Человекоориентированность синонимы

ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ

В.В. КОЛПАЧНИКОВ

В данной статье мы хотим информировать читателей об одном из направлений современного развития человекоцентрированного подхода (the PersonCentered Approach PCA). Основателем и самой видной фигурой этого подхода был и остается выдающийся американский психолог К. Роджерс [1], [5], [6] . Э. Медоус, специалист в области работы с персоналом организаций, познакомился и стал сотрудничать с К. Роджерсом в 1968 г. С 1973 г. он член Центра изучения человека в г. Ла Хойа (США), объединяющего специалистов во всем мире, разделяющих и практикующих РСА. В начале 90-х г.г. Э. Медоус инициировал создание международной группы специалистов, применяющих РСА в работе с организациями ( «Pajaro Group «).

Как известно, начиная с 40-х гг. К. Роджерс активно развивал направление в консультировании и психотерапии, которое получило название клиентоцентрированной терапии [5]. На основе терапевтической практики и исследований в рамках этого направления им были сформулированы необходимые и достаточные условия конструктивных изменений клиента. Это хорошо известные сейчас три личностные установки консультанта: конгруэнтность, эмпатия и безусловное позитивное принятие (уважение).

В начале 70-х гг. К. Роджерс оставляет активную психотерапевтическую практику, сосредоточившись на содействии установлению мира в горячих точках Земли, образовании, развитии партнерских отношений в семьях, подготовке консультантов и психотерапевтов и других чрезвычайно плодотворных видах собственной творческой активности. Это изменение сопровождалось изменением названия подхода. Самим К. Роджерсом он стал называться человекоцентрированным подходом.

Э. Медоус утверждает [3], что поворот, который в 70-х гг. совершил К. Роджерс, заключался не только и не столько в изменении спектра активности и смене названия подхода, но, прежде всего, в глубоких концептуальных изменениях, которые до сих пор не до конца поняты его коллегами и учениками. Большинство последователей К. Роджерса стали употреблять понятие «человекоцентрированный подход » как синоним понятия «клиентоцентрированная терапия «. Согласно глубокому убеждению Э. Медоуса, от специальной модели помогающих отношений в рамках клиентоцентрированной терапии, когда клиент обращается за помощью к консультанту и платит за нее, К. Роджерс перешел к человекоцентрированному подходу как модели любых человеческих отношений. Отличительной чертой подавляющего большинства человеческих отношений является равенство партнеров: отношения помощи и

50

поддержки, безусловно, включены в равные отношения людей. Однако в целом в этих отношениях отсутствует ситуация, когда один из партнеров постоянно находится в позиции ожидающего и принимающего помощь, а другой — в позиции постоянно оказывающего помощь.

Именно этот отказ от модели помогающих отношений во взаимодействии равных партнеров и не усматривают, по мнению Э. Медоуса, последователи К. Роджерса, необоснованно перенося клиентоцентрированную, «помогающую » модель на отношения равных партнеров, что не адекватно природе этих отношений. Если в классической модели клиентоцентрированной терапии и помогающих отношений консультант использует три вышеназванные личностные установки для блага клиента (Другого), то в отношениях равных партнеров эти установки, или умения (skills), как предпочитает их называть Э. Медоус в практической тренинговой работе, используются ради собственного блага, в собственных интересах того, кто их использует. В отношениях равных партнеров эти умения используются человеком для того, чтобы лучше понять другого, лучше выразить себя, т.е. добиться понимания себя партнерами, наиболее конструктивно разрешать возникающие трудности и противоречия в отношениях. Все это делается в интересах самого человека, который по сознательному выбору использует упомянутые умения для оптимального выстраивания собственной деятельности и общения. В табл. 1 сравниваются клиентоцентрированная терапии и человекоцентрированный подход (приводится по: [4], [6]).

Подчеркнем несколько принципиальных позиций, выражаемых в этом сравнении Э. Медоусом. Вопервых, это уже приводившееся замечание, что обсуждаемые умения используются человеком для своего собственного блага. Вовторых, они используются человеком на основе сознательного выбора: в повседневных отношениях человек использует или не использует данные умения (и имеет на это право!) в конкретных обстоятельствах, исходя из наилучших, но своих интересов. Условием наличия подобного выбора является владение этими умениями. Втретьих, эти умения являются необходимым и достаточным условием для успешного развития отношений в случае их совместного, в единстве друг с другом, использования.

Необходимо коротко описать эти умения в связи с тем, что они понимаются и операционализируются Э. Медоусом [3] не полностью тождественно их использованию К. Роджерсом. Выделяются четыре умения: эмпатическое слушание, конгруэнтность, эмпатия и безусловное позитивное уважение (принятие).

Эмпатическое слушание — наиболее полезное умение. Оно используется, когда человек хочет понять Другого. Процедура эмпатического понимания может быть описана четырьмя процессами.

1. Решение слушать.

2. Прояснение вербального сообщения Другого. (Этот шаг в привычной терминологии может быть назван «активным слушанием «).

3. Стремление понять опыт (переживание, эмоции, смыслы) Другого.

4. Валидизация — подтверждение говорящим (Другим), что слушатель понял и прояснил его слова и опыт адекватно. Говорящий может давать или не давать подтверждение.

Э. Медоус подчеркивает важнейшее значение этого умения в любых отношениях, в том числе, в деловых взаимодействиях, как дающее наиболее быстрый положительный эффект. Эмпатическое слушание, как и любое другое умение, используется человеком на основе собственного свободного выбора, а не по обязанности или требованию.

Конгруэнтность. Назначение этого умения — выражение опыта человека посредством языка. Синонимы термина «конгруэнтность » — центрированность, истинность, аутентичность,

51

реальность. Если говорящий посылает конгруэнтное сообщение, вероятность получить защитный ответ снижается. Если посылается неконгруэнтное сообщение, вероятность получить защитный ответ возрастает. Выделяется два уровня умения быть конгруэнтным.

Таблица 1

Сравнение клиентоцентрированной терапии и человекоцентрированного подхода

Первый уровень описывается четырьмя процессами.

1. Опыт — внутренний психологический поток, который присутствует в любой данный момент.

2. Осознание — вхождение в поток опыта и выведение его на уровень сознания.

3. Невербальный язык — трудно контролируемые телесные проявления, которые являются своеобразной комбинацией опыта и осознания.

4. Вербальный язык — человек сообщает посредством языка об опыте своего Я (не о ситуации или о Другом: чистый конгруэнтный язык не содержит слов «он «, «она «, «оно «, «ты «).

Второй уровень данного умения заключается в принятии на себя полной ответственности за свой опыт без обвинения Других или ситуации. Это принятие человеком того, что его переживания происходят внутри его Я и что

52

он полностью ответствен за свой опыт. Стремление сделать других или ситуацию ответственными за поток опыта Я эквивалентно решению быть беспомощным, жертвой. Э. Медоус утверждает, что по мере овладения этим умением человек замечает, что он начинает настойчиво стремиться к ответственности за свое оптимальное состояние в любой данный момент жизни. Учиться этому умению нелегко: уклад повседневной жизни сплошь и рядом отучает нас брать на себя ответственность за свой опыт (состояние). Необходима настойчивость, если мы желаем овладеть этим умением.

Эмпатия — умение, используемое на основе сознательного выбора в ситуации, когда Другой хочет расти, учиться или развиваться, а мы хотим содействовать ему в этом развитии или росте; это следование «за » и «вместе » с Другим — без оценки и советов — в то время, как этот Другой движется по пути своих переживаний (опыта)1. Эмпатия бесполезна, когда ктолибо иной, кроме самого Другого, желает, чтобы он рос, учился или развивался. Во время эмпатии оба — как тот, кто проявляет эмпатию, так и тот, по отношению к кому ее проявляют, — сфокусированы на опыте последнего. Человеку, проявляющему эмпатию, необходимо испытывать безопасность и достаточную стабильность собственного внутреннего состояния, чтобы быть способным оставить его в стороне и сосредоточиться на опыте Другого, быть вместе с Другим в его переживании. Присутствие проявляющего эмпатию выступает катализатором для использования Другим собственных ресурсов для роста, учения или развития. Проявляющий эмпатию не вмешивается в этот процесс, но только аккомпанирует, соприсутствует. Если Другому удается использовать свои собственные ресурсы, его решения автоматически интегрируются им в своей жизни. К. Роджерс считал эмпатию главным процессом в клиентоцентрированной терапии. Этот процесс очень важен в любых других отношениях. Результаты эмпатии плодотворны для обоих участников эмпатического процесса: Другой — личностно растет, а проявляющий эмпатию получает в своем окружении более «полно функционирующего человека » для взаимодействия и отношений.

Безусловное позитивное уважение (принятие) понимается Э. Медоусом в рамках рассматриваемой модели не только как безусловное принятие и уважение Другого и вера в его возможности, но и как безусловно ценностное отношение к тем проявлениям Другого, которые угрожают целостности и интегрированности Я.

Безусловное позитивное уважение может осуществляться тремя различными образами. Приведенная ниже последовательность описаний отражает характерные стадии в развитии понимания безусловного позитивного принятия у отдельного человека.

1. Отказ от осуждения (оценки). Осуждение, вопервых, блокирует, стопорит принятие информации и, вовторых, приписывает оценку Другому ( «хороший » или «плохой «). Но вынесение осуждения происходит чрезвычайно быстро: по данным исследований — в течение 0,0006 с [2]. Поэтому его невозможно избежать, но возможно и необходимо конвертировать осуждение и оценку в конгруэнтность (перейти от Тывысказывания к Явысказыванию, за которое говорящий несет ответственность).

