темы и/или большое количество участников требует нестандартных подходов;
  • когда необходимо согласовать разносторонние интересы групп и принять жизнеспособное решение.

Правила предоставления услуги

Я фасилитирую группы от 3 до 100 человек.

Что входит в стоимость?

Я помогаю организовать и провести групповое обсуждение по следующим задачам:

  • разработка стратегии развития компании;
  • разработка миссии и ценностей компании;
  • планирование и запуск новых проектов;
  • анализ и решение актуальных проблем на предприятии;
  • проведение фокус-групп;
  • обмен опытом между филиалами, дилерами, партнерами;
  • подведение итогов года, проекта и т. п.

ФАСИЛИТАЦИЯ

фасилитация
сущ., кол-во синонимов: 2
• фасилитаторство (2)
• экофасилитация (1)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
фасилитаторство, экофасилитация

ФАСИЛИТИЗ →← ФАСИЛИТАТОРСТВО

Синонимы слова «ФАСИЛИТАЦИЯ»:

ФАСИЛИТАТОРСТВО, ЭКОФАСИЛИТАЦИЯ

Смотреть что такое ФАСИЛИТАЦИЯ в других словарях:

ФАСИЛИТАЦИЯ

   ФАСИЛИТАЦИЯ (с. 621)
   16 июля 1965 г. в популярном американском журнале Science («Наука») появилась статья Роберта Зайонца «Социальная фасилитация», положившая начало целому направлению социально-психологических исследований.
   Слово «фасилитация» в английском языке встречается нечасто и почти исключительно в психологическом контексте — как производное от глагола facilitate — облегчать, помогать, способствовать. Не умея или не желая подобрать русский эквивалент, наши психологи в очередной раз позаимствовали термин-«кальку». «Краткий психологический словарь» разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида». Про Зайонца в словаре ни слова, хотя именно он ввел данное понятие в научный обиход и наметил перспективы исследования этого явления.
   Впрочем, о его приоритете можно говорить лишь с известной долей условности. Само это явление было зафиксировано еще в конце XX в. в опытах французского физиолога К.Фере, первооткрывателя психогальванического рефлекса. Затем оно изучалось многими исследователями, в частности в нашей стране В.М. Бехтеревым и Н.Н. Ланге. Было показано, что присутствие наблюдателя заметно влияет на осуществление человеком практически любой деятельности. Причем влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Последний феномен получил название социальной ингибиции (подавления). Его наглядно иллюстрирует небезынтересный опыт, проводившийся в 20-х гг.в Берлине в школе К. Левина. Испытуемыми в опыте выступали студенты — люди по большей части малообеспеченные, буквально недоедавшие. Их усаживали за стол, полный яств, и предлагали угощаться вволю. Единственной помехой выступал сам экспериментатор, который тоже усаживался за стол, но ничего не ел, а внимательно следил за испытуемым и что-то записывал в блокнот. Можно себе представить, что в такой ситуации у испытуемых «кусок не лез в горло», и большинство вставали из-за стола голодными.
   Сорок лет спустя Роберт Зайонц решил выяснить, от чего зависит успешность деятельности в присутствии наблюдателя. В качестве его испытуемых выступили не люди, а животные, причем даже не млекопитающие или птицы, а такие примитивные существа, как тараканы. Вероятно, на этом основании психологические выводы Зайонца можно было бы оспорить (допустить аналогию таракана и человека очень нелегко!), если бы полученные результаты не были впоследствии многократно воспроизведены в опытах на людях. (Вообще склонность к аналогиям у Зайонца очень сильна: одна из его работ даже вышла под вызывающим названием «Социальная психология животных».)
   Вместе с коллегами, Хайнгартнером и Германом, Зайонц построил несложный ярко освещенный лабиринт с галереей для наблюдения, куда помещались тараканы. Яркий свет является раздражающим стимулом для тараканов, и они стараются его избежать, поспешно проходя лабиринт, чтобы добраться до темной коробки. Выяснилось, что тараканы пробегают лабиринт быстрее, когда за ними «наблюдают» другие тараканы. Однако когда лабиринт усложняется, результаты получаются обратными — присутствие себе подобных затрудняет прохождение сложного лабиринта. Зайонц предложил изящное объяснение этому эффекту. Во-первых, присутствие других увеличивает физиологическое возбуждение, а во-вторых, при повышенном возбуждении лучше выполняются легкие задания, в то время как выполнению сложных оно препятствует. Иными словами, присутствие окружающих помогает осуществлению хорошо заученных устойчивых реакций и препятствует новым, еще не усвоенным. Но почему простое присутствие окружающих вызывает физиологическое возбуждение? Зайонц утверждает, что присутствие других людей (или тараканов, если изучается поведение тараканов, — разница, по его мнению, невелика) увеличивает сложность ситуации, ибо живые существа непредсказуемы и, в отличие от статичных элементов окружающей среды, вызывают более значительное возбуждение. Кроме этого, существуют следующие объяснения: 1) присутствие других отвлекает, и это вызывает возбуждение; 2) если речь идет о людях, то надо признать, что они устроены сложнее, чем другие животные виды, и возбуждение у них является результатом ожидаемой оценки со стороны окружающих.
   При всей спорности исследовательской позиции Зайонца полученные им результаты отвечают принципиальным научным критериям — воспроизводимости и прогностичности. Сегодня исследования, начало которым было положено его опытом над тараканами, ведутся широким фронтом — уже не ради того, чтобы оспорить выводы Зайонца (они достоверно подтверждены), но чтобы их углубить и расширить…. смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ

