СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, называются текстом (от лат. textum — ткань, связь, соединение).
Очевидно, что все предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между двумя соседними предложениями текста есть смысловая связь, причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; содержание двух или нескольких предложений могут быть сопоставлены одно с другим; содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или прояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т.д. Целью задания 23 является определение типа связи между предложениями.
Формулировка задания может быть такой:
Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий)
Или: Определите вид связи между предложениями 12 и 13.
Помните, что предыдущее — НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным может быть ответ 11, если это предложение связано с 10-м тем, которым указано в задании. Ответов может быть 1 и больше. Балл за успешное выполнение задания задание — 1.
Перейдём к теоретической части.
Чаще всего мы используем такую модель построения текста: каждое предложение сцепляется с последующим, это называется цепной связью. (О связи параллельной скажем ниже). Мы говорим и пишем, соединяем самостоятельные предложения в текст по несложным правилам. Вот в чём суть: в двух соседних предложениях речь должна идти об одном и том же субъекте.
Всё типы связи принято делить на лексические, морфологические и синтаксические. Как правило, при соединении предложений в текст могут быть использованы одновременно несколько видов связи. Это существенно облегчает поиск искомого предложения в указанном фрагменте. Остановимся детально на каждом из видов.
23.1. Связь при помощи лексических средств.
1. Слова одной тематической группы.
Слова одной тематической группы — это слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия.
Примеры слов: 1) Лес, тропинка, деревья; 2) здания, улицы, тротуары, площади; 3) вода, рыба, волны; больница, медсёстры, приёмный покой, палата
Примеры связи в предложении: Далее тропинка обрывалась. Деревья, казалось, стояли сплошной стеной.
Вода была чистой и прозрачной. Волны набегали на берег медленно и бесшумно.
2. Родовидовые слова.
Родовидовые слов — слова, связанные отношением род – вид: род – более широкое понятие, вид – более узкое.
Примеры слов: Ромашка — цветок; берёза — дерево; автомобиль — транспорт и так далее.
Примеры предложений: Под окном всё так же росла берёза. Как много воспоминаний связано у меня с этим деревом…
Полевые ромашки становятся редкостью. А ведь это неприхотливый цветок.
3 Лексический повтор
Лексический повтор — повтор одного и того же слова в одинаковой словоформе.
Теснейшая связь предложений выражается прежде всего в повторе. Повтор того или иного члена предложения — главная особенность цепной связи. Например, в предложениях За садом находился лес. Лес был глух, запущен связь строится по модели «подлежащее — подлежащее», то есть названный в конце первого предложения субъект повторяется в начале следующего; в предложениях Физика есть наука. Наука должна пользоваться диалектическим методом — «модель сказуемое — подлежащее»; в примере Лодка причалила к берегу. Берег был усыпан мелкой галькой — модель «обстоятельство — подлежащее» и так далее. Но если в первых двух примерах слова лес и наука стоят в каждом из рядом стоящих предложений в одинаковом падеже, то слово берег имеет разные формы. Лексическим повтором в заданиях ЕГЭ будет считаться повтор слова в одинаковой словоформе, использованный с целью усиления воздействия на читателя.
В текстах художественных и публицистических стилей цепная связь посредством лексического повтора имеет нередко экспрессивный, эмоциональный характер, особенно когда повтор находится на стыке предложений:
Вот исчезает с карты Отечества Аральское море.
Целое море!
Использование повтора здесь использовано для усиления воздействия на читателя.
Рассмотрим примеры. Дополнительные средства связи мы пока не берём во внимание, смотрим только на лексический повтор.
(36) Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37) Он говорил правду: ему бывало страшно.
(15) Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16) 0 ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.
Обратите внимание: разные формы слов относятся к другому виду связи.Подробнее о различии см. в пункте о формах слова.
4 Однокоренные слова
Однокоренные слова — слова с одинаковым корнем и общим значением.
Примеры слов: Родина, родиться, рождение, род; рвать, обрыв, разорваться
Примеры предложений: Мне повезло родиться здоровым и крепким. История моего рождения ничем не примечательна.
Хоть я и понимал, что отношения нужно разорвать, но не мог этого сделать сам. Этот разрыв был бы очень болезненным для нас обоих.
5 Синонимы
Синонимы — слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.
Примеры слов: скучать, хмуриться, грустить; веселье, радость, ликование
Примеры предложений: На прощание она сказала, что будет скучать. Я знал, что тоже буду грустить по нашим прогулкам и разговорам.
Радость охватила меня, подхватила и понесла… Ликованию, казалось, не было границ: Лина ответила, ответила наконец!
Нужно отметить, что синонимы трудно находятся в тексте, если нужно искать связь только при помощи синонимов. Но, как правило, наряду с таким способом связи используются и другие. Так, в примере 1 есть союз тоже, об этой связи пойдёт речь ниже.
6 Контекстные синонимы
Контекстные синонимы — слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте, поскольку относятся к одному предмету (признаку, действию).
Примеры слов: котёнок, бедолага, шалун; девушка, студентка, красавица
Примеры предложений: Котёнок живёт у нас совсем недавно. Муж снял бедолагу с дерева, куда тот забрался, спасаясь от собак.