2. Второй шаг можно условно сравнить с наблюдением заката солнца. К. Роджерс заметил, что мы не стремимся изменить закат солнца, наблюдая его. Мы принимаем его как он есть. Люди подобны закату солнца. Их

53

необходимо принимать такими, каковы они есть.

3. Третий шаг содержит в себе парадокс, который нельзя осмыслить при наличии категоричных суждений. Он заключается в том, что человек, с одной стороны, должен оставаться полностью преданным себе в своей индивидуальной интегрированности ( «Ни на йоту не предавая себя, понимая, выражая и защищая свои интересы! » — по выражению Э. Медоуса) и, в то же самое время, относиться как к дружественному дару к проявлениям Другого (не Другому, а проявлениям Другого), которые угрожают нашим интегрированности и целостности. Человек не осуждает и не отталкивает эти проявления, что неизбежно сопровождается возникновением у него чрезвычайно напряженного и закрепощенного состояния со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Но он позитивно переосмысляет, воспринимает их как драгоценный дар (и такое переосмысление является ответственностью самого человека!). Человек не просто понимает эти проявления. Он не просто принимает их. Он безусловно высоко ценит их. И тогда он становится способным работать с этой угрозой, снова двигаясь, с ощущением силы и свободы. Умение безусловного позитивного уважения (принятия) наиболее трудно для понимания и усвоения. Но оно же приносит наиболее значимые личностные результаты.

Чтобы человекоцентрированный подход был целостным и действительно являлся необходимым и достаточным условием успешного развития отношений, человеку необходимо владеть всеми четырьмя умениями в единстве друг с другом и уметь использовать их.

Э. Медоус разработал специальную тренинговую программу обучения данным умениям, которую активно и успешно реализует, обучая персонал бизнесорганизаций. Программа обучения включает разные по длительности ступени: 1) обучение базовым умениям, 2) мастерские «среднего » уровня, в том числе создание в организации «полностью функционирующей общности «. Потенциал для улучшения жизни и общения человека, заключенный в принципах и умениях человекоцентрированного подхода, многократно возрастает в подобной общности. Компетентность в отношениях, которую дает овладение персоналом организации или группы описанными выше умениями, — это путь к развитию всех других типов компетентности и успешности, 3) продвинутый уровень — программа обучения лидерству в организациях, представляющая собой цикл многодневных мастерских, реализуемых в течение двухтрех лет.

Ниже приведена одна из показательных таблиц; она входит в набор материалов, сопровождающих обучение персонала на тренингах по упомянутой программе, в которой наглядно проявляется сущность подхода и взгляд Э. Медоуса на человека и человеческие отношения сквозь призму применения или неприменения описанных выше умений в их единстве. В табл. 2, пусть несколько утрированно, сравниваются акцент современного демократического мировоззрения и идеологии на «неотъемлемых правах » человека, которые «должны » автоматически предоставляться кемто (обществом, другими людьми), и акцент на ответственности человека за свою жизнь и самочувствие, который делается Э. Медоусом, а также психологические последствия этого для развития и состояния человека.

Э. Медоус и ряд других специалистов человекоцентрированного подхода выступили инициаторами создания интернациональной группы практиков, работающих в человекоцентрированном ключе с организациями. Первая рабочая встреча этой группы состоялась в местечке с названием Pajaro Dunes в Калифорнии, США. Это дало название группе — «Pajaro Group «, она регулярно

54

Таблица 2

Права и ответственность

55

(два раза в год) собирается для обсуждения опыта работы. Каждый участник имеет возможность поделиться своими наработками, идеями, проблемами. В процессе заинтересованного обсуждения, практической проработки, взаимного обучения происходит профессиональный рост ее участников. Общей целью, разделяемой членами этой группы, является оказание влияния на современный бизнес, который становится влиятельнейшим социальным институтом в современной цивилизации.

Последняя встреча «Pajaro Group » состоялась в России, в СанктПетербурге, 1216 января 2000 г. В ней участвовали пять российских и девять иностранных коллег (3 человека — из США, 3 — из Италии, 2 — из ФРГ, 1 — из Голландии). Как это обычно происходит во время встреч группы, на рабочих заседаниях обсуждались актуальные вопросы практики и теории, происходил плодотворный практический обмен опытом членов группы (посредством ролевого моделирования различных ситуаций работы с персоналом, «мозговых штурмов «, информирования и т.п.). Так, впервые участвовавшие во встрече специалисты из ФРГ Т. Кемпф и Б. Теръюнг, имеющие более чем десятилетний опыт работы с организациями в человекоцентрированном ключе, продемонстрировали свои методы работы и катализировали дискуссию о роли, значимости и способах работы с эмоциональными проблемами сотрудников бизнесорганизаций.

Российские участники встречи: В. Снегова (Первоуральск), Г. Степанова и Е. Шур (СанктПетербург), Е. Плотникова и В. Колпачников (Екатеринбург), — поделились своим опытом работы с организациями и инициировали разговор о значении этого подхода в современном российском бизнесе и перспективах его развития.

Во время встречи группы были проведены две презентации для психологов и студентов СанктПетербурга на тему «Современные методы работы с персоналом организаций в человекоцентрированном ключе «. Первая презентация была организована на факультете психологии СПбГУ при поддержке СанктПетербургского психологического общества. Вторая, организованная при поддержке СанктПетербургской ассоциации тренинга и психотерапии, состоялась в помещении одной из петербургских школ. Обе презентации вызвали большой интерес у петербургских психологов. Во время презентаций члены «Pajaro Group » рассказали об истории развития методов работы с организациями в человекоцентрированном ключе, об основаниях современных подходов к работе с персоналом. Живейший отклик и удовлетворение присутствующих вызвала практическая иллюстрация Э. Медоусом применения РСАумений в организациях.

На основе успешных итогов встречи и презентаций «Pajaro Group » в СанктПетербурге Э. Медоус высказал предложение об обучении им группы российских психологов, работающих с организациями, методам человекоцентрированного подхода2.

*

Заканчивая эту статью, отмечу еще раз, что Э. Медоус в течение ряда последних лет сдвигает акценты в привычном понимании человекоцентрированного подхода, отождествляемого большинством специалистов с клиентоцентрированной терапией. Клиентоцентрированная терапия в обязательно подразумеваемом балансе «безусловная ценность Другого » — «безусловная ценность Я «, акцентирует первую часть, поскольку

56

безусловное позитивное принятие и ценностнопомогающее отношение терапевта к клиенту является условием конструктивного развития последнего в полностью функционирующего человека. В этом же балансе Э. Медоус явный акцент делает на второй части, выравнивая его от перекоса, проистекающего из привычного, но неправомерного отождествления клиентоцентрированной терапии с человекоцентрированным подходом в целом. При этом сам Э. Медоус утверждает, что он лишь проясняет позицию самого К. Роджерса, характерную для последних лет его жизни, связанную с переходом от узкой модели клиентоцентрированной терапии к более широкой модели человекоцентрированного подхода, которая релевантна для всех, а не только помогающих, отношений.

Опыт работы с российскими людьми как в рамках индивидуального консультирования, так и в организациях, позволяет предположить культурноисторическую адекватность подхода, описанного в данной статье, современным российским реалиям. Россияне в большинстве своем сензитивны и эмпатийны, но зависимы, несамостоятельны и часто не способны к реальному принятию на себя ответственности за свою жизнь. Одна из культурноисторических задач, стоящих перед каждым россиянином, — это принятие ценности своего Я, своей личности и жизни, преодоление глубоко привычного обесценивания их по сравнению с «мировой революцией » или «интересами коллектива «. Концепция и практика, разрабатываемые Э. Медоусом, — хорошее подспорье в этом. Итогом решения этой культурноисторической задачи хотелось бы видеть мировоззрение, в котором сбалансированы безусловные ценности Я и Другого, при принятой на себя ответственности человека за наилучшее для него течение собственной жизни.

В настоящее время получены положительные результаты применения описанного в данной статье подхода для работы с персоналом российских организаций. Но об этом в другой статье.

1. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

2. Land G., Jarman B. Breakpoint and beyond: Mastering the future today. Champaign, Ill, 1992.

3. Meadows E.E. Empathic listening. Congruence. Empathy. Unconditional positive regard // Bristrlecone. 1999. V. 2. Issues 14.

4. Meadows E.E. Differences // Bristlecone. 1999. V. 2. Iss. 1.

5. Rogers C.R. Clientcentered therapy. Boston, 1965.

6. Rogers C.R. A way of being. Boston, 1980.

Поступила в редакцию 5.V 1999 г.

1 Очевидна иная целевая направленность эмпатии по сравнению с эмпатическим слушанием (см. выше) в трактовке Э. Медоуса. К. Роджерс употреблял понятия «эмпатия » и «эмпатическое слушание » синонимично.

2 Российских коллег, заинтересованных в подобном обучении, просим обращаться к автору данной статьи по адресу: 620144, Екатеринбург, ул. Серова, д. 37, кв. 24; тел.: (3432) 20 68 69; email: ven@mail.ur.ru

Следующая встреча «Pajaro Group » состоится 2529 июня 2000 г. в Италии.

источник неизвестен

5 сентября в рамках совместной работы по сбору материала для новой книги, профессора школы менеджмента австралийского университета University of NSW Линдена Брауна, было взято интервью у Олега Лега, создателя, вдохновителя и владельца сети кофеен «Буше». Беседовали о том, что стоит за понятием «клиентоориентированность», искали разницу между клиенто- и человекоориентированностью, говорили об истоках ценностного  лидерства, личности лидера и том волшебстве, которое позволяет крупной компании оставаться не только сфокусированной на человекоориентированности, но и быть коммерчески успешной.

