Что такое имена прилагательные синонимы

синонимические ряды имён прилагательных как основа градации в художественном тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

синонимы / синонимический ряд / имя прилагательное / градация / градуальность / градуальные отношения / гранд-оттенок. / synonyms / synonymic series / adjective / gradation / gradual / gradual relationship / grand-hue.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нгуен Мань Хай

В статье рассмотрены структурные и семантические особенности построения градации , основанной на синонимических рядах имён прилагательных в современном художественном тексте. Наиболее эффективной градационной конструкцией с синонимическими именами прилагательными является трёхчастная модель. Первый компонент такой конструкции имеет более общее значение, третий обладает наиболее выраженным гранд-оттенком, а второй служит связующим звеном между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Нгуен Мань Хай

Градуальная функция имен прилагательных в современном русском языке

Характерологическая функция синонимических рядов имен прилагательных в современной русской художественной литературе

Насколько велик «большой»: к вопросу об освоении детьми градационных шкал качественных прилагательных

Изучение категории градуальности в русском языке на материале фразеологии

Градуальность английских прилагательных: компонентный vs концептуальный анализ (на материале прилагательных, выражающих температуру)

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNONYMIC SERIES OF ADJECTIVES AS THE BASIS OF GRADATION IN THE FICTION TEXT

The article considers the structural and semantic features of the construction of gradation based on synonymous series of adjectives in the modern fiction text. Synonymous adjectives are an important means of building gradation constructions in the language of modern fiction. It is proved that the three-part model is the most effective gradation construction with synonymous adjectives. The first component of such a structure has a more general meaning, the third has the most expressed grand-hue, and the second has the role of a link between them. The final component of the three-part construction often has structural and semantic differences that serve to intensify its meaning (it can be expressed by a phraseologism, a participial construction, can be expanded, etc.). Not infrequently gradation series with adjectives are used by the writer (the narrator) as a comic means of speech characterization of the characters.

Текст научной работы на тему « синонимические ряды имён прилагательных как основа градации в художественном тексте»

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 6 (428). Филологические науки. Вып. 117. С. 115—120.

УДК 811.161.1 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10615

СИНОНИМИЧЕСКИЕ РЯДЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ КАК ОСНОВА ГРАДАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

В статье рассмотрены структурные и семантические особенности построения градации, основанной на синонимических рядах имён прилагательных в современном художественном тексте. Наиболее эффективной градационной конструкцией с синонимическими именами прилагательными является трёхчастная модель. Первый компонент такой конструкции имеет более общее значение, третий обладает наиболее выраженным гранд-оттенком, а второй служит связующим звеном между ними.

Ключевые слова: синонимы, синонимический ряд, имя прилагательное, градация, градуальность, градуальные отношения, гранд-оттенок.

Исследование художественного текста является одним из приоритетных направлений современной лингвистики, направленной на выявление реализации в тексте различных языковых средств. Интенции автора, особенности его художественного метода и идиостиля диктуют ему необходимость выбора того или иного средства языка, и задача исследователя — интерпретировать применение автором языковых элементов, выявить структурную и семантическую специфику языковых конструкций, а также определить те их особенности, которые обусловили необходимость их использования мастером слова.

Градация особо выделяется среди стилистических ресурсов русского языка. Под градацией понимается стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания (климакс) или убывания (антиклимакс) их смыслового и эмоционального значения [9. С. 78]. Её основной функцией является функция выразительности [15. С. 6], то есть, используя в речи градацию, говорящий изначально нацелен на то, чтобы сделать высказывание более ярким, выразительным, значимым, эффектным. Градация служит одним из средств синтаксической стилистики, так как она направлена на «смысловое, стилистическое использование единиц синтаксического уровня языка» [12. С. 145], чаще всего — однородных членов. Градация осуществляется с помощью различных языковых средств: её лингвистическая суть тесно связана с синонимией, потому что градация представляет собой «ряды однородных членов предложения или ряды любых однородных конструкций, позволяющих постепенно усиливать или ослаблять идею текста, настроение и т. д.» [7. С. 77].

Синонимы являются эффективным и ярким средством создания градации в языке художественной литературы, потому что градация опирается на свойственную синонимии градуальную семантику, представляющие собой языковую универсалию градуальные отношения между компонентами синонимических рядов.

Цель статьи — анализ синонимических рядов имён прилагательных как языкового средства создания градации в языке произведений современной русской художественной литературы. Материалом для исследования стали художественные тексты, зафиксированные в Национальном корпусе русского языка [14]. Для объяснения лексических значений имён прилагательных использовался толково-словообразовательный словарь Т. Ф. Ефремовой [6], для определения принадлежности качественных имён прилагательных к узуальным синонимическим рядам современного русского языка — словарь синонимов З. Е. Александровой [1].

Важную роль синонимов как средства градации отмечают многие современные исследователи (П. П. Березницкая, М. В. Бондаренко, С. М. Колесникова, Т. А. Колосова, О. М. Кузнецова и др.). Установлено, что «градация выступает одним из основных факторов возникновения и сосуществования» синонимов [2. С. 3]. М. В. Бондаренко противопоставляет синонимические и градуальные ряды: для первых рядов обязательным компонентом содержания являются только единые признаковые семы, а для вторых, помимо признаковых, также количественные, «отвечающие за количество градуального признака у каждого из членов ряда и, соответственно, за порядок расположения лексических единиц относительно друг друга» [3. С. 17].

Отмечается, что синонимические средства относятся к имплицитным способам выражения гра-дуальности, «в которых обнаруживается степень величины признака» [8. С. 39]. В современной русистике говорят о существовании в современном русском языке функционально-семантического поля градуальности и градации, одним из компонентов которого являются синонимы [8; 9; 10; 11]. Однако назвать данную проблему в полной мере рассмотренной нельзя. К примеру, анализируя градационные отношения между однородными определениями в современном художественном тексте, И. Б. Грузнова вообще не затрагивает вопрос использования в качестве однородных определений синонимических имён прилагательных, не анализирует семантические отношения членов градационных рядов [5]. В настоящее время установление структурных и семантических особенностей использования синонимических по значению имён прилагательных в градационных конструкциях необходимо и актуально.

Имена прилагательные служат эффективным средством характеристики персонажей, предметов и явлений, поэтому градационное их использование в тексте обычно связано с намерением автора точно и ярко описать того или иного героя. Например: «Встал Буринский — суровый, необъятный, величественный, выше всех на две головы» (М. Шишкин. Всех ожидает одна ночь) [14]. В данном градационном ряду существует четыре компонента, три из которых можно назвать синонимами, объединёнными семантикой большого размера и обладающими гранд-оттенком (термин С. М. Колесниковой [10]) ‘очень’. Данные лексемы необъятный (‘огромный по размерам, по протяжению; безграничный’ [6]), величественный (‘имеющий внушительный вид: высокий рост, горделивую осанку и т. п. (о человеке)’ [Там же]), а также несогласованное определение «выше всех на две головы» рассматриваются как контекстуальные синонимы, потому что в их семантике определяется гранд-оттенок. Первый член синонимического ряда — суровый отличается по смыслу от остальных компонентов, имеет значение ‘очень строгий, серьёзный’ [6] и объединён с ними гранд-оттенком ‘очень’. Градуальное значение, заложенное в семантику каждого из использованных в данном ряду компонентов, способствует созданию градации как стилистического приёма. Результатом становится яркое и сильное описание героя, предстающего перед нами как великан, который превосходит всех вокруг своими размерами, а возможно, и другими

качествами, намёк на что заложен положительной коннотацией использованных в ряду лексем.

Градационное использование синонимических имён прилагательных в речи персонажа художественного произведения становится средством юмористической характеристики данного героя. Например:

«- Как ты мне надоел, — стонет Смерть, — надоел хуже смерти. Банальный, трусливый, неоригинальный, никчёмный, бесталанный.

— Хватит собачиться — заходи.

— . Стереотипный, бестолковый, глупый человек, — закончила Смерть, переступая через порог моей квартиры» (И. Грошек. Лёгкий завтрак в тени некрополя) [14].

