Евгений базаров синонимы

Базаров

Базаров – центральный персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Это разночинец, который пошел против мировоззрения и образа жизни дворянства.

Общие сведения

Евгений Базаров не является дворянином по происхождению. Его отец был лекарем, а дед и вовсе «землю пахал». Всего в жизни Базаров добивается благодаря собственным силам и упорному труду. Евгений – разночинец, который свою жизнь посвятил медицине. Он стремится стать хорошим врачом, который смог бы помогать многим людям и быть полезным обществу.

У нас появилась новая характеристика Базарова.

Характер

Базаров – это умный и образованный молодой человек. Труд – основной инструмент Базарова. Он ценит практические навыки. Для него светское общество бесполезно: он не посещает балы и другие мероприятия, не придерживается речевым особенностям окружающих людей. Небрежность и развязность – вот что характеризует Базарова. Он довольно самоуверен, резок по отношению к другим, холоден. Главный герой привык скрывать свои истинные чувства и эмоции, он не понимает даже сам себя.

Нигилизм

Уже в начале романа читатель узнает, кто такой Базаров. Его отличительная черта заключается в том, что он является нигилистом. Евгений отрицает общепринятые нормы, при этом противоречит сам себе собственными чувствами. Базаров не признает любовь, природу, красоту, искусство, однако перед смертью он понимает, что все это время ошибался.

Базаров – это представитель «нового» поколения, которое встало против погибающего дворянства. Главный герой романа является олицетворением социальных изменений, воплощением ярой борьбы «отцов и детей».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Базаров», рассмотрит общие сведения о центральном персонаже романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», его характер и причастность к нигилизму, теория которого развенчивается в финале произведения.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Надежда Новосёлова

    15/15

  • Ирина Чернышева

    13/15

  • Наталья Ивановская

    15/15

  • Sofy Cat

    13/15

  • Михаил Семенов

    12/15

  • Руслана Никифорова

    15/15

  • Михаил Пермяков

    15/15

  • Тамирис Житбисова

    12/15

  • Мария Кузнецова

    15/15

  • Галина Уланова

    15/15

Значение ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ в Цитатнике Wiki

ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ

Data: 2009-08-14 Time: 13:43:31

Евгений Базаров — герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети».-

* Человек хорош, обстоятельства плохи.

* Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

* Воспитание? – подхватил Базаров. – Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например… А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.

* Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

* Что ж, коли он заслуживает презрения!

* Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения.

* Коли раздавят, туда и дорога.

* «Ты кокетничаешь, – подумал он, – ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне…»

* Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной — длинная, длинная дорога, а цели нет… Мне и не хочется идти.

* Вам хочется полюбить, – перебил Базаров, – а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие.

* Как же собою не дорожить? Если я не имею никакой цены, кому же нужна моя преданность?

* Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды.


Цитатник Wiki.
2012

harakteristika-bazarova-otcy-i-deti-turgenev
Евгений Базаров.
Художник Д. Боровский

Евгений Базаров — главный герой романа «Отцы и дети» Тургенева. Базаров является одним из самых ярких персонажей русской литературы XIX века.

В этой статье представлена цитатная характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности героя.

Смотрите: 
— Все статьи о Евгении Базарове
— Все материалы по роману «Отцы и дети»

Краткая характеристика Евгения Базарова

Евгений Васильевич Базаров — будущий доктор, старший друг Аркадия Кирсанова. Базаров является нигилистом по своим убеждениям. Он — умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Евгений Базаров не признает искусство и романтику. Он не восхищается природой, не верит в любовь и брак.

Однажды Базаров влюбляется в молодую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Он упрекает себя за слабость и презирает в себе это романтическое чувство — любовь к женщине. Страдая от неразделенной любви, Базаров ищет утешения в работе.

Базаров — яркий представитель молодежи второй половины XIX века. Нигилизм был очень популярен и «моден» среди молодежи той эпохи. Однако вскоре интерес к нигилизму угас, как и к остальным модным течениям.

Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности и характера

Евгений Базаров является другом Аркадия Кирсанова:

«Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек…» (глава IV)

Возраст Базарова — около 30 лет. Он старше Аркадия, которому 23 года, и примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет:
«…мы оба уже не первой молодости, особенно я…» (глава XXVI)
«…на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем…» (глава XXIII)

О внешности Базарова известно следующее:
«…человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями…» (глава II)
«Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам…» (глава XVI)
«Не правда ли, какое у него славное лицо?..» (глава XIV)
«Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…» (глава II)
«…в энергической по-прежнему, но осунувшейся фигуре…» (глава XXV)

Евгений Базаров — сын простого лекаря и потомственной дворянки:
«Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое…» (глава VI)
«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров…» (глава X)

Вероятно, Базаров не является дворянином. Не известно, унаследовал ли он дворянство от отца или все же является разночинцем. До сих пор нет единого мнения о дворянстве героя (см. подробнее Происхождение Базарова):
«Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать…» (глава XX)
«…я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная…» (отец Базарова о себе, глава XXI) 

Сам Евгений Базаров, судя по всему, не относит себя к числу дворян, хотя по линии матери он — потомственный дворянин:
«Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки.» (Базаров — Аркадию, глава XXVI)

Евгений является бедным, но гордым человеком:
«Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал…» (глава XXVI)

Он учится на доктора:
«Он в будущем году хочет держать на доктора…» (глава III)
«А! он по медицинскому факультету…» (глава III)

Евгений Базаров занимается естественными науками:
«Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает…» (глава III)
«…он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними…» (глава XXII)

Он является самоуверенным человеком:
«…показал Николаю Петровичу все свое лицо. …оно… выражало самоуверенность и ум…» (глава II)

«И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!» (глава XXVII)

Евгений Базаров —  умный мужчина:
«Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек…» (глава IV)

«…показал Николаю Петровичу все свое лицо. …оно… выражало самоуверенность и ум…» (глава II)

Он является нигилистом по своим убеждениям. (Нигилизм был модным течением среди молодежи. Нигилисты якобы не признавали никаких авторитетов и ничему не верили.):

«– Он нигилист, – повторил Аркадий.

<…>

– Скажи: который ничего не уважает, – подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.

– Который ко всему относится с критической точки зрения, – заметил Аркадий.

– А это не все равно? – спросил Павел Петрович.

– Нет, не все равно. Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.» (глава V)

«– Но как же нам Аркадий Николаич сейчас сказывал, что

вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им

?

– Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все.» (глава VI)

Евгений Базаров — бунтарь в душе:
«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле…» (глава XXVIII)

Он является простым человек в общении с окружающими и не любит «церемоний»:
«Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь…» (Аркадий о нем, глава II)
«…чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает…» (глава XXIII)
«Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…»(глава V)
«Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна…» (глава XVII)

Евгений Базаров не танцует на балах в отличие, например, от его друга Аркадия:
«…Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал…» (глава XIV)

Базаров считает, что говорить красиво — неприлично:

«– О друг мой, Аркадий Николаич! – воскликнул Базаров, – об одном прошу тебя:

не говори красиво

<…>

– …Я нахожу, что

говорить красиво – неприлично

…» (слова Базарова, глава XXI)

Евгений является развязным человеком с небрежными манерами:
«Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова…» (глава VI)
«Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам…» (глава X)

«…встретив его быстрый и небрежный взгляд…» (глава XVI)

Базаров — неробкий человек:
«Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно…» (глава VI)

Он является насмешливым, ироничным человеком:
«…Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово…» (глава XIII)
«…он тотчас же встряхнул головой, иронически поздравил себя «с формальным поступлением в селадоны*»…» (*селадон — волокита, глава XXIII)

Он любит шутить и подтрунивать над окружающими:
«…он пришел и, по обыкновению полушутя, полузевая, просидел у ней…» (глава X)
«Вам все желательно шутить, – ответил Павел Петрович…» (глава XXIV)
«Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал…» (глава X)

Евгений Базаров — самолюбивый человек:
«И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович…» (глава X)
«…тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия…» (глава XIX)

Он является спокойным, флегматичным мужчиной:
«Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.» (глава X)
«…флегматически заметил Базаров…» (глава X)

Евгений является холодным, хладнокровным человеком:
«…Базаров и тут остался холоден как лед…» (глава XXIV)
«Холодная усмешка скривила губы Базарова…» (глава X)

«Что, он всегда у вас такой? – хладнокровно спросил Базаров у Аркадия…» (глава VI)

«Город как город, – хладнокровно заметил Базаров…» (глава XIII)

