Экзистенциальные потребности синоним

экзистенциальный

экзистенциальный
экзистенциальный
прил.

, кол-во синонимов: 1

Словарь синонимов ASIS.
.
2013.

.

Синонимы:

Смотреть что такое «экзистенциальный» в других словарях:

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ — [< лат. existentia существование] филос. обусловленный существованием, относящийся к существованию. Э. интерпретация метод христианского толкования Священного писания, который заключается в приложении библейских текстов к бытию современного… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • экзистенциальный — экзистенциалист, экзистенциальный. Произносится [экзистэнциалист], [экзистэнциальный] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Экзистенциальный кризис — Экзистенциальный кризис  состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены. Содержание 1 Описание 1.1… …   Википедия

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ —     ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ на     правление в психотерапии и в философии, возникшее в результате истолкования метапсихологии 3. Фрейда в духе экзистенциализма Сам термин принадлежит Ж. П. Сартру, который в “Бытии и ничто” заменяет… …   Философская энциклопедия

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ — см. АНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Экзистенциальный Психоанализ — (от лат. existentia существование и греч. psychе душа + analysis разложение, расчленение) форма психотерапии , автор Ж.П. Сартр . Основан на постулате, что для человека особой ценностью является его собственный выбор. Каждый человек имеет выбор,… …   Психологический словарь

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ — (лат. existentia существование и греч. analysis разложение, расчленение) направление современного психоанализа, ориентированное на исследование и коррекцию личности во всей полноте и уникальности ее экзистенции (существования). Создан в 30 х 20 в …   Новейший философский словарь

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ — (лат. existentia существование и психоанализ) психоаналитически ориентированное учение современной экзистенциальной философии, являющее собой совокупность модифицированных идей Фрейда, «фундаментальной онтологии» Хайдеггера и концепций Сартра,… …   Новейший философский словарь

  • экзистенциальный анализ — (от лат. existentia существование + греч. analysis разложение, расчленение) направление современного психоанализа, ориентированное на исследование и коррекцию личности во всей полноте и уникальности ее экзистенции (существования). Создан в 30 х… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Экзистенциальный кризис — Психологическое состояние утраты смысла жизни, кризис существования. Обусловлен резким изменением (разрушение) образа жизни или внутриличностной картины себя и мира. Обладает высокой суицидальной опасностью. Суицидальные действия при… …   Большая психологическая энциклопедия

Синонимы к слову «экзистенциальный»

Прямых синонимов не найдено.

Связанные слова и выражения

  • экзистенциальный, онтологический, метафизический, феноменологический, бытийный, гносеологический, категориальный, имманентный, внеположный, антиномический, герменевтический, объективистский, интеллигибельный, общефилософский, телеологический
  • позитивистский, понятийный, мировоззренческий
  • жизненный мир
  • пограничная ситуация
  • психическая реальность
  • фундаментальная онтология
  • естественная установка
  • герменевтический круг
  • проблемное поле
  • ценностные суждения
  • научный дискурс
  • рецептивная эстетика
  • социология знания
  • дегуманизация искусства
  • человеческое бытиё
  • человеческое существование
  • трансцендентальное сознание
  • бытиё человека
  • онтологический статус
  • эстетический опыт
  • феноменологический подход
  • метафизический характер
  • феноменологический метод
  • отрицание смерти
  • кризис идентичности
  • концепция личности
  • смерть субъекта

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: веско — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: невротик, философ, мистик, рационалист, мыслитель
  • Предметы: первооснова, кант, субстанция, психоделик, моралите
  • Действия: трансцендирование, метафизик, конституирование, самопознание, объективизация
  • Абстрактные понятия: экзистенция, объективация, онтология, дихотомия, субъективность

Предложения со словом «экзистенциальный»

  • Тем самым важнейшей категорией экзистенциального анализа становится уникальный личный опыт бытия конкретного человека в современном ему мире.
  • Когда они радовались окончанию очередного учебного года и началу летних каникул, я погружалась в глубокий экзистенциальный кризис, осознавая, что необратимо становлюсь старше с каждым днём.
  • И в конце концов самым важным для понимания экзистенциальной философии оказалось то, что она перестала существовать.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «экзистенциальный»

  • Мне близок тип именно экзистенциальной философии, но не философии жизни и не философии прагматической.
  • Более интересная экзистенциальная философия, чреватая будущим, склонна утверждать не старое объективированное понимание истины, а субъективно-экзистенциональное.
  • Замечательное учение о фетишизме товаров есть экзистенциальная социология, которая видит первичную реальность в трудовой человеческой активности, а не в объективированных вещных реальностях или quasi-реальностях.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Что (кто) бывает «экзистенциальным»

Отправить комментарий

Дополнительно

Приветствую, дорогой читатель!

Существует множество различных классификаций человеческих потребностей. Одной из самых простых и популярных является классификация немецкого социолога Эриха Фромма, который разделил все наши потребности на две категории:

  • животные – базовые биологические потребности, необходимые для выживания и размножения;
  • человеческие – потребности, не свойственные животным, но ярко проявляющиеся у человека.

Потребности, которые нельзя объяснить примитивными биологическими инстинктами, он назвал экзистенциальными. Сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют и какую функцию выполняют, а также подробно рассмотрим каждую из потребностей, выделенных Эрихом Фроммом.

Что такое экзистенциальные потребности?

Экзистенциальные потребности – это потребности человека, связанные для него со смыслом его существования. Они не связаны напрямую с биологическими потребностями и относятся обычно к социальной и духовной сферам жизни. Если они не удовлетворены и не могут быть удовлетворены, человек чувствует себя подавленным, прибегает к эскапизму (это стремление сбежать, спрятаться или отстраниться от реальности), демонстрирует предрасположенность к различным зависимостям и вредным привычкам. Прилагательное «экзистенциальный» образовано от латинского слова «existentia», которое переводится как «существование».

Экзистенциальные потребности невозможно удовлетворить. Но именно в этом и есть их смысл, ведь они являются важнейшей движущей силой самосовершенствования и самоактуализации.

В философии и психологии им обозначают явления, связанные со смыслом существования или его отсутствием (например, экзистенциальный кризис – это глубокий психологический дискомфорт, вызванный непониманием смысла жизни).

Примеры экзистенциальных потребностей

Эрих Фромм выделил 5 экзистенциальных потребностей, которые присутствуют у каждого психически здорового человека. При этом проявляются они у всех, конечно же, по-разному. Давайте разберёмся с этим подробнее, рассмотрев каждую потребность в деталях.

1. Потребность в привязанности

Каждый человек, даже если это социофоб, нуждается в близких людях, отношения с которыми сохраняются постоянными на протяжении долгого времени. Речь идёт не просто о регулярном социальном взаимодействии, а о привязанности, природа которой может быть разной (любовь, дружба, забота, наставничество и прочее). Нам важно принимать участие в жизни небезразличных нам людей: заботиться о них, наставлять их, нести за них ответственность.

По мнению Эриха Фромма, данная потребность может выражаться в одной из трёх форм: власть, покорность и любовь (подразумеваются все формы любви, в том числе платоническая). Первые две формы не являются здоровыми, и если личность склонна к любой из них, данная потребность так и останется неудовлетворённой. При этом люди, желающие власти, легче сближаются с теми, кто стремится быть покорным. Но союз таких личностей не может быть гармоничным, поскольку строится на скрытом противостоянии.

Неудовлетворённая потребность в установлении связей может проявляться в аддиктивном поведении, а сегодня, с учётом развития интернета, она всё чаще приводит к зависимости от онлайн-игр или социальных сетей. Игровое взаимодействие заменяет человеку полноценное общение, а виртуальные достижения дают ему ощущение успеха и высокого социального статуса.

2. Потребность в преодолении себя

У нас очень много слабостей, справиться с которыми порой бывает нелегко: мы пытаемся экономить энергию, откладывая работу на потом, впадаем в прокрастинацию, занимаясь чем угодно, кроме важного дела, не можем отказывать себе в маленьких удовольствиях, выбираем приятное занятие вместо важного. Но в каждом из нас заложена потребность в преодолении всех этих слабостей.

Эта потребность заставляет нас совершенствоваться и постигать новые знания, стремиться к активной работе над собой и своей жизнью. Она напрямую связана с потребностью в конструктивном самоутверждении, поскольку заставляет расти над собой, прикладывая к этому существенные усилия. В то же время невозможность удовлетворения данной потребности формирует у человека склонность к деструктивной форме самоутверждения.

Потребность в преодолении себя, хоть это и не очевидно, присутствует у каждого человека, при условии, что он психически здоров. Каждый хочет становиться лучше, развиваться и совершенствоваться, избавляться от вредных привычек и вырабатывать полезные. Однако сопротивляться инфантильности, примитивным инстинктам и слабостям очень сложно. Поэтому, к примеру, курящий человек может строить детальные планы о том, как он бросит курить и начнёт заниматься спортом, не предпринимая для этого никаких действий.