В данном случае обыгрывается выразительная сила градации: вместо экспрессии её итогом становится нудность, что и вызывает улыбку читателя. Подчёркиванию избыточности подобранных персонажем эпитетов служит разрыв перечисления репликой другого персонажа. Среди использованных восьми компонентов градационного ряда можно выделить члены двух синонимических рядов. Во-первых, синонимичны лексемы банальный — ‘лишённый своеобразия, оригинальности; заурядный’ [6], неоригинальный — ‘лишённый оригинальности’ [Там же], стереотипный — ‘неизменно повторяющийся, ставший обычным, общепринятым; шаблонный, трафаретный’ [Там же]. Данные слова являются языковыми синонимами, размещенными в словаре синонимов в синонимическом ряду с доминантой банальный [1. С. 22]. Во-вторых, синонимами можно считать лексемы никчёмный — ‘никуда не годный; бесполезный’ [6], бесталанный — ‘не имеющий таланта; бездарный’ [Там же], бестолковый — ‘непонятливый, несообразительный’ [Там же], глупый — ‘тот, кто умственно ограничен, недогадлив, несообразителен, бестолков’ [Там же]. Зафиксированы в словарях как синонимы только слова глупый (доминанта) и бестолковый [1. С. 90], остальные являются контекстуальными синонимамии, не обнаруживают в семантике полного сходства, однако все четыре слова объединены значением отсутствия положительных качеств — пользы, таланта, толка. Кроме того, в градационном ряду используется имя прилагательное, отличающееся по смыслу от двух приведённых выше рядов — трусливый — ‘легко поддающийся чувству страха; боязливый’ [6]. Выделенные имена прилагательные объединены в длинную характеристику объекта, которая задумана персонажем как градация (должна пораз-

ить собеседника перечнем негативных оценочных эпитетов), но реализована как юмористический приём, как комическая характеристика самого произносящего реплику героя — Смерти.

Встаёт вопрос об оптимальном количестве компонентов градационного ряда: с одной стороны, есть минимальное количественное ограничение, зафиксированное в словарях лингвистических терминов: «Число компонентов градации — не менее трёх» [13. С. 76]; с другой, — нет максимального ограничения. Сколько компонентов, введённых писателем в градационный ряд, дадут наибольший экспрессивный эффект?

Трёхкомпонентное построение градации, как правило, очень продуктивно: в данном случае первый компонент градационного ряда выглядит как нейтральный, наименее яркий, обладающий наиболее общим значением; последний — как наиболее интенсивный эмоционально и семантически, сосредоточивающий гранд-оттенок в максимальном виде; а второй занимает среднее положение, связывая оба конечных компонента ряда. Например: «Бой приближался к Княжьему валу, а Вольга стоял всё такой же безучастный, опустошённый, опустивший руки» (Алексей Иванов. Сердце Пармы) [14]. Компоненты данного градационного ряда имеют семантику: безучастный — ‘не проявляющий участия, интереса к кому-либо, чему-либо; безразличный, равнодушный’ [6], опустошённый — ‘ощущающий духовное опустошение, не способный к активной жизни’ [Там же], опустивший руки — причастная форма от фразеологизма опускать (опустить) руки — ‘утрачивать (утратить) способность или желание действовать, делать что-либо’ [4. С. 287]. Как видим, значение первого имени прилагательного является более общим, затем происходит конкретизация семантики, становится ясной причина безучастности героя — духовное опустошение, а третий компонент, фразеологизм, демонстрирует результат — утрату способности и желания действовать. Синонимы являются контекстуальными.

Большинство авторов, чувствуя потенциальную силу трёхчастного градационного ряда с синонимичными именами прилагательными, заложенные в нём возможности создания точной и яркой характеристики чего-либо, стремятся именно к такому структурному построению градации. Ещё один пример: «Разобрав его вещички, тётя Рая долго плакала — всё было ношеное, старое и какое-то нищенское» (М. Трауб. Замочная скважина) [14]. В данном градационном ряду чётко проявляется

нарастание интенсивности значения, усиление гранд-оттенка в каждом последующем компоненте градации. Кстати, градация нарастающего типа (климакс) используется в современном художественном тексте практически исключительно, антиклимакс как разновидность градации встречается крайне редко. Семантика первого компонента менее интенсивная, более общая: ношеный — ‘бывший в носке; не новый, подержанный (об одежде, обуви)’ [6]; второй компонент обладает более интенсивным значением, его гранд-оттенок усиливается: старый — ‘бывший в употреблении, пользовании долго; поношенный, подержанный’ [Там же]; третий компонент максимально экспрессивен: нищенский — ‘свойственный нищему, характерный для него’ [Там же], значение переносное. Данные синонимы являются контекстуальными.

Отмечается тенденция к выражению последнего компонента градационного ряда более чем одним словом. В вышеуказанных примерах, для реализации данной функции используются фразеологический оборот — опустивший руки и уточняющее определение — местоимение какое-то. Средством распространения третьего имени прилагательного в градационной конструкции может быть сравнительный оборот: «Опять допросы, наглый свет настольных ламп, за которым не видно лицо следака, а лишь слышен его ровный, скучающий, липкий, как намокшая осенняя паутина, голос» (А. Архангельский. 1962. Послание к Тимофею) [14]. В градационном ряду три компонента — контекстуальные синонимы, имена прилагательные ровный — ‘размеренный, спокойный’ [6], скучающий — ‘выражающий скуку, свидетельствующий о том, что человеку скучно’ [Там же], липкий — ‘навязчивый, неотвязный’ (перен., разг., фам.) [Там же]. Расширяющая третий элемент ряда языковая единица (в данном случае сравнительный оборот) является средством интенсификации значения, предназначенным для придания последнему компоненту градации наиболее интенсивного гранд-оттенка.

Финальный компонент трёхэлементной градационной конструкции часто отличается от двух других компонентов структурно и семантически. Одним из наиболее распространённых отличий служат возможность его реализации с помощью фразеологизма и наличие разного типа распространяющих членов. Заключительный компонент является наиболее интенсивным по сравнению с другими компонентами градационного ряда эмоционально и семантически и используется в переносном значении. Именно третий компонент

чаще других является контекстуальным синонимом в синонимическом ряду. Кроме того, являясь контекстуальным синонимом, третий элемент нередко представлен не именем прилагательным, а причастным оборотом. Например: «Перечитаем снова взъерошенный, сумбурный, раздёрганный чёрточками текст» (А. Рекемчук. Мамонты) [14]. Первое имя прилагательное (взъерошенный) употреблено в переносном значении ‘взволнованный, рассерженный’ [6]; второе (сумбурный) имеет семантику ‘отличающийся сумбуром’ [Там же]; третий компонент (причастный оборот раздёрганный чёрточками) одновременно уточняет, конкретизирует описание и усиливает его за счёт яркого переносного значения, заложенного в глагол раздёргивать — ‘дёргая, разрывать, разделять на части’ [Там же]. Создаётся образ объекта (текста), лишённого целостности, ясности, даже смысла.

Современные писатели, испытывая тяготение к трёхэлементным градационным конструкциям с именами прилагательными (Кстати, в исследовании И. Б. Грузновой также приводятся исключительно трёхчастные примеры без акцентирования автором внимания на данной структурной особенности конструкции [5]), имеют также потребность к юмористическому использованию конструкций, количество компонентов в которых значительно (более пяти). Один из подобных примеров из произведения И. Грошека рассмотрен нами выше. Его нельзя назвать единичным. Такой длинный синонимический ряд делает градацию «антиградацией»: конструкция утрачивает свою выразительность, длинное перечисление нивелирует, снижает или утрачивает действие гранд-семантики. Чаще всего такие конструкции используются в речи комических персонажей, которых автор стремится показать слишком многословными, не умеющими действовать, склонными к постоянному бессмысленному словоизлиянию. Например: «Ты коварный! Ты самый злобный, мерзкий, глупый, противный, дурацкий, нефертикультяпный, отвратительный, мерзопакостный мальчишка, — глухо доносилось из прозрачного кладбищенского холмика с высоким крестом» (И. Краева. Тим и Дан, или Тайна «Разбитой коленки»: сказочная повесть 2007) [14].