Я догадался, что она студентка. Девушка продолжала молчать, несмотря на все усилия с моей стороны разговорить её.
Эти слова в тексте найти ещё труднее: ведь синонимами их делает автор. Но наряду с таким способом связи используются и другие, что облегчает поиск.
7 Антонимы
Антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу.
Примеры слов: смех, слёзы; горячий, холодный
Примеры предложений: Я сделал вид, что мне приятна эта шутка и выдавил из себя что-то наподобие смеха. Но слёзы душили меня, и я быстро вышел из комнаты.
Слова её были горячими и обжигали. Глаза же леденили холодом. Я будто попал под контрастный душ…
8 Контекстные антонимы
Контекстные антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте.
Примеры слов: мышка — лев; дом — работа зелёный — спелый
Примеры предложений: На работе этот человек был серой мышкой. Дома же в нём просыпался лев.
Спелые ягоды можно смело использовать для приготовления варенья. А вот зелёные лучше не класть, они обычно горчат, и могут испортить вкус.
Обращаем внимание на неслучайное совпадение терминов (синонимы, антонимы, в том числе контекстные) в этом задании и заданиях 22 и 24: это одно и то же лексическое явление, но рассматриваемое под разным углом зрения. Лексические средства могут служить для связи двух стоящих рядом предложений, а могут и не быть связующим звеном. При этом они всегда будут средством выразительности, то есть имеют все шансы быть объектом заданий 22 и 24. Поэтому совет: выполняя задание 23, обращайте внимания на эти задания. Больше теоретического материала о лексических средствах вы узнаете из правила-справки к заданию 24.
23.2. Связь при помощи морфологических средств
Наряду с лексическими средствами связи, используются и морфологические.
1. Местоимение
Связь при помощи местоимений — это связь, при которой ОДНО слово или НЕСКОЛЬКО слов из предыдущего предложения заменяется местоимением. Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое местоимение, какие бывают разряды по значению.
Что необходимо знать:
Местоимения — это слова, которые используются вместо имени (существительного, прилагательного, числительного), обозначают лица, указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно.
По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений:
1) личные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они);
2) возвратное (себя);
3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой); в качестве притяжательных используются также формы личных: его (пиджак), её (работа), их (заслуга).
4) указательные (этот, тот, такой, таков, этакий, столько);
5) определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной );
6) относительные (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей);
7) вопросительные (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?);
отрицательные (никто, ничто, ничей);
9) неопределённые (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто).
Не забывайте, что местоимения изменяются по падежам, поэтому «тебе», «мне», «о нас», «о них», «никому», «каждого» — это формы местоимений.
Как правило, в задании указано, КАКОГО разряда должно быть местоимение, но это необязательно, если в указанном периоде нет других местоимений, выполняющих роль СВЯЗУЮЩИХ элементов. Нужно чётко осознавать, что НЕ ВСЯКОЕ местоимение, которое встречается в тексте, является связующим звеном.
Обратимся к примерам и определим, как связаны предложения 1 и 2; 2 и 3.
1) В нашей школе недавно сделали ремонт. 2) Я закончил её много лет назад, но иногда заходил, бродил по школьным этажам. 3)Теперь они какие-то чужие, другие, не мои….
Во втором предложении местоимений два, оба личные, я и её. Какое из них является той скрепочкой, которая соединяет первое и второе предложение? Если это местоимение я, то что оно заменило в предложении 1? Ничего. А что заменяет местоимение её? Слово «школу» из первого предложения. Делаем вывод: связь при помощи личного местоимения её.
В третьем предложении местоимений три: они, какие-то, мои. Со вторым связывает только местоимение они (=этажи из второго предложения). Остальные никак со словами второго предложения не соотносятся и ничего не заменяют. Вывод: второе предложение с третьим связывает местоимение они.
В чём практическая важность понимания этого способа связи? В том, что можно и нужно употреблять местоимения вместо существительных, прилагательных и числительных. Употреблять, но не злоупотреблять, так как изобилие слов «он», «его», «их» порой приводит к непониманию и неразберихе.
2. Наречие
Связь при помощи наречий — это связь, особенности которой зависят от значения наречия.
Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое наречие, какие бывают разряды по значению.
Наречия — это неизменяемые слова, которые обозначают признак по действию и относятся к глаголу.
В качестве средств связи могут быть использованы наречия следующих значений:
Времени и пространства: внизу, слева, рядом, вначале, издавна и подобные.
Примеры предложений: Мы приступили к работе. Вначале было тяжело: не получалось работать в команде, не было идей. Потом втянулись, почувствовали свои силы и даже вошли в азарт. Обратите внимание: Предложения 2 и 3 связаны с предложением 1 при помощи указанных наречий. Такой тип связи называется параллельной связью.
Мы взобрались на самую вершину горы. Вокруг нас были только вершины деревьев. Рядом с нами проплывали облака. Аналогичный пример параллельной связи: 2 и 3 связаны с 1 при помощи указанных наречий.
Указательные наречия. (Их иногда называют местоименными наречиями, так как они не называют, как или где происходит действие , а лишь указывают на него): там, тут, туда, тогда, оттуда, потому, так и подобные.
