Что такое синонимы конспект

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6»

 г. Сергиев Посад

ОТКРЫТЫЙ УРОК

во 2 «А» классе

на тему

«Что такое синонимы».

Провела: учитель начальных классов

 Сорокина Н.В.

6 октября 2015 г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;

Задачи:

 Сформировать умение называть признаки синонимов;

• наблюдать за использованием синонимов;

• расширить словарный запас учащихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П.  Канакина  для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.

Ход урока:

1. Орг. момент.

— Здравствуйте, ребята!

— Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка.

— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме

— Перед работой разогреем пальчики

Пальчиковая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в порядке,

Если делаешь зарядку.

— Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).

— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.

— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).

2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си

— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)

Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

— Произнесите звуки, которые обозначает буква С

— Что вы о них можете рассказать?

— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?

— Напишите красиво по образцу.

3. Словарная работа.

Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?

— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.

— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).

— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).

— Как назвать её по-другому? (осинка)

Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

Запишите все слова и подчеркните букву.

4. Актуализация знаний учащихсяПостановка проблемы

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)

(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)

— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

— А кто знает, как называются эти слова?

Дети предлагают разные варианты.

— Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети: со словами с близким значением.

Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.

5. Тема урока.

Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.

— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

  • Узнаем, что такое синонимы.
  • Будем их сравнивать, подбирать.
  • Будем учиться использовать их в речи.

— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.

В этом нам поможет учебник

Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.

— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)

— Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.

Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.

— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

6. — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

— Кто готов, поднимите руку.

-Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?

— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка

— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

7. Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)

(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)

8Физминутка.

— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

Человек

9. Закрепление изученного.

1.— Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)

2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов

Мокрый – сырой

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – изумрудный ?

— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)

Найдите словарь синонимов на стр. 141

С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка

3. Игра «Найди пару»

Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.

Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.

4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)

5.Работа в группах по карточкам

Игра «Составь пары слов»

Мороз                              золотой

Жёлтый                            озорник

Пламя                               квакушка

Печаль                             грусть

Блестеть                           огонь

Шалун                              холод

Лягушка                           сверкать

Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !,кто ошибся один или два раза +, кто больше —

10. Самостоятельная работа. Тест.

— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь галочкой синоним к слову красный

  • алый
  • красавец
  • красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

  • сидеть
  • мчаться
  • лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

  • ученик
  • дети
  • приятель

(Самопроверка с интерактивной доски)

11. Домашнее задание:

— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 70

12. Рефлексия.

— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!

— Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами

Красный билетик – вам все удавалось на уроке!

Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Голубой – если у вас не все получилось…

13. Оценивание.

14. Итог урока.

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Урок во 2 классе

Тема: «Что такое синонимы»

Учителя начальных классов

МБОУ СОШ№6 с.Еленовское

Лактионовой Лалы Арефовны

Актуальность темы урока: Данная работа является актуальной, так как умение правильно употреблять синонимы делает нашу речь ярче, выразительнее, помогает избегать повторов одних и тех же слов. С синонимами учащиеся встречаются на уроках русского языка и литературного чтения. Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей. Это происходит за счет активного употребления в речи синонимов.

Цели урока:

Образовательные: формировать представление о синонимах, их синтаксической роли, умение находить синонимы в тексте, определять различие в лексическом значении, подбирать синонимы к определенному слову.

Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.

Формирование УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать .

Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на уроке, работа с разными видами заданий.

Планируемый результат:

Предметные:

Знать: значение и роль синонимов в речи.

Уметь: находить синонимы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи.

Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.

Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать успешность достижения целей учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; самостоятельное формулирование проблемной ситуации;

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, умение правильно построить высказывание.

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Ресурсы:

Основные:

Учебник «Русский язык». 2 класс. Учебник под редакцией В. П.Канакиной, В. Г.Горецкого. М.: Просвещение.

Дополнительные: распечатанные карточки.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему видно каждый из вас.

Улыбка, уверенность. Что ж, так держать!

За парты садитесь, пора начинать.

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(На доске запись)

Птицы улетают.

— Какое предложение записано?

