синонимические ряды имён прилагательных как основа градации в художественном тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»
синонимы / синонимический ряд / имя прилагательное / градация / градуальность / градуальные отношения / гранд-оттенок. / synonyms / synonymic series / adjective / gradation / gradual / gradual relationship / grand-hue.
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нгуен Мань Хай
В статье рассмотрены структурные и семантические особенности построения градации , основанной на синонимических рядах имён прилагательных в современном художественном тексте. Наиболее эффективной градационной конструкцией с синонимическими именами прилагательными является трёхчастная модель. Первый компонент такой конструкции имеет более общее значение, третий обладает наиболее выраженным гранд-оттенком, а второй служит связующим звеном между ними.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Нгуен Мань Хай
Градуальная функция имен прилагательных в современном русском языке
Характерологическая функция синонимических рядов имен прилагательных в современной русской художественной литературе
Насколько велик «большой»: к вопросу об освоении детьми градационных шкал качественных прилагательных
Изучение категории градуальности в русском языке на материале фразеологии
Градуальность английских прилагательных: компонентный vs концептуальный анализ (на материале прилагательных, выражающих температуру)
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
SYNONYMIC SERIES OF ADJECTIVES AS THE BASIS OF GRADATION IN THE FICTION TEXT
The article considers the structural and semantic features of the construction of gradation based on synonymous series of adjectives in the modern fiction text. Synonymous adjectives are an important means of building gradation constructions in the language of modern fiction. It is proved that the three-part model is the most effective gradation construction with synonymous adjectives. The first component of such a structure has a more general meaning, the third has the most expressed grand-hue, and the second has the role of a link between them. The final component of the three-part construction often has structural and semantic differences that serve to intensify its meaning (it can be expressed by a phraseologism, a participial construction, can be expanded, etc.). Not infrequently gradation series with adjectives are used by the writer (the narrator) as a comic means of speech characterization of the characters.
Текст научной работы на тему « синонимические ряды имён прилагательных как основа градации в художественном тексте»
Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 6 (428). Филологические науки. Вып. 117. С. 115—120.
УДК 811.161.1 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10615
СИНОНИМИЧЕСКИЕ РЯДЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ КАК ОСНОВА ГРАДАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
В статье рассмотрены структурные и семантические особенности построения градации, основанной на синонимических рядах имён прилагательных в современном художественном тексте. Наиболее эффективной градационной конструкцией с синонимическими именами прилагательными является трёхчастная модель. Первый компонент такой конструкции имеет более общее значение, третий обладает наиболее выраженным гранд-оттенком, а второй служит связующим звеном между ними.
Ключевые слова: синонимы, синонимический ряд, имя прилагательное, градация, градуальность, градуальные отношения, гранд-оттенок.
Исследование художественного текста является одним из приоритетных направлений современной лингвистики, направленной на выявление реализации в тексте различных языковых средств. Интенции автора, особенности его художественного метода и идиостиля диктуют ему необходимость выбора того или иного средства языка, и задача исследователя — интерпретировать применение автором языковых элементов, выявить структурную и семантическую специфику языковых конструкций, а также определить те их особенности, которые обусловили необходимость их использования мастером слова.
Градация особо выделяется среди стилистических ресурсов русского языка. Под градацией понимается стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания (климакс) или убывания (антиклимакс) их смыслового и эмоционального значения [9. С. 78]. Её основной функцией является функция выразительности [15. С. 6], то есть, используя в речи градацию, говорящий изначально нацелен на то, чтобы сделать высказывание более ярким, выразительным, значимым, эффектным. Градация служит одним из средств синтаксической стилистики, так как она направлена на «смысловое, стилистическое использование единиц синтаксического уровня языка» [12. С. 145], чаще всего — однородных членов. Градация осуществляется с помощью различных языковых средств: её лингвистическая суть тесно связана с синонимией, потому что градация представляет собой «ряды однородных членов предложения или ряды любых однородных конструкций, позволяющих постепенно усиливать или ослаблять идею текста, настроение и т. д.» [7. С. 77].
Синонимы являются эффективным и ярким средством создания градации в языке художественной литературы, потому что градация опирается на свойственную синонимии градуальную семантику, представляющие собой языковую универсалию градуальные отношения между компонентами синонимических рядов.
Цель статьи — анализ синонимических рядов имён прилагательных как языкового средства создания градации в языке произведений современной русской художественной литературы. Материалом для исследования стали художественные тексты, зафиксированные в Национальном корпусе русского языка [14]. Для объяснения лексических значений имён прилагательных использовался толково-словообразовательный словарь Т. Ф. Ефремовой [6], для определения принадлежности качественных имён прилагательных к узуальным синонимическим рядам современного русского языка — словарь синонимов З. Е. Александровой [1].
Важную роль синонимов как средства градации отмечают многие современные исследователи (П. П. Березницкая, М. В. Бондаренко, С. М. Колесникова, Т. А. Колосова, О. М. Кузнецова и др.). Установлено, что «градация выступает одним из основных факторов возникновения и сосуществования» синонимов [2. С. 3]. М. В. Бондаренко противопоставляет синонимические и градуальные ряды: для первых рядов обязательным компонентом содержания являются только единые признаковые семы, а для вторых, помимо признаковых, также количественные, «отвечающие за количество градуального признака у каждого из членов ряда и, соответственно, за порядок расположения лексических единиц относительно друг друга» [3. С. 17].
Отмечается, что синонимические средства относятся к имплицитным способам выражения гра-дуальности, «в которых обнаруживается степень величины признака» [8. С. 39]. В современной русистике говорят о существовании в современном русском языке функционально-семантического поля градуальности и градации, одним из компонентов которого являются синонимы [8; 9; 10; 11]. Однако назвать данную проблему в полной мере рассмотренной нельзя. К примеру, анализируя градационные отношения между однородными определениями в современном художественном тексте, И. Б. Грузнова вообще не затрагивает вопрос использования в качестве однородных определений синонимических имён прилагательных, не анализирует семантические отношения членов градационных рядов [5]. В настоящее время установление структурных и семантических особенностей использования синонимических по значению имён прилагательных в градационных конструкциях необходимо и актуально.
Имена прилагательные служат эффективным средством характеристики персонажей, предметов и явлений, поэтому градационное их использование в тексте обычно связано с намерением автора точно и ярко описать того или иного героя. Например: «Встал Буринский — суровый, необъятный, величественный, выше всех на две головы» (М. Шишкин. Всех ожидает одна ночь) [14]. В данном градационном ряду существует четыре компонента, три из которых можно назвать синонимами, объединёнными семантикой большого размера и обладающими гранд-оттенком (термин С. М. Колесниковой [10]) ‘очень’. Данные лексемы необъятный (‘огромный по размерам, по протяжению; безграничный’ [6]), величественный (‘имеющий внушительный вид: высокий рост, горделивую осанку и т. п. (о человеке)’ [Там же]), а также несогласованное определение «выше всех на две головы» рассматриваются как контекстуальные синонимы, потому что в их семантике определяется гранд-оттенок. Первый член синонимического ряда — суровый отличается по смыслу от остальных компонентов, имеет значение ‘очень строгий, серьёзный’ [6] и объединён с ними гранд-оттенком ‘очень’. Градуальное значение, заложенное в семантику каждого из использованных в данном ряду компонентов, способствует созданию градации как стилистического приёма. Результатом становится яркое и сильное описание героя, предстающего перед нами как великан, который превосходит всех вокруг своими размерами, а возможно, и другими
качествами, намёк на что заложен положительной коннотацией использованных в ряду лексем.
