Эмоциональный интеллект синоним

В последнее время на просторах Интернета часто встречается словосочетание «эмоциональный интеллект». Главным образом, это понятие используется в бизнесе, психологии, педагогике и в других направлениях, связанных с социумом.

  • Что такое эмоциональный интеллект и из чего он складывается?
  • Почему так важен эмоциональный интеллект и каково его предназначение?
  • Что нужно знать про свои эмоции?
  • Как определить свой уровень эмоционального интеллекта?
  • Как же развить эмоциональный интеллект?

elgreloo.com разберется вместе с Вами.

Что такое эмоциональный интеллект и из чего он складывается?

Прежде всего, нужно ответить на вопрос о том, что означает «эмоциональный интеллект». Понятие состоит из двух частей — «интеллект» и «эмоциональный».

Интеллект – это способность к познанию чего-либо нового, сопряженная с возможностью применить эти знания для преобразования окружающей среды.

Эмоциональный – значит выражающий эмоцию. Термин «эмоция» означает психический процесс, отображающий отношение индивида к внутреннему и внешнему миру.

Если объединить две части, то получится «способность к познанию психических процессов, отражающих отношение индивидов к миру». Говоря простым языком – способность понимать свои и чужие желания, эмоции, а также использовать данную информацию.

Синонимом понятия «эмоциональный интеллект» является термин «эмпатия», означающий способность сопереживать другим людям. Первое понятие более широкое: включает в себя второе плюс способность правильно распорядиться полученной информацией для решения каких-либо задач.

Структура компетенций EI разными авторами определяется по-разному. Согласно Дэниэлу Гоулману эмоциональный интеллект состоит из внутриличностного и межличностного EI, складывающихся из более мелких компонентов.

Внутриличностный EI:

  • Самосознание – способность понимать себя, распознавать чувства и эмоции. «Знание себя», своих умений, навыков, слабых сторон и способность принимать решения, руководствуясь своими компетенциями.
  • Саморегуляция – самоконтроль, способность сдержать негативные импульсы и агрессию, адаптироваться к меняющимся условиям, проявлять открытость и честность. Умение бороться со стрессом, даже в трудной ситуации видеть выгодные возможности.
  • Внутренняя мотивация – способность ставить цели и задачи, достигать их, несмотря на трудности и неудачи. Умение проявлять инициативу и сохранять оптимизм.

Межличностный EI направлен на взаимодействие с внешним миром.

  • Эмпатия – «социальная чуткость», проявляется как способность сопереживать окружающим, умение поставить себя на место другого человека и понять, что он чувствует и почему действует определенным образом, участие к проблеме другого.
  • Навыки социального общения – межличностные навыки, направленные на выстраивание гармоничных отношений в коллективе и социуме. Включает в себя способность к разрешению межличностных конфликтов, навык работы в команде, умение донести свою точку зрения и переубедить, способность воодушевить окружающих людей, поддерживать в команде положительный настрой.

Теми, кто сформулировал и ввел в научный оборот термин «эмоциональный интеллект», были Джон Мэйер и Питер Саловей. Широкое распространение понятие получило после публикации книги Дэниэла Гоулмана «Emotional Intelligence» в 1995 году.

Почему так важен эмоциональный интеллект и каково его предназначение?

В своем труде Дэниэл Гоулман объяснял, что EI важен для достижения успеха в жизни. Конечно, IQ тоже имеет значение – чтобы поступить в университет и выполнять профессиональные задачи на работе. Было проведено исследование, в ходе которого выяснили, что успешных людей от прочих отличает высокий EI.

Такие люди ясно осознают свои цели, продуктивно общаются с людьми разного статуса и из разных сфер, без страха воспринимают сложившиеся обстоятельства.

Если Вы справляетесь с рабочими задачами, проявляете эффективность, но повышения до сих пор нет, задумайтесь – возможно, Вам нужно больше развивать эмоциональный интеллект.

Что нужно знать про эмоции?

Понимание и регулирование эмоций – своих и чужих, ключевая особенность эмоционального интеллекта. Прежде чем начать прокачивать EI, стоит разобраться, что это такое вообще, «эмоции».

Эмоция – это ответ нашей психики на происходящие вокруг события. Ощущение эмоции – физиологически процесс, рождающийся в нашем мозге, затем активизируется эндокринная система, выбрасывая в кровь определенные гормоны, вследствие чего мы краснеем, потеем, наш пульс подскакивает, а внутреннее давление растет. Выражается эмоция вербально – словами и звуками, а еще нашим телом – мимикой и положением тела.