Мы видим в данном градационном ряду из девяти компонентов четыре языковых синонима мерзкий, противный, отвратительный, мерзопакостный из синонимического ряда с доминантой отвратительный [1. С. 302] и семантикой (по доминанте) ‘вызывающий отвращение; противный, гадкий’ [6]. Кроме того, градационная конструкция включает языковые синонимы глупый (доминанта) и дурацкий [1. С. 90] с семантикой (по доминанте) ‘тот, кто умственно ограничен, недогадлив, несообразителен, бестолков’ [6], а также лексему коварный — ‘проникнутый коварством, преисполненный коварства’ [Там же] и окказиональное имя прилагательное нефертикультяпный с неясным значением и явным комическим смыслом. Хотя налицо градационное выстраивание имён прилагательных, большое количество компонентов лишает градационную конструкцию экспрессивности и заставляют читателя воспринимать лексику с негативной оценочностью без учёта её коннотации и экспрессивности.

Таким образом, синонимические имена прилагательные являются важным средством построения градационных конструкций в языке современной художественной литературы. Основная разновидность градационной конструкции данного типа включает три компонента: первый имеет более общее значение; третий — наиболее интенсивен по семантике; а второй является соединяющим элементом между ними. Для усиления гранд-оттенка последнего компонента синонимического ряда он имеет отличительные черты в структуре и семантике: рассматриваемый синоним часто контекстуальный, выражен фразеологизмом или причастным оборотом, расширяется, например, уточняющим определением или сравнительным оборотом. Значительные по составу компонентов градационные ряды с именами прилагательными часто используются повествователем, мастером слова, как комическое средство речевой характеристики персонажей. В них градация, при внешнем соблюдении правил построения, перестаёт быть активным стилистическим средством интенсификации, используя в одном и том же предложении многокомпонентные (пять или более) синонимичные ряды имён прилагательных, и становится элементом юмористической характеристики многословного героя.

1. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка : практический справочник : ок. 11 000 синоним. рядов. — 11-е изд., перераб. и доп. / З. Е. Александрова. — М. : Русский язык, 2001. — 568 с.

2. Березницкая, П. П. Типология и структура градуальных полей в русском языке : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.01 / П. П. Березницкая. — Краснодар, 2004. — 20 с.

3. Бондаренко, М. В. Градуальность как свойство лексики и основание для построения лексической парадигмы : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.05 / М. В. Бондаренко. — Воронеж, 2001. — 20 с.

4. Булыко, А. Н. Фразеологический словарь русского языка / А. Н. Булыко. — Мн. : Харвест, 2007. — 448 с.

5. Грузнова, И. Б. Градационные отношения между однородными определениями (на материале произведений современных писателей) / И. Б. Грузнова // Казанская наука. — 2012. — № 7. — С. 142-144.

6. Ефремова, Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова. — М. : Дрофа, 2000. — 1233 с. — URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova.htm (дата обращения: 08.02.2019).

7. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. — Назрань : Пилигрим, 2010. — 486 с.

8. Колесникова, С. М. Категория градуальности в современном русском языке / С. М. Колесникова : автореф. дис. . д-ра филол. наук : 10.02.01. — М., 1999. — 44 с.

9. Колесникова, С. М. Градуальность: системные связи и отношения / С. М. Колесникова : монография. — М. : Изд-во «Прометей», 2012. — 283 с.

10. Колесникова, С. М. Функциональная грамматика: предикативность, градуальность, оценоч-ность : учеб. пособие / С. М. Колесникова. — М. : МПГУ, 2016. — 288 с.

11. Колосова, Т. А. Центр и периферия функционально-семантического поля градации в современном русском языке / Т. А. Колосова, О. М. Кузнецова // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. : История, филология. — 2015. — Т. 14. — № 9. — С. 78-84.

12. Крылова, М. Н. Синтаксическая стилистика прозы Б. Акунина / М. Н. Крылова // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы : мат. междунар. науч.-практ. конф. Научный центр «Диспут». — Вологда : Маркер, 2016. — С. 145-146.

13. Матвеева, Т. В. Полный словарь лингвистических терминов / Т. В. Матвеева. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 562 с.

14. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 08.02.2019).

15. Щербаков, А. В. Градация как стилистическое явление современного русского литературного языка : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.01 / А. В. Щербаков. — Кемерово, 2004. — 23 с.

Сведения об авторе

Нгуен Мань Хай — аспирант кафедры русского языка, Московский педагогический государственный университет. Москва, Россия. nmhaihn213@gmail.com

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2019. No. 6 (428). Philology Sciences. Iss. 117. Pp. 115—120.

SYNONYMIC SERIES OF ADJECTIVES AS THE BASIS OF GRADATION IN THE FICTION TEXT

Nguyen Manh Hai

Moscow Pedagogical State University. nmhaihn213@gmail.com

The article considers the structural and semantic features of the construction of gradation based on synonymous series of adjectives in the modern fiction text. Synonymous adjectives are an important means of building gradation constructions in the language of modern fiction. It is proved that the three-part model is the most effective gradation construction with synonymous adjectives. The first component of such a structure has a more general meaning, the third has the most expressed grand-hue, and the second has the role of a link between them. The final component of the three-part construction often has structural and semantic differences that serve to intensify its meaning (it can be expressed by a phraseologism, a participial construction, can be expanded, etc.). Not infrequently gradation series with adjectives are used by the writer (the narrator) as a comic means of speech characterization of the characters.

Keywords: synonyms, synonymic series, adjective, gradation, gradual, gradual relationship, grand-hue.

Прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы

Прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы

Цель: ознакомление с понятиями «антонимы» и «синонимы»; развитие нахождения антонимов и синонимов; развитие речи, умения сравнивать и анализировать; развитие орфографической зоркости; обогащение словаря путем использования в речи пословиц и поговорок. Поиграем в игру «Правильно – неправильно». Если мое утверждение «правильно» пишите строчную букву «п», а если «неправильно» букву «н». Имя прилагательное – часть речи. П В пословице «Ласковое слово, что весенний день» — нет прилагательных. Н Имена прилагательные обозначают действие предмета. Н Имена прилагательные зависят от имени существительного. П — Назовите цепочку из букв. Пропишите до конца строки.Поиграем в игру «Правильно – неправильно». Если мое утверждение «правильно» пишите строчную букву «п», а если «неправильно» букву «н». Имя прилагательное – часть речи. П В пословице «Ласковое слово, что весенний день» — нет прилагательных. Н Имена прилагательные обозначают действие предмета. Н Имена прилагательные зависят от имени существительного. П — Назовите цепочку из букв. Пропишите до конца строки.

Прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы.doc
Текстом Картинками

Урок русского языка.

Тема: Прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы.

Цель : ознакомление с понятиями «антонимы» и «синонимы»; развитие нахождения антонимов и синонимов; развитие речи, умения сравнивать и анализировать; развитие орфографической зоркости; обогащение словаря путем использования в речи пословиц и поговорок.

1.Организационный момент:

2. Чистописание:

Игра: «Правильно — неправильно»

Поиграем в игру «Правильно – неправильно».
Если мое утверждение «правильно» пишите строчную букву «п», а если «неправильно» букву «н».
Имя прилагательное – часть речи. П
В пословице «Ласковое слово, что весенний день» — нет прилагательных. Н
Имена прилагательные обозначают действие предмета. Н
Имена прилагательные зависят от имени существительного. П

Назовите цепочку из букв. Пропишите до конца строки.

3.Словарная работа:

1. Послушайте слова:

Пальто, погода, помидор, праздничный, пенал ,победа, пшеница, песок, пятница, платок.

— Какое слово отличается в ряду?

2.Индивидуальная работа по карточкам «Вставь пропущенную букву».

4. Орфографическая минутка:

— Я буду читать слова, вы только записываете безударные гласные. Какое правило необходимо знать, чтобы правильно выполнить это задание?

