Чехов хамелеон синонимы

Бесплатный большой онлайн словарь синонимов русского языка. Удобный поиск, сортировка, возможность сохранить файл синонимов. Использование материалов сайта разрешено только после согласия Администрации проекта.

18+

Обратная связь

Выпускная квалификационная  работа Выполнила  студентка гр.№ 401-рт Шарипова Юлдуз  Научный руководитель доцент Львова И.С. Оппонент : доцент Шевцова О.В.

Выпускная квалификационная работа

Выполнила

студентка гр.№ 401-рт

Шарипова Юлдуз

Научный руководитель

доцент Львова И.С.

Оппонент : доцент Шевцова О.В.

« Только разум, понимание простой истины, что на этой земле в течение многих веков совместно бок о бок жили узбеки, киргызы и еще долгие века будут жить вместе их дети и потомки, дало нам, нашему народу силы для того, чтобы предотвратить превращение этой трагедии в новый масштабный очаг противостояния в Центральной Азии» «…В сложных геополитических условиях, складывающихся в регионе и мире в целом, нам предстоит решать задачи обеспечения безопасности, стабильности страны, сохранения мира на нашей земле и целый ряд других ответственных и масштабных задач, от успешного решения которых зависит сегодняшний и завтрашний день нашей страны, наших детей».  Президент Ислам Каримов

« Только разум, понимание простой истины, что на этой земле в течение многих веков совместно бок о бок жили узбеки, киргызы и еще долгие века будут жить вместе их дети и потомки, дало нам, нашему народу силы для того, чтобы предотвратить превращение этой трагедии в новый масштабный очаг противостояния в Центральной Азии»

«…В сложных геополитических условиях, складывающихся в регионе и мире в целом, нам предстоит решать задачи обеспечения безопасности, стабильности страны, сохранения мира на нашей земле и целый ряд других ответственных и масштабных задач, от успешного решения которых зависит сегодняшний и завтрашний день нашей страны, наших детей».

Президент Ислам Каримов

« Использование синонимов для создания комического в рассказах  А.П. Чехова» (1860-1904)

« Использование синонимов для создания комического в рассказах А.П. Чехова»

(1860-1904)

Обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме

Обусловлена,

с одной стороны, большим интересом к теме

«Использование

синонимов для создания

комического в

рассказах А.П. Чехова ,

с другой стороны,

ее недостаточной

разработанностью.

Объект исследования: синонимия в идиостиле А.П.Чехова Предмет исследования:

Объект исследования:

синонимия в идиостиле

А.П.Чехова

Предмет исследования:

«Использование синонимов

для создания

комического в рассказах А.П. Чехова»

послужили

собрания сочинений

А.П. Чехова в 4-х томах.

Материалом

для исследования

  экспрессивно-эмоциональной функции синонимов в рассказах А.П.Чехова является определение:

экспрессивно-эмоциональной функции синонимов в рассказах А.П.Чехова

является

определение:

определить роль синонимов  в авторской речи  рассмотреть словообразовательную синонимию  определить функцию слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах А.П. Чехова  рассмотреть понятие синонимия  проанализировать классификацию синонимов  рассмотреть структуру и семантику синонимов в рассказах А.П.Чехова

  • определить роль синонимов в авторской речи
  • рассмотреть словообразовательную синонимию
  • определить функцию слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах А.П. Чехова
  • рассмотреть понятие синонимия
  • проанализировать классификацию синонимов
  • рассмотреть структуру и семантику синонимов в рассказах А.П.Чехова

  Описательный  Контекстуальный  Сплошной выборки  Методы  исследования

  • Описательный
  • Контекстуальный
  • Сплошной выборки

Методы

исследования

Работы И. А. Каримова , постановления парламента и правительства Республики Узбекистан, посвящённые коренной реформе образования,  «Закон об образовании Работы Республики Узбекистан»,  «Национальная программа  по подготовке кадров». Колесова В. В., Шмелёва Д.Н., Щербы Л.В., Улуханова И.С., Лагутиной А.В., Бережан С.Г., И. И. Меньшикова, В.И.Кодухова, И. Гурвич и др.

Работы И. А. Каримова ,

постановления парламента и

правительства

Республики Узбекистан,

посвящённые коренной

реформе образования,

«Закон об образовании

Работы

Республики Узбекистан»,

«Национальная программа

по подготовке кадров».