Евгений не любит говорить о чувствах:
«…вы меня извините… я вообще не привык высказываться…» (глава XVIII)
«…я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний…» (отец Базаров о сыне, глава XXI)

Базаров — надменный, презрительный человек:
«…Базаров надменно выпрямился…» (глава XIII)
«…с надменною гордостию отвечал Базаров…» (глава X)
«Увы! презрительно пожимавший плечом…» (глава XXVII)
«….воскликнул Базаров с презрительною усмешкой…» (глава VI)

Он является гордецом, нахалом и циником, по мнению Павла Петровича Кирсанова:

«…Павел Петрович… считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем…» (глава X)

Базаров — самонадеянный человек, по словам Павла Петровича:
«…не имеем той дерзкой самонадеянности…» (глава X)

Евгений ко всему относится критически и старается обо всем иметь свое мнение:
«Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои…» (глава XIII)

«Вы опасный господин; вы такой критик…» (глава XIII)

«Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!..» (глава XXI)

Базаров — «хищный», агрессивный человек, по мнению Кати Локтевой:
«Он хищный, а мы с вами ручные. <…> Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нем это есть…» (Катя о Базарове, глава XXV)
«…мы драться хотим…» (Базаров о себе и других нигилистах, глава XXVI)
«…тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно – нам других подавай! нам других ломать надо!..» (глава XXVI)

Он является резким человеком:
«…Базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений…» (глава XVI)
«Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся, – заметил Аркадий. – Ты его оскорбил…» (Аркадий о резком обращении Базарова с Павлом Петровичем, глава VI)

Евгений Базаров — твердый, жесткий человек:
«…согласитесь, хоть я и не мягкое существо…» (глава XXV)
«…многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия…» (глава XXI)

Он гордится тем, что сам себя воспитывает:
«Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…» (глава VII)
«…человеку иногда полезно взять себя за xоxол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях…» (глава XXV)

Он смеется над современной медициной, но при этом все равно учится на врача:
«– Скажу тебе в утешение, – промолвил Базаров, – что мы теперь вообще над медициной смеемся и ни перед кем не преклоняемся.

– Как же это так? Ведь ты доктором хочешь быть?

– Хочу, да одно другому не мешает.» (глава XX)

«Ты хоть и смеешься над медициной, а я уверен, можешь подать мне дельный совет…» (отец о Евгении, глава XXV)

Евгений является трудолюбивым человеком в отличие от своего друга Аркадия:
«…Аркадий сибаритствовал, Базаров работал…» (глава X)

«…Базаров работал упорно и угрюмо…» (глава XXIII)

Обычно Евгений рано встает и идет на прогулку:
«…он обыкновенно встает рано и отправляется куда нибудь…» (глава V)

Судя по всему, Базаров является хорошим врачом:
«В ее глазах он и доктор был отличный…» (мнение Фенечки о нем, глава XXIII)
«…Павел Петрович уже лежал в постели с искусно забинтованною ногой…» (Базаров хорошо бинтует ногу, глава XXIV)

Евгений — честный, прямой человек:
«…Базаров объявил ей о своем отъезде не с мыслию испытать ее, посмотреть, что из этого выйдет: он никогда не «сочинял».» (глава XVII) 

Базаров является скромным человеком, он не любит хвастаться:
«Вы очень скромны…» (Одинцова о Базарове, глава XVII)
«Не знаю, хвастаться не хочу…» (глава XVII)

Он является бескорыстным человеком:
«Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий…» (глава XXI)

Базаров является добрым человеком, по мнению Фенечки:
«…как мне вас благодарить; такой вы добрый, право…» (Фенечка — Базарову, глава XXIII)

Он не верит в романтическую любовь и романтику. Базаров считает любовь напускным чувством:
«…любовь… ведь это чувство напускное…» (глава XXV)
«… но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…» (глава XVII)
«И охота же быть романтиком в нынешнее время!..» (глава X)

Он не верит в брак:
«Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал…» (Базаров — Аркадию, глава IX)

При этом Евгений любит женщин и ценит женскую красоту:
«…Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты…» (глава XVII)

При этом он неуважительно, пренебрежительно называет женщин «бабами», в частности так он называет Одинцову:
«Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа…» (Евгений об Одинцовой, глава XXV)
««Вот тебе раз! бабы испугался!»…» (Базаров говорит самому себе про Одинцову, глава XXV)

