Русский язык. 2 класс.
Урок 24. Что такое синонимы?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Синонимы.
- Группы синонимов.
Глоссарий по теме:
Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.
Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.
2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.
3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.
Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.
Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.
Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.
Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.
Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.
А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».
Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.
Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.
Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:
Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.
Так гораздо лучше!
Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.
Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».
Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».
Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».
Подведём итоги урока.
Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.
Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.
Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.
Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.
Прыгать |
Пламя |
Огонь |
Азбука |
Бросать |
Озорник |
Красный |
Скакать |
Алфавит |
Кидать |
Шалун |
Алый |
Подсказка.
1.Прочитайте теоретический материал.
2.Вспомните лексическое значение каждого слова.
3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.
4.Соедините слова.
Правильный ответ:
Прыгать – скакать
Огонь – пламя
Бросать – кидать
Красный – алый
Алфавит – азбука
Шалун – озорник
Задание. Подчёркивание.
Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.
Работа; дело; труд; отдых.
Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.
Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.
Подсказка.
1.Прочитайте теоретический материал.
2.Найдите определение синонима.
3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.
Правильный ответ:
Работа; отдых; дело; труд.
Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.
Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
начальная
школа-детский сад №82 города Тюмени
урок
во 2 «Б» классе для обучающихся с ЗПР
«Что
такое синонимы»
Учитель:
Л.Ю. Лупенкова
5
октября 2018 г.
Тип урока: урок изучения нового
материала.
Цель:
Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте,
использовать в речи;
Задачи:
• Сформировать умение называть признаки синонимов;
• наблюдать за использованием синонимов;
• расширить словарный запас учащихся.
Личностные: осознание алгоритма учебного
действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять
учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать
и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения
находить синонимы в тексте;
Коммуникативные: формировать умение
сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать
на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за
действиями партнёра.
Оборудование: компьютер, мультимедийный
проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П. Канакина
для 2 класса.
Ход
урока:
I.
Психологический
настрой.
Прозвенел
и смолк звонок,
Начинаем
наш урок.
Сегодня у нас новая тема, а это значит, что вы получите новые
знания.
II.
Организационный момент.
Проверьте готовность к уроку: у вас на парте должны быть
учебник, тетрадь, пенал. Сядьте так, как сидят ученики на демонстрационном
плакате.
III.
Каллиграфическая
минутка.
5 октября.
Классная работа.
Ученик даёт детям
задание: «Пропишите красиво и аккуратно заглавную и строчную букву.
С, с, дети дают
характеристику звуков, которые обозначает буква.
Один ученик
работает у доски. Другой ученик проверяет его работу.
[ с] – согласн.
глух. парн.
Остальные дети
выполняют самопроверку, оценивают свою работу знаками.
+ — работа
выполнена верно.
V –
есть ошибки.
— — работу не
смог выполнить.
се, со,
сы, су
Запишите
соединения, подчеркните те из них, где звук [ с] звучит твёрдо.
Самопроверка по
экрану и самооценка.
IV.
Словарная
работа.
— Прочитайте.
КАБОСА (слово
составлено из магнитных букв на доске )
— Является ли
данная запись словом? (Нет)
Почему? (Не имеет
лексического значения)
— Какое задание вы
бы предложили выполнить, чтобы получилось слово?
(Поменять местами
буквы)
СОБАКА (ученик
меняет местами буквы)
Слайд 3
Объясните
лексическое значение слова СОБАКА
1. Собака –
это домашнее животное.
Слайд 4
— Какую букву в
слове нужно запомнить?
— Запишите слово,
подчеркните орфограмму, определите ударение.
V.
Физминутка.
1)Для
глаз.
Посмотрите
влево, вверх, вниз, вправо, поморгайте быстро-быстро, зажмурьте глаза.
2)
Двигательная
Найдите
слово. (Дети встают, ходят по кабинету, находят карточку со словом ПЁС, с
иллюстрацией, как на слайде № 3)
VI.
Введение
в новую тему.
—
Объясните лексическое значение слова пёс.
— Схоже ли
данное слово по смыслу со словом собака? А по написанию?