Колесова В. В.,

Шмелёва Д.Н.,

Щербы Л.В.,

Улуханова И.С.,

Лагутиной А.В.,

Бережан С.Г.,

И. И. Меньшикова,

В.И.Кодухова,

И. Гурвич и др.

Структура работы: введение две главы заключение  список использованной  литературы  приложение

Структура работы:

введение

две главы

заключение

список использованной

литературы

приложение

Во введении обосновывается :   актуальность  темы  исследования     определяются объект , предмет , цель  и задачи  исследования     отмечается теоретическая  и  практическая  значимость работы

Во введении обосновывается :

актуальность

темы

исследования

определяются

объект ,

предмет ,

цель

и задачи

исследования

отмечается

теоретическая

и

практическая

значимость

работы

 В первой главе «Синонимия как явление языка и речи»  Содержание понятия  синонимия Синонимический ряд Классификация синонимов  Стилистические  синонимы Пути появления синонимов функции синонимов Семантические  синонимы Синонимические средства языка как ресурсы стилистики  Семантико-стилистические синонимы Лексические синонимы

В первой главе

«Синонимия как явление языка и речи»

Содержание понятия

синонимия

Синонимический ряд

Классификация

синонимов

Стилистические

синонимы

Пути появления синонимов

функции синонимов

Семантические

синонимы

Синонимические

средства языка

как ресурсы стилистики

Семантико-стилистические

синонимы

Лексические синонимы

Словообразовательная  синонимия Синонимы в юмористических рассказах А.П. Чехова Использование синонимов  в авторской речи Функция слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах А.П. Чехова. Во второй главе «Структура и семантика синонимов  в рассказах А.П. Чехова»

Словообразовательная

синонимия

Синонимы в юмористических

рассказах А.П. Чехова

Использование синонимов

в авторской речи

Функция слов с суффиксами

субъективной оценки в рассказах А.П. Чехова.

Во второй главе

«Структура и

семантика синонимов

в рассказах

А.П. Чехова»

В выводах  и  заключениях   подводятся основные итоги исследования  Приложение включает презентацию  защиты выпускной квалификационной работы, методическую разработку занятия по теме исследования и словарь.  Общий объём выпускной квалификационной работы составляет 73 страницы

В выводах и заключениях

подводятся основные итоги исследования

Приложение

включает презентацию

защиты выпускной

квалификационной работы,

методическую разработку занятия

по теме исследования и словарь.

Общий объём выпускной квалификационной работы составляет 73 страницы

Синонимы  (греч. synonimos  одноимённый) –  слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же понятие, близкие либо тождественные по своему значению, отличающиеся  (либо не имеющие различий) друг от друга оттенками значения, или стилистической окраской и сферой употребления, или обоими данными признаками. Синонимический ряд Два и более синонима, соотносимых между собой при обозначении одних и  тех же предметов, признаков, действий и т.п., образуют в языке синоними´ческий ряд  Например: украсить, убрать, декорировать, отделать

Синонимы

(греч. synonimos

одноимённый) –

слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же понятие, близкие либо

тождественные по своему значению, отличающиеся

(либо не имеющие различий) друг от друга оттенками значения, или стилистической окраской и сферой употребления, или обоими данными признаками.

Синонимический ряд

Два и более синонима,

соотносимых между

собой при

обозначении одних и

тех же предметов,

признаков, действий и т.п.,

образуют в языке

синоними´ческий ряд

Например:

украсить,

убрать,

декорировать,

отделать

функцию замещения Функцию  уточнения экспрессивно- стилистическую  функцию  В речи синонимы выполняют три основные функции:

функцию

замещения

Функцию

уточнения

экспрессивно-

стилистическую

функцию

В речи синонимы выполняют три основные функции:

 Наличие синонимов в речи, само существование синонимических рядов дает возможность автору из нескольких очень близких по смыслу слов выбрать самое нужное , единственно возможное для данного случая.  На примере всего одного предложения из рассказа  А.П. Чехова «Письмо к учёному соседу» раскрывается богатство языковых приёмов и мастерство писателя.

Наличие синонимов в речи, само существование синонимических рядов дает возможность автору из нескольких очень близких по смыслу слов выбрать самое нужное , единственно возможное для данного случая.

На примере всего одного предложения из рассказа

А.П. Чехова «Письмо к учёному соседу» раскрывается богатство языковых приёмов и мастерство писателя.

