Эстетизировать синоним

1. придавать чему-либо красивую внешнюю форму; чрезмерно идеализировать что-либо

Все значения слова «эстетизировать»

  • Для того чтобы избежать подобных неприятностей, они вплетали ленточки алого цвета в хвосты своих коров (как мы видим, обычай этот имеет своим основанием отнюдь не стремление эстетизировать внешний вид домашнего животного).

  • Массовая культура ныне изначально воспринимается как профанная, кичевая, тривиальная, ненормативная, невыразительная, некрасивая, плоская, однако априорно ироническое отношение к ней позволяет эстетизировать её как оригинальную, альтернативную, «другую» по отношению к классической культуре.

  • С прежним фокусом на «красоту» памятников также было покончено (как можно эстетизировать преступления?).

  • (все предложения)
  • Разбор по составу слова «эстетизировать»
  • Как правильно пишется слово «эстетизировать»

Слово «эстетизировать»

Слово состоит из 14 букв, начинается на гласную, заканчивается на согласную, первая буква — «э», вторая буква — «с», третья буква — «т», четвёртая буква — «е», пятая буква — «т», шестая буква — «и», седьмая буква — «з», восьмая буква — «и», девятая буква — «р», 10-я буква — «о», 11-я буква — «в», 12-я буква — «а», 13-я буква — «т», последняя буква — «ь».

  • Синонимы к слову
  • Написание слова наоборот
  • Написание слова в транслите
  • Написание слова шрифтом Брайля
  • Передача слова на азбуке Морзе
  • Произношение слова на дактильной азбуке
  • Морфемный разбор слова
  • Схожие по морфемному строению слова
  • Ударение в слове
  • Остальные слова из 14 букв

Видео Колыбельная 1937. Дзига Вертов / Dziga Vertov. Lullaby (автор: History Club)57:56

Колыбельная 1937. Дзига Вертов / Dziga Vertov. Lullaby

Видео Железный Кенотаф Поллока (автор: Кубива ЖКП)03:34

Железный Кенотаф Поллока

Видео Книги и каталоги художников ТСХР. Наш мир. Новая реальность. (автор: tcxpru Россия)03:45

Книги и каталоги художников ТСХР. Наш мир. Новая реальность.

Видео Владимир Кобрин (1982) Предмет и задачи биофизики. Вводный фильм цикла фильмов по курсу биофизики (автор: Lebowski's Money)09:35

Владимир Кобрин (1982) Предмет и задачи биофизики. Вводный фильм цикла фильмов по курсу биофизики

Синонимы к слову «эстетизировать»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + видение мира −
  • + гуманистические идеалы −
  • + драма абсурда −
  • + жанровая живопись −
  • + житейская проза −
  • + иерархия жанров −
  • + классическая эстетика −
  • + критический реализм −
  • + культурный канон −
  • + куртуазная литература −
  • + метод изображений −
  • + московский концептуализм −
  • + парадоксальным образом −
  • + самодовлеющее значение −
  • + свободное творчество −
  • + современная культура −
  • + социальная мифология −
  • + средневековый человек −
  • + стилистические приёмы −
  • + творческая свобода −
  • + философия будущего −
  • + художественные образы −
  • + эпоха модерна −
  • + эстетические ценности −

Ваш синоним добавлен!

Написание слова «эстетизировать» наоборот

Как это слово пишется в обратной последовательности.

ьтаворизитетсэ 😀

Написание слова «эстетизировать» в транслите

Как это слово пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 էստետիզիրովաթ

в греческой🇬🇷 αισθαιθειζειρουαθ

в грузинской🇬🇪 ესთეთიზიროვათ

в латинской🇬🇧 estetizirovat

Как это слово пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--80adiieb6bpekbh4kb

Как это слово пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

'cntnbpbhjdfnm

Написание слова «эстетизировать» шрифтом Брайля

Как это слово пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠪⠎⠞⠑⠞⠊⠵⠊⠗⠕⠺⠁⠞⠾

Передача слова «эстетизировать» на азбуке Морзе

Как это слово передаётся на морзянке.

⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – – – ⋅ – – ⋅ – – – ⋅ ⋅ –

Произношение слова «эстетизировать» на дактильной азбуке

Как это слово произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача слова «эстетизировать» семафорной азбукой

Как это слово передаётся флажковой сигнализацией.

cercrdqdpgbnrö

Морфемный разбор слова «эстетизировать»

Как это слово разбирается по составу.

эстетизировать

эстет корень
из интерфикс
ир интерфикс
ова суффикс
ть глагольное
окончание

Схожие по морфемному строению слова

Какие ещё слова имеют похожую морфемную структуру.

  • алгоритмизировать
  • гармонизировать
  • рационализировать
  • романтизировать
  • социализировать

Ударение в слове «эстетизировать»

На какой слог в этом слове ставится ударения, какая гласная является ударной.

эстетизи́ровать

Остальные слова из 14 букв

Какие ещё слова состоят из такого же количества букв.

  • абактериальный
  • аббатствовавши
  • аббревиатурный
  • аббревиировать
  • аберрировавший
  • аберрироваться
  • аберрирующийся
  • абисопелагиаль
  • абитуриенточка
  • абитуриентский
  • аблактирование
  • аболиционистка
  • абордировавший
  • абордированный
  • абордироваться
  • абордирующийся
  • абортировавший
  • абортированный
  • абортироваться
  • абортирующийся
  • абрютировавший
  • абрютироваться
  • абрютирующийся
  • абсентеистский

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Русский[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

  наст./будущ. прош. повелит.
Я эстетизи́рую эстетизи́ровал
эстетизи́ровала
Ты эстетизи́руешь эстетизи́ровал
эстетизи́ровала
эстетизи́руй
Он
Она
Оно
эстетизи́рует эстетизи́ровал
эстетизи́ровала
эстетизи́ровало
Мы эстетизи́руем эстетизи́ровали
Вы эстетизи́руете эстетизи́ровали эстетизи́руйте
Они эстетизи́руют эстетизи́ровали
Пр. действ. наст. эстетизи́рующий
Пр. действ. прош. эстетизи́ровавший
Деепр. наст. эстетизи́руя
Деепр. прош. эстетизи́ровав, эстетизи́ровавши
Пр. страд. наст. эстетизи́руемый
Пр. страд. прош. эстетизи́рованный
Будущее буду/будешь… эстетизи́ровать

эстетизи́ровать

Глагол, двувидовой (может образовывать формы совершенного и несовершенного вида), переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 2a.

Корень: -эстет-; интерфиксы: -из-ир-; суффикс: -ова; глагольное окончание: -ть.

Произношение[править]

  • МФА: [ɛstɛtʲɪˈzʲirəvətʲ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. придавать чему-либо красивую внешнюю форму; чрезмерно идеализировать что-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы[править]

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • существительные: эстетизация
  • глаголы: эстетизироваться

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

1 синонимов к слову «ЭСТЕТИЗИРОВАННЫЙ» -  synonyms.su

  • О нас
  • Словарь антонимов
  • Словарь паронимов
  • Словарь ударений
  • Словарь морфологии
  • Словари
  • Регистрация
  • Вход

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.

  • один

  • два

  • три

  • четыре

  • пять

5 (1)

Синоним Рейтинг
1 идеализировать[54]00 0

Помогите найти больше синонимов к слову «эстетизированный»

Добавить синоним

Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.

Если вам нужно подобрать синонимы к слову «эстетизированный», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: идеализировать. Всего в словаре 1 синонимов.

Слово «эстетизированный» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении.

Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.

Рейтинг слова «эстетизированный» :
00

Страница обновлена: 27.07.2019

Другие слова на букву э

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:

  • Средняя частота слова «эстетизированный» 20. Количество букв: 16.
  • Искалась форма слова «эстетизированный»
  • Поиск «эстетизированный» занял 0.007 сек.
  • Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав Ctrl+D ), чтобы найти Синонимы.

Добавление синонимов

captchaобновить

Добавить

Вверх ↑

Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

эстетизация

Толковый словарь

ж.