Градационное использование синонимических имён прилагательных в речи персонажа художественного произведения становится средством юмористической характеристики данного героя. Например:
«- Как ты мне надоел, — стонет Смерть, — надоел хуже смерти. Банальный, трусливый, неоригинальный, никчёмный, бесталанный.
— Хватит собачиться — заходи.
— . Стереотипный, бестолковый, глупый человек, — закончила Смерть, переступая через порог моей квартиры» (И. Грошек. Лёгкий завтрак в тени некрополя) [14].
В данном случае обыгрывается выразительная сила градации: вместо экспрессии её итогом становится нудность, что и вызывает улыбку читателя. Подчёркиванию избыточности подобранных персонажем эпитетов служит разрыв перечисления репликой другого персонажа. Среди использованных восьми компонентов градационного ряда можно выделить члены двух синонимических рядов. Во-первых, синонимичны лексемы банальный — ‘лишённый своеобразия, оригинальности; заурядный’ [6], неоригинальный — ‘лишённый оригинальности’ [Там же], стереотипный — ‘неизменно повторяющийся, ставший обычным, общепринятым; шаблонный, трафаретный’ [Там же]. Данные слова являются языковыми синонимами, размещенными в словаре синонимов в синонимическом ряду с доминантой банальный [1. С. 22]. Во-вторых, синонимами можно считать лексемы никчёмный — ‘никуда не годный; бесполезный’ [6], бесталанный — ‘не имеющий таланта; бездарный’ [Там же], бестолковый — ‘непонятливый, несообразительный’ [Там же], глупый — ‘тот, кто умственно ограничен, недогадлив, несообразителен, бестолков’ [Там же]. Зафиксированы в словарях как синонимы только слова глупый (доминанта) и бестолковый [1. С. 90], остальные являются контекстуальными синонимамии, не обнаруживают в семантике полного сходства, однако все четыре слова объединены значением отсутствия положительных качеств — пользы, таланта, толка. Кроме того, в градационном ряду используется имя прилагательное, отличающееся по смыслу от двух приведённых выше рядов — трусливый — ‘легко поддающийся чувству страха; боязливый’ [6]. Выделенные имена прилагательные объединены в длинную характеристику объекта, которая задумана персонажем как градация (должна пораз-
ить собеседника перечнем негативных оценочных эпитетов), но реализована как юмористический приём, как комическая характеристика самого произносящего реплику героя — Смерти.
Встаёт вопрос об оптимальном количестве компонентов градационного ряда: с одной стороны, есть минимальное количественное ограничение, зафиксированное в словарях лингвистических терминов: «Число компонентов градации — не менее трёх» [13. С. 76]; с другой, — нет максимального ограничения. Сколько компонентов, введённых писателем в градационный ряд, дадут наибольший экспрессивный эффект?
Трёхкомпонентное построение градации, как правило, очень продуктивно: в данном случае первый компонент градационного ряда выглядит как нейтральный, наименее яркий, обладающий наиболее общим значением; последний — как наиболее интенсивный эмоционально и семантически, сосредоточивающий гранд-оттенок в максимальном виде; а второй занимает среднее положение, связывая оба конечных компонента ряда. Например: «Бой приближался к Княжьему валу, а Вольга стоял всё такой же безучастный, опустошённый, опустивший руки» (Алексей Иванов. Сердце Пармы) [14]. Компоненты данного градационного ряда имеют семантику: безучастный — ‘не проявляющий участия, интереса к кому-либо, чему-либо; безразличный, равнодушный’ [6], опустошённый — ‘ощущающий духовное опустошение, не способный к активной жизни’ [Там же], опустивший руки — причастная форма от фразеологизма опускать (опустить) руки — ‘утрачивать (утратить) способность или желание действовать, делать что-либо’ [4. С. 287]. Как видим, значение первого имени прилагательного является более общим, затем происходит конкретизация семантики, становится ясной причина безучастности героя — духовное опустошение, а третий компонент, фразеологизм, демонстрирует результат — утрату способности и желания действовать. Синонимы являются контекстуальными.
Большинство авторов, чувствуя потенциальную силу трёхчастного градационного ряда с синонимичными именами прилагательными, заложенные в нём возможности создания точной и яркой характеристики чего-либо, стремятся именно к такому структурному построению градации. Ещё один пример: «Разобрав его вещички, тётя Рая долго плакала — всё было ношеное, старое и какое-то нищенское» (М. Трауб. Замочная скважина) [14]. В данном градационном ряду чётко проявляется
нарастание интенсивности значения, усиление гранд-оттенка в каждом последующем компоненте градации. Кстати, градация нарастающего типа (климакс) используется в современном художественном тексте практически исключительно, антиклимакс как разновидность градации встречается крайне редко. Семантика первого компонента менее интенсивная, более общая: ношеный — ‘бывший в носке; не новый, подержанный (об одежде, обуви)’ [6]; второй компонент обладает более интенсивным значением, его гранд-оттенок усиливается: старый — ‘бывший в употреблении, пользовании долго; поношенный, подержанный’ [Там же]; третий компонент максимально экспрессивен: нищенский — ‘свойственный нищему, характерный для него’ [Там же], значение переносное. Данные синонимы являются контекстуальными.
Отмечается тенденция к выражению последнего компонента градационного ряда более чем одним словом. В вышеуказанных примерах, для реализации данной функции используются фразеологический оборот — опустивший руки и уточняющее определение — местоимение какое-то. Средством распространения третьего имени прилагательного в градационной конструкции может быть сравнительный оборот: «Опять допросы, наглый свет настольных ламп, за которым не видно лицо следака, а лишь слышен его ровный, скучающий, липкий, как намокшая осенняя паутина, голос» (А. Архангельский. 1962. Послание к Тимофею) [14]. В градационном ряду три компонента — контекстуальные синонимы, имена прилагательные ровный — ‘размеренный, спокойный’ [6], скучающий — ‘выражающий скуку, свидетельствующий о том, что человеку скучно’ [Там же], липкий — ‘навязчивый, неотвязный’ (перен., разг., фам.) [Там же]. Расширяющая третий элемент ряда языковая единица (в данном случае сравнительный оборот) является средством интенсификации значения, предназначенным для придания последнему компоненту градации наиболее интенсивного гранд-оттенка.
Финальный компонент трёхэлементной градационной конструкции часто отличается от двух других компонентов структурно и семантически. Одним из наиболее распространённых отличий служат возможность его реализации с помощью фразеологизма и наличие разного типа распространяющих членов. Заключительный компонент является наиболее интенсивным по сравнению с другими компонентами градационного ряда эмоционально и семантически и используется в переносном значении. Именно третий компонент
чаще других является контекстуальным синонимом в синонимическом ряду. Кроме того, являясь контекстуальным синонимом, третий элемент нередко представлен не именем прилагательным, а причастным оборотом. Например: «Перечитаем снова взъерошенный, сумбурный, раздёрганный чёрточками текст» (А. Рекемчук. Мамонты) [14]. Первое имя прилагательное (взъерошенный) употреблено в переносном значении ‘взволнованный, рассерженный’ [6]; второе (сумбурный) имеет семантику ‘отличающийся сумбуром’ [Там же]; третий компонент (причастный оборот раздёрганный чёрточками) одновременно уточняет, конкретизирует описание и усиливает его за счёт яркого переносного значения, заложенного в глагол раздёргивать — ‘дёргая, разрывать, разделять на части’ [Там же]. Создаётся образ объекта (текста), лишённого целостности, ясности, даже смысла.