— Дополните предложение, чтобы оно стало распространенным. Найдите и подчеркните основу предложения.

-В предложении подчеркните гласные буквы.

Распределительный диктант.

Запиши сначала односложные, затем двусложные и, наконец, трехсложные слова. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Ванна, слон, осьминог, сойка, сом, вал, Оля, осенний.

Нераспространенное

Учащиеся называют несколько предложений, одно записывается

III. Самоопределение к деятельности

На доске карточки с буквами:

У Д Г Р

— составьте из этих букв слово.

-составьте предложение со словом друг.

— каким словом можно заменить слово друг?

У слов друг, товарищ, приятель близкие значения. Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения.

Друг

Приятель, товарищ

IV. Работа по теме урока

Учитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в древнее государство Языкознания, в город Синонимию.

Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то там, то здесь, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном язык разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень им захотелось найти друзей. Волшебник выстроил их в один ряд, объединил наших знакомых под одним флагом, повелел им друг братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности , они стали называться одним словом – синонимы.

— Откройте учебник на с. 52,

прочитайте тему урока

— Кто может ответить на этот вопрос?

Игра «Третий лишний»

— Какое слово лишнее?

1. Морозный, холодный.

2. Большой, огромный,

3. Красивый, прекрасный,.

Упр. 66 (с. 52)

Прочитайте. Какие слова обозначают одно и тоже?

Одинаково или по – разному они произносятся?

— Запишите слова ключ, родник, источник.

Слова разные по написанию, но близкие по смыслу называются синонимами. Мы записали синонимы. Повторим это слово хором. В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь). У нас в учебнике словарь есть на с. 141.откройте его и посмотрите какие слова в нем записаны. Синонимы делают нашу речь богаче и выразительнее.

.

«Что такое синонимы»

(Что такое синонимы?)

(Синонимы — это слова с близким лексическим значением.)

вьюжный,

здоровый

милый

(Родник, ключ.)

(По- разному.)

V. Физминутка

У оленя дом большой

Он глядит в своё окно

Заяц по лесу бежит в дверь к нему стучит:

— Тук-тук-тук! Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

— Заяц, заяц забегай!

Лапу подавай!

Учащиеся повторяют движения за учителем

VI . Закрепление изученного материала

Работа по карточкам

— Подбери синонимы с удвоенными согласными, спиши, подчеркни удвоенную согласную.

Специальность — (профессия).

Обучение животных – (дрессировка).

Асфальтированная дорога – (шоссе).

Игра на льду — (хоккей).

Помещения в школе – (класс).

Один из самых главных предметов – (русский язык)

— Упр. 69 (с. 53)

— Прочитайте стихотворение. Какой вы представляете себе осинку?

— Как автор это показал? Прочитайте стихотворение так, как оно записано,- орфографически.

-Какие знакомые орфограммы встретились?

— Проговорите стихотворение несколько раз.

— А теперь проговорим его хором.

-Запишите стихотворение по памяти, подчеркните синонимы.

Мерзнущую, ей очень холодно.

Он использовал синонимы зябнет, стынет, мерзнет, дрожит.

VII. Рефлексия

Учитель предлагает подобрать и записать синонимы к словам веселый, огромный, жаркий, смелый.

Кто считает, что он сегодня постарался и написал отлично?

— Кто недоволен своей работой?

— Что в работе показалось особенно трудным?

— Что вы выполняли с легкостью?

VIII. Подведение итогов

Расскажите что такое синонимы?

— Какова роль синонимов в речи? (

Синонимы помогают уточнить значение слова. Синонимы используют, чтобы предотвратить повторы одних и тех же слов в тексте.

Список использованной литературы

1. В. Волина. Веселая грамматика. -М. Издательство «Знание» .1995.

2. Научно – методический журнал «Начальная школа» (№1, 1995 г.)

3. Научно – методический «Начальная школа» (№5 1994 г.)

2

Дата:
16.11.2021

Тема:
«
Что такое синонимы?»

Цель:
создание условий для ознакомления обучающихся с понятием
«синонимы».