«Недавно заезжал в мои жалкие  владения,  в мои руины и развалины … отец Герасим и со свойственным ему фанатизмом бранил и  порицал Ваши мысли и идеи касательно человеческого  происхождения…, восставал и горячился против Вашей  умственной сферы и мыслительного  горизонта ,  покрытого светилами и аэроглитами »

«Недавно заезжал в мои жалкие

владения,

в мои руины и развалины … отец

Герасим и со свойственным ему

фанатизмом бранил и

порицал Ваши мысли и идеи

касательно человеческого

происхождения…, восставал и

горячился против Вашей

умственной сферы и мыслительного

горизонта ,

покрытого светилами и аэроглитами »

  В одном лишь предложении мы видим, как мастерски использует А.П.Чехов различные виды синонимов :  и абсолютные ( руины и развалины), и семантические  (бранил и порицал), и стилистические  (умственная сфера и мыслительный горизонт;  восставал и горячился )

В одном лишь предложении мы видим, как мастерски использует А.П.Чехов различные виды синонимов :

и абсолютные ( руины и развалины), и семантические (бранил и порицал), и стилистические (умственная сфера и мыслительный горизонт;

восставал и горячился )

 В рассказе встречаются и другие виды синонимов Семантические – «от глупой и невежественной обезьяны»; «нечистоты и помои»;  «конфузлив очень и смелости не хватает» ;   Они стилистически нейтральны, отличаются друг от друга оттенками основного, общего для каждого из них значения.

В рассказе встречаются и другие виды синонимов

Семантические «от глупой и невежественной обезьяны»;

«нечистоты и помои»;

«конфузлив очень и смелости не хватает» ;

Они стилистически нейтральны,

отличаются друг от друга оттенками основного,

общего для каждого из них значения.

Стилистические - «продукты и плоды» (продукт - в значении плод) это слова, тождественные по своему значению и различные по стилистической окраске.  Семантико-стилистические  – «не имею аттестатов и свидетельств»  это слова и их эквиваленты,  обозначающие одно и то же явление объективной действительности и различающиеся не только стилистической окраской, но и оттенками общего для каждого из них значения ,  Контекстуальные – «посредством богатства и роскоши»  это слова,  которые сближаются по значению только в данном контексте и условленны особенностями языка и стиля автора.

Стилистические«продукты и плоды» (продукт — в значении плод)

это слова,

тождественные по своему значению и

различные по стилистической окраске.

Семантико-стилистические«не имею аттестатов и свидетельств»

это слова и их эквиваленты,

обозначающие одно и то же явление объективной действительности

и различающиеся не только стилистической окраской,

но и оттенками общего для каждого из них значения ,

Контекстуальные«посредством богатства и роскоши» это слова,

которые сближаются по значению только в данном контексте

и условленны особенностями языка и стиля автора.

А вот как А.П. Чехов использует функцию слов с суффиксами субъективной оценки : « Червяков нисколько не сконфузился , утерся платочком и, как вежливый человек , поглядел вокруг себя : не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханием ».  (Смерть Чиновника)   «Платочек» -- экспрессивно- отмеченный член синонимического ряда с доминантой «платок».  «Платочек» уменьшительно показывает , что платок был небольшого размера.  В данном случае используется как средство характеристики героя. Червяков чиновник с говорящей фамилией—жалкий,  маленький, как червяк,  поэтому и вещи у него маленькие и жалкие :  у него не носовой платок, а «платочек».

А вот как А.П. Чехов использует функцию слов

с суффиксами субъективной оценки :

« Червяков нисколько не сконфузился , утерся платочком и,

как вежливый человек ,

поглядел вокруг себя : не обеспокоил ли он

кого-нибудь своим чиханием ».

(Смерть Чиновника)

«Платочек» — экспрессивно- отмеченный член

синонимического ряда с доминантой «платок».

«Платочек» уменьшительно показывает , что платок был

небольшого размера.

В данном случае используется как средство характеристики героя.

Червяков чиновник с говорящей фамилией—жалкий,

маленький, как червяк,

поэтому и вещи у него маленькие и жалкие :

у него не носовой платок, а «платочек».

 Таким образом, А.П. Чехов использует  различные  виды синонимов: и абсолютные ,  и семантические и стилистические для создания не только юмористического,  но и сатирического эффекта, в целом ряде случаев переходящего в гротеск.  Как прозаик Антон Павлович Чехов достиг  совершенства языковой формы,  важнейшим компонентом которой является ,  как известно,  система использования в литературе средств выразительности, в частности , синонимов .  Богатство и выразительность литературного языка А.П.Чехова восхищают читателей и привлекают внимание исследователей.

