Что значит глаголы синонимы

Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки

Что такое глагол простыми словами

Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.

Глаголы обозначают действия в широком смысле.

  1. Действие, которое кто-то делает: читать, работать, играть.
  2. Мысли и чувства: думать, тосковать, надеяться, восхищаться,
  3. Состояния природы: вечереет, смеркается, светает.

Постоянные морфологические признаки глаголов

Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.

А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.

Как быстро запомнить

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.

Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:

  1. Посмотреть на личное окончание (не на окончание инфинитива), если оно ударное.
  2. Если там -ит, -ишь, -им, -ите, -ат, -ят – второе спряжение.
  3. Если там -ет, -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют – первое.
  4. Посмотреть на окончание инфинитива, если личное безударное.
  5. Если там есть -и (вопить, грустить) – спряжение второе. Если там другая буква – первое (читать, петь).

К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:

Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:

  1. Читать (что?) книгу – есть дополнение в винительном падеже без предлога, глагол переходный.
  2. Смотреть в окно – есть предлог, поэтому сразу непереходный.
  3. Сидеть на скамейке – здесь и предлог, и существительное в предложном падеже, поэтому о переходности вообще речи нет.

Про падежи

Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.

Возвратность. Если есть постфикс -ся – глагол будет возвратным. То есть он «возвращает» действие на того, кто его производит: кот умывается, девочка причесывается. Подробнее – в статье про возвратные глаголы.

Непостоянные признаки

Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.

Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.

Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.

Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.

Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.

Про синтаксическое и морфологическое время

В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.

Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.

Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.

Лицо. Лиц три:

  1. Первое – Я, Мы.
  2. Второе – Ты, Вы.
  3. Третье – Он, Она, Оно, Они.

Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.

Про безличные глаголы

Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.

Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.

Чем глагол является в предложении

Может быть очень разными членами предложения:

    : Жить – Родине служить. Жить – подлежащее, отвечает на вопрос «О чем говорится в предложении?» : самая частая синтаксическая роль: Я жду, Я устал ждать. Жду, устал ждать – сказуемые. : Он попросил меня (о чем?) принести воды. «Принести» здесь не будет сказуемым, потому что попросил он, а нести буду я – разные лица выполняют действия.

Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.

Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.

Говорить: синонимы глагола и примеры использования

Слова с одним и тем же или близким значением, как и слова с противоположным смыслом – неотъемлемая часть жизни всех пишущих людей, будь то студенты, редакторы или профессиональные писатели. Кроме того, часто в них нуждаются и обычные люди для более точных формулировок в беседе или письме.

Например, многих интересует распространенное слово «говорить», синонимы, значение, фразеологизмы с ним. Статья поможет подобрать максимально возможное количество вариантов и изучить иллюстрации к применению каждого.

Свойства и значения слова

Го-во-ри́ть – глагол, несовершенный вид, переходный.

Корень: -говор-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.

  1. Владеть, пользоваться языком, устной речью. Марк только на днях научился говорить, и к удивлению родителей, это был не английский язык, а русский.
  2. Произносить слова, выражать какие-то мысли, вести речь, сообщать что-то. Ничего ранее неизвестного, говорит, Вы нам не сообщили, но, тем не менее, выражаем благодарность за сам факт.
  3. Говорить, синоним и значение – свидетельствовать, передавать определенную информацию, давать представление. Молчание было как раз уместным, потому что выражение лица и напряженность мускулов говорили, что он будет стоять на своем до конца.
  4. Подсказывать (переносное). Ранее неведомое чувство говорило ей, что Артемьев лжет.
  5. Разговаривать, беседовать (разговорное). Они говорили всю ночь, словно десять лет назад, словно и не было никакого расставания.
  6. Проявляться в чьих-либо словах, поступках, действиях, сказываться (переносное). Скорее всего, в ней говорило бунтарство: пускай мне же будет хуже, но сделаю наперекор.
  7. Идет молва, ходят слухи (безличное). Обо мне много чего говорят, и скажу тебе по секрету и с гордостью: я сам автор большинства этих слухов.
  8. Обсуждать что-либо, высказывать какое-либо мнение, рассуждать о чем-то (безличное). О ней нельзя было сказать «искренняя» или «глубокая», потому что так говорят о… по сравнению с ней о заурядных людях.