Современные писатели, испытывая тяготение к трёхэлементным градационным конструкциям с именами прилагательными (Кстати, в исследовании И. Б. Грузновой также приводятся исключительно трёхчастные примеры без акцентирования автором внимания на данной структурной особенности конструкции [5]), имеют также потребность к юмористическому использованию конструкций, количество компонентов в которых значительно (более пяти). Один из подобных примеров из произведения И. Грошека рассмотрен нами выше. Его нельзя назвать единичным. Такой длинный синонимический ряд делает градацию «антиградацией»: конструкция утрачивает свою выразительность, длинное перечисление нивелирует, снижает или утрачивает действие гранд-семантики. Чаще всего такие конструкции используются в речи комических персонажей, которых автор стремится показать слишком многословными, не умеющими действовать, склонными к постоянному бессмысленному словоизлиянию. Например: «Ты коварный! Ты самый злобный, мерзкий, глупый, противный, дурацкий, нефертикультяпный, отвратительный, мерзопакостный мальчишка, — глухо доносилось из прозрачного кладбищенского холмика с высоким крестом» (И. Краева. Тим и Дан, или Тайна «Разбитой коленки»: сказочная повесть 2007) [14].
Мы видим в данном градационном ряду из девяти компонентов четыре языковых синонима мерзкий, противный, отвратительный, мерзопакостный из синонимического ряда с доминантой отвратительный [1. С. 302] и семантикой (по доминанте) ‘вызывающий отвращение; противный, гадкий’ [6]. Кроме того, градационная конструкция включает языковые синонимы глупый (доминанта) и дурацкий [1. С. 90] с семантикой (по доминанте) ‘тот, кто умственно ограничен, недогадлив, несообразителен, бестолков’ [6], а также лексему коварный — ‘проникнутый коварством, преисполненный коварства’ [Там же] и окказиональное имя прилагательное нефертикультяпный с неясным значением и явным комическим смыслом. Хотя налицо градационное выстраивание имён прилагательных, большое количество компонентов лишает градационную конструкцию экспрессивности и заставляют читателя воспринимать лексику с негативной оценочностью без учёта её коннотации и экспрессивности.
Таким образом, синонимические имена прилагательные являются важным средством построения градационных конструкций в языке современной художественной литературы. Основная разновидность градационной конструкции данного типа включает три компонента: первый имеет более общее значение; третий — наиболее интенсивен по семантике; а второй является соединяющим элементом между ними. Для усиления гранд-оттенка последнего компонента синонимического ряда он имеет отличительные черты в структуре и семантике: рассматриваемый синоним часто контекстуальный, выражен фразеологизмом или причастным оборотом, расширяется, например, уточняющим определением или сравнительным оборотом. Значительные по составу компонентов градационные ряды с именами прилагательными часто используются повествователем, мастером слова, как комическое средство речевой характеристики персонажей. В них градация, при внешнем соблюдении правил построения, перестаёт быть активным стилистическим средством интенсификации, используя в одном и том же предложении многокомпонентные (пять или более) синонимичные ряды имён прилагательных, и становится элементом юмористической характеристики многословного героя.
1. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка : практический справочник : ок. 11 000 синоним. рядов. — 11-е изд., перераб. и доп. / З. Е. Александрова. — М. : Русский язык, 2001. — 568 с.
2. Березницкая, П. П. Типология и структура градуальных полей в русском языке : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.01 / П. П. Березницкая. — Краснодар, 2004. — 20 с.
3. Бондаренко, М. В. Градуальность как свойство лексики и основание для построения лексической парадигмы : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.05 / М. В. Бондаренко. — Воронеж, 2001. — 20 с.
4. Булыко, А. Н. Фразеологический словарь русского языка / А. Н. Булыко. — Мн. : Харвест, 2007. — 448 с.
5. Грузнова, И. Б. Градационные отношения между однородными определениями (на материале произведений современных писателей) / И. Б. Грузнова // Казанская наука. — 2012. — № 7. — С. 142-144.
6. Ефремова, Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова. — М. : Дрофа, 2000. — 1233 с. — URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova.htm (дата обращения: 08.02.2019).
7. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. — Назрань : Пилигрим, 2010. — 486 с.
8. Колесникова, С. М. Категория градуальности в современном русском языке / С. М. Колесникова : автореф. дис. . д-ра филол. наук : 10.02.01. — М., 1999. — 44 с.
9. Колесникова, С. М. Градуальность: системные связи и отношения / С. М. Колесникова : монография. — М. : Изд-во «Прометей», 2012. — 283 с.
10. Колесникова, С. М. Функциональная грамматика: предикативность, градуальность, оценоч-ность : учеб. пособие / С. М. Колесникова. — М. : МПГУ, 2016. — 288 с.
11. Колосова, Т. А. Центр и периферия функционально-семантического поля градации в современном русском языке / Т. А. Колосова, О. М. Кузнецова // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. : История, филология. — 2015. — Т. 14. — № 9. — С. 78-84.
12. Крылова, М. Н. Синтаксическая стилистика прозы Б. Акунина / М. Н. Крылова // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы : мат. междунар. науч.-практ. конф. Научный центр «Диспут». — Вологда : Маркер, 2016. — С. 145-146.
13. Матвеева, Т. В. Полный словарь лингвистических терминов / Т. В. Матвеева. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 562 с.
14. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 08.02.2019).
15. Щербаков, А. В. Градация как стилистическое явление современного русского литературного языка : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.01 / А. В. Щербаков. — Кемерово, 2004. — 23 с.
Сведения об авторе
Нгуен Мань Хай — аспирант кафедры русского языка, Московский педагогический государственный университет. Москва, Россия. nmhaihn213@gmail.com
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2019. No. 6 (428). Philology Sciences. Iss. 117. Pp. 115—120.
SYNONYMIC SERIES OF ADJECTIVES AS THE BASIS OF GRADATION IN THE FICTION TEXT
Nguyen Manh Hai
Moscow Pedagogical State University. nmhaihn213@gmail.com
The article considers the structural and semantic features of the construction of gradation based on synonymous series of adjectives in the modern fiction text. Synonymous adjectives are an important means of building gradation constructions in the language of modern fiction. It is proved that the three-part model is the most effective gradation construction with synonymous adjectives. The first component of such a structure has a more general meaning, the third has the most expressed grand-hue, and the second has the role of a link between them. The final component of the three-part construction often has structural and semantic differences that serve to intensify its meaning (it can be expressed by a phraseologism, a participial construction, can be expanded, etc.). Not infrequently gradation series with adjectives are used by the writer (the narrator) as a comic means of speech characterization of the characters.
Keywords: synonyms, synonymic series, adjective, gradation, gradual, gradual relationship, grand-hue.
Прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы
Цель: ознакомление с понятиями «антонимы» и «синонимы»; развитие нахождения антонимов и синонимов; развитие речи, умения сравнивать и анализировать; развитие орфографической зоркости; обогащение словаря путем использования в речи пословиц и поговорок. Поиграем в игру «Правильно – неправильно». Если мое утверждение «правильно» пишите строчную букву «п», а если «неправильно» букву «н». Имя прилагательное – часть речи. П В пословице «Ласковое слово, что весенний день» — нет прилагательных. Н Имена прилагательные обозначают действие предмета. Н Имена прилагательные зависят от имени существительного. П — Назовите цепочку из букв. Пропишите до конца строки.Поиграем в игру «Правильно – неправильно». Если мое утверждение «правильно» пишите строчную букву «п», а если «неправильно» букву «н». Имя прилагательное – часть речи. П В пословице «Ласковое слово, что весенний день» — нет прилагательных. Н Имена прилагательные обозначают действие предмета. Н Имена прилагательные зависят от имени существительного. П — Назовите цепочку из букв. Пропишите до конца строки.
Прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы.doc
Текстом Картинками
Урок русского языка.
Тема: Прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы.
Цель : ознакомление с понятиями «антонимы» и «синонимы»; развитие нахождения антонимов и синонимов; развитие речи, умения сравнивать и анализировать; развитие орфографической зоркости; обогащение словаря путем использования в речи пословиц и поговорок.
1.Организационный момент:
2. Чистописание:
Игра: «Правильно — неправильно»
Поиграем в игру «Правильно – неправильно».
Если мое утверждение «правильно» пишите строчную букву «п», а если «неправильно» букву «н».
Имя прилагательное – часть речи. П
В пословице «Ласковое слово, что весенний день» — нет прилагательных. Н
Имена прилагательные обозначают действие предмета. Н
Имена прилагательные зависят от имени существительного. П
— Назовите цепочку из букв. Пропишите до конца строки.
3.Словарная работа:
1. Послушайте слова:
Пальто, погода, помидор, праздничный, пенал ,победа, пшеница, песок, пятница, платок.
— Какое слово отличается в ряду?
2.Индивидуальная работа по карточкам «Вставь пропущенную букву».
4. Орфографическая минутка:
— Я буду читать слова, вы только записываете безударные гласные. Какое правило необходимо знать, чтобы правильно выполнить это задание?
Солёный, кленовый, живой, прямой, кривой, большой, здоровый, ленивый, чёрный, зелёный.
— Подберите проверочные слова к этим словам.
— Что общего у ряда этих слов?
— Что такое имя прилагательное? Я знаю …
-Есть ли среди этих слов, слова противоположные по смыслу?
— Назовите их вместе с именем существительным.
— Есть ли среди этих имен прилагательных, слова которые близки по смыслу.
— Назовите их вместе с именем существительным.
5.Сообщение темы и цели урока:
— Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой имя прилагательное. А именно познакомимся со словами, которые называются антонимами и синонимами. Итак, тема нашего урока: «Имена прилагательные – антонимы и синонимы». Мы должны научить находить, подбирать и узнать, для чего они необходимы.
6. Изучение нового материала.
1.- Откройте учебники на с.67., упражнение 138.
— Ознакомьтесь с заданием к упражнению.
— Что необходимо сделать?
— Сравните два текста.
_ Какие изменения произошли в природе после дождя?
— С помощью каких слов передается это?
— Это имена прилагательные, они дают обозначают признаки имен существительных, с которыми они связаны.
— Как нужно вести себя во время грозы?
· Подальше от металлических предметов.
· Лучше остаться в автомобиле.
· Если дома нужно закрыть окна и выключить все электроприборы..
· Спустится с возвышенности.
— Выполним это упражнение.
— У доски выписываем словосочетания: прилагательное и существительное.
Сначала имя существительное – вопрос – имя прилагательное:
Ветер (какой?) – холодный, тёплый.
Какие это слова?
По каким признакам противопоставляются эти слова?
Приведите примеры таких слов.
— Мы выполнили все задание?
2.Знакомство с правилом: с. 68.
Итак, как называются слова, противоположные по смыслу?
— По каким признакам можно противопоставлять слова? Приведете свои примеры антонимов.
3. Самостоятельная работа.
Вывод: как называются слова, противоположные по смыслу? По каким признакам можно противопоставлять предметы?
— Почему в речи мы нередко противопоставляем один предмет другому?
— Правильно, для показания контрастности, для сопоставления одного признака другому.
ПОСЛОВИЦЫ: Умный себя винит, …… товарища.(глупый)
Маленькое дело лучше …… безделья. (большого)
Горькая работа, да хлеб ……(сладкий).
4.Подберите прилагательные – антонимы:
5. Смелый – запишите это слово.
Работа в парах: Подбери к этому слову, слова близкие по смыслу — храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный, доблестный, неустрашимый, дерзкий, героический.
Знакомство с правилом.
— Что такое синонимы.
— Сейчас узнаем для чего служат синонимы?
СМЕЛЫЙ ТАМ НАЙДЕТ, ГДЕ РОБКИЙ ПОТЕРЯЕТ.
— Как вы ее понимаете?
— Теперь давайте заменим прилагательное смелый, прилагательными , близкими по значению.
— Изменился ли смысл пословицы?
Вывод: Что такое синонимы? Для чего служат синонимы в речи?
- различаются оттенками значений;
- помогают разнообразить нашу речь;
- позволяют убрать повторы;
- помогают объяснить значение слов;
— Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность.
7.Физминутка:
— Я называю две пары имен прилагательных, если это антонимы, то вы приседаете, а если – синонимы, то подпрыгиваете.
8.Закрепление:
Дифференцированная самостоятельная работа:
1.Выберите слова, близкие по смыслу выделенным.
Студёный ключ играет по оврагу. (прозрачный, холодный, быстрый).
Стояло жаркое лето. (безоблачное, знойное. чудесное).
Из лесной чащи выбрался на поляну неуклюжий медведь. (огромный, неповоротливый, добродушный.)
— Разобрать это предложение по членам и частям речи, составить схему и выписать словосочетания.
2. Составьте текст, включив в каждое предложение по одному слову в указанном порядке. Каждое предложение «украсьте» прилагательным, подходящим по смыслу.
Солнышко. Ветерок. Ручеёк.
— О каком времени года идёт речь?
— Запишите в тетради..
— При составлении предложений вы использовали имена прилагательные.
Вывод: Чем больше человек знает имен прилагательных, а тем более может подбирать к ним синонимы, тем его речь ярче и он точнее выражает свою мысль.
https://cyberleninka.ru/article/n/sinonimicheskie-ryady-imyon-prilagatelnyh-kak-osnova-gradatsii-v-hudozhestvennom-tekste
https://znanio.ru/media/prilagatelnye___sinonimy_prilagatelnye___antonimy-58256
КОНСПЕКТ УРОКА
Русский язык, 4 класс
Урок № 53. Имена прилагательные – синонимы и антонимы
Вопросы, рассматриваемые на уроке
На этом уроке
Вы исследуете:
- имена прилагательные – синонимы и антонимы.
Вы научитесь:
- подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным;
- оценивать результаты своей деятельности.
Тезаурус
Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.
Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.
Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
Литература
Основная:
- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная:
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Русский язык 37. Антонимы и синонимы — Шишкина школа
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы.
Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.
Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
Среди имён прилагательных немало синонимичных и антонимичных пар.
Например: высокий – низкий, стройный – полный, хороший – плохой. Это пары антонимов.