3. Потребность в корнях (укоренённости)

Для младенца мир выглядит крохотным, фактически в нём есть только его мать. По мере взросления ребёнка мир расширяется, открывая перед ним множество опасностей. При этом у человека на всю жизнь сохраняется воспоминание об ощущении безопасности того маленького и уютного мирка из его детства. Эрих Фромм предположил, что именно на основе этих детских воспоминаний у людей формируется потребность «пустить корни», создав такое же безопасное место для себя и своих будущих детей.

Ребёнок сильно привязан к родителям, поскольку нуждается в их опеке и защите. Но в подростковом возрасте эта потребность существенно ослабевает. Подростки конфликтуют с родителями, стремятся «вырваться» из родительского дома и начать самостоятельную жизнь. Так работает природный механизм, который заставлял наших предков создавать новые семьи и племена, заселяя незанятые территории. При этом подросток стремится укорениться, чтобы создать такое же надёжное и безопасное место, каким раньше для него был родительский дом.

4. Потребность в самотождественности

Это потребность в ощущении себя уникальной личностью, обладающей какими-то особенными качествами и талантами. Особенно сильно она проявляется у подростков, заставляя их искать свой стиль внешности, находить у себя уникальные таланты и развивать их, чтобы выделяться из общей массы. У взрослых эта потребность не исчезает, но проявляется в меньшей степени.

Иногда, стараясь выделиться, подростки начинают копировать манеры или особенности внешности своих кумиров. Это выглядит довольно нелепо, поскольку они, пытаясь показать свою независимость, демонстрируют конформное поведение.

Следствием подавления потребности в самотождественности является зависимое поведение. Оно часто формируется у людей, которые в детстве сталкивались с подавлением своей индивидуальности со стороны взрослых. Повзрослев, такой человек окружает себя объектами зависимости – теми, перед кем он будет поступаться своей индивидуальностью (родители, супруг, начальник, более инициативные и независимые друзья).

5. Потребность в системе ценностей

Человеческое мышление так устроено, что нам необходимо находить объяснение и давать оценку каждому происходящему событию. А для этого нам нужна система ценностей и ориентиров. Без подобной системы человек постоянно будет оказываться в тупике, не сможет принимать решения достаточно быстро и действовать целеустремлённо.

Помимо системы ценностей человеку нужен также объект преданности, ради которого он будет способен превозмогать себя и решительно действовать, несмотря на преграды. В роли объекта преданности может выступать Бог, некая высшая цель или другой человек. Если же такого объекта нет, может возникать ощущение внутренней пустоты, самостоятельно избавиться от которого очень сложно.

Значение экзистенциальных потребностей

Смысл жизни любого живого существа сводится к удовлетворению его потребностей. И именно в этом Эрих Фромм увидел ключевое отличие людей от животных, для которых первоочередными потребностями являются еда, безопасность и продолжение рода. Для человека первоочередными являются не базовые инстинкты, а глубинные экзистенциальные потребности. Но поскольку удовлетворить их не так просто, многие люди «плывут по течению», не стремясь взять контроль над своей судьбой в собственные руки.

Целенаправленное удовлетворение экзистенциальных потребностей – признак личности, стремящейся к полноценному существованию. Такая личность самостоятельно управляет собственной судьбой, находит своё призвание и прикладывает усилия к тому, чтобы добиваться поставленных целей. В этом и заключается значение экзистенциальных потребностей – они помогают людям вершить свою судьбу и жить полной жизнью вместо того, чтобы плыть по течению.

4 синонимов к слову «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ» -  synonyms.su

  • О нас
  • Словарь антонимов
  • Словарь паронимов
  • Словарь ударений
  • Словарь морфологии
  • Словари
  • Регистрация
  • Вход

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

: — эволюционный — бытийный — экзистенциональный — экзистенциалистский…

Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.

  • один

  • два

  • три

  • четыре

  • пять

5 (1)

Синоним Рейтинг
1 эволюционный[4]00 0
2 бытийный[3]00 0
3 экзистенциональный[2]00 0
4 экзистенциалистский[2]00 0

Помогите найти больше синонимов к слову «экзистенциальный»

Добавить синоним

Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.

Если вам нужно подобрать синонимы к слову «экзистенциальный», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: эволюционный, бытийный, экзистенциональный. Всего в словаре 4 синонимов.

Слово «экзистенциальный» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении.

Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.

Рейтинг слова «экзистенциальный» :
00

Страница обновлена: 27.07.2019

Другие слова на букву э

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:

  • Средняя частота слова «экзистенциальный» 519. Количество букв: 16.
  • Искалась форма слова «экзистенциальный»
  • Поиск «экзистенциальный» занял 0.006 сек.
  • Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав Ctrl+D ), чтобы найти Синонимы.

Добавление синонимов

captchaобновить

Добавить

Вверх ↑

На букву Э Со слова «экзистенциальные»

Фраза «экзистенциальные проблемы»

Фраза состоит из двух слов и 24 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «экзистенциальные»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео Экзистенциализм и Эссенциализм. Ускоренный курс философии [Crash Course на русском] (автор: Eugene Medved)08:54

Экзистенциализм и Эссенциализм. Ускоренный курс философии [Crash Course на русском]

Видео Что такое экзистенциальная психология | Кратко о философии экзистенциализма (автор: Твоя Психология)04:23

Что такое экзистенциальная психология | Кратко о философии экзистенциализма

Видео Как выйти из экзистенциального кризиса (автор: Евгения Стрелецкая)15:32

Как выйти из экзистенциального кризиса

Видео Парадокс экзистенциального УЖАСА [мы смертны] (автор: Artur Sharifov)19:57

Парадокс экзистенциального УЖАСА [мы смертны]

Видео Сергей Лукашевский. Насилие и экзистенциальные проблемы современности (автор: Журнал Гефтер)03:32

Сергей Лукашевский. Насилие и экзистенциальные проблемы современности

Видео ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ (Л.Е. Эрастова, к. псих.н.) (2013.5) (автор: Vasiliy Proskura)24:33

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ (Л.Е. Эрастова, к. псих.н.) (2013.5)

Синонимы к фразе «экзистенциальные проблемы»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + акт выбора −
  • + аналитика управления −
  • + базисные убеждения −
  • + большинство терапевтов −
  • + жизненные проблемы −
  • + кризис идентичности −
  • + культурный солидаризм −
  • + мотивы деятельности −
  • + научная рациональность −
  • + общество риска −
  • + обыденное знание −
  • + онтологический статус −
  • + пограничная ситуация −
  • + проблема бытия −
  • + проблема личности −
  • + проблема свободы −
  • + проблема смысла −
  • + проблема существования −
  • + проблема человека −
  • + проблемы отношений −
  • + профессиональное самоопределение −
  • + процесс осознания −
  • + психическая реальность −
  • + психологическая задача −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «экзистенциальные проблемы» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

ымелборп еыньлаицнетсизкэ 😀

Написание фразы «экзистенциальные проблемы» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 էկզիստենցիալնըե պրոբլեմը

в грузинской🇬🇪 ეკზისთენციალნიე პრობლემი

в латинской🇬🇧 ekzistentsialnye problemy

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--80ajbffbknpd2bm8c3dne xn--90airfgfh7g

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

'rpbcntywbfkmystghj,ktvs

Написание фразы «экзистенциальные проблемы» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠪⠅⠵⠊⠎⠞⠑⠝⠉⠊⠁⠇⠾⠝⠮⠑⠀⠏⠗⠕⠃⠇⠑⠍⠮

Передача фразы «экзистенциальные проблемы» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ – – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – – ⋅ – ⋅ – – ⋅ ⋅ – – ⋅ ⋅ – ⋅ – – – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – – – ⋅ – –

Произношение фразы «экзистенциальные проблемы» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «экзистенциальные проблемы» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

cxqdercasdnäöakcjpghäclk

Остальные фразы со слова «экзистенциальные»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • экзистенциальные вопросы
  • экзистенциальные психотерапевты
  • экзистенциальные философы
  • экзистенциальные ценности
  • экзистенциальные психологи
  • экзистенциальные терапевты
  • экзистенциальные дихотомии
  • экзистенциальные потребности
  • экзистенциальные противоречия
  • экзистенциальные ценности человека

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@bocof 09.01.2020 06:46

Что значит фраза «экзистенциальные проблемы»? Как это понять?..

Ответить

@kgkqptk 24.10.2022 10:55

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Обусловленные писком собственного места в жизни социально-биологические потребности психоаналитики называют экзистенциальными. Они затрагивают внутренний мир человека, ментально-поведенческие и эмоциональные аспекты личности. Это понятие ввел в обиход немецко-американский философ и реформатор психоанализа Эрих Фромм.

Определение и понятие экзистенциальных потребностей человека

Первые попытки сформулировать и очертить круг таких психоэмоциональных факторов поведения индивида восходят к античным философским учениям.

Древнегреческие и древнеримские авторы стремились отделить истинные социально-биологические потребности от навеянных временем, сформированных под влиянием преходящих общественных традиций или устоев.