Примеры предложений: Прошлым летом я отдыхала в одном из санаториев Белоруссии. Оттуда практически невозможно было позвонить, не говоря уже о работе в интернете.Наречие «оттуда» заменяет целое словосочетание.
Жизнь текла своим чередом: я учился, мама с отцом работали, сестрёнка вышла замуж и уехала с мужем. Так прошло три года. Наречие «так» обобщает всё содержание предыдущего предложения.
Возможно использование и других разрядов наречий, например, отрицательных: В школе и в вузе у меня не складывались отношения с ровесниками. Да и нигде не складывались; впрочем, я от этого не страдал, у меня была семья, были братья, они заменили мне друзей.
3. Союз
Связь при помощи союзов — самый распространённый тип связи, благодаря которому между предложениями возникают различные отношения, связанные со значением союза.
Связь при помощи сочинительных союзов: но, и, а, зато, также, или, однако и других. В задании может быть указан тип союза, а может и не быть указан. Поэтому следует повторить материал о союзах.
Подробно о сочинительных союзах рассказано в специальном разделе →Перейти к разделу «Сочинительные союзы»
Примеры предложений: К концу выходного дня мы невероятно устали. Но настроение было потрясающее! Связь при помощи противительного союза «но».
Так было всегда…Или это мне так казалось...Связь при помощи разделительного союза «или».
Обращаем внимание на то, что очень редко один лишь союз участвует в образовании связи: как правило, одновременно используются лексические средства связи.
Связь при помощи подчинительных союзов: ибо, так что. Очень нетипичный случай, так как подчинительные союзы связывают предложения в составе сложноподчинённого. На наш взгляд, при такой связи имеет место намеренный разрыв структуры сложного предложения.
Примеры предложений: Я был в полном отчаянии…Ибо не знал, что предпринять, куда идти и, самое главное, к кому обратиться за помощью.Союз ибо имеет значение так как, потому что, указывает на причину состояния героя.
Экзамены я не сдал, в институт не поступил, помощи от родителей просить не мог и не стал бы этого делать. Так что оставалось одно: найти работу. Союз «так что» имеет значение следствия.
4. Частицы
Связь при помощи частиц всегда сопутствует другим видам связи.
Частицы ведь, и только, вот, вон, лишь, даже, же вносят дополнительные оттенки в предложение.
Примеры предложений: Позвоните родителям, поговорите с ними. Ведь это так просто и одновременно сложно — любить...
Все в доме уже спали. И только бабушка тихо бормотала: она всегда перед сном читала молитвы, выпрашивая у сил небесных лучшей доли для нас.
После отъезда мужа стало пусто на душе и пустынно в доме. Даже кот, обычно носившийся метеором по квартире, лишь сонно зевает и всё норовит забраться ко мне на руки. Вот на чьи руки опереться бы мне…Обратите внимание, связующие частицы стоят в начале предложения.
5. Формы слова
Связь при помощи формы слова состоит в том, что в рядом стоящих предложениях одно и то же слово используется в разных
- если это существительное — числе и падеже
- если прилагательное — роде, числе и падеже
- если местоимение — роде, числе и падеже в зависимости от разряда
- если глагол в лице (роде), числе, времени
Глаголы и причастия, глаголы и деепричастия считаются разными словами.
Примеры предложений: Шум постепенно нарастал. От этого нарастающего шума становилось не по себе.
Я был знаком с сыном капитана. С самим капитаном судьба меня не сводила, но я знал, что это лишь дело времени.
Обратите внимание: в задании может быть написано «форм слова», и тогда это ОДНО слово в разных формах;
«форм слов» — и это уже два слова, повторяющихся в соседних предложениях.
В различии форм слова и лексического повтора заключается особая сложность.
Информация для учителя.
Рассмотрим в качестве образца сложнейшее задание реального ЕГЭ 2016 года. Приводим полностью фрагмент, опубликованный на сайте ФИПИ в «Методических указаниях для учителей (2016 год)»
Затруднения экзаменуемых при выполнении задания 23 вызывали случаи, когда условие задания требовало различения формы слова и лексического повтора как средства связи предложений в тексте. В этих случаях при анализе языкового материала следует обратить внимание обучающихся на то, что лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей.
Приводим условие задания 23 и фрагмент текста одного из вариантов ЕГЭ 2016 г.:
«Среди предложений 8–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения».
Ниже приведено начало текста, данного для анализа.
– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!
(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.
(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.
(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.
Предложение 15 связано с предложением 14 с помощью личного местоимения «он» (Ярцев).
Предложение 16 связано с предложением 15 с помощью форм слова «лесник»: предложно-падежной формы, управляемой глаголом, и беспредложной формы, управляемой именем существительным. Эти словоформы выражают разные значения: значение объектное и значение принадлежности, и использование рассматриваемых словоформ не несёт стилистической нагрузки.
Предложение 17 связано с предложением 16 при помощи форм слов («на озере – на озеро»; «Берга – Берг»).
Предложение 18 связано с предыдущим при помощи личного местоимения «он» (Берг).
Верный ответ в задании 23 данного варианта – 10. Именно предложение 10 текста связано с предыдущим (предложение 9) с помощью лексического повтора (слово «он»).