А вот, например, ряд синонимов к слову высокий – важный, великорослый, возвышенный, высоковольтный, горний, гулливеровский, длинный, долговязый, здоровенный, рослый.
При подборе синонимов иногда надо учитывать и имя существительное, к которому оно относится. Например, мягкий хлеб – свежий хлеб, мягкий человек – деликатный человек. Обратите внимание, нельзя про хлеб сказать деликатный, но про человека иногда говорят свежий человек, когда, например, человек приходит на новое место работы.
Чтобы подобрать подходящие синонимы или антонимы, можно пользоваться словарями, они так и называются – «Словарь синонимов русского языка» или «Словарь антонимов русского языка». Вам может помочь и «Толковый словарь».
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
- Подберите синонимы.
Здоровый парень – __________________.
Здоровые глазищи – __________________.
Слова для справок: большой, сильный, огромный, крепкий, гигантский, громадный, крупный.
Проверьте себя по эталону:
Здоровый парень – сильный, крепкий парень,
Здоровые глазищи – большие, огромные, гигантские, громадные, крупные глазищи.
- Слово здоровый (обладающий хорошим здоровьем) произошло от древнего слова дорво – «дерево». Первоначально значило «сильный, крепкий как дерево». Какие антонимы подходят к этому слову? Напишите.
Здоровый человек – __________________
Проверьте себя по эталону:
Здоровый человек – больной, болезненный, хилый человек.
- Прилагательное опасный образовано от слова «пастѝ» при помощи приставки о-, опасный, значит «требующий осторожности». Распределите слова в два столбика: синонимы к слову опасный, антонимы к слову опасный.
синонимы к слову опасный |
антонимы к слову опасный |
Ненадёжный, простой, рискованный, безопасный, вредоносный, неопасный, коварный, лёгкий
Проверьте себя по эталону:
синонимы к слову опасный |
антонимы к слову опасный |
ненадёжный рискованный вредоносный коварный |
простой безопасный неопасный лёгкий |
Примеры и разбор заданий контрольного модуля
1. Тест.
1. В какой строке написаны пары антонимов?
А) прекрасный – замечательный, приветливый – вежливый;
Б) прекрасный – скверный, успешный – неудачный;
В) тревожный – спокойный, фиолетовый – тёмно-лиловый;
2. Какой антоним подходит к словосочетанию свежий хлеб?
А) мягкий хлеб;
Б) чёрствый хлеб;
В) белый хлеб.
3. Отметьте синонимы к слову хороший.
А) прекрасный, достойный, славный;
Б) хорош, хороша, хорошо, хороши;
В) плохой, ужасный, худой;
Проверьте себя по эталону:
1 Б
2 Б
3 А
Три правильных ответа – «Отличный результат!»
Два правильных ответа – «Хороший результат!»
Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»
- Подберите по 2 синонима к словам аккуратный, активный.
Аккуратный – __________________.
Активный – ____________________.
Слова для справок: деятельный, опрятный, чистоплотный, энергичный.
Проверьте себя по эталону:
Аккуратный – опрятный, чистоплотный.
Активный – деятельный, энергичный.
- Даны синонимы: дорогой, ценный, роскошный и антонимы: недорогой дешёвый, скромный. К какому прилагательному они относятся?
Напиши: _______________________________________________________
Составьте с этим словом словосочетания в женском, мужском и среднем роде.
Проверьте себя по эталону:
Богатый купец, богатая вышивка, богатое человечество.
Задачи:
Образовательные:
- формировать навыки имени прилагательном как часть речи;
- познакомить с новыми понятиями русского языка «синонимы», «антонимы»;
- повторить умения фонетического, морфологического, синтаксического разборов;
Развивающая: развивать монологическую речь учащихся; умение рассуждать; делать выводы; обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательная: воспитывать личностные качества учащихся, такие как доброта, уважение.
Оборудование: цветок исследований, макет солнышка, проектор, индивидуальные карточки, компьютер, магнитофон, музыкальные записи.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Разрешите сегодня урок русского языка у вас провести мне. Меня зовут Марина Константиновна. А с вами я познакомлюсь в ходе урока.
II. Актуализация знаний
Сегодня у нас не просто урок, а урок исследование. А исследовать мы будем слова.
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Путем исследования мы узнаем новое о имени прилагательном.
(на доске)
Тема: «Прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы».
Откроем тетради, запишем число и классная работа. (включаю музыку)
III. Составление слова «доброта»
Наступила весна. С наступлением весны просыпается природа.
«Земля согревается солнышком, а душа человека добротой».
– Ребята, на уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. На доске у меня буквы разных цветов.
Я предлагаю вам оставить только те буквы, которые написаны теплым цветом.
ДОБРОТА
Какое слово получилось?
– Именно это слово мы сегодня попытаемся исследовать. Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен.
А здесь у нас будет цветок исследования, который будет распускаться по мере нашего исследования.
Цветок исследований (ромашка) – (прикрепляю сердцевину, на которой написано слово «доброта»)
IV. Лексическое значение слова
– Что же обозначает, ребята, слово «доброта»? Как вы понимаете смысл этого слова?
(ответы учащихся)
А вот как раскрыл значение слова в своем словаре Ожегов. (показываю словарь)
«Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»
С.И. Ожегов
– Мы рассмотрели лексическое значение слова «доброта» (к цветку прикрепляю лепесток — лексическое значение)
V. Морфологический разбор слова
А теперь давайте посмотрим морфологические признаки этого слова.
– Какой частью речи является слово доброта?
Какие признаки мы можем определить у имени существительного?
Доброта – сущ., ед.ч., ж.р., нариц., неодуш.
Все эти признаки, которые назвали морфологические. (прикрепляю лепесток – морфологические признаки)
– Над какой частью речи вы работали на предыдущих уроках?
– Что вы знаете о имени прилагательном?
(ответ учащихся)
– Подберите однокоренное прилагательное к существительному «доброта».
ДОБРЫЙ
– Это ребята второе слово, которое мы будем с вами исследовать. (прикрепляю второе слово в сердцевину цветка)
VI. Составление словосочетаний
– Без какой части речи не могут употребляться имена прилагательные?
– Давайте подберем к прилагательному «добрый» имена существительные и составим словосочетания.
(добрый человек, добрый поступок, добрая весть, добрая вещь, добрая душа)
А у Агнии Барто есть стихотворение «Вовка – добрая душа»
Давайте запишем некоторые словосочетания в тетрадь.
– Добрый человек, добрый поступок, доброе сердце, добрая душа.
VII. Фонетический разбор прилагательного
– Чем интересно с точки зрения фонетического разбора прилагательное «добрая»?
(В нем количество букв меньше, чем звуков. Потому что буква я стоит после гласной)
Слово «добрая» мы рассмотрели с точки зрения фонетики. (прикрепляю лепесток цветка – фонетический разбор)
– Ребята, прочитайте слова.
Доброта, смотрел, добрый, светает, волшебник, отзывчивый, праздник, космос, летит, благородный, добродушный, подобрел.
Все эти слова составляют словарный состав русского языка. (прикрепляю лепесток цветка – словарный состав)
VIII. Новый материал. Классификация слов
А вот здесь мы остановимся подробнее.
– Ребята, посмотрите внимательно на слова и подумайте – на сколько групп можно разделить эти слова, и по какому признаку?