Что означает клиентоориентированность и фокус на клиента для Вас и для Вашего бизнеса?

Олег Лега: 5 лет назад я написал эссе, в котором высказал мысль, что если Вы являетесь клиентоориентированным, то Вы манипулируете людьми. Потому что на самом деле Вы думаете не о людях, а об их деньгах, и все. И никогда не говорите мне, что Вы действительно думаете о клиенте как о человеке, если вы клиентоориентированны. Единственный способ проявить истинную заботу – это быть не клиенто-, а человекоориентированным. В основе всего лежат отношения между людьми как человеческими существами.

Когда я клиентоориентирован, для меня нет человека, и тогда я не живу в этот момент, я просто функционирую – пытаюсь удовлетворить его потребности, чтобы заработать денег. И это старая, обычная экономика, в рамках которой и сегодня действует большинство компаний. Следующий шаг для меня – это жизнь в парадигме новой экономики. Согласно философии Кена Уилбера, каждый новый уровень развития включает в себя предыдущий. И думать про клиента как про человека – это не значит отказываться от каких-то достижений, которые были достигнуты на предыдущем уровне, когда Вы думали о человеке, только как о клиенте —  в коммерческом смысле. Новый уровень понимания включает в себя человека как клиента и обогащает его пониманием, что это человек.

Основная ценность, которая есть для меня – это быть живым в любой момент времени. И тогда думая о человеке, я могу не быть функцией и оставаться живым в любой момент времени. Ведь наделяя смыслом нашу совместность, мы обязательно встретимся с запросом человека про жизнь, а ведь все так или иначе про жизнь.

Но что это значит – думать о человеке? Как быть живым в любой момент? На самом деле, это и есть то, что нас в «Буше» объединяет. Именно так я нахожу смыслы в жизни. И если я их нахожу, и я делаю это честно, то как я могу делать это плохо? Тогда то, что я делаю, я делаю наилучшим образом, в том числе и в своей ежедневной деятельности на работе, и это связывает нас вместе. И тогда успех приходит ко мне естественным образом, как пятерка в зачетке – «эй, ты справился», и тогда я стремлюсь не к тому, как меня ценят снаружи, а в том, как найти самый главный, внутренний смысл в том, что я делаю. Успех – это оценка, насколько хорошо я это ищу. И именно так мы строим наши отношения в компании. И в этом случае, если я становлюсь просто КЛИЕНТОориентированным, я делаю шаг назад.

Кого Вы можете назвать в качестве примера человекоориентированного лидера?

Наверное, лидеры Google.

Говоря о лидерстве, какими чертами характера, какими характеристиками должен обладать такой человекоориентированный лидер?

Хороший вопрос. Только вчера я говорил об этом на ПИРе, на конференции, посвященной личностному развитию и росту. Я всегда говорю своим: «Будьте честными и смелыми. И вам чертовски повезло. Вы ищете смыслы, и вам за это еще и платят». Основное – это когда человек действительно испытывает интерес к тому, что он делает. Когда он начинает отождествлять себя с этим, тогда он понимает, что что-то, что он сделал, и есть он, его продолжение. Именно тогда с ним можно общаться на этом уровне, когда результат его труда имеет для него бОльшее значение, чем для его клиента или кого-то еще. Ведь в этом я встречаюсь со своим внутренним миром и пониманием глубины жизни.

Как Вы оцениваете, определяете, является ли лидер человекоориентированным, какое поведение характеризует его как человекоориентированного?

Главный ответ заключается в том, говорим ли мы с этим человеком на одном языке. Отзывается ли у него то, что отзывается мне. И в этот момент я хочу понять, почему он так себя ведет — он просто хочет получить эту работу, или он правда так чувствует.

Как Вы сами стали человекоориентированным лидером?

Наверное, я не чувствую, что во мне что-то сильно поменялось, это всегда было во мне. Это не значит, что я не менялся – я очень сильно изменялся, но я никогда менялся от того, чтобы просто делать деньги, к чему-то более глубокому. Мне кажется, что бизнесом как таковым я никогда не занимался, это всегда было что-то большее. Может быть, это все началось, когда мне было 25 лет, и я защитил свою кандидатскую диссертацию, но не пошел в науку, а стал заниматься бизнесом. И в каком-то смысле я остался ученым, и не прекращал духовных поисков.

В ходе Вашего духовного роста, были ли у Вас наставники, менторы или коучи, которые Вам помогали расти?

Когда я пришел на первую группу личностного роста, там было больше 100 человек. Во всех книжках я читал, что очень важен личный контакт между учителем и учеником. У меня внутри все протестовало, когда я понял, что попал в большую группу и не могу общаться с учителем – если нас 100 человек, как он может уделить внимание каждому? И на первой группе я был растерян и вообще не понимал, что делать, никто ничего не объяснял. Была жесткая медитация, и я подумал, что не хочу участвовать в этой жесткости. Тогда я сел на пол и стал медитировать самостоятельно. Учитель подошел ко мне и спросил: «Какого хрена ты делаешь? Чего ты сел? Либо работай, либо уходи отсюда». И это был единственный момент, когда он уделили мне персональное внимание.

Но постепенно я понял, что такое количество людей влияет на меня гораздо лучше, я видел их, я видел себя, и потихонечку осознавал, что персональное внимание мастера и не нужно. Любое его общение с кем-то из нас было таким же важным, как если бы это было общение со мной. Нас было так много, было так много граней, и я думаю, что мой успех связан именно с таким подходом. Так и теперь, находя своих единомышленников, я нахожу и путь своего развития.

Переводя разговор к Вашему бизнесу, к сети кофеен, хотелось бы спросить — как Вам удалось внедрить этот человекоориентированный подход в компании, которой Вы управляете?

У нас работает 1000 человек. И я, конечно, даже сейчас не могу сказать, что нам удалось достичь того, что все эти люди разделяют ценности, о которых я говорил выше. Увы, ни у одного сотрудника пока еще не выросли крылья, но то, что мы делаем, принципиально отличается от того, что делают другие компании. Наш первый тренинг для новичков, которые приходят в компанию, посвящен человеку. Это не про навыки, это не про бизнес, а про людей. Он называется «ВСР» — вижу, слышу, реагирую. И это все тема человеческих отношений. Мы возрождаем понимание человека в себе. И можно сказать, что мое открытие человека в себе можно выразить математической формулой. Человек равен дельте между тем, что он делает, и тем, что он делает для собственного выживания и успеха. Только эта разница и есть человек. И мы всегда ищем в людях эту дельту.

Как Вам удается удержать людей сфокусированными на общих целях для бизнеса?

Прежде всего, мы рассказываем людям о целях, взращивая команду единомышленников. Тогда нам не нужно их куда-то вести, потому что это их цели, их видение. Например, недавно мы перешли на свежеобжаренный кофе, и это как переход такой же значимости, как, например, переход от водки к вину, когда есть много маленьких оттенков напитка, которые можно почувствовать. Когда человек, который приходит к нам на работу, видит и понимает это, его не нужно никуда вести, его ведет внутренний смысл. И моя задача – найти эти смыслы. И если мы все думаем в одном ключе, мы все двигаемся в одном направлении. И чем больше дельта в этом математическом уравнении, тем больше у нас общих смыслов.

В чем Вы видите свою собственную, личную цель?

Быть счастливым. Сейчас я разрабатываю программу, которая называется «монах на рыночной площади». Это проект о том, как соединить разное. Раньше монахи сидели в монастырях, а торговцы продавали свои товары на рыночной площади. Но эти времена ушли в прошлое.  Монахи вышли из монастырей, но они не умеют торговать. А торговцы не знали про духовность. И все курсы обучения были либо про деловые навыки, либо про духовные практики, но это никогда не соединялось вместе, в какой-то мере это даже считалось греховным. Но я не чувствую за собой греха. Я чувствую себя человеком, который получает радость от того, что делает, и для меня важно соединить коммерческий успех и духовные смыслы.

Я не занимаюсь бизнесом, но я успешен в бизнесе. Для меня это некое соединение духовности, научности и жизни. И я научился это делать. Если научить мир этому, он станет более зеленым, более счастливым. Вот что пришло время делать.

Расскажите подробнее о проекте «монах на рыночной площади», как Вы будете его развивать на практике?

Я вижу 4 главных фокуса. Первый — я и мой внутренний мир, второй — я и мои единомышленники. Здесь появляются ценности и видение и тогда, переходя к конкретным действиям, появляется третий: мы всегда остаемся в фокусе нашего внутреннего содержания и, исходя из него строим будущее, в котором на первый план выходит забота о человеке (например, вопросы экологии, социальной ответственности и т.д.) и чтобы это не было хаотичным, мы создаем те правила – и это четвертый фокус — по которым мы действуем, чтобы быть понятным окружающему миру.

Какую цену Вы и Ваша компания платите за такую глубину смыслов, и в чем она выражается — в душевных силах, энергии, времени?

Здесь есть две стороны. С одной стороны, управление по ценностям нельзя взять снаружи, оно может вырасти только изнутри, и это вопрос времени и усилий. Нельзя попросить HR – «Слушай, я знаю теперь, что можно управлять по ценностям, научи людей управлять по ценностям». И это история про то, что если этого нет внутри организации, то это невозможно внедрить на уровне услышанного где-то.

С другой стороны, ценности не могут быть просто инструментом. Например, услышав, что какая-то компания имеет 18% доходности и управляется по ценностям и зная, что у нас всего 12%, потому что мы управляемся иначе, нельзя просто перейти с обычного управления на управление по ценностям. То есть, если ценности делать инструментами, то это становится манипуляцией. Ценности – это порядок верхнего уровня, и если мы говорим, что хотим повысить эффективность бизнеса и ценности внедряются ради этого, то тогда это странная история, ценности себя дискредитируют.