Таким образом, А.П. Чехов использует

различные

виды синонимов: и абсолютные ,

и семантические и стилистические для создания не

только юмористического,

но и сатирического эффекта,

в целом ряде случаев переходящего в гротеск.

Как прозаик Антон Павлович Чехов достиг

совершенства языковой формы,

важнейшим компонентом которой является ,

как известно,

система использования в литературе средств

выразительности, в частности , синонимов .

Богатство и выразительность

литературного языка

А.П.Чехова восхищают читателей и

привлекают внимание исследователей.

Спасибо всем за внимание!!!

Спасибо всем

за внимание!!!

  • Рассказ для дополнительного чтения:

А. П. Чехов «Хамелеон»  

  1. Выпишите незнакомые слова, подберите к ним синонимы/объясните их. Есть в ли тексте слова, формы слов, которые мы больше не используем? Выпишите их, найдите их объяснения. Как называют такие слова?
  2. Почему рассказ называется «Хамелеон»?
  3. Подготовьте пересказ истории.

__________________________________________________________________-

Дополнительные задания:

  1. Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме. Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________дрожали у него от старость _____________: несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает.Не понравилось это сын_____ и невестка______________: перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________. Задрожали  рука__________ у старик_________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить  отец________ из старой деревянной миска__________.У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то из  щепочка__________________.Что ты делаешь, дитятко? — спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________.Коробочка ________________, — отвечает дитя, — вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить.Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.

sklonenie-imen-suschestvitelnyh

  1. Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. 1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.). 10 Желанный друг неведомых (столетия)! Ты весь дрожишь, ты потрясен былым! (Брюс.).

Выполняем упражнения:

full_islcollective_worksheets__1_________________98818047558356d4dd7f848_07441017_1

full_islcollective_worksheets__1__2_____________13313842815621e7fe638cf8_36383631_1

full_26657___1

Синонимы в строку

ветреник, держит нос по ветру, конъюнктурщик, куда ветер дует, непостоянный, перебежчик, переметчик, предатель, пресмыкавшийся, пресмыкаться, пресмыкающееся, пресмыкающиеся, пресмыкающийся, приспособленец, созвездие, созвездия, сума переметная, флюгер, ящерица, ящерицы

Синонимы таблицей

ветреник
держит нос по ветру
конъюнктурщик
куда ветер дует
непостоянный
перебежчик
переметчик
предатель
пресмыкавшийся
пресмыкаться
пресмыкающееся
пресмыкающиеся
пресмыкающийся
приспособленец
созвездие
созвездия
сума переметная
флюгер
ящерица
ящерицы

Синонимы списком

  • ветреник
  • держит нос по ветру
  • конъюнктурщик
  • куда ветер дует
  • непостоянный
  • перебежчик
  • переметчик
  • предатель
  • пресмыкавшийся
  • пресмыкаться
  • пресмыкающееся
  • пресмыкающиеся
  • пресмыкающийся
  • приспособленец
  • созвездие
  • созвездия
  • сума переметная
  • флюгер
  • ящерица
  • ящерицы
  • Синонимы в строку
  • Синонимы таблицей
  • Синонимы списком

презентация «Хамелеон»PPT / 2.37 Мб

/data/files/j1675700482.ppt (презентация «Хамелеон»)Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа.

Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности.

Задачи урока:

Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,

Развивающая: — познакомить учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»; расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения, художественная деталь, название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика; формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать навыки анализа художественного произведения;

Метапредметные:

Познавательные: уметь устанавливать аналогии в изучаемом материале, выделять необходимую информацию из учебника, произведения и оформлять ее виде схемы, плана и конспектов, определять понятия;

Регулятивные: уметь выделять действия с постановленной задачей;

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе;

Личностные: формирование спектра этических чувств, чувства юмора, сострадания.

Эпиграф для урока: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Оборудоввание: презентация, индивидуальные задания на карточках, решето, слова.

Ход урока:

1.Организационный момент (Звучит музыка (спокойная)

Добрый день, ребята. Я рада вас видеть в хорошем настроении. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова, которые будут эпиграфом нашего урока: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

2.Актуализация знаний

— Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)

— Верно. Эти слова стали смыслом его жизни и творчества. Великий русский писатель, замечательный художник слова, который прекрасно знал жизнь, глубоко понимал людей, их психологию, поведение, имел неистощимую фантазию и чувство меры, а главное – высокую требовательность, с которой он рассматривал жизнь и смешное в ней; даже добродушно смеясь, он много требовал от жизни и человека, понимая и сложность жизни, и слабость человеческой натуры.