Придание чему-либо красивой внешней формы, чрезмерная эстетическая идеализация чего-либо; эстетизм 2..

Энциклопедический словарь

ЭСТЕТИЗА́ЦИЯ [тэ], -и; ж. Придание чему-л. красивой внешней формы, эстетическая идеализация чего-л. Э. техники. Э. быта. Заняться эстетизацией жилища.

Академический словарь

и, ж. Придание чему-л. красивой внешней формы, эстетическая идеализация чего-л.

Эстетизация героики. Эстетизация техники.

Орфографический словарь

Синонимы к слову эстетизация

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь галлицизмов русского языка

ЭСТЕТИЗАЦИЯ и, ж. Придание чему-л. красивой внешней формы, эстетическая идеализации чего-л.; увлечение эстетизмом. БАС-1. — Леск. БАС-1: эстетиза/ция.

Сканворды для слова эстетизация

— Придание чему-либо красивой внешней формы.

Полезные сервисы

эстетизированный

Орфографический словарь

эстетизи́рованный; кратк. форма -ан, -ана

Полезные сервисы

эстетизировать

Орфографический словарь

эстетизи́ровать, -рую, -рует

Словарь галлицизмов русского языка

ЭСТЕТИЗИРОВАТЬ esthétisme m. И в задачу этого актера входило волновать душу зрителя и, вводя его в залы дворца, эстетизировать и возвышать его. Всеволодский Ист. театр. Оно <искусство> давно уже приспособилось эстетизировать любую грязь, мусор, мятые консервные банки. ДН 2000 11 16. Эстетизироваться. Душевная боль с годами перестает идеологизироваться, эстетизироваться. Гинзбург Человек 121.

Полезные сервисы

эстетизировать(ся)

Морфемно-орфографический словарь

Полезные сервисы

эстетизироваться

Орфографический словарь

эстетизи́роваться, -руется

Полезные сервисы

эстетизм

Толковый словарь

м.

1. Склонность ко всему изящному, прекрасному.

2. Чрезмерное пристрастие к внешним формами в искусстве, эстетическая идеализация чего-либо в ущерб идейной стороне произведения.

Толковый словарь Ушакова

ЭСТЕТИ́ЗМ [тэ], эстетизма, мн. нет, муж. (книжн.).

1. Чуткость, склонность к эстетическому, к красоте, к художественным формам. В нем говорил врожденный эстетизм художника.

2. Чрезмерное пристрастие к внешним формам в искусстве, переоценка их в ущерб идейной стороне, содержанию (неод.). Буржуазный эстетизм.

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

ЭСТЕТИ́ЗМ, -а, м

Склонность к созерцанию красоты, совершенных форм, к эстетическому переживанию.

Эстетизм поэзии О. Мендельштама основывается на глубоком приникновении в мировую культуру.

Энциклопедический словарь

ЭСТЕТИ́ЗМ [тэ], -а; м.

1. Склонность к эстетическому, к красоте, к совершенным формам. Утончённый э.

2. Чрезмерное пристрастие к внешним формам в искусстве в ущерб содержательной стороне произведения.

Академический словарь

-а, м.

1. Склонность к эстетическому, к красоте, к совершенным формам.

2. Чрезмерное пристрастие к внешним формам в искусстве, к созданию эффектных внешних форм в ущерб идейной стороне произведения, его содержанию.

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова эстетизм

эстети́зм, эстети́змы, эстети́зма, эстети́змов, эстети́зму, эстети́змам, эстети́змом, эстети́змами, эстети́зме, эстети́змах

Синонимы к слову эстетизм

сущ., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Новый словарь иностранных слов

эстети́зм

— , эстетство идеалистический взгляд на искусство, утверждающий единственной его ценностью красоту , якобы свободную от всякого социального и нравственного содержания.

Словарь галлицизмов русского языка

ЭСТЕТИЗМ а, м. esthétisme m.

1. Склонность к эстетическому, к красоте; эстетичность. БАС-1. Странная, очень странная вещь — российский эстетизм! 1904. Амфитеатров 80-десятники 2 191. Злобно содрогаюсь в спазме эстетизма И иду к корзине складывать багаж: Белая жилетка, Бальмонт, шипр и клизма, Желтые ботинки, Брюсов и бандаж. 1909. С. Черный Отъезд петербуржца. Я его < Луначарского> знаете, люблю, отличный товарищ! Есть в нем какой-то французский блеск. Легкомыслие у него тоже французское, легкомыслие — от эстетизма у него. Горький В. И. Ленин. Ее дворянство и институтство, ее эстетизм не могли мириться с реализмом и пошлостью жизни. Глинский Памати А. А. Глинской. Многое из того, что в дальнейшем получило развитие в Европе, в зародышевой форме обозначилось на мусульманском Востоке, например, пантеизм. Или эстетизм, в той или иной мере оторванный от религиозной первоосновы. НМ 2002 3 129. Автор писал на бересте с той же тщательностью и эстетизмом, что при переписке церковной книги. ВЯ 2000 2 11.

2. Чрезмерное пристрастие к внешним формам в искусстве, переоценка их в ущерб идейной стороне, содержанию. БАС-1. Воспитанная в тепличной домашней обстановке, дочь художника, не очень чутко относившегося к социальным вопросам, рано отошедшего от общественных интересов и замкнувшегося в сфере прекраснодушного эстетизма и неопределенного гуманизма, она < Каменская> вступила в жизнь. 1929. Н. О. Лернер Предисловие. // Каменская Восп. 329. Буржуазный эстетизм. Уш. 1940. — Лекс. Даль-3: эстети/зм.

Сканворды для слова эстетизм

— Склонность ко всему изящному, прекрасному.

— Чрезмерное увлечение внешними формами в искусстве в ущерб идейной стороне произведения.

Полезные сервисы

эстетик

Толковый словарь

I м.

Специалист в области эстетики [эстетика I 1.].

II м.

Специалист в области эстетики [эстетика II], дизайна.

III м. устар.

1. Поклонник всего изящного, прекрасного; эстет 1..

2. Приверженец эстетизма [эстетизм 2.], эстетизации; эстет 2..

Толковый словарь Ушакова

ЭСТЕ́ТИК [тэ], эстетика, муж.

1. Человек, проникнутый эстетизмом (см. эстетизм в 1 знач.), поклонник и ценитель красоты (книжн.). «Развитой человек обязательно должен быть эстетиком.» Чехов.

2. Теоретик искусства (иск.).

Толковый словарь Ожегова

ЭСТЕ́ТИК [тэ́], -а, м. Специалист по эстетике.

Энциклопедический словарь

ЭСТЕ́ТИК [тэ́], -а; м. Специалист по эстетике.

Академический словарь

-а, м.

1. устар.

То же, что эстет.

[Пикарцев:] Первое, что привлекает внимание эстетика, это изящество формы. Все прекрасное находит во мне ценителя. А. Островский, Старое по-новому.

— Развитой человек обязательно должен быть эстетиком. Не правда ли? А у вас тут черт знает что! Постель не прибрана, помои, сор… вчерашняя каша на тарелке… тьфу! Чехов, Анюта.

2. Теоретик искусства, специалист по эстетике.

Ничего нет хуже, Володя, наших эстетиков, взявших напрокат свои теории в западных Европах, да и то задним числом. Мамин-Сибиряк, Письмо В. Н. Мамину, 3 марта 1884.

Орфографический словарь

Формы слов для слова эстетик

эсте́тик, эсте́тики, эсте́тика, эсте́тиков, эсте́тику, эсте́тикам, эсте́тиком, эсте́тиками, эсте́тике, эсте́тиках

Синонимы к слову эстетик

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Сканворды для слова эстетик

— Поклонник и ценитель красоты.

Полезные сервисы

эстетика

Толковый словарь

I ж.

1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, художественном творчестве, в природе и жизни.

2. Система взглядов на искусство или на какой-либо его вид, которой придерживается кто-либо.

II ж.

Оформление интерьеров, художественное конструирование предметов и проектирование изысканного облика промышленных изделий; дизайн.

