Дезадаптационных синоним

Значение слова «дезадаптация»

1. нарушение приспособляемости организма к меняющимся условиям среды обитания

Все значения слова «дезадаптация»

Предложения со словом «дезадаптация»

  • Да ещё к подростковому возрасту присоединяются комплексы неполноценности, связанные с неуспешной учёбой, социальной дезадаптацией и другими проблемами, что ставит дополнительные задачи для коррекции.

  • Нарушения в психомоторном, речевом, эмоциональном развитии оказывают отрицательное влияние на дальнейшее школьное обучение ребёнка и являются причиной школьной дезадаптации.

  • Наличие прямой связи между уровнем здоровья и конкурентоспособностью, психической дезадаптацией и низким качеством жизни.

  • (все предложения)

Правописание

  • Как правильно пишется слово «дезадаптация»

3 синонимов к слову «ДЕЗАДАПТИВНЫЙ» -  synonyms.su

  • О нас
  • Словарь антонимов
  • Словарь паронимов
  • Словарь ударений
  • Словарь морфологии
  • Словари
  • Регистрация
  • Вход

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

: — неадекватный — неподобающий — неприспособленный…

Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.

  • один

  • два

  • три

  • четыре

  • пять

5 (1)

Синоним Рейтинг
1 неадекватный[30]00 0
2 неподобающий[10]00 0
3 неприспособленный[14]00 0

Помогите найти больше синонимов к слову «дезадаптивный»

Добавить синоним

Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.

Если вам нужно подобрать синонимы к слову «дезадаптивный», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: неадекватный, неподобающий, неприспособленный. Всего в словаре 3 синонимов.

Слово «дезадаптивный» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении.

Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.

Рейтинг слова «дезадаптивный» :
00

Страница обновлена: 27.07.2019

Другие слова на букву д

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:

  • Средняя частота слова «дезадаптивный» 99. Количество букв: 13.
  • Искалась форма слова «дезадаптивный»
  • Поиск «дезадаптивный» занял 0.01 сек.
  • Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав Ctrl+D ), чтобы найти Синонимы.

Добавление синонимов

captchaобновить

Добавить

Вверх ↑

Автор: Захаренко Дарья Дмитриевна

Адаптация, дезадаптация, профилактические мероприятия с целью предупреждения дезадаптации.

Адаптация обозначает приспособление организма к условиям среды. Понятие «адаптация» возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организма, но и к личности человека и даже к коллективному поведению.

В научный оборот он был введен немецким физиологом Генрихом Аубертом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей.

 Адаптация как динамический процесс перестройки функциональных систем организма, обеспечивающего динамическое возрастное развитие, была рассмотрена Борисом Геннадьевичем Ананьевым, Львом Семеновичем Выготским, Алексеем Николаевичем Леонтьевым, Сергеем Леонидовичем Рубинштейном и другими учеными.

Особое внимание в научной литературе уделяется социальной адаптации, которая является составной частью понятия «адаптация», и дезадаптации. Иногда в литературе применяется термин социально-психологическая адаптация — это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива — такое определение мы можем встретить в работах Евгения Сергеевича Кузьмина, Валентина Евгеньевича Семёнова.

Понятие «адаптация» в психологии и педагогике обозначает выработку наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды. Согласно справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста, психическая адаптация включает собственно биологический, психологический и социальный аспекты.

Психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды (приспособление себя) и преобразования, изменения среды (приспособление к себе).

Социальная адаптация — процесс включения личности в новую социальную ситуацию, постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Важный аспект социальной адаптации — принятие индивидом социальной роли.

Наряду с термином «адаптация» употребляется противоположный ему — «дезадаптация».

ДЕЗАДАПТАЦИЯ — это психическое состояние человека (чаще – ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления.

Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную, психическую, социальную дезадаптацию детей и подростков.

Патогенная дезадаптация — психические состояния, вызванные функционально-органическими поражениями ЦНС. В зависимости от степени и глубины поражения дезадаптации патогенной бывает устойчивой (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов) и имеющей пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, навязчивые дурные привычки, энурез и т. п.).

Психическая  дезадаптация — психические состояния, связанные с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка. Дезадаптация психическая, обусловливая определенную нестандартность, трудновоспитуемость детей, требует индивидуального педагогического подхода и, в отдельных случаях, специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учреждений. Формы дезадаптации психической: устойчивые (низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы: импульсивность, расторможенность, безволие, податливость чужому влиянию; способные и одаренные дети); неустойчивые (психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами: влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями и т. п.).