Солёный, кленовый, живой, прямой, кривой, большой, здоровый, ленивый, чёрный, зелёный.

— Подберите проверочные слова к этим словам.

— Что общего у ряда этих слов?

— Что такое имя прилагательное? Я знаю …

-Есть ли среди этих слов, слова противоположные по смыслу?

— Назовите их вместе с именем существительным.

— Есть ли среди этих имен прилагательных, слова которые близки по смыслу.

— Назовите их вместе с именем существительным.

5.Сообщение темы и цели урока:

— Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой имя прилагательное. А именно познакомимся со словами, которые называются антонимами и синонимами. Итак, тема нашего урока: «Имена прилагательные – антонимы и синонимы». Мы должны научить находить, подбирать и узнать, для чего они необходимы.

6. Изучение нового материала.

1.- Откройте учебники на с.67., упражнение 138.

— Ознакомьтесь с заданием к упражнению.

— Что необходимо сделать?

— Сравните два текста.

_ Какие изменения произошли в природе после дождя?

— С помощью каких слов передается это?

— Это имена прилагательные, они дают обозначают признаки имен существительных, с которыми они связаны.

— Как нужно вести себя во время грозы?

· Подальше от металлических предметов.

· Лучше остаться в автомобиле.

· Если дома нужно закрыть окна и выключить все электроприборы..

· Спустится с возвышенности.

— Выполним это упражнение.

— У доски выписываем словосочетания: прилагательное и существительное.

Сначала имя существительное – вопрос – имя прилагательное:

Ветер (какой?) – холодный, тёплый.

Какие это слова?

По каким признакам противопоставляются эти слова?

Приведите примеры таких слов.

— Мы выполнили все задание?

2.Знакомство с правилом: с. 68.

Итак, как называются слова, противоположные по смыслу?

— По каким признакам можно противопоставлять слова? Приведете свои примеры антонимов.

3. Самостоятельная работа.

Вывод: как называются слова, противоположные по смыслу? По каким признакам можно противопоставлять предметы?

Почему в речи мы нередко противопоставляем один предмет другому?

Правильно, для показания контрастности, для сопоставления одного признака другому.

ПОСЛОВИЦЫ: Умный себя винит, …… товарища.(глупый)

Маленькое дело лучше …… безделья. (большого)

Горькая работа, да хлеб ……(сладкий).

4.Подберите прилагательные – антонимы:

5. Смелый – запишите это слово.

Работа в парах: Подбери к этому слову, слова близкие по смыслу — храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный, доблестный, неустрашимый, дерзкий, героический.

Знакомство с правилом.

— Что такое синонимы.

— Сейчас узнаем для чего служат синонимы?

СМЕЛЫЙ ТАМ НАЙДЕТ, ГДЕ РОБКИЙ ПОТЕРЯЕТ.

— Как вы ее понимаете?

— Теперь давайте заменим прилагательное смелый, прилагательными , близкими по значению.

— Изменился ли смысл пословицы?

Вывод: Что такое синонимы? Для чего служат синонимы в речи?

  • различаются оттенками значений;
  • помогают разнообразить нашу речь;
  • позволяют убрать повторы;
  • помогают объяснить значение слов;

— Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность.

7.Физминутка:

— Я называю две пары имен прилагательных, если это антонимы, то вы приседаете, а если – синонимы, то подпрыгиваете.

8.Закрепление:

Дифференцированная самостоятельная работа:

1.Выберите слова, близкие по смыслу выделенным.

Студёный ключ играет по оврагу. (прозрачный, холодный, быстрый).

Стояло жаркое лето. (безоблачное, знойное. чудесное).

Из лесной чащи выбрался на поляну неуклюжий медведь. (огромный, неповоротливый, добродушный.)

— Разобрать это предложение по членам и частям речи, составить схему и выписать словосочетания.

2. Составьте текст, включив в каждое предложение по одному слову в указанном порядке. Каждое предложение «украсьте» прилагательным, подходящим по смыслу.

Солнышко. Ветерок. Ручеёк.

— О каком времени года идёт речь?

— Запишите в тетради..

— При составлении предложений вы использовали имена прилагательные.

Вывод: Чем больше человек знает имен прилагательных, а тем более может подбирать к ним синонимы, тем его речь ярче и он точнее выражает свою мысль.

источники:

https://cyberleninka.ru/article/n/sinonimicheskie-ryady-imyon-prilagatelnyh-kak-osnova-gradatsii-v-hudozhestvennom-tekste

https://znanio.ru/media/prilagatelnye___sinonimy_prilagatelnye___antonimy-58256

КОНСПЕКТ УРОКА

Русский язык, 4 класс

Урок № 53. Имена прилагательные – синонимы и антонимы

Вопросы, рассматриваемые на уроке

На этом уроке

Вы исследуете:

  • имена прилагательные – синонимы и антонимы.

Вы научитесь:

  • подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Тезаурус

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.

Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

Литература

Основная:

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная:

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Русский язык 37. Антонимы и синонимы — Шишкина школа

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы.

Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.

Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

Среди имён прилагательных немало синонимичных и антонимичных пар.

Например: высокий – низкий, стройный – полный, хороший – плохой. Это пары антонимов.

А вот, например, ряд синонимов к слову высокий – важный, великорослый, возвышенный, высоковольтный, горний, гулливеровский, длинный, долговязый, здоровенный, рослый.

При подборе синонимов иногда надо учитывать и имя существительное, к которому оно относится. Например, мягкий хлеб – свежий хлеб, мягкий человек – деликатный человек. Обратите внимание, нельзя про хлеб сказать деликатный, но про человека иногда говорят свежий человек, когда, например, человек приходит на новое место работы.

Чтобы подобрать подходящие синонимы или антонимы, можно пользоваться словарями, они так и называются – «Словарь синонимов русского языка» или «Словарь антонимов русского языка». Вам может помочь и «Толковый словарь».

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Подберите синонимы.

Здоровый парень – __________________.

Здоровые глазищи – __________________.

Слова для справок: большой, сильный, огромный, крепкий, гигантский, громадный, крупный.

Проверьте себя по эталону:

Здоровый парень – сильный, крепкий парень,

Здоровые глазищи – большие, огромные, гигантские, громадные, крупные глазищи.

  1. Слово здоровый (обладающий хорошим здоровьем) произошло от древнего слова дорво – «дерево». Первоначально значило «сильный, крепкий как дерево». Какие антонимы подходят к этому слову? Напишите.

Здоровый человек – __________________

Проверьте себя по эталону:

Здоровый человек – больной, болезненный, хилый человек.

  1. Прилагательное опасный образовано от слова «пастѝ» при помощи приставки о-, опасный, значит «требующий осторожности». Распределите слова в два столбика: синонимы к слову опасный, антонимы к слову опасный.

синонимы к слову опасный

антонимы к слову опасный

Ненадёжный, простой, рискованный, безопасный, вредоносный, неопасный, коварный, лёгкий

Проверьте себя по эталону:

синонимы к слову опасный

антонимы к слову опасный

ненадёжный

рискованный

вредоносный

коварный

простой

безопасный

неопасный

лёгкий

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Тест.

1. В какой строке написаны пары антонимов?

А) прекрасный – замечательный, приветливый – вежливый;

Б) прекрасный – скверный, успешный – неудачный;

В) тревожный – спокойный, фиолетовый – тёмно-лиловый;

2. Какой антоним подходит к словосочетанию свежий хлеб?

А) мягкий хлеб;

Б) чёрствый хлеб;

В) белый хлеб.

3. Отметьте синонимы к слову хороший.

А) прекрасный, достойный, славный;

Б) хорош, хороша, хорошо, хороши;

В) плохой, ужасный, худой;

Проверьте себя по эталону:

1 Б

2 Б

3 А

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Подберите по 2 синонима к словам аккуратный, активный.

Аккуратный – __________________.

Активный – ____________________.

Слова для справок: деятельный, опрятный, чистоплотный, энергичный.

Проверьте себя по эталону:

Аккуратный – опрятный, чистоплотный.

Активный – деятельный, энергичный.

