Эстетическое восприятие синоним

Бесплатный большой онлайн словарь синонимов русского языка. Удобный поиск, сортировка, возможность сохранить файл синонимов. Использование материалов сайта разрешено только после согласия Администрации проекта.

18+

Обратная связь

Части речи

Самостоятельные части речи

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Местоимение
  • Наречие
  • Глагол
  • Причастие
  • Деепричастие

Служебные части речи

  • Предлог
  • Союз
  • Частица

Отдельная часть речи

  • Междометие

эстетическое восприятие

эстетическое восприятие

процесс приема и преобразования эстетической информации, предполагающий способность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной действительности и в произведениях искусства и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия.

Рубрика: Эстетические категории в литературе

«Нет истинного творчества без мастерства, без высокой требовательности, упорства и работоспособности, без таланта, который на девять десятых состоит из труда. Однако все эти существенные и необходимые качества ничего не стоят без художественной концепции мира, без мировоззрения, вне целостной системы эстетического восприятия действительности» (Ю.Б. Борев).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука.
.
2004.

Смотреть что такое «эстетическое восприятие» в других словарях:

  • Эстетическое воспитание —         целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей.… …   Большая советская энциклопедия

  • восприятие эстетическое — см. эстетическое восприятие …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Эстетическое развитие — развитие способности воспринимать эстетические аспекты происходящего и создавать их самому (красивое, безобразное, торжественное, величавое, гармоничное и т.д.) Дети, отмечает К.Чуковский, любят музыку, петь, танцевать, декламировать,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • эстетическое переживание — эмоциональное состояние, возникающее у человека в процессе эстетического восприятия окружающей действительности и произведений искусства. Рубрика: Эстетические категории в литературе Антоним/коррелят: Эстетическое восприятие Некоторые… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — наиболее общая категория эстетики, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве особой категории сформировалась в эстетике в 20 в. на основе… …   Философская энциклопедия

  • Эстетическое — Наиболее общая категория эстетики; метакатегория, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве категории сформировалась в эстетике в XX в. на… …   Энциклопедия культурологии

  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось… …   Философская энциклопедия

  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс формирования и развития эстетич. эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — (художественное) вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и. целостном В. произв. иск ва как эстетической ценности, к рое сопровождается эстетическим переживанием. Нек рые исследователи обозначают этот процесс как «худож.… …   Эстетика: Словарь

  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном… …   Эстетика: Словарь

wordmap

Слова из слова
Слова по маске
Подобрать рифму
Игра в слова
Еще ▼

Слова из слова
Слова по маске
Подобрать рифму
Предложение со словом
Определения к слову
Ассоциации к слову
Сочетаемость слова
• • •
Слово содержит букву
Слова начинается на букву
Слова оканчиваются на букву
Слова с повторами букв
• • •
Значения слов
Разбор слов морфологический
Разбор по составу
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Русско-английский словарь
Русско-немецкий словарь
• • •
Ответы на кроссворды
Игра в СЛОВА
Игра БАЛДА
Игра Чепуха

Карта слова эстетическое восприятие

22 буквы

Слова из слова «эстетическое восприятие» Рифма к слову «эстетическое восприятие» Синонимы к слову «эстетическое восприятие»

  1. WordMap

  2.   →  

  3. Карта слова ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Слова из слова ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Показаны 20 слов из 699 найденных:

  • век
  • вес
  • вир
  • веер
  • веко
  • вепс
  • верес
  • верея
  • весок
  • веерок
  • вектор
  • вереск
  • ветерок
  • вечерок
  • високос
  • вероятие
  • ветрочет
  • виктория
  • ветерочек
  • европеист
  • показать все

Рифмы к слову ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Показаны 20 слов из 395 найденных:

  • ятиё
  • мятие
  • бытие
  • витие
  • житие
  • нотие
  • петие
  • питие
  • взятие
  • смятие
  • заятие
  • вмятие
  • снятие
  • унятие
  • адитие
  • вжатие
  • влитие
  • внитие
  • врытие
  • гнутие
  • показать все

Синонимы к слову ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Показаны 1 слов из 1 найденных:

  • эстетическое сознание
  • показать все

Комментарии 0

Текст комментария:

Ваш e-mail

Только что искали:

эстетическое наслаждение только что

эстетическая ценность только что

эстетическое восприятие только что

умею 2 секунды назад

панисламистами 2 секунды назад

оголить руку 6 секунд назад

иолы 7 секунд назад

сколько можно 8 секунд назад

пурпурные сумерки 8 секунд назад

сепсикс 10 секунд назад

фми 10 секунд назад

притолоки 11 секунд назад

из китайской нанки 14 секунд назад

праздное времяпровождение 15 секунд назад

неизъяснимых 16 секунд назад

Ваша оценка

Закрыть

Спасибо за вашу оценку!

Закрыть

Последние игры в словабалдучепуху

Имя Слово Угадано Время Откуда
Игрок 1 головокружительность 0 слов 18 часов назад 178.140.143.157
Игрок 2 оживотворение 5 слов 20 часов назад 5.141.46.177
Игрок 3 магия 5 слов 20 часов назад 5.141.46.177
Игрок 4 представление 10 слов 1 день назад 85.114.29.218
Игрок 5 дермографизм 5 слов 1 день назад 91.222.216.36
Игрок 6 потом была фановая игра 0 слов 1 день назад 5.180.242.104
Игрок 7 бородавчатка 73 слова 1 день назад 91.222.216.36
Играть в Слова!
Имя Слово Счет Откуда
Игрок 1 ринит 42:47 25 минут назад 92.38.148.58
Игрок 2 мания 0:0 25 минут назад 92.38.148.58
Игрок 3 монах 0:0 26 минут назад 92.38.148.58
Игрок 4 гумми 0:0 26 минут назад 92.38.148.58
Игрок 5 низка 53:49 1 час 38 секунд назад 109.94.6.104
Игрок 6 щегол 47:44 1 час назад 178.35.27.10
Игрок 7 башка 49:50 1 час назад 109.94.6.104
Играть в Балду!
Имя Игра Вопросы Откуда
Ловчик На двоих 10 вопросов 4 часа назад 213.87.150.22
Настя На двоих 15 вопросов 9 часов назад 104.28.131.166
Моцорела На одного 10 вопросов 13 часов назад 95.25.125.135
Н На одного 20 вопросов 19 часов назад 5.141.46.177
Ксюша На одного 10 вопросов 20 часов назад 5.141.46.177
Марина На одного 10 вопросов 1 день назад 178.121.133.161
ВерЧа На одного 20 вопросов 1 день назад 37.57.0.215
Играть в Чепуху!

Подбор слов

Слова из слова
Подбор по маске
Рифма к слову
Предложение со словом
Ассоциации к слову
Определения к слову
Сочетаемость слова
Ответы на кроссворды

По буквам

Слово содержит букву
Слова начинается на букву
Слова оканчиваются на букву
Слова с повторами букв

Словари

Значения слов
Разбор морфологический
Разбор по составу
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Русско-английский словарь
Русско-немецкий словарь

Игры в слова

Игра в СЛОВА
Игра БАЛДА
Игра ЧЕПУХА

© 2023 «WordMap.ru» — твоя карта слов, составить слова из слов или букв, играть в слова, рифмы к словам.

Загрузка данной страницы заняла 0.0534 с.

Эстети́ческий идеали́зм

(идеалистическая неофилология) в языкознании — направление, сложившееся в

западноевропейской лингвистике в начале 20 в. и выступившее с критикой

младограмматизма с позиций так

называемой эстетической философии языка (название направления связано с

названием программного сборника статей «Idealistische

Neuphilologie», 1922). Широкий критический резонанс Э. и. получил

в 20‑х гг. 20 в., когда к изучению эстетической функции языка обратились

представители многих школ (пражская

лингвистическая школа, ОПОЯЗ и

др.).

Наиболее яркое выражение Э. и. получил в трудах

К. Фосслера («Позитивизм и идеализм в языкознании», 1904; «Язык как

творчество и развитие», 1905, переизд. 1950; «Избранные статьи по

философии языка», 1923; «Дух и культура в языке», 1925, и др.).