Кардинальное отличие и четкий идентифицирующий признак экзистенциальных нужд заключаются в психоэмоциональных корнях, а не физиологической природе. Они не считаются базовыми, поскольку не требуются для биологического выживания. Но без их удовлетворения ментальное и психоэмоциональное состояние личности будет удручающим.

Экзистенциальные потребности человека – это философская категория, наиболее убедительно сформулированная Э. Фроммом. В 1955 г. он опубликовал трактат «Здоровое общество», в котором определяет подобные действия, как направленные на разрешение типично человеческих дилемм.

Экзистенциальные потребности по версии Э. Фромма представлены в таблице:

Потребность Краткая характеристика
Формирование и укрепление связей Подразумеваются общественные и родственные взаимоотношения. Социализация личности улучшает психоэмоциональное состояние, вселяет уверенность в себе, обеспечивает чувство безопасности.
Индивидуализм Для личности важна самоидентификация, которая заключается в осознании собственного отличия от окружающих людей. Жажду удовлетворения такой потребности Фромм считал ключевым поведенческим мотивом.
Формирование системы мировоззрения Для уверенной ориентации в социальном окружении индивиду требуется четкая шкала ценностных координат. В этом качестве используют научные теории и гипотезы, философские учения, религиозные верования.
Регуляция собственного поведения Для удовлетворения сублимированных экзистенциальных потребностей необходимо выйти за пределы природных инстинктов, естественных физиологических рефлексов, отдавая приоритет духовным аспектам. Они должны определять поведение личности.
Возвращение к корням Подразумеваются индивидуальные качества, закладываемые с детства социальной средой. Удовлетворение такой потребности создает ощущение собственной нужности и защищенности, что позитивно влияет на развитие индивида.

Экзистенциальные потребности человека. Что это по Фромму, МаслоуСтремление к удовлетворению перечисленных экзистенциальных потребностей формирует сбалансированную и гармоничную личность. Их наличие кардинально отличает людей от представителей других биологических видов, населяющих планету.

Виды и характеристики экзистенциальных потребностей

Обобщенно выделяют телесно-биологические, социально-личностные, духовно-ментальные нужды. Каждая психологическая школа предлагает собственную классификацию экзистенциальных потребностей. Распространены теории А. Маслоу, К. Алдерфера, Э. Фромма, некоторые другие.

Американский психолог Дэвид Макклеланд предложил собственную систему классификации экзистенциальных потребностей, основанную на разработанной им методике исследования движущих сил личности. Ниже приведены самые распространенные и часто применяемые виды психоэмоциональных нужд.

Установление связей

Для человеческой личности естественно стремиться интегрироваться в протекающие социальные процессы, стать неотъемлемой частью общественной формации. Психологически важно ощущать собственную сопричастность, близость с себе подобным, единение.

Одиночество и оторванность от общества противоестественны, поскольку человечество – коллективный вид. Установление тесных связей особенно ценно с близкими или полезными людьми.

Во втором случае в основе удовлетворения лежит меркантильным интерес, что порождает споры о том, можно ли такую потребность считать экзистенциальной. Эрих Фромм предложит отделять психологические моменты от прочих побуждений.

Экзистенциальные потребности человека – это, по мнению американского философа немецкого происхождения, стремление устанавливать общественные связи на основе эмоциональной привязанности, любви, прочих смежных побуждений.

Базирующиеся на системе доминирование/подчинение коммуникации препятствуют формированию гармоничного контакта. Такую связь, по мнению Э. Фромма, нельзя считать полноценной и здоровой.

Типичный пример – стандартные взаимоотношения начальника с подчиненным. Специфическая форма установления связей подобного характера – супружество. Желание одного партнера властвовать, диктовать и контролировать ложится на благодатную почву при встрече с человеком, стремящимся занять зависимое и подчиненное положение.Экзистенциальные потребности человека. Что это по Фромму, Маслоу

Такие отношения называют комплементарными и считают отвечающими потребностям обоих участников экзистенциальной связи взаимодополняющей направленности. Крепкий союз не означает здоровый. Установление такой связи – распространенный способ удовлетворения экзистенциальных потребностей.

Э. Фромм выделяет следующие факторы здоровых межличностных отношений:

  • любовь;
  • уважение;
  • доверие;
  • совпадение жизненных целей;
  • общие интересы.

В основанной на других побуждениях связи эмоциональная привязанность либо не возникает, либо быстро угасает.

Трансценденция

Термин используют в психологии и философии для описания преодоления личностью себя, выхода за привычные рамки. Это обеспечивает ощущение внутренней свободы. Целеустремленная личность с помощью трансценденции достигает собственных ориентиров.

Такое состояние обусловливают противоположные и взаимоисключающие формы поведения – созидательная или деструктивно-разрушительная. Первая подразумевает признание общественных ценностей, заботу о созданных цивилизацией благах и достижениях.

Такие личности стараются дополнить чужие изобретения, творения, интеллектуальные продукты. Они стремятся сохранять и развивать существующие достижения, принимать активное участие в социальных процессах, различных сферах общественной жизни. Такие люди позитивно влияют на прогресс, вносят собственную лепту в будущее человечества.

Примеры созидательного подхода к жизни:

  • медицинские достижения;
  • писательская деятельность;
  • научные разработки;
  • забота об экологии;
  • преподавательская или просветительская работа.

Деструктивно-разрушительное поведение направлено на подавление и угнетение воли других людей, бездумное использование ресурсов. Оно подразумевает потребительское отношение к жизни.Экзистенциальные потребности человека. Что это по Фромму, Маслоу

Такие люди превыше всего ценят собственное эго, идут на поводу личных амбиций, стремятся удовлетворять исключительно физиологические потребности. Деструктивное поведение разрушающе действует на психику.

Укорененность

Для личностного роста, гармоничного развития, эмоциональной стабильности индивиду необходима своеобразная точка опоры, создающая ощущение защищенности. Это придает силы для творческих свершений и новых жизненных вызовов, позволяет выстоять в напряженные моменты, не впадая отчаяние.

Укорененность обеспечивает ощущение безопасности. Реализацию такой потребности психоаналитики считают базовым эмоциональной необходимостью. Без укорененности неизбежно возникает чувство ментальной изоляции, беспомощности, развиваются депрессивные состояния.

Экзистенциальные потребности направлены на поиски человеком места в жизни и осознание собственной роли в социальной среде. Это своеобразное бегство от морального одиночества, общественного непризнания. Удовлетворение приносит осознание собственной востребованности, уважение к себе.

Жажда обрести безопасность, проникнуться чувством защищенности и нужности подталкивает к установлению неконструктивных связей с размытыми социально-бытовыми ролями. Пример – брачные узы, когда мужчина ассоциирует свою избранницу с матерью.

Это подсознательный выбор, обусловленный укоренившимися детскими воспоминаниями о безопасности, защищенности, комфорте. Такое поведение говорит о подспудном или осознанном нежелании брать на себя ответственность. Эту экзистенциальную потребность мужчина пытается удовлетворить путем вступления в брак.

Такое стремление имеет признаки психоэмоциональной адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни. Оно продиктовано страхом перед неизвестностью, неуверенностью в собственных силах. Явные психоэмоциональные причины потребности позволяют считать ее экзистенциальной.

Самоидентичность

Коллективизм человеческого общества Э. Фромм сравнивает со стадным инстинктом. У мыслящих существ нашего биологического вида развита потребность поиска собственной похожести на себе подобных, принадлежности к социальной группе по четким идентифицирующим признакам.

В результате частично утрачивается индивидуальность, размываются границы осознания собственной личности. Яркий пример такой поведенческой реакции – человек при знакомстве представляется родственником или другом известного лица. Тем самым он нивелирует собственную значимость.

Еще одна иллюстрация – выдвижение на первый план профессии или социальной роли вместо собственной личности. Человек с такими поведенческими реакциями представляется врачом, юристом, менеджером и так далее, чтобы повысить свою значимость в глазах собеседника.Экзистенциальные потребности человека. Что это по Фромму, Маслоу

Самоидентичность с точки зрения психоанализа означает способность принимать собственную личность вне зависимости от рода занятия, профессиональной принадлежности социального статуса, других аналогичных факторов. Преувеличение персональной значимости размывает и обесценивает индивидуальность.

Система ценностей

Она играет важную роль в становлении и развитии личности. Система ценностей выполняет функцию поведенческого ориентира или моральной точки опоры. В кризисных, сложных или переломных жизненных ситуациях человек обращается к сформированным ценностным ориентирам, согласовывая с ними собственные поступки.

Они позволяют избежать чувства вины, раскаяния или сожаления о содеянном. Система ценностей в аспекте экзистенциальных потребностей обеспечивает психологический комфорт и моральное удовлетворение от осознания правильности выбора, совершенного поступка.

Это способность брать на себя ответственность в сложные моменты жизни. При развитой и устоявшейся системе ценностей любая ошибка воспринимается, как новый опыт, который индивид усваивает и берет на вооружение, чтобы избежать повторения в будущем.