(по частям речи, однокоренные слова)
IX. Выписать прилагательные
– Выпишите в тетрадь имена прилагательные.
(добрый, отзывчивый, благородный, добродушный)
Прочитайте прилагательные, которые выписали.
– Можно ли сказать, что они близки по смыслу?
А чем отличаются?
– А кто-нибудь знает, как такие слова называются в русском языке?
X. Синонимы
«Синонимы – это слова одной части речи, которые близки по смыслу, но разные по написанию»
Запишите в тетрадь новое понятие русского языка – синонимы.
– А как вы думаете, для чего используют синонимы в речи?
(Речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов)
XI. Игра с мячом
Добрый человек — это ещё и хороший человек.
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду бросать мяч, а в ответ вы должны придумать слова близкое по смыслу прилагательному «хороший». (игра с мячом)
XII. Физминутка
(Звучит спокойная музыка) — № 2
XIII. Легенда о добром человеке
– Ребята, а что значит «добрый человек»?
(ответы детей)
Мне хочется рассказать легенду о простом добром человеке по имени Марио
Жили 3 брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были талантливыми, настойчивыми и честными, которые вскоре стали уважаемыми людьми. Почтальон не имел особых талантов, но был человеком необычайно добрым. Для каждого находилось у него доброе слово и улыбка. В необъятном кармане его старого плаща всегда были конфетка или пряник для малышей. Марио никогда никому не завидовал, не печалился и всегда помогал, чем мог детям из бедных семей. Прошло много лет, и его давно нет в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили и о чудесном докторе, при помощи его методов в больнице возвращали здоровье больным. Но самую светлую память горожане сохранили о скромном и добром почтальоне Марио.
– Как вы думаете, почему горожане запомнили скромного почтальона?
Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом.
Я уверена, ребята, что каждый из вас, обязательно совершал добрые поступки.
XIV. Синтаксический разбор предложения
– А сейчас давайте запишем в тетрадь предложение и выполним синтаксический разбор. А кто бы хотел разбирать предложение вслух.
ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА ДЕЛА СЛАВЯТ. (простое, повест., невоск., расп.)
– Ребята, назовите роль прилагательного в предложение? (определение)
Мы рассмотрели роль прилагательного в предложение, т.е выполнили синтаксический разбор. (прикрепляю лепесток цветка – синтаксический разбор)
XV. Антонимы
– Ребята, а с каким человеком вы не хотели бы встретиться в жизни, с каким человеком не захотели бы иметь общих дел?
(злым, жестоким)
На доске: «Добрый – злой»
– Сравните значение имен прилагательных.
Что вы можете сказать о значение?
Правильно, это слова противоположные по значению.
Такие слова в русском языке называются — антонимами.
«Антонимы – это слова одной части речи с противоположным лексическим значением»
XVI. Работа с пословицами.
Я вам буду читать пословицы, а вы назовите мне антонимы:
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.
- Хороша веревка длинная, а речь короткая.
- Учись доброму, плохое на ум не пойдет.
В начале урока мы говорили о весне. Погода весной бывает разная.
XVII. Самостоятельная работа
На столах у вас лежат тексты с пропущенными прилагательными, при помощи которых мы можем описать изменчивую весеннюю погоду. (карточки)
Ребята, вы должны вставить в 1 текст имена прилагательные, которые рисуют хорошую, солнечную, т.е. добрую погоду, а во 2 текст имена прилагательные, которые рисуют плохую, недобрую погоду.
- Сегодня _________ день. Стоит ____________ погода. По небу плывут _________ облака. Сеет _________ дождик. Под ногами ___________ земля.
- Сегодня ___________ день. Стоит ____________ погода. По небу ______________ облака. Сеет ___________ дождик. Под ногами ______________ земля.
– Проверим, что у вас получилось. Сравните прилагательные в этих текстах. Что вы можете сказать?
(Прилагательные в каждом тексте – синонимы, а прилагательные по отношению ко 2 тексту – антонимы)
XVIII. Итог урока. Оценивание
А теперь подведем итог нашего урока. (обращаюсь к ромашке)
– Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?
(фонетический разбор, синтаксический разбор предложения и т.д.)
Правильно, мы проводили исследование.
– Что нового узнали о имени прилагательном?
А правильно будет, ребята, если я скажу, что мы учились доброте?
Слайд – «Мы учились доброте»
XIX. Дом.задание
А домашнее задание у вас будет творческого характера – придумать упражнения, задания, игровые моменты с синонимами и антонимами.
Синонимы — это слова или выражения, имеющие одинаковое или сходное значение. То есть это слова, которые могут быть использованы вместо друг друга в контексте, сохраняя тему или смысл предложения или текста. Например, слова «большой» и «огромный» являются синонимами, потому что они оба описывают большой размер, и могут быть использованы вместо друг друга в различных контекстах. Синонимы могут быть полезными для избежания повторений в тексте и создания разнообразия в языковых конструкциях. Однако, не все слова имеют полностью одинаковое значение, и использование неправильных синонимов может изменить смысл текста, поэтому важно выбирать синонимы с умом и в контексте.
Что такое синонимы антонимы?
Синонимы и антонимы — это два вида лексических отношений между словами.
Синонимы — это слова, имеющие близкое или сходное значение. Синонимы можно использовать для замены друг на друга в контексте, не изменяя смысл предложения или текста. Например, «быстрый» и «скорый» являются синонимами.
Антонимы — это слова, имеющие противоположное значение. Антонимы могут использоваться для создания контраста в предложении или тексте, чтобы выразить противоположную идею. Например, «быстрый» и «медленный» являются антонимами.
Важно отметить, что не все слова имеют синонимы или антонимы. Некоторые слова имеют уникальное значение, которое не может быть выражено другим словом. Кроме того, некоторые слова могут иметь несколько синонимов или антонимов, в зависимости от контекста, в котором они используются.
Что такое синонимы глаголы?
Синонимы глаголов — это глаголы, имеющие близкое или сходное значение. Они могут использоваться вместе для замены друг на друга в контексте, не изменяя смысл предложения или текста. Например, синонимами глагола «идти» могут быть «ходить», «шествовать», «проходить», «двигаться» и т.д.
Использование синонимов глаголов может сделать текст более разнообразным и избежать повторения одного и того же слова в тексте. Однако, важно помнить, что некоторые синонимы могут иметь некоторые отличия в значениях, поэтому необходимо выбирать их в зависимости от контекста, в котором они используются, чтобы не исказить смысл предложения или текста.
Что такое стилистические синонимы?
Стилистические синонимы — это синонимы, которые имеют не только близкое значение, но и схожую стилистику, т.е. они подходят для использования в определенном стиле речи или в контексте определенной тематики. Например, синонимы глагола «говорить» могут включать «рассказывать», «излагать», «изъясняться», «декламировать» и т.д., и в зависимости от контекста и стиля речи, один из этих синонимов может быть более подходящим.
Использование стилистических синонимов может помочь придать тексту определенный стиль или настроение, а также избежать повторения одного и того же слова в тексте. Однако, как и при использовании любых синонимов, важно учитывать контекст и значение слова, чтобы не исказить смысл предложения или текста.
Что такое нейтральный синоним?
Нейтральный синоним — это слово или выражение, которое имеет близкое значение другому слову, но не несет в себе никакой эмоциональной или оценочной окраски. Например, слова «большой» и «крупный» являются нейтральными синонимами, поскольку оба они описывают размер, не передавая никаких дополнительных значений.