СОБАКА
ПЁС
— Вы
хотите узнать, как в русском языке называются такие слова?
Где вы
можете узнать эту информацию? (в учебнике, Интернете, у знающего человека)
Дети
делятся на группы: узнают информацию из разных источников.
(в классе
есть тьютор, к нему обращаются за помощью)
Назовите
тему урока. (синонимы).
Запишите это слово
в тетрадь, подчеркните орфограммы.
Слово «синоним» пришло к нам из греческого
языка и обозначает «одноименный».
Сделаем вывод,
какие слова являются синонимами? (ответы детей)
VII.
Работа
над новой темой.
Помогите
найти каждому слову найти пару.
быстро
жёлтый
ребята
смотрит
ложь
скоро
золотой
отдых
видит дети
перемена неправда
Запишите
образовавшиеся пары.
VIII. Физминутка.
IV.
Закрепление изученного.
Смелый
–
Смешной
–
Синий
–
К
данным словам нужно подобрать синонимы. (дети предлагают варианты, вызывает
затруднение подобрать синоним к слову синий).
У
вас в учебнике имеется словарь синонимов, откройте его стр 141, прикрепите
закладку.
Используя
словарь, напишите синонимы к данным словам.
Вывод. Что нужно делать, если вы не знаете
синоним? (обратиться к словарю синонимов)
X. Применение знаний.
Работа в парах. Найдите в предложении синонимы.
После дождя блестела трава, сверкала река, сияла листва.
Взаимопроверка по слайду.
Послушайте, как бы звучало предложение, если бы в нём не было
синонимов.
Вывод. Для чего
нужны синонимы? (делают нашу речь красивой, выразительной, помогают избежать
повторов)
XI.
Рефлексия.
}
Сегодня я узнал …
}
Было интересно…
}
Было трудно …
}
Теперь я могу …
}
Я научился …
}
У меня получилось..
XII.
Оцените себя. (считают плюсы, говорят, на какую
оценку работали)
XIII.
Домашняя работа.
Подобрать
синонимы к слову игра.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
г. Тайга
ОТКРЫТЫЙ УРОК
во 2 «В» классе
на тему
«Что такое синонимы?»
Подготовила: учитель начальных классов
Небогатова К.А.
2019 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: знакомство с синонимами; умение находить синонимы в тексте, использовать в речи;
Задачи:
• Сформировать умение называть признаки синонимов;
• наблюдать за использованием синонимов;
• расширить словарный запас учащихся.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П. Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.
Ход урока:
1. Орг. момент.
— Здравствуйте, ребята!
— Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?
Пожелаю вам удачи-
За работу, в добрый час.
Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка.
— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме
— Перед работой разогреем пальчики
Пальчиковая разминка
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Будет все у нас в порядке,
Если делаешь зарядку.
— Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).
— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)
— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.
— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).
2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си
— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)
Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.
— Произнесите звуки, которые обозначает буква С
— Что вы о них можете рассказать?
— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?
— Напишите красиво по образцу.
3. Словарная работа.
Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?
— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.
— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).
— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).
— Как назвать её по-другому? (осинка)
Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)
Запишите все слова и подчеркните букву.
4. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы
Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.
Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)
(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)
— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)
— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)
— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).
— А кто знает, как называются эти слова?
Дети предлагают разные варианты.
— Ребята, а почему все называют разные ответы?
Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.
— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?
Дети: со словами с близким значением.
Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.
5. Тема урока.
Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.
— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?
- Узнаем, что такое синонимы.
- Будем их сравнивать, подбирать.
- Будем учиться использовать их в речи.
— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.
В этом нам поможет учебник
Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.
— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)
— Какие два момента вы должны уяснить?
Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.
Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.
— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».
6. — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?
1. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
— Кто готов, поднимите руку.
-Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?
— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка
— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?
7. —Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)
(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)
8. Физминутка.
— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.
Человек
9. Закрепление изученного.
1.— Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.
— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)
2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.
Игра «Объясни словечко»
Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов
Мокрый – сырой
Луна – месяц
Лгать – обманывать
Зелёный – изумрудный ?
— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)
Найдите словарь синонимов на стр. 141
С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка
3. Игра «Найди пару»
Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.
Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.
4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)
5.Работа в группах по карточкам
Игра «Составь пары слов»
Мороз золотой
Жёлтый озорник
Пламя квакушка
Печаль грусть
Блестеть огонь
Шалун холод
Лягушка сверкать
Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !Кто ошибся один или два раза +, кто больше —
10. Самостоятельная работа. Тест.
— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.
1. Отметь галочкой синоним к слову красный
- алый
- красавец
- красота
2. Отметь галочкой синоним к слову бежать
- сидеть
- мчаться
- лежать
3. Отметь галочкой синоним к слову друг.
- ученик
- дети
- приятель
11. Домашнее задание:
— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 70
12. Рефлексия.
— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!
-Ребята, оцените свою работу с помощью наших помощников (смайликов)
13. Итог урока.
Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.
Цель: знакомство со
словами-синонимами.
Задачи:
- создать условия для наблюдения за сходством и
различием слов-синонимов; - учить детей распознавать синонимы;
- развивать речь детей, память, познавательную
активность, воспитывать культуру речи; - способствовать развитию аналитического
мышления, умения сравнивать, выделять
существенные признаки, обобщать, делать выводы; - воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу во время выполнения заданий в парах,
группах, умение уважительно относиться к позиции
другого человека, справедливо оценивать работу
другого, объяснять своё несогласие; - формировать основы учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, эмоциональный настрой на урок.
2. Чистописание
а ш м г и
– Разделите все буквы на группы.
Возможные варианты:
и а ш
м гбуквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш и м
а гиспользование элементов
написания букв,
а и м г
шбуквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.
Запись: Шш Шш
Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.
– Какие буквы пропущены? Докажите.
Самооценка работы.
Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».
– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов).
3. Словарная работа. Актуализация знаний
М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.
4. Определение учебной задачи
Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.
Тексты для 1 группы:
- Строители возвели новый дом. Красивое здание
расположено на центральной улице города. Это
жилище предназначено для рабочих крупного
завода. Людям очень нравится новая постройка. - Строители возвели новый дом. Красивый дом
расположен на центральной улице города. Этот дом
предназначен для рабочих крупного завода. Людям
очень нравится новый дом.
Тексты для 2 группы:
- С самого утра во дворе слышны весёлые крики
малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет детворе кататься с горки. - С самого утра во дворе слышны весёлые крики
ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет ребятам кататься с горки.
Тексты для 3 группы:
- В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши. - В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
превратил кролика в собаку. Потом волшебник
заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
понравилось выступление волшебника. Они громко
хлопали в ладоши.
Задание группам: сравните тексты.
– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.
Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.
– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?
Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.
– Что вы хотели бы узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)
– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).
5. Формулирование темы урока
– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:
Скорый –
быстрый
Притворный –
лживый
Прекрасный –
чудесный
Огромный –
большой
Мощный –
сильный
Занимательный – интересный
Отважный –
смелый
Сообразительный – умный
Синонимы.
6. Работа над правилом.
– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).
– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».
7. Работа со словарями
Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).
8. Первичное закрепление. Работа в парах
– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.
- Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
- Маленькая, огромная, крошечная,
малюсенькая, небольшая. - Охранять, караулить, сторожить,
лаять, стеречь. - Отдых, труд, дело, работа.
- Победить, одолеть, драка, разгромить,
разбить. - Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
- Жаркий, горячий, целый, жгучий,
знойный.
– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)
Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.
Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый
9. Физпауза
10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.
– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.
Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.
– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.
Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )
11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.
Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.
Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.
– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)
Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».
12. Самостоятельна работа
Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.
Домашнее задание: учебник с. 43, № 3.
13. Дифференцированная работа.
(Карточки)
Соединить стрелками слова-синонимы:
14. Итог урока
– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.
1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …
а) омонимы
б) синонимы
в) омографы
2. Синонимы близки …
а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению
3. Синонимы отвечают …
а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»
4. Найди группу синонимов:
а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный
5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:
а) спокойный
б) шумный
в) быстрый
15. Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке.
– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились.
– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.
– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом.
– Спасибо!
Список литературы:
- «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам,
авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
др. – М.: Вентана-Граф, 2009. - Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
Вентана-Граф,2011. - Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.
Конспект логопедического занятия
Тема занятия «Что такое синонимы?»
Класс 2 класс (Нарушение чтения и письма, обусловленное НВОНР)
Цель занятия: познакомить детей с понятиями «синонимы» и основными признаками синонимов.
Планируемые результаты:
Предметные |
-Знать, что такое синонимы; — знать этимологию слова «синонимы»; — определять или уточнять лексическое значение слов по тексту; — использовать слова с близким значением в устной и письменной речи; — аргументированно доказывать, что данные слова являются (не являются ) синонимами. |
Метапредметные (П-познавательные, Р — регулятивные, К — коммуникативные) |
Познавательные: — осуществлять логические действия сравнения, анализа, обобщения, классификации, самостоятельно определять основания для группировки, проводить аналогию, относить к известным понятиям; — использовать различные источники информации, осуществлять поиск информации в словарях; — расширять свои представления об окружающем мире через лексику слов. Регулятивные: — принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать её, вносить коррективы, оценивать её результаты и эффективность способов деятельности. Коммуникативные: — умение слушать собеседника, вести диалог излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; — анализировать речевые высказывания с использованием в них изучаемых языковых средств. |
Личностные |
— ценностное отношение к родному языку как средству выражения культуры своего народа; — интерес к изучению языковых явлений. |
Оборудование: презентация —
Презентация по теме «Синонимы»
PPTM / 1.44 Мб
/data/files/i1664174334.pptm (Презентация по теме «Синонимы»), интерактивная доска, индивидуальные планшеты, ручки зелёного и синего цвета, простой карандаш, набор карточек для рефлексии с изображением карамели (зелёного, синего и красного цвета).
Ход занятия
Этап занятия |
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность детей |
|
1. Мотивация к учебной д-ти |
— Ребята, посмотрите на слайд, кто на нём изображён? — Что делает паровозик? — Какой паровозик, опишите его. — Паровозик очень рад встрече с нами, поэтому он нам и улыбается. — Ребята, желаю вам такого же положительного настроения, как и у паровозика на протяжении всего занятия, чтобы вы были такими же хорошими, дружными и активными. |
Отвечают на вопросы: — На нём изображён паровозик. — Паровозик улыбается. — Хороший, добрый, славный, добродушный. |
|
2. Создание проблемной ситуации |
— Ребята, сегодня мы отправимся с паровозиком в страну слов. Эти слова имеют своё название. Прочитайте наоборот и узнаете название страны, в которую мы отправимся. — Ребята, у нас такая проблема: вы знаете, что это за слова-синонимы? |
— Синонимы. Нет. |
|
3. Формулировка учебной задачи |
— А если вы не знаете, то хотите узнать? Давайте сформулируем цель нашего урока- путешествия? |
Цель нашего урока-путешествия: познакомиться с понятием «синонимы» и основными их признаками. |
|
4. Составление плана решения задача |
— В ходе путешествия мы решим следующие задачи: 1. Узнать, что такое синонимы. 2. Находить синонимы в тексте, обратить внимание на их лексическое значение. 3. Учится подбирать к словам синонимы. — Ребята, выстройте задачи в нужной последовательности. — За каждую правильно выполненную задачу- вы должны оценить себя. Для этого паровозик привёз нам леденцы зелёного, синего и красного цвета. — Вы показываете леденец зелёного цвета, если правильно выполнили задание! Допустили 1 ошибку и самостоятельно её исправили! — Вы показываете леденец синего цвета, если нуждались в помощи учителя при выполнении задания! Допустили 1 или 2 ошибки! — Вы показываете леденец красного цвета, если задание выполнили неверно! Постоянно нуждались в помощи учителя! — Прежде, отправится в путь в страну синонимов давайте вспомним, правила, изученные на прошлых уроках. Дна слайде написаны формулировки, вставьте пропущенные слова. — Эти знания позволят нам выполнить все задания и решить 3 задачи! — Молодцы! Ну что в путь! |
Слушают учителя-логопеда. Вставляют в формулировки пропущенные слова. |
|
5. Исполнительские действия |
1. Первая станция «Синонимия». Какую задачу нам нужно решить на данной станции?