Эстетическая теория языка Фосслера сложилась под влиянием

лингвистической концепции В. фон Гумбольдта и системы философский

воззрений Б. Кроче. Резко критикуя младограмматиков за отказ от изучения

«исходной причинной связи» между явлениями, за механицизм, Фосслер

назвал такой подход к языку позитивизмом, «смертью человеческого

мышления», «концом философии» и противопоставил ему свою теорию языка,

которую он определил как «идеализм», потому что в ней, вслед за

Гумбольдтом, язык рассматривается как непрерывная творческая духовная

деятельность, неотделимая от духовной и интеллектуальной истории

народа. По мнению Фосслера, младограмматики изучали язык как нечто

«данное и завершённое» и производили над ним анатомическую операцию,

механически расчленяя его организм на фонетику,

морфологию и синтаксис и

далее на соответствующие элементы, вплоть до отдельных звуков. Язык же

есть нечто целостное, взаимосвязанное. Таким он предстает в стилистике, которая и должна поэтому стать

центральной лингвистической дисциплиной. Единственная реальность и тем

самым основной объект изучения для Фосслера — речь индивида, понимаемая

как духовное творчество личности, служащее средством выражения ее

интуиции и фантазии. Постоянно подчёркивая, что язык — это прежде всего

средство выражения, а не средство общения, Фосслер видел в «общем языке»

лишь «точку пересечения многих отдельных языков», «приблизительную сумму

по возможности всех или, по меньшей мере, важнейших индивидуальных

языковых употреблений», или стилей, и считал общую языковую деятельность

возможной лишь благодаря «общей духовной предрасположенности» говорящих.

Все элементы языка по своему происхождению суть стилистические средства

выражения, которые с течением времени могут стать грамматическими, т. е. общим, безликим шаблоном,

если индивидуальное новшество соответствует «духу языка» и если оно

будет принято пассивной массой говорящих.

В концепции Фосслера учение Гумбольдта было воспринято односторонне,

был утрачен диалектический подход, при котором язык понимался не

только как средство выражения, но и как средство общения, не только как

деятельность, но и как готовый «материал», признавалось существование не

только индивидуальной речи, но и общего языка — языка народа.

Влияние философии Кроче на Э. и. нашло отражение в приравнивании

языкового акта — как акта творческого — к искусству, к поэзии и в

отождествлении по-новому понимаемой лингвистики с эстетикой. Фосслер

писал, что «истина языка есть художественная истина, есть осмысленная

красота» («Грамматика и история языка», 1910) и поэтому решение спорных

вопросов грамматики должно базироваться на художественной способности,

на чувстве вкуса. История языка оказывается «историей вкуса или чувства

в области слова, то есть историей всех импульсов, мотивов, влияний,

воздействий среды, которые притекают извне в развитие языка», иначе

говоря, она «в известном смысле сливается» с историей культуры

(«Отношение истории языка к истории литературы», 1911). Фосслер делает

попытку установить связь, иногда слишком прямолинейную, между явлениями

языка и особенностями культуры соответствующих эпох («Культура Франции в

отражении развития языка», 1913, переизд. в 1929 под назв. «Культура и

язык Франции»). Он исследует связь языка с религией, наукой, поэзией, а

также разные функции языка в разных языковых коллективах («Дух и

культура в языке»). Историко-литературные исследования Фосслера

охватывают важнейшие эпохи в истории итальянской, французской,

испанской литератур (а в последние годы жизни —

литературы стран Южной и Центральной Америки) и творчество крупнейших

представителей этих литератур. В центре многих работ — творческая

личность, художник, произведения которого анализируются на фоне духовной

культуры его эпохи.

Школа Э. и. немногочисленна, к ней принадлежат несколько крупных

филологов-специалистов в области романских

языков и литератур: Л. Шпитцер, Х. Хацфельд, Э. Лерх, Л. Ольшки,

В. Клемперер и другие. Разделяя некоторые общие философские взгляды

Фосслера на язык, они нашли, однако, во многом свои пути в исследовании

проблем стилистики художественной литературы и

романского языкознания, главным образом

синтаксиса и стилистики. Большое влияние на развитие романской филологии

и стилистики оказали работы Шпитцера, посвящённые языку и стилю

писателей — от средневековья до 20 в. В диссертации Шпитцера «Словообразование как стилистический приём» (1910)