Какие же эмоции существуют? Мнения ученых разделились: кто-то выделяет 5 или 7 базовых эмоций, кто-то все 16, а то и 32. Фундаментальными эмоциями называют:

  • Радость – положительная эмоция, возникающая вследствие удовлетворения или понимания возможности удовлетворения какой-либо потребности в будущем.
  • Удивление – эмоциональная реакция на непредвиденные события и обстоятельства. Удивление не имеет четко выраженного отрицательного или положительного окраса, может переходить в интерес.
  • Интерес – эмоциональное состояние, характеризующееся вовлеченностью, повышает активность человека.
  • Страдание – отрицательная эмоция, связанная с пониманием невозможности удовлетворения важной для личности потребности, ранее казавшейся осуществимой.
  • Гнев – протекающее в аффективной форме эмоциональное состояние, возникающее как ответ на попытки препятствовать достижению желанной цели.
  • Отвращение – отрицательная эмоция, проявляющаяся при соприкосновении с жизненными обстоятельствами, живыми существами и предметами, которые противоречат принципам и установкам индивида.
  • Презрение – отрицательная эмоциональная реакция, схожая с отвращением. Отличие состоит в том, что презрение направлено только на людей и включает в себя чувство превосходства.
  • Страх – проявляется при получении информации о возможной опасности для здоровья личности или ее жизненного благополучия. Страхом в аффективной форме является ужас.
  • Стыд – эмоция, имеющая отрицательный характер. Появляется при понимании личностью несоответствия личностных характеристик или действий собственным представлениям и ожиданиям социума.
  • Вина – отрицательное эмоциональное переживание, вызванное пониманием неблаговидности действий, мыслей, чувств. Сопровождается раскаянием.

Наверняка Вы много раз задавались вопросом о необходимости эмоций, ведь без них жилось бы значительно легче. Однако их существование оправданно – они помогают осознать человеку, что важно именно для него. Наблюдая за своими и чужими эмоциями, мы понимаем, идет ли все хорошо или плохо. Эмоции помогают нам общаться с теми, кто не понимает слов. Например, с маленькими детьми или животными.

Эмоции – важная часть нашей жизни. Каждый день, час и минута пронизаны ими. В таких условиях обладание эмоциональным интеллектом жизненно необходимо, а его высокий уровень развития ведет к успеху.

Как определить свой уровень эмоционального интеллекта?

Столько возможностей открывается при развитом EI. Однако как понять его уровень, и какими характеристиками отличается высокий EI?

Существует множество психологических тестов и специальных методик. Измеряется эмоциональный интеллект EQ. Похоже на IQ, только там расшифровывается как коэффициент интеллекта, а здесь – эмоциональный коэффициент. Все они сильно отличаются друг от друга, и при прохождении двух таких тестов результат может оказаться диаметрально противоположным.

Остановимся на наиболее популярной схеме измерения EI:

  • Низкий уровень EI характеризуется низкой самооценкой, конфликтностью, упрямством, низким самоконтролем и неспособностью влиять на ситуацию. У такого человека нередки депрессивные состояния и эмоциональная подавленность, способность распознавать свои и чужие эмоции чрезвычайно низка.
  • Человека со средним EI характеризуют высокая самооценка и способность контролировать свои эмоции. Умение распознавать эмоции окружающих людей, понимать людей и общаться с ними без приложения волевых усилий. Даже средний уровень эмоционального интеллекта способен обеспечить человека достаточно успешной карьерой.
  • Признаками высокого эмоционального интеллекта являются: умение признавать свои ошибки, честность, гармонично выстроенные отношения с окружающим миром, устойчивость к стрессам, желание развиваться и помогать в развитии другим. Такой человек обладает собственной системой ценностей и взглядов на мир, не боится брать ответственность.

Так как люди с высоким уровнем EI добиваются впечатляющих результатов, становится понятным интерес общества к данному вопросу. Не все из нас могут похвастаться высокими и даже средними показателями EI, но elgreloo.com не советует унывать, ведь эмоциональный интеллект – не врожденная особенность, его можно развить.

Как же развить эмоциональный интеллект?

Самое главное – осознанность. Чем лучше вы будете понимать свои эмоции и состояния, а также их причины, тем яснее вы будете знать, чего хотите.

Осознавать свои эмоции – звучит легко, правда? Однако осуществить это сложнее, чем кажется. На протяжении дня старайтесь подмечать изменения в эмоциональном фоне и их причины. Можете установить напоминание в телефон, чтобы за суетой рабочего дня не забыть об этом. Хорошей практикой будет ведение личного дневника. Записывайте, какие эмоции испытали, что предшествовало этой ситуации и что случилось после. Позже вы сможете перечитать записи и увидеть ситуацию со стороны.

Замечайте эмоции окружающих людей. Они чем-то расстроены, удивлены, обрадованы или их поведение отличается от обычного состояния? Обращайте внимание на мимику, жесты и положение тела.