Он считает, что красивым женщинам не нужно быть умными:
«…по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды…» (глава XXV)

Нигилист Базаров не признает искусство:
«Вы, стало быть, искусства не признаете?..» (глава VI)
«…не предполагаете во мне художественного смысла, – да, во мне действительно его нет…» (глава XVI)

Он считает, что химик приносит в 20 раз больше пользы, чем поэт:

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, – перебил Базаров…» (глава VI)

Он также равнодушен к природе:
«…Катя обожала природу… Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров…» (глава XVII)

Евгений — необычный, непошлый, незаурядный человек, в том числе по мнению Одинцовой:
«…вы человек не из числа обыкновенных…» (Одинцова — Базарову, глава XVII)
«…в пошлости никто бы не упрекнул Базарова…» (пошлый — заурядный, глава XV)

Он не хочет быть ничтожеством, как многие другие люди:
«…они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… я чувствую только скуку да злость…» (глава XXI)

Однажды Базаров работает с телом крестьянина, умершего от тифа, случайно заражается тифом и скоропостижно умирает. К сожалению, жизнь Евгения обрывается в довольно молодом возрасте:

«Я сегодня ездил в деревню, знаешь – откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались… <…> Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался…» (глава XXV)
«Если я заразился, так уж теперь поздно…» (глава XXV)

Это была цитатная характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание личности, характера, внешности, привычек, происхождения героя.

Смотрите: 
— Все материалы о Евгении Базарове
— Все материалы по роману «Отцы и дети»

Автор: Турпаян Сабина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ СОШ№2
Населённый пункт: г Моздок РСО-Алания
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: «Кто вы,Евгений Базаров?»

Раздел: среднее образование

Урок подготовила и провела учитель русского языка

МБОУ СОШ №2 им.А.С.Пушкина г Моздока Турпаян

С.Л..

Урок литературы в 10 классе по роману И. С.

Тургенева «Отцы и дети»

Тема урока: «Кто Вы, Евгений Базаров?»

(урок-мастерская)

Учебная задача: Раскрыть образ главного героя

Е.В.Базарова, путем наблюдения над языковым

материалом тургеневского романа.

Цели урока:

Воспитательная: Осознание учениками ценности

человеческой жизни, ответственности человека перед

окружающими, важность духовно- нравственных

ценностей.

Развивающая: раскрытие творческих способностей

учащихся.

Образовательная: развитие аналитического

мышления учащихся, умение дать личностную оценку

герою и его поступкам, опираясь на критические

статьи, собственное мировоззрение.

Вид урока: работа двух групп постоянного состава.

Тип урока: Урок – мастерская.

Ход урока:

Учитель: У нас сегодня не совсем обычный урок,

необычный по форме. Он относится типу уроков-

мастерских. Что такое мастерская художника? Это то место,

где он созидает, творит, и в то же время сам вначале

оценивает свой труд, иногда что-то исправляя в нем.

Мы много работали над романом И.С.Тургенева «Отцы и

дети», много дискутировали и в процессе аналитических

бесед почти пришли к единому мнению о личности главного

героя. Последнюю точку в этом должен поставить

сегодняшний урок, который я назвала так: «Кто Вы,

Евгений Базаров?» Помимо одиозной фигуры Базарова мы

постараемся понять ценностные ориентиры человеческого

бытия. К своей беседе мы привлечем и критиков,

современников Тургенева. Но более важно, по-моему,

чтобы вы поняли, что хорошо, а что плохо, как можно, а как

нельзя поступать любому человеку, если он называет себя

человеком разумным.

Начнем с простейшего: перенесите в тетради запись с

доски

Положительный — отрицательный

К какому из них подходит слово герой, а к какому

персонаж? Что с точки лексики представляют из себя эти

слова?

(антонимы: положительный – отрицательный;

Синонимы: герой – персонаж).

Задание: в каждый столбик выпишите признаки названия

персонажей

(вообще).

Н-р: добрый эгоистичный

сильный глупый

благородный завистливый

честный подлый

отзывчивый жестокий

умный заносчивый

искренний циничный

и т. д

.

Озвучьте качества

.