  1. Даны синонимы: дорогой, ценный, роскошный и антонимы: недорогой дешёвый, скромный. К какому прилагательному они относятся?

Напиши: _______________________________________________________

Составьте с этим словом словосочетания в женском, мужском и среднем роде.

Проверьте себя по эталону:

Богатый купец, богатая вышивка, богатое человечество.

Скачать материал

без ожидания

Урок русского языка и литературы3 КЛАСС

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 260 человек из 57 регионов

  • Сейчас обучается 413 человек из 66 регионов

  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок русского языка и литературы3 КЛАСС

    1 слайд

    Урок русского языка и литературы
    3 КЛАСС

  • Заливается звонок,Он зовёт нас на урок.Будем все внимательны,Прилежны и  с...

    2 слайд

    Заливается звонок,
    Он зовёт нас на урок.
    Будем все внимательны,
    Прилежны и старательны!

  • Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит в...

    3 слайд

    Художницу нашу знает весь свет.
    Раскрасит художница всякий предмет,
    Ответит всегда на вопросы такие:
    Какой? Какое? Какая? Какие?
    Имя прилагательное

  • Расскажите о прилагательномИмя прилагательное – это самостоятельная

б)часть...

    4 слайд

    Расскажите о прилагательном
    Имя прилагательное – это самостоятельная

    б)часть речи
    Имя прилагательное обозначает
    а)признак предмета;

    Имя прилагательное отвечает на вопросы
    а)какой? какая? какое? какие?

    В предложении имя прилагательное является
    а)второстепенным членом предложения;

  • Синонимы 
и 
антонимы

    5 слайд

    Синонимы
    и
    антонимы

  • Сегодня на урокеМы исследуем:
имена прилагательные - синонимы и антонимы.
Мы...

    6 слайд

    Сегодня на уроке
    Мы исследуем:
    имена прилагательные — синонимы и антонимы.
    Мы научимся:
    подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным.
    использовать имена прилагательные синонимы и антонимы в устной и письменной речи.
    Узнаем:
    Для чего нужны прилагательные синонимы и антонимы.

  • Давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы.Синонимы – слова, близкие по...

    7 слайд

    Давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы.
    Синонимы – слова, близкие по лексическому значению, но различные по написанию.
    Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
    Среди имён прилагательных немало синонимичных и антонимичных пар.
    Например: высокий – низкий, стройный – полный,
    хороший – плохой. Это пары антонимов.
    А вот, например, ряд синонимов к слову 
    высокий – важный, возвышенный,
    высоковольтный, долговязый, здоровенный,
    рослый.

  • При подборе синонимов надо учитывать и имя существительное, к которому о...

    8 слайд

    При подборе синонимов надо учитывать и имя существительное, к которому оно относится.
    Например, мягкий хлеб – свежий хлеб, мягкий человек – деликатный человек.
    Обратите внимание, нельзя про хлеб сказать деликатный, но про человека иногда говорят свежий человек, когда, например, человек приходит на новое место работы.

  • Чтобы подобрать подходящие синонимы или антонимы, можно пользоваться словарям...

    9 слайд

    Чтобы подобрать подходящие синонимы или антонимы, можно пользоваться словарями, они так и называются – «Словарь синонимов русского языка» или «Словарь антонимов русского языка». Вам может помочь и «Толковый словарь».

  • Подберите в словосочетаниях к прилагательным богатый, крепкий, большой  с...

    10 слайд

    Подберите в словосочетаниях к прилагательным богатый, крепкий, большой  синонимы. Установите соответствие.
    Образец: добрая мысль – светлая мысль.
    1. Богатый человек
    2. Богатый зал
    3. Богатый урожай
    Обильный, состоятельный, роскошный.

    Проверьте себя:
    1. Богатый человек — состоятельный человек;
    2. Богатый зал — роскошный зал;
    3. Богатый урожай — обильный урожай.

    1. Большой ребенок – взрослый ребёнок;
    2. Большой вопрос – важный вопрос;
    3. Большой успех – блистательный успех.
    1. Большой ребенок
    2. Большой вопрос
    3. Большой успех
    Важный, блистательный, взрослый.

  • Подберите синонимы.
Здоровый парень – __________________.
Здоровые глазищи –...

    11 слайд

    Подберите синонимы.
    Здоровый парень – __________________.
    Здоровые глазищи – __________________.
    Слова для справок: большой, сильный, огромный, крепкий, гигантский, громадный, крупный.
    Проверьте себя:

    Здоровый парень – сильный, крепкий парень,
    Здоровые глазищи – большие, огромные, гигантские, громадные, крупные глазищи.

  • Подберите по 2 синонима к словам аккуратный, активный.

Аккуратный – ____...

    12 слайд

    Подберите по 2 синонима к словам аккуратный, активный.

    Аккуратный – __________________.
    Активный – ____________________.
    Слова для справок: деятельный, опрятный, чистоплотный, энергичный.
    Проверьте себя:

    Аккуратный – опрятный, чистоплотный.
    Активный – деятельный, энергичный.

  • Узнайте животных по описанию. Правильно подберите описание для каждого жи...

    13 слайд

    Узнайте животных по описанию. Правильно подберите описание для каждого животного.

    Хитрая, лукавая, косолапый, трусливый, плутоватая, неловкий, несмелый, неуклюжий, боязливый.
    Проверьте себя:

  • Прочитайте текст.
     Пролетело красивое лето. Наступила красивая осень. Кра...

    14 слайд

    Прочитайте текст.
    Пролетело красивое лето. Наступила красивая осень. Красивые жёлтые листья падают на серый асфальт. На голубом небе светит красивое солнце.
    В эти ранние осенние дни лес очень красивый.
    Всё ли в этом тексте вас устраивает? Что не так?
    Какими словами мы можем заменить слово «красивый»? Чем будут являться эти слова по отношению к слову «красивый»?
    Синонимами.
    Вам в помощь я подготовила словарную статью из «Словаря синонимов» к слову «красивый»: бесподобный, блестящий, великолепный, видный, восхитительный, дивный, живописный, изящный, красивенький, красный, миловидный, нарядный, неотразимый, обворожительный, пленительный, прекрасный, прелестный, привлекательный, пригожий, пышный, распрекрасный, роскошный, хорошенький, чудный, эффектный, яркий.
    Замените повторяющиеся слова в тексте подходящими по смыслу синонимами. Запишите получившийся текст.
    Повторяется слово красивый, это является речевой ошибкой.

  • Пролетело чудное лето. Наступила нарядная осень. Изящные жёлтые листья па...

    15 слайд

    Пролетело чудное лето. Наступила нарядная осень. Изящные жёлтые листья падают на серый асфальт. На голубом небе светит яркое солнце.
    В эти ранние осенние дни лес очень живописный.
    Для чего в языке нужны синонимы?
    Синонимы помогают связывать части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, помогают более точно и ярко выразить свою мысль.

  • Антонимы - слова,
 противоположные по смыслуДобрый – злой,Трусливый – смелый...

    16 слайд

    Антонимы — слова,
    противоположные по смыслу
    Добрый – злой,
    Трусливый – смелый,
    Толстый – тонкий,
    Чёрный – белый,
    Вверх и вниз,
    Внутри – снаружи,
    Над и под,
    Жара и стужа,
    Чистить – пачкать,
    День – ночь,
    Все сюда! – Ступайте прочь!
    Труд – безделье,
    Смех – рыданья…
    Здравствуйте… и до свиданья!
    Как вы уже заметили, антонимы встречаются во всех частях речи, как в самостоятельных, так и в служебных. Есть они и у прилагательных.

  • Предметы можно противопоставлять друг другу по какому-либо признаку: ширин...