Для отработки навыка чтения эмоций можно использовать несколько упражнений:

  • Первое заключается в том, чтобы при просмотре фильма с выключенным звуком определять эмоции героев.
  • Второе – во время поездки в общественном транспорте наблюдать за пассажирами. Что они чувствуют? Почему так одеты? В каких отношениях находятся с сидящим рядом пассажиром? Вы сможете сделать много интересных наблюдений, только не переусердствуйте – старайтесь, чтобы внимание было ненавязчивым.

Учитесь управлять своими эмоциями. Управление – не значит подавление, не нужно терпеть, когда хочется плакать или подавлять гнев. Рано или поздно эти эмоции проявят себя проблемами со здоровьем. Старайтесь сублимировать эмоции в полезную деятельность: занимайтесь искусством или физической активностью. В трудных ситуациях помогает и описание словами своего состояния.

Человек живет в обществе, постоянно коммуницируя с окружающими. В этих условия развитый эмоциональный интеллект становится залогом успешного жизненного пути.

На букву Э Со слова «эмоциональный»

Фраза «эмоциональный интеллект»

Фраза состоит из двух слов и 22 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «эмоциональный»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ и Как его прокачать (автор: Простые Мысли)05:18

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ и Как его прокачать

Видео Зачем развивать эмоциональный интеллект. Интервью с Татьяной Черниговской (автор: ZIMA MAGAZINE)10:49

Зачем развивать эмоциональный интеллект. Интервью с Татьяной Черниговской

Видео Эмоциональный интеллект | Большой скачок (автор: Наука 2.0)25:55

Эмоциональный интеллект | Большой скачок

Видео Радислав Гандапас | Эмоциональный интеллект | SYNERGY INSIGHT FORUM 2016 | Университет СИНЕРГИЯ (автор: Университет СИНЕРГИЯ)05:20

Радислав Гандапас | Эмоциональный интеллект | SYNERGY INSIGHT FORUM 2016 | Университет СИНЕРГИЯ

Видео Аудиокнига: «Эмоциональный интеллект» за 30 минут, слушать онлайн. Дэниел Гоулман. (автор: АУДИОКНИГИ ОНЛАЙН)30:15

Аудиокнига: «Эмоциональный интеллект» за 30 минут, слушать онлайн. Дэниел Гоулман.

Видео Как развить эмоциональный интеллект // Нам надо поговорить с Леонидом Кролем (автор: RTVI 2)50:23

Как развить эмоциональный интеллект // Нам надо поговорить с Леонидом Кролем

Синонимы к фразе «эмоциональный интеллект»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + вербальный интеллект −
  • + высокая самооценка −
  • + глубокое понимание −
  • + групповая динамика −
  • + жизненный успех −
  • + интеллектуальные способности −
  • + каузальная атрибуция −
  • + командная работа −
  • + коммуникативные навыки −
  • + локус контроля −
  • + лояльность к бренду −
  • + мотивация достижения −
  • + общий интеллект −
  • + ожидаемая ценность −
  • + оценка персонала −
  • + педагогическое общение −
  • + подвижный интеллект −
  • + постановка целей −
  • + практический интеллект −
  • + проблемные ситуации −
  • + психологические качества −
  • + рабочая память −
  • + развитие интеллекта −
  • + разговорный интеллект −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «эмоциональный интеллект» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

ткеллетни йыньланоицомэ 😀

Написание фразы «эмоциональный интеллект» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 էմոցիոնալնըյ ինտելլեկտ

в латинской🇬🇧 emotsionalny intellekt

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--80apehchcdb2fzcke xn--e1aahkdal4bf

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

'vjwbjyfkmysqbyntkktrn

Написание фразы «эмоциональный интеллект» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠪⠍⠕⠉⠊⠕⠝⠁⠇⠾⠝⠮⠯⠀⠊⠝⠞⠑⠇⠇⠑⠅⠞

Передача фразы «эмоциональный интеллект» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – – – – – – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – – – – ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – – ⋅ – ⋅ – – ⋅ – – – ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – –

Произношение фразы «эмоциональный интеллект» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «эмоциональный интеллект» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

clgsdganäöakddarcääcxr

Остальные фразы со слова «эмоциональный»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • эмоциональный аспект
  • эмоциональный багаж
  • эмоциональный баланс
  • эмоциональный барьер
  • эмоциональный блок
  • эмоциональный брендинг
  • эмоциональный вакуум
  • эмоциональный вектор
  • эмоциональный взрыв
  • эмоциональный всплеск
  • эмоциональный выбор
  • эмоциональный голод
  • эмоциональный градус
  • эмоциональный диапазон
  • эмоциональный дискомфорт
  • эмоциональный заряд
  • эмоциональный катарсис
  • эмоциональный климат
  • эмоциональный код
  • эмоциональный компонент
  • эмоциональный комфорт
  • эмоциональный контакт
  • эмоциональный контроль
  • эмоциональный кризис

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@llnm 03.01.2020 10:52

Что значит фраза «эмоциональный интеллект»? Как это понять?..