особенности стиля Ф. Рабле рассматриваются как выражение его особой

манеры видения мира. Позднее, констатируя разрыв, существующий между

историей культуры и наукой о языке, от которого страдает находящееся на

границе этих наук изучение стиля писателей, Шпитцер подчёркивает, что

для выявления полной картины своеобразия стиля писателя необходимо

установить всё, что для него стилистически значимо, и поставить в связь

с его личностью («Словесное искусство и наука о языке», 1925). Шпитцер

вводит понятие индивидуальной языковой системы писателя, каждый из

признаков которой может встретиться в другом тексте, но совокупность

которых единственна в своём роде. Здесь в общих чертах намечается метод исследования «стиля личности в стиле языка»,

который впоследствии получил название индуктивно-дедуктивного метода в

стилистике, или метода «филологического круга». Исследование движется от

найденной стилистически значимой детали к её интерпретации в свете

особенностей духовного мира писателя, к интерпретации «из языкового

окружения» писателя, обусловленного литературной и социальной историей.

Состоятельность полученной интерпретации проверяется её применимостью

для объяснения и других стилистических фактов в языке данного автора.

Шпитцер защищал свой метод в полемике с лингвистами других школ,

например с Ш. Брюно, указывая на банальный, «школярский» характер

подхода к языку художественных текстов, при котором исследователи

ограничиваются выписыванием тех или иных стилистических явлений из

произведений разных авторов и констатацией их сходств и различий

(«Теории стилистики», 1952), а также продемонстрировал его в

многочисленных конкретных работах. Развивая семантико-историческое

и этимологическое направление исследований,

Шпитцер прослеживает происхождение и семантическое развитие ряда

связанных с европейской цивилизацией слов, «точнее любого барометра

показывающих культурную атмосферу» эпохи. Подобно тому как это сделал

Фосслер в начале века, Шпитцер в 40-50‑х гг. 20 в. с позиций, близких к

экзистенциализму, выступил с рядом статей в защиту гуманитарного

знания, против антиментализма и механицизма, т. е. против идей,

высказанных Л. Блумфилдом и дескриптивистами.

Он также одним из первых поставил важный методологический вопрос о способах доказательства в

лингвистике и, шире, в гуманитарных науках.

Фосслер и другие представители Э. и. решали научные проблемы с

позиций субъективно-идеалистических, выдвигая на первый план экспрессивно-эстетическую функцию языка. Однако,

рассматривая язык как культурно-историческое явление, которое невозможно

исследовать вне связи с культурой и историей народа, школа Э. и.

расширила и обогатила проблематику науки о языке, поставив перед ней ряд

новых важных задач — создание лингвистической стилистики, изучение языка

писателя и его соотношения с общенародным языком, а также роли

художественной литературы в развитии литературного языка народа и т. д.

Жирмунский В. М., Предисловие, в кн.: Проблемы литературной

формы, Л., 1928;

Ольшки Л., История научной литературы на новых языках, пер.

с нем., т. 1-3, М.-Л., 1933-34;

Звегинцев В. А., Эстетический идеализм в языкознании, М.,

1956;

Винокур Г. О., Эпизод идейной борьбы в западной

лингвистике, «Вопросы языкознания», 1957, № 2;

Степанов Ю. С., Доказательство и аксиоматичность в

стилистике. Метод Л. Шпицера, «Вестник МГУ», сер. 7, 1962, № 5;

Idealistische Neuphilologie. Festschrift für Karl Vossler,

Heidelberg, 1922;

Spitzer L., Stilstudien, Bd 1-2. [2 Aufl.],

München, 1961;

Hatzfeld H., A critical bibliography of the new

stylistics applied to the Romance literatures [1900-1952], Chapel Hill,

1953;

то же, [1953-1966], Chapel Hill, 1966;

Wellek R., Leo Spitzer, «Comparative literature»,

1960, v. 12, № 4;

Hatzfeld H., Le Hir Y., Essai de

bibliographie critique de stylistique française et romaine (1955-1960),

P., 1961.

В. П. Мурат.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эстетический экстаз синоним
  • Эсхатология синоним
  • Эстетический дефект синоним
  • Эсхатологический синоним
  • Эстетический восторг синонимы