Толковый словарь Ушакова

ЭСТЕ́ТИКА [тэ], эстетики, мн. нет, жен.

1. Наука об эстетических явлениях, о прекрасном, об искусстве как особом виде общественной идеологии (иск.).

|| Система взглядов на искусство, которой придерживается кто-нибудь (книжн.). Эстетика Пушкина. «Каждый класс несет с собой эстетику, если у него свой образ жизни, свой подход к действительности.» Луначарский.

2. То же, что эстетизм (книжн.). «Марианна восставала на эстетику.» А.Тургенев.

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

ЭСТЕТИКА — жен., греч. ученье или теория об изящном, об изяществе в художествах. -тическое чувство или вкус, изящный. Эстетик, теорик в изящных искуствах.

Популярный словарь

Эстетика

[тэ́], -и, только ед., ж.

1) Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в художественном творчестве, в природе и в жизни.

Огай решил подкрепить свои позиции авторитетом Гартмана, начал печатать… его трактат по эстетике (Г. Иванова).

2) Система чьих-л. взглядов на искусство.

Эстетика Аристотеля.

Эстетика импрессионистов.

3) Красота, художественность в оформлении, организации чего-л.

Эстетика быта.

Изучение эстетики праздника с его ритуалами, архаическими чертами, уже утраченными в обыденной жизни, позволяет проникнуть в глубинные пласты сознания народа, в его эмоциональный мир, всесторонне представить духовную культуру той или иной эпохи (Даркевич).

Родственные слова:

эсте́тик устар., разг., эстетиза́ция, эстети́ческий (эстетическая концепция), эсте́тный разг. (эстетные крайности), эстети́чный (эстетичный плакат)

Этимология:

От немецкого Ästhetik (← греч. aisthētikos ‘относящийся к чувственному восприятию’, ‘чувствующий’, ‘чувственный’). Восходит к индивидуальному новообразованию франкфуртского профессора А. Баумгартена (1750 г.).

Культура речи:

Эстетика различается значением со словами эсте́тство ‘чрезмерное пристрастие к внешним формам в ущерб содержательной стороне произведения’ (эстетство поэта) и эстети́чность — ‘изящность’, ‘красивость’ (эстетичность движений).

Энциклопедический комментарий:

Эстетика как особая дисциплина выделяется в XVIII в. у А. Баумгартена, введшего термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственности знаний» — низшей теории познания, дополняющей логику. У И. Канта эстетика — наука о «правилах чувственности вообще». Наряду с этим в немецкой классической эстетике XVIII-начала XIX в. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, Средневековья и, в значительной мере, нового времени была проблема прекрасного.

Словарь существительных

ЭСТЕ́ТИКА, -и, ж

Система чьих-л. или каких-л. взглядов на искусство или его вид.

Он придумывал свои самолеты, исходя из эстетики, а не из математики: ему нравились формы (Б. Вас.).

ЭСТЕ́ТИКА, -и, ж

Раздел философии, изучающий особую сферу ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей, сущность и формы прекрасного в искусстве, художественном творчестве, в природе и в жизни.

В начале мира было знание о мире, то есть образ мира. Что и есть по любой системе эстетики основа творчества (А. Битов).

Энциклопедический словарь

ЭСТЕ́ТИКА [тэ́], -и; ж. [от греч. aisthētikos — чувствующий, чувственный]

1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Курс по эстетике. Э. живописи.

2. Система чьих-л. или каких-л. взглядов на искусство. Э. Пушкина. Э. хорового пения. Музыкальная э. Э. реализма.

3. Красота, художественность в чём-л.; дизайн (2 зн.). Э. одежды. Э. быта. Техническая э.

* * *

эсте́тика (от греч. aisthētikós — чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в XVIII в. у А. Баумгартена, введшего самый термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» — низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика — наука о «правилах чувственности вообще». Наряду с этим в немецкой классической эстетике XVIII — начале XIX вв. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.

* * *

ЭСТЕТИКА — ЭСТЕ́ТИКА (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный), система законов и категорий, осмысляющая в свете художественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности творения, функционирования искусства, его восприятия и развития. Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в художественном творчестве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о творении, законах бытия, восприятия, функционирования и развития художественной культуры. Эстетика — система знаний о художественной и эстетической практике человечества.

История представлений об эстетике

В истории предмет и задачи эстетики менялись. Вначале она была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа (см. СОКРАТ) начинается процесс отделения эстетики от философии. Для Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) эстетика — это общефилософские проблемы поэтики, природы красоты и искусства; для Платона (см. ПЛАТОН (философ)) — вопросы государственного контроля над искусством и роль последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана (см. ТЕРТУЛЛИАН) и Фомы Аквинского (см. ФОМА АКВИНСКИЙ) эстетика — аспект богословия (ее задача с помощью искусства нацелить человека на служение богу). Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) выясняет взаимоотношения художественной деятельности и природы. Буало (см. БУАЛО Никола) устанавливает нормы творчества. Баумгартен (см. БАУМГАРТЕН Александр Готлиб) ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» = чувственное восприятие): предмет эстетика изучает чувственное познание мира, присущее искусству. Из этого заблуждения родился научный термин. Развитие теоретической мысли вложило в него новое содержание. По Канту (см. КАНТ Иммануил) эстетика — критика эстетической способности суждения. У Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) предмет эстетики «обширное царство прекрасного», «изящное искусство» и его место в общей системе мирового духа. Чернышевский (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович) рассматривал эстетические отношения человека к действительности. Предмет современной эстетики — весь мир в его эстетическом богатстве, взятый в свете общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.

О смысле эстетики

Эстетика нужна художнику. Он творит по ее законам, даже если думает, что следует только велению души. Решая творческую задачу, оценивая свое произведение, ища выход из кризиса, художнику трудно руководствоваться только интуицией — на помощь приходит эстетика. Творчество и его осмысление идут рука об руку. Аристофан (см. АРИСТОФАН (комедиограф)), Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ), Шекспир (см. ШЕКСПИР Уильям), Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), Шиллер (см. ШИЛЛЕР Фридрих), Пушкин (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), Толстой (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), Достоевский (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) — великие исследователи тайн искусства. Платон (см. ПЛАТОН (философ)) проповедовал сочетание природных способностей с тренировкой и изучением теории. Эстетика влияет на творчество, подкрепляя дар знанием. Она помогает художнику выработать художественную концепцию мира и личности. Эстетика нужна и воспринимающей искусство публике. Теоретически развитое сознание лучше осваивает глубинные смыслы произведения и полнее переживает эстетическое наслаждение.

Ныне эстетика, сохраняя приоритет художественной культуры, преодолевает искусствоцентризм (пренебрежение дизайном, эстетикой обрядов, быта, спорта); сохраняя приоритет вербального искусства, преодолевает литературоцентризм (опора на литературу, без учета опыта других искусств); сохраняя приоритет общечеловеческих ценностей, преодолевает европоцентризм (невнимание к творчеству народов Азии, Африки, Латинской Америки, Океании); сохраняя приоритет современного искусства, преодолевает исторический нарциссизм (любование современностью, игнорирование художественного опыта других эпох); сохраняя приоритет отечественного творчества, преодолевает культурный шовинизм (невнимание к зарубежному искусству, сосредоточение только на отечественном творчестве).

Особенности эстетики

Эстетика — это подчиненная художественной практике система знаний. Ее особенности: информативная насыщенность: — суждения конкретно-всеобщи; теоретичность — обобщение и «снятие» эстетических особенностей произведений во имя постижения природы искусства; соподчиненность — эстетические понятия, категории, законы горизонтально и вертикально взаимосвязаны; иерархичность — менее общие понятия подчиняются более общим, понятия — категориям, категории — законам, менее общие законы — более общим, а последние — фундаментальной парадигме (значение предмета для человечества); упорядоченность — накопленные знания организуются в систему (постмодернистская эстетика отказывается от этого принципа); единство (монизм) системы — она строится на едином основании и позволяет объяснять одним принципом все явления, входящие в предмет данной науки. Так основанием эстетической системы Аристотеля было прекрасное и принцип человек — мера вещей, а у Гегеля — место явления в развитии духа; минимальная достаточность — наименьшее число исходных положений способствуют развертыванию идей, охватывающих наибольшее количество явлений искусства; принципиальная разомкнутость — готовность принять новые явлений искусства, обобщение бесконечно развивающегося художественного опыта человечества, поэтому система эстетики, претендующая (как у Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих)) на абсолютную завершенность — несовершенна. Жизнеспособна эстетическая система, развивающаяся с каждым художественным открытием; независимость — положения эстетики подчинены не идеологии, а научным требованиям.