Экзистенциальные потребности человека – это краеугольный камень гармоничного развития личности. Жажда их удовлетворения часто приводит к пересмотру или корректировке собственной системы ценностей. Вооруженного такими морально-этическими ориентирами человека отличает целеустремленность.

Он адекватно воспринимает жизненные реалии, легче адаптируется к изменяющимся условиям окружающего мира, направляет усилия на созидание. Рациональное поведение на основе шкалы ценностей позволяет сохранять психосоматическое здоровье и благоприятное эмоциональное состояние.

Современная интерпретация социальных экзистенциальных потребностей

Регулярно проводимые социологические исследования ценностной системы людей крайне важны в аспекте понимания тенденций общественного развития, обеспечения порядка, воспитания подрастающего поколения.

При анализе поведения коллективных формаций или отдельных личностей становится очевидной главенствующая роль экзистенциальных потребностей. Они служат определяющим фактором поведения индивида, влияют на нравы или традиций культурных образований.

На их основе формируются нормативно-ценностные ориентиры и правовое регулирование общественных взаимоотношений. Это мощный фактор коллективной или индивидуальной жизнедеятельности.

Экзистенциальные потребности человека. Что это по Фромму, Маслоу

Экзистенциальные потребности человека

Кардинальные изменения структуры обществ, пересмотр шкалы ценностей человека XXI в. вызвали повышенный интерес к изучению экзистенциальных потребностей, системы ценностей. Они выступают основным предметом исследования психологов и социологов.

Экзистенциальные потребности человека – это фундаментальное, многогранное и широко трактуемое понятие. Каждая философская школа интерпретирует их по-своему. В классических трудах по психоанализу и социологии экзистенциальные потребности считают важным вкладом в жизнь общественных формаций.

С их удовлетворением связывают значимые явления и процессы. Экзистенциальные потребности воплощаются в различных вариантах. По мере общественного развития они приобретают иные выражения и многочисленные формы.

Круг экзистенциальных потребностей постоянно расширяется. Они принимают воплощение в предметах, материальных благах, абстрактных идеях. Некоторые современные интерпретации трактуют экзистенциальные потребности, как эталон или инструмент для оценивания действительности.

Их позиционируют в качестве элемента культурной структуры, состоящего из поведенческих алгоритмов, ценностных ориентиров, принципов межличностных взаимоотношений. Экзистенциальные потребности направлены на удовлетворение духовных и психоэмоциональных нужд.

Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э. Фромма

В теории немецко-американского психолога и философа такие аспекты личности классифицированы на основе интеграции индивида в социальные процессы, общественные явления и взаимоотношения.

Э. Фромм выделяет экзистенциальные потребности:

  • Общение с укреплением межличностных уз. Фундаментом служат любовь, дружба, родственные отношения.
  • Жажда творчества. Вне зависимости от рода деятельности или профессиональной принадлежности гармоничная личность стремится формировать вокруг себя психологически комфортное окружение.
  • Углубление корневых связей. Они обеспечивают прочность и стабильность жизни.
  • Стремление к уподоблению. Оно подразумевает поиск собственной похожести на других членов общества.
  • Познание и освоение окружающего мира. Они реализуются с помощью интеллектуального развития, расширения кругозора.Экзистенциальные потребности человека. Что это по Фромму, Маслоу

Автор философской концепции наделяет важной ролью влияние подсознательного поведения на формирование личности. Бессознательное, по мнению Э. Фромма, служит движущей силой и скрытым потенциалом.

Экзистенциальные потребности человека по теории А. Маслоу

Самая популярная и распространенная система классификации экзистенциальных потребностей принадлежит американскому основоположнику гуманистической школы психологии Абрахаму Маслоу.

Его модель иерархии человеческих потребностей нашла широкое применение в экономической теории. На основе пирамиды А. Маслоу изучают мотивационные факторы и поведенческие реакции потребителей.

Пирамида потребностей Маслоу

Иерархия экзистенциальных потребностей подразделяется на первичные и вторичные, высшие и низшие. В особую разновидность А. Маслоу выделяет престижные нужды, продиктованные амбициозностью.

Они часто регулируют потребительское поведение. К первичным потребностям пирамиды А. Маслоу причисляются естественные физиологические нужды.

Сюда входит удовлетворение природных рефлексов и инстинктов:

  • жажды;
  • пищевого голода;
  • отдыха;
  • воспроизводства потомства;
  • дыхательной функции;
  • двигательной активности;
  • поиска одежды;
  • обустройства теплого и безопасного жилища.

К вторичным потребностям по концепции автора принадлежат социальные моменты – коммуникативная способность, эмоциональная привязанность, участие в коллективной деятельности.

К этому разряду экзистенциальных потребностей причисляют духовные нужды, направленные на самореализацию. В современном обществе огромное значение имеют карьерный рост, социальное положение. Люди тратят большие усилия на их удовлетворение.

Примеры экзистенциальных потребностей

Наглядным отражением таких человеческих нужд и их удовлетворения считаются взаимодополняющие партнерские отношения. Примерами могут служить стремление к единению с социальной группой, участию в общественных процессах. Оно базируется на заложенных ценностных установках.

Экзистенциальные потребности человека. Что это по Фромму, Маслоу

Еще один типичный пример экзистенциальных потребностей – брак, где муж умеет зарабатывать, а жена – вести хозяйство. Любой человек стремится удовлетворить такие нужды доступным способом. Это естественное желание личности. Без удовлетворения своих нужд люди склонны впадать в депрессию, апатию, утрачивать интерес к жизни.

Видео про экзистенциальные потребности

Экзистенциальные потребности человека — что это:

Еще со времен античности философы всего мира пытались дать свое определение потребностям человека. Что можно определить как личную прихоть или веяние эпохи? А что является истинной потребностью, присущей каждому человеку с момента появления на свет независимо от того, где и в какое время он живет, как именно проходит его жизнь? Давайте рассмотрим основные экзистенциальные потребности человека, их примеры и проявление. Существует множество различных теорий и мнений по поводу этого, но наиболее убедительная характеристика экзистенциальных потребностей человека принадлежит немецкому психологу Э. Фромму.

Характеристика экзистенциальных потребностей человека

Э. Фромм, знаменитый психолог, психоаналитик и философ, выделил пять основных потребностей человека, которым дал название экзистенциальных. В 1955 году в книге «Здоровое общество» был опубликован его взгляд на различия между психически больным и здоровым человеком. По его мнению, здоровый человек, в отличие от больного, может самостоятельно найти ответы на экзистенциальные вопросы. И ответы эти наиболее точно отвечают его потребностям.

Поведение человека в чем-то схоже с поведением животных, в основном оно так же мотивируется физиологическими потребностями. Однако удовлетворив их, он не придет к разрешению проблемы человеческой сущности. Лишь утолив уникальные экзистенциальные потребности, индивид сможет ощутить всю полноту своей жизни. К экзистенциальным относятся потребности в преодолении себя, в общении, в «укорененности», в самоидентичности и наличии системы ценностей. Они никогда не могут быть удовлетворены в полной мере, по сути своей они являются двигателями к самосовершенствованию. Осознать их недостижимость нелегко, но только так можно хоть в малой мере раскрыть смысл своего существования, избежав при этом помрачения рассудка.

Э. Фромм предоставил свое определение экзистенциальных потребностей личности, он называет их укоренившимися в характере страстями. Их проявления определяются как любовь, независимость, стремление к правде и справедливости, ненависть, садизм, мазохизм, деструктивность или нарциссизм.

Потребность в преодолении себя

Психически здоровым человеком движет потребность в преодолении, иными словами, тяга к независимости и целеустремленности вместо случайного и пассивного течения жизни.

По определению И. Павлова, экзистенциальные потребности человека в преодолении – это «рефлекс свободы». Он возникает при наличии какого-либо реального препятствия и детерминируется желанием человека преодолеть его. Бороться с пассивной природой человеческой сущности можно как продуктивными, так и негативно сказывающимися на жизни способами. Удовлетворить экзистенциальные потребности в преодолении можно как при помощи творчества или путем созидания, так и путем разрушения.

Творчество здесь подразумевает не только создание произведений искусства, а и рождение новых научных концепций, религиозных верований, сохранение и передачу потомкам материальных и моральных ценностей.

Второй путь преодоления жизненных преград влечет разрушение материальных благ и превращение другого человека в жертву.

В изданной в 1973 году книге «Анатомия человеческой деструктивности» Фромм подчеркивает, что из всех биологических видов только человеку характерна агрессия. Это значит, что существует множество причин, по которым человек может причинить вред другому или даже убить его, в то время как животные совершают это исключительно ради выживания. Но эта мысль не распространяется на некоторые «примитивные» культуры, где агрессия подчеркивает мощную доминирующую силу общества.

Потребность в установлении связей

Человек — это социальное существо. Самой природой заложено, чтобы у людей были друзья, наставники и семья. Чтобы удовлетворить эту потребность, необходимо постоянно общаться и узнавать новых людей, заботиться о близких, опекать менее опытных. Общение может происходить на работе или учебе, в развлекательных учреждениях, в фитнес-центрах, на обучающих семинарах и так далее. Через общение человек учится новому и лучше познает себя. Если эта потребность не удовлетворяется, есть риск замкнуться только на своих интересах.