Более того, порой мы в «Буше» принимаем решения, которые не имеют непосредственной или сиюминутной выгоды. Это могут быть затратные решения, но мы их принимаем, потому что это соответствует нашему пониманию о том, как должен вестись ценностный бизнес. И да, при этом мы можем потерять в деньгах, но мы к этому готовы. В то же время, когда я осознаю, что мы слукавили, я честно признаюсь в этом и себе, и миру. И здесь нет никакого противоречия — конечно, меня интересует бизнес, и я хочу сделать бизнес с человеческим лицом.

Еще одна цена, которую приходится платить на пути к ценностям – это переосмысление важности успеха. И для меня хорош пример со Стивом Джобсом. Стив Джобс уже на больничной койке говорит о том, что теперь, перед лицом смерти, он понимает, что хотел бы прожить свою жизнь по-другому. Вот это его послание, а ведь это был самый успешный человек на Земле.

И если самый успешный человек говорит о том, что он прожил бы жизнь по-другому, то про что это? Получается, что если я занимаюсь бизнесом ради бизнеса, где та дельта, которая существует между тем, что он делает и тем, что он делает ради успеха? Если я делаю все ради успеха, то что остается?

Если от успеха отнять успех, останется просто ноль. И эта та проблема, к которой мы приходим в конце жизни, когда занимаемся просто бизнесом, а не идем дальше. Мы как некая история эволюции – у нас есть инстинкты, мы состоим из генов, которые нас создали, и эти гены хотят жить вечно. И они нас используют, а сам успех заложен в эволюции – это просто часть нашего аппарата выживания.

Вот, например, у павлина есть хвост. Понимаете, он ему мешает жить, но он у него все равно есть. Почему? Чтобы на него обращали внимание самки и успех дает возможность продолжать род, вот с чем это связано. То есть, нет хвоста – больше шансов выжить здесь и сейчас, но меньше шансов создать потомство. А красивый хвост означает, что у меня больше шансов создать потомство, и этот генный набор будет хорошо сохранен. Но что в этом от нас как личностей? Нас используют в этом. А в чем наше собственное предназначение? Получается, что когда мы говорим про успех, мы имеем в виду эволюцию, но там ноль от нравственного, духовного человека. Есть ли там я как личность со своей жизнью, или я просто функция естественного отбора?

Получается, что все действия, все решения, которые Вы принимаете, они проходят через эту призму?

Да, для меня и моей команды важно быть и чувствовать себя живым в любой момент времени, делая что-то. Конечно, если я попал в кораблекрушение и думаю о выживании, потому что мой корабль тонет, это одна история, но если я нахожусь в обычном потоке жизни, я задаю себе вопрос: «Ради чего это все? Ради задач, заложенных генами, и я их обслуживаю, или ради чего-то большего?» И прежде чем действовать, смотрю на свои действия именно с этой точки зрения.

Если мы говорим про интегральность, то существует естественная грань между разумным и неразумным поведением — если я понимаю, что мне нужно выжить, то я не совершаю поступки, которые приведут меня к смерти. Но я не совершаю и машинальные поступки —  я выбираю срединный путь. Я не лечу на Марс без скафандра, я не пытаюсь объяснить ценности собаке. Я должен находить для себя, как быть счастливым, не подвергая свою жизнь бессмысленной опасности.

И в рамках своей безопасности, культурной среды и прочих ограничений я все же нахожу себя в том, что даст мне возможность продолжать чувствовать себя живым. И делаю свой собственный, личный выбор, нахожу именно себя, а не просто следую тому культурному слою, в котором нахожусь. Например, фараоны не возили своих жен в Лас-Вегас, потому что его тогда не существовало, были другие условия жизни, и они развлекали своих жен иначе. Они делали что-то от себя, или они просто следовали моде? Это вечный поиск – где я, где я в этом процессе, как я могу почувствовать себя живым, не выходя за границы разумного. Важно найти свою линию, свои действия, которые мне позволят быть живым в рамках этих границ.

Поэтому наша командная ценность – это быть живым в любой момент времени, думать и поступать осознанно, в соответствии с личным выбором. Это большая степень личной свободы, которая по плечу далеко не всем, поэтому мы тщательно отбираем людей в свою команду единомышленников, обучаем и развиваем всех, с кем работаем, чтобы оставаться на одной волне и в одном ценностном поле. Это тоже требует сил и времени, но в результате мы получаем команду, которая не нуждается ни в мотивации, ни в согласовании целей, поскольку и смыслы, и цели уже заложены внутри.

Клиентоориентированность

Ольга Гусева

Источник: http://integriaconsult.ru

Загрузка…

2 синонимов к слову «КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННЫЙ» -  synonyms.su

  • О нас
  • Словарь антонимов
  • Словарь паронимов
  • Словарь ударений
  • Словарь морфологии
  • Словари
  • Регистрация
  • Вход

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

: — учитывающий потребности клиента — направленный на клиента…

Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.

  • один

  • два

  • три

  • четыре

  • пять

5 (1)

Синоним Рейтинг
1 учитывающий потребности клиента[1]00 0
2 направленный на клиента[1]00 0

Помогите найти больше синонимов к слову «клиентоориентированный»

Добавить синоним

Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.

Если вам нужно подобрать синонимы к слову «клиентоориентированный», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: учитывающий потребности клиента, направленный на клиента. Всего в словаре 2 синонимов.

Слово «клиентоориентированный» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении.

Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.

Рейтинг слова «клиентоориентированный» :
00

Страница обновлена: 27.07.2019

Другие слова на букву к

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:

  • Средняя частота слова «клиентоориентированный» 1829. Количество букв: 22.
  • Искалась форма слова «клиентоориентированный»
  • Поиск «клиентоориентированный» занял 0.007 сек.
  • Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав Ctrl+D ), чтобы найти Синонимы.

Добавление синонимов

captchaобновить

Добавить

Вверх ↑

Бесплатный большой онлайн словарь синонимов русского языка. Удобный поиск, сортировка, возможность сохранить файл синонимов. Использование материалов сайта разрешено только после согласия Администрации проекта.

18+

Обратная связь

Значение слова «ориентированный»

ОРИЕНТИ’РОВАННЫЙ, ая, ое; -ван, а, о (книжн.).
1. Прич. страд. прош. вр. от ориентировать.
2. только полн. формы. Осведомленный, знающий, умеющий разобраться в чем-н., освоиться с чем-н.

Все значения слова «ориентированный»

Предложения со словом «ориентированный»

  • Последний вид цивилизации – постиндустриальный – по своей социально-экономической форме является смешанной социально ориентированной рыночной экономикой.

  • Меры, которые могут быть назначены для местного SEO, также должны приниматься во внимание национально ориентированными компаниями.

  • Последний тезис обращает нас к целостному системному личностно ориентированному подходу к пониманию и коррекции речевых нарушений.

  • (все предложения)

Ассоциации к слову «ориентированный»

  • ориентация
  • (ещё ассоциации…)

Морфология

  • Разбор по составу слова «ориентированный»

Правописание

  • Как правильно пишется слово «ориентированный»

Конец ноября, + 3 и периодически моросящий дождик. Болото в 100 километрах от Петербурга. Что может здесь произойти такого, от чего глаза будут сиять от радости, а сердце – биться в два раза чаще? Если бы своими глазами не увидела, не поверила бы, что может. Закрытие сезона 2017 года Автомобильного клуба ориентирования и туризма АвтоКот, члена Объединения по Внедорожному Автоспорту и Автотуризму ДОСААФ России. На первый взгляд это больше всего похоже на секту. Люди в сапогах по пояс бегают вокруг машин, облепленных цветными наклейками, потом полчаса под проливным дождем стоят вокруг костра и слушают брифинг, получают бумаги, которые тут же намокают, и бегут с ними до машины, потом целый день мечутся по лесу и болотам в поисках нарисованных на камнях и деревьях меток, отмеченных на карте, чтобы сфотографировать рядом с ними машину, распластавшись по капоту или крылу, и уже глубоко под вечер, в темноте, грязные, уставшие и замерзшие, разъезжаются по домам.

Братство, а не секта

А потом стало понятно, что это не секта, а братство… И это было чудо как хорошо… Потому что собрались люди, которые искренне любят то, что делают. Тысяча крошечных мелочей превратили серый день в настоящий праздник. Тент, который смог вместить всех, кто оказался без зонта или дождевика, костер, чтобы согреться. Слова организаторов о том, что это прежде всего – «дружба и взаимовыручка, и только потом – спортивное состязание, поэтому будем уважать друг друга, уступать дорогу и помогать». Были свидетелями того, как одна машина вытаскивала другую из лужи – своего же конкурента, судя по классу. И, возможно, потеряла очки или что-то не успела. Но вытащить незадачливых коллег было важнее. Несмотря на соревновательный дух, участники подсказывали друг другу, как лучше подъехать к точке, делились опытом и подбадривали друг друга. Я давно не видела столько искренних, наполненных смыслом улыбок в одном месте.