Ранее системообразующее значение имела категория «прекрасное (см. ПРЕКРАСНОЕ)». Ныне предмет эстетики расширился и эстетическая система уже держится не только на «прекрасном» (его исключительное значение сохраняется: произведение должно быть прекрасным и доставлять эстетическое наслаждение). Для монистического основания современной эстетической системы потребовалась более широкая нежели прекрасное фундаментальная системообразующая категория — эстетическое. Эта категория иерархически высшая и включала в себя то общее, что присуще прекрасному, возвышенному (см. ВОЗВЫШЕННОЕ), безобразному (см. БЕЗОБРАЗНОЕ), низменному, трагическому (см. ТРАГИЧЕСКОЕ), комическому (см. КОМИЧЕСКОЕ), а также художественный образ (см. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ) и др.

Круг проблем

У современной эстетики широкое и многосоставное проблемное поле. Эстетика действительности стала первым проблемным полем отделившейся от философии науки — эстетики, рассматривавшей мир природы в его эстетической значимости. Первые эстетические идеи древнегреческих философов были аспектом их натурфилософии (Эмпедокл (см. ЭМПЕДОКЛ), Гераклит (см. ГЕРАКЛИТ Эфесский)). Вселенная, Космос, Природа трактовались как эстетические феномены.

Эстетика искусства

Начиная с Сократа (см. СОКРАТ) в сферу эстетики входят человек и искусство — возникает второе проблемное поле эстетики и классическая эстетика. В ее развитие внесли вклад Платон (см. ПЛАТОН (философ)), Аристотель (см. АРИСТОТЕЛЬ), Вольтер (см. ВОЛЬТЕР), Дидро (см. ДИДРО Дени), Кант (см. КАНТ Иммануил), Гегель (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), Чернышевский (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович), а в 20 в. Бахтин (см. БАХТИН Михаил Михайлович), Лосев (см. ЛОСЕВ Алексей Федорович), Столович, Ванслов, М. Поляков и др. Они осмысляют искусство в его эстетических отношениях к действительности. Возникают два взгляда: 1) эстетика нормативна и предписывает художнику правила (Буало (см. БУАЛО Никола)); 2) эстетика обобщает факты искусства (Тэн (см. ТЭН Ипполит)). Современная эстетика неприемлемлет и отрицание, и абсолютизацию нормативности. Художник свободен в выборе тем, средств, форм, но, если он нарушит постулаты эстетики его творение окажется за пределами искусства. Эстетика нормативна, в той мере в какой она обобщает законы самого искусства. Ее выводы имеют силу объективных законов. Однако законы искусства не абсолютны — они исторически изменчивы. Когда Бетховен (см. БЕТХОВЕН Людвиг) ввел в симфонию хор, его сочли безумцем. Однако он раздвинул устоявшиеся рамки творчества. Но художник не может отменить законы, в которых сосредоточен художественный опыт человечества. Он лишь вносит в них продиктованные, новым опытом коррективы или открывает и формирует новые законы.

Техническая эстетика

Техническая эстетика (см. ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ) — третье проблемное поле эстетики — это теория дизайна (см. ДИЗАЙН) и теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплощения, серийного изготовления и социального бытия полезных и красивых орудий труда, станков, машин, вещей и предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Между художественной и технической деятельностью — существует граница. Она подвижна. На этой границе со стороны искусства — архитектура, прикладное и декоративное искусство, а со стороны технического освоения мира по законам красоты — дизайн. Его принципы: дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек; наиболее эстетичны — экономичные формы; цель технической эстетики — гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники.

Практическая эстетика

Практическая эстетика — четвертое проблемное поле эстетики, сфера интересов которой этикет, быт, научное творчество, спорт, карнавалы, праздники и массовые действия, обряды, кулинария, игры. Т. Монро в сферу предмета эстетики вводит животноводство, хирургию, косметику, парфюмерию, кулинарию, виноделие, гастрономию, парикмахерское дело, татуировку. Он даже называет эти формы деятельности видами искусства и насчитывает около 400 их видов. За этими представлениями — давняя традиция. На языке многих народов различные виды человеческой деятельности назывались искусствами. Практическая деятельность предполагает не только утилитарный, но и эстетический результат.

Теоретико-информатичная эстетика

Теоретико-информативная эстетика — пятое проблемное поле эстетики. М. Бензе выделил в особую сферу знаний и выявил особенности эстетической информации — ее гедонистический потенциал; отношение к «шумам»; оригинальность; отношение к знакам; избыточность, характер интерпретации; условия бытия произведения как носителя эстетической информации. Будучи разновидностью теоретико-информативной социокоммуникативная эстетика (А. Моль) изучает эстетическую информацию, создаваемую и передаваемую с помощью телевидения, радио, компакт-дисков, Интернета и других масс-медиа; изучает зависимость культуры от средств ее передачи; «мозаичность культуры» (хаос осколков знаний и оценок, с помощью которых масс-медиа манипулируют сознанием реципиента). Эти эстетические концепции осмысляют художественно-информативную природу искусства.

Рецептивная эстетика

Рецептивная эстетика. В 1970-х гг. теоретики Констанцской школы (В. Изер, П. Шонди, Г. Яусс) создали новое направление эстетики и ее шестое проблемное поле, охватывающее процессе восприятия искусства и его социального функционирования. Главные идеи: произведение не равно себе. Его смысл изменчив, являясь результатом «диалога» читателя и автора. Автор запечатлевает в тексте свой жизненный опыт и бросает его навстречу жизненному опыту реципиента. Смысл рождается в акте рецепции и потому исторически изменчив и зависит от эпохи, и от принадлежности читателя к рецептивной группе.

Другие поля эстетики

Эстетические идеи художественных направлений — седьмое проблемное поле эстетики. Каждое направление искусства вырабатывает свою систему эстетических идей. Например, эстетику классицизма разработал Буало (см. БУАЛО Никола), романтизма — Тик (см. ТИК Людвиг) и Новалис (см. НОВАЛИС); критического реализма — Белинский (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич), Добролюбов (см. ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович); экзистенциализма — Камю (см. КАМЮ Альбер), Сартр (см. САРТР Жан Поль); абстракционизма — Г. Рид и т. д. Некоторые их идеи имеют общетеоретическое значение и расширяют наши знания о искусстве, другие — «обслуживают» особенности данного направления.

Эстетика, в которой метод рождает теоретические идеи — восьмое проблемное поле эстетики.. Так компаративистский (А. Веселовский (см. ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич)) или структуралистский (Р. Барт (см. БАРТ Ролан), Ю. Лотман (см. ЛОТМАН Юрий Михайлович)) подходы дают свое понимание проблем природы искусства. Социально-утилитарный подход (эстетические высказывания Ленина (см. ЛЕНИН Владимир Ильич), Троцкого (см. ТРОЦКИЙ Лев Давидович), Сталина (см. СТАЛИН Иосиф Виссарионович), Жданова (см. ЖДАНОВ Андрей Александрович), Гиммлера (см. ГИММЛЕР Генрих), Мао (см. МАО ЦЗЭДУН)) даже ценой утраты искусством художественности мобилизует его на выполнение партийных задач.

Итак, предмет эстетики и ее проблемное поле шире искусства. Каждое проблемное поле эстетики выделяется в особую сферу знаний, имеющую тенденцию отпочковаться от древа эстетики и образовать самостоятельную дисциплину. Эстетика входит в творчество, в труд, быт, в промышленное производство. Искусство и эстетика сосредоточивают внимание на общечеловеческом, они способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет будущего. Эстетика и искусство — фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества.