Подведём итог, процитировав автора «Методическом пособии для учителей (2016)», И.П. Цыбулько: «Лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей».
Необходимо отметить, что среди авторов различных пособий нет единого мнения, что считать лексическим повтором — одно и то же слово в разных падежах (лицах, числах) или в одной и той же. Авторы книг издательства «Национальное образование», «Экзамен», «Легион» (авторы Цыбулько И.П., Васильевых И.П. , Гостева Ю.Н., Сенина Н.А.) не приводят ни одного примера, при котором слова в различных формах считались бы лексическим повтором.
При этом очень сложные случаи, при которых слова, стоящие в разных падежах совпадают по форме, рассматриваются в пособиях по-разному. Автор книг Сенина Н.А видит в этом формы слова. И.П. Цыбулько (по материалам книги 2017 года) видит лексический повтор. Так, в предложениях типа Я видел море во сне. Море звало меня у слова «море» разные падежи, но при этом несомненно есть та самая стилистическая задача, о которой пишет И.П. Цыбулько. Не углубляясь в лингвистическое решение этого вопроса, обозначим позицию РЕШУЕГЭ и дадим рекомендации.
1. Все явно не совпадающие формы — это формы слова, не лексический повтор. Обратите внимание, что речь идёт об одном и том же языковом явлении, что и в задании 24. А в 24 лексические повторы — это только повторяющиеся слова, в одинаковых формах.
2. Совпадающих форм в заданиях на РЕШУЕГЭ не будет: если и сами лингвисты-специалисты не могут в этом разобраться, то выпускникам школы это не под силу.
3. Если на экзамене попадутся задания с подобными трудностями, смотрим на те дополнительные средства связи, которые помогут определиться с выбором. Ведь у составителей КИМов может быть своё, отдельное мнение. К сожалению, так может быть.
23.3 Синтаксические средства.
Вводные слова
Связь при помощи вводных слов сопутствует, дополняет любую другую связь, дополняя оттенками значений, характерными для вводных слов.
Конечно, необходимо знать, какие слова являются вводными.
Об этом подробно рассказано в справке к заданию 17 →Перейти к разделу «Вводные слова»
Его приняли на работу. К сожалению, Антон был слишком амбициозен. С одной стороны, компании нужны были такие личности, с другой — он не уступал никому и ни в чём, если что-то было, как он говорил, ниже его уровня.
Приведём примеры определения средств связи в небольшом тексте.
(1)Мы познакомились с Машей несколько месяцев назад. (2)Мои родители ещё не видели её, но не настаивали на знакомстве. (3)Казалось, она тоже не стремилась к сближению, что меня несколько огорчало.
Определим, как связаны предложения в этом тексте.
Предложение 2 связано с предложением 1 при помощи личного местоимения её, которое заменяет имя Маша в предложении 1.
Предложение 3 связано с предложением 2 при помощи форм слова она/ её: «она» — это форма именительного падежа, «её» — это форма родительного падежа.
Кроме того, предложение 3 имеет ещё и другие средства связи: это союз тоже, вводное слово казалось, ряды синонимичных конструкций не настаивали на знакомстве и не стремилась к сближению.
Задание 22 ЕГЭ по русскому языку
В заданиях 22-24 ЕГЭ по русскому языку могут встречаться одни и те же языковые явления. В задании 22 они выступают в роли лексических средств выразительности. Мы представляем вам эти лексические средства с большим количеством примеров их употребления в речи.
Формулировка задания:
Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).
(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.
Чтобы выполнить задание 22, надо знать лексические средства выразительности и находить их в тексте.
Синонимы– слова одной части речи, близкие по значению: чуткий и отзывчивый, жалость и сострадание, спешить и торопиться и т. д.
Антонимы — слова одной части речи, противоположные по значению: начинаться – завершаться, отчётливо – расплывчато, добровольный – принудительный и т. д. Не являются антонимами однокоренные слова: красивый – некрасивый.
Примечание: синонимы и антонимы в тексте могут стоять в разных формах: хороший – плохого, завершился – начнется. Не обращайте внимания на форму (окончание) – вас интересует лексическое значение слова.
Труднее находить в тексте контекстные синонимы и антонимы.
КОНТЕ́КСТ — относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Общий смысл контекста складывается из значений отдельных слов; в свою очередь, сам контекст помогает прояснить значение каждого слова. То есть, слова живут в контексте, приобретая в нем конкретное значение.
Сравните предложения:
1) Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.
2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.
В предложении 2 встретились синонимы чуткость – внимательность. Взятые вне контекста, они все равно остаются близкими по значению, их можно найти в словаре синонимов.
В предложении 1 есть контекстные синонимы: понять – ощутить.
Представьте, что вы не знаете контекста. Эти слова не воспринимаются как синонимы, в другом контексте они приобретут другие значения: понять ближнего – ощутить холод. Видите, между этими словами не осталось ничего общего. У каждого из них свой ряд синонимов. У слова ощутить синонимы – испытать, почувствовать, пережить, почуять.
У слова понять – постигнуть, уяснить, осмыслить, осознать и др.