Говорить, что значит

Синонимы к слову говорить

Среди самых распространенных следующие варианты:

  • Апострофировать, базарить, балакать, беседовать.
  • Бормотать (про себя), бросать, бредить, болтать.
  • Быть в ударе, вдаваться в (рассуждения, подробности), вещать, вести (речь, разговор, беседу).
  • Владеть языком, вставлять, выговаривать, выдавать.
  • Выражать(ся), высказывать(ся), гласить, говорить ерунду.
  • Городить, гундеть, доказывать, держать/вести (слово, речь).
  • Заикаться (о чем-то), заявлять, замечать, заговаривать (с кем, зубы).
  • Изрекать, излагать, лепетать, изъясняться.
  • Лялякать, молвить, мямлить, намекать.
  • Нести (чушь), обмениваться словами, объясняться, обмолвиться.
  • Отзываться, ораторствовать, переговариваться, перекидываться словами.
  • Говорить, синонимы: петь, повторять, подтверждать, поговаривать
  • Приговаривать, проповедовать, произносить, проговаривать.
  • Развивать мысль, разглагольствовать, разинуть рот, разговаривать.
  • Распинаться, рассказывать, распространяться, рассуждать.
  • Рассусоливать, растягивать (слова), резонировать, рубить.
  • Сказать/сказывать, сообщать, собеседовать, свидетельствовать.
  • Срываться с (языка), сюсюкать, тараторить, твердить.
  • Текстовать, точить лясы, толковать, трактовать.
  • Трепаться, трепать языком, тявкать, указывать.
  • Удостоверять, утверждать, фонтанировать, упоминать.
  • Чесать (языком), шепелявить, щебетать, шептать.

Синонимы к слову говорить

Иллюстрации употребления популярных синонимов

Нередко людей интересует, как синонимы к глаголу «говорить» можно применять на практике. Несколько примеров:

  1. Андрей Викторович и Сергей беседовали до утра и, судя по всему, остались очень довольны бессонной ночью.
  2. Болтала бы с тобой всю жизнь!
  3. Вести беседу – это такое же искусство как литература или живопись.
  4. И все-таки случайно она выдала, что втайне ездила к нему в Севастополь.
  5. Хватит говорить ерунду!
  6. Будущие журналисты учились вести речь у известного профессионала.
  7. Ты мне зубы не заговаривай!
  8. Она много писала и это помогло ей научиться виртуозно изъясняться.
  9. Сколько можно об этом намекать?
  10. Но он все равно обмолвился, что не рад этой встрече.
  11. Весь урок они перекидывались словами, несмотря на замечания химика.
  12. Поговаривают, что у них был головокружительный, но короткий роман.
  13. Мне стало намного легче, когда мы с ней проговорили эту ситуацию.
  14. Больше чем разговаривать с умными, думающими людьми я люблю только молчать с ними же.
  15. Я всегда любила слушать, как рассуждает мой дядя.
  16. Ее ненавидели за красоту и страсть вечно рубить правду-матку.
  17. Оба свидетельствовали о невиновности Вячеслава.
  18. Он всегда твердил, что в жизни нет ничего важнее любви и смерти, разве что железная дорога и вода.
  19. Игорь вопреки изобилию информации трактовал сон о сыне по-своему.
  20. Тебе не помешало бы научиться указывать ему на его неправоту.
  21. Точно, Борис что-то упоминал об этом.
  22. Анна умела шептать то, что ты больше всего жаждал услышать; не иначе как волшебница.

Синонимы к слову говорить

«Говорящий»: синонимы

Синонимы слова «говорящий»:

  • Плетущий, просвещающий, вещающий, тараторящий.
  • Болтающий, мычащий, переговаривающийся, проговаривающий.
  • Высказывающийся, крякающий, изрекающий, городящий.
  • Ораторствующий, собеседующий, тянущий, выговаривающий.
  • Рассусоливающий, треплющийся, режущий, гласящий.
  • Выдающий, замечающий, толкущий, подтверждающий.
  • Доказывающий, бросающий, рассуждающий, сообщающий и так далее.