Социальная дезадаптация — нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентации, социальных установок. В дезадаптации социальной прослеживаются две стадии: педагогическая и социальная запущенность учащихся и воспитанников. Педагогически запущенные дети хронически отстают по ряду предметов школьной программы, сопротивляются педагогическому воздействию, демонстрируют различные проявления асоциального поведения: сквернословят, курят, конфликтуют с учителями, родителями и сверстниками. У соцально-запущенных детей и подростков все эти негативные проявления отягощены ориентацией на криминогенные группировки, деформацией сознания, ценностных ориентации, приобщением к бродяжничеству, наркомании, алкоголизму, правонарушениям.

Останавливаясь на социальной дезадаптации, стоит упомянуть, что особенно остро эта проблема проявляется в ранние школьные годы. В связи с этим появляется еще один термин, такой как «школьная дезадаптация». Это ситуация, при которой ребенок по разным причинам становится неспособен как к построению отношений «личность-социум», так и к учебе в принципе.

Во многих источниках термином «школьная дезадаптация» фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения.

Школьная дезадаптация характеризуется преимущественно невозможностью обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, и нарушениями поведения, которые не согласуются с установленными Уставом школы, правилами и дисциплинарными нормами. Это внешнее проявление нарушений, при которых ребенок не может найти в школьной среде «свое место», не может быть принят таким, какой он есть, и оптимально для себя реализовать имеющийся потенциал.

Выделяют критерии проявления школьной дезадаптации. К критериям проявления относятся следующие показатели (также эти критерии можно использовать и для мониторинга дезадаптации):

1. неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, включая такие формальные признаки как хроническая неуспеваемость, второгодничество и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации).

2. нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе (эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации).

3. повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, школьный «вандализм» (поведенческий компонент школьной дезадаптации).

Итак, адаптация — это приспособление организма ребенка к новой среде. А дезадаптация, в свою очередь, — срыв адаптации. И, как следствие, выделяют школьную дезадаптацию, которая проявляется нарушениями приспособления личности ребенка к условиям школьной среды.

Профилактические мероприятия с целью предупреждения дезадаптации 

Одним из важнейших направлений работы является профилактика дезадаптации детей к условиям школьного обучения, т. к. это явление широко распространено и обусловлено тенденцией к возрастанию.

Первым шагом в профилактике школьной адаптации есть установление психологической готовности ребенка к переходу к новому, непривычному режиму. Однако, психологическая готовность это всего лишь один из компонентов комплексной подготовки ребенка к школе. Вместе с тем определяется уровень имеющихся знаний и умений, изучаются его потенциальные возможности, уровень развития мышления, внимания, памяти, при необходимости используется психологическая коррекция.       

Основным способом борьбы со школьной дезадаптацией является психологическая помощь. При этом очень важно, чтобы близкие люди, в частности родители, уделяли должное внимание длительной работе с психологом

Результат будет более эффективным в том случае, если помощь психолога будет совмещаться с поддержкой родителей и сменой школьной обстановки. В том случае, когда отношения школьника с учителями и другими учениками не складываются, или эти люди негативно влияют на него, вызывая антипатию к учебному заведению, тогда желательно подумать о смене школы. Возможно, в ином школьном заведении ученику удастся заинтересоваться учебой и обрести новых друзей.

Таким образом, можно предупредить сильное развитие школьной дезадаптации или постепенно преодолеть даже самую серьезную дезадаптацию. Успех профилактики расстройства адаптации в школе зависит от своевременного участия родителей и школьного психолога в разрешении проблем ребенка.

Профилактика школьной дезадаптации включает в себя создание классов компенсирующего обучения, применение консультативной психологической помощи при первой необходимости, использование психокоррекции, социальных тренингов, тренингов учеников с родителями, усвоение учителями методики коррекционно-развивающего обучения, которая нацелена на учебную деятельность.

Социальная профилактика включает в себя систему правовых, социально-экологических и воспитательных мероприятий, которые проводятся обществом для нейтрализации причин девиантного поведения, которое приводит к расстройству адаптации в школе.

Подход социальной профилактики в качестве главной цели выделяет устранение причин и условий, различных негативных явлений. С помощью этого подхода осуществляется коррекция школьной дезадаптации.