Cпособ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки<br><p class=»src»><em><span itemprop=»source»>Словарь бизнес-терминов.<span itemprop=»author»>Академик.ру</span>.<span itemprop=»source-date»>2001</span>.</span></em></p><b>Синонимы</b>: <div class=»tags_list»>
фасилитаторство, экофасилитация
</div><br><br>… смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ

процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников. Успешная фасилитация включает предварительную подготовку и планирование, конструктивный подход. Она требует определенные навыки и тип поведения, набор средств и методов, необходимых для работы. Цель фасилитатора — поддерживать групппу, чтобы выполнить стоящую перед ней задачу. … смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ

от англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать) – эффективная технология решения проблем групповой эффективности. Напр., предложение разных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых клиенты делают выводы. Ведущий (фасилитатор) задает процедуру, которая дает участникам возможность понять проблему, а также отработать определенные навыки ее решения…. смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ

ж.facilitation; см. тж облегчение- ретроактивная фасилитация- социальная фасилитация

ФАСИЛИТАЦИЯ

Процесс, благодаря которому художественное творчество доводится до участников и зрителей. Включает не только обучение, тренинг, демонстрацию, режиссуру, репетиции, исполнение, но также, например, монтаж выставки, дизайн среды и т.д…. смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ

(от англ. tu facilitate – «способствовать», «облегчать», «помогать») — это возрастающая продуктивность деятельности людей в зависимости от присутствия других людей. … смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ

усиле­ние доминантных реакций, действий, деятельности в присутствии других лю­дей наблюдателей и содеятелей (Д. Майерс).

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

[англ. facilitate — облегчать] — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Впервые Ф. с. была зафиксирована в конце XIX в. в опытах французского физиолога Фере, а затем подробно описана Ф. Олпортом, В. Меде, В.М. Бехтеревым (совместно с М.В. Ланге) и др. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, людей ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название социальной ингибиции (подавления). Установлено, что возникновение феномена Ф. с. зависит от характера выполняемых человеком задач. Присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость Ф. С. от пола, возраста, статуса, других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим. И.Г. Дубов… смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