Ну а теперь перейдем конкретно к Е. Базарову. Запишем в

тетради: «Перед нами – неясный, сложный герой «странный

человек» Евгений Васильевич Базаров. На доске

высказывания о нем самого И. С. Тургенева, критиков

Антоновича и Страхова (с ними вы знакомы).

Вопрос:

Чье высказывание — Антоновича или Страхова

ближе вашей личностной оценке героя?

Вопрос:

Понял ли сам Тургенев до конца тот образ,

который он создал?

Вопрос

: Как относится автор к своему герою?

Вопрос:

Какое из высказываний вы бы поместили в

качестве эпиграфа к роману?

Нам уже известно, как характеризуется герой в эпическом

произведении; о нем может рассказывать автор, сам герой

повествует иногда о себе, другие размышляют о нем и т. д.

Кстати:

о

каком

герое

литературы XVIII века мы узнали

сразу

из

трех

источников?

(М.

Ю.

Лермонтов

«Герой

нашего времени»)

А вот Базарова мы попробуем понять иначе: поставить себя

на

место

кинозрителя

или

кинорежиссёра.

Сейчас

мы

п о с м от р и м

д в е

к и н о п р о б ы

и

п о п р о буе м

и х

прокомментировать. Работу проведём по такому плану:

1.Выступление оператора и костюмера.

2.Инсценировка двух сцен:

-объяснение Базарова с Одинцовой;

-разговор Павла Петровича и Базарова перед дуэлью:

3.

Выстуление режиссёра с комментариями

о душевном

сожалении

героев

во

время

сцен

и

дадут

свой

психологический комментарий.

-Работа в тетрадях:

Вопрос: Какие чувства испытывают во время объяснений:

1 сцена

Одинцова

:

Базаров:

интерес

напряжение лёгкий испуг

волнение

удивление

злость на себя

волнение

лавина любви

польщённое

противоречие

самолюбие

2 сцена

Базаров:

Кирсанов:

удивление

злость

насмешка

ненависть

дуэль-глупость

настойчивость

Евгений Базаров:

за:

против:

естественность

принижение

отрицание искусства

искренность

грубость

ум

цинизм

честность

резкость

целостность натуры

холодность

-4-

упорство

суховатое

отношение

сдержанность

к родителям

патриотизм

отношение к

природе

любовь к родителям

чрезмерная

гордость

нигилизм

смелость

целеустремлённость

воспитанность

-Представьте себе , что вам довелось задать вопрос

главному герою. Что бы вы у него спросили?

Н.р: — Легко ли жить при постоянном конфликте сердца и

разума?

— Довольны ли вы тем, как прожили свою жизнь?

— В чём смысл вашей жизни?

Учитель: На доске выражения, высказывания разных людей

разных эпох. Как применительны они к главному герою?

1)

«Мы греемся часто у истины ложной и мёрзнем у

правды, щемящей как грусть.»

2)

«К кому Господь благоволит, того он забирает рано.»

3)

«Как часто наше невниманье ранит, как поздно это

мы осознаём» (и т. д.)

— Итог романа печален. Почему автор привёл своего героя к

смерти?

— Вспомните мнение В.Г. Белинского о смерти Базарова.

Объясните его.

«Умереть так, как умер Базаров, всё равно что совершить

подвиг.»

А.У. Некрасов сказал: «Природа-мать! Когда б таких

людей ты иногда не посылала миру – заглохла б нива

жизни…»

(объясните смысл этих строк)

— Венчают роман следующие слова:

«и какое бы грешное, страстное, бунтующее сердце ни

скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно

глядят на нас своими глазками… Они говорят нам о вечном

примирении и о жизни бесконечной…»

— И здесь, на земле, лишь подготовка к этой бесконечности.

— в Евангелии есть выражение: «Что пред людьми хорошо –

пред Богом – мерзость». А каков Базаров с точки зрения

христианской морали?

за:

против:

«возлюби ближнего своего»

материалист-атеист,

(помощь П. Кирсанову, сухость

крестьянину) и раздражение к родителям,

цинизм по отношению к

«чти отца твоего и мать твою» женщине.

«не убий»

«не укради»

— Подошёл к концу наш сегодняшний урок-мастерская.

Думаю, что мы нашли ответы на волнующие нас вопросы.

Можно ли однозначно судить о человеке вообще и о

Базарове в частности? Конечно, нет!