    17 слайд

    Предметы можно противопоставлять друг другу по какому-либо признаку: ширине, силе, цвету, вкусу, размеру…
    Сравните:
    дорога широкая
    тропинка узкая

  • Сравните:лев сильныйзаяц слабый

    18 слайд

    Сравните:
    лев сильный
    заяц слабый

  • Сравните:голубь белыйворон чёрный

    19 слайд

    Сравните:
    голубь белый
    ворон чёрный

  • Сравните:торт сладкийперец горькийлимон кислый

    20 слайд

    Сравните:
    торт сладкий
    перец горький
    лимон кислый

  • Сравните:слон большоймышка маленькая

    21 слайд

    Сравните:
    слон большой
    мышка маленькая

  • Игра «Всё наоборот».     Проверьте себя:

    Лёгкий, мягкий, низкий, сладкий...

    22 слайд

    Игра «Всё наоборот».
    Проверьте себя:

    Лёгкий, мягкий, низкий, сладкий, узкий, редкий, близкий,
    гладкий, крепкий, ловкий.
    Замените имена прилагательные противоположными по значению словами. Запишите новые слова. Обозначьте орфограмму.
    Трудный, жёсткий, высокий, горький, широкий, частый, далёкий, шершавый, непрочный, неуклюжий.

  • Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные прилагательные-антонимы. Зап...

    23 слайд

    Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные прилагательные-антонимы. Запишите.
    … слава лежит, а … бежит.
    … дело лучше …безделья.
    … всегда становится … .
    На … собака лает, а … кусает.
    Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая.
    Проверьте себя:
    Добрая слава лежит, а худая бежит.
    Маленькое дело лучше большого безделья.
    Тайное всегда становится явным .
    На смелого собака лает, а трусливого кусает.

  • Употребление синонимов, как и антонимов, делают нашу речь более богатой,...

    24 слайд

    Употребление синонимов, как и антонимов, делают нашу речь более богатой, яркой, помогают добиться большей худо­жественной выразительности.
    Так, с по­мощью синонимов или антонимов то или иное понятие не просто называется, но гораздо точнее ха­рактеризуются его признаки и свойства.
    Для чего же нужны прилагательные синонимы и антонимы?

  • Сегодня на урокеМы исследовали:
имена прилагательные - синонимы и антонимы.
М...

    25 слайд

    Сегодня на уроке
    Мы исследовали:
    имена прилагательные — синонимы и антонимы.
    Мы научились:
    подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным.
    Узнали:
    Для чего нужны синонимы и антонимы.

  • Мне было интересно, со всеми заданиями справился, чувствовал себя уверенно....

    26 слайд

    Мне было интересно, со всеми заданиями справился, чувствовал себя уверенно.

    Мне было интересно, но испытывал некоторые затруднения при выполнении заданий, чувствовал себя недостаточно уверенно.

    Мне было интересно, но было трудно работать, с заданиями не справился, чувствовал себя неуверенно.
    СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

  • Благодарю за сотрудничество!

    27 слайд

    Благодарю за сотрудничество!

  • https://ru.sputnik.md/society/20191118/28242721/avtodorogu-komrat-kishinev-ob...

    28 слайд

    https://ru.sputnik.md/society/20191118/28242721/avtodorogu-komrat-kishinev-obeshchayut-dosrochno-sdat-v-ekspluataciyu.html
    https://pikabu.ru/story/tropinka_6810454
    https://www.pinterest.com/pin/347551296248811251/
    http://profermu.com/ogorod/perets/gorkii-polza.html
    В презентации использованы материалы с сайтов:
    http://educatieonline.md/
    https://www.edimdoma.ru/encyclopedia/ingredients/1088-limony
    https://bipbap.ru/kartinki-dlya-srisovki/risunki-slona-dlya-srisovki-27-foto.html
    https://xrest.ru/original/%D0%97%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0-655353/
    https://kartinki.detki.today/zhivotnye/dikie/myishka.html
    https://www.liveinternet.ru/users/4026627/post398630001
    https://wesperinfo.ru/p3458.php
    https://www.uchmag.ru/estore/e1071405/
    https://librarius.md/ru/book/slovari-sinonimov-i-antonimov-rus-yaz-449285
    http://forumsmile.ru/smilies/large?page=3

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 861 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 18.04.2021
  • 712
  • 60
  • 18.04.2021
  • 466
  • 9
  • 18.04.2021
  • 341
  • 9
  • 18.04.2021
  • 390
  • 26
  • 18.04.2021
  • 278
  • 2

«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.

Викторина по русскому языку «Слабое звено»

  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Савчук Л.О. и др. / Под ред. Шмелёва А.Д.
  • Тема: § 7. Правописание безударных гласных
  • 18.04.2021
  • 202
  • 3

«Русский язык (в 2 частях)», Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Савчук Л.О. и др. / Под ред. Шмелёва А.Д.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Цель: Продолжить знакомство с синонимами и антонимами

Задачи:

  1. закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об имени прилагательном;
  2. обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;
  3. расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;
  4. развивать память;
  5. воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Карточки с таблицами. Словарь антонимов и синонимов. Смайлики. Мяч.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Ребята, я очень рада видеть вас.

Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!

II.Чистописание.

 С Т / / с т

Ст Тс

Старый друг лучше новых двух.

— Слова какой части речи употребляются здесь дважды?

— Что вы знаете об имени прилагательном?

III. Словарная работа.

— Запишем слова под диктовку.

Апте’ка, ноя’брь,тетра’дь, огуре’ц, наро’д, и’ней, мали’на.

[С комментированием] (слайд 3)

IV. Сообщение темы урока.

— Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним)

— Найдите антонимы в пословице(старый-новый)

— А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза. Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)

а

е

г

м

с

т

р

в

ё

й

с

ц

ю

ж

э

ч

ш

и

щ

у

э

ф

ц

и

й

ж

я

т

ы

ъ

н

т

щ

ф

ч

ш

у

ж

ц

ъ

ы

э

я

н

й

я

ф

ы

о

ъ

у

щ

о

э

ч

ш

ц

т

ю

ь

ч

н

т

ъ

э

ж

н

ф

ы

ш

я

щ

у

ц

ю

й

ф

у

и

ч

т

ы

и

ц

ш

э

ж

щ

я

ь

щ

м

я

ж

э

ф

т

ы

ъ

у

ч

ш

ц

й

м

-Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы и синонимы)

V. Работа по теме урока. Антонимы.

1. Наблюдение над употреблением в речи антонимов.

А) -Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.

Трусливый, дорогой, здоровый,молодой, правый, правдивый, вежливый, храбрый, дешевый, больной, старый, виновный, лживый, грубый. (слайд 5)

Б) –Сравните тигра и котёнка (слайд 6)

ТИГР

 КОТЁНОК

-По размеру :

 большой

 маленький

-По силе:

 сильный

 слабый

-По характеру:

 злой

добрый

-В зависимости от того, где живёт:

 дикий

 домашний

— Что мы можем сказать об антонимах?

2. Работа над правилом – стр. 51 (слайд 7)

Один предмет можно противопоставить другому по какому-либо признаку: температуре, цвету, размеру: горячий-холодный, чёрный-белый.

Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.

— Рассмотрите картинки, назовите прилагательные-антонимы: (слайды 8 и 9)

Дерево высокое, а куст низкий.

Шарик лёгкий, а тыква тяжёлая.

Грач чёрный, а снег белый.

Чай горячий, а мороженое холодное.

— По какому признаку противопоставлены слова?

3. Самостоятельная работа.

— Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

Длительный

 тёмный

храбрый

 скупой

искусственный

медлительный

светлый

иностранный

расторопный

трусливый

отечественный

 натуральный

ошибочный

 кратковременный

щедрый

 правильный

(проверка по слайду)(слайд 10)

4. Работа в парах.

— Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:

… слава лежит, а … бежит.

… дело лучше …безделья.

… всегда становится … .

На … собака лает, а … кусает.

Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,

Проверка. (слайд 11)

5. Подбор антонимов к многозначным словам.

— Ребята, что такое многозначные слова?