Синоним слова говорящий

Антонимы и фразеологизмы

Антонимами слова «говорить» являются «немотствовать» и «молчать». Среди распространенных фразеологизмов и устойчивых выражений:

  • Вообще говоря / говорить загадками / говорит, как пишет / говорить начистоту.
  • Говорить на разных языках / говорить правду / говорить под руку / говорят тебе.
  • Как говорят / иначе говоря / мягко говоря / кто бы говорил.
  • Не говоря уже / нечего говорить / свободно говорить / что ни говори.

Часто употребляемое слово «говорить»: синонимы, значение, фразеологизмы больше не будут пугать пишущих и изъясняющихся людей. Давайте говорить правильно!

источники:

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-glagol

https://www.syl.ru/article/451475/govorit-sinonimyi-glagola-i-primeryi-ispolzovaniya

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Тема урока: Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

Задачи:

1.Образовательные:

  1. Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.
  2. Закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи. 
  3. Учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника.

2. Развивающие:

  1. Развивать словесно-логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность.
  2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.
  3. Развивать интерес у детей к предмету.
  4. Развитие общеучебных навыков.

3. Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, ответственность,
  2. Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.  

4. Оздоровительная

                   1. Создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

Раздаточный и демонстрационный материал:  карточки «Лото»,  «Бортовые журналы», сигнальные карточки «штурвал» и «спасательный круг», карточки с дифференцированными заданиями,  демонстрационный материал, карточки – «тройки», презентация.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска).

Этап

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Организационный момент.

Цель: Психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке.

Знакомство,

настрой

Не то беда что мы всегда

Чего – нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь,

Тогда добьешься своего,

Узнаешь, поумнеешь.

Пожелаем друг другу:

Мы будем внимательны;

Мы будем думать –

И у нас все получится.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

II. Актуализация знаний учащихся.

Цель: Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания о глаголе.

Задачи: Развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство дружбы.

1. Словарная работа.

2. Минутка чистописания

Работа в парах.

Игра «ЛОТО».

-Я буду говорить задание, а вы фишкой накрываете те слова, о которых идет речь.

— Закройте все слова, которые называют предметы одежды.

— Закройте все географические названия.

— Закройте все слова, которые называют овощи.

— Прочитайте слова, которые остались незакрытыми?

— Что объединяет эти слова?

— Докажите это.

Учитель помещает на доску таблички с надписью «глагол».Слайд1

— Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и  рифов, проливов и заливов.

— Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо провести минутку чистописания.

— Перед вами лежат листочки. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно, аккуратно переписать в тетрадь письменными буквами в соединении:

1 вариант: гсгигнгогнгигмгы

2 вариант: гагнгтгогнгигмгы

— Возьмите карандаш и вычеркните букву г.

— Что интересного заметили?

— Какое слово получилось? 

Учитель помещает на доску таблички с надписью «синонимы» и «антонимы».Слайд1

Учащиеся накрывают фишками словарные слова.

Москва

платок

лечит

грузят

огурец

сапоги

капуста

Россия

помидор

пальто

летят

Волга

— Летят, лечит, грузят.

— Все эти слова — глаголы.

— Глагол- это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

Учащиеся прописывают буквы в соединении.

Учащиеся вычёркивают букву г.

1 вариант – синонимы, 

 2 вариант — антонимы.

III. Этап формулировки темы

 и целей  урока.

Цель: Учить детей логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнёром учителя.

Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений.

Вопросы на доске

— Опираясь на оставшиеся слова в карточке «ЛОТО» и получившиеся слова в минутке чистописания, сформулируйте тему нашего урока.

— Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы можем ответить за время путешествия? Назовите их. (вопросы записаны на слайде) Слайд2

— Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

— Какие глаголы называются синонимами?