3. Постановка цели и задач урока

-Опираясь на данные слова, сформулируйте задачи:

Познакомиться…(с произведением)

Исследовать…(речь, жесты, мимику, портрет персонажей)

Приобрести…(новые знания, понятия, термины, опыт работы

Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающаяся. Обратите внимание на его портрет. Что вы можете сказать?

Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством.

Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с весёлыми светло-карими глазами. Чехов прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал её сам.

И свой характер он сформировал тоже сам.

Как это произошло, мы поймем, изучив его детство, юность и период становления Чехова, как писателя.

4.Работа над биографией. Откройте страницу 325.

-Познакомьтесь с биографией писателя. (читают про себя)

— А теперь проверьте информацию, которую я вам приготовила. Всё ли здесь правильно. Исправьте все ошибки. Работа в парах

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Антон Павлович Чехов»

Вопрос

Тезис

Где родился А.П.Чехов?

А.П.Чехов родился в Тарханах

В какой семье родился Чехов?

Дед — дворянин, откупившийся на волю, отец — владелец бакалейной лавки

Как прошло детство писателя?

Целыми днями Чехов резвился, играл с детьми

Почему семья Чеховых переехала в Москву?

Скудная торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился

Чем занимался Чехов, оставшись в Таганроге?

Чехов с 6 класса гимназии вёл самостоятельную жизнь, зарабатывал деньги уроками

Как началась литературная деятельность Чехова?

В гимназии он пишет юмористические сценки, очерки, пьесы

Какую профессию выбрал себе Чехов?

Чехов поступил на филологический факультет Московского университета

Когда Чехов начал печататься?

С 1884 года печатался под псевдонимом Антоша Чехонте

Какой образ жизни вёл писатель в Мелихове?

Чехов наблюдал жизнь крестьян и вёл большую общественную работу (врач, попечитель школы)

В каких жанрах писал Чехов?

Рассказы, повести

Почему рассказы Чехова всегда кратки?

«В маленьких рассказах лучше пересказать, чем недосказать»

— Молодцы! А теперь перейдем к его рассказу «Хамелеон», который вы должны были прочитать дома.

5. Анализ произведения

Чтобы объяснить смысл заглавия рассказа А.П.Чехова, обратимся к толковому словарю. Оказывается, что слово ХАМЕЛЕОН имеет два значения

1) разновидность ящериц, способных менять свой цвет в зависимости от окружающей среды

2) переносное значение: Человек, легко меняющий свои взгляды, убеждения, симпатии в зависимости от обстановки.

2.Какое из этих значений раскрывается в рассказе

(Мы считаем, что в рассказе Чехова раскрывается второе значение этого слова: человек – хамелеон – это полицейский надзиратель Очумелов, который 6 раз меняет своё мнение по поводу собаки.) Перепишите в тетрадь второе значение

Таким образом, автор не случайно назвал свой рассказ «Хамелеон». Как ящерица- хамелеон меняет цвет кожи в зависимости от окружающей среды, так и Очумелов меняет свое мнение в угоду обстоятельствам.

— Где происходит действие? (на базарной площади)

— Кто герои рассказа? (полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин, белый борзой щенок, толпа)

— В основе сюжета рассказа «Хамелеон», как и многих других рассказов Чехова, лежит анекдот, короткая занимательная история. Расскажите, какая именно? (Сюжет рассказа такой: мастера золотых дел Хрюкина укусила за палец собака. Полицейский надзиратель Очумелов выясняет, кто хозяин собаки – от этого зависит его решение. В конце рассказа все узнают, что это собака «генералова брата» )

Прочитайте имена и фамилии героев, упоминаемых в произведении, и установите соответствие с их социальным статусом

Хрюкин

генерал

Пичугин

«золотых дел мастер»

Елдырин

городовой

Жигалов

генеральский повар

Прохор

купец

Взаимопроверка

— Проверьте друг друга

-А теперь поговорим о том, когда происходит действие в произведении.

Выполните задание

Ситуация:семиклассники Паша и Лера поспорили.

Лера: — В рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» дело происходит зимой, потому что Очумелов в шинели, и он часто просит Елдырина надень на него эту шинель.

Паша: — По-моему, это ошибка. Дело происходит летом.

Кто из ребят прав? Запишите объяснение. Также выпишите предложение из текста, доказывающее ваше объяснение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Сколько раз меняется отношение Очумелова к собаке?