Экзистенциальные потребности впервые выделил философ и социолог Э. Фромм.

Потребность в общении

экзистенциальные потребности человека

Виды экзистенциальных потребностей

Установление связей

Каждый стремиться быть частью какого-то процесса, сообщества. Это позволяет ощутить единение, близость, сопричастность. Тогда возникает ощущение, что вроде и не так одинок. По крайней мере, что не один в этом мире. Есть люди, отношения с которыми ценны.

Эрих Фромм считал, что в эти ценные отношения, как с другими, так и с миром в целом человек вступает с помощью любви, власти и подчинения.

Подчинение и власть, по его мнению, мешают формированию контакта, полноценного и здорового. Когда встречается тот, кто желает контролировать и властвовать с тем, кто как раз хочет подчиняться – их отношения преобразуются в комплиментарные. То есть, взаимодополняющие.

Например, один партнёр не умеет хорошо зарабатывать, а второму это как раз отлично удаётся. Но он боится одиночества, ощущения внутренней пустоты и вероятности остаться со своими чувствами наедине. Тогда их союз будет крепок, они дают друг другу то, что самостоятельно не в силах себе обеспечить. Крепок, но не здоров.

Они становятся зависимыми, созависимыми и лишаются возможности развиваться. Рано или поздно всё порушится, и появится ненависть за то, что невозможно быть автономным и целостным. Это когда вместе плохо и невыносимо, но и по отдельности тоже никак.

В браках, которые строятся на любви, дела обстоят иначе. В таких отношениях присутствует два человека, не половинки одного целого. А две разные личности, уникальные и независимые, которые по определённым обстоятельствам желают идти по жизни вместе. Не «ломая» друг друга и не подстраивая.

По фромму выделяют четыре вида проявления истинной любви – это забота, уважение, ответственность и знание. Невозможно уважать другого, одновременно навязывая ему своё видение его личности. Важно обладать знанием, которое он разделяет и с которым согласен. Необходимо интересоваться партнёром и проявлять заботу о нём, иначе со временем утратится эмоциональная связь. А там, где равнодушие – нет места любви.

Трансценденция

Мужчина с книгой и черепом в руках

Проще говоря – преодоление себя, выход за привычные границы. Если это удаётся, то индивид обретает внутреннюю свободу. Он целеустремлён и добивается того, чего хочет. Достичь этого состояния можно с помощью двух форм поведения – созидания или наоборот, разрушения.

Созидание означает, что человек заботится о том, что уже создано человечеством. А также он стремится дополнить чужие творения, чтобы внести свою лепту для развития любых сфер жизни. Он как бы преобразовывает мир и влияет на его будущее. Примеры созидания: произведения искусства, медицинские открытия, забота об окружающей среде и прочее.

Разрушение же означает, что такой индивид стремится подавить другого. Эрих считал, что мы, разумные существа, являемся единственными представителями биологического вида, которые убивают не ради выживания, а чтобы получить удовольствие или власть.

Укоренённость

Человеку крайне необходимо чувствовать себя в безопасности, что у него есть опора и надёжный тыл. Это придаёт сил бросать вызов миру и пробовать что-то новое. Выстаивать в трудную минуту, не подвергаясь отчаянью. Если же этого ощущения нет, то личность может испытывать беспомощность, изолированность, одиночество. Она не будет ценить себя, уважать и любить.

И вся энергия будет направлена на поиски своего места в этом мире. Только они окажутся неконструктивными. Дело в том, что жажда испытать покой и безопасность толкает на установление отношений со смытыми социальными ролями. Например, мужчина в женщине стремится видеть мать, не в прямом смысле, а ожидая от неё безусловного принятия, поддержки и заботы в любую минуту. В силу этого ему не удаётся решить свои жизненные задачи. Он как младенец, боящийся потерять материнскую грудь и защиту.

Тому же, кто ощущает надёжный тыл за спиной, удаётся сделать шаг в неизвестность, опереться на себя и отказаться от того, чтобы вместо него что-то делали. Он пытается адаптироваться и приспособиться, понимая, что жизнь изменчива. И выживает тот, кто умеет «крутиться».

Поэтому, если испытываете сложности с безопасностью, попробуйте создать генеалогическое дерево, изучив, кто из предков каким был и чем занимался. Какое послание вообще несёт ваш род по материнской, или отцовской линии.

Например, женщины часто терпят оскорбления и насилие мужей, во благо семьи, чтобы она не распадалась. И именно это знание из поколения в поколение передают. Все несчастны в браке, но на развод не решаются. Осознав и изучив свои корни, личность получает шанс прожить жизнь так, как ей хочется. Она ценит то, что было, оставляя за собой право, поступить по-другому.

Самоидентичность

Знак вопроса как символ экзистенциальности

Фромм говорил о том, что людям свойственно подвергаться стадному инстинкту. То есть, вместо того, чтобы исследовать себя и принимать различные качества своего характера, они пытаются обнаружить свою принадлежность к чему-то. Вследствие чего теряется индивидуальность, границы размыты и нет ощущения устойчивости.

Допустим, девушка, знакомясь с кем-то, вместо того, чтобы заявить о себе, может представиться, как жена хирурга такого-то. Она не знает, какая она на самом деле, но зато прекрасно осведомлена о том, как должна себя вести и какие функции обязана выполнять.

Либо же предъявляется не выполняемой социальной ролью, а профессией. И вот тогда она, как, например, юрист, не терпит несправедливости, и как большинство коллег, умеет настоять на своём и убедить собеседника. Хотя по факту всё вышеуказанное требует от неё максимум усилий. Потому что истинная она совсем не такая.

То есть, самоидентичность – это способность принимать свою индивидуальность. Не приукрашивая её или скрывая. Не прячась за чем-то или кем-то. Просто смотреть «в глаза» своим достоинствам и недостаткам, чтобы понимать, над чем стоит поработать, а что не мешает в жизни и вполне даже помогает выжить.

Несмотря на то, что кому-то не нравится и кажется неудобным. Например, умение говорить нет в случае, когда человек не хочет что-то делать. Он отстаивает свои границы, но окружающим это может показаться не выгодным. Они будут стремиться изменить его и пытаться донести, что он не хороший.

И как тогда относиться к этой способности? Индивид, обладающий самоидентичностью, сможет опереться на знания о себе. И не потеряет рассудок, пытаясь соответствовать представлениям и ожиданиям. Такое поведение приводит к неврозу и внутри личностному конфликту.

Система ценностей

Голова человека со знаками вопроса внутри

Ценности выполняют по факту очень важную роль в нашей жизни. Они как карта, благодаря которой становится понятнее, куда стоит двигаться. Или как фундамент, дают возможность выстоять против невзгод. Человек в моменты кризисов и вообще, когда принимает решение, обращается к своей ценностной системе. Тогда он понимает, как следует поступить, чтобы не было чувства вины, или сожаления о содеянном.

Он готов нести ответственность за принятое решение, за свой выбор. И даже если понимает, что допустил ошибку – воспримет её как опыт, который следует усвоить, чтобы предвосхитить повторения. Либо же, что пора пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Человек, имеющий систему ценностей, отличается целеустремлённостью. Так как может воспринимать реальность и подстраиваться под неё, адаптироваться, а не разрушатся. В отличие от тех, у кого не сформировались взгляды на события в этом мире, отношение к ним. Также он рационален, что позволяет ему сохранить своё здоровье, как физическое, так и психическое.

Любовь как наиболее продуктивный способ удовлетворения потребности в общении

Единственным продуктивным способом установления связи является любовь. Фромм утверждает, что только такой союз сохраняет у человека независимость и целостность собственного «Я». Люди, которые любят друг друга, становятся единым целым, они искусно дополняют друг друга, не забирая при этом свободу партнера и его уникальность, не принижают чувство собственного достоинства. Фромм является автором книги «Искусство любить», которая была выпущена в 1956 году. Он выделил четыре основных компонента истинной любви, которые являются общими для всех форм ее проявления: уважение, забота, ответственность и знание.

объект экзистенциальных потребностей

Мы всегда интересуемся делами любимого человека, заботимся о нем. Мы стараемся удовлетворить физические и психологические потребности партнера. Любовь также подразумевает способность, а главное желание, нести ответственность за своего избранника. Мы принимаем совершенно чужого изначально человека таким, какой он есть, со всеми его недостатками, при этом не пытаясь его изменить. Мы уважаем его. Но уважение вытекает из определенного знания о человеке. Это способность принять во внимание мнение другого, смотреть на вещь с его точки зрения.