Ответить

@dqovxgb 12.09.2022 12:04

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Эмоциональный интеллект

(emotional intelligence) — тип интеллекта, предложенный Дэниелем Гоулманом, включает «способности мотивировать самого себя и настаивать на своей позиции во фрустрирующих ситуациях, контролировать побуждения и отказываться от немедленного удовлетворения потребностей, регулировать свое настроение и уровень дистресса, чтобы сохранять способность мыслить, способность доверять и быть эмпатичным» (Goleman, 1984, р. 285).

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Эмоциональный интеллект

«способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». (П. Салоуэй. 1990 г.) Э.и. (EQ) включает факторы (шкалы): «Знание», «Эмоциональный опыт», «Эмоциональная рефлексия (эмоциональное проникновение в себя)», «Эмоциональная память», «Импрессивная эмоциональность», «Выражение эмоций (экспрессивная эмоциональность)», «Эстетическая эмпатия». Факторы «Знания» и «Эмоциональный опыт» отражают наличие знаний об эмоциональном мире, способность понимать, что выражает та или иная эмоция, а также субъективный эмоциональный опыт переживаний. «Эмоциональная рефлексия (эмоциональное проникновение в себя)» означает способность распознавать, осознать и называть свои чувства. Фактор «Импрессивная эмоциональность» — повышенная эмоциональная отзывчивость на явления любого уровня. Следующий фактор — «Выражение эмоций» — способность к адекватному выражению эмоционального содержания различными средствами, выразительность и разнообразие «языков» эмоциональных проявлений (речь, пластика, интонирование, цвет, рисунок и т. д.). В исполнительских видах искусства это свойство называют артистизмом. В пластических видах искусства экспрессивная эмоциональность находит свое воплощение в выразительности средств языка, композиции, формы. «Эстетическая эмпатия» — способность к сопереживанию, постижению, пониманию, эмоциональному погружению в эмоционально–духовный мир другого человека (художественного образа).

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Эмоциональный интеллект

(от англ. emotional intelligence) — индивидуально-психологический комплекс способностей и умений субъекта воспринимать эмоциональные проявления — как собственные, так и других людей, — понимать их значение и смысл и эффективно оперировать этой информацией в соответствии с задачами субъекта и наличной ситуацией.
До сих пор оспаривается первенство в научном употреблении словосочетания «эмоциональный интеллект», хотя во многих публикациях оно приписывается Д. Мейеру и П. Сэловею, использовавшим его в одной из своих статей в 1990 году.
Считается, что люди, обладающие высоким ЭИ, способны относиться к другим с состраданием и сочувствием, имеют хорошо развитые социальные навыки и используют эмоциональную осведомленность для управления своими действиями и поведением (Форд-Мартин П., 1995).
Понятие ЭИ нередко используется в виде метафоры, поскольку до настоящего времени содержательные рамки реальной феноменологии ЭИ так и не определены, а число принятых в психологии подходов невелико в силу противоречивости и неоднозначности понимания феномена ЭИ. Сама же идея ЭИ приобрела огромную популярность не только в среде специалистов-психологов, но и в других сферах жизнедеятельности людей (в образовании, в менеджменте и пр.) благодаря американцу Д. Гоулмену, который опубликовал принесшую ему успех книгу «Эмоциональный интеллект: почему он может быть важнее, чем IQ» (1995). Привлекательность высказанных в ней положений была определена тем, что, во-первых (и это главный тезис), люди с высоким ЭИ могут достигать и достигают в жизни более впечатляющих результатов, чем люди только с высоким IQ, а во-вторых, в отличие от стабильного и почти не подверженного изменениям IQ, эмоциональный интеллект вполне поддается развитию.
Известна модель, предложенная Д. Мейером и П. Сэловеем, которая считается в научном сообществе наиболее теоретически развитой и обоснованной. Согласно замыслу авторов она объединяет большинство относящихся к эмоциям навыков и способностей, которыми в течение многих лет оперировали современные исследователи эмоций. В версии модели, представленной в одной из статей последних лет (2004 г.), учеными дифференцируется четыре кластера навыков; в состав каждого из кластеров включено разное число способностей (или компетенций), реализующих соответствующий навык (см. табл. 15). Следует отметить, что данная конструкция иерархична: самым фундаментальным, или базовым, навыком является восприятие эмоций, наивысшим относительно других навыков — управление эмоциями, поскольку способность регулировать проявления своих и чужих эмоций формируется из компетенций, представленных тремя другими ветвями.
В отечественной психологической литературе также предложены некоторые варианты понимания ЭИ, которые в настоящее время еще нельзя рассматривать как сложившиеся подходы, ибо они не представлены в виде хоть сколько-нибудь
развитых моделей, а существуют пока на уровне отдельных авторских высказываний и формулировок.
В качестве синонимов понятия ЭИ разные исследователи иногда употребляют такие, как «эмоциональная грамотность», «эмоциональный коэффициент» (или «коэффициент эмоционального развития», EQ), «эмоциональная компетентность» (или «социо-эмоциональная компетентность»), что не совсем правомерно и в некоторых случаях ведет к содержательной путанице.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