В профилактике школьной дезадаптации имеется психолого-педагогический подход, с его помощью восстанавливаются или корректируются качества личности с дезадаптивным поведением, особенно делая акцент на морально-волевых качествах.

Коррекция школьной дезадаптации осуществляется психологом при школе, но часто родители направляют ребенка к индивидуально практикующему психологу, потому что дети боятся, что об их проблемах все узнают, поэтому ставятся к специалисту с недоверием.

Общими принципами профилактики являются:

•  Комплексный и системный подход и диагностики, профилактике и
коррекции;

•  Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей
ребенка и специфики социально — педагогической ситуации развития
ребенка.

•  Профессиональная компетентность и разделение функций,

•  Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на
гармонизацию ее развития.

•  Единство и взаимодополняемость психологических и
педагогических методов

•  Дифференцированный подход (это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента)

По утверждению Е.Х. Солуеп, профилактика имеет несколько уровней:

I. Первичная профилактика. Она имеет дело с малой степенью эмоциональных, поведенческих и учебных расстройств и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей.

II. Вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. тех детей, у которых проблемы уже начались. Таким образом, вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная задача вторичной профилактики — преодолеть эти трудности до тог, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь учитель работает уже не со всеми детьми. Вторичная профилактика включает консультации с родителями, обучение их стратегии для изменения учения детей и преодоления различного рода трудностей и т. д.

III. Третичная профилактика. Внимание педагога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Основная цель профилактики — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Учитель работает с отдельными учащимися.

Основными задачами профилактики, являются:

1. Ответственность за соблюдение в классе психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности школьника;

2.  Своевременное выявление таких особенностей ребенка,
которые могут привести к определенным сложностям,
отклонениям в его интеллектуальном или личностном развитии;

3.  Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом
учащихся на следующую возрастную ступень.

Адаптация и дезадаптация присущи каждому человеку. Они проявляются в различных жизненных ситуациях и влекут за собой усвоение определенных социальных норм и правил или их утрату, приобретение или утрату социального опыта. В зависимости от этого адаптация и дезадаптация  носят позитивный или негативный характер. Данный факт педагогически целесообразно учитывать и использовать педагогам в своей профессиональной деятельности.

Работая с детьми девиантного поведения (устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся), необходимо создавать для них иную среду жизнедеятельности. Ребенок должен иметь возможность проявлять себя в соответствии с новыми условиями, выполняя нормы и правила, вследствие чего в нем происходят качественные изменения.

Словарь русских синонимов

 

например: страна, деньги, власть, диктатор

Синонимы к слову «дезадаптированный»

Синонимы к слову «дезадаптированный», всего найдено — 1. Все слова отсортированы по алфавиту. Используйте поиск для того чтобы подобрать синонимы к другим словам.

— трудновоспитуемый (3)

Значение слова «дезадаптированный»

Значения данного слова не найдено в словарях.

Дата публикации 28 мая 2020Обновлено 16 августа 2021

Определение болезни. Причины заболевания

Расстройство адаптации или приспособительных реакций — это патологическое состояние, которое возникает при невозможности приспособиться к жизненным изменениям и проявляется эмоциональными расстройствами, нарушением социальной адаптации и снижением работоспособности [11]. Заболевание относится к психогенным расстройствам невротического уровня. Психогенные расстройства — это нарушения невротического или психотического уровня, которые возникают в результате воздействия значимых для человека потрясений и негативных жизненных ситуаций. Человек с расстройством невротического уровня, в отличие от психотического, сохраняет адекватное восприятие и отношение к ситуации.

Ключевые факторы для развития расстройства адаптации:

  • значимые и стрессогенные для индивида изменения жизненных обстоятельств;
  • актуальная потребность индивида адаптироваться к изменившимся условиям;
  • индивидуальные особенности нервно-психических реакций человека — сензитивность (повышенная чувствительность), мнительность, тревожность, эмоциональная лабильность.

Таким образом, для возникновения расстройства приспособительных реакций необходима индивидуальная предрасположенность и травмирующий фактор [4][5][8].

К развитию расстройства приспособительных реакций могут приводить следующие события:

  • разрушение целостности и привычности социальных связей (например, разлука или тяжёлая утрата близкого человека);
  • изменение социального окружения (переезд в другую страну);
  • переломные моменты в жизни (смена учебного заведения, рождение ребёнка, увольнение);
  • серьёзный смысловой кризис (безуспешные попытки достигнуть заветной личной цели или разочарование в достигнутом).