— Какие сказки сочинил А.С.Пушкин?

— Какие глаголы называются антонимами?

— Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?

— Действительно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз (остались вопросы, на которые планируется ответить на уроке). 

— Глаголы — синонимы и глаголы-антонимы.

Учащиеся выбирают нужные вопросы:

— Какие глаголы называются синонимами?

— Какие глаголы называются антонимами?

— Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?

IV. Репродуктивно-поисковый этап.

Цели: Познакомить с понятием глаголы-синонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.

Задачи: Создание положительно-эмоционального климата. Контроль за посадкой во время письма и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы.

1. Работа

над понятием

синонимов.

2. Упражнения в подборе синонимов.

—  Путешествие начинается. 

— Первый остров на нашем пути – остров Синонимов. Итак, мы сошли на берег. Перед нами Дворец Синонимов. В нём устроена Картинная галерея.

(на слайде рисунки) Слайд3

— Рассмотрите картины. Как эти картины можно подписать с помощью подписей-действий? Слайд 4, 5, 6

— Что можно о них сказать?

— Полученные подписи – это слова -..(синонимы)

— Как по–другому их можно назвать?

— Совершенно верно, слова – друзья.

(на доске под словом «синонимы» крепится полоска со словом «друзья») Слайд 7

— Давайте попробуем найти среди множества глаголов – синонимы (запись на доске)

работать      передвигаться                        

трудиться    плакать  

смеяться      бросить

глядеть         хохотать

рыдать         смотреть                        

поднять        кинуть

идти             стоять                             

-А теперь прочитайте слова (слова на слайде). Слайд 8

— Что можно о них сказать? Почему?

смеяться
хохотать
заливаться
закатываться

—  Посмотрите на эти синонимы. Можно ли их назвать однокоренными?

— Что вы еще заметили?

— Какой можно сделать вывод?

(Синонимы – это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию – надпись на слайде)

Дети придумывают глаголы (после ответов учащихся на слайде появляются подписи):

Пляшут – танцуют

Говорят – беседуют

Глядит – смотрит

— Это глаголы близкие по смыслу.

Синонимы

— Это слова – друзья.

Учащиеся находят пары синонимов.

Работать — трудиться

передвигаться — идти

плакать — рыдать

смеяться — хохотать

глядеть — смотреть

бросить — кинуть

Учащиеся выписывают  любые две пары синонимов.

Глаголы – синонимы, слова близкие по смыслу.

— Нет, они разные по написанию.

— От уменьшения действия к усилению значения слова.

— Синонимы – это слова, близкие по смыслу.

3. Работа над словосочетанием.

— Прочитайте словосочетание на слайде. Слайд 9

Бить баклуши

— Как вы понимаете его значение?

— Каким глаголом-синонимом  мы можем иего заменить?

— Посмотрите на доску. Записаны словосочетания. Я вам предлагаю самостоятельно заменить их глаголами-синонимами и записать напротив.

Повесить нос –

Витать в облаках –

Водить за нос –

Сидеть сложа руки —

Учащиеся читают надпись.

— Бездельничать.

Учащиеся по вариантам  записывают:

Повесить нос — грустить.

Витать в облаках — мечтать

Водить за нос – обманывать.

Сидеть сложа руки – бездельничать.

Ученики по вариантам озвучивают выполненную работу.

4. Работа с предложением

.стр. 103  упр. 175 ( 2 предлож.)

Учитель читает .

— Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.

— Понравилось ли вам предложение по конструкции?

— Как можно избежать повторения слов в предложении?

— Почему один и тот же глагол употребляется по-разному?

— Для чего используют синонимы в речи?

— Повторяются глаголы.

— Заменить другими глаголами-синонимами.

— Точнее выражается мысль 

— Благодаря использованию синонимов  речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

5. Вывод.

— Путешествие по острову Синонимов заканчивается.

— Давайте вспомним, на какие вопросы мы уже нашли здесь ответы:

— Что такое синонимы?

— Для чего используют синонимы в речи?

— Синонимы – это слова, близкие по смыслу.