ЭМАЦЫЯНАЛЬНЫ ІНТЭЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE– это интегральная категория, включающая в себя способности точно воспринимать, оценивать и выражать эмоции, использовать эмоции для содействия мышлению, понимать и анализировать эмоции, осознанно их регулировать и находящая свое выражение в ряде личностных свойств, одновременно обеспечивающих осознание, принятие и регуляцию собственных эмоциональных состояний и чувств других людей. Существующие в современной психологии подходы к рассмотрению Э. и. могут быть сведены к двум группам: 1) Э. и. как способность/совокупность способностей: способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза; способность идентифицировать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции в мышление и регулировать как позитивные, так и негативные эмоции у себя и других людей; эмоционально-когнитивная способность, которая заключается в эмоциональной сензитивности, осведомленности и способности к управлению эмоциями, которые позволяют человеку контролировать чувство психического здоровья, душевной гармонии и высокого качества личной жизни; 2) Э. и. как личностная черта/совокупность личностных свойств: совокупность эмоциональных, коммуникативных, регуляторных личностных свойств, обеспечивающих осознание, принятие и регуляцию состояний и чувств других людей и себя самого, опосредующих уровень продуктивности, успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие человека. В различное время исследованию Э. и. в психологии были посвящены работы таких авторов, как Д. Гоулман, Р. Бар-Он, Д. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо, Р. Купер, Д. В. Люсин, Э. Л. Носенко, Н. В. Коврига, М. А. Манойлова, О. И. Власова, Т. П. Березовская, А. П. Лобанов, И. Н. Андреева, А. С. Петровская, И. В. Плужников, С. П. Деревянко, В. В. Овсянникова, Е. А. Сергиенко, Т. А. Сысоева, И. И. Ветрова, М. А. Манойлова, С. И. Хонский и др. В частности, по данным И. Н. Андреевой, проводившей выборку исследования на белорусах в возрасте 18–60 лет, статистически значимое преобладание всех показателей Э. и. наблюдалось у женщин по сравнению с мужчинами. К. В. Петридес и А. Фернхэм, наоборот, не нашли существенных половых различий в Э. и.Как отмечает Д. Гоулман, мужчины лучше различают конвенциональные чувства, тогда как женщины лучше различают чувства, связанные с ситуацией непосредственного личностного взаимодействия. Т. В. Манянина зафиксировала у женщин достоверно более высокие результаты по интегративным показателям Э. и. «межличностный эмоциональный интеллект», «понимание эмоций», парциальному показателю «межличностное понимание эмоций». Тенденция к более высокому управлению экспрессией была отмечена со стороны мужчин. В то же время различий в способности декодировать эмоциональные состояния между мужчинами и женщинами выявлено не было. Самые высокие показатели Э. и. демонстрируют люди, попадающие в возрастной диапазон от 40 до 50 лет. Т. В. Манянина наиболее высокий уровень показателей межличностного и внутриличностного Э. и. («внутриличностное понимание эмоций») зафиксировала в возрастных группах 35–45 лет и 45–61 год. В. А. Лабунская отмечает, что старшие по возрасту люди успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния. В настоящее время Э. и. исследуют в связи с проблемами психологической адаптации, совладания со стрессом, профессиональной успешности, физического и психического здоровья, помогающего поведения, академической успеваемости, удовлетворенности романтическими отношениями, атрибутируемыми социальными характеристиками и др. В частности, С. Мавровели и другие устанвоили, что мальчики-подростки с высоким уровнем Э. и. оценивались своими одноклассниками как более отзывчивые; девочки-подростки с высоким уровнем Э. и. считались лидерами среди одноклассников. В качестве инструмента диагностики Э. и. хорошо зарекомендовал себя тест Э. Мэйера и. Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо (The Mayer– Salovey– Caruso Emotional In tel ligence Test– MSCEIT V2.0). Методика состоит из 8 секций. На каждый компонент модели Э. и. приходится по две секции. В России методика была адаптирована Е. А. Сергиенко и И. И. Ветровой, в Беларуси– И. Н. Андреевой. Также для диагностики Э. и. применяют тест «ЭмИн» Д. В. Люсина, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые группируются в 6 факторов (интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций, осознание своих эмоций, управление своими эмоциями, контроль экспрессии). Работы по стандартизации и изучению психометрических показателей данного теста продолжаются. Также Э. и. можно оценивать посредством использования методики диагностики эмоционального интеллекта (МЭИ) М. А. Манойловой. Данный инструмент представляет собой опросник, состоящий из 40 вопросов-утверждений. Опросник содержит 4 субшкалы и 3 интегральных индекса: общего уровня Э. и., выраженности внутриличностного и межличностного аспектов Э. и. Целенаправленное развитие Э. и. может осуществляться посредством тренингов, игр, арт-терапии, поведенческой терапии, психогимнастики, проигрывания ролей, моделирования, обратной связи, майндфулнесс и др. С. И. Хонский