Задачи:
1. Познакомить обучающихся с понятием «синонимы».
2. Научить
находить синонимы в тексте и подбирать близкие по значению слова.

3. Развивать устную речь, учить делать выводы.
4. Воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые
результаты:

Предметные: развивать навыки работы с текстом, расширить словарный запас
обучающихся.

Личностные:
уметь осознавать свои возможности в учении.

 Метапредметные:

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную
информацию, выявлять известное и неизвестное.

Коммуникативные: соблюдать правила работы в парах, участвовать в общей
беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Оборудование:
учебник «Русский язык» 2 класс 1 часть авторы В.П.Канакина,
В.Г.Горецкий, презентация, карточки заданием.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивационно-ориентировочный

1.Приветствие.

2.Психологический настрой.
Посмотрите внимательно на слайд. Давайте прочитаем слова,
которые на нём написаны.
           «Всё, что мы делаем, нужно!
             Значит, давайте трудиться
             Честно, усердно и дружно!»
— К чему призывают нас эти слова?
— Пусть эти слова станут девизом нашего сегодняшнего урока.

3.Пальчиковая гимнастика.
— Ребята, сейчас мы проведём пальчиковую гимнастику. Для чего мы
её проводим?


Раз, два, три, четыре, пять – 

Будем листья собирать.

Листья берёзы, 

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. 

4.Минутка чистописания.
— Молодцы! А сейчас мы проведём
минутку чистописания. Для чего мы её проводим?

— Откройте свои тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки,
сядьте правильно: выпрямите спины и поставьте ноги ровно. Запишите
сегодняшнее число, классная работа. Писать нужно каллиграфически, обращая
внимание на правильное соединение букв.

— Мы с вами напишем заглавную и строчную букву «Ч», «ч».
Посмотрите, на доске изображён образец написания этих букв.
— На первой строке пропишите по образцу заглавную букву «Ч» и подчеркните ту
букву, которую получилось написать красивее всех.

— На второй строке пропишите строчную букву «ч» и подчеркните
букву, которую написали красивее всех.
— Отметьте, как вы справились с заданием в листах самооценки.
5.С
ловарная работа.

Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним словарным словом. А чтобы узнать с
каким, давайте посмотрим на картинку.

(на
слайде изображение собаки)

— Что же
это за слово?


Правильно. Объясните лексическое значение этого слова.


Давайте проверим, прочитайте значение со слайда.


Ребята, посмотрите, как пишется это слово? Назовите орфограмму в слове.

На какой
слог падает ударение в этом слове?

Запишите
слово посередине строки, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

Составьте
предложение со словом «собака». Запишите его на следующей строке.

— Отметьте, как вы справились с заданием в листах самооценки.

6.Актуализация знаний учащихсяПодведение к теме урока.

— Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано
предложений?

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели
в теплые страны.

— Какие это предложения? Расставьте знаки препинания у доски.
Остальные у себя в тетрадях.

— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу.

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении?

— Правильно, ребята, а каким словом можно заменить слово
«пришла»?

— Что общего у этих слов?

— А кто знает, как называются эти слова?

Приветствуют учителя

Читают
слова со слайда


— Слова призывают нас трудиться честно, усердно и дружно

— Для того, чтобы размять пальцы рук и красиво писать в своих
тетрадях

Сжимают и разжимают кулачки

Загибают на каждую сточку по одному пальцу

Сжимают и разжимают кулачки

— Для того, чтобы наше письмо было правильным и
аккуратным

Открывают тетради, кладут их с наклоном
Садятся правильно
Записывают число и классная работа

Смотрят на образец написания букв

Пишут заглавную букву «Ч»

Пишут строчную букву «ч»

Собака

— Домашнее животное
семейства псовых.

Слoвo «coбaкa» пишeтcя c бyквoй «o».
Ударение падает на второй слог с буквой «а».

Записывают

— Три предложения

— Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы
улетели в тёплые страны.

— Пришла

— Наступила, настала, началась
— Слова с близким значением
Предлагают разные варианты

II.Поисковый

1.Определение
темы и задач урока.