Использование нейтральных синонимов может быть полезным в тех случаях, когда необходимо описать объект или явление без применения оценок или эмоций. Например, в научных статьях или юридических документах, где важно использовать точные и объективные термины.
Однако, как и при использовании любых синонимов, важно учитывать контекст и смысл, чтобы выбрать подходящее слово и не исказить смысл предложения или текста.
Что такое прилагательные синонимы?
Прилагательные синонимы — это прилагательные, которые имеют близкое значение или сходный оттенок, но отличаются в оттенке или интенсивности своего значения. Например, слова «быстрый», «скорый» и «стремительный» могут использоваться в качестве синонимов, чтобы описать объект или явление, которое происходит с высокой скоростью.
Использование прилагательных синонимов может помочь добавить разнообразие в текст, избежать повторений и придать более точное выражение мыслей.
Что такое лексические синонимы?
Лексические синонимы — это слова, имеющие одно или более общих значений, т.е. слова, которые имеют близкое или сходное значение, но имеют разные звучания и написание. Например, слова «перестройка» и «реформа» являются лексическими синонимами, так как оба слова описывают процесс изменения или реорганизации.
Использование лексических синонимов может помочь разнообразить текст и добавить точности в выражении мыслей.
Что такое синонимы омонимы?
Синонимы и омонимы — это два разных понятия в лингвистике, которые не связаны между собой напрямую.
Синонимы — это слова или выражения, которые имеют сходное или близкое значение, т.е. они описывают одно и то же, но могут отличаться по звучанию, написанию или контексту использования. Например, слова «автомобиль» и «машина» являются синонимами.
Омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение. Например, слово «банк» может означать как финансовую организацию, так и емкость для хранения жидкостей.
Таким образом, синонимы и омонимы — это две разные лингвистические категории, которые могут использоваться в разных контекстах для обозначения разных аспектов языка.
Что такое суффикс синоним?
Термин «суффикс синоним» не является лингвистическим термином, и его можно встретить только в контексте отдельных учебных пособий или методик изучения языка.
Возможно, вы имели в виду слова с общим суффиксом, которые имеют сходное значение и могут быть использованы как синонимы друг друга. Например, слова «красивый», «красный», «крашеный» имеют общий суффикс «-красн-«, который указывает на цвет. Таким образом, эти слова могут быть использованы как синонимы, т.к. они описывают объекты или явления, связанные с цветом красным.
Однако в целом, термин «суффикс синоним» не имеет однозначного определения в лингвистике, и его использование может быть ограничено определенными методиками изучения языка.
Что такое разговорный синоним?
Разговорный синоним — это слово или выражение, которое используется в разговорной речи вместо более формального или книжного синонима. Такие синонимы обычно используются для того, чтобы сделать речь более естественной и легкой для понимания, а также чтобы подчеркнуть эмоциональный оттенок высказывания.
Например, вместо слова «прекрасный» в разговорной речи можно использовать слово «классный», а вместо слова «здесь» — слово «тут». Эти слова имеют сходное значение, но первое более книжное, а второе — более разговорное.
Разговорные синонимы могут различаться в зависимости от региона или диалекта, поэтому при использовании разговорных синонимов следует учитывать аудиторию, для которой вы пишете или говорите.
Что такое паронимы синонимы?
Паронимы и синонимы — это два разных вида лингвистических терминов.
Паронимы — это слова, которые звучат похоже, но имеют разные значения. Например, слова «боль» и «болт», «сова» и «совет». Из-за сходства звучания эти слова могут быть перепутаны друг с другом, что может привести к недопониманию.
Синонимы — это слова, которые имеют сходное или одинаковое значение. Например, слова «красивый» и «прекрасный», «дом» и «здание». Использование синонимов может сделать текст более разнообразным и интересным для чтения или помочь избежать повторов.
Таким образом, паронимы и синонимы являются различными лингвистическими явлениями, связанными со значением слов. Если в тексте использованы паронимы, то следует обратить внимание на контекст, чтобы правильно понять их значение. Если в тексте используются синонимы, то они могут сделать текст более разнообразным и выразительным.
Что такое идеографические синонимы?
Идеографические синонимы — это слова или выражения, которые имеют одно и то же или очень похожее значение, но различаются по своей этимологии или по способу образования. Они используются для выражения одного и того же понятия, но с разными нюансами или оттенками значения. Например, слова «желтый» и «голубой» — это идеографические синонимы для слова «цветной», так как они описывают различные оттенки цвета. Другой пример — слова «прекрасный» и «восхитительный», которые описывают красоту, но имеют разные оттенки значения. Идеографические синонимы могут быть использованы в различных контекстах, но обычно выбор определенного слова зависит от того, какой оттенок значения хочет передать говорящий.
Какой предмет определяют синонимы прилагательные
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
КОНСПЕКТ УРОКА
Русский язык, 4 класс
Урок № 53. Имена прилагательные – синонимы и антонимы
Вопросы, рассматриваемые на уроке
- имена прилагательные – синонимы и антонимы.
- подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным;
- оценивать результаты своей деятельности.
Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.
Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.
Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Русский язык 37. Антонимы и синонимы — Шишкина школа
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы.
Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.
Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
Среди имён прилагательных немало синонимичных и антонимичных пар.
Например: высокий – низкий, стройный – полный, хороший – плохой. Это пары антонимов.
А вот, например, ряд синонимов к слову высокий – важный, великорослый, возвышенный, высоковольтный, горний, гулливеровский, длинный, долговязый, здоровенный, рослый.
При подборе синонимов иногда надо учитывать и имя существительное, к которому оно относится. Например, мягкий хлеб – свежий хлеб, мягкий человек – деликатный человек. Обратите внимание, нельзя про хлеб сказать деликатный, но про человека иногда говорят свежий человек, когда, например, человек приходит на новое место работы.
Чтобы подобрать подходящие синонимы или антонимы, можно пользоваться словарями, они так и называются – «Словарь синонимов русского языка» или «Словарь антонимов русского языка». Вам может помочь и «Толковый словарь».
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
- Подберите синонимы.
Здоровый парень – __________________.
Здоровые глазищи – __________________.
Слова для справок: большой, сильный, огромный, крепкий, гигантский, громадный, крупный.
Проверьте себя по эталону:
Здоровый парень – сильный, крепкий парень,
Здоровые глазищи – большие, огромные, гигантские, громадные, крупные глазищи.
- Слово здоровый (обладающий хорошим здоровьем) произошло от древнего слова дорво – «дерево». Первоначально значило «сильный, крепкий как дерево». Какие антонимы подходят к этому слову? Напишите.
Здоровый человек – __________________
Проверьте себя по эталону:
Здоровый человек – больной, болезненный, хилый человек.
синонимы к слову опасный
антонимы к слову опасный
Ненадёжный, простой, рискованный, безопасный, вредоносный, неопасный, коварный, лёгкий
Какой предмет определяют синонимы прилагательные?
прерывать, а переходит в и, так что прерывисто
вздрагиваая, так как вздрагиваю (1 лицо ед ч) оканчивается на иваю.