Большой энциклопедический словарь

ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos — чувствующий — чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в 18 в. у А. Баумгартена, введшего самый термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» — низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика — наука о «правилах чувственности вообще». Наряду с этим в немецкой классической эстетике 18 — нач. 19 в. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.

Академический словарь

-и, ж.

1. Философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвященное исследованию идейной сущности и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни.

Марксистская эстетика.

Эстетика — должна рассматривать искусство, как предмет, который существовал давно прежде ее и существованию которого она сама обязана своим существованием. Белинский, Сочинения Державина.

2. Система чьих-л. взглядов на искусство или на какой-л. его вид.

Эстетика Пушкина.

Старые мастера, воспитывая певцов, опирались на музыкальную эстетику пения своего времени, главная задача которой заключалась в овладении орнаментикой. М. Львов, А. В. Нежданова.

3. Красота, художественность чего-л.

Роль листа не украшение, не простая эстетика растения. В нем начало всей экономии живой природы. Короленко, С двух сторон.

Эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения. Макаренко, Проблемы школьного советского воспитания.

[От греч. α’ίσθησις — чувство, ощущение]

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЭСТЕТИКА (от греческого aisthetikos — чувственный), философская дисциплина, изучающая область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе художественной), данных как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность. Как особая дисциплина вычленяется в 18 в. у А. Баумгартена, введшего самый термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» — низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика — наука о «правилах чувственности вообще». Наряду с этим в немецкой классической эстетике 18 — начала 19 вв. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г.В.Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.

Евразийская мудрость от А до Я.

ЭСТЕТИКА

(др.-греч.-чувственно воспринимаемый): учение о прекрасном в действительности и в сознании человека, о нормах, законах и канонах эстетического постижения человека и мира. Ее основными категориями являются прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное и т.д. Как философская наука эстетика изучает две сферы взаимосвязанных явлений — сферу эстетического освоения мира и сферу художественной деятельности.

Основные эстетические категории — красота, гармония, мера. Они были осознаны еще в эпоху античности, однако в самостоятельную философскую науку эстетика оформилась только в 18 в., когда немецкий философ А. Баумгартен ввел в научный обиход термин и понятие «эстетика» и определил эстетику как «науку о чувственном знании». Предмет эстетики всегда был исторически подвижен и изменчив: одни эпохи обращались к проблеме эстетической активности как к проявлению ценностного отношения человека к миру, другие больше склонялись к изучению своеобразия художественной деятельности, природы искусства. Так, немецкий философ Г. Гегель понимал эстетику прежде всего как философию искусства. В 20 в. границы эстетического освоения мира необычайно расширились, получил развитие дизайн, призванный формировать эстетические достоинства промышленной продукции и предметной среды в целом. Соответственно перед эстетикой возник целый ряд новых задач, связанных с уточнением специфики художественного творчества и эстетической активности, социальных функций искусства и т. п. Практика вновь продемонстрировала жизненную активность и тесную взаимосвязь двух основных разделов эстетики.

Словарь народов и культуры

Эстетика

(aesthetics), филос. наука, изучающая художеств, оценки, соответствующие представлениям о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т.д.; обращаясь к художеств, творчеству, Э. изучает иск-во, законы его развития, художеств, формы и роль в об-ве. К сфере Э. относится также изучение отношения человека к природе, в той мере, в какой этим занимается теория лит-ры и пр. особые виды иск-ва. В концептуальном плане Э. следует отличать от психологии, а поскольку ее предметом является эстетический опыт (а не анализ смысла отд. произв. иск-ва), ее следует также отличать от художеств, критики и интерпретации. В классич. философии для Э. принципиальное значение имеют платоновская критика иск-ва как деят-ти, порождающей иллюзии (Государство, ок. 350 г. до н.э.) и аристотелевский анализ трагедии и вызываемых ею аффектов (страха и сострадания) как важнейшего ср-ва очищения (катарсиса) души (Поэтика, ок. 340 г. до н.э.). Выдающимся памятником эстетической мысли является соч. Канта Критика способности суждения (1790), где автор показал, каким образом субъективные эстетические суждения могут иметь общее для всех значение, а также провозгласил существование особого эстетического отношения, свободного от практич. интереса.

Сборник слов и иносказаний

эстетика — наука, теория об изящном

Ср. Физиология не допускает произвольных фантазий нашей эстетики (возразила Антонина Дмитриевна!)

Маркевич. Бездна. Пролог. 4.

Ср. αισθητικός (αισθάνομαι, понимаю чувствами — от αιω, понимаю, чувствую) — чувствующий, чувствуемый; о прекрасном — эстетический.

Впервые слово Aesthetica употребил A. G. Baumgarten (1714-1762).

Орфографический словарь

Словарь ударений

Трудности произношения и ударения

эсте́т, эсте́тика. Произносится [эстэ́т], [эстэ́тика].

Формы слов для слова эстетика

эсте́тика, эсте́тики, эсте́тик, эсте́тике, эсте́тикам, эсте́тику, эсте́тикой, эсте́тикою, эсте́тиками, эсте́тиках

Синонимы к слову эстетика

сущ., кол-во синонимов: 4

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимологический словарь

эсте́тика

Восходит к индивидуальному новообразованию франкфуртского профессора А. Г. Баумгартена, ср. его сочинение «Аеsthеtiса», 1750 г. и сл., по аналогии греч. αἰσθητικη (τέχνη) «наука об объектах чувственного восприятия» (αἰσθητά); см. Шульц I, 56.

Словарь галлицизмов русского языка

ЭСТЕТИКА и. ж. esthétique f. <гр. aisthesis ощущение, чувство.

1. Наука о прекрасном в искусстве и в жизни, об общих законах художественного творчества. БАС-1. Эстетика есть наука вкуса. Она трактует о чувственном познании вообще. Карамзин ПРП 2 40. // Сл. 18 4 62. Перед ней <красотой> меркнет даже Грулева. Это чистейший тип того самого поэтического прекрасного, о каком немцы никогда и не мечтали в своих эстетиках. Лейла Замоскворец. летопись. // БДЧ 1849 98 1 123.

2. Система взглядов на искусство или на какой-л. его вид, которой придерживается кто-л. Эстетика Некрасова. БАС-1. Каждый класс несет свою эстетику, если у него есть свой образ жизни, свой подход к действительности. Лунчарский. // Уш. 1940.

3. Красота, художественность чего-л. Эстетика чего-л. БАС-1. Роль листа не украшение, не простая эстетика растения. В нем начало всей экономии живой природы. Короленко С двух сторон. Эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения. Макаренко Проблемы шк. совет. учебника. Даже Наше Все, горевшее свободой и шутя позволявшее себе называть венценосца «плешивым щеголем», иногда вдруг впадало в эстетику почти верноподданическую, при этом как-то по-юнкерски демонстрируя признаки организационной обиженности. 184. А. Рубцов Зеркало века. // Знамя 2002 11 184. — Лекс. Ян. 1806: эстетика; Соколов 1834: эсте/тика; СИЗ: эстетика 1784.

Словарь иностранных слов

ЭСТЕТИКА (греч. от aisthanesthai — чувствовать, воспринимать). Наука о прекрасном в природе и искусствах.

Сканворды для слова эстетика

— Философское учение о прекрасном.

— Именно этот термин, переводимый с греческого как «способность к чувственному восприятию», ввёл в 1750 году франкфуртский профессор А.Баумгартен.

Полезные сервисы

эстетика письма

Грамматологический словарь

Эстетика письма (от греч. αιστητικός «чувствующий») изучает законы красоты, общие принципы и закономерности знаковых форм. В отличие от каллиграфии, где разрабатываются формы рукописных букв, эстетика письма изучает в основном печатные формы. Более того эстетика письма вырабатывает графические приемы, присущие только определенной письменной традиции» (особые пропорции, наклон, атрибуты письма и т.д.) Например, арабская эстетика письма отлична от китайской, а греческая — от готической.