[от англ. facilitate — облегчать] — повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов. Впервые социальная фасилитация была зафиксирована и описана еще в конце XIX века (В. М. Бехтерев, Ф. Олпорт, Л. В. Ланге и др.). Одним из случаев выявления феномена социальной фасилитации была ситуация, зафиксированная наблюдателями на велосипедном треке (в отличие от обычного стадиона, велотрек устроен таким образом, что трибуны со зрителями там расположены вдоль лишь одной стороны трассы). Оказалось, что вне зависимости от оговоренных с тренером тактических планов борьбы за первенство в заезде, именно перед трибунами со зрителями спортсмены непроизвольно ускоряются даже в ущерб возможной победе, которая как необходимое условие предполагала бы некоторое «предразгонное замедление». В ряде случаев присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида людей, ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название социальной ингибиции. Совершенно однозначно зафиксирован тот факт, что феномен «фасилитация — ингибиция» принципиально по-разному проявляется в условиях интеллектуально сложной и простой, по сути дела, механической деятельности. Так, в первом случае наличие наблюдателей чаще всего приводит к снижению качественной успешности осуществляемой субъектом деятельности, а во втором — к явному наращиванию количественных показателей ее реализации. Следует отметить, что выраженность социально-психологического феномена «фасилитация — ингибиация» во многом зависит от половозрастных, статусно-ролевых и целого ряда других социальных и социально-психологических характеристик личности. В то же время необходимо понимать, что подобное «включение» в процесс анализа дополнительных конкретизирующе-персонифицирующих переменных ставит перед исследователем задачу на этапе интерпретации эмпирических данных с помощью дополнительных экспериментальных усилий дифференцировать феномен «фасилитация — ингибиция» и феномен реальной личностной персонализации. Следует различать сущностное несовпадение феноменов фасилитации и персонализации. Если в «персонализационной» ситуации происходит актуализация образа конкретного в той или иной степени «значимого другого», то в «фасилитационной» ситуации актуализируется лишь сам факт присутствия другого, не значимого как конкретная личность, а значимого лишь потому, что он присутствует и потому, что он «другой».
Наряду с уже упомянутыми результатами наблюдений за состязаниями на велотреке, феномен социальной фасилитации был зафиксирован в целом ряде экспериментальных ситуаций. Один из классических экспериментов такого рода поставил еще в начале XX в. Н. Триплет. Группе детей он предлагал выполнить простое задание — с максимально возможной скоростью намотать леску на катушку спиннинга. Сначала испытуемые должны были делать это поодиночке, а затем, в группе. В результате было установлено, что в присутствии других дети быстрее справляются с данной задачей. В своих ранних экспериментах Н. Триплет зафиксировал также, что в ситуации реального состязания с живыми соперниками велогонщики показывают более высокие результаты, чем в контрольных одиночных заездах на максимальную скорость.
В последующих экспериментах, проводившихся в разных странах, было зафиксировано, что «…в присутствии других повышается также скорость, с которой люди выполняют простые примеры на умножение и вычеркивают в тексте заданные буквы. Повышается кроме того точность выполнения простых заданий на моторику…». Нечто подобное было зафиксировано и в экспериментах с животными. Так, например, «в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее роют песок, а цыплята склевывают больше зерен. В присутствии других сексуально активных крыс у спаривающихся крыс повышается сексуальная активность»1.
С другой стороны, в ранних исследованиях проявления социальной ингибиции также были зафиксированы как у людей (в частности, при прохождении лабиринта, заучивании бессмысленных слогов и решении сложных математических задач), так и у животных. Так, например, «в присутствии других особей своего вида тараканы, попугаи и зеленые зяблики проходили лабиринт медленнее, чем обычно»2. Противоречивость результатов первых исследований феномена «фасилитация-ингибиция» привела к тому, что эксперименты в этой области практически прекратились на довольно длительный период.
Новый толчок эти исследования получили благодаря работам социального психолога Р. Зайенса. Именно он первым выдвинул предположение о том, что эффект фасилитации имеет место в случае простой механической деятельности, а ингибиции — в ситуации интеллектуально сложной. При этом он опирался на хорошо известный принцип, согласно которому возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию. Как считает в этой связи Д. Майерс, повышенное возбуждение, обусловленное присутствием других людей, «…улучшает выполнение простых задач, для которых наиболее вероятной (“доминирующей”) реакцией является правильное решение. (Заметим, что применительно к таким задачам правильное решение практически всегда является однозначным и единственным — В. И., М. К.). Люди быстрее разгадывают простые анаграммы, такие как «лебх», когда они возбуждены. В сложных задачах, где правильный ответ не напрашивается сам собой, возбуждение приводит к неправильной реакции. Возбужденные люди обычно хуже решают сложные анаграммы. … Сматывание лески, решение простых примеров на умножение и выполнение заданий, связанных с едой, — все это легкие задачи, для которых реакция хорошо усвоена или врожденно доминирует. И вполне естественно, что в присутствии других людей выполнение таких заданий заметно улучшается. С другой стороны, усвоение нового материала, прохождение лабиринта и решение сложных математических задач — это более трудные задания, для которых верный ответ изначально менее вероятен. И нет ничего удивительного в том, что в присутствии других людей увеличивается число неверных ответов в таких задачах. Одно и то же общее правило — возбуждение благоприятствует доминирующей реакции — применимо в обоих случаях»1.