Думаю, что вы согласитесь со мной, что главное в жизни –

найти смысл, истину.

«Мы греемся часто у истины ложной и мёрзнем у правды,

щемящей как грусть»

Подумаем вместе: Какие слова вы бы выбили на надгробии

Базарова? (Эпитафия)

(Отрывок из стих-я Некрасова «Памяти Добролюбова»)

На дом: с. 161-164, написать краткое эссе на тему «В чем

современность тургеневского героя?».


единственный ребенок

неразделенная любовь

нет детей

никогда не был женат/замужем

смерть/гибель в молодом возрасте

ссора с близким человеком

Кадр из х/ф “Отцы и дети”. Базаров – актер В. Авдюшко

Герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров был задуман И.С. Тургеневым как собирательный образ разночинца-демократа – нового представителя молодежи конца пятидесятых годов 19 века. В сильной, деятельной личности Базарова нашли отражение черты характера сразу нескольких человек. По словам же самого автора, он писал портрет своего персонажа с некоего «доктора Д.», врача из провинции, с которым познакомился в одной из поездок по железной дороге.

Описание героя

Базаров – тридцатилетний образованный молодой человек, разночинец, сын бывшего полкового лекаря, как и отец, избравший своей профессией медицину. Он не только будущий доктор, но и подающий надежды ученый-естественник. Автор описывает своего героя, как человека высокого и привлекательного: «высокого роста, в длинном балахоне с кистями», «славное лицо», «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», «длинные пальцы».

Базаров – выходец из простой семьи, глава которой служит уездным лекарем. Мать Евгения принадлежит к обедневшему дворянскому роду. Все ее наследство – это небольшое имение и пятнадцать душ крестьян. Отец с иронией называет себя «плебеем», работает, несмотря на почтенный возраст, чтобы прокормить семью и дать сыну достойное образование.

Несмотря на полудворянское происхождение, Базаров не относит себя к этому сословию, в нем ощущается «отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает». Сам герой говорит о себе: «Изящная сторона жизни мне недоступна». Отсюда та легкость, с которой Евгений сходится с простыми людьми, при этом, он гордо произносит: «Мой дед землю пахал!» и называет себя на крестьянский лад Евгением Васильевым. Он нарочито подчеркивает свое равнодушие к знатному происхождению. Более того, представители аристократии и дворянства не вызывают у него ни малейшего уважения, о чем говорят его своеобразные манеры. Он подает руку Николаю Петровичу, выдержав паузу, а в разговоре с ним без приглашения садится на диван, «потягиваясь». Он намеренно демонстрирует свою бестактность, невоспитанность, грубость манер.

По мнению Базарова, единственная ценность человека – это его умения, труд, приносящий пользу окружающим. Именно постоянный труд составляет основу жизни самого героя: «Базаров привёз с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», «главный предмет его – естественные науки», «он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними».

В своей речи Базаров часто использует поговорки и пословицы: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Все эти выражения еще раз подчеркивают демократизм героя и его приближенность к простому народу. Несмотря на свою харизматичную натуру, насквозь пропитанную нигилистическими и европейскими идеями, Базаров является воплощением многих черт русского национального характера. Это проявляется в манере обращения с простонародьем, в «особенном умении возбуждать к себе доверие в людях низших». В этом смысле герой более русский, чем все остальные персонажи романа. «Его речь отличается простотой, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом».

Базаров не любитель длинных монологов, его речь больше похожа на короткие реплики. Но все они наполнены глубоким смыслом, что еще раз подтверждает его начитанность, образованность и остроумие. Многие его выражения превратились в крылатые фразы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

К своему внешнему виду Базаров относится также равнодушно, как и к условиям, принятым в дворянских кругах. Он постоянно ходит в одном и том же видавшем виды костюме и также свободно и раскованно ведет себя в любом обществе. У него «небрежные манеры», «немногосложные и отрывочные речи», «отсутствие кокетства», «резкость суждений» и «совершенная развязность». Он не старается быть хорошим в глазах собеседника и говорит все, что думает: «отрывисто и неохотно», «изредка вставлял в разговор насмешливое слово», подчеркивая этим свое превосходство над аристократами.