Контекстные синонимы помогают избежать повтора слов (писатель – автор, жилище – квартира) или делают текст выразительнее. В таком случае контекстные синонимы создаются так: прямое значение слова – переносное значение (гордый – орлиный взгляд, плыть – скользить по воде).
Примеры предложений с контекстными синонимами:
1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко. (тропа – ниточка)
2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.
(пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают) Все эти глаголы описывают одно действие – пробуждение цветов утром.
Примеры предложений с контекстными антонимами.
1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
Находим контекстные антонимы: загубить – возвысить. У каждого из них есть свой прямой антоним: загубить – спасти, возвысить – унизить, понизить. Антонимами эти слова стали только в данном контексте.
2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал. (соловьем – медведем)
Как видите, контекстные антонимы тоже придают тексту выразительность, дают образную характеристику.
Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).
(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.
Сравните предложения:
1) Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.
2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.
Примеры предложений с контекстными синонимами:
1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.
2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.
Примеры предложений с контекстными антонимами.
1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал.
_____________________________________________________________________________________
Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).
(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.
Сравните предложения:
1) Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.
2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.
Примеры предложений с контекстными синонимами:
1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.
2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.
Примеры предложений с контекстными антонимами.
1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал.
Многие из нас даже не задумываются над тем, что такое контекстный синоним. А между тем ответ на этот вопрос очень прост. Постараемся в этой статье осветить проблему выделения данных видов синонимов и особенностей их изучения и понимания.
Определение
Самое простое определение звучит таким образом: данный синоним употребляется в конкретном предложении только в определенном контексте. Например, если мы говорим об источнике воды и рядом в предложении ставим слово «ключ» в значении родника, то эти слова будут называться контекстными синонимами.
Приведем еще одно толкование. Данные синонимы образуются для того, чтобы дать наиболее полное определение тому или иному явлению.
Какие же это — контекстные синонимы? Примеры приведем ниже: «Сонечка стояла на земле и смотрела на эту черную, мертвящую глубину могилы». В данном случае прилагательные «черный» и «мертвящий» являются синонимами.
Таким образом, краткий ответ на вопрос о том, что такое контекстный синоним, мы представили. Теперь оценим данный феномен с научной точки зрения.
Научное толкование
Вопрос о тождестве или не тождестве значений так называемых контекстных синонимов обусловливает постановку проблемы степени дискретности их значений. Считается, что для содержания таких синонимов характерен одинаковый семный состав.
Однако, как правило, в значениях многих слов, относимых лексикологами к абсолютным синонимам, можно наблюдать несовпадения, то есть толкование одного синонима не совпадает с дефиницией другого. А в разных словарях степень полноты семного состава синонимических значений не совпадает, что связано с лексикографической лакунарностью.
Проблема дискретирования семантики лексических единиц всегда так или иначе отражалась в работах лингвистов, однако именно в настоящее время интерес к ней возрос.
В данном случае можно говорить о том, что значения внутри семантической структуры слова являются выделимыми и каждое из них может вводить слово в разные системные парадигмы; само значение состоит из выделимых частей (сем), которые могут быть основой ЛСГ, синонимических рядов. Это явления помогают увидеть предложения с контекстными синонимами.
Примеры данного вида синонимии
Остановимся на паре контекстных синонимов, которые мы находим в предложении «Ломоносов – гений русской нации». Данные контекстные синонимы успешно поддаются дискретизации, их лексикографический и контекстный анализ может стать прецедентным для выявления тенденций существования синонимов в современном русском языке.
В данном случае мы можем объяснить, что такое контекстный синоним. Ведь сами по себе слова «Ломоносов» и «гений» не являются синонимами в чистом виде, однако в данном контексте в предложении данные слова являются синонимами.
В другом предложении, например, «Его гений звал его покорять вершины науки, тогда еще молодой Ломоносов не знал о том, какая слава ждет его при жизни и после смерти», слова «Ломоносов» и «гений» синонимами уже не являются, потому что употреблены в ином контексте.
Таким образом, в словарных дефинициях изучаемых синонимов мы наблюдаем разные способы отражения дискретности их значений. Лексикографические данные всегда можно дополнить исследованием контекстуального «поведения» синонимов. Обратимся к особенностям употребления рассматриваемых синонимов, приведя соответствующие контексты.
Контекстные синонимы: примеры из литературы и их толкование
Зададимся вопросом о том, почему в речи используются данного вида синонимы.
Они нужны нам для усиления выразительности речи. Например, остановимся на паре синонимов: морской, бурный, которые употреблены в контексте следующего предложения: «Морской бурный ветер бился о борт тонущего корабля».
В данном предложении подчеркивается значение образа ветра, который причинял боль израненному бурей кораблю. В другом контексте данные слова уже не будут синонимами.
Таким образом, можно говорить не только о степени семантической дискретности рассматриваемых синонимов, но и о степени континуальности их контекстного окружения: оно по-разному диагностирует особенности семантической модификации изучаемых единиц.
Подведем итоги
Семантическая дискретность словарных дефиниций позволяет ответить на вопрос о том, что такое контекстный синоним. Это обусловлено особенностями репрезентирования информации о синонимах в толковых и синонимических словарях. Анализ словарных толкований в соединении с описанием дистрибутивной специфики рассматриваемых единиц (с учетом степени диагностичности контекста) позволяет не считать их в полной мере синонимами. Об этом свидетельствует и развитие семантических модификаций анализируемых единиц, например, проявление переносных значений, которые не отмечены словарями. Это ограничивает возможность их взаимозаменяемости в других предложениях с качественно иным контекстом.