Данное объяснение феномена «фасилитация — ингибиция» получило подтверждение в многочисленных экспериментах, проведенных как самим Р. Зайенсом, так и многими другими исследователями. В одном из таких экспериментов Р. Зайенс и его коллега С. Сейлз «…предлагали испытуемым произносить каждое слово из некоего набора бессмысленных слов от 1 до 16 раз. Затем они объясняли, что эти слова будут по одному появляться на экране. Испытуемым предлагалось каждый раз отмечать, какое из слов появилось. В то время как в действительности на экране в течение одной сотой доли секунды экспонировались лишь хаотичные черные линии, испытуемые “видели” по большей части те слова, которые до этого называли чаще. Эти слова стали доминирующей реакцией»2. При этом, если в одиночку испытуемые называли доминантные слова примерно в два раза чаще, чем повторенные всего один раз, то в присутствии наблюдателей это соотношение возрастало до 3:1.
Дальнейшие исследования «…подтвердили тот факт, что социальное возбуждение благоприятствует доминирующей реакции, независимо от того правильна она или нет. Петер Хант и Джозеф Хиллери обнаружили, что студентам университета Акрона в присутствии других людей требуется меньше времени на изучение простого лабиринта и больше времени — на изучение сложного…. А Джеймс Майклз с сотрудниками обнаружил, что хорошие игроки в билльярд из студенческого союза Виргинского политехнического института (те, кто попадал в лузу в 71% случаев при незаметном наблюдении) играли еще лучше (81% попаданий), когда четверо наблюдателей приходили посмотреть на игру. Плохие же игроки (у которых до этого была результативность 36%) при публичном выступлении играли даже хуже (25% попаданий)»3.
Результаты, полученные Дж. Майклзом, позволяют понять, почему хорошо известный во многих видах спорта эффект «своего поля» гораздо более значим для команд среднего уровня, чем для по-настоящему классных спортивных коллективов. Вполне понятно, что присутствие многочисленной благожелательно настроенной аудитории усиливает доминантные реакции. В то же время, если последние недостаточно развиты, негативная реакция трибун может оказывать ингибирующее воздействие. При этом, чем выше класс команды, тем лучше усвоены ее членами навыки, связанные как с индивидуальными действиями на спортивной площадке, так и с командным взаимодействием, а следовательно, тем ниже степень зависимости эффективности от реакции болельщиков.
Надо сказать, что в последние годы, наряду с теорией Р. Зайенса, получили распространение и другие точки зрения на природу и сущность феномена «фасилитация — ингибиция». Одной из них является так называемая модель отвлечения внимания/конфликта. В основе данной модели лежит представление о том, что присутствие других людей всегда привлекает к себе наше внимание. В результате возникает внутренний конфликт между двумя основными тенденциями, проявляющимися практически в любой ситуации публичной деятельности: «1) уделять внимание аудитории и 2) уделять внимание самой задаче. Этот конфликт способен увеличить возбуждение, которое в дальнейшем помогает или препятствует выполнению задачи в зависимости от того, связано правильное решение данной задачи с доминирующей реакцией или нет. Кроме того, такой конфликт может вызвать когнитивную перегрузку, если усилия, необходимые для того, чтобы непременно уделять внимание сложной задаче и другим людям, превышают уровень познавательных способностей индивида»1.
Кроме того, проявление и степень выраженности феномена «фасилитация — ингибиция» зависит от целого ряда факторов. С собственно социально-психологической точки зрения, особый интерес в этой связи представляет влияние уровня группового развития. Как показывает практика, в группах высокого уровня социально-психологического типа развития, присутствие других и взаимодействие с ними оказывает отчетливо выраженное фасилитирующее влияние в процессе и сложной интеллектуальной деятельности. Особенно ярко это проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и «единственно верного» решения и требующими креативного подхода. Более того, как показывают последние исследования в области психологии менеджмента, в современных условиях наличие полноценной команды является не только полезным, но часто и совершенно необходимым условием поиска эффективных решений такого рода задач. Правда, в данном случае, в ситуации высокоразвитой общности ее можно рассматривать в качестве психологически целостного, пусть и коллектиного, но субъекта.
В этой связи в профессиональном сленге социальных психологов-практиков специализирующихся в сфере организационного консультирования, под фасилитацией зачастую понимается повышение эффективности деятельности малой группы под воздействием курирующего ее тренера-консультанта, а сам он нередко называется фасилитатором групповых процессов или просто фасилитатором. И все-таки наиболее точным и общепризнанным в современной социальной психологии содержанием термина «фасилитация» является его определение в контексте феномена «фасилитация — ингибиция».
Практический социальный психолог, планируя любое, как индивидуально-специфическое, так и функционально-ролевое свое влияние и взаимовлияние членов интересующей его группы должен учитывать феномен «фасилитация — ингибиция» и отдавать себе отчет в том, что порождаемый фасилитационный эффект может оказаться как существенным ресурсом для достижения поставленных целей, так и серьезным препятствием, которое этих целей достигнуть не позволит…. смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