Как для себя

На коротких спецучастках один из судей попросил чуть подождать, потому что сам хотел посмотреть, как проедет трассу один из участников – ему было по-человечески интересно и не лень пробежать 300 метров по песку и грязи, чтобы понаблюдать за заездом. Хоть видел их за сегодня он, конечно, уже немало. И после всего этого, при сдаче документов на финише: «Давайте скорее бумаги, идите поешьте и погрейтесь у костра» — так приветствовали организаторы всех, кто прошел запланированные испытания и вернулся в базовый лагерь. Они весь день кашеварили, чтобы накормить и согреть толпу из 50, а то и больше, человек. Этого не было заявлено в правилах, не было прописано в регламенте соревнований. Просто так правильно, потому что на улице + 3, ноябрь и дождь…

Человекоориентированность — это просто

И тогда подумалось, что человекоориентированность – это очень просто. Это про то, чтобы искренне любить то, что ты делаешь, и делать это с радостью, как сделал бы для себя, или для своих любимых. Это не про технологии и не про инвестиции, а про тепло человеческих отношений. Про желание людей быть здесь и вернуться снова. Про искренность – которую не купишь за деньги. Как привнести это тепло и свет в мир бизнеса? Кто знает, поделитесь!

  • How toHow to

Как концепция человекоориентированного маркетинга делает компании лидерами на рынке

Почему без диалога с потребителями компаниям не видать лидерских позициий.

В Интернете есть множество советов и рекомендаций по отстройке от конкурентов: сильное УТП, собственный Tone of Voice, запоминающиеся атрибуты бренда или обсуждаемые рекламные кампании. Применяя эти инструменты — клиенты определенно будут удовлетворенные. Однако просто удовлетворенных покупателей уже не достаточно для процветания бизнеса. Они не особенно преданы и уйдут кконкурентам при первой возможности. Но не все знают про инструменты, которыепревращают клиентов в чрезвычайно удовлетворенных, а ведь только такие клиентыявляются чрезвычайно преданными. В этой статье расскажем, чего не хватает бизнесу для получения не только денег потребителей, но и их сердец.

Проявление искренности. Концепция человекоориентированного маркетинга

Концепция основывается на маркетинговых решениях, в центре которых находится человек и управление потребительским опытом на основе поведенческой экономики.

Принципы концепции:

  • экологическое отношение компании/бренда к людям и к миру;

  • анализ потребностей человека как потребителя, акцент на динамике данных потребностей;

  • анализ и проектирование факторов, влиявших на поведение людей, как сознательно, так и бессознательно: контекст, автоматизмы, эмоции, искажение мышления и восприятия.

На наш взгляд, человекоориентированные компании, через 5–7 лет, лидеры рынка,
настоящие маяки в бизнесе. Отчасти это связано со становлением Поколения Z платежеспособной аудиторией. Зумеры — осознанные потребители. Им важны ценности, миссия компании, качество продукта
и минимализм. Завоевать их расположение можно только с помощью диалога.

Что всегда будет важно для лидера рынка через 5–7 лет:

  • гендерное равенство;

  • инклюзивность;

  • устойчивое развитие.

Ниже мы приведем схему поведения компании по отношению к потребителю из книги Д. Митчелл. «Обнимите своих клиентов. Практика выдающегося обслуживания».

Мы видим, что сегодня прослеживается тенденция быть вовлеченным. Клиенту мало быть просто потребителем, он готов стать другом компании.

Как Quick Shock внедряет концепцию человекоориентированного маркетинга. Личный опыт.

В Quick Shock мы адаптировались к глобальным изменениям, которые продиктовали тренды. Наш ориентир — клиент, а не на услуги. В прямом смысле клиент является для нас центром вселенной, всё вертится вокруг него. О том, что клиент важен, говорят многие, но в большинстве компаний действия расходятся со словами. У вас ничего не выйдет, пока все в компании не научатся страстно заключать клиента в объятия. Многие ведущие компании, продают ли они услуги по рекламе или хлеб, ставят во главу угла товар.

Наших коллег по цеху интересует, например, что лучше сработает таргетированная реклама для ВК или Instagram*? продвижение через Reels или TikTok? Что вынести на первый план УТП или оффер? Приоритетом наших сотрудников является не реклама. Нам нравится анализировать тренды, но делаем мы это не чтобы продемонстрировать клиенту «какие мы эксперты», а искренне помочь ему сделать сильный продукт. Получается для digital-агентства главное не продвижение? Да. Так с любой нишей. Будь мы туроператором — путешествия для нас не было бы приоритетом. Товар не является приоритетом. Хороших и выгодных туров — много. Ваш долгосрочный успех обусловлен тем, как вы относитесь к покупателям.

Как проверить свою компанию, на предмет человекоориентированности? Ответьте на несколько простых вопросов:

  • Кто их покупатели?

  • Чего они хотят?

  • Как воспринимают мир?

В клиентоориентированной компании, отношения между продавцом и покупателем будут личными. Это означает, что вы дадите им то, чего хотят они, а не то, что хотите продать им вы. Создав клиентоориентированную компанию, вы обнаружите, что лояльность покупателей с течением времени растет, а вместе с ней приходит и рентабельность. Если у вас прочные отношения, клиенты будут делать больше покупок. Они будут рекомендовать вас другим. Они будут более открыто общаться и говорить вам, что им нравится или не нравится, а это сделает ваш бизнес еще более эффективным. Вам станут охотнее прощать ошибки и реже будут возвращать покупки, потому что вы знаете их размеры и вкусы.

Пример человекоориентированности — Netflix

Netflix уже давно ориентирован на своего потребителя, как в первую очередь человека. Это подкрепляется не только коммуникациями, но и действиями компании:

  • Автоотмена подписки, если пользователи ей не пользуются.

  • Пользователь сам решает сколько памяти компания может взять для сохранения предпочтений

  • Автоматическое удаление контента после просмотра.

Шаги, к становлению такой человекоориентированной компанией

1. Покажите заботу о мире. Это может быть как поддержка любой акции, которая направленна на помощь нуждающимся, так и конкретные действия, как социальная реклама Tanuki, призывающая к борьбе с расизмом. Мы в Квик Шок ежегодно оказываем помощь детским домам, обеспечивая их продуктами, напитками, канцелярией и одеждой.

2. Персонализируйте, но не перебарщивайте. Имея данные о пользователе, вы можете предлагать ему персонализированные описания товаров, высвечивая именно те нюансы, которые ему интересны, и используя наиболее привычный ему стиль изложения. Контент необходимо персонализировать, показывая своему потребителю его уникальность и важность, однако чрезмерное знание о жизни потребителя может испугать клиента. Поэтому в моменты личного обращения, важно не создать эффект слежки. Это возникает совсем в редком случае, но допускать лучше не стоит.

3. Упрощайте. Задача дизайнеров и копирайтеров — донести информацию понятным образом, чтобы не требовалось дополнительных инструкций. Тренд заключается в том, чтобы оставаться простыми, но бесконечно увеличивать функции и возможности своих продуктов.

4. Разговаривайте. Многие думают, что отвечая на комментарии о стоимости в Инстаграм, поддерживают связь с потребителем. Этого мало. В Квик Шок разработана целая система по взаимодействию с клиентом: через контент в социальных сетях, через форму обратной связи, по телефону и по e-mail рассылки. Помимо основных запросов, мы спрашиваем людей об их вдохновении, предпочтениях, любимых цветах и так далее. Получая эту информацию, мы составляем mind-карту, на основе которой и готовим наш план по продвижению их проектов. Мы знаем интересы людей, интересы сотрудников компании и в итоге получаем не только умножение доходов клиента, но и проработанный, сильный внутренний бренд.


*Продукты Metа признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ.

Лучшее в блогах

Глава 4. Человекоориентированность ценностно-нормативной системы личности и общества

В повседневной жизнедеятельности человека важнейшую организующую и упорядочивающую роль выполняет ценностно-нормативная система личности, социальных общностей и общества в целом. В этой многогранной и многомерной, динамично развивающейся системе взаимодействуют два усиливающих друг друга регулятивных потока – ценности и нормы. Находясь в органическом синтезе, каждый из двух названных компонентов единой целостной системы регулятивного влияния на человека и общество обладает внутренне присущей ему спецификой.

Ценности в своей сущности представляют собой обобщенные представления людей о значимых, важных для них объектах и явлениях, поступках других людей, о целях и нормах, описываемых категориями должного, благородного, нравственного, прекрасного и тому подобного. Именно в ценностях выражается деятельно-практическое и заинтересованное освоение человеком мира, следовательно, отношение человека к миру – природному и социальному, к другим людям и к самому себе. Поэтому социальные ценности – это субпродукт активной миропреобразующей и человекоформирующей деятельности субъекта, ориентированной на взаимодействие человека с окружающей действительностью и формирование идеалов и норм, регулирующих поведение отдельных индивидов, их групп и общностей в жизненно важных обстоятельствах. Они служат для индивида и общностей своеобразными критериями или стандартами для выбора самой важной и значимой для них альтернативы ориентации в изменяющемся мире. Такое социальное действие, которое основано на стремлении следовать ценностным стандартам – нравственным, эстетическим, религиозным и т. п., – является ценностно-рациональным, поскольку субъект действия рационально осмысливает и последовательно осуществляет свои ориентации.

Формирующаяся в обществе система социальных ценностей носит иерархический характер, поскольку их различные типы расположены в определенном порядке и субординации по отношению друг к другу, а их иерархический порядок обеспечивает сохранение моральных устоев общества. Однако иерархия социальных ценностей не остается раз навсегда данной, а напротив, изменяется в зависимости от смены обстоятельств, в которых социальные ценности выполняют (или не выполняют) свою регулирующую роль. Проблема социальных ценностей – одна из самых фундаментальных в философии, социологии, психологии, этике, культурологии. Ей придавали первостепенное значение многие выдающиеся философы, начиная со знаменитых античных мудрецов Сократа, Платона и Аристотеля и вплоть до выдающихся философов XX века: неопозитивистов Р. Карнапа, Л. Витгенштейна, Б. Рассела, А. Айера и др.; экзистенциалистов К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю; неотомистов Э. Жильсона, Ж. Маритэна, К. Ранера; конечно же, выдающихся русских мыслителей В. Соловьева, Н. Бердяева, М. Булгакова, В. Ильина.