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Почему многие, кто в школе или университете были отличными учащимися, достигают меньших успехов, нежели те, кто в ученические годы числились безнадежными или проблемными детьми? Бывшие отличники вспоминают о том, как они помогали двоечникам в написании контрольных и курсовых работ, и несмотря на это, они живут куда хуже, чем бывшие «неудачники». Нет ли в этом противоречия? В чем же причины такого явления?

Оказывается, успешные люди обладают высокоразвитым эмоциональным интеллектом, что и выделяет их среди других. Об этом говорилось уже 15 лет назад, однако лишь после выхода в свет книги «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана, данный вопрос действительно заинтересовал людей.

Понятие «эмоциональный интеллект» сложное и многозначное. Он состоит из множества качеств, трудно определяемых, проявляющиеся в повышенном уровне понимания себя, в слушании и понимании других людей, предвидении их поведения, контролировании своих и чужих эмоций, в принятии правильных решений, влиянии, формировании и мотивировании команды на достижение цели и пр. Из данного неполного перечня заметно, что обладатели высокого IQ не всегда имеют такой набор качеств. Но взаимодеятельность руководителей происходит на уровне «человек — человек» и на 90% складывается из общения с клиентами, партнерами, сотрудниками и т.д. Выходит, что встреча, совещание, публичные выступления, переговоры являются основными формами их работы. И умения убедить клиента зачастую важнее способности совершать сложные расчеты в одиночку.

Гарвардские ученые утверждают, что значимость IQ составляет около 20% для достижения успеха. И если управляющий обладает высоким IQ, но его EQ («эмоциональный интеллект») минимален, вряд ли он способен реализовать свой потенциал.

Одно из ярких проявлений развитого эмоционального интеллекта – способность адекватно оценивать личные ограничения и возможности, эффективно использовать собственные сильные стороны и максимально нивелировать слабые качества. Например, руководитель, который не обладает высокими познаниями в некоторых областях своего дела, окружит себя специалистами в данных познаниях, чтобы принимать правильные решения. Стоит вспомнить, что IQ с возрастом может снижаться, однако EQ продолжает развиваться в течение всей жизни. Это одна из замечательных сторон эмоционального интеллекта. Все его элементы лишь оттачиваются с возрастом. И человек, который занимается развитием собственного эмоционального интеллекта, достигает высоких результатов.

Для того чтобы раскрыть и развить в себе EQ, было открыто множество школ, семинаров и тренингов различными психологами. Однако, это не может гарантировать того, что человек действительно достигнет высоких успехов. Ведь главное здесь не техника и специальные методы тренировки, а желание и стремление в себе развить определенные качества: лучше работать в самостоятельном порядке, уважительно и внимательно относиться к себе, ане пользоваться примитивнымиметодами манипулирования, приемами НЛП по управлению окружающими людьми. И, конечно же, существует множество тестов на определение коэффициента эмоционального развития интеллекта, однако следует критично относиться к жестким измерениям сложного явления. Поэтому в данном случае положитесьна собственное самоощущение. Для этого нужно провести определенную подготовительную работу и быть готовым посмотреть на себя как бы со стороны, максимально отстранившись от своего «Я», которое мы часто путаем со своим «Эго».

В восточных и некоторых экзистенциальных учениях, для понятия

«эмоциональный интеллект» есть красивый синоним, который, правда, имеет более глубокий смысл — осознанность. За этим сложным и красивым понятием скрывается длинный и очень интересный путь, равный нашему с вами пребыванию на этой Земле.

#статьи

  • 27 июн 2022

  • 0

Что такое эмоциональный интеллект и как его развить

Разбираемся, как влиять на мир и добиваться своих целей с помощью эмоций.

Кадр: фильм «Люди» / Showtime

Екатерина Самохвалова

Разговаривает со студентами и экспертами Skillbox. Интересуется проблемами бизнеса и социума. Своей стихией считает интервью.

Умственный интеллект (IQ) отвечает за то, как мы воспринимаем информацию через анализ происходящего, решаем задачи и принимаем решения. Но этого недостаточно, чтобы достичь успеха в общении с людьми и жить в гармонии с собой.