(от англ. facilitate облегчать) — повышение скорости или продуктивности деятельности человека вследствие актуализации в сознании человека образа (восприятия, представления и т. п.) др. человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя. Возникновение феномена Ф. с. зависит от характера выполняемых задач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно 158на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость Ф. с. от пола, возраста, статуса, др. характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие др., не вмешивающихся в действия личности, ведет к ухудшению результатов ее деятельности. Указанное явление получило название соц. ингибиции (подавления). Явление Ф. с. учитывается в пед. процессе, когда учитель хочет простимулировать деятельность отдельного воспитанника, группы или класса…. смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

первоначальное значение тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые и хорошо знакомые задачи в присутствии других; современное значение повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей (без вмешательства в его действия),выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями. (1)… смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Психологический эффект повышения эффективности деятельности в том случае, когда за работающим наблюдают. Социальная фасилитация характерна для относительно простых видов деятельности.<br><p class=»src»><em><span itemprop=»source»>Словарь бизнес-терминов.<span itemprop=»author»>Академик.ру</span>.<span itemprop=»source-date»>2001</span>.</span></em></p>… смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

(от англ. facilitate — облегчать) — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида (см. отраженная субъектность). Впервые Ф. с. была зафиксирована в конце XIX в. в опытах французского физиолога Фере, а затем подробно описана Ф. Олпортом, В. Меде, В. М. Бехтеревым (совместно с Н. Н. Ланге) и др. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, людей ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название социальной ингибиции (подавления). Установлено, что возникновение феномена Ф. с. зависит от характера выполняемых человеком задач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость Ф. с. от пола, возраста, статуса, других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим…. смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ (ФАЦИЛИТАЦИЯ)

(лат. «облегчение», от facilis «легкий») – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие наблюдения за ней другого человека (людей), в частности, соперника. Ср. социальная фасилитация.
Ср. ситуацию покосом, в котором принимает участие Левин: боясь, что крестьяне, следящие за его работой, подумают, что он неумелый косарь и обгонят его, Левин работает более старательно и успешно (Л. Толстой, Анна Каренина). Ср. апопатическое поведение, социальное поведение…. смотреть

В бизнес-сообществе все чаще звучат слова «фасилитация» и «фасилитатор». Что же такое «фасилитация», и кто такой «фасилитатор»? Как они могут помочь руководителям повысить эффективность групповых дискуссий? Как оценить результат групповой работы? И какими методами руководителям можно воспользоваться уже сегодня?