Базаров – гордый человек: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Авторские характеристики указывают на то, что Базаров – надменный человек: «надменно выпрямился», «с надменною гордостию отвечал». Евгений называет себя: «…ведь я гигант». Чаще всего главный герой равнодушен к окружающим: «Базаров и тут остался холоден как лед».

У нигилиста Базарова есть своя жизненная установка: «в теперешнее время полезнее всего отрицать». Таким образом, он не принимает ничего: ни государственный строй, ни религию, ни искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит», «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; ни любовь: «это все романтизм, чепуха, гниль»; ни семью в ее старинном патриархальном понимании: «вы, чай, слыхали о снохачах?» Но и созидать что-либо новое Базаров также не спешит: «сначала надо место расчистить». Тот нигилизм, который он проповедует, отрицая все ценности и авторитеты, превращает его самого в разрушителя собственной жизни. Символом этого разрушения становится его преждевременная смерть, которую он также приблизил собственными руками, случайно порезавшись на вскрытии.

Роль героя в произведении

При создании образа Базарова И.С. Тургенев ставил своей целью написать портрет нового человека-бунтаря и разобраться, чем грозит обществу появление такого явления, как нигилизм. Представителями этого течения были молодые люди, которых в романе можно назвать «детьми», протест их был направлен против старой дворянской гвардии «отцов».

Базаров является главным персонажем романа, который проходит через 26 глав произведения из 28-ми. Вокруг личности героя сосредоточены все остальные персонажи, через взаимодействие с ними раскрывается его облик, его сильный, незаурядный характер. При этом, Тургенев противопоставляет Базарова другим героям, постоянно сталкивая его с ними в разных ситуациях и диалогах.

Базаров – носитель передовых идей его времени, главной из которых стал нигилизм, который был уже широко распространен в определенных кругах во время написания романа. Тургенев достиг своей цели – создал совершенно нового героя, которого никогда еще не было в художественной литературе. Автор не провоцирует читателя и не дает свою оценку герою. Его отношение к нему спокойное и уважительное. Он постепенно, шаг за шагом показывает слабые стороны нигилизма.

Созданный Тургеневым образ представляет собой умного и деятельного, мыслящего человека. Но герой его получился совершенно бездуховным, а человек без души – это всего лишь оболочка, под которой скрывается одна пустота.

Развитие героя по мере сюжета

Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Поначалу Базаров уверен в своих силах, в том деле, которому он служит. Это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения. Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Базарову приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Базаров чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой, постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.

Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к простым человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначалъная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.

Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете, он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Базаров не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Сильный и волевой, убежденный в своей правоте, Базаров, тем не менее, проигрывает в самом главном. Его наказывают не братья Кирсановы, а сама жизнь. Он терпит поражение в дружбе и любви, то есть в тех человеческих взаимоотношениях, на которых «держится мир». Исключительно по вине Базарова прерывается его дружба с Аркадием, преданным и верным товарищем. Его любимая женщина Одинцова страшится его страстной, грубой и неуправляемой натуры. «Она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту… или безобразие». В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

Итог жизни Базарова трагичен. Он умирает молодым, полным сил и одиноким. Закон смерти не может опровергнуть даже нигилист: «Попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!». Перед смертью раскрывается подлинная сущность личности Базарова. Он словно сбрасывает уже ненужную ему маску нигилиста и циника, и вдруг оказывается, что он преданно и нежно относится к своим родителям, страдает от неразделенной любви и одиночества, сожалеет о напрасно прожитой жизни. Только перед лицом смерти Базаров начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота.

Роман заканчивается печальными размышлениями автора над могилой Базарова. Его страстное, бунтующее сердце навсегда скрыто под землей на маленьком кладбище, но прекрасная природа вокруг напоминает о вечной жизни, а слезы стариков на могиле сына – о бессмертной любви.

Отношение автора к герою

Авторское отношение к Базарову нельзя назвать однозначным. Оно меняется по мере развития сюжета и претерпевает большие изменения от полного неприятия до сочувствия. Когда Тургенев задумывал своего героя – отношение его к нему было крайне негативное, потому что он категорически отрицал такое явление, как нигилизм, представителем которого был Базаров. По мере раскрытия образа Евгения автор понемногу смягчается, появляются нотки пока еще слабо выраженной симпатии. Но это, опять-таки, касается только самой личности героя – сильной, мужественной и честной. Что касается его взглядов – позиция автора здесь остается неизменной. При всей его симпатии к Базарову, ему так и не удается сделать нигилизм привлекательным. В основе мировоззрения Базарова – разрушение всего, что так дорого братьям Кирсановым: семейных уз, нравственных принципов, традиций, старого, привычного жизненного уклада. Взамен же не предлагается практически ничего. На замечание Павла Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить».