поезд – по- приставка, езд- корень, окнчание – нулевое
машина – машин – корень, а – окончание
само бытие человека, его биологические характеристики, отличия от многообразия форм животного мира мыслить. тысячелетиями человек размышлял над разнообразными проблемами — от способов добывания огня до перспектив бессубъектного монизма. среди всего прочего такие понятия как любовь, свобода, счастье будоражили умы простых людей и великих мужей прошлого.что же такое счастье? подходов к определению этого «чувства» бесчисленное множество, определений не счесть, способов выразить его — миллионы. но если откинуть все условности, детали, то становится понятно, что счастье— смысл нашей жизни. стремление к нему подспудно руководит всеми нашими действиями. кто-то учится, чтобы найти работу, получить кучу денег, уехать на канары и жить там счастливо. другой не мыслит себя без любимого дела, будь то очистка канализации или резьба по дереву. подвыпивший бомж счастлив своей скудной трапезе из пакетика лапши и куска булки. счастье каждый определяет по-своему, но для каждого оно является неотъемлемой частью жизни.для себя я определил давно, что путешествия, свобода творчества и мысли, просто свобода манят меня к себе. без этого я не буду счастлив. только вот терзает меня мысль — а может, есть другой, более глубинный смысл моего существования? может, счастье это лишь верхушка айсберга? счастье — понятие абстрактное, его не всегда можно пощупать, сказать, какого оно цвета и вкуса. кто-то может представлять свое счастье в виде красного «ягуара» или трехэтажного коттеджа в лучшем районе города, а кому-то для счастья достаточно иметь хорошую крепкую семью и верного друга, а все прочее рассматривать как всего лишь бытовую необходимость.в принципе, человек сам творец своего счастья, главное — не перепутать его с чем-то другим, заметить и не упустить. а обретя то самое, ваше счастье, беречь его. и иногда делиться им с другими.елена пенскихесть у меня друг гена, по его понятиям счастье нас всегда окружает, он лично везде видит все самое хорошее, просто люди, считает он, осознают, что они были счастливы, только через определенное количество времени.по моему мнению, счастье — это когда у тебя есть близкие тебе люди, семья, друзья. что ты знаешь, что ты всех любишь и они тебя тоже.признаться, я и так считаю себя счастливой. а с другой стороны, для счастья вообще разве что-то нужно? ты или счастлив, или нет.у меня, например, все зависит только от утром в окошко светит солнышко и поют птички, не надо рано вставать, или пришло долгожданное письмо, или прохожий тебе улыбнулся, а ты ему в ответ, или кто-то послал приятную sms-ку (я их храню, чтобы потом искусственно поднимать себе да поводов может быть сколько а еще американские психологи советуют: чтобы чувствовать себя счастливым, нужно делать вид, что ты счастлив. не знаю, может быть с кем-нибудь это и но, посмотрите, какое синее без единого облачка небо! разве часто можно увидеть в питере такое ! наверное, мы забыли, что такое счастье. как может быть человек счастлив, когда в мире столько страданий, несправедливости, лжи и насилия. думаю, сейчас в мире нет счастья, нет его и в нашей стране. у нас уже и страны нет. границы открыты, богатства разворованы, ядерный запас—залог независимости—уничтожен. мы выбираем правителей, которых, по-видимому, заслуживаем. и терпим, и молчим, и верим. где мужчины, защитники отечества? в интернет-клубе с бутылкой пива или на вечеринке с таблеткой extasy? боюсь, нам недолго осталось. спасать хотя бы душу нужно. счастье — иметь полную семью и сильную страну.
разные слова по звучанию, но имеющие одно значение.
Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской
области
«Черепановский
педагогический колледж»
Дата:
15.03.2022
Школа:
МАОУ
«СОШ №3»
Класс:
3
«Б»
Учитель:
Ткаченко
Ольга Васильевна
Методист: Горобец
Тамара Геннадьевна
Студент: Крылова
Анастасия Андреевна
Тема: Прилагательные
– синонимы.
Тип
занятия:
открытие новых знаний
Цель: формирование
представления о прилагательных –синонимаз
Задачи урока:
Дидактические: развивать орфографическую
зоркость.
Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь, внимательное
отношение к слову, его использованию в устной и письменной речи.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность и интерес к учебному предмету
«Русский язык».
Планируемые результаты
Личностные:
формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к
изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие
доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, обучающимися.
Предметные:
умение
употреблять имена прилагательные в речи
Метапредметные:
Коммуникативные
УУД:
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий
Регулятивные УУД:
умение планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей, поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение
контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Познавательные УУД:
структурирование знаний, осознанное построение
речевого высказывания в устной форме;
построение логической цепи рассуждений;
Ученик
научится: применять правила правописания (в объеме содержания курса).
Ученик
получит возможность научиться: при
работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Основные
понятия: имя прилагательное
Межпредметные
связи: окружающий мир
Ресурсы: учебник «Русский
язык», ИКТ, карточки для работы в паре
Технологическая
карта учебного занятия
№п/п |
Этап |
Образовательная |
Методы, |
Деятельность |
Деятельность |
Дидактические |
Планируемые |
|
1 |
Организационный |
Мотивация |
Словесный. Фронтальная. |
1.Организация -Сделайте 2.Пальчиковая гимнастика — 1.Сжимание 2. Вращение 3. Замок 3. Оформление тетради -Открываем рабочие тетради, записываем марта, Классная работа |
Приветствуют |
стихотворение |
Л. |
|
2 |
Каллиграфическая |
Отработать |
Словесный, |
— -У 1. -Из — 2. — |
Каллиграфическое |
Л., К., Р. |
||
Орфографическая |
Отработать |
Словесный |
Запишите Прогулка,
|
Презентация |
л |
|||
3 |
Актуализация |
Создать |
Словесный, |
— Сравни между собой слова в каждой Большой, огромный, громадный, Маленький, малюсенький, крошечный. Крутой, обрывистый, отвесный. -К какой части речи они относятся? — Как называются слова в каждой -Ребята, вы уже догадались какая тема -А какая цель у нашего занятия? -Какие задачи мы можем поставить? Тема: Прилагательные Тип Цель: формирование |
презентация |
Л., К., Р., Познавательные |
||
4 |
Открытие |
Изучение |
Словесный, наглядный, практический |
—На
-Что -Что -прочитайте
-правильный |
Л., К., Р., Познавательные., Предметные |
|||
Физкультминутка |
||||||||
5 |
Закрепление |
Закрепление |
Словесный, |
-Найдите упражнение 483.Прочитайте условие. Что мы должны
1. Антонимы – это слова: 2. Синонимы – это слова: 3. Определите ряд антонимов. 4. Определите ряд антонимов. 5. Выберите строчку синонимов. 6. Выберите строчку синонимов. 7. Выберите строчку антонимов: 8. Определите, какое лексическое значение имеют синонимы? 9. Определите, какое лексическое значение имеют антонимы? 10. Выберите один из основных признаков антонимов: 11. Выберите один из основных признаков антонимов: г) Пишутся одинаково |
Доска, Учебник |
|||
Л., |
||||||||
7. |
Итог |
Проверка |
Словесный Фронтальный |
— — — — -Оцените |
-Отвечают |
карточки |
Л., К. |
|
8. |
Рефлексия |
Формировать |
Словесный, Фронтальный. |
-Ребята, — |
— |
К. |
||
8. |
Домашнее |
Словесный, |
—
|
Записывают |
дневник |
|||
7 пар прилагательных синонимов надо.
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
7 пар прилагательных синонимов надо?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
1 — 4 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.