Распространённость расстройств, вызываемых стрессовым фактором, среди общей популяции колеблется от 1 до 12 % [1].

warning

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы расстройства адаптации (приспособительных реакций)

Проявление заболевания включает широкий спектр расстройств:

  • депрессивная симптоматикаподавленное настроение, снижение самооценки и ощущение неспособности справиться с ситуацией, негативное и безнадёжное восприятие действительности, ментальная заторможенность, снижение волевых способностей, трудности в концентрации и принятии решений;
  • тревожное состояние — напряжённость, настороженность, опасения по поводу потери контроля над собой или ситуацией;
  • эмоциональная нестабильность — раздражительность, нервозность, импульсивность, трудности в контроле над эмоциональными реакциями, склонность к перепадам настроения, неадекватные реакции;
  • астенические расстройства — утомляемость, снижение работоспособности, рассеянность, забывчивость, нарушение концентрации внимания;
  • поведенческие расстройства — избегание социальных контактов, замкнутость, уход от общения, отказ от выполнения социальных обязательств, конфликтность, агрессивность, асоциальное поведение.

Симптоматика вариабельна по форме и тяжести, могут преобладать тревожные, депрессивные или поведенческие расстройства или наблюдаться смешанный вариант без одного выраженного вида нарушений. Преобладание тех или иных симптомов зависит от индивидуальных особенностей личности и от конкретного социального обстоятельства. Например, сензитивный молодой мужчина при изменении места жительства (миграция, одиночество, проблемы с трудоустройством) отмечает депрессивную реакцию, а в силу своей мнительности испытывает тревожные состояния из-за необходимости общения с незнакомыми людьми.

Важным для диагностики является временной индикатор — развитие симптомов происходит в течение одного месяца после влияние психосоциального стрессового фактора [1][6][14].

Депрессивная симптоматика в рамках расстройства адаптации может наблюдаться как в виде короткой депрессивной реакции (преходящего лёгкого депрессивного состояния) — не более одного месяца, так и в виде длительного депрессивного эпизода (в результате продолжительного действия стрессорной ситуации) — до двух лет.

Если речь не идёт о пролонгированной депрессивной реакции, то продолжительность астенических, аффективных и поведенческих расстройств обычно не превышает шести месяцев [6].

Патогенез расстройства адаптации (приспособительных реакций)

В основе развития расстройство адаптации лежит сниженная способность человека анализировать, оценивать и приспосабливаться к меняющимся условиям и обстоятельствам жизни.

Инициирует развитие расстройства адаптации стрессовый фактор — ситуация или изменение условий, которые оцениваются и осознаются индивидом как угрожающие.

Стресс (по Т. Коксу, профессору психологии Ноттингемского университета) возникает как ответная реакция при значительных различиях между требованиями, предъявляемым к личности, и её способностью с этим требованиями справиться.

Психотравмирующий фактор может как запускать расстройство адаптации, так и влиять на состояние пациента на протяжении всего заболевания. Таким образом, стрессовый фактор может быть как инициирующим (приводить к развитию расстройства), так и основным звеном патогенеза расстройства адаптации (присутствовать на протяжении всего заболевания) [2]. Примеры стрессовых факторов: утрата близкого человека, миграция, потеря работы.

Невозможность достигнуть результатов, которые удовлетворяют значимые потребности, приводит к напряжённому состоянию. Ожидаемый результат, запланированные (смоделированные) состояния или события не всегда соответствуют реальности. Например, при переезде в другую страну человек может ожидать, что легко освоится и быстро найдёт работу, но сталкивается с трудностями и невозможностью воплотить свои планы. Именно это противоречие вызывает эмоциональную реакцию. Как следствие, активируются вегетативная нервная система и эндокринные механизмы, которые регулируют поведенческие реакции — выбрасывается в кровь адреналин из мозгового слоя надпочечников, секретируются кортиколиберин в гипоталамусе, адренокортикотропный гормон в гипофизе и глюкокортикоиды в коре надпочечников.