И.С. Тургенев так говорил о своем герое: «Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель». П.А. Кропоткин в «Записках революционера» так описывает отношение Тургенева к своему герою: «…когда мы возвращались в карете, он спросил меня, какого я мнения о Базарове. Я откровенно ответил: «Базаров – великолепный тип нигилиста, но чувствуется, что вы не любите его так, как любили других героев», – «Напротив, я любил его, сильно любил», – с неожиданным жаром воскликнул Тургенев, – «Вот приедем домой, я покажу вам дневник, где записал, как я плакал, когда закончил повесть смертью Базарова», – но я думаю, что Тургенев больше восхищался Базаровым, чем любил его».

Прототипы

Сам автор «Отцов и детей» называет прототипом Базарова некоего доктора Д., молодого врача из провинции, который представлялся Тургеневу человеком нового типа. Однако исследователь творчества И.С. Тургенева Н. Чернов опровергает эту распространенную гипотезу. По его мнению, прототипом Базарова был сосед Тургенева по имению, врач В.И. Якушкин. Помимо врачебной деятельности он занимался научными исследованиями и состоял в нелегальных организациях.

Некоторые исследователи сходятся во мнении, что «доктор Д» и В.И. Якушкин – одно и то же лицо. Помимо этого, в характере Базарова прослеживаются черты и взгляды В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова. Многие полагают, что Базаров – прямое отражение Белинского: оба были сыновьями военных, а затем – земских врачей, но роднит их, помимо этого, то, что они оба являлись неистовыми сторонниками «новых идей».

Экранизации героя

Существует несколько экранизаций знаменитого романа Ивана Сергеевича Тургенева. Первый фильм «Отцы и дети» киностудии «Ленфильм» вышел на экраны в 1958 году. Режиссерами ленты стали Адольф Бергункер и Наталья Рашевская. По мнению зрителей и кинокритиков, эта версия является лучшей экранизацией романа. Роль Базарова в фильме исполнил известный советский актер Виктор Антонович Авдюшко (1925-1975). Это был необыкновенно обаятельный человек, наделенный несколько суровой внешностью, во многом из-за которой он и был приглашен режиссерами на эту роль.

Созданный В. Авдюшко образ Базарова настолько ярок и убедителен, что не оставляет равнодушным никого из зрителей. В исполнении этого актера Базаров предстает человеком самоуверенным, умным, здравомыслящим. Многие эмоции актеру удалось передать при помощи одного лишь взгляда – его глаза – это отражение души героя.  Крупные руки подчеркивают трудолюбие, а прямая фигура – несгибаемость характера. Актер сумел передать через маску холодности все душевные качества своего киногероя.

Литература
  1. Загорская Е. Я., Такташова Т. В., Ветошкина Л. А. Признание в любви. Фрагменты произведений русских писателей XIX–ХХ вв. с комментариями и заданиями. Учебное пособие. М., «Флинта», 2012.
  2. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. Том 1. М., «Художественная литература»,1983. Составители: С. М. Петров, В. Г. Фридлянд
  3. Стахорский С.В.(состав. и ред.) Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  4. Все Герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
  5. Алексеев М. П.,Измайлов Н. В.,Назарова Л. Н. Тургеневский сборник: Материалы к полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Том IV. Л., Наука, 1968
  6. Никольский С.А. Русское мировоззрение. «Новые люди» как идея и явление : опыт осмысления в отечественной философии и классической литературе 40—60-х годов XIX столетия Издатель: Прогресс-Традиция. М., 2012.
  7. А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Уч. Пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов. М., Флинта, 2000.
  8. И.С. Тургенев и время. Сборник статей. Автор В.С. Киселев. Изд-во ТГУ, 2019.
  9. Журнал «Новый мир». 1968. №10

Ирина Зарицкая | Просмотров: 8.7k

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дядюшка синонимы
  • Дядечка синоним
  • Дяденька синонимы
  • Дягиль синоним
  • Дюшес синонимы