Что такое фасилитация? Кто такой фасилитатор?

Фасилитацией в наше время обозначают профессиональную организацию процесса командной работы, направленную на обсуждение, прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс обсуждения при этом выстраивается таким образом, чтобы участники в каждый момент времени были максимально вовлечены и понимали, что тот результат, к которому они придут, позволит продвинуть общее дело вперед. Получается, что команда совместно вырабатывает решения и переходит к их реализации.

Сделать результат групповой работы максимально эффективным помогают одновременно две составляющие: участие в обсуждении обладающих экспертизой сотрудников и грамотная организация самого процесса обсуждения. За второй пункт как раз и отвечает фасилитатор.

Участие фасилитатора в выстраивании обсуждения крайне необходимо, так как зачастую, когда нет человека, помогающего выстроить процесс, в командах экстраверты доминируют над интровертами, люди с быстрым мышлением слишком давят на остальных, не все готовы высказываться при руководителях. Процесс затягивается, воцаряется хаос. В результате, даже если решение приняли, часто оно разделяется не всеми участниками, и поэтому его неохотно реализуют.

Одна из задач фасилитатора — выстроить процесс обсуждения таким образом, чтобы все участники имели возможность высказать свое мнение, поняли, кто что имел ввиду на самом деле, совместно пришли к единому и разделяемому всеми решению.


Довольно частая некорректная ситуация — заказчик планирует использовать фасилитацию для того, чтобы подвести участников к конкретному плану или идее, которые ему нравятся. Если прямо сказать об этом сотрудникам, они могут воспринять план или идею как навязывание и воспротивиться этому. Поэтому для реализации задуманного заказчик просит помочь фасилитатора. Здесь начинается самое интересное. Ведь профессиональный фасилитатор на подобное никогда не пойдет, так как это уже не фасилитация, а манипуляция или фасипуляция. А такой подход противоречит этике фасилитатора, поскольку фасилитация — это про организацию процесса совместного поиска и совместного выбора, а не про то, как подвести участников к «правильному» ответу руководителя.

Что касается организации фасилитатором процесса групповой работы, то делать это можно по-разному: можно просто готовить дома, а можно быть признанным шеф-поваром. Так и с фасилитацией.

Лучше всего профессионализм фасилитатора раскрывают компетенции и этика, разработанные Международной ассоциацией фасилитаторов. Профессиональный фасилитатор обязан знать множество разнообразных методов работы с группой и уметь с группой работать. Проводить фасилитацию он может только в том случае, если заказчик понимает, зачем ему нужна сессия и какова ее цель. Фасилитатор должен применять такие методы и задавать такие вопросы, чтобы обсуждения были глубокими, и участники докапывались до сути. При этом он не имеет право влезать в контент обсуждения, высказывать свое мнение или предлагать идеи по содержанию, фасилитатор беспристрастен и нейтрален. Он всегда работает с группой (пусть это будет даже 2 человека), а не с личностью, и ориентирован на решение конкретной бизнес-задачи, которую может решить именно группа.

Фасилитатор-руководитель?

Очень распространенный вопрос:

Может ли руководитель сам проводить фасилитацию со своими сотрудниками?

Эксперты по фасилитации PowerLexis считают, что это возможно, но рекомендуют прибегать к такому варианту только в определенных случаях.

И вот почему — дело в том, что в идеале фасилитатор должен уделять максимальное внимание процессу проведения сессии и быть нейтральным по отношению к контенту обсуждения. С участниками всё наоборот: в идеале они должны быть максимально погружены в контент обсуждения и не вмешиваться в процесс проведения сессии. Если каждый будет выполнять свою роль и делать это профессионально, результат сессии получится максимально качественным.

В случае, когда руководитель, например, обладает развитыми навыками фасилитатора, то на время сессии он будет стараться быть нейтральным по отношению к обсуждаемым вопросам, и тогда группа потеряет сильного эксперта, который мог бы привнести крайне полезный контент.

Еще одна проблема, которая может возникнуть в такой ситуации, — руководитель/фасилитатор не сможет быть беспристрастным и безэмоциональным к обсуждению группы, особенно если будет с чем-то не согласен, и тогда эффективность командной работы серьезно снижается.