— Подберите антонимы к многозначным словам (устно):

Полный мужчина

ǁ пустой

Полный стакан

ǁ худой

Мягкий хлеб

ǁ тяжёлый

Мягкий шаг

 ǁ чёрствый

Тонкий лёд

 ǁ грубый

Тонкая работа

 ǁтолстый

Мелкий дождь

 ǁ глубокий

Мелкий ручей

 ǁ частый

— Подберите антонимы, учитывая многозначность слов:

Открытое окно —

Открытый человек —

Открытая вражда —

Мягкий свет —

Мягкий воск —

Мягкая зима —

Резкий звук —

Резкое слово —

Острая пила —

Острое зрение —

VI. Физкультминутка: (с музыкальным сопровождением) (слайд 12)

1. Мы шагаем, мы шагаем;
Шаг влево, шаг вправо,
Шаг вперёд и шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Слова-антонимы мы знаем!

2. Игра в мяч.

-Я бросаю одному из учеников мяч, называя при этом слово. Ученик возвращает мяч, называя к слову антоним.

VII. Работа по теме урока. Синонимы.

1. Наблюдение над употреблением в речи синонимов (упражнение 482) (слайд 13)

— Сравни между собой слова в каждой группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?

  1. Большой, огромный, громадный, гигантский.
  2. Маленький, малюсенький, крошечный.
  3. Крутой, обрывистый, отвесный.

— Как называются слова в каждой группе? (синонимы)

2. Работа над правилом — стр.52 (слайд 14)

Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы:смелый, храбрый.

3. Узнайте животных по описанию: (слайд 15)

Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)

Хитрая, лукавая, плутоватая…(лиса)

Злой, сердитый, коварный…(волк)

Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)

— Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.

Звери живут в густом непроходимом лесу.

— Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.

Живут (где?) в лесу.

В лесу (каком?) густом непроходимом.

4. Работа по таблице. (слайд 16)

— Ребята, увас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:

  1. Смелый, храбрый, мужественный.
  2. Глупый, неумный, недалёкий.
  3. Добрый, жадный, щедрый.
  4. Вечный, бессмертный, временный.
  5. Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

1

2

3

4

5

5. Работа в парах.

— Составьте из слов синонимические ряды:

Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.

[На слайде «собираются» цветы]

— Какие получились цветы? Подберите синонимы (красивые, чудесные, прекрасные, живописные). (слайд 17)

VIII. Работа со словарём. (слайд 18)

— Существуют словари синонимов и антонимов. Например, вот этот словарь для школьников, составленный О.А.Михайловой.

[Учитель демонстрирует словарь]

— Существует множество словарей синонимов и антонимов. Например, такие. (слайд )

— В этом словаре, как и в других словарях, принят алфавитный порядок.

Первая часть посвящена синонимам, а вторая – антонимам.

— Найдите и прочитайте синонимы к слову учиться. [Ученик читает статью на стр. 397]

— Найдите антонимы к слову серьёзный. [Ученик читает статью на стр. 478]

IX. Закрепление.

1. Выполнение теста.

— Выполним тест «Верно-неверно». Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак «-» — под номером того предложения, в котором высказывание неверно. (слайд 19)

  1. Синонимы — это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи.
  2. Синонимы — это слова с противоположным значением.
  3. Синонимический ряд могут составлять слова разных частей речи.
  4. К слову можно подобрать только один синоним.
  5. Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов.
  6. Фразеологические обороты не могут иметь синонимов.
  7. Синоним можно подобрать к любому слову.

1

2

3

4

5

6

7

2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (слайд 20)

Слово

Синоним

Антоним

знойный

быстрый

скрытный

древний

тяжёлый

пустой

X. Итог урока.

— Что такое синонимы и антонимы?

— Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?

Оценивание.

— Возьмите со стола тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока и прикрепите его на доску. (слайд 21)

Домашнее задание:

  1. Упр. 483
  2. Подобрать пословицы с прилагательными-антонимами.

Литература

  1. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль: Академия развития.2001.
  2. Словарь синонимов и антонимов для школьников/сост. О.А.Михайлова.-Екатеринбург: У-Фактория.2007.

Слайд 1
Имя прилагательное
Синонимы и антонимы
Работаем в тетради.

Имя прилагательное
 Синонимы и антонимы Работаем в тетради. Записали дату. Классная работа.

Записали дату. Классная работа.


Слайд 2
«Орфографическая минутка»
У С.136 Словарь повторяем
Самодиктант

«Орфографическая минутка»У С.136  Словарь повторяемСамодиктант 10 слов (Первый столбик от слова корабль до слова молоко)

10 слов
(Первый столбик от слова корабль до слова

молоко)


Слайд 3
Повторение
Звуко-буквенный (фонетический) разбор
Дидактический материал
С. 20 Разбор слова РУЧЕЁК
Проверь

ПовторениеЗвуко-буквенный (фонетический) разборДидактический материалС. 20 Разбор слова РУЧЕЁКПроверь себя!

себя!


Слайд 4

Проверь себя!

ручеёк — 5 слога
р

Проверь себя!
 ручеёк - 5 слога р  [ р ]

[ р ] — согл.,звон., непарн.,тверд., парн.
у

[ у ] — гл., безуд.
ч

[ ч’ ] — согл., глух., непарн., мягк., непарн.
е [ и ] — гл., безуд.
ё [й’]- согл., звон. непарн., ., мягк., непарн.
[ о ] — гл., уд.
к [ к ] — согл., глух., парн.,. тверд., парн
6б. 7зв.


Слайд 5
Повторение
Разбор по составу слова
(морфемный разбор)
Дидактический материал
С.38 №3 (по

ПовторениеРазбор по составу слова(морфемный разбор)Дидактический материалС.38 №3 (по составу)ВНИМАНИЕ!!!!Формообразующий суффикс глагола в основу слова НЕ

составу)
ВНИМАНИЕ!!!!
Формообразующий суффикс глагола в основу слова НЕ ВХОДИТ
-Л-

-ТЬ- — ЧЬ- -ТИ-
Проверь себя!


Слайд 6

Проверь себя!

с.

Проверь себя!
   с.       с.

с.

с.
верблюдица медведица кормушка
г. с. г.
угостил в чистоте очищал
п. с. г.
дымчатый цветами освободила п.
плотную


Слайд 7

Повторяем «Имя прилагательное»

Что обозначает

На какие

Повторяем «Имя прилагательное»
 
 Что обозначает На какие вопросы отвечаетКакова роль имени прилагательного

вопросы отвечает

Какова роль имени прилагательного в речи?

С какой частью

речи связаны имена прилагательные? К какой части речи «прилагаются»?

Что образуют вместе прилагательное с существительным ?

какова роль в предложении имени прилагательного?


Слайд 8

«Имя прилагательное» -это самостоятельная часть речи

что

«Имя прилагательное» -это самостоятельная часть речи 
 что обозначает обозначает признак предметана какие

обозначает
обозначает признак предмета
на какие вопросы отвечает
отвечает на вопросы

какой? какая? какое? какие?
Какова роль имени прилагательного в речи?
Имена прилагательные

делают нашу речь более ТОЧНОЙ И ОБРАЗНОЙ
С какой частью речи связаны имена прилагательные? К какой части речи «прилагаются»?
Связано имя прилагательное с именем существительным и зависит от него. Сочетаются имена существительные и имена прилагательные – в роде, числе , падеже
имя прилагательное с именем существительным образуют словосочетания
Какова роль в предложении имени прилагательного?
Вывод: имена прилагательные являются второстепенными членами предложения


Слайд 9
ВСПОМНИМ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
«Имя прилагательное»
Что осталось изучить?
узнать

ВСПОМНИМ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «Имя прилагательное»Что осталось изучить?узнать признаки имён прилагательныхкак имена прилагательные изменяются Новая

признаки имён прилагательных
как имена прилагательные изменяются

Новая тема

урока
«Признаки имён прилагательных Синонимы и антонимы»


Слайд 10
Повторяем

Слова могут быть близкими или противоположными по

Повторяем 
 Слова могут быть близкими или противоположными по значению.Как называются такие группы слов?Зачем нужны

значению.
Как называются такие группы слов?
Зачем нужны в языке?
Проверь себя


Слайд 11
Проверь себя

Слова могут быть близкими или противоположными по

Проверь себя
 Слова могут быть близкими или противоположными по значению.Как называются такие группы слов?Синонимы и

значению.
Как называются такие группы слов?
Синонимы и антонимы

Зачем нужны в

языке?
Вспомним, что знаем


Слайд 12
ЧТО такое синонимы?
Бегемот = Гиппопотам

Расскажи
Проверь себя!