Из этой статьи вы узнаете:

  • из чего состоит эмоциональный интеллект;
  • как определить его уровень;
  • какие способы развития эмоционального интеллекта существуют;
  • что сейчас важнее прокачивать, IQ или EQ.

Социальный психолог, сертифицированный коуч ICF, бизнес-тренер.

Эксперт по клиентскому сервису, коммуникации и продажам.

В 1990 году американские психологи Джон Д. Майер и Питер Саловей рассказали о новом виде интеллекта, который отвечает за эмоциональное восприятие информации. Это открытие произвело фурор: поняв, что с помощью эмоционального интеллекта (EQ) можно прийти к успеху, учёные и психологи стали активно исследовать эту тему и описывать свойства EQ. А работодатели при приёме на работу начали обращать большее внимание на социальные навыки кандидатов.

Эмоциональный интеллект (EQ, emotional quotient) — это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания. А также умение использовать эти знания для решения практических задач.

HR-аналитики Google в одном из исследований проанализировали принципы, по которым компания нанимает управляющих менеджеров. На удивление, технические знания кандидатов оказались важны менее всего. А в приоритете — умение уравновешивать негатив и позитив в команде, способность слушать коллег и быть для них хорошим собеседником.

Получается, разборчивость в людях, понимание их образа мысли, поступков и чувств — это ключ к успеху. А эти навыки и есть составляющие развитого эмоционального интеллекта.

Психолог Елена Мечетина выделяет четыре элемента эмоционального интеллекта:

  • Осознание эмоций — это умение определить эмоцию и правильно её назвать. Большую роль в осознании играет среда. Если человек воспитывался в семье, где люди привыкли называть эмоции, то он будет более эмоционально осознанным, чем тот, в чьей семье не было принято говорить о чувствах.
  • Понимание эмоций других. Оно строится на осознании собственных эмоций, так как чувства окружающих мы воспринимаем через проецирование на свой опыт: «Я понимаю, что чувствует этот человек, потому что знаю, что в такой ситуации испытываю я сам».
  • Выражение эмоций. Прокачанный эмоциональный интеллект позволяет экологично выражать свои чувства, при этом не скрывая их.
  • Управление своими и чужими эмоциями. Многие из нас хотят управлять другими людьми. Но научиться этому можно, только если человек умеет управлять своими эмоциями.

Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми. Этот навык позволяет быстро осознать суть проблемы, использовать подходящий управленческий приём и получить максимальный результат.

Есть много тестов для измерения уровня EQ. Один из самых быстрых — Бостонский опросник для определения уровня эмоционального интеллекта. Ответив на вопросы теста, вы сможете лучше узнать себя и определите проблемные места своего эмоционального интеллекта.

У Бостонского опросника пять групп вопросов:

  • Самопознание — про умение замечать эмоцию и называть её.
  • Управление эмоциями — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные.
  • Самомотивация — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела.
  • Управление отношениями — про умение взаимодействовать с другими людьми.
  • Помощь другим в решении эмоциональных проблем — про умение проявлять эмпатию и поддерживать других людей.

Ещё один тест, который часто предлагают пройти, чтобы определить уровень эмоционального интеллекта, — тест Холла. Он даёт оценку вашего EQ по пяти направлениям (шкалам):

  • Осознание и понимание своих эмоций — про умение замечать эмоции и называть их.
  • Эмоциональная отходчивость — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела.
  • Управление своим поведением — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные.
  • Сопереживание другим людям — про эмпатию и умение поддерживать окружающих.
  • Эмоциональное воздействие на окружающих — про умение добиваться своих целей через общение.

У этих тестов примерно одинаковая схема и система подсчёта баллов. Поэтому можно пройти один из них. А можно — сначала один, проанализировать результаты и попробовать поработать над собой. А через какое-то время пройти другой, чтобы понять, есть ли у вас прогресс.

Борис Шпирт, эксперт по клиентскому сервису, коммуникации и продажам, уверяет: первое, чему нужно научиться при работе с эмоциями, — это их выражению.

«Да, многих из нас в детстве учили держать эмоции глубоко внутри. И мы привыкли, сжав зубы, не плакать или не смеяться. Но это неправильно — подавленные эмоции всё равно дадут о себе знать. Либо они выйдут наружу через агрессию, всплески гнева, либо приведут к серьёзным проблемам со здоровьем».


Также Борис рекомендует пройти курсы актёрского мастерства. «Вы удивитесь, но это помогает — многие мои знакомые прокачали EQ именно таким образом. Актёров учат погружаться в определённое эмоциональное состояние через переживание разных эмоций. Так, спустя несколько занятий, вам будет проще понимать эмоции других людей», — говорит эксперт.

Развитие EQ — дело небыстрое, но в среднем при усердной работе изменения можно увидеть уже через несколько месяцев, утверждает Елена Мечетина. Она делит тренировку эмоционального интеллекта на три этапа.