Понятие эстетики зародилось в Древней Греции (Платон, Аристотель) и развилось в Риме (Гораций), Древнем. Китае, Индии и особенно в арабских странах. Слово же «эстетика» изобретено в 1735 г. А. Каумгартеном.

Очевидно, что еще до греков вопросы эстетики волновали египтян. Об этом говорят размеренные и четко выведенные древнеегипетские иероглифы. Египтяне разбивали сложную фигуру на более мелкие простые части. «Точное сложение — врата в знание всех вещей и мрачных тайн», — гласит один из математических папирусов. Имхотеп слагал рост человека из 6 ступеней, позднее рост стали слагать из 18 частей, а затем — из 21 и 1/4 части.

Современное понятие эстетики письма, при котором каждая буква описывается набором чисел, соотнесенных между собой разного рода пропорциями восходит к пифагорейству. Пифагор учил: «Все прекрасно благодаря числу». Греки знали арифметическую, геометрическую и гармоническую пропорции. Но самая важная — это золотая пропорция, коэффициент которой 1,618. Пифагор и Архит утверждали, что наиболее эстетично сочетание двух чисел (длин) когда их сумма не более 7, а разность не более 1 (1:2, 2:3, 3:4) Пифагор считал число матерью всех вещей, будь то письмо, музыка или наука. Буквы, построенные в правильных пропорциях должны «звучать, подобно музыке».

Эстетичным считалось соединение при письме двух противоположных качеств: горизонтальных и вертикальных, прямых и витиеватых линий, квадратных и округлых элементов. Пифагор говорил: «Любая горизонталь есть суета, лишь только вертикаль приносит нам радость». По- видимому, вертикальная ориентация латинского письма может быть объяснена именно этим постулатом.

В греческой философии прослеживается антропоморфный принцип письма, когда буквы соотносились с человеческим телом. Пропорции человека считались основой законов красоты. Поэтому так важно было определить соотношение, например, ступни человека и его роста, длины его руки и головы. Подобные умонастроения предвосхитили знаменитый рисунок Леонардо да Винчи из анатомической рукописи и модулор Ле Корбюзье.

Сильную геометризацию претерпел арабский алфавит. Инициатива по установлению постоянных пропорций между буквами при помощи геометрических измерений принадлежит везиру и каллиграфу ибн Мукле (886-940) Так, буква «алиф» представлялась диаметром окружности. Округлые части ح и ع вписывались в окружность 1/2 основного диаметра. Верхние части ح, ع и буквы د, م, ف, ق вписывались в равносторонний треугольник, две стороны которого проходили через центр основной окружности. Буквы ك и ل вписывались в квадрат, который был вписан в основную окружность. Форма и величина нижней части ر и و вписывалась в пятиугольник, вписанный в основную окружность. Буква ن вписывалась в полукруг по основному диаметру.

В арабской каллиграфии все буквы алфавита — это разные комбинации ромбовидных точек. Буквы соизмерялись соотношением точек и основной окружности. Буквы в арабской графике состоят из прямого (горизонтального и вертикального) элемента «сатх» («маддат») и криволинейного «даур» («диара»). Название классического почерка «сульс» переводится с арабского как 1/3 (т.е. 1/3 прямых и 2/3 округлых линий).

Пифагорейство и греческая эстетика в целом оказало на арабскую письменную культуру заметное влияние. Например, можно упомянуть мистическую философию хуруфизма (по-арабски «хуруфу ал-хиджаи» — алфавит) в которой буквы — единственное средство сотворение мира богом. Хуруфисты Несими и Физули считали, что бог проявляется в речи, звуке и букве.

На индийскую эстетику письма повлияло натурфилософское учение тантризма о пяти элементах, представляющихся как 5 простейших фигур. Каждая фигура соотнесена со стихией, цветом, частью света, божеством и звуком (буквой санскритского алфавита): точка (бинду) — эфир — ह (ха) — семя — черный — юг — Яма (божество смерти); полумесяц (чандра) — вода — व (ва) — листья — белый — запад — Варуна (бог космических вод); треугольник (трикона) — огонь — र (ра) — почки — красный — север — Сома (бог опьяняющего напитка); квадрат — земля — ल (ла) — ветви — желтый — восток — Индра (бог-громовержец); пятиугольник или круг (чакра) — воздух — य (йа) — цветы — синий — центр — Брахма (божество творения). Комбинация пяти элементов называется сваямбху (по-монгольски соёмбо). Представление о сваямбху отразилось на форме индуистских и буддийских храмов, каллиграфических фигур (см.) и непосредственно на эстетике письма.

Наивысшего расцвета искусство письма достигло именно как силлабарий. Это относится в частности к чуду графического построения: корейской (лигатурной) кхмерской (двухрегистровой) и эфиопской (трансформативной) письменностям. Лучшие грамматологические и лингвистические школы (тибетская, монгольская и корейская) сложились под сенью индийской культуры (санскрита и брахми) Вообще, эстетическая продвинутость слогового письма весьма ощутима. С удивительной легкостью приживались именно силлабарии, вводимые просветителями и миссионерами у разных народов (чероки, бамум, эскимосское-кри, каренское, мяо, синьпин и др.).

В каждом письме есть буква, которая наиболее полно характеризует все остальные, эстетический стиль которой самобытен и неповторим, являясь по-сути эстетическим классификат о ром. Например,, в русском письме это Д, в сингальском — Эстетика письма тамильском — இ, тибетском − Эстетика письма, кхмерском − Эстетика письма, арабском — ش.

Китайская философия дуализма и парадоксов породила и специфическую эстетику письма. Китайские философы не видели большой разницы между красотой и безобразностью, считая эти вещи относительными. Более того, они призывали учиться внутреннюю красоту во внешнем уродстве. Чжуан-цзы говорил: «Кривое дерево не срубят, хромого не возьмут на войну». Подлинное мастерство — это, когда творящий забывает не только обо всем вокруг, но и о том, что он творит и «занимается своим делом, будто ничем не занимается» (Чжуан-цзы) «Подлинное искусство похоже на неумение» (Чжуан-цзы) Китайская каллиграфия экспрессивна и асимметрична. Иероглифы кажутся нанесенными рукой ребенка.

Китайское письмо, подобно арабскому, изобилует различными почерками. Древнейшим почерком считается «кэдоу- цзы» (головастиковое письмо) — гипотетический стиль глубокой древности. Изобретатель «чжоу-вэнь» (надписей на бронзе) или стиля «да-чжуань» (большой печати) был чиновник Ши-Чжоу, живший при Сюань-ване (827-782 до н. э.) Министры Ли-Сы, Чжао-Гао и Хуму-Цзин упростили этот почерк и создали «сяо-чжуань» (малую печать). Создателем «ли-шу» (делового письма) считается чиновник Чэн-Мао. С появлением волосяной кисти, туши и бумаги Чжун-Ю изобрел почерк «кай-шу» , считающийся классическим. Весьма интересен почерк «шанфан-да-чжуань», квадратные иероглифы которого напоминают лабиринты. Иероглифы скорописи «цао-шу» (травяное письмо) изобретенные Ван Си-Чжи, похожи на трепещущий на ветру тростник и элегантные кляксы.

На эстетику китайского письма определенным образом повлияло диалектическое учение о взаимном переходе противоположностей (инь-ян), структуралистская концепция о пяти первоэлементах (5 цветов, 5 вкусов, 5 частей света и т.д.), а также гадательные системы шести триграмм «ба-гуа» и десяти мантических чисел | || ||| |||| ||||| | − |= … |O.

Основной категорией японской средневековой эстетики являлось «аварэ» — понятие прекрасного с оттенком грусти либо сожаления. Задача художника состояла в том, чтобы выявить аварэ из окружающего мира (чаще из живой природы) и выразить это в изящной форме. Так, поэт Тосисида находит аварэ в единственном цветке вишни в пору, когда на других деревьях цветы уже облетели:

«Ах, как прекрасно!» −

Уж не для того ль, чтоб этих слов

Мы не твердили без конца,

После весны −

Расцвел один!