Что такое контекстный синоним: способы определения и толкования
Личные местоимения и контекстные синонимы. Что такое контекстный синоним: способы определения и толкования Вас спрашивают, хорошо ли ваш друг сын и т.
Что такое контекстный синоним: способы определения и толкования
Многие из нас даже не задумываются над тем, что такое контекстный синоним. А между тем ответ на этот вопрос очень прост. Постараемся в этой статье осветить проблему выделения данных видов синонимов и особенностей их изучения и понимания.
Определение
Самое простое определение звучит таким образом: данный синоним употребляется в конкретном предложении только в определенном контексте. Например, если мы говорим об источнике воды и рядом в предложении ставим слово «ключ» в значении родника, то эти слова будут называться контекстными синонимами.
Приведем еще одно толкование. Данные синонимы образуются для того, чтобы дать наиболее полное определение тому или иному явлению.
Какие же это — контекстные синонимы? Примеры приведем ниже: «Сонечка стояла на земле и смотрела на эту черную, мертвящую глубину могилы». В данном случае прилагательные «черный» и «мертвящий» являются синонимами.
Таким образом, краткий ответ на вопрос о том, что такое контекстный синоним, мы представили. Теперь оценим данный феномен с научной точки зрения.
Научное толкование
Вопрос о тождестве или не тождестве значений так называемых контекстных синонимов обусловливает постановку проблемы степени дискретности их значений. Считается, что для содержания таких синонимов характерен одинаковый семный состав.
Однако, как правило, в значениях многих слов, относимых лексикологами к абсолютным синонимам, можно наблюдать несовпадения, то есть толкование одного синонима не совпадает с дефиницией другого. А в разных словарях степень полноты семного состава синонимических значений не совпадает, что связано с лексикографической лакунарностью.
Проблема дискретирования семантики лексических единиц всегда так или иначе отражалась в работах лингвистов, однако именно в настоящее время интерес к ней возрос.
В данном случае можно говорить о том, что значения внутри семантической структуры слова являются выделимыми и каждое из них может вводить слово в разные системные парадигмы; само значение состоит из выделимых частей (сем), которые могут быть основой ЛСГ, синонимических рядов. Это явления помогают увидеть предложения с контекстными синонимами.
Примеры данного вида синонимии
Остановимся на паре контекстных синонимов, которые мы находим в предложении «Ломоносов – гений русской нации». Данные контекстные синонимы успешно поддаются дискретизации, их лексикографический и контекстный анализ может стать прецедентным для выявления тенденций существования синонимов в современном русском языке.
В данном случае мы можем объяснить, что такое контекстный синоним. Ведь сами по себе слова «Ломоносов» и «гений» не являются синонимами в чистом виде, однако в данном контексте в предложении данные слова являются синонимами.
В другом предложении, например, «Его гений звал его покорять вершины науки, тогда еще молодой Ломоносов не знал о том, какая слава ждет его при жизни и после смерти», слова «Ломоносов» и «гений» синонимами уже не являются, потому что употреблены в ином контексте.
Таким образом, в словарных дефинициях изучаемых синонимов мы наблюдаем разные способы отражения дискретности их значений. Лексикографические данные всегда можно дополнить исследованием контекстуального «поведения» синонимов. Обратимся к особенностям употребления рассматриваемых синонимов, приведя соответствующие контексты.
Контекстные синонимы: примеры из литературы и их толкование
Зададимся вопросом о том, почему в речи используются данного вида синонимы.
Они нужны нам для усиления выразительности речи. Например, остановимся на паре синонимов: морской, бурный, которые употреблены в контексте следующего предложения: «Морской бурный ветер бился о борт тонущего корабля».
В данном предложении подчеркивается значение образа ветра, который причинял боль израненному бурей кораблю. В другом контексте данные слова уже не будут синонимами.
Таким образом, можно говорить не только о степени семантической дискретности рассматриваемых синонимов, но и о степени континуальности их контекстного окружения: оно по-разному диагностирует особенности семантической модификации изучаемых единиц.
Подведем итоги
Семантическая дискретность словарных дефиниций позволяет ответить на вопрос о том, что такое контекстный синоним. Это обусловлено особенностями репрезентирования информации о синонимах в толковых и синонимических словарях. Анализ словарных толкований в соединении с описанием дистрибутивной специфики рассматриваемых единиц (с учетом степени диагностичности контекста) позволяет не считать их в полной мере синонимами. Об этом свидетельствует и развитие семантических модификаций анализируемых единиц, например, проявление переносных значений, которые не отмечены словарями. Это ограничивает возможность их взаимозаменяемости в других предложениях с качественно иным контекстом.
Местоимения
Перейти
Покупай всё для скетчинга на 100trendov.com
План урока:
Значение местоимений
Местоимение отличается от других частей речи тем, что указывает на людей, предметы, их количество и признаки, но конкретно их не называет. Роль местоимений – замещение других имён (существительных, прилагательных, числительных):
- Маша положила в корзину ягоды. – Она положила в корзину ягоды.