Таким образом, адаптационные реакции организма при хроническом психоэмоциональном напряжении и перенапряжении состоят в активации целого ряда биологических процессов. Этот комплекс вегетативных и энергетических сдвигов эквивалентен первой стадии стресса — мобилизации энергетических ресурсов для срочного решения жизненно важной задачи. Внезапное изменение условий существования вызывает реакцию тревоги, которая заключается в настораживании (поведение), выбросе в кровеносное русло стрессорных гормонов (эндокринология) и активации вегетативной системы (физиология). В дальнейшем тревога сменяется развернутым стрессорным ответом. Ущерб здоровью наносят неблагоприятные изменения условий существования, избежать которых не удалось к тому времени, когда защитные ресурсы организма оказались исчерпаны.

Круг стресса

 

Важное звено в развитии расстройств адаптации — индивидуальные особенности нервно-психического реагирования человека, его сверхчувствительность и уязвимость. Черты личности, предрасполагающие к появлению расстройства:

  • сензитивность;
  • ранимость;
  • мнительность;
  • импульсивность;
  • повышенная тревожность;
  • депрессивная настроенность (склонность драматизировать ситуацию);
  • негативный опыт адаптации к различным жизненным ситуациям в прошлом;
  • сниженная самооценка;
  • незрелость личности.

Психотравмирующий фактор вызывает и поддерживает дезадаптивный патологический ответ организма в виде аффективных и поведенческих расстройств. В результате запускается патогенетический динамичный цепной процесс [2][3]. Например, потеря работы (основного источника средств существования) вызывает подавленное состояние, чувство утраты контроля за ситуацией, тревожные мысли, ощущение бесполезности действий. Это может привести к самоизоляции и нарушить взаимодействие с социумом. Такие изменения вызывают аффективные, в первую очередь депрессивные расстройства, которые не помогают решить проблемы, а наоборот, ухудшают ситуацию [7].

Развитию расстройств адаптации часто способствуют социальные факторы, такие как отсутствие поддержки со стороны окружения.

Классификация и стадии развития расстройства адаптации (приспособительных реакций)

Заболевание классифицируется в зависимости от преобладающих симптомов и временного фактора [3][6][11].

Виды расстройств адаптации:

  • лёгкое и преходящее депрессивное состояние, которое длится не более одного месяца;
  • пролонгированная депрессивная реакция, которая продолжается до двух лет;
  • смешанная тревожная и депрессивная реакция с выраженными симптомами тревоги и депрессии;
  • аффективная реакция с преобладанием других негативных эмоций — напряжённости, беспокойства, раздражительности, тревожности, подавленности, гневливости и невротического регрессивного поведения у детей (сосание пальцев или энурез).
  • нарушение поведения — помимо менее выраженных аффективных состояний, основными проявлениями являются поведенческие проблемы и реакции, например у пациентов подросткового и юношеского возраста реакция горя выражается агрессивным, девиантным, асоциальным поведением.
  • состояние со смешанными расстройствами эмоций и поведения — выражены аффективные проявления и нарушение поведения.

Выделяют три стадии расстройства адаптации:

  1. Стадия субклинических проявлений — эмоциональная нестабильность, астения, преходящие нервно-вегетативные реакции в виде головной боли и нарушений сна.
  2. Стадия клинических проявлений — развёрнутый симптомокомплекс в рамках классификации, указанной выше.
  3. Стадия редукции болезненных проявлений — компенсация аффективной симптоматики и поведенческих проблем, нормализация адаптационных процессов [10].

Осложнения расстройства адаптации (приспособительных реакций)

Осложнения расстройства адаптации могут развиваться в нескольких направлениях [1][3].

Утяжеление имеющейся симптоматики и нарастание дезаптационных процессов. Аффективные реакции, депрессивная и смешанная тревожно-депрессивная симптоматика выходят за рамки собственно реакции (то есть кратковременного нарушения в течение нескольких дней), развертываясь в клинически сформированное депрессивное или тревожно-депрессивное расстройство. При этом происходит полный или частичный отрыв от первоначальной причины — стрессогенный фактор уже не является основной для развития развёрнутого клинического синдрома.

Развитие невротических и соматоформных расстройств — расширение симптомокомплекса нервно-психических расстройств, к которому могут присоединяться навязчивые состояния, панические атаки, вегетативные расстройства (болевые ощущения различной локализации, ощущения сердцебиения, жара, головокружение, чувство тошноты). Существует риск развития или обострения психосоматических заболеваний, таких как гипертоническая болезнь, астматический бронхит и другие [13].