— Чтобы узнать, как называются такие слова, и определить
тему нашего урока откройте учебник на странице 52 и прочитайте вопрос, на
который мы должны будем ответить сегодня.

— Да, тема нашего урока «Что такое синонимы?».

А какие задачи поставим перед собой? 

Познакомимся…

Научимся…

— Подпишите на доске последовательность, с которой мы будем
выполнять задачи. С какой задачи начнём?

2.Работа с правилом.

— Чтобы узнать, что такое синонимы, давайте прочитаем правило на
странице 52.

— Сделаем вывод, что же называется
синонимами?

3.Работа с текстом.

— А для чего нужны синонимы?

— Чтобы ответить на этот вопрос, я
предлагаю вам прочитать два текста.

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

— О чём они?

— Что о ней сказано в первом тексте?

— А что во втором?
— Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?

— Какими словами синонимами заменили слово зябнет?

— Запишите эти слова в
тетрадь.

— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

Давайте попробуем сделать вывод, для
чего нужны синонимы
?

— Отметьте, как вы справились с заданием в листах самооценки.

— Какую задачу мы сейчас с вами решили?

— Что
такое синонимы?

— Познакомимся
с понятием «синонимы»


Научимся находить синонимы в тексте и подбирать близкие по значению слова


Познакомимся с понятием «синонимы»

Читают правило

— Синонимы –  это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу они одинаковые
или очень близкие.

Читают тексты

— О осинке
— Зябнет на солнышке, зябнет в жару

— Стынет на солнышке, мёрзнет в жару

— Стынет, мёрзнет

Записывают слова

— Синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и
тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет,
мерзнет)

Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и
выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.

Познакомились с понятием «синонимы»

III.Практический

1.Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

2. Работа в парах.

— Сейчас мы поработаем в парах. Вспомните правила работы в паре.

— У вас на партах лежат карточки с заданием. Вам нужно подобрать
синонимы, которыми можно объяснить значение слов.

— Что надо делать, если вы не знаете синоним?

— Найдите словарь синонимов на стр. 141, он поможет вам, если
возникнут затруднения.

Мокрый –

Луна –

Лгать –

Зелёный – 

— Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.

— Отметьте, как вы справились с заданием в листах самооценки.

3. Игра «Убери лишнее».

— Теперь вам нужно выполнить задание на
интерактивной доске. Остальные у себя в тетрадях. Подчеркните в каждой строке
слово, которое не является синонимом для остальных.

Работа;
дело; труд; отдых.

Мокрый;
влажный; чёрствый; сырой.

Красивый;
прекрасный; привлекательный; ужасный.

4. Самостоятельная работа.

— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете
подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь галочкой синоним к слову красный

·        
алый

·        
красавец

·        
красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

·        
сидеть

·        
мчаться

·        
лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

·        
ученик

·        
дети

·        
приятель

— Проверим, как вы выполнили задание под документ-камерой.

— Отметьте, как вы справились с заданием в листах самооценки.

— Какую задачу мы сейчас решили?

Выполняют
физкультминутку

— Работать должны оба; один говорит, другой слушает; своё
несогласие высказывать вежливо; если что-то не понял, переспросить.

— Обратиться
в словарь

Мокрый – сырой

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – изумрудный

Работа;
дело; труд; отдых.

Мокрый;
влажный; чёрствый; сырой.

Красивый;
прекрасный; привлекательный; ужасный.

·        
— Алый

— Мчаться

— Приятель


Научились находить синонимы в тексте и подбирать близкие по значению слова

IV.Рефлексивно-оценочный

1.Обобщающая
беседа.

— Что же
такое синонимы?


— Для чего их используют в речи?

2.Рефлексия.

— На доске вы видите «Лесенку знаний» с разноцветными ступенями
и звёздочки. Подойдите к доске и поместите звёздочку на зелёную ступень, если
вы всё поняли и у вас всё получалось; на жёлтую – если вы всё поняли, но у
вас были затруднения; на красную – если вы ни с чем не справились.

3.Домашнее задание.

— Запишите домашнее задание. Вам нужно будет выполнить
упражнение 68 на странице 53.