ЧТО такое синонимы?Бегемот = Гиппопотам РасскажиПроверь себя!


Слайд 13
Синонимы — это слова, близкие или одинаковые по

Синонимы - это слова, близкие или одинаковые по значению и относящиеся к одной части речи,

значению и относящиеся к одной части речи, но различающиеся

по своему звучанию.
Синонимы
Бегемот = Гиппопотам


Слайд 14
Зачем нужны синонимы
Служат антонимы для повышения выразительности речи,

Зачем нужны синонимыСлужат антонимы для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия.

позволяют избегать её однообразия.


Слайд 15

Синонимы образуют группы

Синонимический ряд — группа синонимов, состоящая

Синонимы образуют группыСинонимический ряд - группа синонимов, состоящая из двух и более слов.красный, алый, бордовый,

из двух и более слов.
красный, алый, бордовый, багряный, кровавый.


Слайд 16

Все синонимы, как правило, относятся к одной части речи.

Все синонимы, как правило, относятся к одной части речи. То есть существительные заменяются существительными, глаголы глаголами,

То есть существительные заменяются существительными, глаголы глаголами, а прилагательные….
Как

вы думаете?
Исследуем!!!


Слайд 17

№189 (письменно)
Есть синонимы у прилагательных?
Они записываются группами?
Образуют синонимический

№189 (письменно)Есть синонимы у прилагательных?Они записываются группами?Образуют синонимический ряд?Проверь себя!

ряд?
Проверь себя!


Слайд 18

№189
Внимательный, чуткий, отзывчивый человек. Смелый, бесстрашный, храбрый юноша.

№189Внимательный, чуткий, отзывчивый человек. Смелый, бесстрашный, храбрый юноша. Холодный, прохладный, морозный день. Грустный, печальный, невеселый

Холодный, прохладный, морозный день. Грустный, печальный, невеселый рассказ. Смешной,

забавный, потешный случай.
СДЕЛАЙ ВЫВОД


Слайд 19

Проверь себя!
Есть синонимы у прилагательных?
ЕСТЬ синонимы у

Проверь себя!Есть синонимы у прилагательных?ЕСТЬ синонимы у прилагательныхОни записываются группами?Они записываются ГРУППАМИОбразуют синонимический ряд?Образуют

прилагательных
Они записываются группами?
Они записываются ГРУППАМИ
Образуют синонимический ряд?
Образуют синонимический ряд


Слайд 20
Продолжите синонимический ряд:
Устно или письменно
Строение- дворец-здание
изба- хижина-

Продолжите синонимический ряд:Устно или письменноСтроение- дворец-здание изба- хижина- бунгалоДОМ (СУЩ,)ХОДИТЬ (ГЛАГ,)Бродить- шагать - шататьсяКРАСИВЫЙ (прилаг.)Симпатичный-

бунгало
ДОМ (СУЩ,)
ХОДИТЬ (ГЛАГ,)
Бродить- шагать — шататься
КРАСИВЫЙ (прилаг.)
Симпатичный-
приятный- ослепительный


Слайд 21
Подберите синонимы к словам
1. Запиши 1столбик 2. Подбери

Подберите синонимы к словам
 1. Запиши 1столбик 2. Подбери синоним 3. Нажимай кнопку и проверяйИстинный

синоним 3. Нажимай кнопку и проверяй
Истинный –
безучастный –

рынок –
вероятно –
грёзы –
круиз –
симптом –
вердикт


спикер –
презент –
хобби –

подлинный
равнодушный
базар
возможно
мечты
путешествие
признак
приговор
оратор
подарок
увлечение


Слайд 22
ЧТО такое антонимы?
Большой-маленький

Расскажи
Проверь себя!

ЧТО такое антонимы?Большой-маленькийРасскажиПроверь себя!


Слайд 23
Антонимы — это слова, противоположные по значению и

Антонимы - это слова, противоположные по значению и относящиеся к одной и той же части речи.Антонимы

относящиеся к одной и той же части речи.
Антонимы


Слайд 24
Не каждое слово может иметь антоним,
например: лампа, стадион.

Не каждое слово может иметь антоним,например: лампа, стадион. Если же слово многозначное, то оно может

Если же слово многозначное, то оно может иметьнесколько антонимов:
1.

легкий – тяжелый (чемодан);
2. легкий – трудный (текст для перевода);
3.

легкий – сильный (мороз).


Слайд 25

Все антонимы, как правило, относятся к одной части речи.

Все антонимы, как правило, относятся к одной части речи. То есть существительные заменяются существительными, глаголы глаголами,

То есть существительные заменяются существительными, глаголы глаголами, а прилагательные….
Как

вы думаете?
Исследуем!!!


Слайд 26

№185 (письменно)
Есть антонимы у прилагательных?
Они записываются группами?
Проверь себя!

№185 (письменно)Есть антонимы у прилагательных?Они записываются группами?Проверь себя!


Слайд 27

№185
Добрый-злой
Толстый-тонкий
Влажный-сухой
Временный-постоянный
Щедрый-жадный

СДЕЛАЙ ВЫВОД

№185Добрый-злойТолстый-тонкийВлажный-сухойВременный-постоянныйЩедрый-жадныйСДЕЛАЙ ВЫВОД


Слайд 28

Проверь себя!

Антонимы — составляют так называемые антонимические пары: 
правда —

Проверь себя!
 
 Антонимы - составляют так называемые антонимические пары: правда - ложь, добрый - злой,

ложь, добрый — злой, день — ночь


Слайд 29
Существительные-антонимы
Восход -………..
Война -…….
Добро -……..
Прилагательные-антонимы
Громкий -……
Далекий -…….
Длинный -…….
Глаголы-антонимы
Брать -……..
Молчать

Существительные-антонимыВосход -………..
 Война -…….
 Добро -……..
 Прилагательные-антонимыГромкий -……
 Далекий -…….
 Длинный -…….
 Глаголы-антонимыБрать -……..
 Молчать

-……..
Строить -………..
Допиши антонимические пары
Проверь себя!


Слайд 30
Существительные-антонимы
Восход — закат
Война — мир
Добро — зло
Прилагательные-антонимы
Громкий —

Существительные-антонимыВосход - закат
 Война - мир
 Добро - зло
 Прилагательные-антонимыГромкий - тихий
 Далекий - близкий

тихий
Далекий — близкий
Длинный — короткий
Глаголы-антонимы
Брать — давать
Молчать — говорить
Строить

— ломать
Проверь себя!


Слайд 31

Зачем нужны антонимы?

Зачем нужны антонимы?
Антонимы лежат в основе

Зачем нужны антонимы?
 Зачем нужны антонимы?Антонимы лежат в основе такого художественного приёма, как противопоставление(

такого художественного приёма, как противопоставление( антитеза.)
На антитезе строятся

пословицы, поговорки.
Например: легко подружиться –
тяжело разлучиться.


Слайд 32
Закончить пословицу УСТНО
1. Недруг поддакивает,
2. Маленькое дело…

3. Умел ошибиться -…
4. Добрая слава

Закончить пословицу УСТНО1. Недруг поддакивает,2. Маленькое дело…3. Умел ошибиться -…4. Добрая слава лежит, 5. Ученье – свет, …6. Язык длинный - …а

лежит,
5. Ученье – свет, …
6. Язык длинный — …
а друг спорит.
лучше

большого безделья.
умей и поправиться.
а худая – бежит.
а неученье – тьма.
ум

короткий.


Слайд 33
Повторите, что узнали
Слова могут быть близкими или противоположными

Повторите, что узналиСлова могут быть близкими или противоположными по значению.Как называются такие группы слов?Расскажи о

по значению.
Как называются такие группы слов?
Расскажи о них
Зачем нужны

в языке?


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое издревле синоним
  • Что такое избыток синонимы
  • Что такое идеографические синонимы
  • Что такое конструктивный синоним
  • Что такое консенсус синонимы