Формирование невротического (патохарактерологического) развития личности — хронизация невротических расстройств при неразрешении вызвавших их внешних причин. У пациента закрепляются и развиваются личностные невротические изменения — повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность, психическая и поведенческая неустойчивость, астенизация. При этом непосредственная связь невротических расстройств с конкретными психогенными факторами теряется, часто возникает декомпенсация невротических нарушений. Как правило, при выраженных невротических расстройствах возникает через 3-5 лет.

Диагностика расстройства адаптации (приспособительных реакций)

Диагностикой и лечением расстройств адаптации занимается врач-психотерапевт.

Для диагностики необходимо придерживаться основных критериев:

  • расстройство адаптации всегда является следствием острого выраженного стресса или продолжительного травмирования стрессогенной ситуацией [11]. Как указано в МКБ-10, «стрессовые события или продолжительные неприятные обстоятельства являются первичным или преобладающим причинным фактором, и расстройство не могло бы возникнуть без их влияния»;
  • симптомы развиваются в течение одного месяца после воздействия психосоциального стрессового фактора;
  • наличие вариабельных по форме и тяжести клинических симптомов (аффективные и поведенческие расстройства, астено-вегетативные проявления — при выраженном астеновегетативном синдроме может потребоваться комплексное медицинское обследование);
  • отражение стрессовой ситуации в переживаниях больного и в наблюдаемой симптоматике (тема неблагоприятного и стрессогенного фактора доминирует в высказываниях пациента, улучшение состояния увязывается с решением возникшей жизненной проблемы);
  • симптомы расстройства адаптации не продолжаются более шести месяцев после завершения воздействия стресса или его последствий (за исключением пролонгированной депрессивной реакции) [10].

Для диагностики проводится психопатологическое изучение симптоматики, клиническая оценка состояния больного, учитываются анамнез, общесоматический и неврологический статус, анализируется динамика развития расстройства.

Клиническое психологическое исследование личности пациента проводится следующими методами[1]:

  • модифицированный цветовой тест Люшера;
  • стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (адаптированный вариант MMPI);
  • ДМО — метод диагностики межличностных отношений (адаптированный опросник Т. Лири, в ред. Собчик Л.Н., 1998)

Карточки теста Люшера

 

Дифференциальная диагностика проводится с невротическими расстройствами, в клинике которых преобладает тревожная и/или депрессивная симптоматика (генерализованное тревожное расстройство или депрессивный эпизод) и с заболеваниями, вызванными стрессовыми факторами (острая реакция на стресс и посттравматическое стрессовое расстройство). Дифференциальную диагностику также следует проводить с заболеваниями щитовидной железы, которые могут приводить к повышению тревожности, депрессии и когнитивным нарушениям [16][17].

Лечение расстройства адаптации (приспособительных реакций)

Условия лечения. В большинстве случаев достаточно амбулаторного лечения. При выраженных расстройствах (например, при попытках суицида) для отстранения пациента от актуальной психотравмирующей ситуации, а также для подбора эффективной терапии при резистентных состояниях, показано стационарное лечение или условия дневного стационара.

Терапия данного вида расстройств включает фармакотерапию, психотерапию и терапию средой.

Фармакотерапия назначается с учётом характерной для невротических и эмоционально нестабильных больных чувствительности к побочному действию психотропных лекарственных средств. Для достижения терапевтического эффекта часто достаточно применения малых доз анксиолитиков, нормотимиков и антидепрессантов.

Для лечения расстройств адаптации, при наличии тревоги, применяют 1-3 недели курсы анксиолитиков:

  • бензодиазепины — феназепам, диазепам, алпразолам;
  • производные дифенилметана — гидроксизин.

При наличии депрессивной симптоматики применяют антидепрессанты — тианептин, пипофезин, препараты СИОЗС.

Для улучшения и стабилизации настроения (тимостабилизирующий эффект) применяют нормотимик карбамазепин, назначаемый в малых и средних дозах.

В качестве снотворных средств предпочтительны бензодиазепиноподобные препараты — кратковременные курсы зопиклона и золпидема.

При наличии астенической симптоматики целесообразно назначение ноотропов — пирацетама, гопантеновой кислоты. Медикаментозное лечение, как правило, направлено на устранение симптомов [12].

Фармакотерапия при расстройствах адаптации зачастую проводится в форме коротких курсов и является предпосылкой для психотерапии [9].