- Это папина куртка. – Это его куртка.
- На столе лежало 3 конфеты. – На столе лежало несколько конфет.
Определяющие вопросы местоимение заимствует у частей речи, которые заменяет:
- Я (кто?) сяду на диван. Ничто (что?) не помешает празднику.
- Её (чья?) картина очень красивая. Некоторый (какой?) человек вами интересуется.
- Возьмите вот столько (сколько?) карандашей. Сколько (сколько?) раз можно повторять?
- Там (где?) много цветов. Туда (куда?) не ходите.
В первом примере вопросы заимствованы у существительного, во втором – у прилагательного, в третьем – у числительного, в четвёртом – у наречия.
В предложении местоимение выполняете такую же синтаксическую роль, как и часть речи, которую заменяет. Мы завели собаку. Местоимение мы в предложении указывает на предмет, заменяет существительное, является подлежащим. Их кот пушистый и ласковый. Местоимений их отвечает на вопрос чей? Заменяет прилагательное, в предложении является определением.
Все местоимения по значению делятся на 9 групп, они называются разрядами. Распределение по разрядам представлено в таблице ниже. В левой графе вы видите названия разрядов, в правой – перечень местоимений.
Изменение личных местоимений по падежам
Сегодня мы рассмотрим личные местоимения.
В тексте и речи личными местоимениями чаще всего заменяются существительные. Они указывают на объекты, явления, ни одно из них не называя. К личным местоимениям задаются вопросы: Кто? Что? Посмотрите в таблице список личных местоимений.
Разберём значения личных местоимений.
- Я, мы указывают на одного человека или несколько людей, которые совершают действие и сообщают об этом. Я вышью фрукты. Мы помоем полы.
- Ты, вы указывают на одно лицо или группу людей, с которыми ведётся диалог. Ты хорошо вышиваешь! Вы не обращайте внимание на других.
- Он, она, оно, они указывают на одного человека или несколько человек, про которых сообщается информация. Он не выспался вчера. Она выступает на концерте. Оно было красным. Они весело смеялись.
К постоянным характеристикам личных местоимений относятся категории лица и числа. Это Я (1-е лицо, ед.ч.) решила задачку. Мы (1-е лицо, мн.ч.) ходили в кино. Ты (2-е лицо, ед.ч.) пробежал стометровку? Вы (2-е лицо, мн.ч.) пойдёте в кино? Он (3-е лицо, ед.ч.) решил задачку. Она (3-е лицо, ед.ч.) пошла в кино. Оно (3-е лицо, ед.ч.) закатилось под кресло. Они (3-е лицо, мн.ч.) не хотят читать.
В таблице вы можете увидеть: в 3-м лице в единственном числе у личных местоимений появляется категория рода. Она (ж.р.) видела дельфинов. Он (м.р.) видел кашалота. Оно (с.р.) светило ярко.
Непостоянный признак у личного местоимения – один. Это падеж. Изучим таблицу со склонениями личных местоимений.
Склонение по падежам личных местоимений приводит к образованию других слов: я – меня, мы – нас, вы – вас, ей – им. Меняется не только окончание, но и основа слова. Такие формы называются супплетивными, то есть образованные необычным способом.
Также вы можете увидеть в таблице ещё одну особенность: у местоимений в единственном числе в Р.п. и В.п. получаются одинаковые падежные формы.
Перейдём к практической части урока. Предлагаю выполнить упражнения.
Задание 1.
Напишите местоимения в соответствующей падежной форме.
- Возле (вы) стоит стол. 2. Дети гордятся (вы).3. У (я) есть Большая энциклопедия. 4. Мама пойдёт с (я) в магазин. 5. Максим спрашивал о (ты). 6. (Он) нет в комнате. 7. (Они) увезли на дачу. 8. Передай (она) хлеб.
Задание 2.
Укажите падеж личных местоимений.
Меня забыли предупредить о празднике. Тебе всё скажут. Ему не надо играть допоздна. Её положили на полку. О вас никто ничего не говорил. Им родители гордились.
ВНИМАНИЕ! Правильные ответы на задания вы найдёте в конце урока.
Правописание личных местоимений с предлогами
Личные местоимения не имеют приставок. С предлогами пишутся раздельно. Есть особые условия при употреблении местоимения я в косвенных падежах с предлогами: над, под, перед, с, к, в, об. В конце перечисленных предлогов добавляется гласная о для удобного произношения: Надо мной кружились листья. Подо мной раскинулась зелёная долина. Передо мной стоят два человека. Со мной не пропадёте. Ко мне приехала подруга. Во мне бродят противоречивые чувства. Обо мне сняли видеоролик.
Местоимения 3-го лица после предлога пишутся с начальной буквой н:
- он– У него в квартире живёт собака. К нему можно обратиться за помощью. Возле него всегда много ребят.
- она— У неё спросим про работу. К ней пришли родители. Мимо неё пролетели птицы.
- оно— С ним ребятам по пути. Перед ним проходила граница. Около него кружился щенок.
- они— С ними подойдём к учителю. К ним обратимся за помощью. Возле них разместим коробки с книгами.