— Благодаря использованию синонимов  речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

Физминутка

— Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Большая часть работы выполнена. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в 20 словах.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
Вновь трудиться вы начните.

V. Репродуктивно-поисковый этап.

Цели: Познакомить понятием глаголы-антонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.

Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и контроль за посадкой во время письма.

1. Работа над понятием антонимы.

2. Упражнения в самостоятельном подборе антонимов.

— Вот мы причалили к острову Антонимов. Слайд10. Мы оказываемся у замка. Перед нами две двери. Чтобы пройти дальше нам нужно распределить глаголы в два столбика: Что хорошо, а что плохо?

трудиться, лениться

ссориться, мириться

чистить, пачкать

терять, находить

смеяться, грустить

плакать, веселиться

дружить, враждовать

печалиться, радоваться

любить, ненавидеть

заболеть, выздороветь

— Прочитайте слова. Что можно о них сказать?

— Как понять «противоположные»?

— Верно, это слова  — спорщики.

— Как по-другому их можно назвать? (антонимы).

— Что такое антонимы?

— Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.

(Антонимы – слова, противоположные по смыслу – надпись на слайде).

— Сейчас мы будем играть в игру

«Перестрой фразы наоборот».
У: Я буду говорить
Дети: Мы будем молчать.
У: Я буду стоять.
Дети: Мы будем сидеть.
У: Я буду открывать.
Дети: Мы будем закрывать.

У: Я буду работать.
Дети: Мы будем отдыхать.

Учащиеся распределяют глаголы

в 2 столбика:

Хорошо / плохо

Трудиться / лениться

Мириться / ссориться  

Чистить / пачкать

Находить / терять

Смеяться / грустить

Веселиться / плакать  

Дружить / враждовать

Радоваться / печалиться

Любить / ненавидеть

Выздороветь / заболеть

— Это глаголы противоположные по смыслу.

— Наоборот.

— Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

Учащиеся отвечают  хором.

3. Работа над пословицей.

— Продолжите пословицу ( на доске):

— Ласточка день начинает, а соловей … (кончает)

Объясните смысл.

Объясните орфограммы, которые встречаются в этой пословице.

Запишите пословицу по памяти.

Подчеркните в пословице глаголы. Что вы можете о них сказать?

— Для чего нам необходимы антонимы?

— кончает

Начинает – кончает, это антонимы.

Слайд 11

— Речь становится красивой, выразительной, точной.

4. Работа с карточками

.Дифференцированная

работа.

Карточка 1

1.Подчеркните глаголы – синонимы.

 Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.

2. Подберите антонимы к словам:

пропал – (?) …(нашёлся, появился)

сломал – (?) … (сделал, наладил)

Карточка 2

1. Замените синонимами глаголы:

Солнце село —  (зашло, закатилось)

Самолёт сел – (приземлился)

2. Запиши антонимы:

ходить -…

болтать -…

засыпать -…

сидеть — …

Карточка 3

1. Найти синонимы и подчеркнуть их.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

2. Напиши антонимы к глаголам:

Бездельничать – работать,

Огорчаться – радоваться.

— Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов?

— Откройте учебник на странице 154 – 155

1 вариант – выписать две пары глаголов – синонимов

2 вариант – две пары глаголов — антонимов

Нужно обратиться к словарю.

5. Вывод

— Пришло время покинуть остров Антонимов.

— Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы:

— Что такое антонимы?

— Для чего используют антонимы в речи?

— Антонимы – это слова противоположные по смыслу.

Благодаря использованию антонимов  речь становится красивой, выразительной, точной.

VI. Рефлексия

— Соотнесите определение с парами глаголов

Слайд 12

VII. Итог

Вопросы  по теме урока

Путешествие наше закончилось. Пора бросать якорь. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия? 

—  Какие слова называются синонимами? А какие слова — антонимами?

—  Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

— На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)

— Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?

— Поднимите руку у кого 5 плюсов.

Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?

— Молодцы, я рада за вас.

— Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

— Синонимы – слова, близкие по смыслу.

— Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

— Благодаря использованию синонимов  и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, точной и без повторов.

VIII. Д. з.

По выбору

1. упр.180

2. Подобрать 3 пословицы с глаголами – антонимами.

Что такое глаголы синонимы и как их выделить в тексте.

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Что такое глаголы синонимы и как их выделить в тексте?, относящийся
к уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов, вы открыли нужную страницу.
В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по
интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после
ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или
полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с
помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с
посетителями этой страницы.

Синонимы — это слова или выражения, имеющие одинаковое или сходное значение. То есть это слова, которые могут быть использованы вместо друг друга в контексте, сохраняя тему или смысл предложения или текста. Например, слова «большой» и «огромный» являются синонимами, потому что они оба описывают большой размер, и могут быть использованы вместо друг друга в различных контекстах. Синонимы могут быть полезными для избежания повторений в тексте и создания разнообразия в языковых конструкциях. Однако, не все слова имеют полностью одинаковое значение, и использование неправильных синонимов может изменить смысл текста, поэтому важно выбирать синонимы с умом и в контексте.

Что такое синонимы антонимы?

Синонимы и антонимы — это два вида лексических отношений между словами.

Синонимы — это слова, имеющие близкое или сходное значение. Синонимы можно использовать для замены друг на друга в контексте, не изменяя смысл предложения или текста. Например, «быстрый» и «скорый» являются синонимами.

Антонимы — это слова, имеющие противоположное значение. Антонимы могут использоваться для создания контраста в предложении или тексте, чтобы выразить противоположную идею. Например, «быстрый» и «медленный» являются антонимами.

Важно отметить, что не все слова имеют синонимы или антонимы. Некоторые слова имеют уникальное значение, которое не может быть выражено другим словом. Кроме того, некоторые слова могут иметь несколько синонимов или антонимов, в зависимости от контекста, в котором они используются.

Что такое синонимы глаголы?

Синонимы глаголов — это глаголы, имеющие близкое или сходное значение. Они могут использоваться вместе для замены друг на друга в контексте, не изменяя смысл предложения или текста. Например, синонимами глагола «идти» могут быть «ходить», «шествовать», «проходить», «двигаться» и т.д.

Использование синонимов глаголов может сделать текст более разнообразным и избежать повторения одного и того же слова в тексте. Однако, важно помнить, что некоторые синонимы могут иметь некоторые отличия в значениях, поэтому необходимо выбирать их в зависимости от контекста, в котором они используются, чтобы не исказить смысл предложения или текста.

Что такое стилистические синонимы?

Стилистические синонимы — это синонимы, которые имеют не только близкое значение, но и схожую стилистику, т.е. они подходят для использования в определенном стиле речи или в контексте определенной тематики. Например, синонимы глагола «говорить» могут включать «рассказывать», «излагать», «изъясняться», «декламировать» и т.д., и в зависимости от контекста и стиля речи, один из этих синонимов может быть более подходящим.

Использование стилистических синонимов может помочь придать тексту определенный стиль или настроение, а также избежать повторения одного и того же слова в тексте. Однако, как и при использовании любых синонимов, важно учитывать контекст и значение слова, чтобы не исказить смысл предложения или текста.

Что такое нейтральный синоним?

Нейтральный синоним — это слово или выражение, которое имеет близкое значение другому слову, но не несет в себе никакой эмоциональной или оценочной окраски. Например, слова «большой» и «крупный» являются нейтральными синонимами, поскольку оба они описывают размер, не передавая никаких дополнительных значений.

Использование нейтральных синонимов может быть полезным в тех случаях, когда необходимо описать объект или явление без применения оценок или эмоций. Например, в научных статьях или юридических документах, где важно использовать точные и объективные термины.

Однако, как и при использовании любых синонимов, важно учитывать контекст и смысл, чтобы выбрать подходящее слово и не исказить смысл предложения или текста.

Что такое прилагательные синонимы?

Прилагательные синонимы — это прилагательные, которые имеют близкое значение или сходный оттенок, но отличаются в оттенке или интенсивности своего значения. Например, слова «быстрый», «скорый» и «стремительный» могут использоваться в качестве синонимов, чтобы описать объект или явление, которое происходит с высокой скоростью.