Считалось, что аварэ как эстетической ценностью обладают любые предметы и явления (в том числе и знаки письма) но аварэ скрыто и трудно постижимо. Югэн (таинственность и глубина) достигается посредством ассоциативного подтекста, порождаемого условностью и символизмом. Одухотворенность простоты и изящества в японской культуре обусловила появление сверхкраткости стиха (танка, хайку) и скупых штрихов письменных знаков (японского силлабария «кана»).

Черный иероглиф, небрежно выведенный в углу широкого поля белой бумаги, мог стать шедевром японской каллиграфии. У японцев есть три этических принципа: саби (изящная простота), сиори (ассоциативное осознание гармонии) и хосимин (глубина проникновения). Японскому искусству свойственна тяга к миниатюрности («сад камней», бонсай, нэцкэ.

Полезные сервисы

эстетика техническая

Энциклопедический словарь

Эсте́тика техни́ческая — изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства. Составляя теоретическую основу дизайна, эстетика техническая изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).

* * *

ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ — ЭСТЕ́ТИКА ТЕХНИ́ЧЕСКАЯ, изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей. Составляя теоретическую основу дизайна, эстетика техническая изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).

Большой энциклопедический словарь

ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ — изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей. Составляя теоретическую основу дизайна, эстетика техническая изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).

Полезные сервисы

эстетико-методологический

Слитно. Раздельно. Через дефис

эсте/тико-методологи/ческий

Полезные сервисы

эстетико-психологический

Слитно. Раздельно. Через дефис

эсте/тико-психологи/ческий

Синонимы к слову эстетико-психологический

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

эстетико-стилистический

Слитно. Раздельно. Через дефис

эсте/тико-стилисти/ческий

Синонимы к слову эстетико-стилистический

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

эстетико-философский

Слитно. Раздельно. Через дефис

Синонимы к слову эстетико-философский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

эстетико-художественный

Слитно. Раздельно. Через дефис

эсте/тико-худо/жественный

Синонимы к слову эстетико-художественный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

эстетикотерапия

Словарь ударений

эсте́тикотерапи́я, -пи́и [тэ]

Синонимы к слову эстетикотерапия

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

эстетичесая функция языка

Социолингвистика

Полезные сервисы

эстетическая (поэтическая) функция языка

Лингвистические термины

Назначение языка выступать как средство выражения творческих потенций человека, соотносимое с эстетическими категориями прекрасное — безобразное.

См.: поэтическая функция языка.

Полезные сервисы

эстетическая критика

Гуманитарный словарь

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КРИТИКА (художественная критика) — направление рус. критики 1860-х гг., к к-рому принадлежали А. В. Дружинин, П. В. Анненков, В. П. Боткин. В обществ. и методол. отношении Э. К. противостояла реальной критике, защищая от нападок идеи умеренного либерализма («Литературный тип слабого человека» Анненкова) и известной автономности, самоценности худож. творчества. В типоло-гич. плане Э. К. — это такой принцип анализа, при к-ром на первом плане оказываются структурные, синтаксические (в семиотическом смысле) аспекты лит. образа. Тем самым Э. К. оказывается одной из необходимых, неизбежных составляющих «нормальной» лит. ситуации, находясь в отношениях взаимодополнительности с реальной и органической критикой.

Полезные сервисы

эстетическая функция

Лингвистические термины

Использование языка в литературном творчестве.

Полезные сервисы

эстетическая функция слова

Переводоведческий словарь

эстетическая функция слова — назначение слова служить средством художественной выразительности.

Полезные сервисы

эстетическая функция языка

Понятия лингвистики

Полезные сервисы

эстетически

Толковый словарь

I нареч. качеств.-обстоят.

1. В соответствии с законами и принципами эстетики [эстетика I 1.] как философского учения о сущности и формах прекрасного в искусстве, художественном творчестве, природе и жизни.

2. С точки зрения системы взглядов на искусство или на какой-либо его вид, которых придерживается кто-либо.

II нареч. качеств.-обстоят.

Удовлетворяя требования прекрасного; художественно.

Академический словарь

нареч. к эстетический (во 2 знач.).

Увлекающийся за все пределы талант его [Белинского], страстный, беспощадный, злой от нетерпимости, оскорблял эстетически уравновешенную натуру Станкевича. Герцен, Былое и думы.

Синонимы к слову эстетически

нареч, кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

эстетически неприемлемый

Слитно. Раздельно. Через дефис

эстети/чески неприе/млемый

Полезные сервисы

эстетически развитый

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

эстетически-воспитательный

Слитно. Раздельно. Через дефис

эстети/чески-воспита/тельный

Полезные сервисы

эстетически-игровой

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

эстетически-символический

Слитно. Раздельно. Через дефис

эстети/чески-символи/ческий

Полезные сервисы

эстетически-творческий

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

эстетический

Толковый словарь

I прил.

1. соотн. с сущ. эстетика I, связанный с ним

2. Свойственный эстетике [эстетика I], характерный для неё.

II прил.

1. соотн. с сущ. эстетика II, связанный с ним

2. Свойственный эстетике [эстетика II], характерный для неё.

3. Связанный с восприятием прекрасного в жизни, удовлетворяющий требованиям прекрасного; художественный.

Толковый словарь Ушакова

ЭСТЕТИ́ЧЕСКИЙ [тэ], эстетическая, эстетическое (от греч. aisthétikos — способный чувствовать) (книжн.). прил., по знач. связанное с явлениями прекрасного (в искусстве, в природе). Эстетическое наслаждение. Эстетическое переживание. Эстетический предмет. Эстетические функции слова. «Эстетическая жилка в ней несомненно билась.» А.Тургенев. «Несогласие в эстетических убеждениях было только следствием несогласия в философских основаниях всего образа мыслей.» Чернышевский.

Толковый словарь Ожегова

ЭСТЕТИ́ЧЕСКИЙ [тэ], -ая, -ое.

Энциклопедический словарь

ЭСТЕТИ́ЧЕСКИЙ [тэ], -ая, -ое.

1. к Эсте́тика (1-2 зн.). Э-ая категория. Э-ие теории. Э-ая программа. Э-ие взгляды, вкусы.

2. Связанный с восприятием прекрасного, красоты в искусстве и жизни; художественный, удовлетворяющий требованиям эстетики. Э-ое воспитание. Испытывать э-ое наслаждение.

Эстети́чески, нареч.

Академический словарь

-ая, -ое.

1. прил. к эстетика (в 1 знач.).

Эстетическая категория. Эстетические теории.

2. Связанный с созданием, воспроизведением и восприятием прекрасного в искусстве и в жизни.

Эстетический критерий. Эстетическое восприятие. Эстетические вкусы публики.

||

Вызванный прекрасным в жизни или в искусстве.

Испытывать эстетическое наслаждение.

Все любовались ею, все любили ее, не я одна. — Во мне первый раз поражено было эстетическое чувство, чувство изящного, первый раз сказалось оно, пробужденное красотой. Достоевский, Неточка Незванова.