Скажи «родник» – И вот возник, Бежит в зелёной чаще Весёлый ключ журчащий. А. Барто
— Какие слова вы выписали? -Какой можно сделать вывод? Что такое синонимы? Одинаково или по-разному они произносятся? — Давайте сформулируем правило. Для этого нужно восстановить последовательность строчек в правиле. Работаем всей группой. — Слово «синоним» в переводе с греческого значит «одноимённый». -Где мы можем найти синонимы? -А ещё ребята в русском языке существует словарь синонимов. В в учебнике русского языка есть краткий словарь синонимов на стр. 141. — А теперь оцените себя! — Молодцы! Решили первую задачу, выполнив задание! (Обвожу маркером лист с первой задачей) Едем дальше! Физминутка Загудел паровоз 2. Вторая станция «Поисковая». Какую задачу нам нужно решить на данной станции? -Прочитайте стихотворение. Какой вы представили осинку? — Как автор это показал? — Прочитайте стихотворение ещё раз и представьте картину, описанную Ириной Токмаковой. — Почему осину автор называет осинкой? — Кто видел, как дрожит осина на ветру? Посмотрите видео, как дрожит осина на ветру. У осинки длинный черенок у листа, и от небольшого ветра она дрожит, трепещет. — Какие слова говорят о том, что она мёрзнет. — Прочитайте стихотворение так, как оно записано, — орфографически. — Какие знакомые орфограммы встретились? — Проговорите стихотворение соседу и послушайте его. — А теперь проговорим стихотворение хором. — Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните синонимы. Проверьте себя! Оцените себя! — Молодцы ребята мы выполнили с вами 2-ю задачу! — Вот мы и приблизились к 3-й станции «Узнавандия». Для решения 3й задачи вам нужно поработать в парах. — Откройте приложение на планшетах для считывания кюар-кода, считайте кюар код, у вас открылась интерактивное упражнение «Синонимы». Прочитайте задание. Что нужно сделать? https://learningapps.org/watch?v=pp9drtven21 — Покажите мне, когда выполните упражнение. — Оцените работу пары карамелью соответствующего цвета! — Молодцы ребята мы выполнили с вами 3-ю задачу и достигли поставленной цели! |
Отвечают на поставленный вопрос. Читают стихотворение. Пишут «родник, ключ». Проверяют друг друга. Родник, ключ. — По-разному. Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу. Сформулируют правило, восстанавливая последовательность строчек в правиле. -В нашей речи. Дети оценивают. Выполняют упражнения физминутки. Находить синонимы в тексте, обратить внимание на их лексическое значение. -Мёрзнущую, ей очень холодно. -Это ласковое слово, автор жалеет её. — Он использовал синонимы зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет. Дети читают: — Стынет на солнышке и в жару. Дети отвечают: -Жи-ши – пиши с И. Проговаривают и слушают соседа. Проговаривают хором. Записывают по памяти и подчёркивают синонимы. Проверяют себя. — Подобрать синоним к слову. Выполняют интерактивное упражнение. Дети оценивают. |
|
6. Оценочная д-ть |
— Какие задачи мы выполняли, чтобы достигнуть цели? — Какая была цель? |
Перечисляют задачи и озвучивают цель. |
|
7. Рефлексивный анализ, оценка |
— Оцените себя за работу на протяжении всего занятия! |
Оценивают |
|
8. Рефлексивный анализ, самооценка |
— Ребята, надеюсь, урок-путешествие вам понравился. Если вам понравился урок и у вас отличное настроение сожмите кулачки и покажите 2 больших пальца вверх. Если просто хорошее настроение – 1 рукой , большой палец вверх. Если грустное настроение – большой палец вниз. |
Оценивают своё эмоциональное состояние в конце занятия. |