Использование прилагательных синонимов может помочь добавить разнообразие в текст, избежать повторений и придать более точное выражение мыслей.

Что такое лексические синонимы?

Лексические синонимы — это слова, имеющие одно или более общих значений, т.е. слова, которые имеют близкое или сходное значение, но имеют разные звучания и написание. Например, слова «перестройка» и «реформа» являются лексическими синонимами, так как оба слова описывают процесс изменения или реорганизации.

Использование лексических синонимов может помочь разнообразить текст и добавить точности в выражении мыслей.

Что такое синонимы омонимы?

Синонимы и омонимы — это два разных понятия в лингвистике, которые не связаны между собой напрямую.

Синонимы — это слова или выражения, которые имеют сходное или близкое значение, т.е. они описывают одно и то же, но могут отличаться по звучанию, написанию или контексту использования. Например, слова «автомобиль» и «машина» являются синонимами.

Омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение. Например, слово «банк» может означать как финансовую организацию, так и емкость для хранения жидкостей.

Таким образом, синонимы и омонимы — это две разные лингвистические категории, которые могут использоваться в разных контекстах для обозначения разных аспектов языка.

Что такое суффикс синоним?

Термин «суффикс синоним» не является лингвистическим термином, и его можно встретить только в контексте отдельных учебных пособий или методик изучения языка.

Возможно, вы имели в виду слова с общим суффиксом, которые имеют сходное значение и могут быть использованы как синонимы друг друга. Например, слова «красивый», «красный», «крашеный» имеют общий суффикс «-красн-«, который указывает на цвет. Таким образом, эти слова могут быть использованы как синонимы, т.к. они описывают объекты или явления, связанные с цветом красным.

Однако в целом, термин «суффикс синоним» не имеет однозначного определения в лингвистике, и его использование может быть ограничено определенными методиками изучения языка.

Что такое разговорный синоним?

Разговорный синоним — это слово или выражение, которое используется в разговорной речи вместо более формального или книжного синонима. Такие синонимы обычно используются для того, чтобы сделать речь более естественной и легкой для понимания, а также чтобы подчеркнуть эмоциональный оттенок высказывания.

Например, вместо слова «прекрасный» в разговорной речи можно использовать слово «классный», а вместо слова «здесь» — слово «тут». Эти слова имеют сходное значение, но первое более книжное, а второе — более разговорное.

Разговорные синонимы могут различаться в зависимости от региона или диалекта, поэтому при использовании разговорных синонимов следует учитывать аудиторию, для которой вы пишете или говорите.

Что такое паронимы синонимы?

Паронимы и синонимы — это два разных вида лингвистических терминов.

Паронимы — это слова, которые звучат похоже, но имеют разные значения. Например, слова «боль» и «болт», «сова» и «совет». Из-за сходства звучания эти слова могут быть перепутаны друг с другом, что может привести к недопониманию.

Синонимы — это слова, которые имеют сходное или одинаковое значение. Например, слова «красивый» и «прекрасный», «дом» и «здание». Использование синонимов может сделать текст более разнообразным и интересным для чтения или помочь избежать повторов.

Таким образом, паронимы и синонимы являются различными лингвистическими явлениями, связанными со значением слов. Если в тексте использованы паронимы, то следует обратить внимание на контекст, чтобы правильно понять их значение. Если в тексте используются синонимы, то они могут сделать текст более разнообразным и выразительным.

Что такое идеографические синонимы?

Идеографические синонимы — это слова или выражения, которые имеют одно и то же или очень похожее значение, но различаются по своей этимологии или по способу образования. Они используются для выражения одного и того же понятия, но с разными нюансами или оттенками значения. Например, слова «желтый» и «голубой» — это идеографические синонимы для слова «цветной», так как они описывают различные оттенки цвета. Другой пример — слова «прекрасный» и «восхитительный», которые описывают красоту, но имеют разные оттенки значения. Идеографические синонимы могут быть использованы в различных контекстах, но обычно выбор определенного слова зависит от того, какой оттенок значения хочет передать говорящий.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Глаголысинонимыантонимы

    1 слайд

    Глаголы
    синонимы
    антонимы

  • - Какие глаголы называются антонимами?- Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два...