Проводить сессию самостоятельно эксперты рекомендуют тем руководителям, которые смогут четко разделить 2, а иногда 3 роли во время сессии:

  1. Классический фасилитатор: управляет процессом.
  2. Эксперт/участник сессии: участвует в сессии наравне со всеми.
  3. Руководитель: уполномочен применять право вето или, наоборот, взять на себя ответственность за то или иное решение (эту роль стоит вводить очень осторожно, так как участники могут почувствовать недоверие и перестать выкладываться на сессии).


Четко разделять роли — значит внимательно наблюдать за собой и развивать осознанность своих действий. Важно:

  • До начала фасилитационной сессии рассказать участникам о своих ролях и об условных обозначениях. Например, «когда на мне белая шляпа — я фасилитатор. Когда зеле ная — я обычный участник наравне со всеми. Когда красная — я руководитель». Вместо шляп могут быть любые другие заметные предметы.

  • Во время сессии четко удерживать позиции роли, которая соответствует выбранному предмету/цвету несмотря на то, что это бывает очень непросто. Участники сессии в каждый момент времени должны четко понимать, из какой роли с ними говорят.

Как подготовиться к групповой работе и оценить ее результат?

Для руководителей, которые решили самостоятельно проводить групповые дискуссии, эксперты PowerLexis подготовили несколько рекомендаций. Они позволят значительно повысить эффективность любых совещаний и групповых дискуссий.

3 главных вопроса для подготовки групповых дискуссий

Для любой групповой дискуссии важно очень четко сформулировать ответы как минимум на 3 вопроса:

  1. Какой вопрос обсуждаем?
  2. Какие рамки обсуждения?
  3. Какой образ результата хотим достичь?


При этом ответы нужно не просто сформулировать устно, а зафиксировать письменно. После нужно удостовериться, что все участники одинаково понимают суть этих ответов. На протяжении всей дискуссии каждый участник должен видеть ответы.

3 главных критерия для оценки результата групповой дискуссии

Если спросить руководителей, зачем они проводят совещания и другие групповые обсуждения, то большинство из них ответит: «для того, чтобы получить определенный результат». Но как оценить результат?

Критериев оценки групповой работы существует много, поскольку они зависят от разных факторов, в особенности от целей и задач сессии. Эксперты по фасилитации PowerLexis выделили топ-3 критерия:

  1. Удалось ли получить тот образ результата, о котором шла речь при обсуждении и планировании сессии? Крайне важно, чтобы фасилитатор вместе с заказчиком этот образ результата очень четко прописали на начальном этапе.
  2. Вовлечены ли в процесс групповых обсуждений и принятие решений большинство участников сессии? Этот критерий зависит одновременно и от фасилитатора, и от заказчика сессии (руководителя). Насколько заказчик смог показать ценность сессии для участников и насколько правильно смог оценить необходимость присутствия тех или иных сотрудников на сессии.
  3. Произошли ли изменения через 1−2 месяца после завершения сессии?Как бы это парадоксально не звучало, но сессия не заканчивается после сессии. Важно не только продуктивно провести 1−2−10−20 часов, но и сделать так, чтобы полученные результаты внедрялись после сессии. Этот критерий одновременно зависит от фасилитатора, заказчика и участников.

3 метода как сделать групповую работу эффективнее

В настоящее время существует огромное количество методов для групповой работы. Например, на сайте Международной ассоциации фасилитаторов IAF описано более 600 методов.

В этой статье остановимся на 3-х методах, которые в некоторой степени отвечают на 3 самых популярных вопроса, возникающих у руководителей при подготовке мероприятия:

  1. Как вовлечь аудиторию во время выступления спикера? — Метод ОРИП
  2. Как креативно подойти к поиску решений? — Инверсионный метод анализа
  3. Как оперативно принять решение? — Метод 5 пальцев

Вопрос 1. Вовлечение аудитории во время выступления спикера.

Метод ОРИП

Один из множества способов включения аудитории во время выступления спикеров — вопросы к аудитории.