Потребность в «укорененности»

Человеку невыносимо жить в полной изоляции. Рано или поздно у каждого возникает острое желание «укорениться» в этом мире и обществе, почувствовать себя неотъемлемой частью Вселенной. Фромм утверждает, что потребность в «укорененности» возникает в момент, когда разрывается биологическая связь с матерью. Под влиянием концепции о раннем матриархальном обществе выдвинутой Дж. Бахофеном Фромм соглашается с ним, что центральной фигурой в любой социальной группе является именно мать. Она обеспечивает своим детям ощущение укорененности. Именно она способна как пробудить в них стремление к развитию собственной индивидуальности, самостоятельности и независимости, так и приостановить психологический рост ребенка.

Помимо положительной стратегии удовлетворения потребности в «укорененности», когда человек, приспособившись к внешнему миру, чувствует себя с ним единым целым, существует менее продуктивная, так называемая стратегия «фиксации». В этом случае человек упорно отказывается от какого-либо продвижения, он прекрасно себя чувствует в том мире, который когда-то очертила ему мать. Такие люди крайне не уверены в себе, пугливы и чрезвычайно зависимы от других. Они нуждаются в постоянной опеке и не могут справиться с неожиданными препятствиями внешнего мира.

Потребность в наличии системы ценностей

Своя система ценностей чрезвычайно важна для человека, так как каждому необходима некая опора, жизненная карта, которая поможет ориентироваться в мире. Целеустремленный индивид имеет собственную систему взглядов и убеждений, которые помогают принять и систематизировать все те внешние раздражители, с которыми он сталкивается на протяжении жизни. Каждый индивидуально придает тот или иной смысл происходящим вокруг явлениям. Если какая-либо ситуация выходит за рамки внутренней философии человека, он воспринимает ее как ненормальную, неправильную, из ряда вон выходящую. В ином случае произошедшее воспринимается абсолютно нормально.

У каждого своя система ценностей, поэтому один и тот же поступок или событие у двух разных людей могут вызвать как восхищение, так и неодобрение.

Потребность в самоидентичности

Потребность в самоидентичности тесно связана с потребностью в «укорененности». Давайте узнаем, почему. Отрываясь от биологической связи с матерью, начинается процесс формирования собственного «Я». Человек, который явно ощущает свою непохожесть на других, способен стать хозяином своей жизни, а не следовать постоянно указаниям других. Удовлетворяя потребность в самоидентичности, индивид становится индивидуальностью.

Фромм придерживается мнения, что представители большинства традиционных культур тесно сопоставляли себя своему обществу, не представляя себя отдельно от него. Рассматривая эпоху капитализма, он соглашается с теориями других психологов в том, что значительное расширение границ политической и экономической свободы не дало человеку реального ощущения своего «Я». Каждый слепо верил своему лидеру. Чувство привязанности к другому человеку, социальной группе, религии или профессии не имеет ничего общего с самоидентичностью. Из отверженного чувства подражания и привязанности к социальной группе формируется стадный инстинкт.

Если психически нездоровый человек постоянно тянется к сильным личностям, всеми способами пытается найти свое место в политических или социальных институтах, то сильный и здоровый человек менее зависим от мнения толпы. Для комфортного существования в обществе ему не нужно ограничивать себя в чем-либо и скрывать проявления своей индивидуальности.

Рассмотрев экзистенциальные потребности по Фромму, ознакомимся с научными результатами Абрахама Маслоу.

Сущностным наполнением и необходимым условием полноценного образовательного процесса являются ценности. Ценности – это конструкты образовательного пространства, фундамент, на который настраивается вся работа педагогов и их воспитанников. Ценностями определяется характер деятельности, способ жизни и смыслы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Когда совпадают ценности взаимодействующих субъектов, образуется единое ценностно-смысловое пространство, в котором личность имеет возможность осуществить свои проекты и цели, создать перспективы своего развития.

В аксиологических проблемах образования перспективным видится экзистенциально-психологический подход. Экзистенциализм, как изначально философское направление, позже – психологическое, актуализирует идеи о человеке существующем, значит, осуществляющем поиск смысла, делающем выбор, самоопределяющемся в своем отношении к действительности, обла-дающем активной субъектной сущностью. Жизнеутверждающие идеи пози-тивного экзистенциализма как продолжения гуманистических традиций в философии и психологии становятся ключевыми опорами в обосновании ценностных и смыслопорождающих ориентиров образовательной деятель-ности личности, процесса самоосуществления личности. Значимость экзистенциализма в педагогике – в расширении «горизонта понимания» (Л.Бинсвангер, М.Босс) человеком смыслов и значимости своего образования, подведение личности к раскрытию новых способов бытия, направлении делать выбор в пользу истинных человеческих ценностей.

Анализ феноменов и данностей человеческого существования, описываемых экзистенциалистами, позволил определить семь фундамен-тальных экзистенциальных ценностей образования: свобода и ответствен-ность, совесть, любовь, общение, уникальность и творчество. Каждая из ценностей несет глубокий смысл, усиливает образование в сущностном содержании.

Свобода означает постоянный выбор альтернатив. Свобода предостав-ляет нам возможности выбора, занять ту или иную позицию по отношению к внешним обстоятельствам. Человек свободен в поиске и реализации смысла жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятель-ствами (В. Франкл).

Свобода делает человека тем, что он есть; свобода есть «я сам», собственное «я». Делая выбор, человек выбирает себя, свое «я». Этого «я» не было прежде, оно явилось лишь с выбором, — размышляет С. Кьеркегор. Влечение к свободе заставляет человека выбирать свое «я» и «бороться за обладание выбранным, как за спасение души» (2, 268-269).

Предпосылкой внутренней свободы личности выступает ответ-ственность: человек, активно влияя на ситуацию, прежде всего осознает эту возможность. И, наоборот, при внутренней несвободе не может быть полноценной ответственности.

Экзистенциальная ответственность не предполагает долженствование, она не связана ни с обязательствами, ни с обещаниями, ни с вынужденными обязательствами, как это обыденно понимается. Экзистенциальная ответ-ственность – это посвящение себя чему-либо, ежедневное сражение за свои ценности (курсив автора), (4, 21). Я ответственен за то, что ценно для меня, и степень моей ответственности определяет ценность предмета моей ответ-ственности.

Ответственность, значит «ответствование» (Р. Мэй); это мой ответ на ситуацию, который находится в резонансе с моей высшей ценностью, созвучен ей, — уточняет А. Лэнгле. Ответственность выражается в простых формулах «Я хочу», «Я чувствую», «Я делаю», и ничего не имеет общего с обязанностью. Ответственность – это «дитя» свободы (А.Лэнгле).

Совесть как специфическое проявление человеческого существования требует особого внимания в педагогике. Задача совести – открыть человеку «то, что надо» для него в каждой конкретной ситуации. Однако, «то, что надо» для каждого человека свое, разное. Совесть не охватывается общими моральными законами, но согласует общий моральный принцип с моими внутренними позициями. «Жить по совести – это всегда абсолютно индивидуально личная жизнь в соответствии с абсолютно конкретной ситуацией, со всем тем, что может определять наше уникальное и неповто-римое бытие» (7, 251). Одному человеку не дано знать, был ли прав другой, поступая по своей совести, считает В. Франкл, тогда как неэкзистенциалисты совесть связывают с «голосом общечеловеческого и универсального» (6, 31).

«Экзистенциальная» любовь позволяет увидеть другого человека как абсолютную индивидуальность, во всей его неповторимости. Любовь открывает мне, любящему педагогу, уникальные возможности каждого воспитанника, его ценностную перспективу, и в этом особенность педагоги-ческого процесса. Педагогика, как и любовь интуитивна, она должна видеть то, чего еще нет. Только любя я способен открыть в человеке ценное, предвосхитить еще не реализованное.

В.Франкл определяет любовь как «возможность сказать кому-то «ты» и еще сказать ему «да» (7, 248). Сказать «да» означает понять уникальность и неповторимость другого человека, принять его ценность и необходимость.

Общение людей в аспекте экзистенциализма – процесс глубинный, определяющий суть бытия человека. Понятия «связь» и «отношения», характеризующие общность учителя и ученика, отходят на второй план. Причастность, принятие, понимание, эмпатия, конгруэнтность – категориаль-ный ряд, характеризующий особенности общения в гуманистической психо-логии. Экзистенциальная психология дополняет этот ряд категориями со-бытие, встреча, присутствие, переживание отношений.

Творчество все больше становится актуальным не столь как процесс и даже не как деятельность, а как характеристика личности, способ отношений с миром, способ бытия. Проблема выражается в следующем: наиболее типичным случаем при завершении школьного обучения оказывается блокирование творчества и самобытности, подавление индивидуальности. Путь утверждения творчества во взрослой жизни – это путь борьбы, преодо-ления трудностей: гласит экзистенциальная позиция. Одаренность развивается только через преодоление. Экзистенциалисты подчеркивают связь творчества с мужеством (С.Мадди, Р.Мэй и др.). Так, С.Мадди в статье «Творчество – тяжелая работа» резко критикует традиционную линию исследования творчества, в которой доминировало романтическое, сентимен-тальное отношение к творчеству как к чему-то полностью свободному, несовместимому с какой-либо жесткой структурой. С.Мадди спорит с тем, что нужно создать нечетко структурированную, обеспечивающую свободу действий среду, и в этой среде будет проявляться максимально проявляться креативность.