Выдающийся российский философ второй половины XIX века В. С. Соловьев считал высшей ступенью иерархии ценностей идею всеединства, базирующуюся на человекопреобразующейся миссии христианства «как религии богочеловеческой». Претворение в действительность этой идеи, по его убеждению, призвано все действия как отдельного человека, так и всего народа сориентировать на подчинение «высшему нравственному закону». Важнейшим же компонентом этой человекопреображающей деятельности, считал философ, должна стать совесть, ибо «чем ясней и чище становится совесть, тем она… строже различает и тем решительнее принимает добро и отвергает зло»[70]. Близкие по смыслу позиции в истолковании значимости ценностей отстаивал Н. А. Бердяев, утверждавший, что ключом к пониманию человеческой сущности является принцип «антроподиции», служащий объяснению человека в творчестве и через свободу творчества, в процессе которого человек становится в центр бытия, превращаясь как бы в «солнце мира, вокруг которого все вращается»[71].

Следуя тем же путем философского постижения значимости ценности русско-белорусский философ Н. О. Лосский считал высшей ценностью и конечной целью развития личности достижение абсолютной полноты бытия. По его утверждению, жизнеспособная полнота бытия «достигается приобщением к божественной благости посредством собственного личного творчества, свободного от всякого налета эгоизма и посвященного созданию абсолютных ценностей – моральной добродетели, красоты и истины[72].

Проблема социальных ценностей стала одной из центральных в социологии с самого ее возникновения. Обстоятельную разработку она получила в работах Э. Дюркгейма, который считал, что на важных ценностных идеалах формируются и базируются целые цивилизации. С его точки зрения, в ценностях органически слиты объективные и субъективные компоненты. С одной стороны, утверждал он, «ценностям присуща та же объективность, что и вещам», а с другой, «всякая ценность предполагает оценку, осуществляемую субъектом в тесной связи с определенным состоянием чувств». Дюркгейм исходил из необходимости построения определенной иерархии социальных ценностей, поскольку «существуют различные типы ценностей» – нравственные, эстетические, религиозные, метафизические, в силу чего «религия, мораль, право, экономика, эстетика, – суть не что иное как системы ценностей». Выведенные из этих систем ценностные суждения выступают, в конечном счете, в качестве ценностных ориентиров индивидуальных и коллективных действий людей. Они то и действуют как интегрирующая сила развития общества, проявление его единства.

В социологической концепции ценностей, разработанной М. Вебером, ценностная мотивация поступков рассматривается в качестве одного из четырех основных мотивов социального действия. В его понимании, социальное действие является «ценностно-рациональным, если оно основано на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет». Он утверждал, что ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важности предмета любого рода. Такое действие всегда подчинено заповедям или требованиям, в повиновении которым видит свой долг данный индивид. А если человеческое действие ориентировано именно на такие ценностные императивы, мы имеем дело с ценностными ориентациями в повседневной жизнедеятельности людей.

Т. Парсонс в своем учении о системах современных обществ подчеркивал, что одной из четырех функциональных потребностей любого общества (или иной системы действия), наряду с функциями адаптации, интеграции и достижения целей, является воспроизводство образца. Эта функция реализуется как «поддержание основного образца институциализированных в обществе ценностей». Сами же ценности он рассматривал в качестве главного связующего элемента социальной и культурной систем. В его понимании ценностью может быть назван «элемент общепринятой символической системы», выступающий «в качестве некоторого критерия или стандарта для выбора из имеющихся альтернатив ориентации». Таким образом, в социологической доктрине социальных систем и социального действия понятие ценности оказывается органически взаимоувязанным с понятием ценностной ориентации. «В этом смысле, – отмечает Т. Парсонс, – понятие ценностной ориентации является логическим средством для формулировки одного из центральных аспектов выражения культурной традиции в системе действия».

В концепции «социального конструирования реальностей» Т. Лукман провозгласил нравственный порядок фундаментом разумного социального мира, в котором особую роль в качестве всеобщих оснований исторического общественного конструирования выполняют социальные ценности. По его определению, «ценности суть структурные элементы субъективного смысла социального действия. Это – нечто, что имеет значение как желаемое для человека в его будущем, причем оно предпочтительнее других возможностей. Акт оценки приводит, включая выбор схемы действия (который предшествует самому действию), к решению». Он считал, что ценности живут в повседневном опыте человека и его социальных действиях, напоминая ему о прошлом и пролагая ориентиры в будущее. Н. Луман в своей системной теории общества концентрирует внимание на индивидуальных проявлениях ценностных установок в различных по характеру, содержанию поступках людей. Он утверждает: «Ценностность ценности есть та позиция, исходя из которой наблюдают, требуют, ангажируются и обнаруживают себя способными к действованию». Когда речь идет о наблюдении каких-либо явлений, процессов, действий других людей, то требуется, считает Н. Луман, различать ценности и противоценности или ценности и неудовлетворительные состояния. Когда же индивид совершает определенные действия, ценность включается в систему страховки мотивации. Такая ситуация приводит к фиксированию перспективы действования, благодаря чему видят лучше, четче, глубже, а также дальше в будущее, благодаря чему повышается эффективность, а следовательно, и ценность самого действия.

Один из самых существенных и значимых признаков социальной ценности Н. Луман усматривал в том, что они возникают и реализуются в коммуникациях людей друг с другом. В его понимании истоков социальных взаимодействий, «понятие ценностей символизирует аутопоейсис коммуникации», причем аутопойетическая система трактуется как самореферентная, производящая не только свои структуры, но и свои элементы собственными системными процессами. А такой подход означает, что «нет никакого транзитивного порядка ценностей, который мог бы на деле быть применен безотносительно к обстоятельствам как устойчивая иерархия».

Структурные особенности динамической системы индивидуальных ценностей и органично связанных с ними ценностных ориентаций, в том числе и в квантификационном аспекте, исследовались М. Рокичем. Он выделил два основных класса ценностей: ценности-цели и инструментальные ценности. К последним в первую очередь он относил наиболее распространенные в обществе нормы поведения, подчеркивая, при этом, что наиболее приемлемой является такая ситуация, когда инструментальные ценности становятся адекватными ценностям-целям[73].

В Советском Союзе, а затем и в постсоветских странах социальные ценности и ценностные ориентации изучались и изучаются в социологическом ракурсе В. А. Андреенковым, Л. М. Архангельским, Е. М. Бабосовым, Л. А. Беляевой, Н. М. Блиновым, А. Г. Здравомысловым, Н. И. Лапиным, В. Т. Лисовским, Н. Ф. Наумовой, М. X. Титмой, В. Е. Хмелько, В. А. Ядовым и др. При этом Н. И Лапин, Л. А. Беляева, А. Г. Здравомыслов, Н. Ф. Наумова анализируют динамику ценностей населения реформируемой России, В. А. Ядов, В. А. Андреенков, В. Е. Хмелько рассматривают ценностные ориентации в контексте диспозиционной концепции личности, а Е. М. Бабосов, Н. М. Блинов. М. X. Титма, В. Т. Лисовский прослеживают межпоколенческую трансформацию ценностей и их реализацию в жизненных планах и социальных действиях различных групп молодежи[74].

В размышлениях о ценностях необходимо принимать во внимание тот факт, что само это понятие многозначно. Прежде всего следует учитывать, что ценность – это специфическое социальное отношение, посредством которого потребности и интересы конкретного индивида или социальной группы переносятся на мир различных материальных и духовных феноменов, не всегда рассматриваемых с точки зрения утилитарного назначения этих явлений. В данном понятии выражается значимость (высокая, низкая, никакая) явлений окружающей действительности с точки зрения их соответствия/несоответствия интересам и потребностям личности, социальной общности, общества в целом. Ценность не является жестко зафиксированной: она может изменяться в движении от эпохи к эпохе, от страны к стране и от человека к человеку. Поэтому то, что для одного индивида имеет большую ценность, для другого – малую, для третьего – никакую. При всей своей подвижности и изменчивости ценности способны выступать в качестве целей жизни и основных способов, средств их достижения, являясь тем самым регуляторами, детерминирующими мотивацию личности, ее поведение и деятельность[75].

Одна из важнейших проблем аксиологических теорий ценностей заключается в осознании того, что у человека чаще всего нет выбора, в каком мире жить, но всегда существует выбор, как жить в этом мире. В современном мире глобальных трансформаций и социальных турбуленций резко активизировалась проблематика исследования и философско-социологического осмысления ценностного выбора человеком своей жизненной стратегии в интенсивно изменяющемся обществе. Поскольку бытие окружающей реальности, согласно концепции М. Хайдеггера, открыто вопрошающему человеческому разуму, а сам этот разум «стоит открытым для открытости бытия»[76], постольку в условиях взаимной открытости человека к бытию и бытия к человеку для человека всегда существует возможность выбора линии своего поведения через призму общественно выработанных и индивидуально воспринимаемых им в качестве значимых для себя ценностей. Важность такого выбора существенно актуализируется при наличии широкого веера альтернативных смысложизненных предпочтений в порождаемых социальными трансформациями нелинейных, поливероятностных, зачастую непредвиденных и парадоксальных траекториях общественного и индивидуального развития и жизнеустройства.