    2 слайд

    — Какие глаголы называются антонимами?
    — Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
    — Какие сказки сочинил А.С.Пушкин?
    ???
    — Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?
    — Какие глаголы называются синонимами?

  • Остров синонимов

  • Смотрит  - глядит

  • Говорят  - беседуют

    5 слайд

    Говорят —
    беседуют

  • Танцуют  - пляшут

  • СИНОНИМЫДРУЗЬЯСмотрит – глядит

Говорят – беседуют

Танцуют - пляшут

    7 слайд

    СИНОНИМЫ
    ДРУЗЬЯ
    Смотрит – глядит

    Говорят – беседуют

    Танцуют — пляшут

  • смеяться хохотатьзаливатьсязакатыватьсяГлаголы-синонимы – это слова, близк...

    8 слайд

    смеяться
    хохотать
    заливаться
    закатываться
    Глаголы-синонимы – это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию.

  • Как подобрать синонимы
 к глаголу?Глаголы должны быть близкими по смыслу, но...

    9 слайд

    Как подобрать синонимы
    к глаголу?
    Глаголы должны быть близкими по смыслу, но разными по звучанию и написанию.

  • Бить баклушибездельничать

    10 слайд

    Бить баклуши
    бездельничать

  • Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые маш...

    11 слайд

    Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.

  • Глаголы-синонимы должны быть близкими по смыслу, но разными по звучанию и нап...

    12 слайд

    Глаголы-синонимы должны быть близкими по смыслу, но разными по звучанию и написанию.
    Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов.

  • Остров синонимов

    13 слайд

    Остров синонимов

  • Остров антонимов

    15 слайд

    Остров антонимов

  • 1                         2Хорошо              ПлохоТрудиться
Мириться...

    16 слайд

    1 2
    Хорошо Плохо
    Трудиться
    Мириться
    Чистить
    Находить
    Смеяться
    Дружить
    Любить
    Выздороветь

    лениться
    ссориться
    пачкать
    терять
    грустить
    враждовать
    ненавидеть
    заболеть

  • АНТОНИМЫспорщикиГлаголы-антонимы – слова, противоположные по смыслу, разные п...

    17 слайд

    АНТОНИМЫ
    спорщики
    Глаголы-антонимы – слова, противоположные по смыслу, разные по звучанию и написанию.

  • Как подобрать антонимы
 к глаголу?Глаголы должны быть противоположными по смы...

    18 слайд

    Как подобрать антонимы
    к глаголу?
    Глаголы должны быть противоположными по смыслу, разные по звучанию и написанию.

  • 
бранить
спешить
сооружать
заступиться
вечереет
веселиться
брать

    19 слайд

    бранить
    спешить
    сооружать
    заступиться
    вечереет
    веселиться
    брать

  • бранить          ругать             хвалить
спешить         бежать...

    20 слайд

    бранить ругать хвалить
    спешить бежать стоять
    сооружать строить ломать
    заступиться защитить обидеть
    вечереет темнеет рассветает
    веселиться радоваться огорчаться
    брать взять отдать

  • Я узнал(а),
что…Я
 могу…Я 
умею …

    21 слайд

    Я узнал(а),
    что…
    Я
    могу…
    Я
    умею …

  • Всем спасибо за работу!

    22 слайд

    Всем спасибо за работу!

  • Презентацию подготовила:Балнова Елена Михайловна,учитель МБОУ «Школа №48»г...

    24 слайд

    Презентацию подготовила:
    Балнова Елена Михайловна,
    учитель МБОУ «Школа №48»
    города Рязани

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что значит втуне синоним
  • Что значит буркнуть синоним
  • Что значит буквально синоним
  • Что значит благоговел синонимы
  • Что значит благоговейно синоним