Поиск мотивации

Если вы часто испытываете гнев, страх или обиду в стрессовых ситуациях и хотите спокойнее на них реагировать, найдите в себе большую мотивацию измениться. Например, осознайте, что от постоянных вспышек гнева рушатся отношения с вашим любимым человеком и что он не готов вас воспринимать в таком состоянии. А дальше начните тренироваться, вырабатывать новые привычки реагирования.

Выработка новой привычки

Представьте, что привычная реакция гнева — это хайвей, который выстроен в вашей голове ещё с детства. А нам нужно создать новый способ реагирования — проложить ещё одну дорогу. Поэтому, как только вы захотите проявить агрессию в стрессовой ситуации, то есть проехать по привычному хайвею, попробуйте отреагируйте по-новому.

Например, если вас приводят в гнев плохие оценки ребёнка, из-за чего каждый раз получается скандал, то попробуйте однажды не кричать, а пойти прогуляться. Можно погулять вместе с ребёнком, поговорить с ним на отвлечённые темы или пройтись в одиночестве. Пробуйте разные способы реагировать на ситуации, и в конце концов вы нащупаете менее травмирующий метод выхода из стресса.

Поначалу будет сложно, но со временем новый путь войдёт в привычку. Для этого и нужна сильная мотивация — она помогает не свернуть с неизвестной дороги на привычный хайвей.

Обратная связь

После нескольких удачных попыток реагировать по-новому, важно получить обратную связь от кого-то со стороны. Потому что ваша оценка себя — субъективна. Вам может показаться, что вы — молодец, делаете большие успехи и теперь можно расслабиться. А на деле изменения могут быть не видны или даже оказаться негативными.

Об обратной связи можно попросить коллегу, руководителя, коуча, психолога или просто близкого человека. Он будет наблюдать за вами и вашими реакциями и давать более или менее объективную оценку (к которой, впрочем, нужно тоже отнестись критически, особенно если оценку дал заинтересованный в ваших изменениях человек).

Схему, которую предлагает Елена, можно проходить «спринтами». В IT спринтом называют отрезок времени, за который команда проекта делает какое-то конкретное улучшение продукта. Когда один спринт завершается, команда подводит итоги и начинает следующий. Так же и в тренировке эмоционального интеллекта можно провести определённую работу над собой, получить обратную связь, проанализировать все результаты и начать следующий этап своей трансформации.

Термин «эмоциональный интеллект» получил широкую известность после публикации книги американского психолога и научного журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». В ней Гоулман выделяет несколько способов развития EQ.

Представьте, что ваш близкий друг рассказывает о своих проблемах в браке всем, кроме вас. Если эта мысль тревожит, поговорите с собой. Задайте вопрос: «Почему меня это задевает?» — и ответьте на него.

Определившись с причиной эмоций, ослабьте их. Скажите себе: «Я могу чувствовать себя отвергнутым, но, может быть, мой друг просто не хотел отвлекать меня от моей работы и моих проблем». Так вы приучите себя анализировать свои эмоции и научитесь лучше себя понимать: что вас расстраивает, что радует, что обижает и так далее. Следующим этапом будет научиться говорить о своих эмоциях, не обижая при этом собеседника.

Чтобы лучше понимать чужие эмоции, научитесь анализировать язык тела другого человека. Язык тела выражает эмоции и вызывает их. Например, если вы заметите, что другой человек принял напряжённую позу и сжался, подумайте, в каких обстоятельствах вы сами принимали такую позу. Это поможет вам понять, что чувствует ваш собеседник.

«Взаимопонимание, это основа заботы, возникает в результе эмоциональной настроенности, благодаря способности к эмпатии», — считает Дэниел Гоулман.

Чтобы увеличить самомотивацию и достичь успеха, начните мыслить позитивно. Скажите себе: «Люди, которые думают, что могут изменить причины своих фейлов, легко не сдаются. Они не перестают действовать, потому что уверены, что от этого напрямую зависит их успех». Поэтому если вы хотите достигнуть цели, то гоните от себя дурные мысли.

Американский психолог и соавтор одной из концепций эмоционального интеллекта Дэвид Карузо считает, что эмоциональный интеллект — не противоположность умственному:

«Это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих».

Нельзя сравнивать EQ и IQ по отдельности — каждый из них очень важен. Развивая в равной степени умственные и социальные навыки, человек реализовывает свой потенциал. А значит — учится влиять на свою жизнь, на других людей и мир в целом.

Научитесь: Soft Skills for Hard Times
Узнать больше

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эмоциональный заряд синоним
  • Эмпатийность синоним
  • Эмоциональный дискомфорт синоним
  • Эмпат синоним этому слову
  • Эмоциональный диапазон синоним