Буква н пропадает, если рядом с личными местоимениями 3-го лица в предложении стоят предлоги: благодаря, наперекор, вопреки. Благодаря ей, Катю взяли на конкурс. Наперекор им, Саша выиграл матч. Вопреки ему, Антон поехал за город.
Личные местоимения в Р.п. могут совпадать по написанию с притяжательными местоимениями:его, её, их. У притяжательных местоимений предлог относится не к самому местоимению, а к относящемуся к нему существительному. Поэтому в начале притяжательных местоимений буква н не пишется. Сравните: Вася подошёл к его (притяж. мест.) парте. У него (лич. мест.) испачкалась куртка. К её (притяж. мест.) планам я не имею отношения. У неё (лич. мест.) красивый голос. Около них (лич. мест.) сидели знакомые. У их (притяж. мест.) друзей хороший автомобиль.
Ребята, запомните нормативные формы личных местоимений: у неё, от неё, их. Неграмотно употреблять в речи: у ней, ихняя.
Потренируемся в умении различать личные и притяжательные местоимения.
Задание 3.
Подчеркните в предложениях личные местоимения одной чертой, притяжательные – двумя чертами.
- У него хорошо получается рисовать портреты. 2) У его дома расцвела сирень. 3) Возле неё всегда много детей. 4) Возле её стола собрались ученики. 5) У них нет доказательств. 6) У их велосипеда спущены колёса.
Ответы на задания
Задание 1.
1.Возле вас. 2. Вами. 3. У меня. 4. Со мной. 5. О тебе. 6. Его. 7.Их. 8. Передай ей хлеб.
Задание 2.
Меня (Р.п.). Тебе (Д.п.). Ему (Д.п.). Её (Р.п.). О вас (П.п.). Им (Т.п.).
https://fb.ru/article/341374/chto-takoe-kontekstnyiy-sinonim-sposobyi-opredeleniya-i-tolkovaniya
https://100urokov.ru/predmety/mestoimeniya
Контекстные синонимы — это… Примеры предложений с контекстными синонимами
Синонимы — это слова, равнозначные или похожие по значению. Синонимы пишутся по-разному, но означают примерно одно и то же. Примеры синонимов: идти — шагать; гигантский — огромный; бегемот — гиппопотам.
Контекстный синоним — это слово, которое равнозначно другому слову лишь в определенной ситуации, в конкретном контексте. Например: душная, гнетущая атмосфера; пустынная, неприветливая равнина. В русском языке душный и гнетущий, пустынный и неприветливый — разные понятия, но в данном случае они близки по значению.
Контекст — это относительно законченная по смыслу часть текста или высказывания. Общий смысл контекста складывается из значений отдельных слов. В то же время контекст помогает прояснить значение каждого слова.
Слова, тождественные по лексическому значению только в контексте, также называют контекстуальные синонимы, ситуативные синонимы, авторские синонимы.
Пример контекстных синонимов
На сотни верст, на сотни миль,
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль,
Чернели рощи кедров.
Анна АхматоваВерста, миля, километр — различные меры длины, не равные друг другу. Но в поэтической речи они становятся синонимами, обозначающими большое расстояние.
В других случаях эти же слова не будут равнозначны, поэтому подобные синонимы называют ситуативными или окказиональными.
Различия между словам зачастую стираются, если использовать их в переносном значении.
Шум, шорох, шепот, говор — различные понятия. Но если сказать шум волн, шорох волн, шепот волн, говор волн — читатель поймет, что речь идет об одном и том же. Слова превратились во взаимозаменяемые контекстуальные синонимы.
Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.
В данном случае контекстуальные синонимы — раскрывает, расправляет, вспыхивают. Такие соответствия не найти в словарях синонимов, потому что они индивидуальные, авторские.
Перифраз, метафора и другие литературные тропы могут порождать контекстные синонимы. Например, у М.Ю. Лермонтова в перечислении «звучал булат, картечь визжала» булат — синоним холодного оружия, сабель и штыков. Это пример метонимии.
Также взаимозаменяемыми синонимами могут быть видовые и родовые наименования — так называемые гипонимы. Например: Я позвал собаку. Барбос подошел. Овчарка села рядом. В данном случае речь идет об одном и том же животном, поэтому слова Барбос, собака, овчарка синонимичны.
Примеры контекстных синонимов
Ломоносов — гений — любимое дитя природы.
В.Г. Белинский
Все у них было как-то черство, неотесанно, неладно, негоже, нестройно, нехорошо…
Н.В. Гоголь
Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил, дареную, прежнюю, ее собственную, не мою.
Ф.М. Достоевский
Плачьте, милостивый государь, Александр Кононович, плачьте, надевайте глубокий траур, нашивайте плёрезы, опепелите Вашу главу…
П.Т. Полеводин. Из письма о гибели М.Ю. Лермонтова
Как я мелок, ничтожен… Я жалок, нищ духом…
И.А. Гончаров
Старику хотелось важных, серьезных мыслей…
А.П. Чехов
Сколько раз пытался я ускорить
Время, что несло меня вперед.
Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
Чтобы слышать, как оно идет.
С.Я. Маршак
28 мая 2019
- Другие новости