-Проследим , как меняется отношение Очумелова к собаке в зависимости от обстоятельств и заполним таблицу

«-Иду я, ваше благородие, никого не трогаю…— начинает Хрюкин, кашляя в кулак.— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…» Какие слова произносит Очумелов? Зачитайте.

(1 фраза) Какие черты проявляются у Очумелова? (высокомерие, грубость)

«-Это, кажись, генерала Жигалова», — говорит кто-то из толпы». Назовите следующую фразу Очумелова. (2 фраза) Как изменилось отношение к ситуации? (лицемерие, страх, он снимает шинель, потому что ему жарко, оправдываясь, тон речи его меняется)

«-Нет, это не генеральская…у генерала таких нет». А теперь какая реакция? (3 фраза(двуличный, приспосабливается к ситуации, подхалимство, чинопочитание. Истребив собаку, он знает, что его никто не накажет, никто с него не спросит)

«-А может быть, и генеральская…- думает вслух городовой. –На морде у ней не написано…» (4 фраза) (О. знобит, надевает пальто, понятие «я», хозяин положения: «Скажешь, что я нашел и прислал», чтобы заслуги зачислились, ждет награды)

«-Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку… Ваша? — Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!» (5 фраза) (пресмыкается даже перед генеральским поваром, называя его «милым»)

«-Это не наша, — продолжает Прохор. – Это генералова брата, что намеднись приехал» (6 фраза) (лицо заливается улыбкой умиления, уже готов пресмыкаться даже перед собакой)

«Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада…Толпа хохочет над Хрюкиным» (7 фраза) (солдафонство, командует бездумно, угодничество, угодил генералу, его брату, накажет Хрюкина, который виноват во всем)

Работа по таблице (выписать цитаты):

                 не генеральская

                      генеральская

1. «А собаку истребить надо. Немедля!»

3. «Ни шерсти, ни вида…Нужно

проучить!»

5. «Она бродячая! Истребить, вот и все.»

2. «Она маленькая…Ты, должно быть,

расковырял палец гвоздиком.»

4. «Собака – нежная тварь…А ты,

болван, опусти руку!»

6. «Собачонка ничего себе…Шустрая

такая…»

Так что же такое хамелеонство? (Это страшное социальное явление, потому что люди теряют свое человеческое достоинство, моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств)

— Встречается ли в нашей жизни это явление? Приведите примеры. (Хамелеонство Очумелова — не просто личное свойство. Это черта социальная, порожденная строем жизни с его неравенством, делением людей на сословия, разряды, на «высших» и «низших», на «толстых» и «тонких».

Хамелеонство – обычное явление в нашей жизни, потому что до сих пор есть люди, которые готовы стоять на коленях, заискивать, угождать тем, кто выше их по положению, социальному статусу. Такие люди смотрят на обстоятельства с точки зрения «Где мне лучше?», «Где я получу прибыль?», «Где мне дадут должность повыше?», и в зависимости от этого меняют свою позицию в политике, политических событиях, предают своих друзей, и поддерживают врагов. Они льстят, лицемерят, нагло врут.)

— Подберите синонимы к слову ХАМЕЛЕОНСТВО (лицемерие, угодничество, чинопочитание, приспособленчество)

— Соедините определения и понятия

лицемерие

почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина.

угодничество

несоответствие слов, поступков человека истинным намерениям.

чинопочитание

излишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать благосклонность, расположение к себе.

приспособленчество

умение приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды.

6. Домашнее задание: написать ответ на вопрос «Актуальна ли тема хамелеонства в наше время , докажите»

7. Подведение итогов.

Перед вами решето. Вместо крыжовника мы конфискуем в него те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с теми недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались.
Лесть, подхалимство, грубость, высокомерие, хамелеонство, коррупция.

На доске перед вами дерево совести. Возьмите у себя на партах листочки с теми качества, которые должны быть с вами всегда.
Доброта, честность, порядочность, уважение к другим, взаимопомощь, милосердие, любовь к ближнему, искренность, отзывчивость, бескорыстие.

Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Следите, чтобы вокруг него не появились сорняки – пороки. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами. И помните слова А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

8.Заключительное слово учителя – напутствие для учеников:

Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всем и до конца,

Верность другу,

Преданность Отчизне,

Имя гражданина и борца.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Четыреххлористый углерод синоним
  • Четырехлистный клевер синоним
  • Четырехлапый друг синоним
  • Четкость фото синоним
  • Четкость действий синоним