Творчество на самом деле – это не просто безмятежное состояние вдохновения. Наоборот, обычный результат творческих действий состоит в нарушении существующего положения вещей в обществе независимо от того, в какой области осуществляется творчество, и от того, в какой степени сам творец это предвидит. Создавать, значит нарушать существующее поло-жение вещей, а общество всегда противодействует такому нарушению.

Уникальность как непохожесть, особенность человеческого бытия составляет смысл существования человека. Уникальность человеческого существования заключается в возможности как осознанного самосозидания, так и саморазрушения, как раскрытия потенциального содержания, так и самоуничтожения. Особую роль в человеческом существовании играет необходимость не только заниматься актуальной деятельностью, но и прида-вать своему существованию цель и смысл, составлять представление о том, какой должна быть жизнь и сам человек. Исполнение предназначения пре-доставляется самому человеку, наделенному свободой выбора и осознаю-щему ответственность за последствия этого выбора.

Акцентируя внимание на уникальности человеческого бытия, экзистенциализм в данном отношении был и до сих пор остается реакцией на тенденцию стандартизации, которая стала особенно мощной в XX в. и проявилась в самых разных областях. Так, разбирая категорию «повсед-невное бытие-вместе-с другими», ранний М. Хайдеггер считал самым важ-ным ввести «экзистенциал», который он обозначал написанным с прописной буквы немецким неопределенно-личным местоимением Man и разъяснял через понятия «усредненность», «выравнивание» и т.д. Man – это противо-положность индивидуальности. Когда мы думаем одинаково, смотрим, читаем, как смотрят и читают все, теряем подлинность своего существо-вания, подчеркивают экзистенциалисты. Отдельный человек в повседневном бытии действует не сообразно своей собственной свободе и ответственной решимости, а оказывается движимым и руководимым непостижимым и незаметным влиянием Мan (М.Хайдеггер, О.Больнов).

Ключевым педагогическим аспектом феномена уникальности человека является то, что стремление к отличию – движущая сила развития человека. Базовая идея экзистенциалистов: быть – значит отличаться.

М.Хайдеггер сравнивает ценность с горизонтом, в котором развора-чивается действие. Значит, обретение ценностей активизирует человека. Для экзистенциального терапевта здесь задачей становится пробуждение и развитие способности человека чувствовать ценности, научить его откры-ваться новым ценностям, расширять свои ценностные горизонты и, благо-даря этому, свое жизненное пространство. Для экзистенциального педагога – помощь в развитии способности определиться в ценностях, наполнить их собственным смыслом и значимостью.

Размышляя о ценностях, мы обнаруживаем, что их может быть несколько в жизни человека; что каждую из ценностей мы понимаем по-разному; что понять и осознать себя возможно лишь в сравнении с другими. Но в конечном итоге, экзистенциалисты опираются на фундаментальную ценность, переживание которой звучит «Я есть – и, в сущности, это хорошо, что я есть». Это то «Да жизни», которое является основой любого пережи-вания ценности (3, 10).

Таким образом, экзистенциальная ценность образования – это доминанта, направленная на полноценное образование, осуществление его смыслов и значимости для каждого человека. В процессе смыслозначимого образования человек не столько получает знание, сколько – экзистенциаль-ный опыт, опыт определения и осуществления ценностей жизни.

Концептуальными понятиями экзистенциально-психологического подхода в теории и практике образования являются: ценность, смысл, выбор, рефлексия, опыт, самоосуществление, переживание. В указанном контексте образование понимаем как процесс расширения возможностей личности в осуществлении своих проектов и целей, обретении жизненных ценностей и достижении смыслов.

В процессе практического исследования понимания и значимости экзистенциальных ценностей в профессиональном и личностном опыте учителей-практиков мы основывались на феноменологическом подходе и использовали рефлексивно-феноменологические методы (феноменоло-гическое описание, самонаблюдение, отчеты и др.), целью которых было не только определение и описание ценностей образования, но и проникновения в их смысл глубже непосредственной фактичности. Важными были актуализация экзистенциальных проблем жизни человека, а также рефлек-сивное соотношение понимания ценностей в профессиональном и личностном опыте. Например, феномен свободы исследовался не только по отношению к учащимся («Насколько ваши воспитанники свободны?»), но и по отношению к самим педагогам («Вы свободный человек?», «В чем проявляется ваша свобода (несвобода)?»).

Размышления, сочинения, эссе, которые писали учителя, отражают все многообразие и уникальность каждой личности. Традиционное накапливание статистических данных не всегда позволяет выявить сущностное наполнение исследуемого явления. Трудно узнать и понять мысли и чувства человека. Феноменологические описания, размышления, отчеты позволяют нам, насколько это возможно, приблизиться к экзистенции человека, его сути. А человек, в свою очередь, лучше понимает себя.

Во время выполнения заданий испытуемые неоднократно подчерки-вали: «А мы никогда не задумывались над этим…». После размышлений покидали аудиторию вдохновленные, философски настроенные, с благодар-ностью, что им была дана возможность осмыслить глубочайшие экзистен-циальные проблемы человека: «Одиночество в вашей жизни: за и против», «Насколько связаны между собой свобода и ответственность?», «Что такое совесть?», «За что вы несете ответственность в своей жизни?», «Вы – уникальный человек? В чем проявляется ваша уникальность?» и др.

Вопросы и задания формулировались таким образом, чтобы испытуе-мый не механистически отвечал, а воспроизводил в себе переживания жизни во всей возможной полноте, осмысливал и проникал свободно в экзистен-циальные проблемы своей личной жизни и профессиональной деятельности. Возможно, выходил за рамки своих обычных представлений и стереотипов.

Субъективные переживания человека, читаемые в ответах, отражают уникальность каждой личности, особенности человеческого существования. Испытуемый учитель в данном случае видим не только как непосредствен-ный участник образовательного процесса, но и как неповторимая личность.

Приведем пример. Вопросы заданы учителям-практикам (студентам заочного отделения кафедры педагогики и методики начального обучения Костанайского гуманитарного института (2008-2009гг.). Количество опраши-ваемых – 54. Возраст опрашиваемых: от 24 до 51 года. Педагогический стаж: от 1 года до 33 лет.

Что значит для вас «свобода»?

Чувствуете ли вы себя свободными?

В чем проявляется ваша свобода (несвобода)?

Самые распространенные ответы: свобода – это «вольность», «откры-тые действия», «неограниченность», «раскрепощенность», «жизнь без прика-зов и нареканий», «что захотел, то и сделал», «материальная независимость», «не отчитываться перед другими», «никто на тебя не давит». В данных рас-суждениях проявление свободы «от», негативной свободы. В ответах просле-живается, что личная свобода достигается лишь в результате освобождения от внешних условий, избавления от ограничения извне. Желание обособиться от внешних условий, тяготеющая материальная зависимость, внутренние и межличностные конфликты глубоко переживаются опрашиваемыми.

Практически во всех ответах: люди чувствуют себя несвободными в своих семьях, в отношениях со стареющими родителями, на работе. В основ-ном используют слова «долг», «обязанность», «выполнение требований». Не звучат – «забота», «ответственность», «мой выбор». Возможно, это лишь подтверждает переживаемую ими ситуационную свободу как тяжелую зависимость от людей, на которую они сами себя «обрекли». Читая ответы наших опрашиваемых, создалось впечатление, что эти люди обременены семьями, стареющими родителями, подрастающими детьми: «скованы руки семьей, это мешает самореализации»; «моя свобода в том, что живу одна»; «моя несвобода проявляется в том, что мать постоянно довлеет надо мной, т.е. огромный всепоглощающий контроль с ее стороны…». Последний ответ принадлежит женщине, 32 года, разведена, есть ребенок, работающий учитель. Видимо, на переживание этой ситуации уходит много сил, потому что женщина пишет далее: «…хотелось бы больше отдавать себя и свое творчество любимой работе».

Высказываются и позитивные мнения, чем мы были удовлетворены, хотя их доля составляет лишь 25 % от общего числа ответов: свобода дана для того, чтобы «высказывать свое мнение»; «выбрать вероисповедание»; «возможности выбора профессии, убеждений… для достижения своих целей».

В ответах прослеживается, что люди путают открытые возможности и ограничивающую жизненную необходимость. Недовольные своим семейным положением, работой, отношениями с другими, они рассматривают сложившиеся ситуации как безысходные, непоправимые, становясь пассив-ными жертвами обстоятельств. В действительности, эти люди избегают выбора, а значит, избегают свободы. Они называют себя несвободными, исподволь виня в этом сложившиеся ими же условия жизни и окружающих их людей.

Несвобода людей проявляется и в их внутренних конфликтах (15 % опрашиваемых). Указывались психологические проблемы: «неуверенность», «стеснительность», «есть люди умней тебя намного…, поэтому не всегда вступаешь в диалог, отстаиваешь свою точку зрения и это гнетет», «замкну-тость», «воспитана на постоянных ограничениях, это перешло в привычку, что чувствуешь себя всегда несвободной».