— Урок окончен. До свидания!

— Синонимы –  это слова, которые произносятся по-разному, а по
смыслу они одинаковые или очень близкие.

— Синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и
тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях

Оценивают
свою работу на уроке

Записывают
домашнее задание

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Прыгать

Пламя

Огонь

Азбука

Бросать

Озорник

Красный

Скакать

Алфавит

Кидать

Шалун

Алый

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Вспомните лексическое значение каждого слова.

3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.

4.Соедините слова.

Правильный ответ:

Прыгать – скакать

Огонь – пламя

Бросать – кидать

Красный – алый

Алфавит – азбука

Шалун – озорник

Задание. Подчёркивание.

Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.

Работа; дело; труд; отдых.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Найдите определение синонима.

3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.

Правильный ответ:

Работа; отдых; дело; труд.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте,

использовать в речи;

Задачи:

Сформировать умение называть признаки синонимов;

• наблюдать за использованием синонимов;

расширить словарный запас учащихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и

искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои

действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и

сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность

за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,

учебники «Русский язык» В.П. Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый,

голубой.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята!

Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи

За работу, в добрый час.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир

русского языка.

Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме

Перед работой разогреем пальчики

Пальчиковая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в порядке,

Если делаешь зарядку.

Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).

С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными

людьми)

Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его

исследователями.

А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать,

выполнять различные задания, делать выводы).

2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си

Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску,

что вы видите? (буквы и соединения)

Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

Произнесите звуки, которые обозначает буква С

Что вы о них можете рассказать?

Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?

Напишите красиво по образцу.

3. Словарная работа.

Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина)

Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и

скажите, как правильно его нужно писать?

Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что

звук, а в этом слове обозначается буквой О.

Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).

Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова

«осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зеленобелой гладкой корой).

Как назвать её подругому? (осинка)

Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

Запишите все слова и подчеркните букву.

4. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений?

(3) (На доске запись)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые

страны.

Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в

тёплые страны.)

(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)

Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет

основу у доски)

Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила,

настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

А кто знает, как называются эти слова?

Дети предлагают разные варианты.

Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети: со словами с близким значением.

Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или

одинаковым значением.

5. Тема урока.

Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока

Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом

нашего исследования.

Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

Узнаем, что такое синонимы.

Будем их сравнивать, подбирать.

Будем учиться использовать их в речи.

Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.

В этом нам поможет учебник

Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.

Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)

Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по разному.

Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.

Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к

нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

6.А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю

прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во

втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Кто готов, поднимите руку.

Какими словами синонимами заменили слово зябнет?

Запишите эти слова в тетрадь. Проверка

Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

7. Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы

детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и

тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет,

мерзнет).)

(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и

выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)

8. Физминутка.

Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

Человек

9. Закрепление изученного.

1.Итак, что же такое словасинонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более

выразительно, красиво, обогащают наш язык)

2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов

Мокрый – сырой

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – изумрудный ?

Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)

Найдите словарь синонимов на стр. 141

С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово

выберите сами. Проверка

3. Игра «Найди пару»

Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять,

носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.

Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас

получились.

4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)

5.Работа в группах по карточкам

Игра «Составь пары слов»

Мороз золотой

Жёлтый озорник

Пламя квакушка

Печаль грусть

Блестеть огонь

Шалун холод

Лягушка сверкать

Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте

!,кто ошибся один или два раза +, кто больше

10. Самостоятельная работа. Тест.

А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать

синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь галочкой синоним к слову красный

алый

красавец

красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

сидеть

мчаться

лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

ученик

дети

приятель

(Самопроверка с интерактивной доски)

11. Домашнее задание:

Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 70

12. Рефлексия.

Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!

Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами

Красный билетик – вам все удавалось на уроке!

Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Голубой – если у вас не все получилось…

13. Оценивание.

14. Итог урока.

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык.

Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо

за урок.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое синонимы анонимы антонимы
  • Что такое синонимы алый
  • Что такое синоним шуршание
  • Что такое синоним цифра
  • Что такое синоним фото