Орфографический словарь

Словарь ударений

Полезные сервисы

Значение слова «ЭСТЕТИЗИРОВАТЬ» найдено в 9 источниках

ЭСТЕТИЗИРОВАТЬ

Резать Рез Рев Рвота Рвать Рать Растить Раст Рао Раис Развить Развитость Развитие Развести Развес Раз Отстать Отсев Отсвет Отрезать Отрез Отрастить Отрасти Отит Отиатр Отвратить Отвисать Ответить Ответ Отвести Отвес Отвезти Отвар Отар Ось Ость Острие Остит Остер Остеит Ост Осетр Осветить Оса Орь Ортит Орт Орс Орза Орест Озириса Овить Овист Овир Овес Оазис Итр Итератив Истратов Истратить Истра Истора Исеть Исаев Иса Ирита Ириса Иов Изоэтес Изотера Изот Изорвать Извратить Извить Извитость Извет Известь Извести Иврит Ивась Зот Зостер Зорева Зоеа Зов Зет Зеро Зер Зевота Зево Зев Зверь Звать Затор Затес Затертость Затвор Засор Засов Засев Засветить Зарево Зао Заир Заесть Завс Завр Зависть Завет Завести Зав Еэс Есь Есть Ерь Ера Евро Еврат Евр Ева Втрое Втора Встать Встарь Все Вростать Врозь Врио Врезать Врать Врасти Враз Ворье Ворсит Ворс Вор Возрастить Возрасти Возраст Воз Витье Вить Витта Витт Витость Витерит Вита Вит Вист Вис Вира Визитер Визит Визирь Визир Виза Вие Взрастить Взрасти Взор Вето Весь Весть Вести Вест Вес Верста Верист Вера Везтись Везти Везир Ватт Ватер Вар Ваер Аэс Резвость Резист Резит Резь Реостат Рет Ретивость Аэросев Риа Аэро Аттрит Атто Атиреоз Атеист Астро Астр Аортит Рис Аозт Азот Азов Автор Авто Авт Авост Авист Авизо Авест Аверс Рита Авторитет Аир Аист Рио Аорист Риза Арест Арт Артист Артос Атетоз

1) Орфографическая запись слова: эстетизировать
2) Ударение в слове: эстетиз`ировать
3) Деление слова на слоги (перенос слова): эстетизировать
4) Фонетическая транскрипция слова эстетизировать : [ст’ит’з’`иравт’]
5) Характеристика всех звуков:
э э — гласный, безударный
с [с] — согласный, твердый, глухой, парный
т [т’] — согласный, мягкий, глухой, парный
е [и] — гласный, безударный
т [т’] — согласный, мягкий, глухой, парный
и и — гласный, безударный
з [з’] — согласный, мягкий, звонкий, парный
и [`и] — гласный, ударный
р [р] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
о [а] — гласный, безударный
в [в] — согласный, твердый, звонкий, парный
а а — гласный, безударный
т [т’] — согласный, мягкий, глухой, парный
ь []


14 букв, 9 звук

ЭСТЕТИЗИРОВАТЬ esthétisme m. И в задачу этого актера входило волновать душу зрителя и, вводя его в залы дворца, эстетизировать и возвышать его. Всеволодский Ист. театр. Оно &LT;искусство&GT; давно уже приспособилось эстетизировать любую грязь, мусор, мятые консервные банки. ДН 2000 11 16. Эстетизироваться. Душевная боль с годами перестает идеологизироваться, эстетизироваться. Гинзбург Человек 121.

корень — ЭСТЕТ; суффикс — ИЗ; суффикс — ИРОВА; окончание — ТЬ;
Основа слова: ЭСТЕТИЗИРОВА
Вычисленный способ образования слова: Суффиксальный

∩ — ЭСТЕТ; ∧ — ИЗ; ∧ — ИРОВА; ⏰ — ТЬ;

Слово Эстетизировать содержит следующие морфемы или части:

  • ¬ приставка (0): —
  • ∩ корень слова (1): ЭСТЕТ;
  • ∧ суффикс (2): ИРОВА; ИЗ;
  • ⏰ окончание (1): ТЬ;

Ударение в слове: эстетиз`ировать
Ударение падает на букву: и
Безударные гласные в слове: эстетиз`ировать

Начальная форма — Эстетизировать, винительный падеж, единственное число, женский род, неодушевленное

эстетиз’ировать, -рую, -рует

эстетизировать эстетиз`ировать, -рую, -рует

эстетизировать

эстетизировать

ЭСТЕТИЗИРОВАТЬ esthétisme m. И в задачу этого актера входило волновать душу зрителя и, вводя его в залы дворца, эстетизировать и возвышать его. Всеволодский Ист. театр. Оно <искусство> давно уже приспособилось эстетизировать любую грязь, мусор, мятые консервные банки. ДН 2000 11 16. Эстетизироваться. Душевная боль с годами перестает идеологизироваться, эстетизироваться. Гинзбург Человек 121.

Исторический словарь галлицизмов русского языка. — М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm.
.
2010.

Смотреть что такое «эстетизировать» в других словарях:

  • эстетизировать — эстетиз ировать, рую, рует …   Русский орфографический словарь

  • эстетизировать(ся) — эстет/из/ир/ова/ть(ся) …   Морфемно-орфографический словарь

  • ТАНАТОЛОГИЯ —         филос. опыт описания феномена смерти. Статус специфич. проблемы смерть получает с 18 в., в соч. Радищева (О человеке, его смертности и бессмертии; Избр. филос. произведения) и кн. М. Щербатова (Разговор о смертном часе; Разговор о… …   Энциклопедия культурологии

  • Эстетизм — В широком смысле это признание красоты абсолютной, высшей ценностью, а наслаждение ею смыслом жизни; это культ прекрасного в искусстве и жизни. Как самостоятельное течение в европейской художественной культуре Э. сформировался во Франции в… …   Энциклопедия культурологии

  • ВЕЛОРИКША — (Cyclo) Франция Вьетнам при участии Гонконга, 1995, 129 мин. Драма. Вьетнамец Чан Ань Хунг, который с юности живет во Франции, получил признание уже за дебют «Запах зеленой папайи». Рассказ о судьбе десятилетней служанки в Сайгоне в 1951 году был …   Энциклопедия кино

  • ДЮФРЕНН — (Dufrenne) Мишель (1910 1995) фр. философ, эстетик, представитель феноменологии. В 1950 1960 е гг. разрабатывает проблемы эстетики. Его двухтомная «Феноменология эстетического опыта» (1953) стала классической работой в этой области. В своих… …   Философская энциклопедия

  • ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ —         (от лат. optimus наилучший и pessimus наихудший), понятия, характеризующие ту или иную систему представлений о мире с т. зр. выраженного в ней позитивного или негативного отношения к сущему и ожиданий от будущего. В этом отношении… …   Философская энциклопедия

  • Русская литература 19 века и Лермонтов — РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА и Лермонтов. 1. Лермонтов и русская поэзия 19 в. Л. наследник пушкинской эпохи, начавший непосредственно с того рубежа, к рый был обозначен в рус. поэзии А. С. Пушкиным. Он выразил новое положение лит ры, характерное… …   Лермонтовская энциклопедия

  • КРАСИВОЕ — эстетическое понятие, определяющее красоту внешнего облика предметов и явлений. Если прекрасное обозначает высшую степень красоты (этимологически «прекрасное» «очень К.») как во внешнем проявлении, так и во внутреннем выражении, то К эстетически… …   Эстетика: Словарь

  • ПОП-АРТ — (англ. pop art, сокр. от popular art общедоступное иск во) одно из течений в иск ве модернизма. Возникло в 50 х гг. XX в. в США и Великобритании первоначально в живописи и скульптуре, претендуя заменить непонятный массовым зрителям абстракционизм …   Эстетика: Словарь

Это яркий, «грязный» язык, «погруженный» в теткинскую долю, будоражащий и отталкивающий, но благодаря этому освобождающий от лжи те области действительности, о которых в течение десятилетий приличествовало если уж не тактично молчать, то по крайней мере их сублимировать, эстетизировать, метонимизировать, идейно возвышать, адаптировать к допустимому уровню — тщательно прикрывать все новыми и новыми завесами «безопасных» условностей.

Не удовлетворенные наличным ординарным миром, писатели-романтики старались всячески эстетизировать этот мир, организовать его по законам одухотворенной литературной игры.

Некоторые читатели восприняли эту тематизацию как атаку на русский авангард, попытку возложить на него ответственность за сталинский террор, в то время как другие интерпретировали ее как попытку эстетизировать сталинский режим, подавить память о его преступлениях.

И даже среди вполне вменяемых интеллектуалов модно эстетизировать сталинизм, восхищаясь «большим стилем» канувшей империи и выводя некрасивую тему репрессий куда-нибудь за скобки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эстафету приняла синоним
  • Эстафетная палочка синоним
  • Эстафета синонимы современные
  • Эссливер форте синонимы
  • Эссенциальный синоним