Проведенный опрос показал, педагоги, в большинстве, затрудняются в определении понятий, в частности, свободы, не всегда готовы к размыш-лениям и рефлексии, с трудом актуализируют и анализируют понятия. В повседневной практике, отмечают учителя, они не всегда задумываются о проявлении свободы, ответственности или любви по отношению к учащимся. Не всегда задумываются, какими реальными и конкретными действиями можно и нужно воспитывать свободного человека, для чего необходима свобода в жизни человека вообще. Замечено, что в основном педагоги имеют лишь житейские представления о сути свободы, совести, любви или уникаль-ности, или других феноменах человеческого существования. В этом, по нашей оценке, скрывается глубокая экзистенциальная проблема переживания отношений учителя со своим учеником: как я могу воспитывать свободного человека? Насколько я понимаю, что значит свобода? Что значит совесть? Насколько я сам свободен и ответственен за свою свободу? Каким видят меня мои ученики? и др.

Но самые важные вопросы, которые сам себе может задать учитель: Что я могу дать своим ученикам? Какие ценности я актуализирую и отстаиваю в процессе обучения? Осознаю ли я значимость и ценностный потенциал каждого из своих учеников и готов ли я развивать этот потенциал?

Отметим, что процесс размышления о феноменах человеческого существования и ценностях образовательного процесса не менее важен, нежели результат. Максимальная осмысленность и личностная значимость фундаментальных экзистенциальных ценностей образования всеми участни-ками процесса – непременное условие полноценного образования.

Литература:

1. Братченко С.Л. Вопросы самому себе – как путь понимания // HPSY.RU (сайт экзистенциальной и гуманистической психологии)

2. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

3. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. – № 4. – 2004. – С. 3-21

4. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. – М., Генезис, 2004

5. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

6. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Психология в жизни. – М.: «Радонеж», 1998.

7. Франкл В. Духовность, свобода, ответственность // Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. И общая редакция А.А. Реана. – СПб: 2000.

Экзистенциальная психология. Мнение Абрахама Маслоу

экзистенциальные потребности по маслоу

Абрахам Маслоу не был экзистенциалистом, он даже не мог назвать себя прилежным исследователем этой отрасли психологии. Он изучал экзистенциализм, пытаясь в нем отыскать что-то новое для себя. Для него базовым условием, определяющим проявление базовых социальных экзистенциальных потребностей, является понятие самобытности, идентичности и преодолении себя.

Во время изучения данной темы Маслоу сделал немало полезных выводов. Он считает, что для психологов чрезвычайно важным является тот факт, что только экзистенциалисты могут изучать психологию, основываясь на философских началах. Другим этого не удается сделать. Так, логический позитивизм был в корне ошибочным, особенно во время лечения клинических больных. «Быть может, в скором будущем психологи примут во внимание основные философские проблемы и перестанут полагаться на непроверенные концепции», — считает психолог.

Сформулировать экзистенциальные потребности по Маслоу достаточно сложно. В своих исследованиях он не пытался изобрести что-то новое, его целью было отыскать что-то общее с привычной психологией, научиться чему-то в существующих теориях. Наиболее сильное впечатление на него оказал вопрос о будущем, который в литературе занимает центральное значение. Из статьи Эрвина Страуса в книге «Экзистенция» следует, что будущее является динамически активным в любой момент времени, оно всегда вместе с человеком. В понимании Курта Левина будущее – понятие внеисторическое. Все привычки, навыки и прочие механизмы основаны на опыте из прошлого, а, следовательно, они сомнительны и недостоверны относительно будущего.

Ученый считает, что изучение базовых социальных экзистенциальных потребностей и экзистенциализма в целом поможет отбросить жизненные страхи и иллюзии, выявив истинные психические заболевания, это все может привести к образованию новой ветки в психологии.

Одна из мыслей Маслоу гласит, что, вполне вероятно, то, что принято называть психологией, является всего лишь изучением хитростей человеческой натуры, которые применяются подсознанием, чтобы избежать страха перед неизведанной новизной будущего.

Современная интерпретация социальных экзистенциальных потребностей

Исследования социологов, касающиеся ценностей человека, являются чрезвычайно важными для понимания и обеспечения общественного порядка. При рассмотрении отдельной личности очевидно, что экзистенциальные потребности – это базовый элемент ее деятельности, как и ценностно-нормативное регулирование общественных отношений является мощным фактором функционирования социальных групп. Резкие изменения в структуре общественной жизни привели к повышенному вниманию к вопросу о человеческих ценностях и потребностях. Именно экзистенциальные потребности, примеры которых приведены выше, являются темой исследований многих ученых классического периода (М. Вебер, У. Томас, Т. Парсонс), современных западных социологов (Ш. Шварц, П. Блау, К. Клакхон и др.), также к проблеме человеческих ценностей обращались советские и постсоветские социологи (В. Ядов, И. Сурина, А. Здравомыслов).

«Ценность» и «потребность» являются одновременно фундаментальными понятиями и в то же время многогранными и крайне широкими. Традиционно под ценностями понимали ту важность и вклад в жизнь человека, что вносил объект экзистенциальных потребностей, значимость явлений и процессов действительности для конкретного человека и социальной группы. Они могут воплощаться в самых разнообразных проявлениях от предметов и материальных благ до неких абстрактных идей. В то же время потребностью можно назвать своего рода эталон, инструмент, при помощи которого происходит оценка действительности. Исходя их этого, экзистенциальные потребности – это структурный элемент культуры, который состоит из алгоритмов поведения, системы оценки, результата деятельности человека ради удовлетворения собственных духовных и прочих нужд. Но в то же время, если человека спросить, зачем ему удовлетворять конкретную потребность, он не сможет дать ответ, либо ответ будет очень затруднительным. Эти потребности стоят выше желаний, они скорее выступают как некое средство достижения целей, не всегда осознанное и определенное.

Потребность в корнях

Человеку необходимо ощущать себя частью своего рода или социальной группы. В древние времена изгнание из племени считалось самым страшным наказанием, ведь без своих корней человек становился никем. Люди мечтают о большом семейном доме, стабильности и безопасности — это напоминает им о детстве, когда человек наиболее тесно связан со своими родственниками. Неудовлетворение потребности приводит к одиночеству, но в то же время слишком сильная привязанность к родителям мешает обретению личной целостности.

Подводя итоги

Если подводить итог всего вышеизложенного, прежде всего, следует отметить, что экзистенциальные потребности человека являются понятием многозначным. Во-первых, из-за многозначительной трактовки самого понятия «потребности». Во-вторых, вследствие неоднозначности в определении понятия «экзистенциальный». Так что же в современном мире оно означает?

  1. Термин «экзистенциальный» может значить все то, что существует.
  2. Все, что связано с критичными, жизненно важными аспектами существования человека (потребность в безопасности, в удовлетворении первичных потребностей).
  3. Все, что относится к вопросам бытия.

Тем не менее экзистенциальные потребности человека, примеры которых рассматривались ранее, имеют следующие характеристики:

  • в них присутствует весь опыт человека;
  • в оценочной характеристике экзистенциальные потребности присутствуют при восприятии отдельной личности, такая оценка может быть как вполне осознанной, так и интуитивной;
  • ими задаются жизненные ориентиры как отдельной личности, так и общества в целом;
  • при рассмотрении таких потребностей очевидно, что в них всегда присутствует человеческий фактор, существование личности невозможно без полного или хотя бы частичного подчинения положениям социокультурного порядка.

В зависимости от того, как общество понимает экзистенциальные потребности (примеры реализации их в жизни можно привести разные), какой ответ дает на вопрос о смысле собственного существования, можно судить о важности дальнейших исследований. На сегодняшний же день, опираясь на категорию веры, под данным понятием принимают религиозную сущность, несмотря на то, что атеистами себя считают лишь 10% населения.

Исследования экзистенциальных потребностей и полное их изучение могут сыграть важную роль в таких областях, как социология жизни и морали, социология человеческих ценностей, морали и смысла жизни. Существует огромное множество рассуждений о счастливом и успешном человеке. Но нельзя построить универсальное пособие на все случаи жизни, руководствуясь которым каждый сможет сделать свою жизнь лучше. На пути к этому предстоит преодолеть еще немало преград.

Аннотация

В статье утверждается необходимость социологического осмысления понятия экзистенциальных ценностей и предлагаются общие теоретические основания, а также некоторые перспективы исследования данного типа ценностей. Опираясь на различные социологические, философские и психологические подходы к аксиологической проблематике, автор склоняется к определению экзистенциальных ценностей как конечных, терминальных ценностей, которые не подчиняются ценностям более высокого порядка и определяют ценностную структуру личности и общества.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Экзистенциальная угроза синоним
  • Экзистенциалистский синоним
  • Экзистенциализм синоним к слову
  • Экзистенциал синоним
  • Экзист синоним