Ценности органически взаимосвязаны как с интеллектуальной, так и с эмоционально-мотивационной и волевой сферами социальной активности человека, обладая вследствии этого многогранной структурной архитектоникой. С точки зрения соотнесенности с основными подсистемами целостной системы общества выделяются такие ценности, как экономические, моральные, социокультурные, религиозные, политические, эстетические, правовые, экологические, познавательные. С точки зрения взаимодействия с субъектами исторического процесса подразделяются ценности общечеловеческие (любовь, истина, красота, нравственность, альтруизм, справедливость) и конкретно-исторические (равенство, демократизм, инновационность и др.). А если рассматривать и интерпретировать ценности в контексте жизненной позиции конкретной личности или социальной группы, то следует принимать во внимание пять каналов современных социальных трансформаций в их ценностных воплощениях: а) когнитивная структура воплощенности ценностей в представлениях человека о своей жизни: какова она сейчас, к чему следует в ней стремиться, каковой она должна быть, ради чего и для чего нужно жить и работать; б) эмотивно-чувственная подсистема: какие чувства во взаимодействии с окружающим миром наиболее предпочтительны для устойчивой жизненной позиции человека; в) мотивационная подсистема, содержащая ценностную ориентацию, какие мотивы и ценностные детерминанты поведения необходимо формировать в себе в качестве смыслоопределяющих в выборе направлений деятельности; г) мировоззренческая подсистема, включающая в себя структуру ценностей научных, религиозных, внерелигиозных, атеистических; д) жизненно-диспозицонная подсистема, охватывающая собой: активную, пассивную, конформистскую личностные (групповые) ценностные предпочтения и позиции. Такую структурную компоновку ценностей можно представить в виде рис. 4.1.

Рис. 4.1. Основные подсистемы ценностей в жизненной позиции личности

Во всех названных структурных конфигурациях ценностей, в их объективных проявлениях, равно как и в их субъективной воплощенности в индивидуальных и коллективно-групповых ценностных ориентациях, под усиливающимся воздействием социальных трансформаций происходят существенные не только количественные, но и качественные сдвиги, в том числе положительные и негативные. Такая разнокачественность трансформационных процессов, рассматриваемых в ценностных аспектах, в решающей степени детерминируется тем, что в их общий поливероятностный поток в последние десять-пятнадцать лет вторгаются глобальные социальные турбуленции, приводящие к хаотизации социально-экономического, политического, социокультурного развития не только отдельных стран, но и целых регионов. Достаточно вспомнить в связи с этим социальные турбуленции, происходящие в странах Центральной Африки и на Ближнем Востоке, в ряде стран Западной Европы (Греция, Испания и др.) и в соседней Украине.

Такие цивилизационные турбуленции порождают и расширяют ареалы распространения негативных, в том числе и аксиологических трендов. Выделим из них наиболее отчетливо выраженные аксиологические тренды в современном глобализирующемся мире:

1. Перемещение в ценностных ориентациях индивидов и групп, (прежде всего молодежных) от коллективистской к индивидуалистической направленности, выступающей в качестве императива, которому личность следует в своем поведении и деятельности (например, от утверждавшейся в русском народе на протяжении веков «соборности», а в белорусском – «грамады», в смысле духовного единства нации) к индивидуальности, отчуждению себя от других людей.

2. Снижение значимости моральных ценностей как перспективных стратегических жизненных целей и мотивов повседневного поведения личности и социальной группы.

3. Обесценение общественной значимости труда как превалирующей ценности и преимущественная оценка его как средства удовлетворения личных потребностей и интересов.

4. Превалирование ценностей оплаты труда над ценностью и значимостью интересной работы.

5. Материальное благосостояние в ценностных диспозициях большинства людей, прежде всего молодых, начинает ценится выше личной независимости, самоутверждения и самосовершенствования личности.

6. В широко распространенном стремлении людей к высокому заработку многие из них нередко утрачивают нравственные ориентиры и вступают в противоречие с правовыми нормами, а это снижает значимость осознанной ценностно-нормативной регуляции индивидуального и социального поведения личности и различных общностей.

Охарактеризованные аксиологические тренды в условиях современных социальных трансформаций можно визуализировать в виде схемы, представленной на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Негативные аксиологические тренды в условиях глобальных социальных трансформаций

Еще более подвижными и изменчивыми, чем ценности, являются ценностные ориентации. Они представляют собой совокупность разделяемых и реализуемых личностью (социальной группой) социальных ценностей, выступающих в качестве целей деятельности, направленности желаний, стремлений и ожиданий и требующих для своего достижения определенных средств и поступков. Ценностные ориентации представляют собой элементы внутренней структуры личности (или социальной группы), сформированные активно-творческой деятельностью и жизненным опытом. Они отграничивают значимые, существенные для человека и/или группы объекты, явления, поступки и т. д. от незначимых и несущественных, что позволяет интерпретировать их в терминах идеала, долженствования, благородства, красоты, нормы. В социально-психологической структуре личности ценностные ориентации образуют высший уровень предрасположенностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, к оценке этих условий и социальных действий других людей, к определенному поведению как в повседневной действительности (здесь и сейчас), так и в долгосрочной перспективе. Особенно отчетливо регулирующая роль ценностей и их динамических модификаций в поведении индивидов и групп – ценностные ориентации – проявляется в ситуациях, требующих осознанного выбора и ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих основной вектор жизненного пути человека[77].

Охарактеризованные аксиологические изменения не протекают параллельно и независимо друг от друга, а на их взаимных пересечениях возникают своеобразные узлы меркантилизации и коммерциализации таких сфер жизни, которые по самому своему существу не должны быть рыночными. Они втягивают в свою расширяющуюся орбиту культуру, здравоохранение, образование и науку, что снижает планку их минимально допустимой активности в формировании духовно-нравственного, ценностного мира человека. Более того, в условиях многомасштабной маркетизации некоторые ценности переходят в свою противоположность.

Высокая значимость ценностных ориентаций выражается в том, что они в социальных взаимодействиях людей выполняют роль в глубокопрочувствованной и осознанной ценностно-нормативной регуляции поведения личности соотнесенности, с одной стороны, с поведением других личностей их общностей, а с другой – с господствующими в обществе представлениями о ценном и не ценном, о добре и зле, нравственном и безнравственном, о долге и чести. Поэтому система ценностных ориентаций не остается статичной и неизменной, а трансформируется, иногда очень существенно, от одной эпохи к другой, от народа к народу. В связи с этим важное значение имеет социологическое исследование структуры динамики ценностей в различных странах, в том числе, разумеется, и в Беларуси.

Проведенное в 2013 году Институтом социологии НАН Беларуси репрезентативное социологическое исследование (опрошено 1500 человек во всех регионах страны) показало, что подавляющее количество белорусов самым ценным и значимым для себя считает здоровье (74,3 % от общего количества респондентов) и детей (73,9 %). В ценностной иерархии наших сограждан третье по значимости место занимает супруг(а), любимый человек (63,3 %). На четвертом месте оказалась материально обеспеченная жизнь (56,0 %), затем по степени убывания следуют душевный покой и комфорт (52,9 %), профессионализм в своем деле (37,5 %), интересная работа (33,7 %).

Причем при социологическом анализе ценностей обнаруживаются довольно существенные перепады в оценке их значимости различными возрастными группами. Так, например, общественную пользу своего труда оцениваю выше лица от 50 лет и старше (25,5 %), чем самая молодая возрастная когорта 16–18 лет (22,4 %). А в значимости ценности материального благосостояния выявляется противоположная ориентированность: высоко оценивают материальную обеспеченность 56,0 %, 16-18-летних, по сравнению с 42,2 % лиц старше 50 лет. Относят в число наиболее важных ценностей душевный покой и комфорт более половины (52,9 %) респондентов из возрастной когорты в 50 лет и старше, и только 39,6 % самых молодых респондентов в возрасте 16–18 лет. Выше всех эту ценность называют самой главной в жизни люди, уже достигшие достаточно определенного и устойчивого социального положения, возраст которых колеблется в пределах 30–39 лет.

Наряду с охарактеризованными индивидуально-личностными ценностными ориентациями и их представленностью в различных возрастных группах современного белорусского общества не менее существенное значение имеет ценностно-нормативная регуляция поведения людей в более широких социальных рамках, определяющих ценностное предпочтение в системе координат: личность-государство-общество. При рассмотрении ценностных суждений в этом ракурсе важно подчеркнуть, что три четверти (74,9 %) опрашиваемых граждан в июле 2014 г. (из 1498 респондентов) назвали важнейшей ценностью тот факт, что Беларусь состоялась и действует как внутри страны, так и в международных отношениях в качестве самостоятельного и независимого государства. Примечательно, что в самой младшей возрастной группе до 22 лет такую позицию в ценностных суждениях занимает еще более внушительная доля среди респондентов – 78,5 %. Более четырех пятых от общего массива опрошенных (81,1 %) убеждены, что и в перспективе до 2030 года наша страна будет неуклонно развиваться как независимое государство, сохраняя свою территориальную целостность и суверенитет.

К разряду высших социальных ценностей белорусский народ относит патриотизм, а из общего количества опрошенных более двух третей (68,7 %) считают себя патриотами страны. Высоким ценностным статусом обладает в белорусском обществе и последовательно реализуемый принцип справедливости – 69,7 % респондентов убеждены, что не только в настоящее время, но и в ближайшие пятнадцать лет важнейшим ценностным императивом является и останется утверждение в общественной жизни законности и порядка, справедливости и солидарности, социального партнерства и ответственности. Почти такое же число – 69,1 % от общего количества респондентов убеждены: не только в настоящее время, но и к 2030 году Беларусь будет социально справедливым обществом. Высоко оценивается в Беларуси и значимость гражданственности – 66,9 % респондентов отмечают значимость именно данной ценности в объединении и консолидации людей в единую государственную целостность.