Суть метода: до начала выступления спикера озвучить от 1 до 4 вопросов и попросить слушателей во время выступления фиксировать ответы.

Для этого можно использовать структуру из метода ОРИП:

  • Объективный уровень: факты/данные (используем только органы чувств без включения сердца и головы). Пример: «Какую информацию вы услышали?»
  • Рефлексивный уровень: эмоции/чувства/ощущения (отвечаем сердцем, не головой). Пример: «Какие идеи спикера у вас вызвали наиболее сильные эмоции?»
  • Уровень интерпретации (отвечаем головой, не сердцем). Пример: «Что из сказанного спикером вам показалось наиболее актуальным?»
  • Уровень решений/действий (принимаем решения и составляем план действий). Пример: «Какие советы спикера вы примените в течение недели после мероприятия?»


Сколько вопросов задавать и какие уровни вопросов задействовать зависит от многих параметров мероприятия: целей, задач, формата, аудитории и т.д.

Вопрос 2. Креативный подход к поиску решений.

Инверсионный метод анализа

Очень важно во время дискуссий выйти за пределы стандартного мышления и расширить количество и глубину идей.

Часто используемый вариант обсуждения чего-либо — просто задать прямой вопрос и начать высказывать идеи. Например:

  1. Как можно добиться того, чтобы женщины занимали больше лидерских позиций в обществе?
  2. Как можно прекратить автомобильные пробки в городах?
  3. Как можно зависимую от гаджетов молодежь приобщить к живому общению?
  4. Как можно сподвигнуть государственных должностных лиц работать эффективнее?

С одной стороны, воспользоваться таким вариантом проще и быстрее, но, с другой стороны, есть один большой минус — количество, широта и глубина идей могут быть ограничены.

4 шага для получения большего числа качественных идей:

  1. Формулируем нужный вопрос.
  2. Переворачиваем вопрос.
  3. Генерируем «вредные» советы.
  4. На основе «вредных» советов генерируем идеи для ответа на нужный вопрос, что и позволяет расширить восприятие.

К примеру, для 2-го шага приведем перевернутые варианты вопросов, зафиксированных выше:

  1. Как можно гарантировать, чтобы женщины не занимали лидерские позиции в обществе?
  2. Как можно создать хаос на дорогах?
  3. Как можно сделать так, чтобы гаджеты привели к ещё большей социальной изоляции молодежи?

4. Как можно сделать так, чтобы госслужащие работали неэффективно?

Вопрос 3. Оперативное принятие решений.

Метод 5 пальцев

Достаточно типичная ситуация на совещании: кто-то озвучивает вопрос, и все начинают его обсуждать, обсуждать и обсуждать… И лишь спустя длительное время вопрос выносится на голосование, и решение, наконец, принимается.

Чтобы не тратить столько времени и принимать решения более оперативно, воспользуйтесь отличным для этого методом — «Метод 5 пальцев» от Майкла Вилкинсона, одного из авторитетнейших специалистов по фасилитации в мире.

Идея метода в том, что для принятия решений по многим вопросам обсуждение не требуется. Участники и так с ним согласны, просто им хочется поговорить.

Поэтому, сначала проводится голосование и только потом, если решение не принято, проводится обсуждение вопроса и прояснение спорных моментов. Затем еще раз голосование. Эта процедура может повторяться несколько раз.

Вы спросите, при чем тут пальцы. Это условное обозначение, с помощью которого участники совещаний выражают свое согласие или несогласие с обсуждаемым вопросом:

5 пальцев — полностью согласен
4 — согласен
3 — соглашусь с мнением группы
2 — не согласен
1 — сильно не согласен

В первом раунде решение принимается, если все участники подняли 4 или 5 пальцев. Во втором раунде, после некоторого обсуждения, — 5, 4 или 3 пальца. В третьем, после еще одного обсуждения, простым большинством голосов. Этот метод прекрасно работает и при онлайн-обсуждении (если нет видео, можно загрузить картинку с нужным количеством пальцев).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фасилитатор синонимы к слову
  • Фасадная табличка синоним
  • Фасад дома синоним
  • Фарцовщики синонимы
  • Фарцовка синоним