Психотерапия при расстройствах адаптации зачастую играет ведущую роль. Наиболее эффективными подходами считаются:

  • краткосрочная бихевиоральная психотерапия — коррекция приобретённых стереотипов поведения, формирование и закрепление эффективных моделей поведения «здесь и сейчас»;
  • когнитивная психотерапия — коррекция неэффективных и неадаптивных шаблонов мышления, убеждений и установок;
  • экзистенциальная психотерапия — принятие и поддержка, содействие в актуализации потенциала пациента, его аутентичности и спонтанности;
  • релаксационные методы — аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика, медитативные практики.

Когнитивная психотерапия

 

При необходимости проводится семейное консультирование, социальная поддержка в виде семейной и групповой психотерапии. К таким видам психотерапии относятся совместная занятость по интересам с активной инициативой самих пациентов, комфортные и эстетически позитивные условия быта, проведение тренинговых занятий по обучению новым навыкам адаптации.

Психотерапия при расстройствах адаптации способствует прерыванию и/или снижению действия психотравмирующих механизмов и активирует адаптационные процессы [9][15].

Длительность стационарного лечения составляет до 30 дней. После стационарного лечения рекомендуется амбулаторная (поддерживающая) терапия от трёх недель до 12 месяцев в случае неустойчивой ремиссии. Длительность амбулаторного лечения варьирует от трёх недель до 12 месяцев. Ожидаемые результаты лечения — полное или значительное уменьшение клинических симптомов расстройства адаптации.

Об успешности лечения можно судить по субъективным и объективным показателям.

Объективными показателями являются:

  • восстановление или компенсация социального статуса пациента, например трудоустройство или продолжение учёбы;
  • улучшение внутрисемейных отношений;
  • «возвращение» пациента к реализации планов, своим интересам, занятиям.

Субъективные показатели:

  • хорошее самочувствие;
  • отсутствие жалоб на психическое состояние;
  • нормализация настроения;
  • эмоциональная стабильность;
  • оптимальная работоспособность.

Прогноз. Профилактика

Прогноз благоприятный при эффективном лечении, а именно устранении или ослаблении эмоциональных расстройств, выработке способности адаптироваться без медикаментов, восстановления самооценки и социальной и профессиональной адаптации. Большое значение для закрепления результата лечения и укрепления эмоционально-психологического состояния имеет социальная и психологическая поддержка со стороны близких и позитивные средовые факторы [5][8].

Профилактикой расстройств адаптации служат полноценное развитие личности, отсутствие невротических расстройств в анамнезе, сбалансированная самооценка, социальная поддержка. Существенное значение имеют индивидуально-психологические особенности личности, особенности воспитания, благоприятные условия среды. Необходимо подчеркнуть роль семьи как основополагающего фактора, формирующего личность человека. Эмоциональный комфорт, понимание и поддержка со стороны близких людей способствуют самореализации и самопринятию личности, формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, отработке и закреплению эмоциональных и поведенческих реакций [15].

Повышение адаптационных возможностей организма, как правило, происходит на психобиологическом и психосоциальном уровне.

Психобиологический уровень включает общее состояние здоровья (в первую очередь состояние вегетативной нервной системы), особенности темперамента и характерологические черты личности, обусловленные, в большей степени, генетическими факторами, а также особенности психоэмоционального реагирования [2][5].

Профилактика на данном уровне включает:

  • приверженность к здоровому образу жизни (правильное питание, общая физическая подготовка);
  • развитие творческих и познавательных навыков;
  • стремление к саморазвитию;
  • позитивный настрой;
  • развитие навыков преодоления негативных эмоциональных переживаний.

Психосоциальный уровень включает поведенческие и коммуникативные навыки, обусловленные особенностями воспитания и культурными традициями семьи и среды проживания, а также степенью личностной зрелости индивида, особенностей самооценки и морально-этических установок. На психосоциальном уровне формируются специфические адаптационные механизмы:

  • умение идентифицировать стрессогенные факторы (в том числе избегать токсичных связей);
  • контролировать психологическое состояние;
  • своевременно снижать психологическое напряжение;
  • находить и принимать психологическую помощь со стороны окружающих, в том числе профессиональную психологическую помощь [7][8].

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дезавуировать синонимы русского происхождения
  • Дезавуировать значение слова синоним
  • Дезавуированный синоним
  • Дезавуирование синоним
  • Дезавуация синоним