Чтобы ценностные убеждения личности соответствовали духовно-нравственному развитию нашего общества, необходимо развитие ценностных ориентаций формирующегося индивида органично соединять с ведущей для него сферой деятельности будь это учеба, работа или служба в армии. Ведь чем сложнее эта деятельность, тем более плотно включается она в ценностно-ориентированные взаимодействия индивидов и социальных общностей и тем эффективнее протекает процесс осознания человеком, с одной стороны высокой ценностью собственной личности, а с другой, тем активнее включается он в усвоение ценностей общества, интериоризацию их в свое повседневное поведение.

Конечно, в противодействии негативным аксиологическим трендам в современном обществе и снижении масштабности их распространения способны выполнять позитивную роль не только ценностные ориентации, но и нормы нравственности, представляющие собой предписания, требования общества к своим гражданам в форме правил, образцов поведения, необходимых для согласования личных и общественных интересов. Нормы нравственности (в более широком истолковании – социальные нормы – в своем содержательном воплощении объективны, неперсонифицированы и действуют в отношениях между индивидами и их общностями как эталоны установления должного (с точки зрения общества) поведения, выполняя тем самым функции интеграции и упорядочивания жизнедеятельности личности, социальной группы, общества.

Если ценности и нормы действуют в обществе в унисон друг с другом, то возникает ценностно-ориентационное единство, означающее общность взглядов на основополагающие ценности, приводящее к стабильности и устойчивости в развитии общества и государства на основе согласованности позиции людей в понимании и реализации таких ценностей, как Родина, патриотизм, солидарность, справедливость и т. п.

Основным социальным механизмом обеспечения ценностно-ориентационного единства в обществе является ценностно-нормативная регуляция поведения и деятельности людей. Чтобы такая регуляция была не только эффективной, но и благотворной, необходимо учитывать, что каждой личности присуща индивидуально-специфическая иерархия ценностных ориентации, выступающих связующим звеном между ценностной системой общества и духовно-нравственным миром личности. В силу своеобразия этого мира согласование личностных предпочтений с ценностными регуляторами общества не всегда происходит без проблем, оно может приобретать и противоречивую, даже конфликтную конфигурацию. В последнем случае возникают противоречия между ценностно-нормативной системой социальной общности, с одной стороны, и ценностно-нормативной системой отдельной личности, которая ориентируется только на свои интересы игнорируя интересы, окружающей социальной среды. Вот здесь-то должна проявляться интеграционно-консолидирующая роль ценностно-нормативной регуляции.

Основное предназначение ценностно-нормативной регуляции в поступках и действиях человека состоит в том, чтобы ориентация личности на определенные ценности не только переживалась субъектом действия как свободное проявление его индивидуальности, но и как диктуемый обществом трансцендентный индивидуальному Я императив, которому необходимо следовать в своих помыслах, стремлениях и действиях. Такая регуляция осуществляется на всех этапах социализации личности и приводит к усвоению ею объективированных предметных форм ценностей, признавая их в качестве таковых ближайшим ее социальным окружением и обществом в целом. В таком случае происходит интериоризация личностью социальных ценностей и превращение их в индивидуализированные формы ценностных ориентаций и базирующихся на них целенаправленных действиях.

Центральным элементом ценностно-нормативной регуляции личности и социальной общности как раз и является норма как выработанный и признанный в обществе обязательный эталон, стандарт, способ регуляции поведения, закрепленный правовыми установлениями, моральными или лингвистическими предписаниями (например, нормативная или ненормативная лексика). Когда мы акцентируем внимание на особенностях нормативной регуляции поведения индивидов и социальных групп, то необходимо иметь в виду, что во взаимодействии людей друг с другом функционирует множество различных норм. Существуют и оказывают влияние на взаимоотношение между людьми нравственные, эстетические, политические, юридические, технические, лингвистические и иные нормы. В свою очередь, каждая из названных групп нормотворчества может быть подвергнута дальнейшей структурации и компоновке. В частности, в экономической сфере жизнедеятельности людей действует норма выработки, воплощающая в себе количество продукции (работы), которое должно быть произведено в единицу времени (час, смену и т. д.). Норма амортизации, т. е. доля стоимости средств, ежегодно относимых к расходам, норма накопления, норма прибыли, норм расхода сырья и материалов, норма времени (регламентированная величина рабочего времени на производство единицы продукции), норма обязательных резервов банков и др.

Еще более широкий спектр норм используется в правовой сфере взаимоотношений между людьми. В современном обществе активно применяются нормы гражданского права, хозяйственного права, трудового права, семейного права, конституционного права, административного права, уголовного права, таможенного права, международного права, финансового права, земельного права, налогового права, информационного права. Каждая из названных правовых норм имеет свою четко очерченную сферу применимости, что связано с соблюдением гражданами страны конституционно гарантированных им прав в органической взаимосвязи с их гражданскими обязанностями.

В настоящее время в связи с развертыванием с начала 2015 г. функционирования Евразийского экономического сообщества, возрастающую значимость приобретает многоаспектная и кропотливая работа по гармонизации и унификации белорусских нормативных правовых актов с законодательством стран-участниц данного Договора. При этом важнейшее значение в таком согласованном нормотворчестве приобретает усиление человекоориентированности, благотворности для человека разрабатываемых и осуществляемых способов нормотворчества. И все же, о каком, в действительности, нормотворчестве и нормоосуществлении не велась бы речь, всегда необходимо иметь ввиду, что любая высокоорганизованная и эффективно действующая система всегда базируется на системе ценностей. Активизировавшиеся после распада Советского союза лидеры и идеологи глобализма, спроектированного по американскому образцу, навязывающие западные измерения ценностей однополярного мира, неожиданно для самих себя обнаружили, что современный глобализирующийся мир становится не однополярным, а многополярным. Поэтому многие западные интеллектуалы, в частности, известный британский историк и политолог Марк Мазовер, с нескрываемой тревогой утверждают, что западные ценности не такие уже и победоносные, какими их принято считать на Западе. Существующий же в настоящее время кризис в международных отношениях, по его убеждению, имеет как минимум один положительный эффект: он позволяет осознать ошибочность долгое время господствующих на Западе идей и теорий[78].

Поэтому идущие из западных стран призывы ко всему миру воспринимать ценности потребительского общества и переносить их к себе, чтобы достичь материального благополучия, оказываются несостоятельными. Мы должны учитывать, что современная цивилизация в глобализирующемся мире вступает в такой этап развития, когда этот мир сотрясается целым шлейфом взаимосвязанных кризисных процессов: экономическим, социокультурным, антропологическим кризисом и кризисом нравственных ценностей. И в качестве основного противоядия столь негативному развертыванию кризисных процессов должно стать возрастание значимости ценностных ингредиентов духовного мира человека. Ведь первопричина кризиса нравственных ориентиров, снижение их роли в жизни человека коренится в свойственном ему мире ценностей. Такой кризис выводит ценностно-ориентированные общества из состояния самоуспокоенности и спячки, побуждает активно искать и находить способы и пути его преодоления. Как невозможно достичь счастья человека без нравственного начала, так невозможно построить эффективную экономику и социальную сферу без ценностно-нравственного их измерения.

А чтобы достичь желаемых успехов в этом направлении, необходимо целеустремленно и эффективно решать несколько взаимосвязанных созидательных задач. Основные из них заключаются в следующем:

1. Совместными усилиями школы, вуза, учреждений культуры и науки формировать и развивать, начиная с детских лет, креативность мышления и действий человека.

2. Усилить нравственную ориентированность науки, ответственность ученого – и моральную, и профессиональную, и социальную – за результаты его труда и человекомерную направленность их практического применения.

3. Ограничить масштабы девиантных отклонений в структуре личностных и общественных ценностей, возникающих под воздействием телевидения, Интернета, социальных сетей, бездумно воспринимающих и распространяющих бездуховные, безнравственные в своей сущности сюжеты, навеянные тлетворным влиянием широко распространенных в западных странах, красочно заманчивых псевдокультурных антиценностей.

4. В формировании духовно и социально возвышающей личность системы ценностных ориентаций необходимо и в учебных заведениях, и в трудовых коллективах, и в деятельности учреждений науки и культуры, общественных организаций более целенаправленно и продуктивно использовать благотворный для человека духовно-нравственный потенциал классической художественной литературы, театра, музыки, кинематографа, раскрывающих все богатство подлинно человеческих качеств личности, созидательную силу ее высоких чувств, мыслей, чистоты духовных побуждений.

5. Нуждается в более многообразном развитии накопленной и в России, и в Беларуси духовно-нравственный опыт взаимного уважения, взаимовлияния и взаимообогащения различных национальных культур, воплощенный в ценностных ориентациях наших народов.

6. Все эти направления могут успешно реализоваться в своих возможностях только в случае осуществления духовного, культурного, национального, нравственного самоопределения, без чего, а также без патриотической любви к Отчизне, которая наиболее ярко проявилась в героических подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны, невозможно успешно противостоять вызовам, которые выдвигают перед нами коренные социальные трансформации и глобальные социальные турбуленции в современном мире (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Задачи совершенствования ценностно-нормативного регулирования деятельности человека

Эти направления ценностно-нормативной регуляции, усиливая друг друга во своем взаимодействии, могут обеспечить высокий духовно-энергетический синергетический эффект противодействия негативным антиценностным трендам, возникающим в социальных трансформациях глобализирующегося мира, в том числе в России и Беларуси. Сам же многоаспектный многокомпонентный процесс совершенствования ценностно-нормативного регулирования поступков и действий человека становится важным социальным каналом усиления человекопреобразующей и человековозвышающей роли ценностно-нормативной системы личности и общества.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Человекообразное существо синоним
  • Человеконенависть синонимы
  • Человеконенавистничество синонимы к слову
  • Человеконенавистническая синоним
  • Человеконенавистник синоним человеконенавистничество